Научная статья на тему 'Приграничное сотрудничество муниципальных образований'

Приграничное сотрудничество муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
363
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конституция / государственная территория / государство / законодательная власть / исполнительная власть / правительство / закон / граница / Constitution / state territory and the state / legislative power / executive power / government / law / border.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Минаев Александр Викторович

Федеральный закон «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации» предусмотрен для регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением приграничного сотрудничества в Российской Федерации, определяет задачи и основные принципы приграничного сотрудничества, а также направления и формы взаимодействия субъектов приграничного сотрудничества. Закон не распространяется на отношения в сфере приграничного сотрудничества, регулируемые гражданским законодательством (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе отношения с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Federal Law «On foundations of cross-border cooperation in the Russian Federation» provides for the regulation of relations arising in connection with the implementation of cross-border cooperation in the Russian Federation, defines the tasks and the basic principles of cross-border cooperation, as well as directions and forms of interaction between the subjects of cross-border cooperation. The Act does not apply to relationships in cross-border cooperation, regulated by civil legislation (Article 2 of the Civil Code of the Russian Federation), including relations with the Russian Federation, Russian Federation subjects and municipal entities.

Текст научной работы на тему «Приграничное сотрудничество муниципальных образований»

«Полиграфическое предприятие «Хакасия», 2009.-512 с.

2. Центральный государственный архив Республики Тыва. Ф. 93. ОП. 1. Д.2. 12 л.

3. Центральный государственный архив Республики Тыва. Ф. 93. ОП. 1. Д.43. 7 л.

ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Минаев А. В.

Тывинский государственный университет, Кызыл

Федеральный закон «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации» предусмотрен для регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением приграничного сотрудничества в Российской Федерации, определяет задачи и основные принципы приграничного сотрудничества, а также направления и формы взаимодействия субъектов приграничного сотрудничества. Закон не распространяется на отношения в сфере приграничного сотрудничества, регулируемые гражданским законодательством (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе отношения с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Federal Law «On foundations of cross-border cooperation in the Russian Federation» provides for the regulation of relations arising in connection with the implementation of cross-border cooperation in the Russian Federation, defines the tasks and the basic principles of cross-border cooperation, as well as directions and forms of interaction between the subjects of cross-border cooperation. The Act does not apply to relationships in cross-border cooperation, regulated by civil legislation (Article 2 of the Civil Code of the Russian Federation), including relations with the Russian Federation, Russian Federation subjects and municipal entities.

Ключевые слова: Конституция; государственная территория; государство; законодательная власть; исполнительная власть; правительство; закон; граница.

Keywords: Constitution; state territory and the state; legislative power; executive power; government; law; border.

Наблюдается устойчивый рост научного интереса к проблематике государственных границ и приграничных районов. Это обусловлено глобализацией экономики, развитием регионального сотрудничества, кардинальными

изменениями на политической карте мира, тенденциями к углублению демократии в общественном развитии. Обособляясь от внешнего мира посредством границ, государство защищает интересы национальных производителей и потребителей и тем самым реализует свою протекционистскую функцию.

Контактность выражается в

проводимости национальных границ для перемещения через них товаров, людей, финансов, информации. Она обусловлена степенью либерализации внешних гуманитарных и экономических связей, регулируемых нормативно-правовыми актами; развитостью институтов, обеспечивающих двусторонние и многосторонние международные связи

(торговые палаты и представительства, двусторонние комиссии, советы, фонды, ассоциации и т.д. по содействию развитию международных экономических и гуманитарных контактов,

консальтинговые и посреднические компании и Др.);, уровнем развития пограничной инфраструктуры (транспортной, таможенной, туристической и др.); уровнем экономического развития приграничных территорий и характером их участия в международных связях.

Преследуя определенные экономические, политические и гуманитарные цели, государства создают довольно сложный механизм общения с внешним миром, в котором сочетаются элементы

либеральной и протекционистской политики. Общемировой тенденцией последних десятилетий является постепенная либерализация, что ускорило формирование внешнеторговых связей с понижением тарифных ставок и сокращением нетарифных ограничений.

Депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.С. Изотовой, Р. В.Кондратовым, К.И.Косачевым, А.В.Островским, и членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации B.C. Бабичевым, А.Ю. Молчановым, С.Ю. Орловой весной 2010 года внесен проект федерального закона «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации». Федеральный закон состоит из четырех глав и семнадцати статей. Законопроект регулирует правовые отношения, возникающие в связи с осуществлением приграничного сотруд-ничества в Российской Федерации, определяет задачи и основные принципы приграничного сотрудничества, а также направления и формы взаимодействия субъектов приграничного сотрудничества. Закон не распространяется на отношения в сфере приграничного сотрудничества, регулируемые гражданским законодательством (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе отношения с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В Федеральном законе введены и используются следующие основные понятия:

Приграничное сотрудничество - часть международных отношений Российской Федерации, международных и

внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которая представляет собой согласованные действия субъектов приграничного сотрудничества Российской Федерации и субъектов приграничного сотрудничества сопредельных государств, направленные на решение задач, определяемых международными договорами Российской Федерации и Федеральным законом;

Приграничные субъекты Российской Федерации - субъекты Российской Федерации, территории которых прилегают к государственной границе Российской Федерации;

Приграничные муниципальные

образования - расположенные в приграничных субъектах Российской Федерации муниципальные образования, территории которых прилегают к государственной границе Российской Федерации;

Территории приграничного сотрудничества Российской Федерации -определяемые соглашениями о приграничном сотрудничестве части территорий приграничных субъектов Российской Федерации в границах приграничных муниципальных образований и административно-территориальных единиц субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к государственной границе Российской Федерации. В международных договорах Российской Федерации могут быть определены иные территории Российской Федерации, являющиеся территориями приграничного сотрудничества Российской Федерации;

Субъекты приграничного сотрудничества Российской Федерации -Российская Федерация, приграничные субъекты Российской Федерации, приграничные муниципальные образования, от имени которых выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти приграничного субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Субъекты приграничного сотрудничества сопредельных государств -государственно-территориальные, административно-территориальные и муниципальные образования приграничных регионов сопредельных государств, рассматриваемые в качестве таковых в соответствии с внутренним правом этих государств;

Соглашения о приграничном сотрудничестве - соглашения приграничных субъектов Российской Федерации или приграничных муниципальных образований с соответствующими субъектами приграничного сотрудничества сопредельных государств,

заключаемые ими в лице своих уполномоченных органов в порядке и по вопросам, определяемым в соответствии с Федеральным законом.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением приграничного сотрудничества в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации в сфере приграничного сотрудничества регулируется Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации».

Порядок заключения соглашений субъектов Российской Федерации о приграничном сотрудничестве определяется Федеральным законом «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» с учетом особенностей, устанавливаемых Федеральным законом.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Задачами приграничного сотрудничества в Российской Федерации являются:

1) социально-экономическое и культурное развитие территорий приграничного сотрудничества Российской Федерации, повышение уровня и качества жизни населения этих территорий;

2) упрощение взаимного общения субъектов приграничного сотрудничества Российской Федерации и субъектов приграничного сотрудничества сопредельных государств, развитие и укрепление их взаимовыгодных и дружественных связей;

3) создание обстановки доверия, взаимопонимания и добрососедства между органами власти и населением территорий приграничного сотрудничества Российской Федерации и приграничных территорий сопредельных государств;

4) создание условий для совместного решения экономических, транспортных, энергетических, экологических, социальных, демографических, гуманитарных и других проблем на территориях приграничного сотрудничества Российской Федерации и приграничных территориях сопредельных государств.

Приграничное сотрудничество в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

1) уважение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации и сопредельных государств;

2) соблюдение международных договоров Российской Федерации и соглашений о приграничном сотрудничестве, заключаемых приграничными субъектами Российской Федерации и приграничными муниципальными образованиями;

3) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

4) учет особенностей территорий приграничного сотрудничества Российской Федерации и приграничных территорий сопредельных государств, в том числе характера межгосударственных отношений и исторически сложившихся связей указанных территорий;

5) обеспечение доступа населения территорий приграничного сотрудничества Российской Федерации к информации о приграничном сотрудничестве;

6) учет интересов национальной безопасности Российской Федерации.

В Федеральном законе определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере приграничного сотрудничества:

1. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации определяют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в сфере приграничного сотрудничества.

2. Федеральные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями в сфере приграничного сотрудничества:

1) реализуют государственную политику в сфере приграничного сотрудничества,

2) координируют деятельность по осуществлению приграничного сотрудничества;

3) дают согласие на заключение приграничными субъектами Российской Федерации соглашений о приграничном сотрудничестве и регистрируют такие соглашения в порядке, определяемом Федеральным законом «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»;

4) дают согласие на заключение приграничными муниципальными образованиями соглашений о приграничном сотрудничестве и регистрируют такие соглашения;

5) оказывают содействие органам государственной власти приграничных субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления приграничных муниципальных образований в осуществлении приграничного сотрудничества;

6) осуществляют разработку методических материалов по вопросам приграничного сотрудничества, в том числе разработку примерных соглашений о приграничном сотрудничестве;

7) осуществляют контроль за деятельностью органов государственной власти приграничных субъектов Российской Федерации в сфере приграничного сотрудничества;

8) осуществляют иные полномочия в сфере приграничного сотрудничества в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и нормативными правовыми актами.

В Федеральном законе рассмотрено участие приграничных муниципальных образований в приграничном

сотрудничестве:

1. Приграничные муниципальные образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами обладают полномочиями в сфере приграничного сотрудничества, в том числе:

1) принимают в пределах своей компетенции муниципальные правовые акты, определяющие порядок заключения муниципальным образованием соглашений о приграничном сотрудничестве;

2) заключают соглашения о приграничном сотрудничестве в пределах своей компетенции;

3) принимают муниципальные правовые акты, направленные на обеспечение исполнения заключенных муниципальным образованием в соответствии с соглашениями о приграничном сотрудничестве.

2. Полномочия, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления в сфере приграничного сотрудничества, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Субъекты приграничного сотрудничества Российской Федерации в пределах своих полномочий могут вести приграничное сотрудничество в соответствии с задачами и принципами, в следующих направлениях:

1) научное и научно-техническое сотрудничество;

2) сотрудничество в сфере образования и культуры;

3) предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;

4) оказание гуманитарной помощи;

5) рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей природной среды;

6) правоохранительная деятельность;

7) регулирование миграции населения и рынка труда;

8) транспорт и связь;

9) экономическое сотрудничество, в том числе создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности и приграничной торговли.

В Российской Федерации допускаются любые формы приграничного

сотрудничества, не противоречащие закону, отвечающие основным принципам приграничного сотрудничества в Российской Федерации и направленные на решение задач приграничного

сотрудничества, в частности:

1) проведение встреч, консультаций и переговоров, в том числе на постоянной основе;

2) создание уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления совместных с органами субъектов приграничного сотрудничества сопредельных государств координирующих структур по приграничному сотрудничеству, в том числе советов, комиссий и рабочих групп;

3) создание и деятельность международных организаций приграничного сотрудничества на основании международных договоров Российской Федерации;

4) участие в деятельности органов приграничного сотрудничества межгосударственных международных организаций;

5) участие в создаваемых как на территории Российской Федерации, так и на территории сопредельных государств некоммерческих юридических лицах, цели деятельности которых отвечают задачам приграничного сотрудничества;

6) иное взаимодействие уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам приграничного сотрудничества.

Соглашение о приграничном сотрудничестве с субъектом или субъектами приграничного сотрудничества

сопредельных государств заключается приграничным субъектом Российской

Федерации, от имени которого действуют исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, с учетом мнения органов местного самоуправления приграничных муниципальных образований, расположенных на территории указанного приграничного субъекта Российской Федерации и образующих территорию приграничного сотрудничества в соответствии с условиями соглашения.

Соглашения о приграничном сотрудничестве, заключаемые приграничными субъектами Российской Федерации, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, федеральным законам и иным федеральным нормативным правовым актам, договорам между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, законам субъектов Российской

Федерации, а также содержать положения, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы других субъектов Российской Федерации, граждан и организаций.

Основные положения или соглашения о приграничном сотрудничестве на территории одного или нескольких муниципальных образований органы государственной власти приграничного субъекта Российской Федерации направляют органам местного

самоуправления соответствующих

приграничных муниципальных образований для согласования. При направлении основных положений или соглашения о приграничном сотрудничестве органы государственной власти приграничного субъекта Российской Федерации уведомляют органы местного

самоуправления соответствующих

приграничных муниципальных образований о предельных сроках направления

предложений. Срок направления предложений органов местного самоуправления муниципальных образований не может быть менее двух недель.

Предложения, поступившие от органов местного самоуправления приграничных муниципальных образований, на территории которых предполагается действие соглашения о приграничном сотрудничестве, рассматриваются при подготовке проекта соглашения. Непредставление органами местного самоуправления предложений в установленный срок для ответа не препятствует заключению соглашения о приграничном сотрудничестве.

Вопросы участия представителей органов местного самоуправления приграничных муниципальных образований в подготовке проекта соглашения о приграничном сотрудничестве, а также в переговорах и процедуре его подписания регулируются законами и иными нормативными правовыми актами приграничного субъекта Российской Федерации.

Соглашения о приграничном сотрудничестве, заключенные исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, независимо от их формы, наименования и содержания не являются международными договорами.

Соглашения о приграничном сотрудничестве, заключаемые приграничными муниципальными образованиями:

1. Соглашение о приграничном сотрудничестве с субъектом или субъектами приграничного сотрудничества сопредельных государств заключается приграничным муниципальным образованием, от имени которого действуют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, наделенным полномочиями в сфере приграничного сотрудничества.

2. Муниципальные образования заключают соглашения о приграничном сотрудничестве в пределах своей

компетенции, определяемой в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации». Соглашения о приграничном сотрудничестве, заключаемые муниципальными образованиями, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, а также содержать положения,

нарушающие права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы других муниципальных образований, граждан и организаций.

3. Орган местного самоуправления муниципального образования, принявший решение о вступлении в переговоры с субъектом или субъектами приграничного сотрудничества сопредельных государств, уведомляет об этом не позднее чем за месяц до подписания соглашения о приграничном сотрудничестве федеральный орган исполнительной власти, наделенный полномочиями в сфере приграничного сотрудничества.

4. Проект соглашения о приграничном сотрудничестве, заключаемого приграничным муниципальным образова-нием с субъектом или субъектами приграничного сотрудничества сопредельных государств, представляется для согласования в федеральный орган исполнительной власти, наделенный полномочиями в сфере приграничного сотрудничества. Федеральный орган исполнительной власти, наделенный полномочиями в сфере приграничного сотрудничества, рассматривает указанный законопроект и информирует органы местного самоуправления муниципального образования о результатах рассмотрения как правило, не позднее чем через 20 дней после получения проекта указанного соглашения.

5. В случае возникновения разногласий между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и

органами местного самоуправления в отношении проекта соглашения о приграничном сотрудничестве могут применяться согласительные процедуры в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

6. Органы местного самоуправления вправе подписать с субъектом или субъектами приграничного сотрудничества сопредельных государств текст соглашения о приграничном сотрудничестве после согласования с федеральным органом исполнительной власти, наделенным полномочиями в сфере приграничного сотрудничества.

7. Подписанные соглашения о приграничном сотрудничестве, заключенные муниципальными образованиями, подлежат опубликованию и регистрации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

8. Соглашения о приграничном сотрудничестве, заключенные муниципальными образованиями, независимо от их формы, наименования и содержания не являются международными договорами.

При заключении совместных соглашений о приграничном сотрудничестве к действиям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований подлежат применению требования о порядке заключения соглашений.

Основанием для приграничного сотрудничества являются международные договоры Российской Федерации о

приграничном сотрудничестве, а также заключенные в пределах своей компетенции приграничными субъектами Российской Федерации или приграничными муниципальными образованиями соглашения о приграничном сотрудничестве.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. М.: ВИТРЭМ, 2001.

2. Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» № 99 - ФЗ от 24 мая 1999 года //Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. - № 22.

3. Закон Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» № 4730 -1 от 1 апреля 1993 года. М.: Граница, 1993.

4. Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере. (Утверждена решением Государственной пограничной комиссии от 28 января 2005 г. Протокол № 1.). М.: Граница, 2005.

5. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. - № 25.

6. Белов А.Е. Пограничные аспекты этнических процессов в пограничном пространстве Российской Федерации. Монография. Голицыно - ГПИ ФСБ России, 2006.

7. Пограничная политика Российской Федерации / Под общ. ред. генерала армии Николаева АИ. М., 1998.

8. Чебан В.В. Геополитическое положение и военная безопасность России. М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.