ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 22 августа 2005 г. № 534, г. Москва
О мерах по совершенствованию организации нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы*
В целях совершенствования нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепномозговой травмы приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Порядок оказания нейрореабилитационной, в том числе ранней нейрореабилитационной, помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы согласно приложению №1.
1.2. Положение об организации деятельности отделения патологии речи и нейрореабилитации в составе лечебно-профилактического учреждения согласно приложению №2.
1.3. Положение об организации деятельности Центра патологии речи и нейрореабилитации согласно приложению №3.
1.4. Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и другого персонала центров (отделений) патологии речи и нейрореабилитации согласно приложению №4.
1.5. Примерный перечень оборудования для оснащения центров (отделений) патологии речи и нейрореабилитации и палат ранней нейрореабилитации согласно приложению №5.
2. Организационно-методическое руководство по совершенствованию нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы возложить на Научно-методический центр патологии речи и нейрореабилитации Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации В.И. Ста-родубова.
Министр М. Зурабов
Приложение №1______________________________________
Порядок оказания нейрореабилитационной, в том числе ранней нейрореабилитационной, помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы
* Опубликован 9 сентября 2005 г. Зарегистрирован в Минюсте РФ 30 августа 2005 г. Регистрационный № 6966.
1. Настоящий Порядок регламентирует основные положения оказания нейрореабилитационной, в том числе ранней нейрореабилитационной, помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы.
2. Оказание нейрореабилитационной, в том числе ранней нейрореабилитационной, помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы начинает осуществляться в реанимационных отделениях или в палатах интенсивной терапии.
При стабилизации жизненно важных функций и выхода из коматозного состояния пациенты переводятся из реанимационного отделения или блока интенсивной терапии в неврологическое, нейрохирургическое, реабилитационное отделения, в которых при благоприятном прогнозе определяются в палаты ранней нейрореабилитации для оказания ранних нейрореабилитационных мероприятий.
Показаниями для перевода больных в палаты ранней нейрореабилитации являются: нарушения глотания, выраженные нарушения двигательных и высших психических функций, в том числе речи, с благоприятным прогнозом; ясное сознание с уровнем бодрствования, достаточным для выполнения инструкций; отсутствие выраженных психических расстройств.
3. Палаты ранней нейрореабилитации осуществляют деятельность по:
- профилактике тяжелых последствий инсульта и черепно-мозговой травмы и проведению восстановительных мероприятий больным с выраженными нарушениями двигательных и высших психических функций в максимально ранние сроки. При этом в неврологических, нейрохирургических и реабилитационных отделениях, в которых создаются палаты ранней нейрореабилитации, устанавливается дополнительная численность медицинского и другого персонала (инструктор по лечебной физкультуре, медицинский психолог и логопед);
- проведению комплексных медицинских, медико-психологических, медико-педагогических и медико-социальных мероприятий, включающих медикаментозное лечение, физиотерапию, лечебную физкультуру и массаж, систематическую работу по стабилизации функции дыхания, восстановлению глотания, нарушенных когнитивных функций (внимания, восприятия, памяти, праксиса и гнозиса). При необходимости используются приемы растормаживания речи с помощью средств невербальной коммуникации.
4. Палаты ранней нейрореабилитации комплектуются оборудованием в соответствии с примерным перечнем, предусмотренным приложением №5.
5. При наличии реабилитационного отделения в составе лечебно-профилактического учреждения больные переводятся из неврологического, нейрохирургического отделений в палаты нейрореабилитации этого отделения.
6. Больные со стойкими нарушениями речи и других высших психических функций, нарушениями опорнодвигательного аппарата из вышеуказанных отделений могут быть направлены в отделения Центра патологии речи и нейрореабилитации: стационар на дому, стационар с круглосуточным пребыванием, дневной стационар.
7. В амбулаторно-поликлинических условиях нейрореабилитация осуществляется по показаниям в специализированных кабинетах территориальных поликлиник, поликлиник восстановительного лечения, психоневрологических диспансерах, врачебно-физкультурных диспансерах по месту жительства.
8. Больные с хорошим восстановлением функций после проведения лечения и нейрореабилитации на других этапах заболевания для закрепления положительных результатов могут быть направлены в санаторий, далее проводится динамическое наблюдение пациентов вра-чом-неврологом территориальной поликлиники.
Приложение №2_________________________________________
Положение об организации деятельности отделения патологии речи и нейрореабилитации в составе лечебно-профилактического учреждения
1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности отделения патологии речи и нейрореабилитации в составе лечебно-профилактического учреждения.
2. Отделение патологии речи и нейрореабилитации (далее
- Отделение) создается на базе лечебно-профилактического учреждения: республиканской (краевой, окружной, областной) или другой многопрофильной больницы и является его структурным подразделением.
3. Отделение возглавляет заведующий, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем лечебно-профилактического учреждения, в структуре которого создано Отделение.
4. Структура и штатная численность медицинского и другого персонала Отделения утверждается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в составе которого оно создается.
5. Отделение осуществляет следующие функции:
- проведение интенсивных комплексных медицинских, медико-психологических, медико-педагогических, медико-социальных мероприятий в целях достижения стабилизации состояния больного и положительной динамики восстановления двигательных, высших психических функций, в том числе речи, развитию и закреплению навыков самообслуживания, профилактики тяжелых осложнений последствий инсульта и черепно-мозговой травмы;
- обеспечение курсового комплексного (междисциплинарного) восстановительного лечения (фармако-, физио-, рефлексотерапия, индивидуальные и групповые логопедические занятия,
психотерапия, лечебная физкультура и массаж), социально-бытовой и социально-трудовой реабилитации;
- внедрение в практику современных лечебнодиагностических технологий на основе последних научно-технических достижений, а также передового опыта аналогичных учреждений, в том числе в области информатизации.
6. В случае отсутствия в субъекте Российской Федерации Центра патологии речи и нейрореабилитации на Отделение могут быть возложены функции указанного Центра.
7. Отделение ведет необходимую учетную и отчетную документацию и представляет отчет о деятельности в установленном порядке.
8. Отделение комплектуется оборудованием в соответствии с примерным перечнем, предусмотренным приложением №5.
Приложение №3_________________________________________
Положение об организации деятельности Центра патологии речи и нейрореабилитации
1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности Центра патологии речи и нейрореабилитации.
2. Центр патологии речи и нейрореабилитации (далее -Центр) создается органом управления здравоохранением как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение или на базе республиканской (краевой, окружной, областной) больницы и является ее структурным подразделением.
3. Создание Центров, их число и мощность определяются с учетом особенностей и потребностей субъектов Российской Федерации.
4. Центр возглавляет руководитель (директор, главный врач), который назначается на должность и освобождается от должности органом управления здравоохранением или руководителем лечебно-профилактического учреждения, в структуре которого создается Центр.
5. Структура и штаты медицинского и другого персонала Центра устанавливаются его руководителем в соответствии со штатными нормативами.
6. При организации Центра в составе лечебно-профилактического учреждения структура и штаты медицинского и другого персонала Центра определяются руководителем лечебно-профилактического учреждения в зависимости от конкретных условий и потребности обеспечения деятельности Центра.
7. Центр осуществляет следующие функции:
- оказание комплексной диагностической помощи больным (детям, подросткам и взрослым) с нарушениями высших психических функций, в том числе речи, нарушениями коммуникации и
общения, с сопутствующими двигательными, соматическими, неврологическими и психическими расстройствами, возникшими в результате перенесенного инсульта и черепно-мозговой травмы, а также медицинской, медико-психологической, медико-педагогической, медико-социальной нейрореабилитационной помощи;
- определение оптимальных объемов медицинских, медико-психологических и медико-педагогических мероприятий;
- составление и обеспечение программ курсового комплексного (междисциплинарного) восстановительного лечения (фармако-, физио-, рефлексотерапия, индивидуальные и групповые логопедические занятия, психотерапия, лечебная физкультура и массаж), социально-бытовой и социально-трудовой реабилитации;
- апробация и внедрение в практику современных методов диагностического обследования нарушенных функций больного, в том числе медицинских, медико-психологических, медико-педагогических, медико-социальных аспектов нейрореабилитации, медицинских технологий лечения и нейрореабилитации, а также диагностической и лечебной аппаратуры;
- осуществление экспертизы временной нетрудоспособности;
- организация диспансерного наблюдения за больными, прошедшими нейрореабилитацию;
- обеспечение организационно-методического руководства специализированной нейрореаби-литационной, нейро-психологической и логопедической службами в регионах с целью проведения эпидемиологических исследований и обеспечения поэтапного восстановительного лечения больных;
- осуществление статистического мониторинга и анализа результатов лечения и нейрореабилитации пострадавших во время военных действий, террористических актов, катастроф, насилия;
- формирование банка данных о больных, нуждающихся в лечении и организации поэтапной нейрореабилитации;
- проведение работ по повышению профессиональной подготовки специалистов по вопросам нейрореабилитации;
- ведение учетной и отчетной медицинской документации и представление отчета о деятельности Центра в установленном порядке;
- разработка методических рекомендаций, дидактических пособий, учебных аудио-, кино- и видеопрограмм.
S. Лечение и нейрореабилитация больных с последствиями
инсульта и черепно-мозговой травмы в Центре осуществляется на основании заключения комиссии по отбору больных, создаваемой в Центре и возглавляемой главным врачом. В состав комиссии входят заместители главного врача, заведующие отделений, ведущие специалисты Центра.
9. Комиссия по отбору больных оценивает состояние больного и с учетом показаний и противопоказаний направляет его в одно из отделений Центра или дает рекомендации по его нейрореабилитации в других медицинских учреждениях специализированной нейрореабилита-ционной, нейропсихологической и логопедической служб (кабинеты в поликлиниках по месту жительства, врачебно-физкультурных диспансерах, психоневрологических диспансерах, поликлиниках восстановительного лечения, санаториях).
10. Центр оснащается оборудованием в соответствии с примерным перечнем, предусмотренным приложением №5.
11. Рекомендуемая структура Центра:
- консультативно-диагностическое отделение;
- отделение функциональной диагностики;
- стационар с круглосуточным пребыванием больных с последствиями инсульта и черепномозговой травмы;
- стационар на дому для больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы;
- дневной стационар для больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы;
- дневной стационар для больных с нарушениями общения и коммуникаций (логоневроз);
- амбулаторно-стационарный комплекс для детей и подростков:
l консультативно-диагностическое отделение;
l дневной стационар;
l стационар с круглосуточным пребыванием;
- фониатрическое отделение;
- отделение ЛФК и массажа;
- отделение по восстановлению бытовых и трудовых навыков;
- отделение клинической психологии;
- физиотерапевтическое отделение;
- организационно-методический отдел.
Том 1. №2 2007 Приложение №4
из расчета 1 должность на 30 коек
Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и другого персонала центров (отделений) патологии речи и нейрореабилитации
I. Врачебный персонал:
врач-невролог -
из расчета 1 должность на 20 коек
врач-психотерапевт -из расчета 1 должность на 15 коек
врач-физиотерапевт -
из расчета 1 должность в учреждении (отделении) врач-психиатр -
из расчета 1 должность на 25 коек врач-терапевт -
из расчета 1 должность на 40 коек
врач по лечебной физкультуре -в зависимости от объема работы
врач-рефлексотерапевт -в зависимости от объема работы
врач функциональной диагностики -в зависимости от объема работы
врач-оториноларинголог -в зависимости от объема работы
при наличии детского отделения: врач-педиатр -
из расчета 1 должность на 20 коек
заведующий отделением -в отделении на 40 коек вместо 0,5 ставки врача в отделении на 40 и более коек -сверх должностей врачей
II. Средний медицинский персонал
медицинская сестра палатная -
из расчета 1 круглосуточный пост на 20 коек
медицинская сестра процедурной -из расчета 1 должность на отделение (дневной стационар)
инструктор по лечебной физкультуре -из расчета 1 должность на 12 коек
медицинская сестра по массажу -из расчета 1 должность на 12 коек
инструктор по трудовой терапии -
старшая медицинская сестра -
соответственно должностям заведующих отделениями
III. Младший медицинский персонал
младшая медицинская сестра по уходу за больными, санитарка -из расчета 1 круглосуточный пост 25 коек
санитарка (буфетчица) -из расчета 1 должность на 25 коек
санитарка (ваннщица) -в отделениях до 20 коек - 1 должность, в отделениях свыше 20 коек - 2 должности
сестра-хозяйка -
из расчета 1 должность на 1 отделение
IV. Другой персонал
медицинский психолог -из расчета 1 должность на 20 коек
инструктор-методист по лечебной физкультуре -в зависимости от объема работы
инструктор по труду -в зависимости от объема работы
для взрослых пациентов: логопед (дефектолог) -
при индивидуальной работе с больным -1,5 посещения в час
при работе с больным на дому -1 посещение в час при проведении групповых логопедических занятий - 8-10 посещений в 1,5 часа
для детей:
при индивидуальной работе -1,5 посещения в час
при индивидуальной работе при легких нарушениях речи - 4 посещения в час
при проведении групповых занятий -5-8 посещений в час в зависимости от тяжести нарушений
музыкальный руководитель -
из расчета 1 должность в учреждении (отделении)
социальный работник -из расчета 1 должность на 20 коек
младший воспитатель -в зависимости от объема работы
оператор ЭВМ -
1 должность на учреждение (отделение)
Приложение №5
Примерный перечень
оборудования для оснащения центров (отделений) патологии речи и нейрореабилитации и палат ранней нейрореабилитации
1. Примерный перечень оборудования для оснащения центров патологии речи и нейрореабилитации (для детских центров - с учетом специфики детского возраста)
№ Наименование оборудования Минимально
п/п необходимое
количество
Оборудование для отделения функциональной диагностики
1. Энцефалограф многоканальный с картированием 2
2. Электрокардиограф 1
3. Аппарат для ультразвуковой диагностики 1
4. Аппарат для ультразвуковой диагностики сосудов 1
(допплерография, дуплексное сканирование)
5. Реоэнцефалограф 1
6. Электромиограф с программой исследования 1
вызванных потенциалов
7. Комплекс для транскраниальной магнитной 1
стимуляции
8. Аппараты для мониторинга артериального давления 5
9. Компьютерный томограф 1
Оборудование для отделения лечебной физкультуры и массажа
1. Стол для кинезотерапии и массажа 3
2. Маты напольные 3
3. Гимнастические снаряды и устройства (мячи разного размера, веса, фактуры, гимнастические палки, булавы, гантели, ортезы)
4. "Шведская стенка" 1
5. Параллельные брусья и ступеньки для обучения ходьбе
6. Тренажеры для восстановления движений в 5
конечностях (степперы, тредбаны, велотренажеры)
7. Психофизиологические комплексы для тренинга 3 с биологически обратной связью, в том числе компьютерная стабилометрия
8. Программно-аппаратный комплекс анализа движений 1 "Биомеханика"
9. Рефлекторно-нагрузочные устройстватипа 15
"Гравистат"
Оборудование для физиотерапевтического отделения
1. Аппараты для гальванизации 2
2. Парафинонагреватели для озокерито-, парафинолечения 1
3. Комплекс для гидротерапии 2
4. Аппарат типа "Амплипульс" І
5. Аппарат ультразвуковой терапии І
6. Аппарат для лазеротерапии І
У. Аппарат типа "Миоритм" І
S. Аппарат типа "Искра" І
Оборудование для логопедического кабинета
1. Магнитофон І
2. Диктофон І
3. Метроном І
4. Зеркала 2
5. Персональные компьютеры с программами І
восстановления высших психических функций,
в том числе речи
6. Тонометр І
У. Набор логопедических зондов и шпателей І
S. Видеомагнитофон І
9. Видеокамера І
10. Оборудование для проведения музыкальных занятий (пианелла, караоке, музыкальные инструменты и пр.)
Методические пособия
1. Схемы нейропсихологического обследования высших психических функций,
альбомы для диагностики
2. Наглядно-дидактический материал - наборы специальных таблиц, текстов, обучающих игр
3. Учебно-методическая литература для пациентов -сборники упражнений, книги для чтения, рабочие тетради
Оборудование для кабинетов социально-бытовой, трудовой реабилитации
1. Специализированные стенды для социально-бытовой реабилитации
2. Предметы бытового обихода для больных с нарушениями двигательных функций
3. Приспособления и инструменты для выработки навыков трудовой деятельности
4. Специальные пособия и материалы для восстановления мелких целенаправленных движений рук
5. Наборы приспособлений и оборудования для проведения арттерапии (конструкторы, пазлы и пр.)
6. Персональные компьютеры с игровыми программами 2
Оборудование для фониатрического отделения
1. Многофункциональное рабочее место 1
фониатра - оториноларинголога, компл.
укомплектованное для диагностики
и лечения с ларингоскопическим набором
2. Оборудование для аудиометрии 1
компл.
3. Видеоларингостробоскоп 1
4. Комплекс нейромышечной электрофонопедической 1 стимуляции для диагностики, лечения и профилактики нарушений глотания, речи
и голоса - вокаСТИМ
5. Персональные компьютерыс программами для восстановления голоса
6. Магнитофон 1
7. Диктофон 1
8. Видеомагнитофон 1
9. Видеокамера 1
2. Примерный перечень оборудования для оснащения отделений патологии речи и нейрореабилитации, палат ранней нейрореабилитации (для детских отделений - с учетом специфики детского возраста)
№ Наименование оборудования п/п Минимально необходимое количество
1. Функциональные кровати 10
2. Прикроватные функциональные кресла 10
3. Столы для кинезотерапии, массажа 3
4. "Шведская стенка" 1
5. Набор ступенек для обучения ходьбе 1
6. Ортезы 5
7. Программно-аппаратный комплекс анализа 1 движений "Биомеханика"
8. Психофизиологический комплекс длятренинга 1 с биологически обратной связью
Физиотерапевтическое оборудование
1. Парафинонагреватель для теплолечения 1
2. Приборы для гальванизации 2
3. Аппарат "Амплипульс" 1
4. Аппарат "Искра" 1
5. Аппарат ультразвуковой терапии 1
6. Аппарат типа "Миоритм" 1
7. Аппараты для лазерной терапии 1
Оборудование для кабинетов социально-бытовой,
трудовой реабилитации
1. Специализированные стенды для социально-бытовой реабилитации
2. Предметы бытового обихода для больных с нарушениями двигательных функций
3. Приспособления и инструменты для выработки навыков трудовой деятельности
4. Специальные пособия и материалы для восстановления мелких целенаправленных движений рук
5. Наборы приспособлений и оборудования для проведения арттерапии (конструкторы, пазлы и пр.)
6. Персональные компьютеры с игровыми программами 2
Оборудование для логопедического кабинета
1. Магнитофон кассетный 1
2. Диктофон 1
3. Метроном 1
4. Зеркала 2
5. Персональные компьютеры с программами 1
восстановления высших психических функций,
в том числе речи
6. Тонометр 1
7. Набор логопедических зондов и шпателей 1
8. Видеомагнитофон 1
9. Оборудование для проведения музыкальных занятий (пианелла, караоке, музыкальные инструменты и пр.)
Методические пособия
1. Схемы нейропсихологического обследования высших психических функций, альбомы
2. Наглядно-дидактический материал - наборы специальных таблиц, текстов, обучающих игр
3. Учебно-методическая литература для пациентов -сборники упражнений, книги для чтения, рабочие тетради