Научная статья на тему 'Приемлемые индикаторы оценки эффективности государственных закупок'

Приемлемые индикаторы оценки эффективности государственных закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
462
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА / KYRGYZ REPUBLIC / ИНДИКАТОРЫ / INDICATORS / РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / RATING SYSTEM / ЗАКУПАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / THE PROCURING ENTITY / КОНЕЧНЫЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ / END USER / ВНУТРЕННИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / INTERNAL BUSINESS PROCESSES / СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / BALANCED SYSTEM OF EVALUATION INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уметалиев Акылбек Сапарбекович

В данной статье изложены некоторые результаты исследований проблем выбора приемлемых индикаторов для оценки результатов работы в сфере государственных закупок. Определение и применение правильных критериев для оценки закупочной деятельности является сложной задачей. Автор предлагает использовать критерии и индикаторы для оценки эффективности работы менеджеров и специалистов по закупкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acceptable Assessment Indicators of Public Procurement Efficiency

The article consists of a problems have been appeared in during carry out evaluation and assessment procedures for define effectiveness procured goods, works and services. The assessment criteria and indicators applied in determining all procurement are relevance, efficiency, effectiveness, impact. Therefore, in the context of evaluation process we will get expected activities from procurement managers.

Текст научной работы на тему «Приемлемые индикаторы оценки эффективности государственных закупок»

приемлемые индикаторы оценки эффективности государственных закупок

_Аннотация

В данной статье изложены некоторые результаты исследований проблем выбора приемлемых индикаторов для оценки результатов работы в сфере государственных закупок. Определение и применение правильных критериев для оценки закупочной деятельности является сложной задачей. Автор предлагает использовать критерии и индикаторы для оценки эффективности

работы менеджеров и специалистов по закупкам. _

Ключевые слова: Кыргызская Республика, индикаторы, рейтинговая система, закупающая организация, конечный пользователь, внутренние бизнес-процессы, сбалансированная система оценки показателей_

В настоящее время предоставление отчета о расходовании бюджетных средств, в таком упрощенном виде, например, общественности достаточно знать «куда ушли их деньги», уже не удовлетворяет подавляющую часть этой же общественности. Многие граждане являются искушенными потребителями, они имеют доступ к разнообразной информации и знают свои права. Они хотят узнать, как функционируют школы, больницы, правоохранительные органы, наконец, и другие общественные институты и какой сервис они получают за свои деньги, оплаченные в виде налогов и сборов.

Такая тенденция - отчет об эффективности функционирования общественных институтов - прослеживается во всех странах, включая развивающиеся страны и страны с переходными экономиками. Не все они следуют единой, общепринятой методологии, однако эта тенденция прослеживается везде. Если мы хотим улучшить качество функционирования организации, будь то фирма, министерство, агентство или правительство в целом, - в первую очередь мы должны уметь измерять или оценивать эффективность их работы.

Уметалиев

Акылбек

Сапарбекович

докторант, канд. экон. наук, профессор, зав. кафедрой логистики, Кыргызский государственный технический университет имени И. Раззакова, г. Бишкек

[email protected]

___.услуги должны

предоставляться

и приносят пользу _обществу

арст

Однако найти измеряемые параметры, которым бы удовлетворяли все вовлеченные стороны, и предложить методологию измерения, является не простой задачей. Цель Правительства в целом - это предоставление услуг гражданам - от образования до ремонта дорог, от сбора налогов до здравоохранения. И эти услуги должны предоставляться таким образом, чтобы граждане понимали, что их налоги «работают» и приносят пользу обществу.

Рейтинговые

и сбалансированные индикаторы

В Кыргызской Республике Закон «О государственных закупках» действует с 1997 года. Доля государственных закупок в объеме бюджета выросла в разы и в 2012 году составила 26%. Основой для анализа и оценки закупочной деятельности государственных учреждений и предприятий по инерции командно-административной экономики служили финансово-экономические показатели. Эти отчеты, подготовленные финансовыми или экономическими департаментами, используют в качестве единицы измерения валюту, - сом, доллар и т.д. Однако такие финансовые отчеты не позволяют оценивать другие не менее важные показатели. Например, финансовые показатели - сумма закупок, прибыль или рентабельность не могут отразить степень удовлетворенности конечного пользователя какого-либо товара или услуги, качество приобретенных товаров и предоставляемых услуг, влияние закупленного оборудования и техники на окружающую среду. Поэтому нужно использовать наряду с финансовыми показателями, прямые и объективные показатели.

Обобщенные международные исследования в сфере государственных закупок выявили следующие пять приоритетных критериев для оценки показателей:

1. Качество поставляемых товаров, работ и услуг.

2. Проблемы, связанные с выбором надежного поставщика.

3. Качество выполнения контрактов.

4. Удовлетворенность конечных пользователей.

5. Стоимость самого процесса закупки. Вышеуказанные критерии служат ориентиром и основой при проведении бенчмаркинга закупочной деятельности в сфере государственных заку-

пок. Анализ проведенных закупок в Кыргызской Республике показал, что из пяти показателей полноценно и регулярно применяются только первые два показателя - 1 и 2. Остальные показатели - 3, 4 и 5 -тоже актуальные, однако не учитываются при планировании и оценке закупок товаров, работ и услуг. При подготовке и повышении квалификации специалистов по закупкам, в настоящее время, внедряются учебные программы по применению показателей 3, 4, 5 и будут распространяться как хорошая практика при проведении государственных закупок. Чтобы сопоставить фактическое использование конкретного показателя с тем, насколько значимым сочли его руководители отделов закупок, аналитики создали рейтинговую систему, названную ими «MAR» (Measurement, Assessment and Reality). Очки в этом рейтинге подсчитываются путем деления процента фактического использования того или иного показателя на 100 и умножения полученного результата на среднюю оценку его значимости (от 1 - самый полезный, до 5 - наименее полезный). Поэтому, чем ниже число очков в этом рейтинге, тем лучше сочетание значимости этого показателя, как она воспринимается участниками исследования, с его фактическим использованием фирмами, участвовавшими в этом исследовании. Следующие пять показателей закупочной деятельности возглавили рейтинг «оценка значимости и использования» (MAR):

1. Переговоры о ценах, приводящие к экономии (MAR - 1,78).

2. Совмещение объемов закупок для оказания давления на поставщиков с целью получения более выгодных условий (MAR - 1,86).

3. Качество выполнения предыдущих поставок (MAR - 1,93).

4. Мониторинг выполнения доставок (MAR - 1,99).

5. Требование к поставщикам иметь надежные программы обеспечения качества и его непрерывное повышение (MAR - 2,10).

Все эти пять показателей с наилучшим сочетанием значимости и использования относятся к направлениям, которые обычно считаются приоритетными в закупочной деятельности. Обобщение пяти показателей позволяют выбрать такие критерии как цена, доставка и качество.

...аналитики создали

рейтинговую_

систему, названную

ими«MAR»_

(Measurement,_

Assessment and Reality)

___процедуры

государственных

категорически исключают даже

переговоров

_с поставщиками,

—что представляется достаточно спорным _требованием

Следует, конечно, оговориться, что во многих странах с «переходными экономиками», как Кыргызская Республика, процедуры государственных закупок категорически исключают даже саму возможность переговоров с поставщиками, что представляется достаточно спорным требованием. Тем не менее, выше перечисленные данные не должны интерпретироваться как истина в последней инстанции и механически применяться во всех случаях. Каждая организация имеет свои отличительные особенности - миссию, видение, стратегию. Показатели оценки должны выбираться так, чтобы они соответствовали ситуации.

Сбалансированная Система Оценки Показателей

Робертом Капланом и Дэвидом Нортоном [4] в 1992 году разработана система оценки и управления эффективного функционирования предприятия, и она стала стандартом во многих организациях, как частных, так и государственных организациях. Сбалансированная Система Оценки Показателей (ССОП) - это система стратегического менеджмента для перевода видения, миссии и стратегии организации в ряд измеряемых или поддающихся оценке индикаторов, сгруппированных по четырем основным направлениям (см. рисунок):

1. Финансовые цели.

2. Удовлетворение конечного пользователя.

3. Внутренние бизнес-процессы.

4. Обучение и организационное развитие. Финансовые цели в государственных структурах отличаются от цели в частном секторе. Финансовые цели частного сектора - это получение прибыли. В государственном секторе - это, в первую очередь, удовлетворение потребностей пользователей с учетом эффективного использования бюджетных средств.

Конечный пользователь отражает возможности организации предоставить качественные товары и услуги, их своевременную доставку с сопутствующим сервисом для удовлетворения потребности конечного пользователя.

Внутренние бизнес-процессы - это механизм, приводящий в движение ключевые бизнес-процессы для достижения целей организации.

Рис. Сбалансированная Система Оценки Показателей (ССОП)

Обучение и рост охватывает такие показатели, как возможности работников для роста и обучения, применение информационных систем и организационные возможности с точки зрения адаптации к изменениям. Процессы будут эффективными только тогда, если в организации имеется квалифицированный, информированный и мотивированный персонал. Для того чтобы быть способными ответить на вызовы быстроменяющегося внешнего окружения и возрастающего требования клиентов, организация и персонал должны быть способны взять на себя новые ответственности, применить современные знания, технологии и организационные решения.

Конечный пользователь

Применительно к государственным закупкам под конечным пользователем подразумевается получатель товаров, работ, услуг поставляемых в рамках контракта. Возможные индикаторы: 1. Доля пользователей, удовлетворенных временем доставки товаров, работ, услуг. Эта категория может включать:

- доставлены ли товары или услуги в требуемые сроки;

- выдержаны ли все промежуточные этапы срока;

- осуществлялось ли планирование процесса закупок на его ранних этапах;

процессы будут_

эффективными_

только тогда,_

если в организации имеется

квалифицированный, информированный и мотивированный персонал

___необходимо

_применять

показатели, отражающие

_конечных

потребителей

- своевременное информирование конечного пользователя о состоянии дел;

- оценка усилий департамента закупок по предупреждению сбоев, задержек и т.д.

2. Доля пользователей удовлетворенных качеством поставленных товаров, работ или предоставленных услуг. Источником информации по данной категории являются опросы конечных пользователей.

3. Доля пользователей удовлетворенных ответственностью, сотрудничеством, совместной работой с департаментом закупок.

поры арст

Финансовые цели

1. Отношение операционных расходов (бюджета) отдела закупок к объему предстоящих закупок. Операционные расходы включают: заработную плату, расходы на подготовку персонала, командировочные расходы, информационные технологии, расходы, связанные с администрированием контрактов. Следует отметить, что в связи с различными институциональными решениями при реализации функции государственных закупок, этот параметр не должен использоваться механически при сравнении и оценке закупочной деятельности в разных организациях.

2. Отношение выплаченных штрафов к общему объему расходуемых средств.

3. Снижение операционных расходов за счет применения инновационных решений в рамках действующих нормативно-правовых актов. Примером может служить например, снижение расходов, связанное с применением закупочных кредитных карточек (purchase card) или укрупнение закупок по соглашению между различными ведомствами.

4. Доля контрактов реализованных с использованием электронной коммерции.

Внутренние бизнес-процессы

1. Соотношение количества обоснованных жалоб по вопросам проведения конкурсных торгов и присуждения контрактов к общему числу присужденных контрактов.

2. Соотношение случаев переноса даты вскрытия конкурсных предложений, из-за несовершенства конкурсной документации, или некачественного планирования процесса закупок к общему числу присужденных контрактов.

Г- ш

3. Соотношение количества контрактов присужденных с использованием технологии «е-прокьюре-мент» или электронной коммерции к общему числу присужденных контрактов.

4. Количество присужденных контрактов социально-экономической направленности (если это предусмотрено законодательством). Например: контракты для малого бизнеса, пенитенциарной системы, так называемые «экологически чистые» товары и т.д.

5. Доля контрактов, заключенных с использование конкурентных процедур, в основном, методом открытых конкурсных торгов.

Обучение и организационное развитие предприятий

1. Количество работников прошедших обучение или обязательную сертификацию.

2. Количество работников удовлетворенных условиями труда (включает такие показатели, как удовлетворение предоставленной компьютерной или офисной техникой, общей атмосферой в организации, системой оценки вклада персонала и т.д.) Источником информации могут быть опросы, анкетирование, аттестации работников и т.д.

3. Количество работников удовлетворенных профессионализмом, культурными ценностями и улучшениями в организации.

Выводы

1. В сфере государственных закупок финансовые показатели, абсолютные - сумма закупок и издержки, относительные - рентабельность, не отражают полностью достижение цели при расходовании бюджетных или общественных денег. Поэтому необходимо применять показатели, отражающие конечные цели или потребности конечных потребителей товаров и услуг.

2. Учитывая разновидность и масштабность государственных закупок, как хорошую практику применять различные рейтинговые показатели при конкретных случаях закупок, но с учетом базовых и наиболее распространенных показателей для оценки проведенных государственных закупок.

3. Рекомендовать применение бенчмаркинга закупочной деятельности, применяя только приемле-

применять

различные

показатели

при конкретных

но с учетом_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

базовых и наиболее

показателей

для оценки..

мые и эффективные индикаторы для оценки процедур государственных закупок.

Литература

1. Малочко В., Береснева Е. Государственные закупки: принципы, законодательные нормы и институциональные схемы. МУЦ МОТ, Турин, Италия, 2005.

2. Уметалиев А.С. Управление государственными закупками - эффективный инструмент фискальной политики государства. - Бишкек: Издательство Кыргызско-Российского Славянского университета имени Б.Н. Ельцина, 2011.

3. Лайсонс К., Джилингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок. - М.: ИНФРА-М, 2005.

4. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей? - М.: Олимп-Бизнес, 2004.

5. Прайснер А. Сбалансированная система показателей в маркетинге и в сбыте. - М.: Издательский дом Гребенникова, 2007.

6. Peter Van den Bossche. The Law and Policy of the World Trade Organization. - Cambridge University Press, 2005.

7. European Commission. "EC Approach to Trade Facilitation". www.unece.org

8. www.itcilo.it

Akylbek S. Umetaliev

Doctoral Candidate, Candidate of Economic Sci., Professor, Head of the Academic Department of Logistics, Kyrgyz State Technical University, Bishkek

Acceptable Assessment Indicators of Public Procurement Efficiency

_Abstract

The article consists of a problems have been appeared in during carry out evaluation and assessment procedures for define effectiveness procured goods, works and services. The assessment criteria and indicators applied in determining all procurement are relevance, efficiency, effectiveness, impact. Therefore, in the context of evaluation process we will get expected activities from procurement managers.

Keywords: The Kyrgyz Republic, indicators, rating system, the procuring entity, the end user, internal business processes, balanced system of evaluation indicators

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.