Научная статья на тему 'Приемы самообороны для медицинских работников'

Приемы самообороны для медицинских работников Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
996
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИК / ПРИЕМЫ САМООБОРОНЫ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Яшкулов Станислав Дорджиевич

В статье анализируются ситуации, в которых медицинские работники сталкиваются с проявлением агрессии со стороны пациентов и их родственников, как правило, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, сильного душевного волнения. Сотрудники частных охранных предприятий не могут должным образом обеспечить охрану общественного порядка и не в каждом учреждении здравоохранения имеется кнопка вызова наряда полиции. Законы и нормативно-правовые акты РФ не обеспечивают защиту медицинских работников в сложных условиях напряженной работы. Анализ причин получения травм при нападении на медицинских работников показывает, что большинство из них не получили хорошей физической подготовки при обучении. Зачастую подготовка таких специалистов здравоохранения не велась вообще. Отсутствие тактической и психологической подготовки, курса самообороны приводило к неправильным и необдуманным действиям работников здравоохранения. Навыки самообороны необходимы медицинским работникам как в мирное, так и военное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Яшкулов Станислав Дорджиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приемы самообороны для медицинских работников»

7. Теплая Г.А. Тяжелые металлы как фактор загрязнения окружающей среды (обзор литературы) // Астраханский вестник экологического образования. № 1 (23), 2013., С. 182-192.

8. Mertz W. Clinical and public health significance of chronium // Current topics in nutrition a.disease. New York., 1982. P. 315-323.

ПРИЕМЫ САМООБОРОНЫ ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ Яшкулов С.Д.

Яшкулов Станислав Дорджиевич - преподаватель физической культуры,

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Норильский медицинский техникум, г. Норильск, Красноярский край

Аннотация: в статье анализируются ситуации, в которых медицинские работники сталкиваются с проявлением агрессии со стороны пациентов и их родственников, как правило, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, сильного душевного волнения. Сотрудники частных охранных предприятий не могут должным образом обеспечить охрану общественного порядка и не в каждом учреждении здравоохранения имеется кнопка вызова наряда полиции. Законы и нормативно-правовые акты РФ не обеспечивают защиту медицинских работников в сложных условиях напряженной работы.

Анализ причин получения травм при нападении на медицинских работников показывает, что большинство из них не получили хорошей физической подготовки при обучении. Зачастую подготовка таких специалистов здравоохранения не велась вообще. Отсутствие тактической и психологической подготовки, курса самообороны приводило к неправильным и необдуманным действиям работников здравоохранения.

Навыки самообороны необходимы медицинским работникам как в мирное, так и военное время.

Ключевые слова: медицинский работник, приемы самообороны.

ВВЕДЕНИЕ

Медицинские работники сталкиваются с проявлением агрессии со стороны пациентов и их родственников, как правило, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, сильного душевного волнения. Особенно в таких отраслях медицины как скорая медицинская помощь, реаниматология, психоневрологический диспансер. Достаточно привести в пример работу медицинских учреждений в выходные и праздничные дни, когда сотрудники частных охранных предприятий не могут должным образом обеспечить охрану общественного порядка и не в каждом учреждении здравоохранения имеется кнопка вызова наряда полиции.

Ножевые и огнестрельные ранения, телесные повреждения различной степени тяжести, употребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача уже делает граждан потенциальными пациентами медицинских учреждений. Законы и нормативно -правовые акты РФ не обеспечивают защиту медицинских работников в сложных условиях напряженной работы. В последнее время участились случаи нападения и применения насилия в отношении работников здравоохранения.

Анализ причин получения травм при нападении на медицинских работников показывает, что большинство из них не получили хорошей физической подготовки

при обучении. Зачастую подготовка таких специалистов здравоохранения не велась вообще. Ограниченность технического арсенала, которая сужала возможность обороняющихся и делала их действия неэффективными или приводила к превышению необходимой обороны, вследствие причинения вреда здоровью «нападающему» и уголовной ответственности «обороняющегося». Отсутствие тактической и психологической подготовки курса самообороны приводило к неправильным и необдуманным действиям работников здравоохранения.

Вместе с тем все медицинские работники относятся к категории военнообязанных граждан. Каждый медицинский работник после окончания учебного заведения обязан встать на воинский учет. В случае введения в стране военного положения медицинские работники должны прибыть к месту сбора.

Таким образом, можно сделать вывод, что навыки самообороны необходимы медицинским работникам как в мирное так и военное время.

Целью данного исследования является определение оптимального варианта плана развития компетенций будущих медицинских работников в разделе «самооборона» в рамках дисциплины «физическая культура».

Задачи:

- определить наиболее подходящие приемы сведущие на «нет» преимущества антропометрических данных нападающего.

- определить наиболее подходящие приемы, которые будут эффективны в условиях крайнего севера (большое количество теплой одежды, слабая видимость в метель и пургу, слабое освещение в полярную ночь, гололед).

- разработать комплекс упражнений и приемов, которые помогут в дальнейшем при самообороне медицинских работников как в мирное, так и военное время.

1. СТРАХОВКА И САМОСТРАХОВКА.

Страховка заключается в плавном проведении приемов и в мгновенном освобождении от захвата по первому сигналу обучаемого. Удары должны не наносится, а только «обозначаться».

Самостраховка заключается в соответствующем напряжении мышц, тщательном сохранении равновесия, мгновенной сигнализации в случае болевого ощущения.

С целью предупреждения травм изучаются специальные способы падения, укрепляющие мышечно-связочный аппарат, а также вырабатывающие ловкость и навыки безопасного падения.

Главным в технике правильного падения является предохранение себя от падения на плечо, локоть и голову, для чего изучаются специальные перекаты, кувырки, постепенно вырабатывающие умение создавать необходимую группировку и положение тела в момент приземления.

Категорически запрещается при падениях опираться на прямые руки.

Обучающиеся разучивают сначала простые падения, а затем переходят к более сложным.

Падение на левый бок из положения сидя. Для изучения вышеуказанного падения необходимо сесть на пол, поджав ноги и прижав подбородок к груди, согнуть спину и вытянуть руки вперед (фото № 1).

Перенести центр тяжести тела на левую ягодицу и сделать перекат на левый бок от ягодицы в направлении левой лопатки. Как только нижний край левой лопатки коснется пола, сделать сильный удар вытянутой левой рукой по ковру (фото 2). Затем изучается падение на правый бок.

Рис. 1. Фото. Положение сидя Рис. 2. Фото. Перекат

Падение на левый бок из положения стоя. Для изучения вышеуказанного падения необходимо встать, ноги постав на ширине плеч, прижав подбородок к груди и вытянуть руки вперед (фото № 3).

Рис. 3. Фото. Положение стоя

Из этого положения сделать плавный переход в полный присед, затем сесть на пол левой ягодицей и, не прерывая движения, закончить падение на левый бок, как и в предыдущем упражнении. Затем изучается падение на правый бок.

Кувырок через правое плечо. Для изучения кувырка необходимо встать на правое колено и поставить ладони на ковер (фото № 4). Скользя ладонью по полу, пропустить правую руку между ног и опустить правое плечо на пол. При этом голову отвести к левому плечу и прижать подбородок к груди (фото № 5).

Рис. 4. Фото. Положение для кувырка Рис. 5. Фото. Кувырок

Оттолкнуться левой ногой и сделать перекат на спину с правого плеча в направлении левой ягодицы. Закончить кувырок ударом вытянутой левой руки и принять положение тела как в ранее изученных падениях на левый бок (см. фото № 1). Затем изучается кувырок через левое плечо.

2. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ САМОЗАЩИТЫ.

2.1. Стойки и перемещения.

Фронтальная стойка - используется для изучения приемов. Ноги на ширине плеч, руки расположены вдоль тела.

Боевая стойка - это универсальное положение, при котором обучаемый. находится в защите и вместе с тем в боевой готовности для нанесения ударов. При боевой стойке ноги расположены на ширине плеч, левая нога пол-шага вперед, полоборота вправо (мизинец левой ноги обращен в сторону противника), ноги слегка согнуты, вес тела распределен равномерно на обе ноги. Туловище слегка наклонено вперед, голова смотрит прямо, левая рука согнута под прямым углом, кулак выведен вперед на уроне головы, ладонью внутрь. Правая рука согнута под острым углом, локоть прижат к туловищу и защищает правое подреберье, кулак защищает голову (фото № 6). Обучаемый - левша имеет «зеркальную» стойку.

Рис. 6. Фото. Боевая стойка

В зависимости от положения рук боевая стойка может быть открытой и закрытой, от степени сгибания ног - высокой и низкой, от сильнейшей руки - лево - и правосторонней. В зависимости от дистанции - чем короче дистанция, тем фронтальнее стойка.

Под передвижением принято понимать перенос веса тела с ноги на ногу. Возможны три положения, когда вес тела расположен преимущественно на левой, правой или на обеих ногах равномерно.

В основу классификации передвижений положено наличие опорных и безопорных периодов и фаз. Выделяют такие виды передвижений: ходьба и прыжки.

Ходьба - попеременная потеря равновесия, при которой отсутствуют безопорные периоды, а период двойной опоры сменяется периодом одиночной опоры.

Различают ходьбу обычным шагом, приставным, скрестным и вышагивание. При обычной ходьбе шаг начинается сзади стоящей ногой, двухопорная фаза сменяется одноопорной, имеется период вертикали опорной ноги.

При передвижении приставными шагами шаг начинается ногой, ближней к направлению движения, затем приставляется вторая нога. Период двойной опоры сменяется периодом одиночной опоры, затем снова двойной. Период прохождения вертикали опорной ноги отсутствует. При данном способе передвижения значительно меньше колебания ОЦМ тела, чем при обычной ходьбе, а значит и меньше затраты энергии.

При ходьбе скрестным шагом, шаг делается левой ногой вправо или правой влево, при этом ноги перекрещиваются. Таким шагам не рекомендуется обучать новичков.

Под вышагиванием необходимо понимать первый шаг приставного шага, когда вторая нога не приставляется. Данный способ передвижения применяется часто при нанесении сильных одиночных ударов с дальней дистанции.

Прыжок - вид передвижения при котором имеет место период полета после отталкивания от опоры с последующим приземлением.

Разновидностью прыжков принято считать «челночные» передвижения вперед-назад (скачки) и в боковых направлениях (подскоки).

В практике ведения боя существует три дистанции - дальняя, средняя и ближняя.

Дальняя дистанция определяется расстоянием, с которого обучаемый может достичь противника только продвинувшись вперед. При этом обучаемые находятся вне досягаемости ударов и захватов (вне боя), и для атаки один из них должен приблизиться настолько, чтобы, сделав еще шаг к противнику, нанести удар или произвести захват, или же между ними такое расстояние, с которого достаточно сделать один шаг, и произвести удар или захват.

Средняя дистанция - промежуточная между ближней и дальней: расстояние между обучаемыми такое, что можно наносить удары и делать захваты, не подходя к противнику вплотную.

Бой на ближней дистанции ведется при помощи коротких ударов, при этом обучаемые приближаются вплотную друг к другу, откуда могут делать захваты.

Передвижения возможны в виде ходьбы и прыжков. Цель любого способа передвижения обучаемого - подбор и сохранение нужной дистанции до соперника, а также обеспечение безопасности в бою.

2.2. Болевые приемы.

Загиб руки за спину. «Противник» стоит перед обучаемым во фронтальной стойке. Для проведения загиба руки за спину, левым предплечьем отжать правой предплечье «противника» от себя - в сторону.

Одновременно с этим правой рукой захватить за середину плечевой части правой руки «противника» и потянуть за нее на себя и вниз так, чтобы он немного наклонился (фото № 7).

Поворачиваясь вправо-кругом положить левую кисть изнутри на правый локоть «противника», а его правое предплечье заложить в свой локтевой сгиб. Свою левую ногу поставить рядом с правой ногой «противника».

Вес «противника» перенести на его правую ногу, а правой рукой удерживать за одежду (волосы, подбородок), не давая ему наклоняться для ухода нырком вперед (фото № 8). Затем изучается загиб руки за спину левой руки.

Рис. 7. Фото. Захват предплечья Рис. 8. Фото. Загиб руки за спину

Далее переходят к изучению загиба руки за спину рывком, замком и с нырком.

Рычаг руки внутрь. Рычаг руки внутрь применяется при самых разнообразных условиях, например при обезоруживании вооруженного противника. Изучать его легче всего при освобождении от захвата за одежду. «Противник» стоит перед обучаемым и выполняет захват правой рукой за одежду на груди.

Для проведения рычага внутрь правой рукой захватить правую кисть «противника» сверху, а левой рукой за запястье снаружи (фото № 9). Носок левой ноги поставить вплотную к носку правой ноги «противника».

Рис. 9. Фото. Захват кисти

Сделать поворот вправо на левой ноге и согнуть ее в колене. Отставить прямую правую ногу вправо-назад. Одновременно с этим двумя руками повернуть правую руку «противника» внутрь и захватить ее под левую подмышку. Тяжесть тела «противника» перенести на его правую ногу, а его правое плечо упереть в свое левое бедро. Крепко зажимая захваченную руку левой рукой, правой отводить предплечье от себя вперед-вверх, добиваясь перегибания локтя «противника» против естественного сгиба (фото № 10). Затем изучается рычаг внутрь левой руки (Фото № 10рычаг внутрь).

Рис. 10. Фото. Рычаг внутрь

Дожим кисти. Применяется при самых разнообразных условиях, например при обезоруживании вооруженного противника. Изучать его легче всего при захвате противника на рычаг внутрь. Для этого достаточно удерживая «противника» рычагом внутрь, крепко захватить левой кистью за середину его правого предплечья, правой

ладонью упереться в тыльную часть его правой кисти и сгибать ее в направлении естественного сгиба (фото № 11).

/ I1

г

Рис. 11. Фото. Дожим кисти

Переход от рычага руки внутрь на загиб руки за спину. Захватить правую руку «противника» и выполнить рычаг внутрь. Положить левую кисть изнутри на правый локоть «противника», а его правое предплечье заложить в свой локтевой сгиб, правой рукой удерживать за одежду (волосы, подбородок), не давая ему наклоняться для ухода нырком вперед. Затем изучается переход от рычага внутрь на загиб левой руки за спину.

Рычаг кисти наружу. Рычаг кисти наружу применяется при самых разнообразных условиях, например при обезоруживании вооруженного противника.

Изучать его легче всего при освобождении от захвата за одежду. «Противник» стоит перед обучаемым, захватив правой рукой его одежду на груди. Обучаемый захватывает левой рукой его правую кисть так, чтобы большим пальцем упереться в основание его безымянного пальца, а четырьмя пальцами обхватить кисть со стороны ладони. Нанести расслабляющий удар и после ослабления захвата захватить правой рукой его правую кисть.

Примерно под углом 90 градусов выкручивать его кисть наружу направляя ее к земле до тех пор пока не ослабит захват (фото 12). Затем изучается рычаг кисти наружу левой руки.

Рис. 12. Фото. Рычаг наружу

Переход от рычага кисти наружу на загиб руки за спину. Захватить правую руку «противника» и выполнить рычаг наружу. Затем левым предплечьем отжать правой предплечье «противника» от себя - в сторону. Одновременно с этим правой

рукой захватить за середину плечевой части правой руки «противника» и потянуть за нее на себя и вниз так, чтобы он немного наклонился.

Поворачиваясь вправо-кругом положить левую кисть изнутри на правый локоть «противника», а его правое предплечье заложить в свой локтевой сгиб.

Свою левую ногу поставить рядом с правой ногой «противника». Вес «противника» перенести на его правую ногу, а правой рукой удерживать за одежду (волосы, подбородок), не давая ему наклоняться для ухода нырком. Затем изучается переход от рычага наружу на загиб левой руки за спину.

Изучение и совершенствование техники болевых приемов.

Изучение приемов проводится в соответствии с общеметодическим принципом: от простого к более сложному, от изучения техники отдельных элементов приемов, до изучения тактики их применения. Обязательными требованиями, предъявляемыми к методике обучения являются наглядность и доступность. Подобранные приемы позволяют преодолевать воздействие вероятного агрессора независимо от его антропометрических данных.

В соответствии с программой и учетом особенностей обучаемых, курс самообороны разбивается на ряд последовательных занятий. Для каждого занятия ставится определенная цель, а учебный материал подбирается так, чтобы он являлся по своему содержанию повторением и продолжением следующего занятия.

Приемы изучаются в следующем последовательности: вначале прием показывается в целом, слитно и в темпе, затем делается теоретическое обоснование приема с повторным его показом и объяснением, когда и в каких случаях его целесообразно применять, показываются способы самостраховки, в заключение снова делается показ приема в целом, но уже в медленном темпе.

Для разучивания приемов обучаемые разбиваются попарно, соответственно их весу и росту. Приемы изучаются сначала расчлененным методом, для этого каждый прием разбивается на несколько элементов, которые выполняются под счет. Далее по командам преподавателя, обучаемые выполняют прием самостоятельно, чередуя выполнение приема друг с другом. Приемы выполняются без больших физических усилий под наблюдением преподавателя.

Все приемы изучаются в обе стороны: вправо и влево. После усвоения приема обучаемые, переходят к его отработке. Для этого постепенно наращивается темп выполнения приема, стремясь достигнуть максимальной быстроты его выполнения. Затем изучаются и отрабатываются способы защиты от приема. Когда приемы изучены и отработаны хорошо, обучаемые переходят к отработке защиты от быстрых и неожиданных атак.

При изучении приемов большую роль имеет обеспечение безопасности. Преподаватель обязан помнить, что травмы не только мешают усвоению приемов, но и вызывают неприязненное отношение к занятиям. Для этой цели необходимо постоянно предупреждать обучаемых, чтобы приемы выполнялись плавно, без рывков и с приложением только той силы, которая может преодолеть сопротивление. Обучающийся, на котором проводится болевой прием, обязан не расслаблять мышцы захватываемой руки, ноги или шеи и своевременно подать сигнал голосом «есть» или двукратным хлопком, который в момент подачи сигнала должен сразу ослабить или отпустить захват. При проведении болевых приемов не терять равновесия, так как падение на землю в момент захвата на болевой прием или на партнера может повлечь за собой тяжелую травму.

2.3. Защита от ударов.

Классификация и систематика ударов.

По направленности движений к партнеру удары могут быть с фронта - прямые, снизу, сверху и с фланга - боковые, наотмашь (фото 13,14).

Рис. 13. Фото. Прямой удар Рис. 14. Фото. Боковой удар

Удары наносятся руками, ногами, локтями и коленями.

Каждый из ударов может видоизменяться по длине и направленности. Это зависит от дистанции, с какой он наносится. Например, чем ближе обучающиеся находятся друг к другу, тем короче удары; если это боковой, то угол между плечом и предплечьем меньше. Прямой удар, наносимый с дальней дистанции, достигает цели при вытянутой руке, а со средней - при полусогнутой. В практике нанесения ударов направление движений может изменяться, удар снизу может быть несколько сбоку, боковой - немного снизу, прямой - снизу или сбоку и т.д. Это зависит от положения рук противника, его защиты, дистанции между обучаемыми, их боевого положения, а также от самого атакующего, который должен страховаться защитами во время своих атак. Такие изменения в направлении ударов приходят с опытом на базе совершенствования технического мастерства. Начинающие изучают и совершенствуют удары строго прямо, сверху, сбоку, наотмашь и снизу.

Болевые точки. Обучаемые изучают места наиболее уязвимые для ударов и последствия их нанесения.

Классификация и систематика защитных действий.

На каждый из ударов - может быть несколько защит. Классифицируются защитные действия в зависимости от вида удара и структуры движений (передвижением, руками и туловищем). Защиты передвижением - это шагами назад, в стороны, по кругу, назад - в сторону, в сторону - по кругу и т.д. При выборе защиты передвижением наиболее целесообразно выполнять уходы в сторону так, чтобы оказываться снаружи атаки, а не внутри (фото № 15). Защиты руками - подставки, отбивы, накладки (фото № 16). Туловищем - уклоны и нырки (фото № 17).

Рис. 15. Фото. Уход в сторону Рис. 16. Фото. Подставка

Рис. 17. Фото. Нырок

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Применяются и комбинированные защиты, допустим, шаг назад с подставкой ладони от удара прямого в голову. Так уклоны могут быть назад и в стороны, в сторону - назад; нырки - вниз, вниз - по кругу и т.д. Все зависит от дистанции, направленности удара, исходных положений для контратаки и ряда тактических замыслов боксера, применяющего защиту.

Защиты передвижением являются основными и потому изучаются первыми, затем новички овладевают защитами при помощи рук. Наиболее сложные - защиты туловищем.

В практике имеется «глухая» защита, используемая в ближнем бою. «Глухая» защита, когда обеими руками прикрываются наиболее уязвимые точки на голове и туловище, относится к пассивным средствам и рекомендовать ее можно в редких случаях (чрезмерная усталость, действие сильного удара и др.).

Контрудары.

Контрудары бывают ответными и встречными. Это зависит от дистанции, положения обучаемого после проведенной защиты, от его тактических замыслов.

Ответный удар - выполняемый непосредственно вслед за защитой, т.е. после избежания атаки соперника.

Встречный удар - выполняется с целью опережения атаки противника и перехвата инициативы боя (фото № 18).

Рис. 18. Фото. Встречный удар ногой в сторону

Алгоритм действий при защите от ударов (ножом, палкой и т.п.):

1) Уйти с линии атаки (шаг в сторону).

2) Выполнить защиту от удара (блок, подставка предплечья, уклон).

3) Провести захват.

4) Нанести расслабляющий удар (стопой в голень, пах, живот).

5) Провести болевой прием (Рычаг руки внутрь или наружу) с последующим переходом на загиб руки за спину.

Изучение и совершенствование техники ударов и защит.

В начале обучающиеся должны хорошо овладеть простыми формами ведения боя. Выполняя упражнения, обучаемый следит за точностью и правильностью нанесения ударов, страхуется от встречных атак, а его партнер в это время совершенствует точность и быстроту защит.

Сначала изучаются и совершенствуются атаки одним, далее двумя ударами в голову и туловище левой и правой или правой и левой, начиная с самых простых (прямых) ударов, потом прямых в сочетании с боковыми и ударами снизу. Одновременно совершенствуются защитные действия.

Изучать защитные действия рекомендуется в такой последовательности: сначала защиты передвижением (уходами), потом подставками рук, затем сочетание подставок и отбивов с шагами назад и в стороны, с уклонами назад (способствует развитию чувства дистанции). Эти формы защит характерны для ведения боя на дальней дистанции.

Далее следует переходить к изучению и совершенствованию более сложных форм, создающих наиболее выгодные условия для решительных действий, уклонов в стороны и назад от прямых ударов и нырков от боковых.

На последующих занятиях целесообразно применять комбинированные защиты: подставки с уклонами и нырками или шаги назад и в стороны с отбивами и подставками и т.д.

При проведении занятий используется условный метод, когда одному обучаемому дано определенное задание, и он знает, что будет делать его партнер.

Совершенствование защитных действий требует особенного внимания со стороны преподавателя и обучаемого, на каждом занятии на протяжении всей спортивной деятельности надо регулярно повторять защиты, совершенствовать технику их выполнения, доводить до автоматизма.

Обучаемые, слабо овладевшие техникой защитных действий, в последствии будут пропускать удары и не смогут защитить себя. Даже «победы» у них будут с «большими потерями».

Для более успешного совершенствования техники ударов и защитных действий обучаемые сначала изучают атаки и защиты от них без ответных и встречных контрударов.

Один обучаемый атакует определенными ударами, а другой применяет защиты, и так до тех пор, пока первый научится правильно наносить удары, а второй - точно и надежно защищаться.

Комбинации изучаются по определенному тесту, затем произвольно. Время от времени для контроля надо возвращаться к выполнению движений в медленном темпе. Против одного и того же атакующего удара желательно применять различные защиты. Приемы надо выполнять свободно, без напряжения, следя за правильностью движений, но по мере овладения техникой быстроту действий следует увеличивать.

Предлагаемая последовательность в обучении дает возможность занимающимся совершенствовать точность нанесения ударов, правильность выполнения защит, выбор удобных исходных положений для активных контрдействий.

2.4. Освобождение от захватов и обхватов.

Освобождение от захватов кистей. Кисть от захватов нужно освобождать посредством выкручивания своей кисти в сторону большого пальца руки «противника» (фото № 19). Далее выполнить один из ранее изученных болевых приемов: загиб руки за спину, рычаг кисти внутрь или наружу с последующим переходом на загиб руки за спину.

При захвате одной руки двумя руками «противника», освобождать захваченную руку нужно при помощи своей второй руки. Для этого нужно захватить свободной рукой свою захваченную руку (сделать замок из пальцев) (фото № 20), и рывком двух рук в сторону больших пальцев освободиться от захвата. Далее выполнить один из ранее изученных болевых приемов: загиб руки за спину, рычаг кисти внутрь или наружу с последующим переходом на загиб руки за спину.

Рис. 19. Фото. Освобождение от захвата Рис. 20. Фото. Освобождение от

одной рукой захвата двумя руками

Освобождение от захватов за рукава. Освобождение от захвата рукавов выполняется полным обводом руки «противника», захваченной рукой внутрь или наружу. Переход к рычагу руки внутрь или рычагу кисти наружу при освобождении от захвата рукавов производится так же, как и при освобождении от захвата кистей.

Освобождение от захватов за одежду на груди. Необходимо одноименной рукой (правой в случае захвата за одежду правой рукой, левой в случае захвата за одежду левой рукой) захватить кисть нападающего так, чтобы большой палец упирался в

основание его большого пальца, а четырьмя пальцами обхватить его основание ладони. Далее провести рычаг руки внутрь или рычаг кисти наружу с последующим переходом на загиб руки за спину.

Освобождение от обхвата за туловище спереди, когда руки остаются свободными. Для того чтобы освободиться от указанного обхвата, необходимо правой рукой взять «противника» за подбородок, левой за волосы (накладку кисти на затылок) и провести скручивание головы влево-назад (фото № 21). Далее выполнить загиб руки за спину.

Освобождение от обхвата за туловище сзади, когда руки остаются свободными. Для того чтобы освободиться от указанного обхвата следует, во избежание броска, зацепиться ногой за ногу «противника» снаружи и нанести удар (затылком в лицо, ладонью в пах и т.п.). После чего подставить ладонь одноименной руки под локоть, а ладонью другой руки провести дожим кисти (фото № 22).

Как только захват разорвется, продолжить выкручивание руки наружу, в тот момент, когда «противник» начнет поворачиваться спиной, провести загиб руки за спину.

Рис. 21. Фото. Скручивание головы Рис. 22. Фото. Дожим кисти

Освобождение от обхвата за туловище спереди вместе с руками. Для того чтобы освободиться от указанного обхвата, необходимо нанести удар (коленом в пах или живот, лобной костью в нос, рукой в пах и т.п.). После чего резко подсесть одновременно шагнуть в сторону и расставить согнутые в локтевом суставе руки в стороны.

Далее, как только обхват ослабится или разорвется, провести загиб руки за спину.

Освобождение от обхвата за туловище сзади вместе с руками. Для того чтобы освободиться от указанного обхвата, необходимо нанести удар (пяткой в голень или носок стопы, затылком в нос, рукой в пах и т.п.). После чего резко подсесть одновременно шагнуть в сторону и расставить согнутые в локтевом суставе руки в стороны. Далее, как только обхват ослабится или разорвется, провести загиб руки за спину.

Освобождение от захвата одной или двух ног. Для того чтобы освободиться от указанного захвата, необходимо левой рукой отвести голову «противника» вправо и захватить ее под правую подмышку. Правое предплечье подвести под горло, левой рукой обхватить свое правое запястье и произвести удушение предплечьем правой руки. Как только обхват ослабнет или разорвется, провести загиб руки за спину. Следует изучать удушение и левой рукой (Фото № 23).

Освобождение от захвата шеи сзади плечом и предплечьем (удушение). «Противник» сзади захватил правой рукой шею и сжимает ее плечом и предплечьем с целью удушения. Чтобы освободиться от захвата, необходимо захватить его правое

запястье двумя руками и отжать его от горла, прижать подбородок к груди во избежание удушения. Нанести удар (пяткой в голень или носок стопы и т.п.). Резко шагнуть вправо-вперед (фото № 24) и провести нырок и провести загиб руки за спину. Далее следует изучить действия при освобождении от захвата шеи сзади левой рукой.

Освобождение от захвата шеи слева или справа плечом и предплечьем (удушение). «Противник» слева захватил правой рукой шею и сжимает ее плечом и предплечьем с целью удушения. Для того, чтобы освободиться от захвата, необходимо захватить его правое запястье правой рукой и отжать его от горла, прижать подбородок к груди во избежание удушения. Левую руку забросить поверх его правого плеча и взять «противника» за подбородок и резко выпрямиться, одновременно осуществить давление на подбородок влево-назад (фото № 25). Нанести удар (пяткой в голень или носок стопы и т.п.). Провести нырок и провести загиб руки за спину. Далее следует изучить действия при освобождении от захвата шеи справа левой рукой.

Рис. 23. Фото. Освобождение от захвата ног

Рис. 24. Фото. Освобождение от Рис. 25. Фото. Освобождение от захвата шеи сзади захвата шеи сбоку

2.5. Тактика применения приемов самообороны.

Тактика применения приемов самообороны заключается в определении линии поведения и методов действий «обороняющихся» при защите от внезапного нападения.

Тактика применения приемов самообороны зависит от конкретной обстановки, складывающейся в момент их применения, от степени подготовки «обороняющегося».

При всех обстоятельствах необходимо иметь в виду, что нападающие стремятся к тому чтобы:

- сделать свое нападение неожиданным, отвлекая внимание или устраивая засады;

- сблизиться с объектом и по возможности подойти к нему сзади;

- увлечь объект для нападения в уединенное место под видом нуждающегося в помощи;

Во время работы в уединенных местах или ночное время необходимо:

- определить свое местоположение или маршрут движения с таким расчетом, чтобы исключить возможность внезапного нападения из-за угла, из темных переулков и т.д.

- не подпускать к себе лиц вызывающих подозрение и следить за тем, чтобы они не заходили сзади, не принимать от них никаких услуг.

В случае внезапного нападения помнить, что быстрота и внезапность действий в этот период приобретают решающее значение.

Для применения приемов должны учитываться слабые стороны противника, а также благоприятные моменты и положения, создаваемые им. Против физически сильного и развитого нападающего следует применять приемы, предварительно выведя его из устойчивого положения или чем-либо отвлекая его внимание, можно использовать в качестве оружия подручные предметы (ключи, ручка, карандаш).

Высокая бдительность и постоянная готовность, к немедленным действиям, умение правильно оценивать обстановку и принимать целесообразные решения, смелость и решительность являются необходимыми условиями при применении приемов самообороны.

Самозащиту без оружия следует понимать не только как оборонительное средство. В случае внезапного нападения обороняющийся должен уметь защититься и, перехватив инициативу, подчинить своей воле нападающего. В сложной обстановке, когда вероятность нападения становится очевидной, не следует ждать нападения, а быстро и решительно первому применить приемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Моделирование различных критических ситуаций связанных с применением физической силы и приемов самообороны позволило выявить ряд неэффективных действий:

- болевые приемы рычаг руки через предплечье и удержание «под ручку» оказались неэффективным против «нападающих» с повышенной гибкостью в суставах;

- болевой прием рычаг руки через предплечье неэффективен если «нападающий» значительно превосходит «обороняющегося» в длине конечностей и мышечной массе;

- удары руками в корпус «нападающего» в зимней одежде (пуховик, дубленка) оказались малоэффективными, так как плотный слой одежды значительно гасит силу ударов;

- удары ногами, особенно с проносом или скольжением на опорной ноге, в условиях гололедицы могут служить дополнительным источником травм «обороняющегося» в случае падения;

Было принято решение убрать вышеперечисленные элементы из программы обучения для основной массы обучающихся.

Опыт показывает, что воспитание с юного возраста дает хорошие результаты не только в области физической культуры. Обучаемые проходят курс обучения самообороне, разносторонне физически развиваются, получают навыки в соблюдении режима, вырабатывают трудолюбие, дисциплинированность, силу воли, самостоятельность.

Сложность в обучении и воспитании юношей и девушек заключается не только в том, что надо учитывать возрастные особенности, но и в том, что каждый подросток имеет свои индивидуальные особенности.

Обучающиеся изучают биохимические закономерности движений и действий, практически осваивают технику передвижения, удары, защиты, контрудары, болевые приемы в полном их взаимодействии и координации, придавая этому тактический смысл.

Преподаватель должен стремиться воспитать универсального в техническом плане обучающегося, т.е. быстрого, активного, с сильным ударом, способного провести любой болевой прием, а также способного мыслить в критической ситуации и в кратчайший срок принять верное решение. Способного противостоять нападающему агрессору как в мирное, так и военное время.

Список литературы

1. Атилов А.А. Кик-боксинг лоу-кик. Краснодар. «Феникс», 2002.

2. Градополов К.В. Бокс. Учебное пособие для институтов физической культуры. М. ФКиС, 1965.

3. Гулевич Д.И. Борьба самбо, методическое пособие. М.»Воениздат», 1968.

4. Джероян Г.О. Методика совершенствования техники и тактики в боксе. М. ФКиС, 1963.

5. Огуренков Е.Н. Комбинационная форма боя и ее совершенствование. М. ФиС, 1963.

6. Огуренков Е.Н. Ближний бой. М. ФиС, 1969.

7. Романов В.М. Бокс. М. ФиС, 1964.

8. Самозащита без оружия, учебное пособие для сотрудников милиции. М., 1958.

9. Наставление об организации физической подготовки в органах внутренних дел Приказ МВД РФ № 412 от 29.07.1996.

10. Наставление об организации физической подготовки в органах внутренних дел Приказ МВД РФ № 1025 от 13.11.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.