Научная статья на тему 'ПРИКАСАЯСЬ К ИСТОРИИ МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ'

ПРИКАСАЯСЬ К ИСТОРИИ МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александр Дробышевский, Анатолий Стасовский

Военно-медицинская академия – старейший медицинский вуз России. Более того, это первое в нашей стране учебное заведение, в котором стали профессионально готовить врачей, до этого их выписывали из-за границы. В стенах ВМедА были учреждены первые в России кафедры и клиники – психиатрии, офтальмологии, педиатрии, гигиены, общей и экспериментальной патологии, ортопедии и многие другие. В стенах ВМедА трудились многие выдающиеся учёные: Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов, С.П. Боткин, И.П. Павлов, Н.В. Склифосовский… В настоящее время академия является ведущим военно-медицинским учебным заведением, клиническим и научно-исследовательским центром военной медицины России. Наша беседа с заслуженным врачом РФ, кавалером орденов Пирогова и Почёта, начальником Военно-медицинской академии генерал-лейтенантом медицинской службы Е. В. Крюковым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александр Дробышевский, Анатолий Стасовский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИКАСАЯСЬ К ИСТОРИИ МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ»

ПРИКАСАЯСЬ К ИСТОРИИ МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ

Военно-медицинская академия - старейший медицинский вуз России. Более того, это первое в нашей стране учебное заведение, в котором стали профессионально готовить врачей, до этого их выписывали из-за границы. В стенах ВМедА были учреждены первые в России кафедры и клиники - психиатрии, офтальмологии, педиатрии, гигиены, общей и экспериментальной патологии, ортопедии и многие другие. В стенах ВМедА трудились многие выдающиеся учёные: Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов, С.П. Боткин, И.П. Павлов, Н.В. Склифосовский... В настоящее время академия является ведущим военно-медицинским учебным заведением, клиническим и научно-исследовательским центром военной медицины России. Наша беседа с заслуженным врачом РФ, кавалером орденов Пирогова и Почёта, начальником Военно-медицинской академии генерал-лейтенантом медицинской службы Е. В. Крюковым

КРЮКОВ

Евгений Владимирович

родился 27 июля 1966 года в Севастополе.

В 1987 году окончил 4 курса Крымского медицинского института. В 1989 году окончил с красным дипломом военно-медицинский факультет при Горьковском медицинском институте, был зачислен в распоряжение Командующего Черноморским флотом. Пройдя все ступени флотского звена, в 1998 году Е.В. Крюков был назначен главным терапевтом Черноморского флота Российской Федерации. С 2009 г. - начальник 1472-го военно-морского клинического госпиталя имени академика Н.И. Пирогова медицинской службы Черноморского флота Российской Федерации. В 2014 году возглавил Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко.

В ноябре 2020 года назначен начальником Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. В июне 2022 года Е.В. Крюков избран академиком Российской академии наук по специальности «Военно-полевая терапия». Доктор медицинских наук.

- Евгений Владимирович, официальным днём учреждения академии считается 18 декабря 1798 года. Интересуются ли нынешние воспитанники историей своей альма-матер, какие исторические вехи для них наиболее интересны и значимы? Как сегодня приумножаются традиции заслуженного учебного заведения?

- Действительно, Военно-медицинская академия - старейшая среди военных академий и медицинских вузов страны. В этом году мы отмечаем юбилей - 225 лет. Днём рождения академии считается 18 декабря 1798 года, когда именным Указом Императора Павла I была основана Медико-хирургическая

академия. Но, возможно, считать основанием академии стоит другую дату: ещё в 1715 году Пётр I в торжественной обстановке в Санкт-Петербурге на набережной Невы заложил камень в основание Военно-сухопутного и Адмиралтейского госпиталей, в которых предусматривалось обучение лекарских и аптекарских учеников, - именно на этой базе создана Медико-хирургическая академия...

С академией связаны имена великих учёных. Николай Пирогов здесь разработал научные основы военно-полевой хирургии, впервые в мире применил на поле боя эфирный наркоз и гипсовую повязку. Основоположник отечественной физиологии Иван Сеченов дал научное обоснование рефлексов головного мозга, открыл процессы центрального торможения, установил физиологические закономерности взаимодействия с внешней средой. Сергей Петрович Боткин создал крупнейшую терапевтическую школу, организовал первую в России клиническую лабораторию, эпидемиологическое общество, Георгиевскую общину сестёр милосердия. Профессор Николай Зинин стал основателем русской химической школы. В его лаборатории долгое время работал Альфред Нобель, учредитель са-

мой престижной научной премии мира. А одним из первых её лауреатов в 1904 году стал руководитель кафедры физиологии академии Иван Павлов.

Академия трепетно хранит память о великих учёных, врачах и педагогах, которые трудились здесь. Практически на каждой кафедре есть музей, посвящённый великим медикам, оставившим огромный вклад в науку, - их посещают курсанты и студенты академии, чтобы понимать, насколько большая ответственность лежит на них, преемниках Бехтерева, Оппеля, Павлова. Для ребят это важно, многие из курсантов рассказывают, что изначально мечтали поступить в Военно-медицинскую академию именно для того, чтобы прикоснуться к истории российской медицинской науки.

- Во все времена педагоги были гордостью академии. Кто и за какие заслуги сегодня заслуживает самых тёплых слов, какими качествами должен обладать современный преподаватель?

- Педагоги - это именно те люди, которые должны не только давать знания курсантам, но и прививать им общечеловеческие ценности и понятия офицерской чести. Именно поэтому в академии идёт жесточайший отбор в преподавательский состав. Очень трудно выделить несколько фамилий из профессорско-преподавательского коллектива, ведь каждый из них - не только обладатель учёных степеней и званий, но и прошёл «обкатку» в боевых условиях, в условиях чрезвычайных ситуаций, словом, передаёт учащимся не просто теорию, но и реальный опыт военного врача.

Безусловно,говоря о заслуженных преподавателях Военно-медицинской академии, мы не можем не упомянуть профессора Ивана Васильевича Гайворон-ского, который уже 35 лет заведует кафедрой нормальной анатомии,

является заслуженным работником высшей школы Российской Федерации и дважды лауреатом премии Правительства РФ в области образования. Это поистине легендарная личность - под его началом выросло не одно поколение врачей, по его учебникам учатся анатомии в большинстве медицинских вузов! Несмотря на широкий круг научных интересов, Иван Васильевич продолжает активную преподавательскую деятельность,сочетая высокую требовательность к обучаемым с глубоким уважением к каждому курсанту.

Из молодых преподавателей можно вспомнить заместителя начальника кафедры и клиники военно-полевой хирургии Виктора Александровича Реву. Он активно занимается научной работой, совершенствуясь в мастерстве во время командировок в зону специальной военной операции, и его идеи уже внедрены в практику неотложной хирургии, а также читает лекции курсантам и слушателям, занимается с ребятами из ВНОКС (Военно-научного общества курсантов и слушателей академии).

- Не так давно на базе обеспечения учебного процесса Военно-медицинской акаде-

мии состоялось ежегодное тактико-специальное учение «0чаг-2023». Какие цели и задачи отрабатывались на этот раз в ходе учения и насколько напряжённо в целом вы используете полигонную учебно-материальную базу для подготовки специалистов?

- Тактико-специальное учение «Очаг» проводилось уже 61 раз. В этом году в нём приняли участие более 900 человек из числа курсантов академии, слушателей и профессорско-преподавательского состава. Традиционно акцент учений мы делаем на отработке самых актуальных вопросов военной медицины, и в этом году, учитывая опыт специальной военной операции, во главу угла была поставлена отработка и демонстрация навыков тактической медицины в рамках штурмовых действий в отдельном населённом пункте.

Основными целями учения являлись: совершенствование полевой выучки, выработка практических навыков в управлении подчинёнными силами и средствами, в организации работы медицинских подразделений по приёму раненых (поражённых) и больных, самостоятельном исполнении слушателями и курсантами должностных обязанностей

по должностному предназначению.

В числе приоритетных задач учения в этом году были следующие: освоение практических навыков по организации и оказанию первой, доврачебной,первой врачебной, квалифицированной медицинской помощи в ходе боевых действий в полевых условиях с учётом опыта, приобретённого в ходе проведения СВО. Особое внимание уделялось вопросам развёртывания медицинских подразделений в укрытиях, инженерного оборудования и маскировки позиций медицинских подразделений, выполнения лечебно-эвакуационных мероприятий на новых образцах специальной техники ЗСА-Т «Линза» и З-СТС-5350 «Ахмат» в различных видах современного боя, а также эвакуации авиационным транспортом (вертолётом Ми-8) с поля боя.

Участники тактико-специального учения «0чаг-2023» продемонстрировали умение оказывать первую помощь и эвакуацию условно раненых товарищей не только в автомобильный транспорт, но и на борт санитарного вертолёта, а также организацию работы медицинского отряда специального назначения в вертолётном модуле. Работа с таким

модулем позволяет в кратчайшие сроки переоборудовать любой вертолёт в санитарный вариант.

Также впервые на «Очаге» была показана работа передовой медицинской группы медицинского отряда специального назначения. Её задача - приблизить оказание хирургической помощи к переднему краю. Основное отличие этой группы - мобильность и автономность. Владение навыками военно-полевой хирургии - одной из основных военно-медицинских специальностей - было продемонстрировано на биомодели, были отработаны хирургические вмешательства при тяжёлых повреждениях печени, селезёнки и разрыве аорты и многих других.

Кроме «Очага» на базе обеспечения учебного процесса в Красном Селе проводятся вступительные испытания для абитуриентов, реализуется программа общей военной подготовки для поступивших курсантов, на специально оборудованных полигонах постоянно проводятся занятия по дисциплинам военно-профессионального модуля и тактической медицине для курсантов и слушателей выпускных курсов. В недавно построенном современном тире круглогодично проводятся занятия по стрельбе для постоянного и переменного состава академии,

а также соревнования различного уровня.

На базе центра тактической медицины Вооружённых Сил Российской Федерации, размещённого в Красном Селе, с высокой интенсивностью реализуются циклы по программе дополнительного профессионального образования «Инструктор по тактической медицине» для военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации, а также других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрено прохождение военной службы. Центр тактической медицины используется в качестве межведомственной площадки полевой выучки медицинских специалистов всех силовых ведомств по единым стандартам, а также дополнительной подготовки перед выполнением специальных задач.

Стоит отметить, что в прошлом году именно на базе обеспечения учебного процесса Военно-медицинской академии с огромным успехом прошла Международная военно-медицинская эстафета, в которой приняли участие представители 16 стран!

- В рамках Петербургского международного экономического форума было заявлено о разработке в стенах академии инновационного бесклеточного продукта для стимуляции процесса заживления глубоких ран. Что можно рассказать об этой разработке?

- В Военно-медицинской академии традиционно ведётся активная деятельность по разработке инновационных методов лечения. Поиск технологий ускорения заживления поражений кожи и мягких тканей актуален и для военной медицины, и для гражданской. Рост количества стихийных бедствий, производственных и бытовых травм приводит к увеличению больных с подобными повреждениями. В этой связи

группой исследователей-экспериментаторов из подразделений научно-исследовательского центра Военно-медицинской академии была разработана запатентованная технология изготовления тканеинженерных продуктов, стимулирующих регенеративные процессы и повышающих эффективность традиционных схем лечения (бесклеточного матрикса из пуповины человека).

Уникальная технология позволяет получить продукт в различных лекарственных формах (матрикс в высушенном виде и гидрогель в жидком виде для внутрисуставного применения и в высушенном виде для наружного применения). После прохождения клинических исследований на животных было экспериментально доказано, что использование бесклеточного матрикса пуповины человека в виде инъекционного гидрогеля для восстановления травматических повреждений суставного хряща приводит к положительной динамике - способствует формированию в зоне повреждения полноценного гиалинового хряща. Также экспериментально доказано, что полученные продукты способствуют регенеративному типу заживления глубоких кожных ран, формируя зрелый эпителиальный пласт.

Группа исследователей академии под руководством Хоминца Владимира Васильевича, начальника кафедры военной травматологии и ортопедии, исследует эффективность применения изготовленных продуктов из пуповины человека у пациентов с глубокими повреждениями кожи, и на данный момент есть все основания говорить о том, что подобная технология является прорывной, максимально активизирует резервы организма и его регенеративный потенциал.

- В рамках программы «Прио-ритет-2030» Военно-медицинской академией совместно

с Главным военно-медицинским управлением создан образовательный портал по лечению боевой патологии. В чём его уникальность?

- Специальная военная операция вскрыла пробелы в знаниях многих гражданских медиков, вынужденных столкнуться с патологиями, редко встречающимися в мирной жизни. Дело в том, что некоторые, довольно специфические, на первый взгляд, дисциплины, такие, как военно-полевая хирургия и военно-полевая терапия, в большинстве медицинских вузов были либо полностью ис-

ключены из программ обучения, либо преподавались в ознакомительном порядке, хотя знания, получаемые в процессе изучения этих разделов медицины, универсальны и могут пригодиться при лечении не только военных травм и болезней, связанных с боевыми действиями, но и в обычном повседневном труде врача.

Врачи Военно-медицинской академии, с первого дня СВО выполняющие свой долг как на передовой, так и в прифронтовых госпиталях, с готовностью передавали свой опыт гражданским коллегам. Руководство Военно-ме-

дицинской академии, осознавая необходимость системного характера дополнительного образования для медиков, организовало первую в России уникальную учебно-практическую платформу «Современные методы и алгоритмы лечения ранений и травм (СМАРТ)», объединяющую теорию с отработкой навыков на биообъектах, кадаверном материале и роботах-симуляторах. За пять лет существования СМАРТ-кур-сов более тысячи специалистов из разных стран мира, в том числе и из дальнего зарубежья, повысили свою профессиональную компетенцию.

На данный момент, ввиду необходимости охвата большой аудитории интересантов, в рамках программы академического стратегического лидерства «Приори-тет-2030» национального проекта «Образование» Военно-медицинской академией совместно с Главным военно-медицинским управлением Министерства обороны Российской Федерации создан уникальный образовательный портал по лечению боевой патологии. Благодаря порталу любой специалист может ознакомиться с основами военно-полевой хирургии, терапии, военной травматологии и ортопедии, военной

нейрохирургии, анестезиологии и реаниматологии. Образовательный портал Военно-медицинской академии по лечению боевой патологии будет постоянно обновляться и пополняться новыми современными модулями по военно-специальным дисциплинам и учитывать современные вызовы.

Абсолютно уникальной разработкой являются образовательные модули по военно-профессиональным дисциплинам, таким, как военно-полевая хирургия, военно-полевая терапия, военная травматология и ортопедия,военная анестезиология и реаниматология и другие. Образовательные модули, кроме уникальных презентаций, видеолекций, которые читают ведущие специалисты Военно-медицинской академии, включают в себя ситуационные задачи, основанные на реальных клинических случаях, и тесты для самоконтроля. Такая подача материала позволяет даже в он-лайн-формате соответствовать главному принципу обучения медицине - от теории к практике. Количество курсов постоянно пополняется, как и возрастает наполненность каждого.

На Образовательном портале также размещены актуальные

и востребованные методические материалы «Первая помощь», «Методические рекомендации по лечению боевой хирургической травмы», «Справочник тактической медицины». В практических руководствах по тактической медицине наглядно, в фотографиях и схемах демонстрируются приёмы и способы оказания самопомощи и взаимопомощи на поле боя. Важно, что эти методические пособия созданы лучшими военными врачами и все рекомендации в них проверены огромным боевым опытом.

Общедоступный Образовательный портал по лечению боевой патологии является уникальной возможностью самостоятельно пройти курс обучения по военно-специальным дисциплинам, а также записаться на очные практические циклы, реализуемые в Военно-медицинской академии для широкого круга специалистов.

- Как опыт работы военных медиков в зоне проведения специальной военной операции учитывается в ходе занятий и военных практик?

- Подавляющее большинство преподавателей Военно-медицинской академии имеет опыт медицинского обеспечения в боевых условиях. В настоящее время этот опыт пополняется в ходе многочисленных командировок наших специалистов в зону специальной военной операции. Накопленный опыт анализируется кафедральными коллективами и используется для корректировки учебных программ дисциплин и практик. Так, например, сегодня очень мало чисто огнестрельных ран, зато резко возросло количество сочетанных и осколочных ранений, и упор на изучение лечения таких травм, безусловно, усилен.

Значительные изменения коснулись программ подготовки наших ординаторов. Для них сейчас в обязательном порядке проводится трёхнедельный интенсивный цикл

по военно-полевой хирургии, где они учатся работать с самыми распространёнными видами ранений, проводятся дополнительные занятия по нейрохирургии, лечению поражений центральной нервной системы, ожогов, отравлений и так далее, то есть с тем, с чем им придётся гарантированно иметь дело в зоне боевых действий.

Курсанты выпускных курсов академии также активно привлекаются к освоению дополнительных профессиональных образовательных программ для интенсивного курса обучения по специальностям «Хирургия», «Терапия», а также «Инструктор по тактической медицине».

- В академии ежегодно проходит профессиональный конкурс «Лучшая медицинская сестра». Чему он служит, помимо определения наиболее подготовленных медсестёр?

- Конкурс «Лучшая медицинская сестра академии» проходит в Военно-медицинской академии с 2002 года и приурочен ко Дню медицинской сестры. Безусловно, одной из основных задач является проверка знаний, умений и навыков младшего медицинского состава, поэтому отборочные мероприятия проходят в два этапа: теоретический, во время которого медсёстры отвечают на аккреди-тационные вопросы за компьютером; и практический, который проводится в нашем суперсовременном симуляционном центре на специальном оборудовании. Компетентное жюри оценивает не только то, как медицинская сестра выполняет манипуляции, но и то, как она общается с «пациентом».

Но этот конкурс - ещё и дань уважения нашим медсёстрам, которые облегчают труд врачей, делают жизнь пациентов лучше и приятнее, потому что в эту профессию идут люди с огромным сердцем. Они не просто выполняют свою работу в клиниках академии, но и буквально окружают

больных своим теплом и заботой, а это порой также важно для выздоровления, как и своевременное хирургическое вмешательство.

Благодаря этому конкурсу у нас появляется возможность наградить и поощрить средний медицинский персонал, высказать им нашу признательность и благодарность.

- Судя по регулярным встречам выпускников академии, которые приезжают со всех уголков России, вы немало внимания уделяете работе с ветеранами...

- ... И не только из России! Из всех бывших советских республик и, до недавнего времени, из многих стран дальнего зарубежья!

В Военно-медицинской академии есть поговорка: «Вместе - от Красного Села до Богословского кладбища». Красное Село - это место расположения базы обеспечения учебного процесса, где абитуриенты сдают вступительные испытания, а на Богословском кладбище покоятся самые выдающиеся представители академии. Эта поговорка - не просто слова, действительно, через всю жизнь проходит дружба между выпускниками академии. Alma mater - то место, куда может прийти каждый и получить помощь и поддержку.

В настоящий момент Ветеранская организация Военно-медицинской академии (Совет ветеранов ВМедА) под руководством Ивана Даниловича Косачева, полковника медицинской службы, насчитывает более 700 человек и выполняет задачи по защите прав участников боевых действий, тружеников тыла, ветеранов труда и других категорий граждан, активно принимает участие в решении задач по военно-патриотическому воспитанию курсантов Военно-медицинской академии.

Активную работу с ветеранами ведёт и военно-политический отдел академии. На значимые праздники организовано посещение ветеранов и вручение подарков, а кроме того, за одинокими ветеранами академии закреплено негласное шефство. Представители военно-политического отдела, начальники факультетов поимённо знают своих ветеранов и всегда приходят на помощь при решении любых, даже бытовых вопросов. Очень важно, чтобы такая работа не велась для «галочки», а шла от сердца!

Подготовили Александр ДРОБЫШЕВСКИЙ, Анатолий СТАСОВСКИЙ

Фото из архива академии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.