Научная статья на тему 'Приграничное торгово-экономическое сотрудничество: зарубежный опыт и проблемы России'

Приграничное торгово-экономическое сотрудничество: зарубежный опыт и проблемы России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
502
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА / FRONTIER COOPERATION / REGIONAL ECONOMY / FOREIGN TRADE ACTIVITY / MANAGEMENT OF REGION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чеботарев Бронислав Андреевич

Мировой опыт показывает, что при создании благоприятных условий приграничное торгово-экономическое сотрудничество является эффективным фактором экономического роста приграничных территорий сопредельных государств. Это особенно актуально для России, имеющей самую протяженную в мире границу. Более половины ее регионов являются приграничными, при этом большинство из них депрессивные. В предлагаемой автором статье приведен зарубежный опыт организации такого сотрудничества и проанализированы проблемы России в этом важном вопросе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Frontier trading - economic cooperation: experience and problems of Russia

World experience shows that during creation the favorable conditions, frontier trading economic cooperation is the effective factor of economic growth of frontier territories of the adjacent states. It is especially actual for Russia having the most extended border in the world. More than half of its regions are frontier, thus the majority of them are depressive. In the article offered by the author foreign experience of organization of such cooperation is resulted and problems of Russia in this important question are analyzed.

Текст научной работы на тему «Приграничное торгово-экономическое сотрудничество: зарубежный опыт и проблемы России»

ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА

Б. А. ЧЕБОТАРЕВ

Бронислав Андреевич Чеботарев — старший преподаватель кафедры МЭО СПбГУЭФ; заслуженный экономист Республики Бурятия.

В 1970 г. закончил Восточно-Сибирский технологический институт (ВСТИ) (г. Улан-Удэ); в 1998 г. — Санкт-Петербургский государственный технический институт.

С конца 80-х годов работал в Госплане Бурятской АССР, а с 19922005 г. возглавлял внешнеэкономическое ведомство одного из приграничных регионов Сибирского федерального округа: сначала — заместитель министра Министерства внешнеэкономических связей и международных отношений Республики Бурятия (МВЭС и МО РБ), затем с 1998 г. после реорганизации — председатель Комитета ВЭС МЭР и ВЭС РБ.

С 2006 г. — старший преподаватель кафедры МЭО СПбГУЭФ.

Имеет ряд публикаций по вопросам международного торгово-экономического сотрудничества, включая приграничное, проблемам присоединения России к ВТО.

В период 2001-2005 гг. — член рабочей группы Госсовета РФ по вопросам присоединения России к ВТО.

^ ^ ^

ПРИГРАНИЧНОЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ РОССИИ

Современный этап развития мирового хозяйства характерен процессами интернационализации и глобализации, происходящими не только на межгосударственном уровне, но и на уровне их региональных экономических подсистем. При этом прямые взаимоотношения (торгово-экономические, гуманитарные, культурные и др.) приграничных регионов соседних стран становятся нормальным явлением современной жизни и одним из наиболее приоритетных направлений развития мировых интеграционных процессов.

Разумное использование преимуществ приграничных территорий позволяет значительно ускорить их социально-экономическое развитие, что особенно актуально для России, имеющей самую протяженную (61 тыс. км) в мире границу с 16 сопредельными государствами. Из 84 регионов 46 являются приграничными, которые по уровню своего социально-экономического развития значительно различаются между собой. Из них 25 регионов (54 %), с подушевыми ВРП и объемом внешнеторгового оборота ниже среднероссийского уровня (2007 г. — это 4,1 тыс. долл. на человека), являются депрессивными и нуждаются в государственной поддержке федерального центра. По этим причинам российское приграничье в экономическом смысле нередко выполняет барьерные функции, что сдерживает вхождение России в мировое экономическое сообщество.

Предметом нашего исследования является приграничное торгово-экономическое сотрудничество, включающее в себя приграничную торговлю, инвестиционное и производственно-техническое сотрудничество. При этом рассматриваются 34 региона России, имеющих сухопутную границу с сопредельными странами (22 тыс. км), поскольку к остальным применим термин «прибрежное».

Все приграничные регионы России условно можно разделить на три группы: европейского, азиатского и постсоветского типа, из которых два первых граничат со странами дальнего зарубежья, а третий — со странами СНГ [1].

Наиболее продвинутыми по уровню социально-экономического развития и сотрудничества с шестью государствами ЕС являются пять регионов Северо-Запада европейской части России (протяженность границ более 2,5 тыс. км). Сегодня они участвуют в более чем 150 совместных проектах и программах приграничного сотрудничества со странами ЕС стоимостью более 390 млн евро, которые с 2007 г. финансируются странами-участниками через специально образованный Европейский фонд соседства и партнерства (ЕИСП). Среди круп-

© Б. А. Чеботарев, 2009

ных программа «Балтийское море» (11 государств), проект строительства в Карелии завода по переработке древесины и мебельной фабрики концерном «ИКЕА» стоимостью 30 млн долл. и ряд других проектов [2].

Правовой основой сотрудничества этих регионов является Европейская рамочная конвенция «О приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей» (Россия присоединилась к ней с 2003 г.), и ряд соглашений РФ о межрегиональном сотрудничестве с приграничными государствами ЕС.

По данным СЗТУ в 2007 г. объем приграничной торговли этих регионов с сопредельными государствами составил 15,3 млрд долл. (30,6 % от всего объема приграничной торговли России) и рост к 2006 г. до 14,5 %, половина из которого приходится на Финляндию и почти 15 % — на Литву.

Следует отметить, что данная модель сотрудничества, в основе которой лежит Европейская рамочная конвенция, по ряду факторов (депрессивность регионов, протяженность границ, их обустройство и т. д.), не приемлема для регионов, расположенных в азиатской части России.

Ко второй группе (азиатский тип) относятся 8 регионов Дальнего Востока, Забайкалья и Сибири, граничащих с КНДР, Китаем и Монголией (протяженность границ более 7,7 тыс. км). Большинство из них являются дотационными, и, обладая значительными, но не используемыми природными ресурсами, имеют ограниченные транспортные связи и несовершенную пограничную и производственную инфраструктуру для ведения ВЭД. Удаленность от российского рынка и низкая плотность затрудняют их социально-экономическое развитие, а характерными чертами является массовая «челночная» торговля и незаконный приток населения из сопредельных государств.

Правовой базой приграничного сотрудничества для них являются межправительственные соглашения о принципах сотрудничества между администрациями субъектов РФ и местными администрациями автономных районов и провинций КНР (от 10.11.1997 г.), аймаками Монголии (от 14.11.2002 г.) и заключенные на их основе договоры между администрациями этих регионов, а также Соглашение между Правительствами РФ и Монголии «Об экономическом и приграничном сотрудничестве между Республикой Бурятия и Монголией» (от 25.02.1999 г.) [3].

По данным Дальневосточного и Сибирского таможенных управлений (ДВТУ и СТУ) объем приграничной торговли этих регионов с сопредельными районами иностранных государств в 2007 г. составил 10,1 млрд долл., из них 98 % приходится на Китай.

И наконец, третья группа регионов (постсоветский тип) — 21 субъект Российской Федерации, расположенный у «новых границ» пяти стран СНГ, образовавшихся после распада СССР, протяженностью границ почти 12 тыс. км. Ряд этих регионов имеют такие же проблемы, что и регионы второй группы, и характеризуются незавершенностью процесса формирования границ и их обустройства.

Правовая база сотрудничества здесь обеспечивается межправительственными соглашениями о сотрудничестве стран СНГ и их регионами, а также соглашениями по формированию Таможенного союза, зоны свободной торговли, Евразийского экономического сообщества и рядом других.

Объем приграничной торговли этих регионов с сопредельными странами СНГ по данным ФТС РФ в 2007 г. составил 24,6 % млрд долл. (30 % от объема торговли России с СНГ и почти половина объема ее приграничной торговли) и рост к уровню 2006 г. — 20 %. Основными торговыми партнерами являются Украина и Беларусь, на долю которых приходится по 32 %, Казахстан — 25 %.

Анализ данных таможенной статистики ФТС РФ и ее региональных управлений (официальная статистика этого показателя, из-за отсутствия методики подсчета, в целом в РФ отсутствует) позволил автору сделать оценку суммарного объема приграничной торговли регионов РФ с сопредельными странами, который в 2007 г. составил 50 млрд долл., что, с учетом роста внешнеторгового оборота России за последние три года в 1,65 раза, соответствует оценке этого показателя МЭРТ РФ в 2005 г. в размере 30 млрд долл., а ее доля в общем объеме ВТ РФ составила 8,7 %, что значительно ниже уровня экономически развитых стран, у которых этот показатель составляет от 20 до 60 % [4].

В начале 2000-х годов, сознавая, что существующая правовая база и нескоординированность деятельности в сфере приграничного сотрудничества не позволяют реализовать имеющийся потенциал и создают предпосылки нанесения ущерба экономической безопасности России, федеральный центр активизировал работу в этом направлении. Была создана Межведомственная комиссия, с учетом предложений приграничных регионов принята Концепция развития приграничного сотрудничества в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 09.02.2001 г. № 196-р) и разработан проект плана мероприятий по ее реализации.

Согласно Концепции под приграничным сотрудничеством (ПС) в РФ понимаются «согласованные действия всех ступеней органов исполнительной власти, направленные на укрепление взаимодействия Российской Федерации и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития их приграничных территорий, повышения благосостояния населения, укрепления дружбы и добрососедства с этими государствами».

В 2003 г. Советом Федерации был разработан проект закона «О приграничном сотрудничестве в РФ», главная цель которого — регулирование правоотношений в сфере ПС и создание благоприятных условий для устойчивого развития приграничных территорий, который так и не был принят. Основные положения этого законо-

проекта сегодня морально устарели, так как не решают проблему правоотношений федерального центра с региональными и муниципальными властями приграничных территорий, которые, согласно Европейской рамочной конвенции, наделены большими правами и являются основными исполнителями. Кроме этого, к субъектам ПС не отнесены его главные участники — бизнес-структуры и негосударственные организации, а главное — законопроект не дает определения понятия «приграничные территории», делая отсылку на другие законы [5].

Проблемы приграничного сотрудничества еще в 2003 г. обсуждались на заседании Госсовета РФ, где было отмечено, что «основной нормативный документ „Концепция ПС" не реализуется ввиду непринятия механизма (Плана мероприятий) по ее реализации, а инструмент координации деятельности и ее соответствие стратегическим интересам России отсутствует ввиду прекращения работы межведомственной комиссии по вопросам приграничного сотрудничества» (ликвидация Минфедерации РФ в 2002 г.) [6].

Важным представляется и принятие давно разработанного, но до сих пор не принятого проекта закона РФ «О статусе приграничных территорий», определяющего их правовой статус и формулирующий определение понятия «приграничные регионы» (ПР).

Одной из главных торгово-политических проблем является сфера территориального применения термина «приграничная торговля», так как в мире сегодня не существует четкой трактовки понятия «приграничная территория» (ПТ), хотя в ряде международных документов она понимается как территория, примыкающая к сухопутной границе или территориальным водам, содержащая участок пограничной зоны и имеющая соответствующие инфраструктуры в глубину до 50 км от границы. А понятие «приграничная торговля» определяется как «вид внешней (международной) торговли, ведущейся через границу субъектами, проживающими и/или зарегистрированными на определенном расстоянии от сухопутной границы (приграничной территории) между двумя государствами».

В международной практике чаще всего под ПТ понимается торговля жителей, проживающих в приграничной полосе в пределах 15-25 км по обе стороны от государственной границы (Конвенция ЕС), а льготы и преимущества, предоставляемые в этом режиме, согласно ст. XXIV, п. 3а ГАТТ-94(ВТО), исключаются из-под действия режима «наибольшего благоприятствования» РНБ.

Однако такое территориальное ограничение приграничной торговли характерно для небольших стран в условиях четко отлаженной системы госконтроля за предпринимательской деятельностью и сложившегося зако-нопослушания представителей бизнеса. По этой причине в ряде стран глубина приграничной территории вообще не определяется (Индия, Турция), либо устанавливается в пределах границ муниципальных образований, прилегающих к госгранице (уезд, район и т. д.), что равнозначно понятию «пограничная зона» ПЗ (например, в РФ она определяется законом о госгранице), устанавливаемой в целях охраны границы, а не для осуществления приграничной торговли [9].

В России термин «приграничная торговля» присутствует во многих заявлениях и политико-правовых документах Правительства, однако правовая база по ее осуществлению до конца так и не сформирована, поскольку отсутствует механизм реализации ст. 42 «Приграничная торговля» (а также ст. 43 «СЭЗ») Федерального закона от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ» (ст. 22 и 23 действующего ранее Федерального закона № 157-ФЗ от 13.10.1995 г.), которая определяет ее как «торговлю товарами и услугами, произведенными и потребляемыми в пределах соответствующих приграничных территорий и исключительно для удовлетворения местных потребностей. Осуществляется, как правило, на основе международных договоров РФ с установлением для них наиболее благоприятного режима внешнеторговой деятельности».

«Порядок осуществления приграничной торговли и соответствующие приграничные территории, на которые распространяются особые (льготные) режимы, определяются Правительством РФ в соответствии с другими федеральными законами и международными договорами с сопредельными государствами, а приграничная территория, на которую распространяется особый режим ВТД, не может быть более чем на 25 км в глубь территории РФ от ее госграницы, если иное не предусмотрено международным договором РФ».

Таким образом, организация приграничной торговли в приграничных регионах России является компетенцией сугубо федерального центра, так как региональные власти, согласно ст. 8 приведенного выше Закона и ст. 7 Федерального закона № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ», не могут заключать договоры, имеющие статус международных.

Что касается полномочий муниципальных образований, то они в этой сфере деятельности законодательно вообще не определены (п. 8 ст. 17 Закона «О МСУ в РФ» отсылает к другим федеральным законам, которые сегодня отсутствуют). Кроме этого, действующее законодательство не определяет понятий «приграничная территория» и «субъекты приграничной торговли», равно как и способы ее организации.

По нашему мнению, субъектами приграничной торговли в России могут быть объекты розничной торговли, физические и юридические лица и индивидуальные предприниматели, расположенные на приграничной территории и осуществляющие торговлю или иную коммерческую деятельность, в том числе и на местных рынках. При этом торговля может осуществляться по следующим направлениям в формах: а) точечных зон свободной

торговли примыкающих к пограничным пунктам пропуска; б) создания минизон экспортного производства, ориентированных на малый бизнес; в) инвестиционного и производственно-технического сотрудничества в сфере малого предпринимательства; г) сотрудничества в сфере транспорта и связи, коммерческого здравоохранения и образования, включая обмен персоналом с целью повышения его квалификации; д) оказания информационных услуг по различным сферам деятельности, включая предпринимательскую; е) совместного проведения выставок, ярмарок и других кампаний в сфере туризма, экологии, спорта и искусства на коммерческой основе.

Зарубежный опыт свидетельствует, что приграничные территории играют важную роль в международной торговле, производственной, инвестиционной и других сферах деятельности, поскольку именно на границе пересекаются многие жизненно важные проблемы государств, поэтому целенаправленное регулирование взаимоотношений приграничных регионов является обязательной функцией большинства государств мира.

На Западе приграничные регионы обладают самым сильным инновационным потенциалом по «обкатке» и экспериментального поиска нетрадиционных форм кооперации с соседями, с их участием в практику внедряются новые модели международного взаимодействия, получившие название «концепция изобретения» новых форм регионализма (invention) [7].

Рассмотрим опыт ряда стран по организации приграничной торговли:

ЕС. Государства европейского содружества, сформировавшие в 60-х годах прошлого века более 140 евро-регионов, что стало результатом процесса их интеграции, достигли в этом вопросе наибольших успехов. В 1980 г. Совет Европы принял «Европейскую хартию о местном самоуправлении» и Европейскую рамочную конвенцию «О приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей». Структурообразующим принципом Конвенции является местное самоуправление — муниципальные (территориальные) власти сопредельных территорий, наделенные определенными полномочиями и финансами [2].

США. Процесс быстрой индустриализации приграничных с Мексикой районов, путем создания ориентированных на экспорт предприятий, так называемые «Макилодорес», имеющих по отношению с другими значительные преференции, включая льготные ввозные (в США) таможенные пошлины, что стало основой для создания в 1994 г. Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА).

Индия. В ее законодательстве понятие «приграничная торговля» (border trade) обозначает взаимную торговлю Индии через госграницы с сопредельными странами на основе двухсторонних соглашений и используется применительно к товарообороту через сухопутные границы. При этом нормативно-правовые документы, определяющие приграничную территорию, ее глубину, так же как и таможенная статистика, отсутствуют, а вопрос, где произведен товар и кто его продает, не имеет никакого значения.

Монголия. В целях активизации торговли с сопредельными странами приняла законы и создает на своих границах три СЭЗ, две из которых — «Алтан-Булаг» и «Цагааннуур» — торгово-производственного типа расположены на границе с Россией, а третья — на границе с Китаем. В соответствии с законодательством Монголии СЭЗ — часть ее территории, находящаяся вне налогового пространства и имеющая специальный режим хозяйственной деятельности и инвестиций. Формами СЭЗ являются: торговая, производственная, сельскохозяйственная, туризма и услуг. На территории СЭЗ созданы льготные налоговые и таможенные условия и упрощенный порядок регистрации предприятий и фирм. Ввод этих СЭЗ позволит Монголии активизировать торгово-экономические отношения с Россией и Китаем. В 2007 г. объем внешней торговли Монголии составил 1200 млн долл., из них 766 млн долл. — с Россией, а с ее (РФ) приграничными регионами — 115 млн долл. (17 %) [8].

Иран. Организация приграничной торговли осуществляется здесь:

1) через систему местных кооперативов на бартерной основе в целях обеспечения населения приграничных районов товарами первой необходимости. Список, состоящий из 45 позиций (не включает промышленное сырье и нефтепродукты) вместе с квотами, по согласованию с министерством по делам кооперативов, торговли и промышленности, утверждается правительством. Размер квот на импорт устанавливается для ПТ ежегодно в пределах 300-350 млн долл. Субъекты торговли при их регистрации получают специальную карту, по предъявлении которой на них распространяется льготный налоговый, таможенный и визовый режимы;

2) через приграничные рынки, торговля на которых осуществляется на основе двухсторонних соглашений с сопредельными странами, регулируется законодательством и разрешается торговцу только при наличии у него лицензии на ведение валютных операций и условии осуществления экспорта иранских товаров.

Минторгом Ирана ежегодно устанавливается стоимостной лимит ввоза товаров через систему приграничных рынков (до 50 млн долл.). Сегодня на территории Ирана действует 43 приграничных рынка с объемом иранского экспорта через них в 450 млн долл. Челночная торговля регулируется по отдельным правилам, а созданные в приграничных районах Ирана СЭЗ в систему приграничной торговли не входят и определяются отдельными законами [9].

Турция. Приграничная торговля осуществляется здесь через сеть оптовых и розничных магазинов в расположенных в специальных центрах на границах с сопредельными странами, деятельность которых регулируется распоряжением Правительства и рядом совместных инструкций внешнеторгового и таможенного ведомств. Ру-

ководители и члены центров назначаются губернатором области совместно с ТПП региона и отделением палаты ремесленников и представителей свободных профессий.

Решения об открытии таких магазинов, владельцами которых могут быть физические и юридические лица, принимаются специальными комиссиями при губернаторе и состоящими из руководителей соответствующих областных ведомств по согласованию с руководством соответствующего военного округа.

Всем центрам, согласно поданному перечню товаров, внешнеторговым Ведомством страны устанавливается импортная квота, а их экспорт или импорт осуществляется на основании обычных таможенных деклараций. Право владельца магазина на осуществление валютных операций и дальнейшую продажу импортного товара на внутреннем рынке, причем только компаниям, зарегистрированным на территории данной области, подтверждается соответствующим сертификатом. Срок действия сертификата, подписанного всеми членами региональной комиссии, 45 дней без права передачи его другим лицам. Сегодня в Турции действует 13 центров приграничной торговли с оборотом более 13 млн долл. [9].

Китай. Показателен в этом отношении и опыт юго-восточного соседа России, правительство которого, сознавая выгоды приграничного торгово-экономического сотрудничества, еще в начале экономических реформ утвердило «Временные способы регулирования приграничной торговли в малых размерах» — пять действий приграничной малой торговли. В 1992 г. открыл миру 13 приграничных городов, 4 из которых — Ханчунь, Суйфэньфэ, Хэйхэ и Маньчжурия — граничат с Россией. Они и еще 7 приграничных с РФ и Казахстаном административных центров Китая в 1994 г. получили статус открытых приграничных городов.

В «Уведомлении Госсовета КНР по вопросам приграничной торговли» № 2 от 03.01.1996 г. были сформулированы цели создания института приграничной торговли, важнейшими из которых являются стимулирование экономического развития приграничных районов и стабилизация границ с соседними государствами.

В понятие «приграничные районы» входят как территории приграничных уездов КНР, так и подчиненные открытым городам районы. На этих территориях и были созданы зоны приграничного экономического сотрудничества (частные инвестиционные зоны) — торговые комплексы на границе, в которых, как и в ранее созданных приморских зонах технико-экономического освоения, действуют льготные (до 50 %) режимы налогообложения, включая таможенное.

Кроме этого, до 10 % таможенных платежей, взимаемых с объема торговли этих городов, оставались на развитие их инфраструктуры. С 1998 г. была упрощена процедура пропуска в эти комплексы граждан сопредельных государств.

Согласно китайскому законодательству, приведенному в 1996 г. в соответствие с требованиями ВТО (РНБ в ГАТТ) , в понятие «приграничная торговля» были включены внешнеэкономические операции трех видов:

1) торговля населения товарами повседневного спроса на так называемых «народных рынках», расположенных в 20 км приграничной полосы, с освобождением от уплаты импортных пошлин и НДС при их стоимости до 3 тыс. юаней в день. При этом не оговаривается запрет на ввоз на эти рынки товаров из других районов Китая, за исключением товаров, попадающих под особый режим экспорта;

2) «приграничная малая торговля» — операции, осуществляемые специально уполномоченными для ее ведения «экспортно-импортными компаниями» и предприятиями, расположенными в приграничных районах и только через определенные государством погранпереходы. Этим компаниям, выполняющим роль торговых посредников, предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин и налогов до 50 % от действующих. Исключение составляют товары, входящие в специальный список и по которым государство делает оговорку. Другие китайские компании, осуществляющие внешнеторговые операции на приграничных территориях, таких льгот не имеют;

3) внешнеэкономическое производственно-техническое сотрудничество и кооперацию, включающие деятельность в области подрядного строительства, совместного предпринимательства и предоставления рабочей силы предприятиями, которые имеют санкционированные полномочия для ведения этой деятельности на территории приграничных районов сопредельных стран.

Деятельность компаний приграничной торговли регулируется письмом МВТ и ГТК КНР № 222 от 29.03.1996 г. «Об опубликовании Методов регулирования малой приграничной торговли и международного технико-экономического сотрудничества приграничных районов», согласно которому эти компании должны работать только с внешнеторговыми фирмами приграничных районов сопредельных государств. Российским же законодательством статус приграничных регионов и фирм, участвующих в этом виде торговли, вообще не определен. По этой причине китайские компании приграничной торговли заключают сделки с российскими фирмами, находящимися далеко от границы никакого отношения к приграничной торговле не имеющими, что приводит к искажению и дисбалансу объемов приграничной торговли.

Зачастую бизнесмены из внутренних районов Китая ведут торговлю с российскими фирмами через приграничные компании по товарам, не облагаемым ввозными пошлинами (круглый лес, минеральные удобрения и др.), которые ими же (бизнесменами) преднамеренно и создаются. Это позволяет им упрощать таможенные

процедуры, которые по законодательству осуществляются только через погранпереходы по месту регистрации торговых посредников.

Налоговый и валютный режимы в приграничных торговых зонах регламентированы «Правилами валютного управления КНР», согласно которым субъекты приграничной торговли сторон могут открывать в приграничных банках валютные счета и использовать для расчетов как СКВ, так и национальные валюты сопредельных стран или расчеты по бартеру, с оформлением статистических отчетных документов о международных доходах и расходах.

При всем либерализме организации приграничной торговли правительство Китая, в целях обеспечения экономической безопасности, четко отслеживает и ежегодно рассчитывает экспортные квоты по 11 видам товаров, подлежащих контролю (рис, кукуруза, уголь, нефть и нефтепродукты, шелк и др.), распределяя их между приграничными районами, администрации которых и выдают экспортные лицензии на вывоз этих товаров [10].

Новым направлением в развитии сотрудничества Китая с сопредельными странами является переход от торговой к инвестиционной модели экономики с созданием приграничных зон торгово-инвестиционного сотрудничества.

Таким образом, нормативно-правовая база приграничного торгово-экономического сотрудничества Китая, в основном сформированная к 1997 г., продолжает совершенствоваться как на государственном, так и на региональном уровнях даже при отсутствии Межправительственного соглашения по приграничной торговле с Россией. А целенаправленная политика, проводимая Правительством КНР по поддержке и развитию приграничного торгово-экономического сотрудничества, позволила создать соответствующие инфраструктуры и значительно улучшить социально-экономическое положение своих приграничных регионов.

Это подтверждается и стабильно растущим объемом приграничной торговли с сопредельными странами, который по данным ГТК КНР в 2007 г. к уровню 1995 г. увеличился более чем в 9 раз и составил 27,6 млрд долл.

Российско-китайская приграничная торговля, несмотря на имеющиеся проблемы, ежегодно расширяется и совершенствуется. По данным таможенной статистики КНР объем приграничной торговли с Россией с 2,1 млрд долл. в 1995 г. увеличился в 4,8 раза и составил в 2007 г. более 10 млрд, что составляет 43,8 % от всего объема приграничной торговли Китая с сопредельными странами и 1/4 всего объема внешней торговли с Россией.

Говоря о торгово-экономическом сотрудничестве с КНР, следует отметить факт недоступности для российских предпринимателей с китайской стороны информации о налоговой системе, таможенном, инвестиционном и валютном регулировании, что значительно его осложняет.

Изучая опыт Китая по организации приграничного торгово-экономического сотрудничества, российским чиновникам от ВЭД следовало бы задаться вопросом, почему «продекларированные» в России еще в середине 90-х годов СЭЗ (28 зон) так и не состоялись, а китайские дали блестящий экономический результат.

Из стран СНГ активную работу по развитию приграничного торгово-экономического сотрудничества с сопредельными странами ведет Казахстан.

В соответствии со ст. 26 Закона Республики от 12.04.2004 г. «О регулировании торговой деятельности» Правительством РК утверждены «Правила осуществления приграничной торговли», регулирующие правоотношения в этой сфере и определяющие порядок ее осуществления на территории Республики Казахстан.

Понятие «приграничная торговля» определено как торговая деятельность, осуществляемая ее субъектами (физические и юридические лица) на приграничной территории Республики и соответствующей приграничной территории сопредельного государства. Виды торговой деятельности определены соответствующими законами и международными договорами РК, а приграничной территорией является территория приграничных административно-территориальных единиц РК. Торговая деятельность осуществляется в специально отведенных местах — объектах приграничной торговли, включая СЭЗ. Кроме того, правила устанавливают и другие требования к объектам торговли, товарам, информации и пр.

Принятые меры позволили Казахстану за 2007 г. увеличить объем внешней торговли с Россией на 29 % (16,5 млрд долл.), 5 млрд долл. (более 30 %) которого приходится на торговлю с приграничными регионами России [11].

• Заключение

Исследование состояния приграничного торгово-экономического сотрудничества России и ее приграничных регионов позволяет сделать вывод, что оно осуществляется в условиях правового вакуума, поскольку государство до конца так и не определилось в интересах своей приграничной политики и не смогло использовать его преимущества.

Это привело к возникновению ряда проблем по различным вопросам приграничных взаимоотношений (иммиграционным, налогово-финансовым и др.) и их отставанию от международного уровня развития по следующим причинам:

1) отсутствия нормативно-правовой базы, достаточной для организации и регулирования приграничной торговли (понятия «приграничные регионы и территории», их статус, распределения полномочий, методики учета и др.), а существующая не позволяет полностью реализовать местный экономический потенциал, поскольку значительно ограничивает прямые контакты региональных и муниципальных властей приграничных регионов со своими соседями;

2) недостаточного стимулирования развития приграничных территорий, их инфраструктуры, оказания помощи в виде субсидий, финансовых льгот и дополнительных прав со стороны федерального центра;

3) европейская модель, регламентированная рамочной Конвенцией ЕС по организации приграничного торгово-экономического сотрудничества, по ряду объективных причин неприемлема для азиатских приграничных регионов России;

4) институциональной бесхозности вопроса о приграничном сотрудничестве — из-за отсутствия единого федерального органа по координации приграничных территорий.

В целях дальнейшего совершенствования приграничного сотрудничества, в том числе торгово-экономического как важного инструмента стимулирования развития приграничных регионов России, по нашему мнению, необходимо:

1) разработать и принять специальный закон «О приграничном сотрудничестве и приграничной торговле в РФ», который должен определить порядок их осуществления. Четко, с учетом их особенностей, сформулировать компетенции центра, субъектов РФ и органов МСУ на приграничных территориях. Определить их статус, порядок организации приграничной торговли и ее субъектов, сделав их значимым объектом региональной политики России;

2) полномочия по осуществлению и ответственность за состояние приграничного сотрудничества, в том числе торгово-экономического, в России и ее регионах сосредоточить в одном ведомстве — Минрегионразвития РФ, без излишней «опеки» министерств финансово-экономического блока;

3) принять федеральную и региональные «Программы развития приграничных территорий РФ и их сотрудничества с регионами сопредельных государств»;

4) восстановить инструмент координации деятельности — «Межведомственную Комиссию по приграничному сотрудничеству» при Правительстве РФ, наделив ее соответствующими полномочиями. Аналогичные комиссии создать при федеральных округах и приграничных субъектах Российской Федерации;

5) разработать и принять механизм реализации ст. 43 Закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности в РФ» № 164-ФЗ о СЭЗ, с созданием особых зон приграничного сотрудничества как важного инструмента осуществления приграничного торгово-экономического сотрудничества России с сопредельными странами.

Основный целью приграничного торгово-экономического сотрудничества России должно стать обеспечение ее интересов и безопасности вдоль внешних границ, развитие экспортно-ориентированного потенциала приграничных регионов с максимальным использованием местных ресурсов, повышения уровня их социально-экономического развития и благосостояния их населения.

Необходимо, наконец, преодолеть общее недопонимание стратегической роли приграничных территорий в определении будущей судьбы России [12].

ЛИТЕРАТУРА

1. Вардомский Л. Проблемы приграничного сотрудничества в РФ. URL: http://www.mininform.orb/ru

2. О приграничном сотрудничестве между РФ и ЕС. URL: http://www.minregion.ru

3. Сборник документов и материалов по вопросам МО и ВЭС субъектов РФ. МИД РФ. М.: Научная книга, 2005.

4. Приграничная торговля. МЭРТ РФ. URL: http://www.old.radiomayak.ru

5. Проект закона «О приграничном сотрудничестве в РФ» № 75537-4 от 25.06.2003 г. (ред., внесенная в ГД ФС РФ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. О текущих вопросах международной деятельности РФ. Протокол заседания Госсовета № 9 от 22.01.2003 г.

7. Приграничные регионы. Безопасность и международное сотрудничество. URL: http://www.obraforum.ru

8. О приграничном сотрудничестве в РФ // БИКИ. 2006. № 138.

9. Приграничная торговля за рубежом. URL: http://www.tks.ru/cgi-bin

10. Приграничная торговля в законодательстве КНР. URL: http://www.crime.vl.ru/inddex

11. Правила осуществления приграничной торговли. Законодательство Казахстана. URL: http://www.pavlodar.com

12. Бельдей В. Развитие приграничных регионов возможно лишь за счет активных действий государства. Кремль ORG. URL: http://www.kreml.org/opinions/111029111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.