©Волкова О.Ю, 2013
ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
УДК 070 ББК 76.024.71
ПРИЕМЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
В ЖУРНАЛЕ «ОДНАКО»
Волкова Оксана Юрьевна
Магистрант кафедры литературы и журналистики Волгоградский государственный университет ksa-oksana@mail. ги
Проспект Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Ключевые слова: социальная информация, приемы репрезентации, актуальность, обратная связь.
Вопросы социальной сферы, так называемая «социалка», традиционно были необходимым компонентом в структуре универсальных российских изданий. В последнее десятилетие «социальная журналистика» начинает оформляться как особое направление наряду с политической, деловой, научной и другими разновидностями журналистской деятельности. Активно обсуждается проблема социальной ответственности журналистики. Предметное поле социальной журналистики представляется наиболее удобным для поисков форм информационного участия граждан в управлении общественными процессами. Теоретиками и практиками СМИ неоднократно отмечалось функциональное своеобразие социальной журналистики. Так, И.М. Дзялошин-ский аргументированно доказал, что социальная журналистика: «не просто отображает действительность, информируя аудиторию о происходящих событиях и давая возможность обменяться мнениями по различным поводам, но и особым образом участвует в регулировании отношений между людьми и социальными общностями, стремясь позитивно повлиять как на сами эти отношения, так и на социальные структуры, управляющие различными сферами общественной жизни» [2, с. 17]. Установлено, что «прагматическая цель особым образом организует всю деятельность журналиста и структурирует текст» [7, с. 81].
Однако работ, в которых анализировался бы опыт конкретных изданий в освещении проблем социальной сферы крайне мало. Выявление приемов репрезентации социальной информации в журнале «Однако» позволяет сконструировать алгоритмы журналистской работы при обращении к вопросам социальной сферы и транслировать уже накопленный мастерами опыт, что так необходимо для работников СМИ. В то же время такое исследование уточнит в определенной мере уже имеющиеся в науке представления о функционировании социальной журналистики, о жанровых разновидностях комментария, поскольку журнал «Однако» имеет жанровую специфику, о концепции и коммуникативной стратегии этого издания в целом.
Объектом исследования являются публикации, посвященные проблемам социальной сферы в выпусках за период сентябрь 2013 -декабрь 2014 года. Предмет исследования -приемы репрезентации социальной информации. Цель - выявить формы представления социальной информации в материалах журнала «Однако», их коммуникативные задачи, методы организации информационного участия граждан в решении социальных проблем. Цель определила постановку следующих задач: систематизировать материалы по темам, определить доминирующие в издании и сопоставить с повесткой дня, формируемой госу-
ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
дарственными телевизионными каналами; выявить в материалах журнала типы субъектов действия и речи и определить их процентное соотношение, интерпретировать преимущественное внимание журнала к определенным типам; определить коммуникативные задачи публикаций; определить виды эффектов на основе анализа читательских отзывов; проследить динамику ведения доминирующих тем, проанализировать жанровые разновидности публикаций; сопоставить приемы репрезентации разных тем, выявить типичные для издания приемы и своеобразие в раскрытии социальных проблем.
Задачи обусловили выбор соответствующих методов исследования: проблемно-тематический анализ, контент-анализ, жанровый анализ, структурно-функциональный анализ. В применении контент-анализа мы опираемся на методики, сформулированные и апробированные в монографии Л.Н. Федотовой [9]. Жанровый анализ основан на изучении жанрообразующих элементов комментария, выделяемых А.А. Тертычным [8], Л.Е. Кройчи-ком [4], С.А. Михайловым [5], А.В. Колесниченко [3]. Для структурно-функционального анализа используются алгоритмы, предложенные в работах, Т.И. Фроловой [10], М.А. Бережной [1], Т.В. Назаровой [6].
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Бережная, М. А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики
/ М. А. Бережная. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2009. -330 с.
2. Дзялошинский, И. М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям / И.М. Дзялошинский. - М.: Престиж, 2006. -104 с.
3. Колесниченко, А. В. Прикладная журналистика : учеб. пособие. / А. В. Колесниченко. - М. : Изд-во МГУ, 2008. - 180 с.
4. Кройчик, Л. Е. Система журналистских жанров / Л. Е. Кройчик // Основы творческой деятельности журналиста : учебник для студ. вузов по спец. «Журналистика» / Ред.-сост. С. Г. Корконо-сенко. - СПб. : Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. -С. 125-168.
5. Михайлов, С. А. Журналистика Соединенных Штатов Америки / С. А. Михайлов. - СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2004. - 448 с.
6. Назарова, Т. В. Анализ концепции газеты / Т. В. Назарова. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2008. - 131 с.
7. Назарова, Т. В. Пути оптимизации взаимодействия прессы и общества / Т. В. Назарова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8, Литературоведение. Журналистика. - 2010. - Вып. 9. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2010.
8. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати / А. А. Тертычный. - М. : Аспект Пресс, 2000. - 320 с.
9. Федотова, Л. Н. Анализ содержания - социологический метод изучения средств массовой коммуникации / Л. Н.Федотова. - М. : Научный мир, 2001. - 214 с.
10. Фролова, Т. И. Человек и его мир в информационной повестке дня: Гуманитарные технологии в журналистике / Т. И.Фролова. - М. : АСИ, 2009. - 235 с.
METHODS OF REPRESENTATION OF SOCIAL INFORMATION IN THE ODNAKO JOURNAL
Volkova Oksana Yurievna
Master Student, Literature and Journalism Department Volgograd State University ksa-oksana@mail. ru
Prospect Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation
Key words: social information, methods of representation, relevance, feedback.