Научная статья на тему 'ПРИДВОРНЫЙ ЦЕРЕМОНИАЛ И ОФИЦИАЛЬНАЯ ТИТУЛАТУРА ХИВИНСКИХ ХАНОВ 1-Й ПОЛОВИНЫ XIX В.: ОСОБЕННОСТИ И ЭВОЛЮЦИЯ'

ПРИДВОРНЫЙ ЦЕРЕМОНИАЛ И ОФИЦИАЛЬНАЯ ТИТУЛАТУРА ХИВИНСКИХ ХАНОВ 1-Й ПОЛОВИНЫ XIX В.: ОСОБЕННОСТИ И ЭВОЛЮЦИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Кунграты / Россия / Хивинское ханство / Хорезм / церемониал / титулы / The Qongrats / Russia / The Khanate of Khiva / Khwarazm / ceremonial / titles

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кораев Тимур Казбекович, Вдовин Сергей Сергеевич

В данной статье на основе чагатайских хроник и материалов официальной переписки и воспоминаний посетивших Хорезм лиц рассматривается вопрос особенностей и эволюции придворного церемониала и официальной титулатуры хивинских ханов первой половины XIX в. Делается вывод о тесной связи титулов ханской династии Кунгратов с эпической иранской и коранической традициями. Подчеркивается факт отражения полиэтнического характера власти в титулатуре кунгратских правителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COURTLY CEREMONIAL & OFFICIAL TITLES OF THE QONGRAT KHANS OF KHIVA (1ST HALF OF THE 19TH CENTURY)

The present article based on local chronicles and diplomatic correspondence as well as on the accounts of European and Russian visitors to the khanate focuses on the issue of specific traits and evolution of courtly ceremonial and official titles adopted by the khans of Khiva in the 1st half of the 19th century. This source material supports the idea of the styling of Khivan rulers being deeply rooted into epic Iranian and Quranic traditions. The titles used equally reflect the polyethnic nature of the Qongrat khans’ authority, appealing to Turkic, Mongol, Arabic and Iranic elements.

Текст научной работы на тему «ПРИДВОРНЫЙ ЦЕРЕМОНИАЛ И ОФИЦИАЛЬНАЯ ТИТУЛАТУРА ХИВИНСКИХ ХАНОВ 1-Й ПОЛОВИНЫ XIX В.: ОСОБЕННОСТИ И ЭВОЛЮЦИЯ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2023. Т. 67, № 2. C. 70-78 Lomonosov Oriental Studies Journal, 2023, Vol. 67, No. 2, pp. 70-78 (In Russ.)

DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-67-2-5

ПРИДВОРНЫЙ ЦЕРЕМОНИАЛ И ОФИЦИАЛЬНАЯ ТИТУЛАТУРА ХИВИНСКИХ ХАНОВ 1-Й ПОЛОВИНЫ XIX В.: ОСОБЕННОСТИ И ЭВОЛЮЦИЯ

Т.К. Кораев, С.С. Вдовин

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия; tkoraev@gmail.com

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия; sergey11vdovin @gmail. com

Аннотация: В данной статье на основе чагатайских хроник и материалов официальной переписки и воспоминаний посетивших Хорезм лиц рассматривается вопрос особенностей и эволюции придворного церемониала и официальной титулатуры хивинских ханов первой половины XIX в. Делается вывод о тесной связи титулов ханской династии Кунгратов с эпической иранской и коранической традициями. Подчеркивается факт отражения полиэтнического характера власти в титулатуре кунгратских правителей.

Ключевые слова: Кунграты, Россия, Хивинское ханство, Хорезм, церемониал, титулы.

Для цитирования: Кораев Т.К., Вдовин С.С. Придворный церемониал и официальная титулатура хивинских ханов 1-й половины XIX в.: особенности и эволюция // Вестн. Моск.ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2023. Т. 67, № 2. С. 70-78. DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-67-2-5

COURTLY CEREMONIAL & OFFICIAL TITLES OF THE QONGRAT KHANS OF KHIVA (1ST HALF OF THE 19TH CENTURY)

Timur K. Koraev, Sergey S. Vdovin

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; tkoraev@gmail.com

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; sergey11vdovin@gmail.com

Abstract: The present article based on local chronicles and diplomatic correspondence as well as on the accounts of European and Russian visitors to the khanate focuses on the issue of specific traits and evolution of courtly ceremonial and official titles adopted by the khans of Khiva in the 1st half of the 19th century.

© Кораев Т.К., Вдовин С.С., 2023

о о©

This source material supports the idea of the styling of Khivan rulers being deeply rooted into epic Iranian and Quranic traditions. The titles used equally reflect the polyethnic nature of the Qongrat khans' authority, appealing to Turkic, Mongol, Arabic and Iranic elements.

Key words: The Qongrats, Russia, The Khanate of Khiva, Khwarazm, ceremonial, titles

For citation: Koraev T.K., Vdovin S.S. Courtly ceremonial & official titles of the Qongrat khans of Khiva (1st half of the 19th century). Lomonosov Oriental Studies Journal, 2023, Vol. 67, No. 2, pp. 70-78. DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-67-2-5 (In Russ.)

Хорезмский оазис — обширная аграрная и урбанистическая зона Центральной Азии, охватывающая нижнее течение Амударьи с прилегающими берегами Аральского моря — пережил в XVIII в. череду династических кризисов, сопровождавшихся чувствительными социально-экономическими и культурно-демографическими потрясениями. Сравнительно твердая власть ханов из дома Арабшахидов (закрепившаяся в оазисе с начала XVI в. ветвь Шейбанидов) на пороге столетия ослабла и в 1710-1720-е гг. фактически сменилась анархией, в которой претендентов на ханский престол, как принадлежавших к чингисидским родам, так и не имевших к ним отношения, выдвигали те или иные этнорегиональные группировки — узбекские, туркменские, казахские. Потребовалось несколько десятилетий для того, чтобы среди междоусобных смут выдвинулось влиятельное семейство Кунгратов, происходивших из одноименного племени монгольского происхождения.

К началу XIX в. кунгратским правителям удалось консолидировать Хорезм под своим владычеством, для легитимации которого им пришлось задействовать целый ряд инструментов. Одним из них стал символический престиж монархии, сочетавшей тюрко-монгольские, древнеиранские и исламские / шариатские элементы. Ярким отражением этого сложного и своеобразного комплекса стали придворный церемониал и официальная титулатура новой династии хивинских ханов.

Источниковедческой базой для данной статьи главным образом послужили местные хроники, написанные хивинскими придворными, занимавшими пост мираба1, Шер-Мухаммадом Мунисом

1 Мираб — должностное лицо, которое осуществляло контроль за оросительной системой. По сведениям самого Муниса, мирабы в Хорезме также сопровождали ханов во время военных походов и охоты. Мунис ва Огауий. Фирдавс ул-ик;бол. Масъул мухдррир: Шодмон Вохидов. Тошкент: «Янги аср авлоди», 2010. С. 6.

(1778-1829) и Мухаммадом Риза Агахи (1809-1874) и описывающие события от сотворения мира до 1846 г.: «Райский сад преуспеяния» (Фирдаус ал-икбал), «Кущи державы» (Рийад ад-даула), «Сливки летописей» (Зубдат ат-таварих). Также были задействованы материалы официальной переписки и воспоминания лиц, посетивших Хивинское ханство в рассматриваемый период: Н.Н. Муравьев (1794-1866), Т.-Ф. Базинер (1816-1862), А. Вамбери (1832-1913) и др.

Отличительной чертой официальной титулатуры хивинских ханов первой половины XIX в. является их неоднократное и разностороннее уподобление в хрониках Муниса и Агахи легендарным и мифическим царям и персонажам иранского эпоса, который интеллектуалы Хорезма воспринимали через призму поэмы Фирдоуси «Шахнаме» и ее позднейших переработок на чагатайском языке, а также уподобление фигурам кораническим. Так, Эльтузар (1804-1806), Мухаммад Рахим-хан I (1806-1825) и Аллах-Кули-хан (1825-1842) сравниваются с Джамшедом — последним представителем династии Пешдадидов2. Авторы хроник называют их «падишах, достоинством Джамшиду подобный» (уазрат подшоуи Жамшиджоу3), «султан, чей порог высок, как у Джама» (султони Жамжаноб), «непреклонный, как Джамшид» (Жамшидсавлат) соот-ветственно4. Фигура Джамшеда, на наш взгляд, выбрана неслучайно, поскольку его правление отождествлялось с золотым веком.

Земля отдохнула, раздоры забыв;

Джемшиду и зверь покорился, и див.

И славной людей одарил он судьбой;

Державный престол озарил он собой5.

Хивинское ханство именно в рассматриваемый период переживало наивысший расцвет в социально-экономической и культурно-политической сферах, сопровождавшийся активной переселенческой

2 Пешдадиды — первая и древнейшая династия всемирных государей, о которой ведется повествование в «Шахнаме».

3 Здесь и далее приводятся термины и словосочетания из хивинских хроник, написанных на чагатайском языке, с использованием современной кириллической узбекской орфографии. Данное написание не вполне отражает все особенности чагатайского языка, но применяется из практических соображений в издании хроник, исследованных нами в ходе работы над статьей.

4 Мунис ва Огауий. Указ. соч. С. 17, 309, 396.

5 Цит. по: Фирдоуси. Шахнаме. [В 6 т.] Т. 1. От начала поэмы до сказания о Со-храбе / Изд. подгот. Ц.Б. Бану, А. Лахути, A.A. Стариков; отв. ред. Е.Э. Бертельс; ред. пер. А. Лахути; ред. изд-ва В.М. Пискунов. М.: Изд-во АН СССР, 1957. С. 35.

политикой ханов и нарастающими темпами перехода кочевников к оседлому образу жизни6.

Показательным в этом плане также может быть использование образа Искандара — Александра Македонского, применительно к Мухаммад Рахим-хану I и Аллах-Кули-хану: «Александр своего времени» (Искандари замон); «владыка, отмеченный свыше, подобно Александру» (хидеви Искандарнишон) соответственно7. Годы их правления были ознаменованы борьбой с центробежными тенденциями и многочисленными походами, результатом которых стало значительное территориальное расширение ханства на северном и южном направлениях: Южное Приаралье и земли вплоть до низовий Сырдарьи и Жанадарьи на севере, а на юге — до предгорий Копетдага.

Титулатура хивинских ханов первой половины XIX в. содержит также отражение их функций в религиозной жизни местного населения, основным вероисповеданием которого было суннитское направление ислама. По отношению к хивинским ханам в хрониках используется слово «халиф» — глава мусульманской общины (уммы), который брал на себя функции защитника и покровителя: «халиф нашего времени» (халифат аз-замон)8, «его величество падишах — тень Аллаха» (уазрати подшоуи зиллиллоу)9. Возможной причиной для изобилия подобных формулировок, относящихся главным образом к Мухаммад Рахим-хану I, Аллах-Кули-хану и Рахим-Кули-хану (1842-1845), могло стать масштабное строительство зданий исламской архитектуры. Так, за годы их нахождения у власти в одной только столице были возведены несколько медресе и мечетей (медресе Кутлуг Мурад инака, мечеть Сеитбай и др.). По сообщениям современников, к середине XIX в. в Хиве насчитывалось 22 медресе и 17 мечетей10.

В персидской исторической хронике Мухаммад Хасан-хана Сани ад-Даула (1843-1896) Тарихимунтазами Насирип, представляющей собой официальную историю Каджаров, Хивинское ханство (Хо-

6 Процесс переселения и перехода к оседлости, начавшийся еще в второй половине XVIII в., касался в большей степени различных туркменских и каракалпакских племен, которым предоставляли земли по берегам Амударьи и оросительных каналов.

7 Мунис ва Огауий. Указ. соч. С. 271, 413

8 Там же. С. 291.

9 Огауий. «Зубдатут-таворих»дан // Асарлар. V жилд. Тарихий асарлардан пар-чалар. Тошкент: Fафур Fулом номидаги адабиёт ва санъат нашриети, 1978. С. 174.

10 Иванин М.И. Хива и река Аму-Дарья. СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1873. С. 34.

11 В ходе написания данной статьи был использован частичный перевод источника: Тарихи мунтазами Насири // Материалы по истории туркмен и Туркмении, Т. II. XVI-XIX вв. Иранские, бухарские и хивинские источники / Пер. К.Н. Фрейтага. Под ред. акад. В.В. Струве. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1938.

резм) рассматривается как составляющая часть иранского государства, а хивинские ханы — как вассалы шаханшаха (царя царей), не проявляющие к нему должного уважения и послушания12. Одновременно с этим в официальном хивинском историописании правители Хорезма первой половины XIX в. сами именуются царями царей: «Его величество шаханшах прибежище вероустава, достойнейший из высокостепенных султанов» (%азрат шауаншоуи динпаноу, афзал ас-салотини олиймакон)ъ; «Его величество падишах—тень Аллаха, шаханшах — прибежище ислама» (^азрати подшоуи зиллилоу ва шауаншохи исломпаноу)14.

Другой немаловажной особенностью титулатуры хивинских ханов первой половины XIX в. стало отражение в ней сосуществования и синтеза кочевой и оседлой культур на территории Хорезма. Наряду с вышеупомянутым титулом «царь царей» в хивинских хрониках по отношению к государям из династии Кунграт широко использовались несколько существительных. Каждое из них имело связь с той или иной этнокультурной средой, в которой использовался соответствующий титул: персидский (падишах и хосрой); арабский (султан); монгольский (каан); тюркский (хакан). Зачастую они применялись к одному и тому же властителю, образуя внушительную последовательность возвеличивающих словосочетаний. Иллюстрирующим данное обстоятельство примером может послужить восхваление Мухаммад Рахим-хана I в описании военной кампании 1811 г. по усмирению непокорного центральной власти Аральского владения: «Хосрой, равный Соломону, шаханшах, отмеченный свыше, как Фаридун15, справедливейший из султанов вселенной, достойнейший из верховных хаканов» (хусрави Сулаймонмакон, шауаншоуи Фаридуннишон, аъдали салотини олам, афзали хавоцини аъзам)16.

Кроме этого, мы располагаем некоторыми данными о титулах хивинских ханов, использовавшихся в дипломатическом обиходе. В частности, в договоре между Российской империей и Хивинским ханством 1842 г. и в письмах самого хана и Мухаммад Якуб мехте-

12 «...во-первых, потому, что государство Хорезма является частью иранского государства, а во-вторых, потому, что у государя Ирана имеется больше двадцати человек вассалов вроде Мухаммед Эмин-хана, из которых каждый управляет царством более обширным, чем Хорезм» цит. по: Тарихи мунтазами Насири. С. 259.

13 Мунис ва Огауий. Указ. соч. С. 259.

14 Огауий. «Риёзуд-давла»дан // Асарлар. V жилд. Тарихий асарлардан парчалар. Тошкент: Fафур Fулом номидаги адабиёт ва санъат нашриети, 1978. С. 40.

15 Фаридун — один из героев «Шахнаме», царь и основатель легендарной династии Кайанидов, который победил убийцу Джамшеда — Заххака, и восстановил справедливость, правосудие и доброе правление после тысячелетней тирании.

16 Мунис ва Огауий. Указ. соч. С. 350.

ра17 (1839-1857) — оренбургскому военному губернатору правитель Хивы называется «хорезмским шахом». В упомянутой официальной переписке также присутствует и уподобление властителя Александру Великому (Македонскому) и Соломону18, многократно встречающееся в хивинских хрониках.

Нельзя не отметить и насыщенность титулатуры хивинских ханов космологическими и астрономическими понятиями. Так, по отношению к уже почившим правителям в хрониках фигурируют формулировки, включающие в себя райский сад: «предназначенный к раю султан» (султони бе^иштнишон) 19; «обретающийся в райском саду хан» (хони фирдавсмакон; хони жаннатмакон)20. Помимо этого, можно встретить упоминание планеты Сатурн21, и иных небесных тел как астрологических символов: «Его величество обретающийся на Сатурне, рожденный под счастливым сочетанием звезд» ($азрат со^ибцирони кайвонмакон)22.

Некоторые сведения о придворном церемониале в Хивинском ханстве содержатся и в воспоминаниях посетивших его в первой половине XIX в. Н.Н. Муравьева и Т.-Ф. Базинера. Так, мы узнаем, что в устной речи к правителю обращались таксир (господин, многоуважаемый, почтенный)23.

17 Мехтер — наряду с кушбеги, один из высших сановников при дворе ханов из династии Кунгратов. В Хивинском ханстве рассматриваемого периода мехтер назначался из числа сартов — представителей оседлого земледельческого населения — и осуществлял управление над южной частью государства, где сарты и составляли большинство жителей. В то же самое время кушбеги назначался из числа узбеков и занимался администрированием северной части страны, населенной преимущественно узбекскими племенами. Европейские современники (А. Вамбери и др.) сравнивали мехтера с министрами финансов и внутренних дел, а кушбеги — с военным министром. О мехтере и кушбеги подробнее см. Bregel Yu. The Sarts in the Khanate of Khiva // J. Asia History. Vol. 12, No 2 (1978). С. 129-135.

18 Залесов Н.Г. Посольство в Хиву подполковника Данилевского в 1842 г. // Военный сборник. 1866. Т. XLIX, № 5. С. 49, 56-57.

19 Огауий. «Риёзуд-давла»дан // Тарихи мунтазами Насири. С. 148.

20 Мунис ва Огщий. Указ. соч. С. 411-412, 487.

21 Сатурн (Кайван /Кейван) — «светило седьмой небесной сферы, «последнего неба», за которым находилась сфера неподвижных звезд и горний рай. В этом смысле Кейван был своего рода пределом допустимой гиперболизации» цит. по Фирдоуси. Указ. соч. С. 615; звезда смерти в астрологических представлениях Древнего Ирана. Panaino A., "PLANETS," Encyclopedia Iranica, online edition, 2016, available at http:// www.iranicaonline.org/articles/planets (accessed on 18 April 2023).

22 Мунис ва Огщий. Указ. соч. С. 281.

23 Муравьев Н.Н. Путешествие в Туркмению и Хиву в 1819 и 1820 годах гвардейского генерального штаба капитана Николая Муравьева, посланного в сии страны для переговоров. М.: тип. Августа Семена, 1822. С. 134; Базинер Т.-Ф. Естественно-научное путешествие по Киргизской степи в Хиву // Немецкие исследователи в Казахстане, Часть 1 // История Казахстана в западных источниках XII-XX веков. Т. V. Алматы. Санат, 2006. C. 353.

За первые десятилетия XIX в. в Хорезмском оазисе и прилегающей к нему зоне от Копетдага и Мервского оазиса на юге до нижней Сырдарьи на севере оформился один из трех важнейших культурно-политических центров Центральной Азии Нового времени. Своим происхождением и традицией он был связан как с домонгольской и даже доисламской эпохой, так и с наследием кочевых империй Чингисидов. Эти элементы тесно переплетались между собой в придворном этикете кунгратского династического режима и словесности, которой он покровительствовал. Хронисты хивинских ханов, прежде всего, блестящие эрудиты Мунис и Агахи, в ведении которых находилось не только официальное историописание, но и дипломатическая корреспонденция, с санкции своих государей (прежде всего, Мухаммада Рахима I и Аллах-Кули) отчасти возродили, отчасти создали заново образ Хорезма как самостоятельного средоточия державной власти. Этим они в значительной мере определили самобытность и долговечность не только (и не столько) династической монархии как таковой, но и самосознание местных интеллектуальных элит.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Базинер Т.-Ф. Естественно-научное путешествие по Киргизской степи в Хиву / Немецкие исследователи в Казахстане. Ч. 1 // История Казахстана в западных источниках XII-XX веков. Т. V. Алматы. Санат, 2006. С. 284-357.

2. Залесов Н.Г. Посольство в Хиву подполковника Данилевского в 1842 г. // Военный сборник. 1866. Т. XLIX. № 5. С. 41-75.

3. Захарьин И.Н. Посольство в Хиву в 1842 году. (По рассказам и запискам очевидца) // Исторический вестник. 1894. № 11. С. 427-447.

4. Иванин М.И. Хива и река Аму-Дарья. СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1873.

5. Муравьев Н.Н. Путешествие в Туркмению и Хиву в 1819 и 1820 годах гвардейского генерального штаба капитана Николая Муравьева, посланного в сии страны для переговоров. М.: тип. Августа Семена, 1822.

6. Мунис ва Огауий. Фирдавс ул-и^бол. Масъул мухдррир: Шодмон Вох,идов. Тошкент: «Янги аср авлоди», 2010.

7. Огауий. «Зубдатут-таворих»дан // Асарлар. V жилд. Тарихий асарлардан пар-чалар. Тошкент: Fафур Fулом номидаги адабиёт ва санъат нашриети, 1978. C. 171-201.

8. Огауий. «Риёзуд-давла»дан // Асарлар. V жилд. Тарихий асарлардан парчалар. Тошкент: Fафур Fулом номидаги адабиёт ва санъат нашриети, 1978. С. 17-170.

9. Тарихи мунтазами Насири // Материалы по истории туркмен и Туркмении, Т. II. XVI-XIX вв. Иранские, бухарские и хивинские источники / Пер. К.Н. Фрейтага; под ред. акад. В.В. Струве. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1938. С. 244-266.

10. Фирдоуси. Шахнаме. [В 6 т.] Т. 1. От начала поэмы до сказания о Сохрабе / Изд. подгот. Ц.Б. Бану, А. Лахути, A.A. Стариков; отв. ред. Е.Э. Бертельс; ред. пер. А. Лахути; ред. изд-ва В.М. Пискунов. М.: Изд-во АН СССР, 1957.

11. Хорезм в истории государственности Узбекистана / Отв. ред. Э.В. Ртвеладзе, Д.А. Алимова. Ташкент: Узбекистан файласуфлари миллий жамияти, 2013.

12. Bregel Yu. The New Uzbek States: Bukhara, Khiva and Khoqand: c.1750-1886 // The Cambridge History of Inner Asia/The Chinggisid Age. Edited by Nicola Di Cosmo, Allen J. Frank and Peter B. Golden. Cambridge: Cambridge University Press, 2009.

13. Bregel Yu. The Sarts in the Khanate of Khiva // Journal of Asia History. Vol. 12, No 2 (1978). С. 120-151.

14. Firdaws al-iqbal: history of Khorezm / by Shir Muhammad Mirab Munis and Muhammad Riza Mirab Agahi. Trans. from Chaghatay and annotated by Yuri Bregel. Leiden; Boston; Köln: Brill, 1999.

15. Panaino A. "PLANETS," Encyclopedia Iranica, online edition, 2016, available at http://www.iranicaonline.org/articles/planets (accessed on 18 April 2023).

REFERENCES

1. Baziner T.-F. Natural Science Journey through the Kyrgyz Steppe and to Khiva. German Researchers in Kazakhstan, Part 1. History of Kazakhstan in Western Sources of the 12th -20th Centuries. Vol. 5. Almaty: Sanat, 2006, pp. 284-357.

2. Bregel Yu. The New Uzbek States: Bukhara, Khiva and Khoqand: c. 1750-1886 // The Cambridge History of Inner Asia. The Chinggisid Age. Edited by Nicola Di Cosmo, Allen J. Frank and Peter B. Golden. Cambridge: Cambridge University Press, 2009.

3. Bregel Yu. The Sarts in the Khanate of Khiva. Journal of Asia History, Vol. 12, 2 (1978). P. 120-151.

4. Firdaws al-iqbal: history of Khorezm / by Shir Muhammad Mirab Munis and Muhammad Riza Mirab Agahi. Trans. from Chaghatay and annotated by Yuri Bregel. Leiden; Boston; Köln: Brill, 1999.

5. Firdousi. Shakhname. Vol. 1, from the Poem beginning till the Tale of Sokhrab. Prepared by Banu Ts. B., Lakhuti A., Starikov A.A.; Edited by Bertel's E.E.; Translation ed. Lakhuti A.; publ. ed. Piskunov V.M. Moscow: Izdatel'stvo AN SSSR, 1957.

6. Ivanin M.I. Khiva and Amudarya River. Saint Petersburg: Tipografiya tovarishchestva «Obshchestvennaya pol'za», 1873.

7. Khorezm in the History of Statehood of Uzbekistan. Edited by Rtveladze E.V., Ali-mova D.A. Tashkent: O'zbekiston failasuflari millii zhamiyati, 2013.

8. Munis va Ogahii. Firdavs ul-iqbol. Mas'ul muharrir: Shodmon Vohidov. Tashkent: Yangi asr avlodi, 2010.

9. Murav'ev N.N. Journey to Turkmenia and Khiva in 1819 and 1820 of Guards General Staff Captain Nikolai Murav'ev Who Was Sent There to Negotiate. Moscow: Tipografiya Avgusta Semena, 1822.

10. Ogahii. «Riezud-davla»dan. Asarlar. V zhild. Tarikhii asarlardan parchalar. Tashkent: G'afur G'ulom nomidagi adabiet va san'at nashrieti, 1978. P. 17-170.

11. Ogahii. «Zubdatut-tavorikh»dan. Asarlar. V zhild. Tarikhii asarlardan parchalar. Tashkent: G'afur G'ulom nomidagi adabiet va san'at nashrieti, 1978. P. 171-201.

12. Panaino A. "PLANETS," Encyclopedia Iranica, online edition, 2016, available at http://www.iranicaonline.org/articles/planets (accessed on 18 April 2023).

13. Tarikhi muntazami Nasiri. Materials on the History of Turkmens and Turkmenistan, Vol. 2. 16th-19th Centuries. Iranian, Bukharian and Khivan Sources. Translated by Freitag K.N., Edited by Struve V.V. Moscow, Leningrad: Izdatel'stvo AN SSSR, 1938. P. 244-266.

14. Zakhar'in I.N. Embassy to Khiva in 1842 (According to Eyewitness Accounts). Istoricheskii vestnik (Historical Journal). 1894. 11. P. 427-447.

15. Zalesov N.G. Embassy to Khiva of Lieutenant Colonel Danilevskii in 1842. Voennyi

sbornik (Military Journal). 1866. Vol. XLIX, 5, P. 41-75.

Статья поступила в редакцию 20.04.2023; одобрена после рецензирования 05.06.2023; принята к публикации 29.06.2023.

The article was submitted 20.04.2023; approved after reviewing 05.06.2023; accepted for publication 29.06.2023.

ОБ АВТОРАХ

Кораев Тимур Казбекович — к.и.н., доцент кафедры стран Центральной Азии и Кавказа ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова; tkoraev@gmail.com

Вдовин Сергей Сергеевич — аспирант кафедры стран Центральной Азии и Кавказа ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова; sergey11vdovin@gmail.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ABOUT THE AUTHORS

Timur K. Koraev — Ph.D., Assistant Professor (Department of Caucasus & Central Asia), Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University; tkoraev@gmail.com

Sergey S. Vdovin — Ph.D. Student (Department of Caucasus & Central Asia), Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University; sergey11vdovin@ gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.