случае не только то, что Вальрас выступал за обложение земельных доходов, но и то, что налоговые отношения он считал формой отношений собственности.
Подводя итоги, отметим следующее. Леон Вальрас признавал важнейшую функциональную роль отношений собственности в экономической деятельности общества. При этом он акцентировал внимание на связи данного явления с проблемами справедливости, которые, в свою очередь, не отделял от экономических проблем. Считая важнейшей формой собственности частную, он отчетливо видел ее ограничивающие факторы, недопустимость ее свободного функционирования во многих ситуациях. В связи с этим он придавал большое значение вопросам государственного регулирования, которое также, фактически, воспринимал как необходимую форму отношений собственности.
Примечания
1 Брагинский С.В., Певзнер Я.А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. М., 1991. С. 10; Критика немарксистских концепций в преподавании политической экономии / под ред. А.Д. Смирнова. М., 1990. С. 216; Маколи А. Границы приватизации в планируемой экономике // Мировая экономика и международные отношения. 1992. № 6. С. 69; Ольсевич Ю. Хозяйственная трансформация и трансформация теории // Вопросы экономики. 1998. № 5. С. 24; Тамбовцев В.Л. К типологии экономических систем // Экономика и математические методы. 1994. Т. 30, вып. 2. С. 33.
2 Пигу А. Экономическая теория благосостояния: в 2 т. М., 1985. Т. 1. С. 68. Добавим к этому оценку Хик-са, считавшего, что Вальрас создал бесплодную картину системы в целом, которая вряд ли «дает что-либо, кроме уверенности в том, что все как-нибудь само собой образуется, хотя и не совсем ясно, каким образом все образуется само собой» (Хикс Дж. Стоимость и капитал. М., 1993. С. 156).
3 Вальрас Л. Элементы чистой политической экономии. М., 2000. С. 31.
4 Там же. С. 194.
5 Там же. С. 194-195.
6 Там же. С. 196.
7 В советское время в работах по истории экономической мысли Вальраса характеризовали как сторонника буржуазных реформ, направленных на поддержку малоимущих за счет государства (см.: Всемирная история экономической мысли: в 6 т. / под ред. В.Н. Черков-ца. М., 1989. Т. 3. С. 160). В современной российской литературе также можно встретить подобные оценки. Например, Тарушкин говорит, что Вальраса вместе с Маршаллом и Уикстедом можно охарактеризовать как левых радикалов. Кроме того, он сообщает, что сам Вальрас называл себя «ученым социалистом» (Тарушкин А.Б. Институциональная экономика: Идеи и концепции. СПб., 2004. С. 10).
8 Вальрас Л. Указ. соч. С. 27.
9 «Даже когда сталкиваются соперничающие школы экономической мысли, вроде бы стоящие на диаметрально противоположных позициях, часто оказывается, что в их основе кроются общие допущения» (Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории. М., 2003. С. 85).
10 Вальрас Л. Указ. соч. С. 28.
11 Там же. С. 29-30.
12 Там же. С. 161.
13 Там же. С. 165. Заметим, что в 1936 г. Оскар Ланге в своей модели рыночного социализма показал, что функции вальрасовского аукциониста, собирающего заявки от покупателей и продавцов и определяющего посредством «нащупывания» (tâtonnement) равновесные оптимальные цены, наилучшим образом может выполнять центральный плановый орган (см.: Белых А.О логической и практической осуществимости социализма // Вопросы экономики. 1990. № 6. С. 135-139). Справедливости ради надо упомянуть и противоположную оценку вальрасовской схемы: «Интеллектуальным достижением этой модели было полное абстрагирование от централизованного управления экономикой. Объект моделирования — не конкуренция, а крайняя децентрализация» (Демсец Х. Еще раз о теории фирмы // Природа фирмы / под ред. О.И. Уильямсона, С.Дж. Уин-тера. М., 2001. С. 238).
14 Вальрас Л. Указ. соч. С. 382.
15 Там же. С. 383.
16 Там же. С. 385.
17 Там же. С. 387.
18 Там же. С. 386, 388.
С.Н. ГРИБОВА
кандидат экономических наук, доцент Читинского института БГУЭП
ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ИСТОКИ ИЗУЧЕНИЯ
Приграничное сотрудничество, являясь опорным в отношениях сопредельных стран, требует своего научного осмысления. Теоретико-правовые конструкции приграничных экономических отношений исходят из дефиниции приграничного сотрудничества
и его специфики. Специфика определяется двойственностью приграничного сотрудничества, связанной, с одной стороны, с национальным характером социально-экономических отношений, а с другой стороны, их международным характером.
Определение сущности приграничного сотрудничества включает три основные составляющие — ширину зоны этого сотрудничества, преференции на этой территории и полноту правомочий местных органов власти. Не вдаваясь в тонкости правовых источников приграничного сотрудничества, отметим, что термин «приграничная торговля» в ГАТТ/ВТО трактуется как торговля в пределах территории, обозначенной в договорах сопредельных стран, либо, если такого обозначения нет, как торговля между жителями сопредельных стран в узкой пограничной полосе, составляющей примерно 1 5 км по обе стороны государственной границы. Ширина такой полосы может меняться в различных государствах от 10—20 до 50 км. Западноевропейский союз установил ее в 10 км. В ЕЭС вплоть до 1988 г. она в основном рассматривалась в 20 км. Неофициальная трактовка директивы Совета Европы от 1972 г. определила приграничную зону как «территорию, не превышающую 15 км в ширину, с точкой отсчета от границы соседнего государства-члена. Каждое государство-член должно включить в приграничную зону любое сообщество, территория которого хотя бы частью находится в данной зоне».
Согласно нормам ГАТТ/ВТО, в основе приграничной торговли лежат принципы наибольшего благоприятствования и недискриминации. Режим наибольшего благоприятствования широко используется применительно к таможенным пошлинам, сборам и иным платежам, способам их взимания, экспортным и импортным ограничениям. Важнейшим положением соглашения является обязательство стран-участниц последовательно сокращать свои таможенные пошлины и сборы. Однако международная практика признает допустимым предоставление больших преимуществ в рамках приграничной торговли. Региональные оговорки или самостоятельные региональные соглашения о приграничной торговле как исключения из принципа наибольшего благоприятствования являются выражением договоренности между двумя или большим числом государств. Предоставленные друг другу скидки с таможенных пошлин или другие льготы распространяются только на договаривающиеся государства, причем третьи страны не могут на них претендовать, даже пользуясь условиями наибольшего благоприятствования.
Особого внимания в связи с проблемой приграничной торговли заслуживают документы, разрабатываемые Советом Европы. Методические материалы по организации приграничного сотрудничества местных и региональных властей Европы1, подготовленные под руководством профессора Ш. Рика, директора Европейского центра координации деятельности регионов (Женева), содержат обширную информацию рекомендательно-методического характера. В этом издании, с точки зрения принципов политической философии Совета Европы, излагается взгляд на проблемы определения понятия «приграничный регион», рассматриваются вопросы создания правовой базы приграничного сотрудничества, факторы, поощряющие приграничные отношения или препятствующие им, перспективы превращения регионов в движущую силу европейского строительства. Приграничная торговля в этом документе находит свое место в качестве серьезной составляющей приграничного сотрудничества.
Какое же конкретное содержание вкладывается в понятие «приграничный регион» в России? С опорой на Европейскую рамочную конвенцию о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей2 в системе национального законодательства разработаны: Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации3, проект федерального закона «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации». В нем даются основные понятия: «приграничное сотрудничество», «участники приграничного сотрудничества», «приграничная территория», «приграничный субъект Российской Федерации», «регион приграничной интеграции и сотрудничества». В федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» содержится статья, определяющая понятие приграничной торговли4.
Однако, несмотря на некоторые подвижки в правовом обеспечении приграничного сотрудничества, нельзя говорить о его достаточности. Не дана правовая дефиниция приграничной территории. Можно ли к приграничной территории отнести субъект Российской Федерации, прилегающий непосредственно своей значительной частью к соседнему государству, или приграничная территория — это зона вдоль границы, размер которой строго определен. Тогда возникает вопрос о ширине
такой зоны. В федеральном законе «О государственной границе Российской Федерации» ее размер определен в 5 км, в нормативных документах ГАТТ/ВТО рекомендована территория шириной в 15 км, хотя ее величина может быть иной по соглашению сторон. Китайские нормативы устанавливают приграничную территорию в 20 км. Наша история знает примеры установления зон беспошлинной торговли вдоль российско-китайской границы в размере 50 верст5. Может быть и другой подход к определению приграничной территории — это локальные образования, например места погранпереходов (китайский вариант) или локальные центры в приграничных субъектах, где экономика в значительной степени определяется приграничными отношениями (муниципальное образование — г. Чита).
Трудности конкретизации определения «приграничная территория» связаны, очевидно, с огромной протяженностью российской границы, с неоднородностью решаемых вопросов. В силу последнего возникает сложность с применением единых норм и правил. Поэтому возможны разные трактовки приграничной территории. 15-Километровая приграничная зона для плотно заселенных европейских районов вполне достаточна, в восточных регионах эта полоса может быть вовсе не заселена. Думается, в этом случае уместнее использовать вариант локальной интерпретации приграничной территории, которую по статусу можно отнести к зоне крупных погранпереходов и городов.
В правовом поле приграничного сотрудничества требует своей разработки и реализации сам механизм приграничного сотрудничества. В проекте федерального закона «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации» регулирование приграничного сотрудничества только декларируется, система его инструментов и методов не прописана. Необходим пакет нормативных актов, реализующих продекларированные льготы и особые условия. Создание такого пакета есть компетенция законодательных органов высшего уровня. Для регионов же, имеющих протяженную границу, например Читинская область, следует в уставе (первом разделе) закреплять статус приграничного субъекта РФ.
Теоретические подходы к исследованию приграничного сотрудничества не дают сегодня целостного предметного видения. Имеет место выделение приграничных райо-
нов в общей классификации внешнеэкономической деятельности регионов либо изучение приграничного аспекта в рамках региональной экономики. Еще один вектор исследования приграничных отношений сводит приграничное сотрудничество к изучению его отдельных форм — проблем миграции, приграничной торговли, создания и функционирования зон свободной торговли и др.
Процесс формирования теоретических построений, поиск обобщений, закономерностей приграничного сотрудничества наблюдается сегодня на многочисленных научных, научно-практических конференциях, форумах, встречах с представителями соседних государств. Сложно выделить приграничное сотрудничество в отдельную теорию: оно укладывается в общую теорию международных экономических отношений, но определить особенности приграничного сотрудничества и основные теоретические подходы к его изучению, думается, возможно.
Опираясь на существующие сентенции и исследования приграничных взаимосвязей, можно сформулировать некоторые методологические подходы к исследованию приграничного сотрудничества.
1. Рассмотрение приграничного сотрудничества происходит в контексте мировых процессов — глобализации и регионализации. Для приграничного сотрудничества немаловажное значение имеет сопричастность и интенсивность процессов регионализации соседствующих стран в данном конкретном районе мира. Глобализация выступает как общий контур мирового развития, формирования национальных, региональных, субрегиональных интересов. Она дает аналитикам, хозяйственникам и политикам возможность понять, в каком состоянии находится экономика страны, предлагает ориентиры поведения с целью выработки региональной стратегии, концепции развития. Регионализация и глобализация в мировом экономическом развитии являются тем «ландшафтом», который определяет специфику приграничного сотрудничества. Поэтому изучение приграничного сотрудничества вне анализа структуры и противоречивых тенденций мирохозяйственного взаимодействия будет неполным и недостоверным. Исследование данных вопросов требует выявления фундаментальных тенденций и зависимостей мирохозяйственного развития и на этой основе изучения особенностей
приграничной экономики. В системе мирового хозяйства приграничное сотрудничество для нас является гносеологическим уровнем.
2. Приграничное сотрудничество рассматривается как элемент международных интеграционных процессов, иначе говоря, как фрагментация интеграции в рамках отношений сопредельных государств. Теория интеграции является базовой для изучения процессов приграничных экономических отношений.
Международная интеграция своими историческими корнями уходит в процессы международного разделения труда, вырастает из интернационализации производственных процессов и в настоящее время развивается в условиях глобализации мировой экономики. По выражению одного из специалистов в области теории интеграции, Ю.В. Шишкова, «глобализация — это новое качество интернационализации на стадии предельно возможного развития ее вширь, а интеграция — наивысшая ступень развития ее вглубь»6.
Исходные теоретические посылки (основы) для приграничного экономического сотрудничества и международной экономической интеграции одни. Приграничное сотрудничество может рассматриваться как предшественник интеграции, как предынтеграционная стадия. Их методологическое единство представляется в части тождества целей, задач, идентификации сущности процессов, сходства причин и факторов, направленности тенденций. Приграничное сотрудничество в этом формате выступает как региональная фрагментация интеграции, как процесс, протекающий в русле экономического взаимопроникновения, но имеющий свою траекторию развития, определяемую рамками взаимосвязей с сопредельными государствами, и ограничивающийся этим кругом государств. Географическая близость накладывает на приграничные отношения целый ряд особенностей экономического, демографического, экологического, гуманитарного характера.
3. При исследовании любого вопроса, с одной стороны, необходимо выявить важнейшие фундаментальные тенденции и зависимости мирохозяйственного процесса, что позволит сформировать базовую модель, объясняющую и прогнозирующую общую траекторию его развития, с другой стороны, нужно выявить особенности данного региона, процессов, протекающих в его рамках, тенденций, характерных для его развития. Так,
для исследования приграничного сотрудничества восточных районов страны требуется изучение развития региона — Восточной Азии и его субрегиона — Северо-Восточной Азии. Выявление закономерностей на этих «верхних этажах» поможет понять характер и определить направленность приграничных отношений российского Дальнего Востока и северо-восточных провинций Китая, восточных аймаков Монголии.
4. Приграничное сотрудничество является составным элементом национальных систем разных государств, поэтому определяется внутренними процессами в этих странах, причем как государственной политикой приграничного сотрудничества, так и общей национальной политикой соседних держав, их государственным устройством. Для России сегодня трудный период в ее истории. Системный характер перемен не только означает трансформацию экономической, социальной, культурной, политической жизни, но и определяет ее национальную идею, ее цивилизационный вектор, «имперскность»7. В государственном строительстве происходит усиление державности, укрепление федеративных основ, определяемое конституционным устройством страны. В этом аспекте нужна предельная четкость в разграничении полномочий федерального центра и субъектов Федерации. Одновременно с этим представляется необходимым изучение национальной политики сопредельного государства по отношению к нашей стране и реагирование на нее. Государственной политике КНР «идти вовне» должна соответствовать политика Российской Федерации, определяющая ее национальные интересы и стратегическое направление развития.
5. Многовариантность форм и тенденций приграничного сотрудничества должна соответствовать разнообразию национальных традиций, менталитетов, природных условий, уровней культуры, уровней экономического развития сопредельных стран. В отношении российского приграничья выделяются европейское, азиатское направления, приграничное сотрудничество СНГ.
Европейское направление приграничного сотрудничества российских регионов отличает их соприкосновение со странами — членами ЕС, что придает ему некоторые особенности. Во-первых, европейские страны имеют накопленный опыт приграничных эко-
номических взаимосвязей. Во-вторых, самым главным элементом механизма сотрудничества являются разработка высокоэффективных международных программ и их совместное финансирование. В-третьих, действует принцип выравнивания социально-экономического развития сопредельных территорий.
Иные задачи ставит приграничное сотрудничество российских регионов со странами СНГ. Главный смысл приграничного сотрудничества заключается в том, чтобы волею судеб разделенные народы, оказавшиеся на стыке государств, имели возможность жить в достойных условиях, чтобы оставалась прежняя уверенность в межличностном общении, в экономических, гуманитарных, научно-технических и всех иных связях.
Азиатское направление приграничного сотрудничества затрагивает прежде всего отношения с КНР, Монголией, КНДР. Отличительной чертой такого сотрудничества является слабое развитие приграничных территорий сопредельных стран, что позволяет рассматривать его как фактор экономического подъема этих районов. Другая важная черта азиатского аспекта приграничного сотрудничества — наличие разных куль-турно-цивилизационных систем. Это своеобразие делает необходимым дополнение экономической интеграции пониманием иной цивилизационной общности.
6. Приграничное сотрудничество является результатом действия экономической и неэкономической систем (социальных, политических, этнических, моральных, духовных, правовых и т.д.). Экономические отношения, складывающиеся в процессе приграничного сотрудничества, дополняются нехозяйственными по своей природе отношениями. При этом взаимосвязь экономических и нехозяйственных отношений представляется не в форме внешнего фактора, а как органическая и самоценная часть единого целого.
Особо значимы гуманитарные аспекты сотрудничества, вопросы социальной интеграции, поскольку именно социальные и духовные аспекты жизни людей, культурные традиции, политические, правовые, религиозные, эстетические и другие нормы не только связывают прошлое с настоящим, но и дают основу для понимания исторического развития. Можно согласиться с положением институционально-эволюционной теории, что социально-экономические изменения и преобразования могут
быть плодотворными и устойчивыми, если опираются на систему духовно-ценностных ориен-таций, определенные нормы и ограничения, на комплекс тех или иных традиций, на так называемые неформальные институты8. Для приграничного сотрудничества эти аспекты особенно важны. Не может быть взаимопонимания без уважения и принятия культурных традиций и обычаев соседних народов. Не может быть ни успешной торговли, ни успешного предпринимательства без дружелюбия и равноправия. Подобное расширение объекта исследования за счет включения в анализ экономических и неэкономических факторов развития позволяет сформулировать ряд новых теоретических положений в рамках целостного подхода.
7. Следующим элементом методологического подхода к исследованию приграничных отношений является соотнесение причинно-следственных связей. В рамках единства экономических и внеэкономических взаимодействий приграничного сотрудничества по-иному рассматриваются причинно-следственные связи. В отличие от принятой схемы «причина (экономический фактор)—следствие (неэкономический фактор)», в данном случае причина носит сложный, множественный характер. В отдельные моменты доминировать может то одна, то другая причина. Так, приграничное сотрудничество нашей страны долгое время сдерживалось политическими и идеологическими факторами, парадигмой противопоставления капиталистической и социалистической систем, вследствие чего имела место политика экономического изоляционизма. Сегодня при общей благоприятной обстановке доминируют социально-экономические источники сотрудничества, особое значение приобретают культурные, гуманитарные связи, общечеловеческие отношения между администрациями территориально-административных единиц сопредельных стран.
8. Решение вопросов национальной экономической безопасности страны в приграничных регионах более важно, чем в континентальных районах. Приграничные регионы призваны соприкасаться с экономическими системами других государств. В этом непосредственном взаимодействии участвуют как хозяйствующие субъекты, так и население соседствующих стран. Здесь имеет место не просто апробирование совместных форм хозяйствования, но и взаимное принятие особенностей национальной среды и мента-
литета. Одновременно с этим национальные интересы9 и экономические выгоды должны стать приоритетными. Понимание экономической безопасности в этом плане означает комплекс первоочередных методов и средств противодействия нарушению единства национального экономического пространства, возможности неформального отчуждения территории страны в пользу экономических интересов сопредельных стран. Согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации, «угрозы национальной безопасности и интересам Российской Федерации в пограничной сфере обусловлены: экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию»10. Национальная экономическая безопасность — своего рода «мера» допустимого (безопасного) иностранного присутствия в национальном хозяйстве. Можно сказать, что открытость как условие интеграции и экономическая безопасность как защитная мера представляют тандем приграничного сотрудничества.
Таким образом, нами предпринята попытка сформулировать научные подходы к исследованию процессов приграничного сотрудничества.
Примечания
1 Методические материалы по организации приграничного сотрудничества местных и региональных властей Европы. 2-е изд. Страсбург, 1995.
2 Россия подписала конвенцию 3 ноября 1999 г. (распоряжение Президента РФ от 27 июля 1999 г.
№ 252-рп), ратифицировала ее (Федеральный закон от 22 июля 2002 г. № 91-ФЗ). Ратификационная грамота передана на депонирование Генеральному секретарю Совета Европы 4 октября 2002 г. Конвенция вступила в силу для России 5 января 2003 г.
3 Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации: утв. 9 февр. 2001 г., № 196-р.
4 Следует заметить, что в ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 8 дек. 2003 г. № 164-ФЗ) также лишь указывается на обязанности правительства по установлению приграничных территорий, порядок определения приграничных территорий не прописан.
5 Начиная с 1862 г., торговля с соседними государствами определялась режимом порто-франко (режим беспошлинной торговли). В зоне действия этого режима находились Хабаровск, Владивосток, Благовещенск, где проживало более 70% населения Дальневосточного региона. Дополнительно была разрешена беспошлинная торговля на расстоянии 50 верст по всей русско-китайской границе. В 1900 г. с окончанием строительства Забайкальской железной дороги с целью развития отечественной промышленности режим порто-франко на Дальнем Востоке был отменен и введен вновь в 1904-1909 гг. во время Русско-японской войны. Соглашение о 50-верстной зоне действовало до 1913 г.
6 Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI в.: Почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001. С. 17.
7 Здесь мы имеем в виду великодержавные устремления, желание вернуть былое величие, экономическое могущество России, ее авторитет и влияние на международной арене.
8 Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. А.Н. Не-стеренко; предисл. и науч. ред. Б.З. Мильнера. М., 1997. С. 92.
9 Не вдаваясь в дискуссии по поводу сентенций о национальном интересе, мы принимаем его как возможность обеспечить реальное сочетание интересов личности, общества и государства.
10 Концепция национальной безопасности Российской Федерации: утв. 9 февр. 2001 г., № 196-р.