Научная статья на тему 'Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 г. №534 «о мерах по совершенствованию организации нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы»'

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 г. №534 «о мерах по совершенствованию организации нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
93
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 г. №534 «о мерах по совершенствованию организации нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы»»

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 22 августа 2005 г. № 534, г. Москва

О мерах по совершенствованию организации нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы*

В целях совершенствования нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепномозговой травмы приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Порядок оказания нейрореабилитационной, в том числе ранней нейрореабилитационной, помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы согласно приложению №1.

1.2. Положение об организации деятельности отделения патологии речи и нейрореабилитации в составе лечебно-профилактического учреждения согласно приложению №2.

1.3. Положение об организации деятельности Центра патологии речи и нейрореабилитации согласно приложению №3.

1.4. Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и другого персонала центров (отделений) патологии речи и нейрореабилитации согласно приложению №4.

1.5. Примерный перечень оборудования для оснащения центров (отделений) патологии речи и нейрореабилитации и палат ранней нейрореабилитации согласно приложению №5.

2. Организационно-методическое руководство по совершенствованию нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы возложить на Научно-методический центр патологии речи и нейрореабилитации Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации В.И. Ста-родубова.

Министр М. Зурабов

Приложение №1______________________________________

Порядок оказания нейрореабилитационной, в том числе ранней нейрореабилитационной, помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы

* Опубликован 9 сентября 2005 г. Зарегистрирован в Минюсте РФ 30 августа 2005 г. Регистрационный № 6966.

1. Настоящий Порядок регламентирует основные положения оказания нейрореабилитационной, в том числе ранней нейрореабилитационной, помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы.

2. Оказание нейрореабилитационной, в том числе ранней нейрореабилитационной, помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы начинает осуществляться в реанимационных отделениях или в палатах интенсивной терапии.

При стабилизации жизненно важных функций и выхода из коматозного состояния пациенты переводятся из реанимационного отделения или блока интенсивной терапии в неврологическое, нейрохирургическое, реабилитационное отделения, в которых при благоприятном прогнозе определяются в палаты ранней нейрореабилитации для оказания ранних нейрореабилитационных мероприятий.

Показаниями для перевода больных в палаты ранней нейрореабилитации являются: нарушения глотания, выраженные нарушения двигательных и высших психических функций, в том числе речи, с благоприятным прогнозом; ясное сознание с уровнем бодрствования, достаточным для выполнения инструкций; отсутствие выраженных психических расстройств.

3. Палаты ранней нейрореабилитации осуществляют деятельность по:

- профилактике тяжелых последствий инсульта и черепно-мозговой травмы и проведению восстановительных мероприятий больным с выраженными нарушениями двигательных и высших психических функций в максимально ранние сроки. При этом в неврологических, нейрохирургических и реабилитационных отделениях, в которых создаются палаты ранней нейрореабилитации, устанавливается дополнительная численность медицинского и другого персонала (инструктор по лечебной физкультуре, медицинский психолог и логопед);

- проведению комплексных медицинских, медико-психологических, медико-педагогических и медико-социальных мероприятий, включающих медикаментозное лечение, физиотерапию, лечебную физкультуру и массаж, систематическую работу по стабилизации функции дыхания, восстановлению глотания, нарушенных когнитивных функций (внимания, восприятия, памяти, праксиса и гнозиса). При необходимости используются приемы растормаживания речи с помощью средств невербальной коммуникации.

4. Палаты ранней нейрореабилитации комплектуются оборудованием в соответствии с примерным перечнем, предусмотренным приложением №5.

5. При наличии реабилитационного отделения в составе лечебно-профилактического учреждения больные переводятся из неврологического, нейрохирургического отделений в палаты нейрореабилитации этого отделения.

6. Больные со стойкими нарушениями речи и других высших психических функций, нарушениями опорнодвигательного аппарата из вышеуказанных отделений могут быть направлены в отделения Центра патологии речи и нейрореабилитации: стационар на дому, стационар с круглосуточным пребыванием, дневной стационар.

7. В амбулаторно-поликлинических условиях нейрореабилитация осуществляется по показаниям в специализированных кабинетах территориальных поликлиник, поликлиник восстановительного лечения, психоневрологических диспансерах, врачебно-физкультурных диспансерах по месту жительства.

8. Больные с хорошим восстановлением функций после проведения лечения и нейрореабилитации на других этапах заболевания для закрепления положительных результатов могут быть направлены в санаторий, далее проводится динамическое наблюдение пациентов вра-чом-неврологом территориальной поликлиники.

Приложение №2_________________________________________

Положение об организации деятельности отделения патологии речи и нейрореабилитации в составе лечебно-профилактического учреждения

1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности отделения патологии речи и нейрореабилитации в составе лечебно-профилактического учреждения.

2. Отделение патологии речи и нейрореабилитации (далее

- Отделение) создается на базе лечебно-профилактического учреждения: республиканской (краевой, окружной, областной) или другой многопрофильной больницы и является его структурным подразделением.

3. Отделение возглавляет заведующий, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем лечебно-профилактического учреждения, в структуре которого создано Отделение.

4. Структура и штатная численность медицинского и другого персонала Отделения утверждается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в составе которого оно создается.

5. Отделение осуществляет следующие функции:

- проведение интенсивных комплексных медицинских, медико-психологических, медико-педагогических, медико-социальных мероприятий в целях достижения стабилизации состояния больного и положительной динамики восстановления двигательных, высших психических функций, в том числе речи, развитию и закреплению навыков самообслуживания, профилактики тяжелых осложнений последствий инсульта и черепно-мозговой травмы;

- обеспечение курсового комплексного (междисциплинарного) восстановительного лечения (фармако-, физио-, рефлексотерапия, индивидуальные и групповые логопедические занятия,

психотерапия, лечебная физкультура и массаж), социально-бытовой и социально-трудовой реабилитации;

- внедрение в практику современных лечебнодиагностических технологий на основе последних научно-технических достижений, а также передового опыта аналогичных учреждений, в том числе в области информатизации.

6. В случае отсутствия в субъекте Российской Федерации Центра патологии речи и нейрореабилитации на Отделение могут быть возложены функции указанного Центра.

7. Отделение ведет необходимую учетную и отчетную документацию и представляет отчет о деятельности в установленном порядке.

8. Отделение комплектуется оборудованием в соответствии с примерным перечнем, предусмотренным приложением №5.

Приложение №3_________________________________________

Положение об организации деятельности Центра патологии речи и нейрореабилитации

1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности Центра патологии речи и нейрореабилитации.

2. Центр патологии речи и нейрореабилитации (далее -Центр) создается органом управления здравоохранением как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение или на базе республиканской (краевой, окружной, областной) больницы и является ее структурным подразделением.

3. Создание Центров, их число и мощность определяются с учетом особенностей и потребностей субъектов Российской Федерации.

4. Центр возглавляет руководитель (директор, главный врач), который назначается на должность и освобождается от должности органом управления здравоохранением или руководителем лечебно-профилактического учреждения, в структуре которого создается Центр.

5. Структура и штаты медицинского и другого персонала Центра устанавливаются его руководителем в соответствии со штатными нормативами.

6. При организации Центра в составе лечебно-профилактического учреждения структура и штаты медицинского и другого персонала Центра определяются руководителем лечебно-профилактического учреждения в зависимости от конкретных условий и потребности обеспечения деятельности Центра.

7. Центр осуществляет следующие функции:

- оказание комплексной диагностической помощи больным (детям, подросткам и взрослым) с нарушениями высших психических функций, в том числе речи, нарушениями коммуникации и

общения, с сопутствующими двигательными, соматическими, неврологическими и психическими расстройствами, возникшими в результате перенесенного инсульта и черепно-мозговой травмы, а также медицинской, медико-психологической, медико-педагогической, медико-социальной нейрореабилитационной помощи;

- определение оптимальных объемов медицинских, медико-психологических и медико-педагогических мероприятий;

- составление и обеспечение программ курсового комплексного (междисциплинарного) восстановительного лечения (фармако-, физио-, рефлексотерапия, индивидуальные и групповые логопедические занятия, психотерапия, лечебная физкультура и массаж), социально-бытовой и социально-трудовой реабилитации;

- апробация и внедрение в практику современных методов диагностического обследования нарушенных функций больного, в том числе медицинских, медико-психологических, медико-педагогических, медико-социальных аспектов нейрореабилитации, медицинских технологий лечения и нейрореабилитации, а также диагностической и лечебной аппаратуры;

- осуществление экспертизы временной нетрудоспособности;

- организация диспансерного наблюдения за больными, прошедшими нейрореабилитацию;

- обеспечение организационно-методического руководства специализированной нейрореаби-литационной, нейро-психологической и логопедической службами в регионах с целью проведения эпидемиологических исследований и обеспечения поэтапного восстановительного лечения больных;

- осуществление статистического мониторинга и анализа результатов лечения и нейрореабилитации пострадавших во время военных действий, террористических актов, катастроф, насилия;

- формирование банка данных о больных, нуждающихся в лечении и организации поэтапной нейрореабилитации;

- проведение работ по повышению профессиональной подготовки специалистов по вопросам нейрореабилитации;

- ведение учетной и отчетной медицинской документации и представление отчета о деятельности Центра в установленном порядке;

- разработка методических рекомендаций, дидактических пособий, учебных аудио-, кино- и видеопрограмм.

S. Лечение и нейрореабилитация больных с последствиями

инсульта и черепно-мозговой травмы в Центре осуществляется на основании заключения комиссии по отбору больных, создаваемой в Центре и возглавляемой главным врачом. В состав комиссии входят заместители главного врача, заведующие отделений, ведущие специалисты Центра.

9. Комиссия по отбору больных оценивает состояние больного и с учетом показаний и противопоказаний направляет его в одно из отделений Центра или дает рекомендации по его нейрореабилитации в других медицинских учреждениях специализированной нейрореабилита-ционной, нейропсихологической и логопедической служб (кабинеты в поликлиниках по месту жительства, врачебно-физкультурных диспансерах, психоневрологических диспансерах, поликлиниках восстановительного лечения, санаториях).

10. Центр оснащается оборудованием в соответствии с примерным перечнем, предусмотренным приложением №5.

11. Рекомендуемая структура Центра:

- консультативно-диагностическое отделение;

- отделение функциональной диагностики;

- стационар с круглосуточным пребыванием больных с последствиями инсульта и черепномозговой травмы;

- стационар на дому для больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы;

- дневной стационар для больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы;

- дневной стационар для больных с нарушениями общения и коммуникаций (логоневроз);

- амбулаторно-стационарный комплекс для детей и подростков:

l консультативно-диагностическое отделение;

l дневной стационар;

l стационар с круглосуточным пребыванием;

- фониатрическое отделение;

- отделение ЛФК и массажа;

- отделение по восстановлению бытовых и трудовых навыков;

- отделение клинической психологии;

- физиотерапевтическое отделение;

- организационно-методический отдел.

Том 1. №2 2007 Приложение №4

из расчета 1 должность на 30 коек

Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и другого персонала центров (отделений) патологии речи и нейрореабилитации

I. Врачебный персонал:

врач-невролог -

из расчета 1 должность на 20 коек

врач-психотерапевт -из расчета 1 должность на 15 коек

врач-физиотерапевт -

из расчета 1 должность в учреждении (отделении) врач-психиатр -

из расчета 1 должность на 25 коек врач-терапевт -

из расчета 1 должность на 40 коек

врач по лечебной физкультуре -в зависимости от объема работы

врач-рефлексотерапевт -в зависимости от объема работы

врач функциональной диагностики -в зависимости от объема работы

врач-оториноларинголог -в зависимости от объема работы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

при наличии детского отделения: врач-педиатр -

из расчета 1 должность на 20 коек

заведующий отделением -в отделении на 40 коек вместо 0,5 ставки врача в отделении на 40 и более коек -сверх должностей врачей

II. Средний медицинский персонал

медицинская сестра палатная -

из расчета 1 круглосуточный пост на 20 коек

медицинская сестра процедурной -из расчета 1 должность на отделение (дневной стационар)

инструктор по лечебной физкультуре -из расчета 1 должность на 12 коек

медицинская сестра по массажу -из расчета 1 должность на 12 коек

инструктор по трудовой терапии -

старшая медицинская сестра -

соответственно должностям заведующих отделениями

III. Младший медицинский персонал

младшая медицинская сестра по уходу за больными, санитарка -из расчета 1 круглосуточный пост 25 коек

санитарка (буфетчица) -из расчета 1 должность на 25 коек

санитарка (ваннщица) -в отделениях до 20 коек - 1 должность, в отделениях свыше 20 коек - 2 должности

сестра-хозяйка -

из расчета 1 должность на 1 отделение

IV. Другой персонал

медицинский психолог -из расчета 1 должность на 20 коек

инструктор-методист по лечебной физкультуре -в зависимости от объема работы

инструктор по труду -в зависимости от объема работы

для взрослых пациентов: логопед (дефектолог) -

при индивидуальной работе с больным -1,5 посещения в час

при работе с больным на дому -1 посещение в час при проведении групповых логопедических занятий - 8-10 посещений в 1,5 часа

для детей:

при индивидуальной работе -1,5 посещения в час

при индивидуальной работе при легких нарушениях речи - 4 посещения в час

при проведении групповых занятий -5-8 посещений в час в зависимости от тяжести нарушений

музыкальный руководитель -

из расчета 1 должность в учреждении (отделении)

социальный работник -из расчета 1 должность на 20 коек

младший воспитатель -в зависимости от объема работы

оператор ЭВМ -

1 должность на учреждение (отделение)

Приложение №5

Примерный перечень

оборудования для оснащения центров (отделений) патологии речи и нейрореабилитации и палат ранней нейрореабилитации

1. Примерный перечень оборудования для оснащения центров патологии речи и нейрореабилитации (для детских центров - с учетом специфики детского возраста)

№ Наименование оборудования Минимально

п/п необходимое

количество

Оборудование для отделения функциональной диагностики

1. Энцефалограф многоканальный с картированием 2

2. Электрокардиограф 1

3. Аппарат для ультразвуковой диагностики 1

4. Аппарат для ультразвуковой диагностики сосудов 1

(допплерография, дуплексное сканирование)

5. Реоэнцефалограф 1

6. Электромиограф с программой исследования 1

вызванных потенциалов

7. Комплекс для транскраниальной магнитной 1

стимуляции

8. Аппараты для мониторинга артериального давления 5

9. Компьютерный томограф 1

Оборудование для отделения лечебной физкультуры и массажа

1. Стол для кинезотерапии и массажа 3

2. Маты напольные 3

3. Гимнастические снаряды и устройства (мячи разного размера, веса, фактуры, гимнастические палки, булавы, гантели, ортезы)

4. "Шведская стенка" 1

5. Параллельные брусья и ступеньки для обучения ходьбе

6. Тренажеры для восстановления движений в 5

конечностях (степперы, тредбаны, велотренажеры)

7. Психофизиологические комплексы для тренинга 3 с биологически обратной связью, в том числе компьютерная стабилометрия

8. Программно-аппаратный комплекс анализа движений 1 "Биомеханика"

9. Рефлекторно-нагрузочные устройстватипа 15

"Гравистат"

Оборудование для физиотерапевтического отделения

1. Аппараты для гальванизации 2

2. Парафинонагреватели для озокерито-, парафинолечения 1

3. Комплекс для гидротерапии 2

4. Аппарат типа "Амплипульс" І

5. Аппарат ультразвуковой терапии І

6. Аппарат для лазеротерапии І

У. Аппарат типа "Миоритм" І

S. Аппарат типа "Искра" І

Оборудование для логопедического кабинета

1. Магнитофон І

2. Диктофон І

3. Метроном І

4. Зеркала 2

5. Персональные компьютеры с программами І

восстановления высших психических функций,

в том числе речи

6. Тонометр І

У. Набор логопедических зондов и шпателей І

S. Видеомагнитофон І

9. Видеокамера І

10. Оборудование для проведения музыкальных занятий (пианелла, караоке, музыкальные инструменты и пр.)

Методические пособия

1. Схемы нейропсихологического обследования высших психических функций,

альбомы для диагностики

2. Наглядно-дидактический материал - наборы специальных таблиц, текстов, обучающих игр

3. Учебно-методическая литература для пациентов -сборники упражнений, книги для чтения, рабочие тетради

Оборудование для кабинетов социально-бытовой, трудовой реабилитации

1. Специализированные стенды для социально-бытовой реабилитации

2. Предметы бытового обихода для больных с нарушениями двигательных функций

3. Приспособления и инструменты для выработки навыков трудовой деятельности

4. Специальные пособия и материалы для восстановления мелких целенаправленных движений рук

5. Наборы приспособлений и оборудования для проведения арттерапии (конструкторы, пазлы и пр.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Персональные компьютеры с игровыми программами 2

Оборудование для фониатрического отделения

1. Многофункциональное рабочее место 1

фониатра - оториноларинголога, компл.

укомплектованное для диагностики

и лечения с ларингоскопическим набором

2. Оборудование для аудиометрии 1

компл.

3. Видеоларингостробоскоп 1

4. Комплекс нейромышечной электрофонопедической 1 стимуляции для диагностики, лечения и профилактики нарушений глотания, речи

и голоса - вокаСТИМ

5. Персональные компьютерыс программами для восстановления голоса

6. Магнитофон 1

7. Диктофон 1

8. Видеомагнитофон 1

9. Видеокамера 1

2. Примерный перечень оборудования для оснащения отделений патологии речи и нейрореабилитации, палат ранней нейрореабилитации (для детских отделений - с учетом специфики детского возраста)

№ Наименование оборудования п/п Минимально необходимое количество

1. Функциональные кровати 10

2. Прикроватные функциональные кресла 10

3. Столы для кинезотерапии, массажа 3

4. "Шведская стенка" 1

5. Набор ступенек для обучения ходьбе 1

6. Ортезы 5

7. Программно-аппаратный комплекс анализа 1 движений "Биомеханика"

8. Психофизиологический комплекс длятренинга 1 с биологически обратной связью

Физиотерапевтическое оборудование

1. Парафинонагреватель для теплолечения 1

2. Приборы для гальванизации 2

3. Аппарат "Амплипульс" 1

4. Аппарат "Искра" 1

5. Аппарат ультразвуковой терапии 1

6. Аппарат типа "Миоритм" 1

7. Аппараты для лазерной терапии 1

Оборудование для кабинетов социально-бытовой,

трудовой реабилитации

1. Специализированные стенды для социально-бытовой реабилитации

2. Предметы бытового обихода для больных с нарушениями двигательных функций

3. Приспособления и инструменты для выработки навыков трудовой деятельности

4. Специальные пособия и материалы для восстановления мелких целенаправленных движений рук

5. Наборы приспособлений и оборудования для проведения арттерапии (конструкторы, пазлы и пр.)

6. Персональные компьютеры с игровыми программами 2

Оборудование для логопедического кабинета

1. Магнитофон кассетный 1

2. Диктофон 1

3. Метроном 1

4. Зеркала 2

5. Персональные компьютеры с программами 1

восстановления высших психических функций,

в том числе речи

6. Тонометр 1

7. Набор логопедических зондов и шпателей 1

8. Видеомагнитофон 1

9. Оборудование для проведения музыкальных занятий (пианелла, караоке, музыкальные инструменты и пр.)

Методические пособия

1. Схемы нейропсихологического обследования высших психических функций, альбомы

2. Наглядно-дидактический материал - наборы специальных таблиц, текстов, обучающих игр

3. Учебно-методическая литература для пациентов -сборники упражнений, книги для чтения, рабочие тетради

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.