ПРИЕМЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ОБУЧЕНИИ ОБЩЕНИЮ НА
АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Соловьева И.А. ©
Учитель английского языка МАОУ Наро-Фоминской СОШ №1
Аннотация
В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.
Ключевые слова: школьная театральная педагогика, мотивация, элементы творчества, образовательная среда урока, ситуация реального общения, активность обучающихся.
Дидактика в современном мире уделяет большое внимание организации активной деятельности самих обучающихся. От степени их активности зависит эффективность овладения иностранным языком , вовлечение их во все виды речевой деятельности , чтобы они как можно больше слушали , говорили , читали и писали на английском языке.
Эксперименты последних лет подтвердили, что занятия иностранным языком развивают учеников, прежде всего логическое мышление, поднимают их образовательный и культурный уровень. Есть все основания полагать, что занятия иностранным языком способствует постепенному увеличению объема памяти. В настоящее время можно считать доказанным, что за кажущейся легкостью овладения языковым материалом стоят сложные (хотя и внутренне неосознанные)процессы, построенные не на имитации, а на обобщении. Установлено, что ребенок овладевает вторым языком легче, чем взрослый, только в условиях жизненно важного для него общения, источником которого для данного возраста является обучающая игра [1].
В ситуации искусственной иноязычной среды, потребности и необходимости пользоваться изучаемым языком для общения вызывает трудности как для учителя , так и для учеников. От учителя требуется творческий подход к решению учебно-воспитательных задач. Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы она была не только интересной и вызывала высокую мотивацию, обеспечивающую активность на уроке , но и сохраняла бы свое воздействие во внеурочное время.
Поиски педагогов-практиков и теоретиков (А.В. Брушлинский, И.А.Зимняя, А.М. Матюшкин), занимающихся теорией проблемного обучения, привели к пониманию необходимости применения театральной педагогики, которая охватывает основные аспекты продуктивного взаимодействия и творческого процесса. На помощь учителю, в формировании положительной мотивации обучаемых, приходят разработанные и апробированные приемы и методы театральной педагогики. Применение средств театральной педагогики на занятиях по иностранному языку является актуальным и необходимым, так как способствует реализации следующих целей:
- формирование навыков общения на иностранном языке;
- воспитание творческого отношения к изучению иностранного языка;
- формирование умения пользоваться иностранным языком для достижения своих целей (выражения мыслей, чувств, эмоций, намерений) в ситуациях, приближенных к ситуациям реального общения на иностранном языке, а также в искусственно созданных ситуациях [2].
«Театральная педагогика - это целостная система образования, организованная по законам импровизационной игры и подлинного продуктивного действия, протекающих в увлекательных для участников предлагаемых обстоятельствах, в совместном коллективном
© Соловьева И.А., 2016 г.
творчестве учителей и учеников, способствующая постижению явлений окружающего мира через погружение и проживание в образах, и дающая совокупность цельных представлений о человеке, его роли в жизни общества, его отношениях с окружающим миром, его деятельности, о его мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах» [3].
Под понятием школьная театральная педагогика мы понимаем многообразие форм и методов театральной работы с детьми. Школьная театральная педагогика решает образовательные, воспитательные и развивающие задачи, присущие педагогической практике.
Театральные методики, внедряемые непосредственно в уроки иностранного языка, внеурочная деятельность; театрализации, игровые тренинги на изучаемом языке; постановки спектаклей, инсценировок, миниатюр; участие в фестивалях - все это является основной формой театральной педагогики в школе.
В ходе использования творческого подхода, каким является школьная театральная педагогика, представляется возможным удовлетворение основных потребностей детей в начальной школе : в движении, ощущении безопасности, потребности в похвале, рисовании, мимике, конструировании и т.д.
Современной театральной педагогикой предлагаются эффективные приемы обучения групповому взаимодействию. Групповая форма организации учебного процесса способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, учит объективной оценки себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе, делает занятие насыщенным, интересным. У детей появляется возможность помогать друг другу, успешно корректировать высказывания, а также важнейший аспект воспитания- умение понимать другого человека.
В обучении общению на английском языке, как и на любом другом иностранном языке, мы должны учитывать внутреннюю мотивацию ученика. Нужно вызвать потребность, желание говорить. Вот здесь и необходимо использовать в качестве стимулов театральную деятельность, которая бы вызывала у ребенка потребность «выразить себя», приобщиться к обучению на изучаемом языке путем использования реальных ситуаций. В использовании театрализации учитель всегда будет развивать говорение как вид речевой деятельности. А также все три части составляющие его структуру:
- мотивационно-побудительную (потребность выразить мысль)
- аналитико-синтетическую (формирование мысли)
- исполнительскую (проговаривание, внешнее оформление высказывания) [5 , с.132]
В театральной постановке на начальном этапе, когда требуется работа над сценарием, нужно отобрать материал вызывающий интерес, учесть качество литературного источника. Сложность постановки должна отражать возраст учащихся. В противном случае, работа над сценарием может осложниться равнодушным отношением к нему.
В качестве положительного примера, приведем отбор литературных героев и постановку спектаклей на английском языке на собственном опыте работы в начальной школе.
В рамках программы внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы в 2015-2016 учебном году были отобраны и проведены следующие мероприятия:
1. Спектакль «Питер Пен» для учеников 4 классов;
2. Театральная постановка «Алиса в стране чудес» для учеников 3 классов;
3. Спектакль «Красная шапочка» для учеников 3 классов;
4. Спектакль-сказка «Волк и семеро козлят» для учеников 2 классов
Процесс работы над выбором героев, а в последствии и над спектаклями, помог ребятам раскрепоститься, избавиться от страха как коммуникативного барьера, улучшил способность к рефлексии. Во время рабочих встреч на репетициях нам удалось создать атмосферу доверия друг другу, кабинет английского языка превратился из просто объединением дополнительного образования, а местом встречи друзей по интересам. В прошедшем учебном году с постановкой спектакля «Питер Пен» на английском языке мы
приняли участие в Региональном фестивале «Английского языка» , который прошел в городе Апрелевка. Важно подчеркнуть, что в процессе подготовки к фестивалю родители невольно стали соучастниками образовательного процесса, что положительно отразилось на общении родителей и детей.
В начальной школе закладываются основы общения на иностранном языке в устной и письменной форме. При этом существенная часть учебного времени тратится на формирование произносительных, графических, орфографических, лексических и грамматических навыков, успешность формирования которых существенно различается в зависимости от используемых технологий обучения [4].
В работе над материалом постановки, сценарием, нужно помнить, что важную роль играет учитель. Ему необходимо обеспечить достаточную тренировку в правильности фонетического, грамматического и лексического оформления высказывания. Очень важно, чтобы такая тренировка не носила формальный характер. Во время проведения тренировки, нужно чтобы каждый принял в ней участие и был активен в этой форме деятельности по выработке произносительных навыков на английском языке. Необходимо научить слышать и точно имитировать услышанное.
Стоит заметить, что помимо говорения как средства речевой деятельности в подготовке и работе над сценарием, чтение вслух служит средством совершенствования произносительных навыков учащихся и прежде всего обучения интонации. Как правило , в подготовке к театральному действию, инсценировке, фестивалю всегда возможность отработать основные коммуникативные типы высказываний (вопросов, приказаний, просьб, восклицаний и др.)
Для лучшего овладения лексикой можно подобрать или составить диалоги мини-спектакля, миниатюры с определенной тематикой, где обучающийся многократно встретит изучаемое слово в разных сочетаниях и, таким образом лучше закрепит его звуковую и графическую формы. С учениками 2-ых классов выполнение игровых заданий в образе животных и сказочных героев помогает детям лучше овладеть изучаемой лексикой по теме «Животные», активно участвовать в процессе обучения.
Еще один приемом школьной театральной педагогики является театральная игра на уроках английского как средством самореализации ребенка. Если на уроках в начальной школе использовать этот прием, то учителю будет легче сформировать готовность к творчеству, к более легкой адаптации в современном мире. К такому виду игр можно отнести игру «Первое знакомство», «Издание журнала мод. Демонстрация моделей (по теме «Одежда»). Любой показ моделей и первая презентация журнала это всегда мини-спектакль. Источником инноваций здесь выступают сами дети. Подобные задания позволяют детям развить творческое мышление, креативные способности, побудят их к большей самостоятельности в ряде задач театральной педагогики в качестве импровизации.
Конечно важно помнить, что при всей привлекательности и эффективности приемов и методов театральной педагогики , только чувство меры всегда будет удерживать свежесть эмоционального воздействия на учеников.
Приемы и методы театральной педагогики, все без исключения, относятся к активным формам обучения. Они могут быть использованы учителем в различных учебных ситуациях: в процессе обучения идет вовлечение в тематику урока, повышается мотивация к изучению английского языка, активизация творческого потенциала учащихся.
Литература
1. Беляев Г.А. К диалектике творческих элементов в деятельности педагога.// Психолого-педагогические проблемы подготовки специалиста. Ярославль, 1983.
2. Булатова О.С. Использование возможностей театральной педагогики в процессе становления личности учителя :Диссертация канд. пед. наук, Тюмень, 1999.
3. Климова Т. А., Косинец Е.И., Никитина А.Б. Возможности театральной педагогики в контексте новых образовательных стандартов // Вестник Московского образования. 2013. № 11.
4. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М, 1991.
5. Рогова Г.В. ,И.Н.Верещагина Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе .//Просвещение 1998 г.