ометрия природы. М.: Институт компьютерных исследований, 2002, 655 с.
9. Масонство в его прошлом и настоящем / под ред. С.П.Мельгунова и Н.П.Сидорова, изд. «Задруги» и К.Ф.Некрасова (репринт издания 1914 г. М., СП « ИКПА» , 1991, 255 с.)
10. Фрейд З. Введение в психоанализ. 1и. М.: Питер, 2002.
Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:
В.Н.Ткачев. Архитектурные параллели. — Системные технологии. — 2019. — № 30. 126-138.
История статьи:
Дата поступления в редакцию 14.03.19 Дата принятия к печати 16.03.19
УДК 725.4 УДК 69.059.7
А.А. Серегина*, Е.Г. Трибель-ская**
* Московский архитектурный институт (государственная академия), г. Москва.
** Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова при Российской академии художеств, г. Москва
A.A. Seregina*, E. G. Tribelskaya**
*Moscow Architectural Institute, Moscow, Russia.
**Moscow State Academy Art Institute named after V.I. Surikov, Moscow, Russia
ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ПРОСТРАНСТВА ПРИ РЕНОВАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ
FEATURES OF THE ORGANIZATION OF INTERNAL SPACE DURING THE RENOVATION OF HISTORICAL INDUSTRIAL BUILDINGS
Аннотация
В статье рассматриваются приемы организации нового внутреннего общественного пространства в исторических индустриальных зданиях. Как правило, индустриальная архитектура отражается на формировании внутреннего пространства: речь идёт о применении свободных планировок, обусловленных большими пролетами промышленных сооружений и созданием характерных интерьеров. Данный тезис проиллюстрирован в статье рядом примеров из зарубежного опыта.
Ключевые слова: промышленная архитектура, перепрофилирование индустриального наследия, ревитализация, организация внутреннего пространства, реконструкция, промышленный интерьер, лофт.
Abstract
The various principles of organizing public internal space in historic industrial buildings are considered. Often industrial architecture is reflected in the specifics of the placement of public spaces in it: as a rule, we are talking about the formation of characteristic layouts and interiors. The present thesis is illustrated and confirmed in the article by a number of examples from the foreign design experience.
Keywords: industrial architecture, redevelopment of industrial heritage, organization of internal space, reconstruction, industrial interior, loft.
В последнее время исторические промышленные объекты вызывают все больший интерес, так как ревитализация индустриальных территорий является одной из наиболее актуальных проблем в архитектуре и дизайне в связи с тем, что районы, занятые полуразрушенными заводами пустуют, имея хороший потенциал для развития. Основываясь на мировом опыте, можно сделать вывод о необходимости повторного использования таких зон и решения таким образом ряда глобальных социокультурных и градостроительных проблем [1].
Можно выделить черты промышленных объектов, делающие их ценным ресурсом для создания общественных пространств:
- Конструктивные особенности:
Промышленные сооружения — это, как правило, большепролетные помещения с высокими потолками и мощными конструкциями, которые позволяют организовать внутри свободные планировки.
- Открытость для экспериментов.
Территориальная обособленность промышленных объектов позволяет создавать на их базе социокультурные центры и организовывать различные формы досуга.
- Уникальный индустриальный дизайн.
Наличие старого оборудования и механизмов (краны, станки, трубы, рельсы и т.п.) позволяет формировать уникальные интерьеры для общественных зон, сохраняя эти элементы как артефакты.
- Преимущества расположения и транспортная доступность.
Ш
Ш
ОС О I-
и ш
I-м
X
и
ОС <
s
s j
ГО СО
0
1
и а
h
a s с P
. и
К X
2 ГО
s> а $ 13
-О о
5 с
а <и **1
< m
Н к*
d m ш s U I
. ГО
<
J а
< О
Расположение индустриальных сооружений вблизи водоемов, наличие железной дороги и развитой транспортной инфраструктуры создают уникальные возможности для повышения привлекательности и функционального разнообразия таких объектов при реновации.
- Существующие инженерные коммуникации.
Как правило, промышленные объекты обеспечены инженерными коммуникациями, мощности которых может хватить для осуществления реновации и удешевить ее [2].
Реконструкция и приспособление промышленных сооружений сформировали развитие такого направления как лофт, основной принцип которого — это организация открытого пространства с элементами индустриального интерьера. Важными составляющими лофта является сочетание старых промышленных элементов — открытой кирпичной кладки, бетонных или оштукатуренных стен, дощатых или наливных полов, и новых современных деталей — стеклянных и металлических элементов отделки, современной мебели и разных типов освещения.
Целью исследования является анализ основных особенностей организации общественных пространств в реконструируемых промышленных зданиях.
В качестве примеров выбраны три зарубежных индустриальных объекта разного типа и назначения (фабрика, железнодорожный вокзал, водонапорная башня), перепрофилированные под общественные функции:
- SinnerSchrader Studio / Прага (Польша) / Kurz architects
- Burgos Railway Station Refurbishment / Бургос (Испания) / Contell-Martínez Arquitectos
- Old Water and Observatory Tower / Прага (Польша) / Petr Hájek ARCHITEKTI
SinnerSchrader Studio / 2018.
«Форма следует за функцией — одна из основных идей современной архитектуры нашла еще одно подтверждение в новом помещении студии SinnerSchrader в Праге» [3].
Рис. 1. Интерьеры «SinnerSchrader Studio»
Архитекторы спроектировали новое офисное помещение в историческом промышленном здании, пространство которого было ориентировано на создание комфортных условий для служащих. Основной идеей являлась возможность осуществления неформального общения людей — обмен информацией путем создания множества коммуникационных зон — будь то полупрозрачные кубы для собраний, большая кухня, или зоны отдыха с подвесными стульями (Рис. 1).
Интерьер здания довольно разнообразен благодаря использованию различных материалов, от оцинкованных металлических листов и поликарбонатных плит до шерстяных ковров и фанеры (Рис. 2).
ш
Рис. 2. Интерьеры «SinnerSchrader Studio».
ш et э н и ш
н
и <
Связующим элементом и основным мотивом офиса-студии является диагональная ось, выступающая в качестве основного коридора и маршрута, который постепенно открывает все элементы планировки. Эта ось, пронизывающая все здание, придает интерес всему пространству, соединяя отдельные помещения и зоны [3] (Рис. 3).
Рис. 3. План «SinnerSchrader Studio»
я
(О
со о
X
и а
1 s 2 а
v с
i 1
. и
* £
< 5
* н
ч
-О о
¡5 ¡= ÜS
4
L ш
* х
< со х s
5 S I- S
d п
Ш S
и X
. (С
< ь,
< о
Burgos Railway Station Refurbishment / 2016.
Проект реновации старого железнодорожного вокзала направлен на создание развлекательной и образовательной зоны для молодежи. Концепция включает в себя разработку не только самого здания, но и прилегающих территорий (привокзальную площадь и бульвар, где на сегодняшний день находятся железнодорожные пути).
Основная идея соединения всего пространства реализуется благодаря двум навесам, проникающим в здание со стороны площади, и современной пристройке со стороны железнодорожных путей, в которой находится кафе (Рис. 4).
Рис. 4. План «Burgos Railway Station» с основными функциональными зонами
Здание разделено на различные функциональные зоны: в восточном крыле -детская зона; в западном — ресторан и кафе; в центральной части располагается администрация и ядро вертикальных коммуникаций, что является довольно выгодным планировочным решением для небольшого здания (Рис. 5).
Рис. 5. Интерьеры «Burgos Railway Station»
Для того чтобы создать открытое современное пространство, некоторые внутренние стены на первом этаже были частично демонтированы. Вся существующая внутренняя отделка также была удалена, с целью открыть кирпичную и каменную кладки, которые, сочетаясь, создают необыкновенный узор на стенах. Интерьер сформирован на контрасте современных материалов с кирпичной кладкой, металлическими трубами и открытыми конструкциями, окрашенными в темный цвет [4] (Рис. 6).
Рис. 6. Интерьер и экстерьер «Burgos Railway Station», демострирующие используемые материалы.
ш ОС э
I-
и ш
I-ы
X
и
ОС <
Old Water and Observatory Tower / 2018.
Комплекс бывшей водонапорной станции претерпел несколько преобразований, поскольку он был возведен во второй половине 19-го века и в первоначальном виде сохранилась только водонапорная башня. В последние десятилетия комплекс использовался в качестве молодежного центра. Эта функция сохранится и после реконструкции.
Водонапорная башня изначально была единственной доминантой с видом на панораму города, но со временем окружающая территория была застроена и сооружение постепенно потеряло вид на город. Концепция проекта заключается в восстановлении "зрения" башни путем создания обсерватории. Дымоход паровой машины для перекачки воды был приспособлен под механизм перископа. Благодаря мощной системе наведения, его можно использовать не только для рассматривания отдельных домов, кварталов и панорамы города, но и для наблюдения объектов на ночном небе.
В самой высокой точке пространства водонапорной башни, в котором первоначально находился основной резервуар для воды, спроектирован многофункциональный зал для собраний, музыкальных постановок и выставок. Из этого зала можно попасть в кабину для наблюдения с перископом и на служебной лестницу, ведущую к стропилам, где расположен часовой механизм. На уровень ниже зала была создана библиотека, стены которой состоят из стеллажей с кни-
s
S J
ГО СО О X
и а
h
a S С Р
. и
К X
2 ГО
ч? И
Ч 13
-О о
Eü ¡=
ёе
а <и
sí
■и **1
< m ü к*
d m ш s и х
. ГО
<
J а
< О
Рис. 7. Интерьеры и механизм перископа «Old Water and Observatory Tower».
гами. Окна пропускают дневной свет, что создает комфортные условия для чтения. Читальный зал и чайная комната соединены с библиотекой [5] (Рис. 7, 8).
Рис. 8. Пространственная модель сооружения в разрезе
«Зоны детских клубов были разработаны на оставшихся уровнях башни. Каждый клуб имеет собственный санузел с мини-кухней. В каждую зону есть отдельный вход. Плоские крыши превращаются в террасы и сады, а дошкольное учреждение имеет собственный отдельный сад на уровне первого этажа (Рис. 9).
Рис. 9. Планы «Old Water and Observatory Tower».
ш
Комплекс был тщательно восстановлен. Все слои истории, от возведения до современности, были сохранены во время работ: сохранилось окно 19-го века, двери пятидесятых, шестидесятых и семидесятых годов 20-го века, алюминиевые окна 21-го века, бакелитовая, латунная и стальная мебель. Все эти элементы составляют пространственный и временной архитектурный коллаж» [5].
Из приведенных примеров видно, что с помощью создания уникального объемно-пространственного и планировочного решения, независимо от вида сооружения, можно подчеркнуть его исторические и функциональные особенности. При этом важную роль играет организация и отделка внутреннего пространства.
Можно выделить характерные приемы направления лофт:
- Свободная планировка, позволяющая формировать открытое пространство, в котором отсутствуют внутренние несущие стены.
- Условное зонирование, осуществляемое с помощью легких перегородок, цвета, световых акцентов, которые не нарушают основную идею открытого пространства.
- Сохранение элементов промышленной архитектуры. Кирпичные, бетонные и грубо оштукатуренные стены, станки, механизмы и элементы оборудования, становятся основными акцентами интерьера.
- Комбинирование исторических и новых элементов. Исторический индустриальный интерьер хорошо сочетается с актуальными тенденциями — современное освещение, стеклянные или пластиковые перегородки, металлические и деревянные панели для облицовки стен.
- Выбор разных типов мебели, но, как правило, эффектнее всего в индустриальных интерьерах работает использование современной дизайнерской мебели.
- Применение современных художественных приемов (сграффито, граффити, широкоформатные постеры) хорошо сочетаются с общей концепцией данного направления [6,7].
Именно эти приемы направления лофт формируют уникальный образ общественных пространств, созданных при реконструкции индустриальных объектов.
Ш
ОС Э
н
и
ш
н
ы X
и
ОС <
S
s j
re со о
X
V
а
1 s 2 а
V с
с е
. и
< (С * ?
-Q О
5 = £2
&ü ^ &
4 Ъ
* X
< m
И к*
d п
Ш S
и х
. ге
5 *
< о
Литература
1. Трибельская Е.Г. Ревитализация промышленных предприятий в Китае. - Системные технологии. - 2018. - № 29. - С. 110-114.
2. Д.О. Швидковский. Сохранение и реновация объектов индустриального наследия / Сборник статей / Г.В. Есаулов, Г.Н. Черкасов, О.Ю. Суслова - М.: МАРХИ, 2018. - 214 с., ил.
3. SinnerSchrader Studio Prague / Kurz architects. [Электронный ресурс]: URL: https:// www.archdaily.com/905113/sinnerschrader-studio-prague-kurz-architects (дата обращения: 05.03.2019).
4. Burgos Railway Station Refurbishment / Contell-Martínez Arquitectos [Электронный ресурс]: URL: https://www.archdaily. com/873855/burgos-railway-station-
refurbishment-contell-martinez-arquitectos (дата обращения: 05.03.2019).
5. Old Water and Observatory Tower in Prague / Petr Hajek ARCHITEKTI [Электронный ресурс]: URL: https://www.archdaily. com/908203/old-water-and-observatory-tower-in-prague-petr-hajek-architekti (дата обращения: 05.03.2019).
6. Стиль лофт в интерьере: гармоничные противоречия [Электронный ресурс]: URL: http://archiq.ru/stil-loft-v-interere-garmonichnye-protivorechiya/ (дата обращения: 05.03.2019).
7. Библиофонд. Современные стили интерьера лофт и контемпорари. [Электронный ресурс]: URL: https://www.bibliofond. ru/view.aspx?id = 729232 (дата обращения: 05.03.2019).
Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:
А.А. Серегина, Е.Г. Трибельская. Приемы организации внутреннего пространства при реновации исторических индустриальных сооружений. — Системные технологии. — 2019. — № 30. — С. 138—146.
История статьи:
Дата поступления в редакцию 14.03.19 Дата принятия к печати 16.03.19