Научная статья на тему 'Данные о ярких представителях мусульманской элиты Хорезмского ханства ХIХ века, хранящиеся в фотоколлекции Хивинского государственного музея-заповедника «Ичан-кала»'

Данные о ярких представителях мусульманской элиты Хорезмского ханства ХIХ века, хранящиеся в фотоколлекции Хивинского государственного музея-заповедника «Ичан-кала» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
39
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Хорезмское ханство / Мухаммад-Рахим-хан II / Матмурад-Деванбеги / полковник Султан Джафар Асфандиёров / Камил Хоразмий / Khorezm Khanate / Mukhammad-Rakhim-Khan II / Matmurad-Devanbegi / Colonel Sultan Jafar Asfandiyorov / Kamil Khorazmiy

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бабаджанов Дилмурод Камилович

В работе раскрывается история личностей, запечатленных на фотографии, хранящейся в фонде Хивинского государственного музея-заповедника «Ичан-кала». В ее центре – Мухаммад-Рахим-хана II – правитель Хивинского ханства. Автор статьи на основе исторических источников освещает жизнь и деятельность Мухаммад-Рахим-хана II и дворцовых чиновников, правивших в ханстве в конце XIX в. Показано, что Мухаммад Рахим-хан II стремился быть покровителем шариата. Он был просвещенным правителем – поддерживал музыкальное и поэтическое искусство, вел полемические беседы с интеллектуалами, увлекался сочинением стихотворений. В 1874 г. при покровительстве Мухаммад Рахим-хана II в Хорезме была организовано первая в Средней Азии типография для печатания литографических книг. Одним из первых книг, опубликованных в ней, были «Хамса» Алишера Навои и «Диван» поэта Муниса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Data on prominent representatives of the Muslim elite of the Khorezm khanate of the 19th century, stored in the photo collection of the Khiva State Museum-Reserve “Ichan-Kala”

The work reveals the history of the personalities captured in the photograph which is stored in the collections of the Khiva State Museum-Reserve “Ichan-Kala”. At its center is Muhammad Rahim Khan II, the ruler of the Khiva Khanate. Based on historical sources, the author of the article highlights the life and activities of Mukhammad Rakhim Khan II and the palace officials who ruled the Khanate at the end of the 19th century. It is shown that Mukhammad Rakhim Khan II aspired to be the patron of Sharia. He was an enlightened ruler – he supported musical and poetic arts, had polemical conversations with intellectuals, and was fond of writing poems. In 1874, under the patronage of Mukhammad Rakhim Khan II, the first printing house in Central Asia for printing lithographic books was organized in Khorezm. One of the first books published in it were “Khamsa” by Alisher Navoi and “Divan” by the poet Munis.

Текст научной работы на тему «Данные о ярких представителях мусульманской элиты Хорезмского ханства ХIХ века, хранящиеся в фотоколлекции Хивинского государственного музея-заповедника «Ичан-кала»»

УДК 351.852

ДАННЫЕ О ЯРКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЯХ МУСУЛЬМАНСКОЙ ЭЛИТЫ ХОРЕЗМСКОГО ХАНСТВА Х1Х ВЕКА, ХРАНЯЩИЕСЯ В ФОТОКОЛЛЕКЦИИ ХИВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ИЧАН-КАЛА»

Д. К. Бабаджанов

Хорезмская академия Мамуна

Хива, Республика Узбекистан

b.madyor@bk.ru

В работе раскрывается история личностей, запечатленных на фотографии, хранящейся в фонде Хивинского государственного музея-заповедника «Ичан-кала». В ее центре - Му-хаммад-Рахим-хана II - правитель Хивинского ханства. Автор статьи на основе исторических источников освещает жизнь и деятельность Мухаммад-Рахим-хана II и дворцовых чиновников, правивших в ханстве в конце XIX в. Показано, что Мухаммад Рахим-хан II стремился быть покровителем шариата. Он был просвещенным правителем - поддерживал музыкальное и поэтическое искусство, вел полемические беседы с интеллектуалами, увлекался сочинением стихотворений. В 1874 г. при покровительстве Мухаммад Рахим-хана II в Хорезме была организовано первая в Средней Азии типография для печатания литографических книг. Одним из первых книг, опубликованных в ней, были «Хамса» Алишера Навои и «Диван» поэта Муниса.

Ключевые слова: Хорезмское ханство, Мухаммад-Рахим-хан II, Матмурад-Деванбеги, полковник Султан Джафар Асфандиёров, Камил Хоразмий.

Для цитирования: Бабаджанов Д.К. Данные о ярких представителях мусульманской элиты Хорезмского ханства ХЕХ века, хранящиеся в фотоколлекции Хивинского государственного музея-заповедника «Ичан-кала» // Историческая этнология. 2023. Т. 8. № 3. С. 394406. БОГ 10.22378/Ье.2023-8-3.394-406

Хива - это один из древних городов, расположенных в низовьях Амударьи, жемчужина Хорезмского оазиса. Город возник на плодородных орошаемых землях неподалеку от вод Амударьи. Хива - это музей под открытым небом. В 1969 г. территория «Ичан-Кала» города Хивы была объявлена архитектурным музеем-заповедником. В 1990 г. она первой в Средней Азии оказалась в списке всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Сегодня в структуре Государственного музея-заповедника «Ичан-Кала» насчитывается 15 постоянных экспозиций, в фонде собрано более 60 000 экспонатов, отражающих богатую историю Хорезма с древнейших времен до наших дней. Коллектив музея-заповедника ведет совместную работу по изучению и переводу исторических документов, созданию в Хиве музея «Вамбери и Хорезма» с сотрудниками Института востоковедения имени Абу Райхана Беруни

© Бабаджанов Д.К., 2023

Академии наук Республики Узбекистан, Института ирановедения Академии наук Австрии, университетов Токио и Киото (Япония), сотрудничает с Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии наук (Кунсткамера), Актюбинским региональным университетом им К. Жубанова (Казахстан), с коллегами из Будапешта.

Одной из 19 собраний Государственного музея-заповедника «Ичан-Кала» является коллекция фотоматериалов, которая включает более трех тысяч фотографий и около тысячи фотонегативов. Ее формирование началось в 1924 г., после того, как Хивинский музей был переведен из здания Старого Арка в Таш-хаули - дворец Аллакулихана (Ноткин, 1968). В 1939 г. в связи с открытием областного исторического музея во дворце Нуруллабая и в его фонд были приняты снимки и стеклянные негативы Худайбергена Деванова, родоначальника узбекской фотографии и кинематографии, отражающие исторические события конца XIX - начала XX вв., памятники архитектуры Хорезма, быт и обычаи местного населения. Имя Худайбергена Деванова занимает особое место в истории узбекской кинематографии и фотографии - он был пионером в этой области. Его приобщение к искусству кино и фотографии произошло благодаря нем-цам-меннонитам, которые переселились в Хивинское ханство из Поволжья. В Хорезм их пригласил лично генерал-губернатор Туркестана фон Кауфман для развития образцового сельского хозяйства. Притесняемые туркменами-йому-дами, немцы-меннониты обратились за помощью к Саиду Мухаммад Рахим-хану II (1864-1910 гг. прав.). Хан повелел отвести иностранцам участок земли в селении Ак-масджид, в 12 км от Хивы, во владениях своего брата Атаджантюри. Немцы славились как прекрасные кузнецы и столяры; изделиями своего производства они снабжали Хиву и Петро-Александровск (Турткуль). Возглавлял немецкую общину Эмил Рейсен, бегло говоривший на узбекском, русском и немецком языках. Мухаммад Рахим-хан II пригласил его служить в качестве переводчика и советника по экономическим вопросам. С немцем обращались как с местным аксакалом - кадхудо. Каждый год хан одаривал Рейсена в таком же объеме, как и других хивинских чиновников. Мухаммад Рахим-хана II первым в Средней Азии оказал поддержку Худайбергену Деванову в деле развития искусства фотографии, несмотря на

Фото 1. Хивинский хан с группой чиновников. 1888 г. Хивинской музей-заповедник «Ичан-Кала», Кп-2863.

резкое противодействие со стороны религиозных деятелей. В коллекции фотонегативов имеется фотография 1888 г. Мухаммад Рахим-хана II в кругу дворцовых чиновников (фото 1). Мы предоставим информацию о жизни и деятельности некоторых людей, изображенных на этой фотографии.

Первый слева - Мирзабаши Камил Хоразмий (1825-1899) - узбекский поэт и музыковед. Второй слева - Кадам Ясовулбаши - министр внутренних дел Хивинского ханства, зять Матмурада Деванбеги. Первый справа - Матмурад Де-ван Беги - премьер-министр во время правления Мухаммада Рахим-хана II, Второй справа - полковник Султан Джафар Асфандиёров, переводчик канцелярии генерал-губернатора Туркестана. Он много раз бывал в Хиве в качестве переводчика, иногда сопровождал хана в его поездках по России в качестве советника по политическим вопросам.

Мухаммад Рахим-хан II «Ферузшах» (1864-1910)

Мухаммад Рахим-хан II (фото 2, 3), старший сын Саид Мухаммад-хана, родился весной 1844 г. в Кухна Арке (Старом дворце) Хивы. Отец назвал его Бабаджон Тора1, чтобы он стал великим человеком, как его дедушка. Когда принц был молод, он брал уроки у учителей со всего мира, учился в медресе, которое, однако, не смог закончить из-за смерти отца. Одним из его учителей был выдающийся узбекский поэт, историк Агахи . Мухаммад Рахим-хан II умел

1Тура / тора - титул сына хана.

2 Мухаммад Риза Агахи (1809 Хива - 1874 Хива) - узбекский поэт, историк и переводчик. Мухаммад Риза Агахи родился в Кият, вблизи Хивы , в семье мираба (начальника по контролю водных ресурсов и орошения) Эрниязбека. Он принадлежал к узбекской знати из рода юз. Когда Мухаммад Ризе исполняется три года, его отец Эрниязбек умирает, и Мухаммад Риза живет у своего дяди Муниса Шермухаммада, который являлся известным поэтом, писателем, историком, переводчиком, широко известным под именем Мунис Хорезми. После смерти Эрниязбека, мирабом становится Мунис Хорезми. В 1829 г. Мунис Хорезми умирает и его место в мирабстве занимает Мухаммад Риза Агахи, который в 1857 г. уходит с этого поста. Мухаммад Риза Агахи - автор исторических трудов «Рияз уд-давла» («Сады благополучия»), «Зубдат ут-таварих» («Сливки летописей»), «Джами ул-вакиати султани» («Собрание султанских событий»), «Гульшани давлат» («Цветник счастья») и «Шахид ул-икбал» («Свидетель счастья»). В сочинении «Рияз уд-давла» повествуется история Хорезма с 1825 по 1842 гг. В «Зубдат ут-таварих» излагается история Хорезма с 1843 по 1846 гг. «Джами ул-вакиати султани» посвящено истории Хорезма с 1846 по 1855 гг. «Гульшани давлат» включает в себя историю с 1856 по 1865 гг. Последнее произведение Агахи «Шахид ул-икбал» посвящено периоду с 1865 по 1872 гг. В стихах Агахи на узбекском и таджикском языках звучат гражданские мотивы - недовольство действительностью, осуждение лицемерия. В лирическом диване «Талисман влюблённых» Агахи воспел высокие человеческие чувства. Агахи перевёл на узбекский язык более 20 исторических и художественных произведений классиков Востока (в том числе «Гулистан» Саади). Его историческое произведение было продолжено историком Баяни / Мухаммад Юсуфбек Баёний / Мухаммад Юсуф Баяни (1859-1923) - узбекский поэт, историк, музыковед, каллиграф, переводчик. Самая знаменитая песня «Феруз», которую поют многие узбекские певцы, написана Агахи. Стихи Агахи до сих пор красуются на многих памятниках Хорезма и особенно Хивы.

читать, писать, говорить по-турецки и по-персидски, немного знал арабский язык. Он становится правителем Хивинского ханства в возрасте 19 лет, придя к власти 22 сентября 1864 г. после смерти отца Саид Мухаммад-хана.

При правлении Мухаммад Рахим-хана II поддерживались дипломатические отношения с Россией, Османской империей, Ираном, Афганистаном.

Фото 2. Мухаммад Рахим-хан II. Фото 3. Мухаммад Рахим-хан II.

Хивинский музей-заповедник Хивинский музей-заповедник

«Ичан-Кале». «Ичан-Кале».

Мухаммад Рахим-хан II был просвещённым монархом, известным поэтом и композитором. Он стремился к развитию придворной свиты через культурные достижения. Так, он требовал, чтобы вечера музыки соответствовали высокому уровню музыкального искусства. Именно при нём в Хорезме была написана первая нотная запись музыки. Поэтическим творчеством при дворе начали заниматься десятки интеллектуалов, которые одновременно сочетали в себе поэтов, каллиграфов, переводчиков, историков. Поэтические произведения писали более 30 поэтов. Ими руководил Мухаммад Рахим-хан. Собственные стихи он подписывал поэтическим псевдонимом Фируз и во многом подражал творчеству Алишера Навои. Все его окружение писало на староузбекском языке и также подражало творчеству Навои. Почти каждый из придворных поэтов написал собственные поэтические сборники (диван). Создание дивана являлось показателем того, что поэт достиг мастерства, стал зрелым мастером. Это было важным условием для Мухаммад Рахим-хана II, который заботился об усилении придворной поэтической среды. Дворцовый поэт Камил Хорезми писал, что при Мухаммад Рахим-хане II поэты были удостоены должного внимания.

Поэт Агахи в историческом произведении «Шахид ал-икбал» («Свидетель счастья») писал о первых годах правления Мухаммада Рахим-хана II. Он утверждал, что Мухаммад Рахим-хан II много времени посвящал беседам с учёными, во время которых велись дебаты по религиозным вопросам, обсуждались

исторические и поэтические произведения. По его приказу началось переписывание 1000 рукописей, а более 100 знаменитых исторических и художественных произведений Востока переводились на староузбекский язык. При Мухам-мада Рахим-хане были составлены придворные поэтические антологии «Мад-жма-йи шуара-йи Фируз-шахи», «Мухаммасат-и маджма-йи шуарайи Фируз-шахи» и «Хафт шуара-йи Фируз-шахи» (История Хорезма, 1976).

Одним из основных идеалов Мухаммад Рахим-хана II был период поздних Тимуридов (Костенко, 1873) - эпоха правления Хусайна Байкары (1469-1506), когда культура в Герате достигла наивысшего уровня. Развивались архитектура, прикладные виды искусства, каллиграфия, книжное дело. Интерес к культурному наследию Тимуридов (1370-1405) проявился в подражании культурным моделям той эпохи. Такое стремление можно обнаружить в подражании личностям эпохи Тимуридов - Хусайну Байкаре и придворному поэту Алишеру Навои (1141-1501). В начале XX в. поэзия хорезмского двора продолжила традиции поэзии Алишера Навои - традиции эпохи средних веков, золотого века староузбекской литературы. Этот факт отметил глава хорезмских поэтов, историк Ахмаджан Табиби (Каримов, 2007: 34).

Мухаммад Рахим-хан II, как и любой другой правитель мусульманского востока, стремился быть покровителем шариата. По утверждению историка Хорезмского двора поэта Мухаммада Юсуфа Баяни при нём в городе Хиве было построено более пятнадцати мечетей и медресе. Одно из медресе было построено на его личные средства и назвалось в его честь - Медресе Мухаммад Рахим-хана.

В 1874 г. при покровительстве Мухаммад Рахим-хана II в Хорезме была организована первая в Средней Азии типография для печатания литографических книг. Одними из первых книг, опубликованных в ней, стали «Хамса» Алишера Навои и «Диван» поэта Муниса.

Мухаммад Рахим-хан II стал последним независимым ханом Хорезма (Желябужский, 1875: 53-54). В 1873 г., несмотря на сопротивление, ханство оказалось под протекторатом России. Генерал от кавалерии Император Николай II в 1902 г. даровал хану титул «Светлости». Архив хивинских ханов при правлении Мухаммад Рахим-хана II в 1873 г. был вывезен в Санкт-Петербург, где позже его обнаружил П.П. Иванов (Гуломов, 2005).

Награды Мухаммад Рахим-хан II: Орден Святой Анны I степени с бриллиантами (1883); Орден Белого Орла (1891); Бриллиантовый вензель Его Императорского Величества Николай II Николай II (1896); Орден Святого Александра Невского (1900); Портрет Императора с бриллиантами (1905); Бриллиантовые знаки к Ордену Святого Александра Невского (1907); Орден Святого Владимира I степени (1908).

Скончался Мухаммад Рахим-хан II в 1910 г. Его похоронили в мавзолее Сайеда Мохи Руйи Джахана. К власти приходит его сын Асфандияр-хан (19101918).

Матмурад-Деванбеги

Матмурад-Деванбеги (он же - Мухаммад-Мурад-Деванбеги Шейх-Назар-Есаулбаши-Оглы) (фото 4) родился в 1830 г. в Хиве, в Дишон-кале, в семье крупного сановника Хивинского ханства Шейх-Назара-Есаулбаши Мухаммад-Мурад-оглы, военного министра ханства. Сам Матмурад был крупным политическим, общественным и военным деятелем Хивинского ханства Х1Х в., одним из крупнейших землевладельцев (владел 50 тыс. танапов, т.е. 20,5 тыс. га земель) (Юлдашев, 1957: 202-205; Погорельский, 1984: 28; ЦГА РУз. Ф. И-2. Оп.1. Д. 291. Л. 103) и коннозаводчиков Хивы, главным сановником периода Мухаммад Рахим-хан II (1864-1910) в сане деванбеги (премьер-министра) (Худойбер-ганов, 2008: 157, 160).

Как отмечал генерал М.А. Терентьев: «Ди-ван-беги - главнокомандующий, он же заведует ирригацией, сборами зякета и монетным двором. Тогдашний Диван-беги был... именем Мад-Мурад» (Терентьев, 1875: 92).

Матмурад окончил Хивинское медресе, дружил с хивинскими поэтами Ка-зи-Инатулла, Баени, Мирзо, Табиби. Был одним из самых образованных людей ханства, хорошо владел многими тюркскими языками (узбекским, туркменским, турецким, татарским), а также арабским, персидским, русским языками, писал стихи. Служил в личной гвардии хана Хивинского, прошел все ступени от младшего офицера до командующего гвардией, военного министра и главнокомандующего войсками ханства. Имел звание генерала армии хана Хивинского, кавалер наград Хивинского ханства. Служил при пяти ханах: Мухаммад Амин-хане (1845-1855), Абдулла-хане (1855), Кутлуг-Мурад-хане (1855-1856), Саид Мухаммад-хане (1856-1864) и Мухаммад-Рахим-хане Ферузе (18641910). При последних двух ханах руководил советом (Деван) при хане (Полво-нов, 2011: 18). Как отмечает Н. Полвонов: «Выдвинулся Матмурад (Мухаммад Мурад) диванбеги, в руках которого сосредоточились основные управленческие функции» (Полвонов, 2011: 25).

В 1864 г. Матмурад руководил строительством медресе Саид Мухаммад-хана. Отличался смелостью, мужеством, сильной волей, «храбростью и энергией» (Агахи), неоднократно участвовал в сражениях с мятежными туркменскими и казахскими племенами, с иранскими и российскими войсками. В 1871 г. он строит медресе в Хиве, которое известно под названием медресе Мухаммад-Мурада.

Фото 4. Матмурад-Деванбеги. Хивинский музей-заповедник «Ичан-Кале».

В 1866 г. Матмурад во главе хивинских войск разгромил йомудских мятежников возле крепости Газиабад, в 1867 г. - участвовал в других сражениях (у селения Каттабаг, озера Корп, канала Ак-яб, у Кенегеса), о чем есть упоминания у Агахи (Мухаммед Риза Мираб Агехи, 1938: 612-615). Был неоднократно награжден (златотканым ханским халатом с поясом, кинжалом с драгоценными камнями, чистокровным арабским жеребцом). В 1869 г. Матмурад командовал хивинскими войсками, направленных к Тау-Кара (Дау-Кара). Это отметил В.В. Бар-тольд: «Пришло известие, что русские, построившие крепость Казалинск на северном берегу Сыр-Дарьи, замышляют подчинить себе киргизов, имевши в летнее время стойбища на южной стороне реки и плативших хивинскому правительству закат и харадж. Хан решил отправить в местность Тау-Кара отряд под начальством диван-беги Мухаммед-Мурада» (Бартольд, 1964: 405).

В петербургском журнале «Нива» отмечалось: «Первое место среди советников и министров хана принадлежит диван-беги Мат-Мураду, человеку очень даровитому... Мат-Мурад приобрел над слабым властителем сильное влияние» (Сеид Мухаммед., 1873: 593). Особый статус Матмурада отмечал американец Дж. А. Мак-Гахан: «До сих пор хан предоставлял все управление государством, своему министру, диван-беги Мат-Мураду <...> Он также сумел заслужить расположение молодого хана, и этот последний, по вступлении своем на престол, сделал его своим главным советником» (Мак-Гахан, 1875: 206, 214). Мат-мурад сопровождал хана во время наступления российских имперских войск на Хиву в 1873 г. Н. Полвонов называет Матмурада «героем борьбы с российскими завоевателями» (Полвонов, 2011: 40-41). В 1873 г. Матмурад командовал хивинскими войсками (Гродеков, 1883; Алиханов-Аварский, 1873; Степь., 1899), в боях потерял старшего сына Кутлуг-Мурада.

В отличие от других сановников ханства (Мат-Нияз, Саид-Амир-уль-Умар, Юсуф-Максум), которые были сторонниками скорейшего заключения мира с Российской империи, Матмурад настаивал на вооруженной борьбе (Рапорт.). Как отмечает Мак-Гахан: «Когда хан сдался русским, Мат-Мурада захватили» (Мак-Гахан, 1875: 214). Благодаря Матмураду и его сподвижникам (Рахматул-ла-Бек-есаулбаши, Абдулла-Бек), возглавивших антиимперское сопротивление, не удалось полностью ликвидировать Хорезмское ханство. После поражения Хивинского ханства и подписания соглашения с российской империей наиболее активные участники сопротивления царским войскам были репрессированы. Попал под репрессии и Матмурад - он был со всей семьей выслан сначала в Казалинск (1873-1874 гг.), а затем - в Калугу, где прожил до 1880 г. Там же рождаются два его младших сына. «После взятия Хивы его имущество было конфисковано, и он был сослан в Калугу, где прожил 6 лет» (Бартольд, 1963: 413). Вместе с ним в ссылке были два его ближайших соратника - Рахматулла-Есаулбаши и Абдулла-Бек. По некоторым сведениям, Матмурад-Деванбеги

имел контакты с сосланными и проживавшими в Калуге родственниками и соратниками имама Шамиля.

Примерно в конце 1870-х - начале 1880-х гг. царское правительство от политики жесткой конфронтации с элитами мусульманских народов и давления на них начинает переходить к другой тактике - заигрывания с ними (Назаров, 2008). Выходцев из знатных семей начинают принимать на учебу в военно-учебные заведения России, на службу в элитные части российской армии и лейб-гвардии (включая конвой императора) . В период калужской ссылки два сына Матмурада - Шейх-Назар (будущий есаулбаши) и Хусайн-Мухаммад обучаются в мусульманском отделении Воронежского кадетского корпуса (в 1878-1880 гг.) (Хайретдинов, 2009).

В 1879 г. Матмурад по личному ходатайству хана хивинского был помилован императором Александром II и ему было позволено вернуться в Хиву. В декабре 1879 г. туркестанский генерал-губернатор генерал-адъютант К. П. фон Кауфман писал хану хивинскому: «Согласно моему представлению, адресованному вследствие ходатайства Вашего Высокостепенства о возвращении на родину сосланных в 1873 году хивинских сановников Диван-беги Магамед-Мурада и Есаул-баши Рахматуллы государь император милостивый белый царь в 27-й день сентября сего года высочайше повелить соизволил "возвратить помянутых хивинцев на родину". О таковом высочайшем повелении сообщая вашему высокостепенству, прошу вас по возвращении Магамед-Мурада и Рахматуллы на родину иметь над ними строгий надзор» (ЦГА РУз. Ф. И-125, Канцелярия хивинского Хана. Оп. 1. Д. 24. Л. 169).

После возвращения на родину в 1880 г. Матмурад назначается на пост де-ванбеги. Об этом писал В.В. Бартольд: «После возвращения в Хиву он снова был принят на службу и в 1883 г. был первым министром» (Бартольд, 1963: 413). Матмурад достаточно часто не исполнял многих приказаний царских властей, о чем имеются упоминания в документах. Так, в письме туркестанского генерал-губернатора Духовского на имя хана хивинского от 17 июня 1898 г. говорится: «Мухаммед Мурад не мог не усвоить себе понятия, что распоряжения г-на туркестанского генерал-губернатора как лица, облеченного полным доверием его императорского величества, сообщается хивинским властям для точного исполнения, и потому мне совершенно непонятно, какими соображениями мог руководствоваться Мухаммед Мурад Диванбеги, не исполняя моего распоряжения» (ЦГА РУз. Ф. И-125, Канцелярия хивинского Хана. Оп. 1. Д. 52. Л. 48).

При новом императоре Александре III Матмурад получил несколько российских орденов (св. Станислава, св. Анны, св. Владимира) и чин полковника российской армии. Матмурад был награжден наградами Хорезмского ханства,

3 В частности, в лейб-гвардии и Собственном конвое императора служили один из сыновей имама Шамиля, сыновья казахских, азербайджанских и среднеазиатских ханов, северокавказских князей, сын узбекского генерала Джурабека Аллакули Джурабеков.

Бухарского эмирата и Персии (в частности, орденом Восходящей звезды Благородной Бухары, персидским орденом Льва и Солнца). Многие отмечали стремление Матмурада (особенно после возвращения из ссылки) к европейской культуре. «В Хиве у него был дом в европейском стиле, с европейской мебелью и окнами» (Бартольд, 1963: 413).

Матмурад много раз бывал в городах России (Москве, Санкт-Петербурге) в составе хивинских посольств и частным образом. Он скончался в Хиве в 1901 г. и похоронен там же в родовой усыпальнице (Назаров, 2009).

Мирзабаши Камил Хоразмий

Мирзабаши Камил Хоразмий (1825-1899) - узбекский поэт и музыковед. Настоящее имя - Мухаммад Нияз Мирзабаши. Учился в медресе Хивы. Был воспитанником школы Агахи. Служил у Мухаммед-Рахим-хана II секретарем и начальником канцелярии. Он создал систему нот, известных под названием «хорезмских», записал узбекские классические мелодии. Перевёл сборник «Калила и Димна» с персидского языка на узбекский. Был талантливым художником и искусным каллиграфом. Работал начальником канцелярии Хивинского хана и подготовил свыше 50 учеников-каллиграфистов и музыкантов. В качестве государственного деятеля внес большой вклад в развитие духовной культуры Хорезма. При его участии и покровительстве со стороны Мухаммад Рахимхана в городе Хиве была организована типография.

В 1883 г. Камил Хорезми вместе с Мухаммад Рахимханом побывали в Москве и Санкт-Петербурге, где изучали жизнь и культуру русского народа. Вернувшись из путешествия, Камил Хорезми занимался открытием русско-туземной школы в Хиве и организовывал в ней вечера литературы и музыки.

Его сын и ученик Мухаммад Расул Мирза-Баши (1870-1916), используя хорезмскую танбурную нотацию, записал УЬмакомов.

Рукописный диван Камила Хорезми хранится в Институте востоковедения АН Узбекистана.

Султан Джафар Асфандиёров

Полковник российской империи, переводчик канцелярии генерал-губернатора Туркестана. Он много раз бывал в Хиве в качестве переводчика, иногда сопровождал хана в его поездках по России как советник по политическим вопросам (фото 5).

Фото 5. Султан Джафар Асфандиёров с Мухаммад Рахим-ханом Ферузом и группой чиновников. 1888 г. Хивинский музей-заповедник «Ичан-Кале».

Султан Джафар Асфандиёров, описывая 18 октября 1898 г. свою биографию, сообщает, что он является потомком султана Малого жуза Абулхаира (правнук Айшуак хана, правившего в Младшей Орде), что почти 30 лет работал переводчиком в Туркестане и что в 1874 г. что у него было 8 детей. Он пишет о том, как тяжело жить на пенсии, потому что те небольшие деньги, которые он накопил, пошли на обеспечение семьи и воспитание детей, сообщает о потере 2 земельных участков, которые были куплены под Ташкентом. В 1916 г. Султан Джафар Асфандиёров выходит на пенсию в чине генерал-майора.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ЦГА РУз - Центральный государственный архив Республики Узбекистан

ХМЗ - Хивинский государственный музей-заповедник «Ичан-кала»

ИСТОЧНИКИ

Рапорт начальника Мангишлакского отряда полковника Ломакина от 18 июля 1872 года за № 859 на имя Кавказского наместника князя Святополк-Мирского // ЦГВИА. Ф. 400. Д.13.Л. 107-115.

ЦГА РУз. Ф. И-2. Оп.1. Д. 291. Л. 103.

ЦГА РУз. Ф. И-125, Канцелярия хивинского Хана. Оп. 1. Д. 24. Л. 169.

ЦГА РУз. Ф. И-125, Канцелярия хивинского Хана. Оп. 1. Д. 52. Л. 48.

ЛИТЕРАТУРА

Абдухаликов Ф.Ф. Хива. Архитектурная эпиграфика Узбекистана. Ташкент: Uzbekistan today, 2015.

Алиханов-АварскийМ. Поход в Хиву (Кавказских отрядов). СПб., 1873.

Гродеков Н.Н. Хивинский поход 1873 года. Действия кавказских отрядов. СПб.: ред. журнала «Русская старина», 1883.

Гуломов Х.Г. Дипломатические отношения государств Средней Азии с Россией в XVIII - первой половине XIX века. Ташкент, 2005.

Желябужский Е. Очерки и завоевание Хивы. М., 1875.

История Хорезма. Под редакцией И.М. Муминова. Ташкент, 1976.

Каримов Э. Регесты казийских документов и ханских йарлыков Хивинского ханства ХУЛ начала ХХ в. Ташкент: Фан. 2007.

Костенко Л. Город Хива в 1873 г. Турк. сборн. СПб., 1873. Т. 82.

Мак-Гахан Дж.А. Военные действия на Оксусе и падение Хивы. М., 1875.

Мухаммед Риза Мираб Агехи. Свидетель счастья (Шахид-и-икбаль). История царствования Сейид Мухаммед Рахим-хана // Материалы по истории туркмен и Туркмении. Т. 2. М.: Институт востоковедения. 1938. С. 612-615.

Назаров Р.Р. Мухаммад-Мурад-Деванбеги // Ислам в Центральной России. Серия «Ислам в Российской Федерации». Вып. 4. М.-Н. Новгород: ИД Медина, 2009.

Назаров Р.Р. Этнические элиты Центральной Азии (круг существующих мнений) // Журнал ЕвроАзия. Россия. Узбекистан: история и современность. 2008. Декабрь (№ 7). Ч. 4. М.: РГГУ, ИАЦ МГУ, 2008.

Ноткин И.И. Тошх,овли. Ташкент, 1968.

Погорельский И.В. История Хивинской революции и Хорезмской народной советской республики. Л.: изд. ЛГУ, 1984.

Полвонов Н. История социальных движений и политических партий Хорезма (19001924). Ташкент: Академнашр, 2011.

Сеид Мухаммед Рахим - Хивинский хан // Нива. 1873. № 38. С. 593-594.

Степь и оазис. СПб., 1899.

ТерентьевМ.А. Россия и Англия в Средней Азии. СПб., 1875.

Хайретдинов Д.З. История ислама в Воронежской области // Медина аль-Ислам. 2009. № 93. URL: https://idmedina.ru/medina/71339 (дата обращения 13.02.2023)

Худойберганов К. Хива хонлари тарихидан. Ургенч, 2008.

Юлдашев М.Ю. К вопросу об особенностях развития землевладений в Хиве XIX века // Материалы 1-й Всесоюзной конференции востоковедов. Ташкент, 1957. С. 202-205.

Сведения об авторе: Бабаджанов Дилмурод Камилович, РкБ. (история), старший научный сотрудник отдела гуманитарных наук, Хорезмская Академия Мамуна Академии наук Республики Узбекистан (220900, Центр-1, Хорезмская обл., Хива, Республика Узбекистан); b.madyor@bk.ru

Поступила 01.03.2023 Принята к публикации 11.09.2023

DATA ON PROMINENT REPRESENTATIVES OF THE MUSLIM ELITE OF THE KHOREZM KHANATE OF THE 19TH CENTURY, STORED IN THE PHOTO

COLLECTION OF THE KHIVA STATE MUSEUM-RESERVE "ICHAN-KALA"

D.K. Babadzhanov

Khorezm Mamun Academy

Khiva, Republic of Uzbekistan

b.madyor@bk.ru

The work reveals the history of the personalities captured in the photograph which is stored in the collections of the Khiva State Museum-Reserve "Ichan-Kala". At its center is Muhammad Rahim Khan II, the ruler of the Khiva Khanate. Based on historical sources, the author of the article highlights the life and activities of Mukhammad Rakhim Khan II and the palace officials who ruled the Khanate at the end of the 19th century. It is shown that Mukhammad Rakhim Khan II aspired to be the patron of Sharia. He was an enlightened ruler - he supported musical and poetic arts, had polemical conversations with intellectuals, and was fond of writing poems. In 1874, under the patronage of Mukhammad Rakhim Khan II, the first printing house in Central Asia for printing lithographic books was organized in Khorezm. One of the first books published in it were "Khamsa" by Alisher Navoi and "Divan" by the poet Munis.

Keywords: Khorezm Khanate, Mukhammad-Rakhim-Khan II, Matmurad-Devanbegi, Colonel Sultan Jafar Asfandiyorov, Kamil Khorazmiy.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

For citation: Babadzhanov D.K. (2023) Data on prominent representatives of the Muslim elite of the Khorezm khanate of the 19th century, stored in the photo collection of the Khiva State Museum-Reserve "Ichan-Kala". Istoricheskaya etnologiya [Historical Ethnology]. Vol. 8. No. 3: 394-406. DOI: 10.22378/he.2023-8-3.394-406 (In Russ.)

REFERENCES

Abdukhalikov F.F. (2015) Khiva. Architectural epigraphy of Uzbekistan. Tashkent: Uzbekistan Today Publ. (In Russ.)

Alikhanov-Avarsky M. (1873) Campaign to Khiva (Caucasian detachments). St. Petersburg. (In Russ.)

Grodekov N.N. (1883) Khiva campaign of 1873. Actions of Caucasian detachments. Russian Antiquity magazine ed. St. Petersburg. (In Russ.)

Gulomov Kh.G. (2005) Diplomatic relations of the Central Asian states with Russia in the 18th -first half of the 19th centuries. Tashkent. (In Russ.)

History of Khorezm (1976). I.M. Muminov (ed.). Tashkent. (In Russ.)

Karimov E. (2007) Registries of Kazi documents and khan's labels of the Khiva Khanate of the 17th and early 20th centuries. Tashkent: Fan Publ. (In Russ.)

Khairetdinov D.Z. (2009) History of Islam in the Voronezh Region. Medina al-Islam [Medina al-Islam]. No. 93. URL: https://idmedina.ru/medina/71339 (accessed 13.02.2023). (In Russ.)

Khudoyberganov K. (2008) Khiva honlari tarihidan. Urgench. (In Uzbek)

Kostenko L. (1873) The city of Khiva in 1873. Turkmen collection. St. Petersburg. Vol. 82. (In Russ.)

McGahan J.A. (1875) Military actions on the Oxus and the fall of Khiva. Moscow. (In Russ.)

Mukhammad Riza Mirab Agehi. (1938) Witness to Happiness (Shahid-i-iqbal). History of the reign of Seyid Mokhammed Rakhim Khan. In: Materials on the history of the Turkmen and Turkmenistan. Vol. 2. Moscow: Institute of Oriental Studies: 612-615. (In Russ.)

Nazarov R.R. (2008) Ethnic elites of Central Asia (range of existing opinions). EuroAsia Journal. Russia. Uzbekistan: History and modernity [Zhurnal YevroAziya. Rossiya. Uzbekistan: istoriya i sovremennost']. December, No. 7. Part 4. Moscow: Russian State University for the Humanities, IAC MSU. (In Russ.)

Nazarov R.R. (2009) Muhammad-Murad-Devanbegi. In: Islam in Central Russia. "Islam in the Russian Federation" series. Vol. 4. Moscow-Nizhny Novgorod: House Medina Publ. (In Russ.)

Notkin I.I. (1968) Toshgovli. Tashkent. (In Uzbek.)

Pogorel'skiy I.V. (1984) History of the Khiva Revolution and the Khorezm People's Soviet Republic. Leningrad: ed. Leningrad State University. (In Russ.)

Polvonov N. (2011) History of social movements and political parties of Khorezm (19001924). Tashkent: Academnashr Publ. (In Russ.)

Seyid Mokhammed Rakhim - Khan of Khiva. (1873) Niva [Niva]. No. 38: 593-594. (In Russ.)

Steppe and oasis (1899). St. Petersburg. (In Russ.)

Terentyev M.A. (1875) Russia and England in Central Asia. St. Petersburg. (In Russ.)

Yuldashev M.Yu. (1957) Revisiting the question of the peculiarities of the development of land tenure in Khiva in the 19th century. In: Materials of the 1st All-Union Conference of Orientalists. Tashkent: 202-205. (In Russ.)

Zhelyabuzhskiy E. (1875) Essays and the conquest of Khiva. Moscow. (In Russ.)

About the author: Dilmurod K. Babadzhanov, Ph.D. (History), Senior Researcher at the Department of Humanities, Khorezm Mamun Academy of the Uzbekistan Academy of Sciences (Tsentr-1, Khiva 220900, Khorezm Region, Republic of Uzbekistan); b.madyor@bk.ru

Received March 1, 2023 Accepted for publication September 11, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.