Научная статья на тему 'Приграничное сотрудничество Калининградской области проблемы и перспективы'

Приграничное сотрудничество Калининградской области проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Северо-Западный федеральный округ России»

675
88
Поделиться
Ключевые слова
калининградская область / приграничное сотрудничество / европейский союз (ес) / программа интеррег / программа "литва / польша / россия: 2007-2013" / программа "регион балтийского моря" / the european union (eu) / the interreg program "lithuania / russia: 2007-2013" / "the baltic sea region" programme

Аннотация научной статьи по комплексному изучению отдельных стран и регионов, автор научной работы — Плюхин Михаил Юрьевич

После вступление Польши и Литвы в Евросоюз кардинально изменились характер, формы и содержание их приграничных контактов с Калининградской областью. Наблюдается тенденция к усилению взаимодействия политики соседства. Отмечены уже имеющийся обширный и разноплановый опыт участия области в программе Интеррег, сделан существенный вклад в социально-экономическое развитие региона. Открывающиеся новые финансовые перспективы требуют увязки стратегий регионального развития соседних территорий. Эффективное сопряжение российских ресурсов со средствами Евросоюза позволит отработать новую технологию регионального развития Северо-запада России.

Похожие темы научных работ по комплексному изучению отдельных стран и регионов , автор научной работы — Плюхин Михаил Юрьевич,

Since the accession of Poland and Lithuania to the EU, the nature, forms and content of their border cooperation with the Kaliningrad region have fundamentally changed. There is a tendency towards strengthening the neighborhood policy. The already gained extensive and varied experience of the participation of the Kaliningrad region in the INTERREG Programme contributed to the socio-economic development of the region. The new financial tools should be linked to the regional development strategies of the neighboring territories. Efficient use of both Russian and the EU funds will help develop a new technology for regional development of North-West Russia.

Текст научной работы на тему «Приграничное сотрудничество Калининградской области проблемы и перспективы»

<5>

ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

-------------<f>-------------

После вступление Польши и Литвы в Евросоюз кардинально изменились характер, формы и содержание их приграничных контактов с Калининградской областью. Наблюдается тенденция к усилению взаимодействия политики соседства. Отмечены уже имеющийся обширный и разноплановый опыт участия области в программе «Интеррег», сделан существенный вклад в социально-экономическое развитие региона. Открывающиеся новые финансовые перспективы требуют увязки стратегий регионального развития соседних территорий. Эффективное сопряжение российских ресурсов со средствами Евросоюза позволит отработать новую технологию регионального развития Северо-Запада России.

Since the accession of Poland and Lithuania to the EU, the nature, forms and content of their border cooperation with the Kaliningrad region have fundamentally changed. There is a tendency towards strengthening the neighborhood policy. The already gained extensive and varied experience of the participation of the Kaliningrad region in the INTERREG Programme contributed to the socio-economic development of the region. The new financial tools should be linked to the regional development strategies of the neighboring territories. Efficient use of both Russian and the EU funds will help develop a new technology for regional development of North-West Russia.

Ключевые слова: Калининградская область, приграничное сотрудничество, Европейский союз (ЕС), программа «Интеррег», программа «Литва, Польша, Россия: 2007—2013», программа «Регион Балтийского моря».

Key words: the Kaliningrad region, cross-border cooperation, the European Union (EU), the Interreg program “Lithuania, Poland, Russia: 2007-2013”, “The Baltic Sea region” programme.

Национальные государства постепенно утрачивают возможность самостоятельно справляться с экономическими, экологическими, социальными, военно-техническими и прочими проблемами. Как один из выходов из сложившейся ситуации — объединение усилий с другими, как правило, соседними странами. Именно этим объясняется тяга к региональным сообществам, поскольку вместе легче противостоять возрастающим вызовам.

«Регионализм — один из способов справиться с глобальной трансформацией, поскольку большинству стран недостает сил и средств для

УДК: 65.012.6 (470.26) М. Ю. Плюхин

ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ «#>

- «Р

того, чтобы одолеть такие проблемы на национальном уровне», — пишет шведский политолог Бьерн Хеттне.

Вместе с тем процесс европейской интеграции, расширение Евросоюза на восток создали совершенно новую ситуацию в российской части. Фактически северо-западные территории Российской Федерации вошли в непосредственное соприкосновение с расширенным Европейским союзом. Вместо границы с отдельными странами Россия теперь имеет дело с единой пограничной и таможенной системой Брюсселя. При этом ЕС динамично и весьма эффективно обустраивает свои новые рубежи. Речь идет о комплексе мер, направленных против неконтролируемого въезда на его территорию, нелегальной миграции, трансграничной преступности. Логика предпринимаемых шагов вполне объяснима, но вместе с тем очевидно: сохранить созданный ранее потенциал приграничного сотрудничества будет весьма непросто.

Превращение государственной границы с Польшей и Литвой в новые рубежи Евросоюза кардинально меняет характер, формы и даже отчасти содержание приграничных контактов. Другими словами, уже сегодня можно прогнозировать значительное уменьшение объемов взаимных поездок, свертывание некоторых сегментов приграничного туристического обмена, появление дополнительных трудностей в осуществлении совместных инвестиционных, торгово-производственных, культурных и гуманитарных проектов. Решение данной проблемы состоит в подписании соглашения о местном приграничном движении.

Одновременно Евросоюз несколько лет тому назад начал выстраивать в отношениях с новыми соседями так называемую европейскую политику соседства. Одна из ключевых задач этой политики — проецирование на сопредельные государства стабильности, безопасности и процветания путем использования специальных форм помощи.

Таким образом, приграничное сотрудничество в настоящее время развивается под воздействием двух разнонаправленных тенденций: к «уплотнению» внешних рубежей ЕС, с одной стороны, и к усилению взаимодействия с помощью политики соседства — с другой.

Приграничное сотрудничество Калининградской области имеет свою, не слишком продолжительную, но при этом достаточно богатую историю, которая началась с момента превращения ее в российский эксклав на Балтике. В регионе накоплен обширный и разноплановый опыт взаимодействия с нашими соседями. С помощью международных проектов имеется возможность совместными усилиями решать общие проблемы сопредельных территорий. В приграничное сотрудничество вовлечены практически все муниципальные образования, десятки неправительственных организаций, деловые круги, многие учреждения бюджетной сферы. К видимым и ощутимым итогам в рамках программы «Интеррег» можно отнести работу по реконструкции очистных сооружений в Гурьевске и Краснознаменске, создание комплекса по управлению твердыми отходами в Гусеве, улучшение музейного дела в Советске, Озерске и Светлогорске, практические результаты некоторых экологических проектов. Проведены полноценные исследования по-

<5> -

тенциала развития ветро- и гидроэнергетики, налажены постоянные контакты в сфере культуры, здравоохранения, высшей школы, туризма. Особо следует отметить проекты, нацеленные на создание сегментов будущей инновационной системы Калининградской области. С 2004 г. с участием калининградских партнеров подготовлено и реализовано 46 проектов на общую сумму около 8 млн евро. Проделанная работа внесла существенный вклад в социально-экономическое развитие области.

Министерство по развитию территорий и взаимодействию с органами местного самоуправления Калининградской области является участником одного из проектов действующей программы «Интеррег» — «Партнерство между российскими и польскими органами местного самоуправления как основа приграничного сотрудничества». Цель проекта — изучение польского опыта муниципальной реформы и его возможное использование при переходе на двухуровневую организацию местного самоуправления в Калининградской области. Также министерство поддерживает ряд проектов, направленных на обследование инвестиционных возможностей муниципальных образований региона, подготовку специалистов, способных оформлять проектные заявки, развитие туристического потенциала городов с сохранившимися готическими замками. Один из таких проектов — «Окно: Восток — Запад», разработанный с целью стимулирования территориальной интеграции Северо-Запада России в регион Балтийского моря путем совместного пространственного планирования и участия в проектах по развитию таких приоритетных сфер деятельности, как бизнес, транспорт, ИКТ и пространственное планирование морских акваторий. Общая цель проекта заключается в создании условий для ускоренного развития региона Балтийского моря посредством более эффективного использования существующего потенциала территории. Реализация поставленной цели будет способствовать и решению региональных проблем успешного социально-экономического развития Калининградской области и других связанных с Балтикой регионов Северо-Запада России.

Программа «Интеррег» превратилась в институциональную платформу делового сотрудничества, обеспеченную финансовыми ресурсами, прозрачным механизмом их распределения, четкими процедурами и согласованными приоритетами. Фактически возникает новая модель приграничного сотрудничества, скроенная по европейским лекалам, но позволяющая в полной мере учитывать особенности каждой территории.

Программа «Интеррег», наряду с другими инициативами Евросоюза, способствует формированию у проживающих здесь народов чувства общей ответственности за состояние окружающей среды, устойчивое и сбалансированное развитие, активный межкультурный диалог, за все то, что часто называют общебалтийскими ценностями. Для Калининградской области это означает, прежде всего, встраивание региона в поток глобализационных изменений, характерных для всей Европы.

Эти процессы происходят посредством сетевых технологий, тесно сопряженных с сущностью программно-проектной деятельности. В ре-

- «р

зультате возникают своеобразные «сетевые кластеры» с участием калининградских организаций, способные достаточно эффективно использовать финансовые средства ЕС и свои собственные на цели территориальной, инфраструктурной, технологической и культурной связанности региона Балтийского моря.

Как представляется, наступило время совместно приступить к решению крупных проблем, обусловленных процессами глобализации, потеплением климата, неблагоприятными демографическими изменениями. В этом отношении в регионе соседства необходимо эффективно использовать ресурсы и механизмы, которые сегодня предлагаются в рамках европейского инструмента соседства и партнерства, европейского территориального сотрудничества и либерализации визовой политики с помощью режима местного приграничного движения.

Мы будем продолжать проекты, направленные на поддержку профильных направлений деятельности министерства, а именно: изучение условий и факторов влияния процессов миграции на рынок труда в зоне российско-польско-литовского соседства, оздоровление экологической обстановки в бассейне реки Неман, повышение квалификации муниципальных служащих, комплексное развитие сельских территорий, создание инфраструктуры водного туризма в ряде муниципальных образований.

В свете новых финансовых перспектив возникает потребность увязки стратегий регионального развития соседних территорий. Особенно это важно в отношении совершенствования инфраструктуры по-гранпереходов и трансъевропейских транспортных коридоров, состыковки систем электрических сетей, охраны окружающей среды, управления миграционными потоками, совместных усилий в борьбе с организованной преступностью. На наш взгляд, такого рода стратегическим вопросам желательно посвятить часть проектов «первой волны» в новой программе «Литва, Польша, Россия: 2007—2013». Это позволит нам работать над достижением согласованных целей весь программный период с учетом специфики российско-польско-литовского пограничья. Не менее важно для Калининградской области и участие в программе «Регион Балтийского моря», поскольку здесь имеется возможность координации сотрудничества всех стран и регионов, расположенных на побережье Балтики.

Активное и заинтересованное участие партнеров по обе стороны границы в общих программах и проектах будет реально содействовать процессу минимизации диспропорций в социально-экономическом развитии сопредельных территорий. Эффективное сопряжение средств Евросоюза с российскими ресурсами позволит отработать новую технологию регионального развития на Северо-Западе России.

CROSS-BORDER COOPERATION

<P

Mikhail Plyukhin Since the accession of Poland and Lithu-

ania to the EU, the nature, forms and content of their border cooperation with the Kaliningrad region have fundamentally changed. There is a tendency towards strengthening the neighborhood policy. The already gained extensive and varied experience of the participation of the Kaliningrad region in the INTERRED Programme contributed to the socio-economic development of the region. The new financial tools should be linked to the regional development strategies of the neighboring territories. Efficient use of both Russian and the EU funds will help develop a new technology for regional development of NorthWest Russia.

Key words: the Kaliningrad region, cross-border cooperation, the European Union (EU), the Interreg program “Lithuania, Poland, Russia: 2007-2013”, “The Baltic Sea region” programme.

Nation states gradually lose their ability to solve their own economic, environmental, social, military, technical and other problems. One solution is to join efforts with other countries, as a rule, neighbouring ones. This explains the tendency towards regionalism, since it is easier to face increasing challenges shoulder to shoulder.

“Regionalism is one way of coping with global transformation, since an increasing number of states realise that they lack capability and means to manage such a task at the national level”, writes a Norwegian political scientist Björn Hettne.

At the same time, the process of European integration and enlargement of the European Union to the East created a completely new situation in the Russian Federation. Actually, the North-West territories of the Russian Federation became immediate neighbours of the enlarged European Union. Instead of bordering on number of countries, Russia deals now with the unified customs and border guard system of Brussels. At the same time, the EU actively and efficiently equips its new borders. A set of measures aimed against unauthorized entry into the EU, illegal migration, and cross-border crime have been taken. The logic of the undertaken measures is easy to explain, but, on the other hand, it will be rather difficult to sustain the earlier developed potential of cross-border cooperation.

The turning of the state borders with Poland and Lithuania into EU borders drastically changes the character, form and, partially, content of cross-border contacts. In other words, today we can already predict a significant decrease in passenger traffic in both directions, reduction of some segments of cross-border tourist exchange and new complications in the field of joint investment, trade,

CROSS-BORDER COOPERATION

IN THE KALININGRAD REGION: PROBLEMS AND PROSPECTS

industrial, cultural and technical assistance projects. The solution to this problem lies in concluding an agreement on local cross-border transit.

Besides, several years ago the EU launched the so-called European Neighbourhood policy towards new neighbours. One of the main objectives of this policy is enhancing stability, safety and well-being of the neighbouring countries by means of special programmes.

Currently, cross-border cooperation develops in two opposite directions: one is “consolidation” of the EU external borders, and the other — strengthening cooperation with the help of the Neighbourhood policy tools.

Cross-border cooperation in the Kaliningrad region has its own, though short, but rich history that started with its transformation into a Russian exclave on the Baltic Sea. Wide and diverse experience of interaction with the neighbours has been accumulated in the region. International projects contribute to solving common problems of the neighbouring territories through joint efforts. Almost all municipal institutions, dozens of nongovernmental organisations, business community and a number of public sector institutions are involved in cross-border cooperation. Among the tangible results of the INTERREG programme, one can mention the modernisation of the sewage treatment facilities in Guryevsk and Krasnoznamensk, the construction of a solid waste treatment plant in Gusev, efficient assistance to museums in Sovetsk, Ozyorsk and Svetlo-gorsk, and practical outcomes of some environmental projects. Comprehensive research into the prospective development of wind- and hydro-power engineering has been conducted alongside with establishing regular contacts in the spheres of culture, public healthcare, higher education, and tourism. We would like to especially mention the projects aimed at establishing segments of the future innovation system of the Kaliningrad region. Since 2004, 46 projects with the total budget of 8 million euros have been implemented in cooperation with Kaliningrad partners. This partnership has significantly contributed to the social and economical development of the region.

The Ministry of Territory Development and Interaction with Municipalities of the Kaliningrad region participates in one of the projects of the current INTERREG programme — “Russian-Polish Municipal Partnership as a Basis of Cross-Border Cooperation”. The project is aimed at analysing the Polish experience gained in the course of the municipal reforms and its potential application during the transition to the two-tier organisation of municipalities in the Kaliningrad region. The ministry also supports a number of projects aimed at researching investment capacity of the regional municipalities, at training specialists in drawing up project applications, at developing tourism in towns with intact Gothic castles. One of them is the “Window: an East-West” project, elaborated to stimulate the territorial integration of the North-West Russia into the Baltic Sea region by means of cooperative spatial planning and participation in projects in such priority spheres as business, transport, ICT, and sea area spatial planning. The general target of the project is to facilitate accelerated development of the Baltic Sea region by means of a more efficient use of the available potential of the territory. The achievement of this target will contribute to the social and economic development of both the Kaliningrad region and other regions of North-West Russia adjoining the Baltic Sea region.

The INTERREG programme has become an institutional basis for business cooperation supported by financial resources, transparent mechanism of their distribution, clear-cut procedures and agreed priorities, which, actually, create a new tailored model of cross-border cooperation with European guidelines, yet it takes into account the peculiarities of each territory.

Alongside other EU initiatives, the INTERREG programme contributes to the development of awareness and shared responsibility of the residents of the territory for the environment, sustainable and balanced development, and active cross-cultural dialogue — for everything that we call “shared Baltic values”. For the Kaliningrad region it means, first of all, that the region will enter the stream of globalisation changes typical of the whole Europe.

These processes take place with the help of networking and are closely linked to the essence of the programme and planned project activities, which result in special ‘network clusters’ with the participation of Kaliningrad organisations. These organisations can efficiently manage both the EU and internal funds for the development of the territory, as well as infrastructural and cultural unity of the Baltic Sea region.

It seems it is high time for collective solutions of the major problems conditioned by globalisation processes, climate change and unfavourable demographic changes. In connection with this, the region should use efficiently the resources and mechanisms offered in the framework of the European Neighbourhood and Partnership Instrument, the European Territorial Cooperation and liberalisation of visa policy by means of the local cross-border transit regime.

The ministry will further support projects contributing to the ministry range of responsibilities, namely the analysis of migration and its influence on the labour market in the area of Russian-Polish-Lithuanian neighbourhood, improvement of ecological situation in the Neman river basin, advanced training of municipal employees, complex development of agricultural territories and the construction of water tourism infrastructure in a number of municipalities.

In the light of the new financial prospects, there emerges a need for harmonisation of the neighbouring territories’ regional development strategies. It is especially significant for the improvement of border crossing and trans-European transport corridor infrastructure, the efficiency of energy grids, environmental protection, migration flow management, and combating organised crime. In our opinion, the first stage of the new ‘Lithuania, Poland, Russia: 2007—2013’ programme should be dedicated to these strategic issues, which will allow to work on achieving the agreed targets in the course of the whole programme implementation period, given the peculiarities of the Russian-Polish-Lithuanian border area. The same importance is attached to the participation of the Kaliningrad region in the “Baltic Sea Region” programme, since it provides an opportunity of coordinating cooperation of all the Baltic States and regions.

Active and motivated cooperation in the projects and programmes and that of the partners on both sides of the border will significantly contribute to minimisation of neighbouring territories’ social and economical development disproportions. Efficient combination of the EU funds and Russian financial resources will help elaborate a new regional development technology in North-West Russia.