УДК 327(410+73)
А. В. Балаян
ПРИХОД К ВЛАСТИ Г. БРАУНА И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
С США В 2007-2008 гг.
В представленной статье рассматривается отношения Великобритании с США после прихода к власти в июне 2007 г. лейбористского правительства во главе с премьер-министром Г. Брауном. Новому британскому правительству следовало учитывать общественное мнение, британцы выражали недовольство по поводу чрезмерной зависимости внешней политики страны от США и участия Лондона в иракской войне. В статье показано, что Г Браун принадлежал к числу сторонников сохранения «особых отношений» с США, поэтому от него не следовало ожидать радикального изменения политики Лондона с Вашингтоном, он рассчитывал на некоторую корректировку внешнеполитического курса. Г.Браун признавал стратегическую роль США в поддерживании международной безопасности.
Автор отмечает, что существенной проблемой во взаимоотношениях правительства Г. Брауна с администрацией Д. Буша становится намерение Лондона вывести
свои войска из Ирака. Однако, Великобритания не планировала односторонних действий, координируя свою политику в Ираке с США. В статье показано стремление нового британского правительство в большей степени во внешней политике ориентироваться на многосторонние действия с участием международных организаций. Отношения Великобритании с США с 2007 г. в значительной мере начинают определять трудности, возникшие в мировой экономике, поэтому оба государства стремились объединить усилия для борьбы с международным экономическим кризисом.
В заключении автор отмечает влияние президентских выборов 2008 г. на дальнейшие отношения Великобритании с США. Г. Браун стремился определить фаворита предвыборной кампании, понимая важность выстраивания диалога с новым президентом США.
Ключевые слова: Великобритания, США, Г. Браун, внешняя политика, иракский кризис
A. V. Balayan
G. BROWN'S ACCESSION TO POWER AND THE RELATIONS OF GREAT BRITAIN WITH THE USA IN 2007-2008
The article studies the relations of Great Britain with the USA after of the Labour government led by Prime Minister G. Brown came to power in June 2007. New British government had to take into consideration the public opinion, the British expressed discontent with excessive dependence of British foreign policy on the USA and the participation of London in the Iraq war. The article shows that G. Brown belonged to a number of supporters of maintaining "special relations" with the USA, that is why one could not expect any radical changes in London policy with Washington, still the leader was aimed at correcting the foreign policy. G. Brown admitted the strategic role of the USA in maintaining the international security.
The author marks that the intention of London to withdraw from Iraq became an essential problem in relations of the government led by G. Brown with the administration
of G. Bush. However, Great Britain did not plan any unilateral action as it coordinated its policy in Iraq with the USA. The article shows the intention of new British government to focus mostly on multilateral action with the participation of international organizations in foreign policy. Since 2007, the relations of Great Britain and the USA have been affected by difficulties that, to a large extent, were preconditioned by the global economy context. Both states intended to join forces to tackle the world economic crisis.
In conclusion, the author notes the influence of presidential elections in 2008 on further relations of Great Britain and the USA. G. Brown pursued to define a favorite of the election campaign taking into account the importance of establishing the dialogue with the new president of the USA.
Key words: Great Britain, the USA, G. Brown, foreign policy, the Iraq crisis.
После парламентский выборов 2007 г премьер-министром Великобритании становится министр финансов в кабинете Э. Блэра Г Браун. Он не являлся искушенным специалистом в области внешней политики и никогда ей не занимался профессионально. В этой связи большого внимания заслуживала фигура нового министра иностранных дел Великобритании Д. Милибэнда, взявшего в свои руки бразды правления внешней
политикой страны. При М. Тэтчер, Э. Блэре министры иностранных дел находились в тени премьер-министров, но в случае с Д.Милибэндом все было иначе. Он постоянно находился на виду и не раз брал на себя инициативу или продавливал в правительстве необходимые решения. Неслучайно, что во время конфликта в Южной Осетии в 2008 г., именно Д. Милибэнд, а не Г. Браун обратился к поданным и мировому сообществу [33].
Провал политической карьеры Э. Блэра все цело связывалось с его действиями в Ираке. По данным социологических служб почти 75 % британцев требовало возврата британских военнослужащих домой [24]. Данное обстоятельство Г Брауну следовало учитывать во внешней политике. В противном случае он мог повторить печальную судьбу своего предшественника [18]. В июне 2007 г накануне своего назначения на должность премьер-министра Г. Браун заявил о необходимости осознания ошибок, допущенных в Ираке и формулирования соответствующих выводов [25].
В первое время, Г. Браун стремился особо не высказываться по внешнеполитическим вопросам. Единственно, во время предвыборной кампании он не раз критиковал Э. Блэра за то, что он увлекся внешней политикой, игнорируя внутриполитические проблемы, обещая исправить ситуацию [32]. В тоже время многие британские эксперты в июне 2007 г не сомневались в его приверженности ценностям трансатлантической солидарности и поддержке «особых отношений» с США [29, р. 49]. Г. Браун всегда активно интересовался историей, культурой и современным развитием США, он поддерживал хорошие отношения со многими американскими политиками, представляющими как республиканскую, так и демократическую партии. Он не раз отдыхал в Кейп-Коде, где имел возможность поближе познакомиться с представителями политического истэблишмента сШа [11]. Руководитель Федеральной Резервной системы А. Гринспен не раз бывал у него дома в Шотландии. В отличие от Э. Блэра Г. Браун являлся глубоким приверженцем американской культуры и идеологии. Поэтому от него не следовало ожидать резкого разрыва с США.
К тому же, будучи министром финансов, он поддержал вторжение США и Великобритании в Ирак, Афганистане, Косово. По мнению политического редактора «Times» Майкла Биньона, Г. Браун не меньше Э. Блэра верил в незыблемость союза США и Великобритании и правильность внешней политики Вашингтона [1]. Известный германский эксперт А. Рар также подчеркивал сохранение Г. Брауном преемственности внешней политики Э. Блэра с некоторыми несущественными коррективами, его желание сохранить стратегические отношения с США [10]. Однако, многие британские политики полагали, что Г Браун несколько дистанцируется от внешней политики Д.Буша, но эти действия в большей степени будут направлены на избирателей, недовольных политикой Т.Блэра. Одновременно в Великобритании и за ее пределами звучали голоса о возможности смещения приоритетов нового правительства, связанных с некоторым ослаблением связей Лондона с Вашингтоном в пользу углубления сотрудничества с Брюсселем [17, с. 161].
24 июня, то есть за три дня до ухода с поста премьер-министра Э. Блэра Г. Браун обнародовал программу своего кабинета, где в дипломатичной форме говорилось о намерении Великобритании сохранить свои обязательства в Ираке
и Афганистане, в борьбе с международным терроризмом и действиях по защите окружающей среды совместно с мировым сообществом и прежде всего с США и ЕС [4]. Следовательно, Г. Браун не брал на себя четких обязательств, сохраняя возможность для маневра. Одновременно он не раз прессе заявлял о расколе британского общества и лейбористкой партии в оценке участия страны в интервенции против Ирака [29, р. 49].
Позицию премьер-министра в вопросах отношений Великобритании с США полностью разделял министр иностранных дел Д. Милибэнд. По его мнению, после распада СССР, США стали единственной сверхдержавой, во многом определяющей облик современной политики, поэтому если Великобритания хотела не только сохранить свои позиции в мире, а тем более повысить собственный статус, то она должна была ориентироваться на дальнейшее укрепление союзнических отношений с Вашингтоном [30, р. 360]. Следует подчеркнуть, что после учебы в Оксфордском университете, Д. Милибэнд продолжил обучение в Массачусетском технологическом университет, где он получил степень магистра политологии. Поэтому его также следует отнести к ревностным сторонникам сохранения между Великобританией и США «особых отношений». В тоже время, он был далек от слепого следования за США. В частности, Д.Милибэнд подверг критике подталкивание сШа Израиля к военной акции в Ливане в 2005 г. [33].
Внешнеполитические взгляды Д. Милибэнда по основным проблемам мировой политики существенно не отличались от позиции Э. Блэра и Г. Брауна. Он поддержал все войны Великобритании (Ирак, Афганистан, Косово, Сьерре-Лионе). В тоже время на конференции лейбористкой партии в 2007 г. он заявил: «Урок заключается в том, что, несмотря на военные победы, военного решения не существует» [33]. Д. Милибэенд сомневался в способности военных акций решить международные проблемы в долгосрочном отношении, особенно это продемонстрировали события в Ираке и Афганистане. Более того, боевые действия порождают новые конфликты или формируют не прогнозируемые последствия. Д. Милибэнд являлся сторонником публичной дипломатии, экономических действий и многосторонней дипломатии. Он принадлежал к сторонникам действий на международной арене только в рамках ООН или широких международных коалиций. Г. Брауна и Д. Милибэнда объединяло стремление к борьбе с изменениями климата, бедностью и международным терроризмом [33].
После прихода к власти, перед уходом в отпуск, неожиданно для всех Г Браун объявил о согласии на размещение элементов ПРО (соответствующего радара) в Менвит-Хилле без проведения необходимых консультаций с парламентом, министерством обороны и специалистами. На этот шаг даже не решился ярый союзник США Э. Блэр. Эксперты разошлись в оценках данного шага нового премьер-министра. Одни эксперты объясняли такие действия неискушенностью Г. Брауна в
вопросах внешней политики. Другие желанием Г. Брауна на фоне всех разговоров о предстоящем похолодании отношений между Лондоном и Вашингтоном сделать реверанс в адрес Д. Буша и успокоить Белый дом [28]. «Гардиан» прямо обвинила премьер-министра в некомпетентности и втягивании Великобритании в новую холодную войну. Газета сомневалась в заявлениях Г. Брауна и Дж. Буша, что новая система ПРО нацелена против Северной Кореи и Ирана. Все говорило о том, что новая система ПРО носит антироссийский характер, и ответные действия России следовало ожидать в ближайшее время [27].
Общественность страны ожидала решения нового правительства о выводе британских войск из Ирака в течении года. Все больше британцев считало, что правительство должно больше внимания уделять проблемам безопасности внутри Соединенного Королевства. В начале XXI в. официальные власти страны все чаще обращали внимание на радикализацию мусульманской общины внутри королевства [20]. Часть мусульман Великобритания, включая уже родившихся на ее территории, попадала под воздействие экстре-мисткой идеологии. Не редкими на улицах городов страны становятся драки на расовой почве и громкие акции исламистов [31, р. 736-756]. Потрясение для всей страны стал взрыв в лондонском метро 7 июля 2005 г., унесший жизнь 52 человек [14, с. 16]. Проведенное официальное расследование показалось распространение внутри Великобритании деятельности террористических организаций [26].
В ноябре 2007 г., выступая в Лондонском Сити Г. Браун, заявил: «...для Великобритании хорошо строить более крепкие отношения с США. Европа и США могут вместе достичь экономических успехов. Это не секрет, что я всю жизнь являюсь поклонником Америки» [8]. Данная речь примечательна, очередным определением внешнеполитических ориентиров Великобритании в лице ЕС и США, а также признанием премьер-министром своей приверженности к американским ценностям. Обращение к экономическому сотрудничеству тоже не являлось случайным.
С августа 2007 г. в ведущих государствах и прежде всего в США намечаются первые признаки надвигающегося экономического кризиса, когда Центральные банки взяли на себя финансовые обязательства по устранению проблем с ликвидностью. В сентябре возникают трудности у ряда британских банков [7, с. 93]. Действия правительства и Центрального банка не смогли остановить кризис, который разразился в начале 2008 г, самым неблагоприятным образом, сказавшимся и на Великобритании. Многие эксперты полагают, что в отличие от Т. Блэра, Г. Брауну пришлось первостепенное внимание уделять выводу страны из экономического кризиса и реализации эффективной антикризисной программы, что серьезно ограничивало его возможности во внешней политике.
Только 15 ноября 2007 г. премьер-министр выступил с большой программной речью, посвященной основным приоритетам внешней по-
литики Великобритании. По мнению Г. Брауна центральной место во внешнеполитической стратегии страны занимает развитие сотрудничества с США и ЕС. Г. Браун подчеркнул незыблемость «особых отношений» Великобритании с США. В области международной безопасности Г. Браун призвал к реформированию системы международных отношений, в том числе ряда международных организаций для успешной борьбы с современными вызовами. Сюда включались действия «государств-изгоев», терроризм, рост глобального потока капиталов, товаров и услуг, нарастание экономической и политической мощи Китая и Индии, изменение климата, обострение конкуренции за ресурсы, особенно энергоносители [23]. Для их решения Г. Браун призывал реформировать Совет безопасности ОНН за счет увеличения количества постоянных членов СБ ООН, провести реформу МВФ, внести новые веяния в деятельность «Большой восьмерки», укрепить позиции гражданского общества, привлечь все международные структуры к борьбе с изменением климата. Особое место в выступлении Г.Браун уделил реформированию ЕС для придания союзу большей гибкости в противостоянии с глобальными вызовами [23].
Г. Браун высказался о взаимоотношениях США с ЕС. Он позитивно отозвался о расширении связей Германии и Франции с США, видя в этом основу для укрепления евроатлантизма и решения глобальных проблем современности [10, с. 58]. Гармонизация взаимоотношений между США и ЕС объективно способствовала повышению политического статуса Великобритании в ЕС и в Вашингтоне [22, р. 1134]. Примечательно, что первый свой зарубежный визит в новом статусе, Г. Браун в июле 2007 г., совершил в Берлин. В этом не стоило искать какой-то глубокий смысл. Такие действия премьер-министра адресовались британским избирателям, им следовало показать, что Великобритания будет проводить более независимую политику в отношении США. Через месяц последовал ответный визит А. Меркель в Лондон [12]. Эксперты и общественность с интригой ожидали первый визит Г. Брауна в США.
После избрания на должность премьер-министра Г. Брайн тщательно готовился к первому официальному визиту в США. Перед поездкой в США 30 июля 2007 г. Г. Браун оказался в очень сложной ситуации. С одной стороны, он должен был продемонстрировать приверженность «особым отношениям» с США [29, р. 49]. С другой стороны, обозначить Вашингтону важность для Лондона укрепления связей с ЕС и другими центрами мировой политики для решения глобальных проблем. Британскому премьер-министру необходимо было продемонстрировать Дж. Бушу отход от политики «слепого» следования Великобритании за США в вопросах внешней политики. Одновременно Г Браун хотел выступить в качестве посредника для налаживания диалога США с Европой после размолвки 2003 г., вызванной вторжением в Ирак.
Накануне визита премьер-министра в США, министр торговли Д. Александер озвучил точку зрения большинства членов кабинета по пробелам международных отношений. По его мнению, военно-политический потенциал государства на рубеже ХХ-ХХ1 вв. измеряется не его способностью с помощью силы уничтожить своих врагов и оппонентов, а умением в союзе с другими акторами мировой политики решать сложные задачи. Д. Александер дал понять, что Великобритания не собирается в будущем поддерживать новые войны, развязанные США. Лондон выступал не за войны, а за диалог и активизацию деятельности международных организаций, в том числе ООН. Среди приоритетных задач внешней политики Великобритании министр торговли выделял борьбу с бедностью, помощь Африке, борьбу с международным терроризмом, защиту окружающей среды. Большое внимание Д. Александер отводил публичной дипломатии, о которой много говорилось в годы руководства США Д. Буша и Великобританией Э. Блэра, с ее помощью можно было эффективнее решить глобальные проблемы современности с минимальными потерями [10, с. 57]. Выступление британского премьер-министра вызвало большой резонанс в США, Великобритании и в ЕС.
В Вашингтоне перед визитом Г. Брауна чувствовалась определенная нервозность. Ряд назначений в новом британском кабинете у США вызывало опасения, так как на некоторые ключевые должности в МИД заняли критики политики Э. Блэра по отношению США [10, с. 57]. Г. Брауну пришлось столкнуться с антиамериканскими настроениями, царившими в рядах британской элиты. Британский премьер-министр явно выигрывал время, так как Д. Бушу оставалось находиться у власти полгода, и Г. Браун рассчитывал на приход в Белый дом новых политических сил, способных существенно пересмотреть внешнюю политику США.
В тоже время накануне визита Г Браун постарался показать американской общественности верность «особым отношениям» двух государств, заявив, что он является «... большим поклонником американского духа.» и что, «в британских национальных интересах поддерживать прочные отношения с США., что мир в долгу перед Соединенными Штатами, взявшими лидерство в борьбе с международным терроризмом» [3]. Отвечая на вопросы журналистов о его политике в Ираке, Г. Браун высказался за вывод войск из страны, но только тогда, когда сами иракцы смогут обеспечить собственную безопасность. Американская сторона также подчеркивала неизменность союзническим отношениям, сложившимся между Великобританией и Лондоном.
Во время первого визита нового британского премьера в Вашингтон стороны намеривались обсудить широкий круг вопросов, в том числе развитие ситуации в Ираке, Афганистане, Косово, политику санкций применительно к Ирану, отношения с Россией, статус Косово, положение дел на Ближнем Востоке и Африке, в том числе
ситуацию в Дарфуре, либерализацию мировой торговли, борьбу с бедностью и климатическими проблемами [15]. Хотя первоначально американская администрация намеривалась обсудить только развитие ситуации в Ираке и развертывание новой системы ПРО в Европе. Однако британскому премьер-министру удалось значительно расширить повестку дня встречи лидеров двух стран, которая состоялась в резиденции президента США не далеко от Кемп-Дэвида. Примечательно, что Э. Блэра Д. Буш встречал в своем доме в Кроуфорде в штате Техас. Многие эксперты полагали, что данный факт символизировал настороженность партнеров по отношению друг к другу. В тоже время ряд американских известных политиков призывали не драматизировать ситуацию, признавая неизбежным отход от Colgate -дипломатии. Г Киссинджер отметил: «Браун -чрезвычайно внимательный человек с более интеллектуальным подходом, чем у Тони Блэра. Президент Буш пригласил его в Кэмп-Дэвид не для того, чтобы поболтать, как Великобритания должна делать то, что скажут Соединенные Штаты. Он хочет выслушать его с открытой душой» [9].
После завершения визита, премьер-министр и президент дали совместную пресс-конференцию. На ней они всячески демонстрировали незыблемость британо-американского союза и полное единодушие сторон по всем ключевым вопросам мировой политики. Правда, Г Браун в ответе на один из вопросов, допустил возможность ухода британских военнослужащих из Ирака раньше американских солдат. Великобритания делала ставку не на расширение боевых действий в Ираке, а на мониторинге положения дел в стране. По крайней мера, именно так собиралась вести себя Великобритания в трех из четырех, контролируемых ее иракских провинциях [15].
Данная позиция Лондона вызывала раздражение в Вашингтоне, но Г.Браун остался непреклонным. Эти высказывания премьер-министра вызывали поддержку большинства избирателей Соединенного Королевства, требовавшего вывода британского контингента из Ирака. В тоже время Г.Браун отметил, что: «В Ираке у нас есть общие обязанности. Как и США, мы стремимся постепенно передать контроль иракским властям. Окончательное решение будут принимать наше командование в регионе и парламент» [6]. Стороны продемонстрировали солидарность по поводу совместной операции в Афганистане, возможности ввода войск ООН в Дарфур, необходимости дальнейшей борьбы с международным терроризмом и усиления санкций против Ирана. Российская тематика на пресс-конференции не звучала.
Во второй половине 2007 г. по поводу Г. Брауна в Белом доме нарастают нотки раздражения. Т. Блэр к большому удовлетворению сотрудников администрации Дж. Буша согласовал с ней основные внешнеполитические шаги своего правительства или по крайней мере уведомлял о той или иной внешнеполитической акции страны, в том числе по отношению Европейского союза.
О многих действиях Г. Брауна в сфере внешней политики Белый дом узнавал их информации поступавшей по дипломатическим каналам и СМИ. Г. Браун не баловал Дж. Буша телефонными переговорами, тем более востребованностью его советов.
17 апреля 2008 г. Г Браун вновь приезжает в Вашингтон, где он встречается в Дж. Бушем. Темы для обсуждения являлись традиционными (Ирак, Иран, Афганистан, Дарфур, международный терроризм). В Вашингтоне Г. Браун призвал к дальнейшему расширению, в том числе государствами ЕС санкций против Ирана в экономической и финансовой сферах. Данные слова вызвали большое раздражение в Брюсселе, так как Еврокомиссия считала существовавшие санкции вполне достаточными [19]. В ЕС полагали, что такие важные действия Лондону необходимо согласовывать в рамках внешнеполитических консультаций государств членов ЕС, а не во время консультаций в США.
В этот раз в большей степени стороны рассматривали проблемы развития мировой торговли и финансов, в том числе двухсторонние связи в экономической сфере. Неслучайно, что на совместной пресс-конференции Г. Браун особо подчеркнул о поддержке Великобританией усилий США по выходу из экономического кризиса.
В посольстве Великобритании в Вашингтоне он провел встречи с сенатором-республиканцем Д.Маккейном, сенаторами-демократами Б. Оба-мой и Х. Клинтон. Все они рассматривались в качестве кандидатов на должность нового президента США, и Г. Браун использовал визит для личного знакомства с ними [5]. Г. Браун очень хорошо знал Д. Маккейна и Х. Клинтон, с Б. Оба-мой он не был знаком, поэтому ему объективно выгодна была победа на президентских выборах Х. Клинтон. Однако шансы на победу от демократов выглядели более убедительно у Б. Обамы, и Г.Брауну следовало налаживать отношения с новой восходящей звездой американской политики [2]. Следует подчеркнуть, что Г. Браун не имел того обаяния, которым отличался Э. Блэр, который легко знакомился и находил общий язык с людьми. «Суровый» шотландец, каким выглядел Г. Браун, не располагал к открытости и взаимопониманию.
Анализируя итоги политики Г.Брауна по отношению США в течении первого годы его пребывания у власти, газета «Гардиан» отмечала, полный провал утверждений аналитиков, предполагавших серьезный пересмотр новым британским премьер-министром отношений Лондона с Вашингтоном. По мнению издания, Г Браун оставил неизменным курс Т. Блэра в этом плане, некоторые тактические новшества и полемические заявления, не меняли сути вещей [19]. Г Браун стремился в глазах собственных избирателей и мирового сообщества избавиться от участи «пуделя Буша», демонстрируя независимость внешней политики страны [21].
Летом и осенью 2008 г. Г. Браун и Д. Буш еще несколько встречались раз в различном формате. В июне 2008 г. Д. Буш посетил Лондон, где стороны провели сверку совместных действий и прежде всего в иранском вопросе, констатировав отсутствие прогресса в позиции Тегерана и призвав усилить санкционный нажим на Иран. Стороны не нашли полного понимания по вопросу о выводе войск из Ирака, но эту проблему Г. Браун собирался детально прорабатывать с приемником Д. Буша [13].
С приходом к власти Г. Брауна нельзя говорить о радикальном изменении взаимоотношений Великобритании с США. Новый премьер-министр, отражая доминирующие в британском обществе настроения, попытался придать более независимый характер внешней политики страны и разрушить, устоявшееся мнение о полной зависимости действий Лондона на международной арене от политики Вашингтона. Первый свой официальный визит Г. Браун демонстративно совершает в Берлин. В тоже время, он относился к числу сторонников сохранения «особых отношений» с США, видя в этом одну из основ укрепления геополитических позиций Соединенного Королевства в современном мире. По большинству ключевых позиций мировой политики Великобритания и США сохраняли полное единство мнений (Афганистан, Косово, Дарфур, иранская ядерная программа и т.д.). Свои действия в Ираке Великобритания координировала с США, выводя под давлением общественного мнения свои войска из страны.
Источники и литература
1. Браун безразличен к России и верит в правильность курса США (27 июня 2007 г.) URL: https://www.svoboda. org/a/399746.html (Дата обращения: 20.09.2018).
2. Британский премьер Гордон Браун посетил США с официальным визитом (17 апреля 2008) URL: https://www. svoboda.org/a/443935.html (Дата обращения: 20.09.2018).
3. Браун Г.: мир в долгу перед США // BBC Russian (30 июля 2007 г.) URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international/ newsid_6921000/6921686.stm (Дата обращения: 20.09.2018).
4. Браун обрисовал программу правительства// BBC Russian (24 июня 2007 г.) URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/ uk/newsid_6235000/6235488.stm (Дата обращения: 20.09.2018).
5. Визит премьер-министра Гордона Брауна в Вашингтон (17 апреля 2008 г.) URL: https://www.golos-ameriki.ru/a/a-33-2008-04-17-voa12/605467.html (Дата обращения: 24.09.2018).
6. Габуев А. «Гордон Браун - веселый парень» (1 августа 2007 г.) URL: https://www.kommersant.ru/doc/791510 (Дата обращения: 24.09.2018).
7. Гордиенко Д. В. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на уровень экономической безопасности Великобритании // Вестник Международного института экономики и права. 2011. №3. С. 91-108.
8. Гордон Браун объяснился в любви США (13 ноября 2007) URL: http://www.dni.ru/news/polit/2007/11/13/121752. html (Дата обращения: 24.09.2018).
9. Дель Пино Х. Буш и Браун, обреченные на взаимопонимание URL: https://www.inopressa.ru/article/30jul2007/ elpais/bush.html (Дата обращения: 24.09.2018).
10. Европеизм и атлантизм в политике стран Европейского союза. Отв. ред. Н. К. Арбатова. М.:ИМЭМО, 2009. 118 с.
11. Какой будет внешняя политика Британии при Брауне? // BBC Russian (26 июня 2007 г.) URL: http://news.bbc. co.uk/hi/russian/international/newsid_6242000/6242630.stm (дата обращения: 24.09.2018).
12. Канцлер ФРГ поговорит с британским премьером о политике и футболе (22 августа 2007) URL: https://www. dw.com/ru/ (Дата обращения: 25.09.2018).
13. Минаев Е. Последний день Буша в Британии как президента (16 июня 2008) URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/ uk/newsid_7456000/7456119.stm (Дата обращения: 25.09.2018).
14. Плещунов Ф. Мусульмане Великобритании: поиск новой идентичности // Азия и Африка сегодня. 2008. №10. C.16-21.
15. Премьер Великобритании вылетел США с первым официальным визитом (29 июля 2007 г) URL: https:// ru.euronews.com/2007/07/29/pm-brown-makes-first-us-trip (Дата обращения: 25.09.2018).
16. Рар А. Время по Блэру и по существу // Российская газета. 12.05. 2007.
17. Федоров К. К вопросу о внешнеполитическом курсе Великобритании в период премьерства Гордона Брауна // Власть. 2012. №4. С.161-164.
18. Adams K. Gordon Brown's political career // Financial Times. 30.04.2007.
19. Borger D. Brown's first year: foreign policy // The Guardian 28.06.2008.
20. Countering International Terrorism: The United Kingdom's Security Strategy. Cv. 6888. L.: The Stationery Office. July 2006.
21. Cowell A. Britons Prepare for the Great Puzzle: Gordon Brown//The New York Times. 10.05. 2007.
22. Dunn D.H. The double interregnum: UK-US relations beyond Blair and Bush// International Affairs. 2008. Vol. 84. №6. Р. 1131-1143.
23. Evans A. Gordon Brown's first foreign policy speech // Global dashboard. 15.12.2007.
24. Hutto R., Vina G. Gordon Brown plans to halve spending cuts // Bloomberg. 3.07.2007.
25. Jones G. The subtle shift in British foreign policy. 12 June 2007. // The Daily Telegraph. 23.09.2007.
26. Intelligence and Security Committee Report into the London Terrorist Attacks on 7 July 2005. Chairman: The Rt. Hon. Paul Murphy, MP Presented to Parliament by the Prime Minister by Command of Her Majesty MAY 2006. 45 p.
27. Monbiot G. Brown's contempt for democracy has dragged Britain into a new cold war // The Guardian. 31.07.2007.
28. Miles A. Does Brown know what he wants? // The Times. 2.08.2007.
29. Prismantaite K. British foreign policy in the 21st century: priorities and challenges // Global Academic Society Journal: Social Science Insight. 2009. Vol. 2. No.7. Р. 41-54.
30. Porter P. Last Charge of the Knights? Iraq, Afghanistan and the Special Relationship // International Affairs. 2010. №2. Р. 355-375.
31. Rahsaan M. Muslims, South Asians and the British Mainstream: A National Identity Crisis? // West European Politics. September 2006. Vol. 29. №. P. 736-756.
32. Rawnsley A. We risk sleepwalking into another war in the Balkans// Observer. 18.11. 2007.
33. Underhill W. A look at David Miliband's foreign policy//Newsweek. 9.12.2008.
References
1. Braun bezrazlichen k Rossii i verit v pravil'nost' kursa SSHA (Brown is Indifferent to Russia and Believes in the US Policy) (June 27, 2007.) URL: https://www.svoboda.Org/a/399746.html (Accessed: 20.09.2018). (In Russian).
2. Britanskij prem'er Gordon Braun posetil SSHA s oficial'nym vizitom (17 aprelya 2008) (British Prime Minister Gordon Braun Made an Official Visit to the USA) URL: https://www.svoboda.org/aM43935.html (Accessed: 20.09.2018). (In Russian).
3. Braun G.: mir v dolgu pered SSHA (The World under an Obligation to the USA) // BBC Russian (July 30, 2007) URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international/newsid_6921000/6921686.stm (Accessed: 20.09.2018). (In Russian).
4. Braun obrisoval programmu pravitel'stva (Brown Defined the Government Program) // BBC Russian (24 iyunya 2007 g.) URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/uk/newsid_6235000/6235488.stm (Accessed: 20.09.2018). (In Russian).
5. Vizit prem'er-ministra Gordona Brauna v Vashington (17 aprelya 2008 g.) (Gordon Brown's visit in Washington (April 17, 2008) URL: https://www.golos-ameriki.ru/a/a-33-2008-04-17-voa12/605467.html (Accessed: 24.09.2018). (In Russian).
6. Gabuev A. «Gordon Braun - veselyj paren'» (1 avgusta 2007 g.) (GabuevA. «Gordon Brown - a Cheerful Guy (August 1, 2007) URL: https://www.kommersant.ru/doc/791510 (Accessed: 24.09.2018). (In Russian).
7. Gordienko D. V. Vliyanie mirovogo finansovo-ehkonomicheskogo krizisa na uroven' ehkonomicheskoj bezopasnosti Velikobritanii (The Impact of the Global Financial and Economic Crisis on the Level of Economic Security in the UK) // Vestnik Mezhdunarodnogo instituta ehkonomiki i prava. 2011. No.3. P. 91-108. (In Russian).
8. Gordon Braun ob»yasnilsya v lyubvi SSHA (13 noyabrya 2007) (Gordon Brown Declared Love for the USA) URL: http:// www.dni.ru/news/polit/2007/11/13/121752.html (Accessed: 24.09.2018). (In Russian).
9. Del' Pino H. Bush i Braun, obrecheny na vzaimoponimanie (Bush and Brown are Doomed to Mutual Understanding) URL: https://www.inopressa.ru/article/30jul2007/elpais/bush.html (Accessed: 24.09.2018). (In Russian).
10. Evropeizm i atlantizm v politike stran Evropejskogo soyuza (Europeanism and Atlanticism in the EU Policy) / ed by N.K.Arbatov. Moscow: IMEHMO, 2009. 118 p. (Accessed: 24.09.2018). (In Russian).
11. Kakoj budet vneshnyaya politika Britanii pri Braune? (What will British Foreign Policy under Brown be?) // BBC Russian (26 iyunya 2007 g.) URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international/newsid_6242000/6242630.stm (Accessed: 24.09.2018). (In Russian).
12. Kancler FRG pogovorit s britanskim prem'erom o politike i futbole (22 avgusta 2007) (German Chancellor to talk with British Prime Minister about Politicy and Football (August 22, 2007) URL: https://www.dw.com/ru/ (Accessed: 25.09.2018). (In Russian).
13. Minaev E. Poslednij den' Busha v Britanii kak prezidenta (16 iyunya 2008) (Bush's Last Day in Britain as the President (June 16, 2008) URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/uk/newsid_7456000/7456119.stm (Accessed: 25.09.2018). (In Russian).
14. Pleshchunov F. Musul'mane Velikobritanii: poisk novoj identichnosti (Muslims of Great Britain: in Search of a New Identity) // Aziya i Afrika segodnya. 2008. No10. P.16-21. (In Russian).
15. Prem'er Velikobritanii vyletel SSHA s pervym oficial'nym vizitom (29 iyulya 2007 g.) (UK Prime Minister Flew to the United States for the First Official Visit (July 29, 2007) URL: https://ru.euronews.com/2007/07/29/pm-brown-makes-first-us-trip (Accessed: 25.09.2018). (In Russian).
16. Rar A. Vremya po Blehru i po sushchestvu (Time According to Blair and in Essence) // Rossijskaya gazeta. 12.05.2007. (In Russian).
17. Fedorov K. K voprosu o vneshnepoliticheskom kurse Velikobritanii v period prem'erstva Gordona Brauna (On the foreign policy of Great Britain during the premiership of Gordon Brown) // Vlast'. 2012. No.4. P.161-164. (In Russian).
18. Adams K. Gordon Brown's political career // Financial Times. 30.04.2007.
19. Borger D. Brown's first year: foreign policy // The Guardian 28.06.2008.
20. Countering International Terrorism: The United Kingdom's Security Strategy. Cv. 6888. L.: The Stationery Office. July 2006.
21. Cowell A. Britons Prepare for the Great Puzzle: Gordon Brown//The New York Times. 10.05. 2007.
22. Dunn D.H. The double interregnum: UK-US relations beyond Blair and Bush// International Affairs. 2008. Vol. 84. №6. Р. 1131-1143.
23. Evans A. Gordon Brown's first foreign policy speech // Global dashboard. 15.12.2007.
24. Hutto R., Vina G. Gordon Brown plans to halve spending cuts // Bloomberg. 3.07.2007.
25. Jones G. The subtle shift in British foreign policy. 12 June 2007. // The Daily Telegraph. 23.09.2007.
26. Intelligence and Security Committee Report into the London Terrorist Attacks on 7 July 2005. Chairman: The Rt. Hon. Paul Murphy, MP Presented to Parliament by the Prime Minister by Command of Her Majesty MAY 2006. 45 p.
27. Monbiot G. Brown's contempt for democracy has dragged Britain into a new cold war // The Guardian. 31.07.2007.
28. Miles A. Does Brown know what he wants? // The Times. 2.08.2007.
29. Prismantaite K. British foreign policy in the 21st century: priorities and challenges // Global Academic Society Journal: Social Science Insight. 2009. Vol. 2. No.7. Р.41-54.
30. Porter P. Last Charge of the Knights? Iraq, Afghanistan and the Special Relationship // International Affairs. 2010. №2. Р. 355-375.
31. Rahsaan M. Muslims, South Asians and the British Mainstream: A National Identity Crisis? // West European Politics. September 2006. Vol. 29. №. P. 736-756.
32. Rawnsley A. We risk sleepwalking into another war in the Balkans// Observer. 18.11. 2007.
33. Underhill W. A look at David Miliband's foreign policy//Newsweek. 9.12.2008.
Сведения об авторе
Балаян Арам Валерьевич - соискатель кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета (Ставрополь) / baviko@rambler.ru
Information about the author
Balayan Aram - postgraduate, Chair of foreign history, politology and international relations, North-Caucasus Federal University (Stavropol) / baviko@rambler.ru