УДК 94(470) "1917/1991"; 394
Фокина Светлана Николаевна
Оренбургский государственный педагогический университет
ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ КАМПАНИИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1980-Х ГОДОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
В настоящей статье на основе анализа архивных материалов, извлечённых из Объединённого государственного архива Челябинской области, освещается антиалкогольная кампания Советского государства второй половины 1980-х годов, проведённая на территории Челябинской области. В работе выделяются причины введения антиалкогольного законодательства на территории нашей страны, к которым, прежде всего, относятся высокий уровень потребления алкоголя, увеличение смертности и снижение продолжительности жизни, увеличение преступности и числа ДТП по причине пьянства, а также травматизма и потерь рабочего времени на производстве. Помимо этого в данной статье рассматриваются основные мероприятия по борьбе с пьянством и алкоголизмом, проведённые на территории Челябинской области в рамках антиалкогольной политики, а также подводятся итоги данной кампании. К ее положительным итогам на территории Челябинской области относятся: уменьшение смертности, увеличение продолжительности жизни и рождаемости, сокращение преступности и числа ДТП по вине пьяных водителей, сокращение травматизма и потерь рабочего времени на производстве. К отрицательным же итогам антиалкогольной политики мы можем отнести: потери государственного бюджета, рост такого негативного явления, как самогоноварение, рост числа отравившихся различными суррогатами, увеличение числа наркоманов и токсикоманов и, конечно же, рост недовольства политикой государства.
Ключевые слова: Челябинская область, антиалкогольная кампания, антиалкогольное законодательство, антиалкогольная политика, «сухой закон», борьба с пьянством и алкоголизмом, борьба за трезвый образ жизни.
Тридцать лет назад в нашей стране началась самая масштабная кампания по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Она проводилась, когда у руля Советского государства стоял М.С. Горбачёв. Правда, истинными инициаторами введения «сухого закона» принято считать секретарей ЦК КПСС Е.К. Лигачёва и М.С. Соло-менцева.
К сожалению, в отечественной исторической науке до сих пор не уделено должного внимания изучению этой проблемы. Более того, отсутствуют специальные труды, посвящённые проведению антиалкогольной кампании второй половины 1980-х годов на территории Челябинской области. Поэтому данная проблема является актуальной для изучения.
Что же относится к факторам, повлиявшим на введение антиалкогольного законодательства на территории СССР? Это, прежде всего, высокий уровень потребления алкоголя в стране. По данным А.В. Немцова, средний уровень потребления алкоголя в России накануне кампании составлял 14,2 л, из которых 3,8 л (26%) приходились на самогон [3]. Происходил рост смертности и снижение продолжительности жизни, увеличение преступности и числа ДТП по причине пьянства, а также травматизма и потерь рабочего времени на производстве. Так, с 1965 по 1984 год на 2,5 года сократилась продолжительность жизни у мужчин, что отчасти было связано с ростом потребления спиртного [3]. Число зарегистрированных преступлений на территории России только за десятую пятилетку увеличилось на 250 тыс., причём практически половина преступлений была совершена в состоянии алкогольного опьянения [2]. На территории Челябинской области в 1983 году тоже был зафиксиро-
ван рост преступности, который был равен 37%. Следует отметить, что половина несчастных случаев на производстве перед началом кампании также была связана с пьянством. В годы XI пятилетки произошло увеличение потерь рабочего времени, о чём свидетельствуют данные Челябинского обкома КПСС. Так, по его данным, за 4 года XI пятилетки потери рабочего времени по Челябинской области составили 3 млн. 242 тыс. человеко-дней, предотвращение которых позволило бы дополнительно выпустить промышленной продукции на 400 млн. рублей [15, л. 19]. Происходил рост числа лиц, побывавших в медицинских вытрезвителях. Если в 1981 году только в Кыштымском районе Челябинской области побывавших в медвытрезвителях насчитывалось 2638, то в 1984 их число увеличилось до 3033, то есть возросло на 15% [8, л. 27]. С ростом пьянства и алкоголизма было связано увеличение количества разводов в советских семьях. Показатель разводов по области в начале 80-х годов на каждую 1000 населения составил 3,8, при этом по причине пьянства происходило более половины разводов (55%) [8, л. 2]. Помимо этого с пьянством и алкоголизмом советское руководство связывало падение производства и, как следствие, кризис в экономике страны. Действительно, в начале 1980-х годов по многим показателям наблюдалось недовыполнение планов. Например, на территории Челябинской области в 1983 году план реализации продукции с учётом обязательств выполнен лишь на 97,5%, не выполнен план по производству и заготовкам зерна, план по государственной и кооперативной торговле выполнялся лишь на 96% или на 126 млн. рублей меньше плана [4, л. 7]. Именно эти факторы привели к началу
© Фокина С.Н., 2015
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова „^ № 4, 2015
53
самой масштабной в истории нашей страны антиалкогольной кампании.
Антиалкогольная кампания второй половины 1980-х годов имела свою законодательную базу. Её началом принято считать издание 7 мая 1985 года Постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и Постановления Совета министров СССР № 410 «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». Далее 16 мая 1985 года последовал Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения». Все эти документы содержали конкретные меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом в стране.
В советском обществе началась активная работа по агитации и пропаганде трезвого образа жизни, особенно через средства массовой информации. Во многих советских газетах появилась рубрика «Трезвость - норма жизни». Из реперту-аров театров, кино вырезались сцены, демонстрирующие пьянство, принимались определённые меры по усовершенствованию работы учреждений культуры и спорта, вовлечению населения в занятие физической культурой. В Челябинской области к середине 1986 года было создано 114 культурно-спортивных комплексов. Правда, по-прежнему в их работе имелся ряд недостатков. Так, укомплектованность клубных учреждений специалистами составляла всего 60,5%, библиотек - 73,4%, спортивных сооружений - 63,9% [9, л. 158]. Во время антиалкогольной кампании было увеличено число оздоровительных групп на 2986 и занимающихся в них на 36,5 тыс. человек [9, л. 159]. В итоге систематическими занятиями физической культурой и спортом было охвачено 48,8% населения Челябинской области в возрасте от 7 до 60 лет [9, л. 162]. Общий же охват населения области народным творчеством составил в 1986 году 14,9%, что на 0,6% больше, чем в 1985 году. Централизованные библиотечные учреждения в первом полугодии 1986 года увеличили число читателей по области на 15 тыс. человек и книговыдачу на 309 тыс. экземпляров [9, л. 159].
При Совете министров РСФСР 23 июля 1985 г. была образована комиссия по борьбе с пьянством, а 1 октября 1985 года такие же комиссии образовывались на предприятиях, в учреждениях и их структурных подразделениях. Также было создано Всесоюзное общество борьбы за трезвость. На территории Челябинской области было образовано 875 первичных организаций Добровольческого общества борьбы за трезвость [6, л. 36]. В каждом районе создавались добровольные дружины, которые следили за общественным порядком. В ресторанах и кафе области постоянно проводились тематические безалкогольные мероприятия: декады сладких блюд, семейных обедов, встречи по
интересам, дискотеки. Только за первое полугодие 1986 года по области было проведено 1200 таких тематических мероприятий [10, л. 47-48].
14 июля 1986 года Челябинским областным комитетом КПСС был принят комплексный план борьбы с пьянством и алкоголизмом, который предусматривал ряд мер, направленных на усиление контроля вопросов решения борьбы с пьянством и алкоголизмом, усиление контроля над работой правоохранительных органов и расширение сети лечебно-трудовых профилакториев, для того чтобы полностью обеспечить принудительное лечение хронических алкоголиков по направлению правоохранительных органов. В рамках данного плана предполагалось дополнительно по области открыть 1950 наркологических коек, провести переподготовку медицинского персонала [6, л. 21]. В итоге, на территории Челябинской области в годы антиалкогольной кампании было открыто и действовало 49 наркологических кабинетов, 2083 наркологических поста, 996 наркопунктов, 5 ЛТП, в которых только в 1986 году проходили лечение 5 тыс. хронических алкоголиков [5, л. 8]. Принятые меры позволили уже в первом полугодии 1986 года увеличить число лиц, взятых на учёт на ранней стадии алкоголизма по сравнению с прошлым 1985 годом. На территории области активизировалась борьба с тунеядством, о чём свидетельствует тот факт, что только в 1985 году выявлено и поставлено на учёт 7,6 тыс. человек, злостно уклонявшихся от общественно полезного труда [5, л. 8]. Следует отметить, что в борьбе с пьянством и алкоголизмом активизировалась работа правоохранительных органов, о чём свидетельствует увеличение числа лиц, привлечённых к административной ответственности за несоблюдение норм антиалкогольного законодательства. Так, в Красноармейском районе Челябинской области в 1985 году к административной ответственности за распитие спиртных напитков в общественных местах привлечено 1447 человек, что на 26% больше, чем в 1984 году [11, л. 47].
В рамках проводимой антиалкогольной кампании в августе 1985 года цены на алкогольную продукцию по всей стране были увеличены на 25%, правда, это было не единственное увеличение цены на спиртные напитки за годы действия антиалкогольного законодательства. Также к мерам по борьбе с пьянством и алкоголизмом относилось сокращение времени, объёмов и мест продажи спиртных напитков. 23 мая 1985 года в Челябинской области был установлен режим продажи винно-водочных изделий в розничной торговой сети с 14 до 19 часов [10, л. 28], а с 1 июня 1985 года была запрещена продажа спиртных напитков в мелкорозничной сети, в торговых предприятиях, которые находились вблизи промышленных предприятий или мест массового отдыха населения [10, л. 30]. На терри-
тории области произошло сокращение сети магазинов, реализовывавших алкогольную продукцию с 2648 в 1985 году до 661, по данным на 1 августа 1987 года, то есть на 75%. За годы кампании было перепрофилировано 25 предприятий общественного питания в безалкогольные рестораны и кафе [13, л. 12]. Была установлена норма отпуска алкогольной продукции по 2 бутылки водки в одни руки, в ресторанах и кафе не более 100 грамм на одного посетителя, при обязательном заказе блюд и закусок, запрещалась продажа винно-водочных изделий во многих посёлках области. Следует отметить, что принятые меры привели к сокращению реализации алкогольных напитков на территории Челябинской области с 18253 тыс. дал в 1985 году до 11416 тыс. дал в 1987 году, то есть на 37,5% [13, л. 12].
Сокращение объёмов, времени и мест продаж алкогольной продукции сопровождалось расширением мелкорозничной сети по продаже безалкогольной продукции. В целом, на 1 января 1986 года по области функционировало 3050 единиц, торговавших безалкогольной продукцией, что на 324 больше, чем в 1985 году [10, л. 50]. Увеличение мест продажи безалкогольной продукции привело к увеличению объёмов её реализации со 163,9 тыс. дал за 7 месяцев 1985 года до 274 тыс. дал за 7 месяцев 1987 года, то есть на 67% [10, л. 12]. Но следует отметить тот факт, что всё равно пивобезал-когольная промышленность Челябинской области в годы кампании только наполовину обеспечивала потребности населения в пиве, квасе и газированной воде.
В итоге, принятые руководством страны и области меры в годы борьбы за трезвый образ жизни дали определённые положительные и отрицательные результаты. К положительным результатам кампании мы можем отнести: уменьшение смертности, увеличение продолжительности жизни и рождаемости, сокращение преступности и числа ДТП по вине пьяных водителей, сокращение травматизма и потерь рабочего времени на производстве. Так, во время действия антиалкогольного законодательства в Советском Союзе во второй половине 80-х годов в среднем в год было отмечено рождение 5,5 млн. детей. Таких показателей страна еще не знала. При этом увеличение рождаемости сопровождалось увеличением продолжительности жизни у мужчин на 2,6 года [1]. О сокращении преступности, в частности на территории Челябинской области, свидетельствуют данные Челябинского обкома КПСС. Из них видно, что уровень преступности по Челябинской области на 10 тыс. населения в 1986 году снизился и составил 118 преступлений, в 1985 году этот показатель был равен 140,4. Также снизилось количество преступлений по линии уголовного розыска - 75,8 на 10 тыс. населения в 1986 году вместо 102 в 1985 году [11,
л. 41]. За время действия антиалкогольного законодательства в области снизилось количество лиц, в отношении которых были применены меры за распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах с 856 на 10 тыс. населения в 1985 году до 615 в 1986 году, то есть на 28% [11, л. 42]. В результате принятых мер количество водителей, управлявших транспортом в нетрезвом виде, по Челябинской области в 1985 году снизилось на 11,6% по сравнению с 1984 годом, на 41% уменьшилось количество ДТП, совершённых ими [11, л. 47]. Как отмечалось выше, в годы антиалкогольной кампании произошло сокращение потерь рабочего времени на производстве и, как следствие, улучшение трудовой дисциплины. Действительно, в первом полугодии 1987 года по сравнению с первым полугодием 1985 года потери рабочего времени по области снизились на 17,2%, в том числе из-за прогулов на 4,4% [12, л. 11]. В 1985 году по сравнению с 1984 годом была сокращена текучесть кадров на производстве на 0,4%. В годы антиалкогольной кампании на предприятиях Челябинской области произошёл рост производительности труда, который уже в первом полугодие 1986 года составил 7,4% [10, л. 54]. Принятые меры в сфере укрепления трудовой дисциплины привели к увеличению объёма промышленного производства на территории области: уже во второй половине 1985 на 2,6% [14, л. 19]. Но, вместе с тем, достигнутые темпы развития народного хозяйства были недостаточными для выполнения годового плана.
К отрицательным моментам антиалкогольной кампании Советского государства второй половины 1980-х годов относятся: потери государственного бюджета, вырубка виноградников по всей стране, рост такого негативного явления, как самогоноварение, рост числа отравившихся различными суррогатами, увеличение числа наркоманов и токсикоманов и, конечно же, рост недовольства политикой государства среди населения страны. В годы действия антиалкогольного законодательства бюджет страны недополучил около 67 млрд. рублей от продажи алкогольной продукции, что ещё больше увеличило его дефицитность. По всей стране площади виноградников сократились в 2,5 раза. О росте самогоноварения свидетельствовало увеличение числа рассмотренных уголовных дел за изготовление, хранение и сбыт спиртных напитков домашней выработки. Так, по г. Челябинску рассмотрено таких уголовных дел: в 1984 г. - 38; в 1985 г. - 84; в 1986 г. - 287 [15, л. 14]. По Челябинской области в 1986 году за изготовление, хранение и сбыт самогона было осуждено 2578 человек, что в 8,5 раз больше, чем в 1984 году [13, л. 27]. Увеличилось число лиц, отравившихся различными суррогатами. Например, в Красноармейском районе Челябинской области один случай во втором
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ¿V- № 4, 2015
55
полугодии 1984 года против 6 случаев во втором полугодии 1985 года [11, л. 52]. Также был отмечен рост наркомании и токсикомании. По данным Челябинского обкома КПСС, на 1 июля 1987 года в области было зафиксировано 438 потребителей наркотиков, в то время как в 1986 году их было зафиксировано 235 человек, а в 1985 году - 85. При этом увеличилось количество преступлений, связанных со сбытом, хранением и потреблением наркотиков [13, л. 20]. Помимо этого, антиалкогольная кампания второй половины 1980-х годов привела к росту недовольства населения политикой государства. Дело в том, что во время действия антиалкогольного законодательства население страны было вынуждено простаивать в многокилометровых и многочасовых очередях за спиртными напитками. В связи с этим в народе появилось большое количество частушек, связанных с антиалкогольной кампанией, а сам Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачёв получил прозвища «Лимонадный Джо» и «минеральный секретарь».
К 1988 году антиалкогольная кампания потихоньку была свёрнута. Об этом свидетельствует постепенное увеличение производства и продажи алкогольной продукции в стране. Увеличение объёмов производства и продажи спиртных напитков привело к новой волне роста преступности и ухудшению трудовой дисциплины. Так, на территории Челябинской области в 1987 году был зарегистрирован рост преступности на почве пьянства: в Октябрьском районе на 22,6%, Кткульском - на 24,6%. При этом рост преступности на почве пьянства был зарегистрирован и в ряде других районов Челябинской области. В итоге, в 1987 году удельный вес преступлений, совершённых в нетрезвом виде, вырос с 30 до 34% [13, л. 12]. К концу 1987 года ухудшилась трудовая дисциплина на предприятиях города Челябинска и Челябинской области, о чём свидетельствуют данные, извлечённые из архивных материалов Объединённого государственного архива Челябинской области, из которых видно, что за 9 месяцев 1987 года по сравнению с 1986 годов число прогулов на 100 работающих увеличилось с 17,5 до 19,3. Слабо стали работать комиссии по борьбе с пьянством, сократилось количество
выходов добровольных дружин на охрану общественного порядка на 19% уже в первой половине 1987 года [13, л. 34]. В 1987 году за распитие спиртных напитков на производстве или пребывание в нетрезвом виде составлено 4198 протоколов, что на 100 протоколов больше, чем в 1986 году [13, л. 22].
В целом, мы можем прийти к выводу о том, что антиалкогольная кампания Советского государства второй половины 1980-х годов имела ряд положительных и отрицательных результатов.
Библиографический список
1. Антиалкогольная кампания в СССР. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://ЬасЫп-ussr.info/2012/03/antialkogolnaya-kampaniya-v-sssr (дата обращения: 23.08.2015).
2. Немцов А. В. Антиалкогольная кампания 1985 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.narcom.ru/publ/info/811 (дата обращения: 24.08.2015).
3. Немцов А.В. Убойная сила российского пьянства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://alcdata.narod.ru/Nemtsov_2003/ (дата обращения: 24.08.2015).
4. Объединённый государственный архив Челябинской области (далее ОГАЧО). - Ф. 288. - Оп. 198. - Д. 291. - Л. 7.
5. ОГАЧО. - Ф. 288. - Оп. 199. - Д. 21. - Л. 8.
6. ОГАЧО. - Ф. 288. - Оп. 199. - Д. 39. - Л. 21, 36.
7. ОГАЧО. - Ф. 288. - Оп. 199. - Д. 78. - Л. 55.
8. ОГАЧО. - Ф. 288. - Оп. 199. - Д. 86. - Л. 2, 27.
9. ОГАЧО. - Ф. 288. - Оп. 199. - Д. 122. -Л. 158-159, 162.
10. ОГАЧО. - Ф. 288. - Оп. 199. - Д. 263. - Л. 12, 28, 30, 47-48, 50, 54.
11. ОГАЧО. - Ф. 288. - Оп. 200. - Д. 38. - Л. 4142, 47, 52.
12. ОГАЧО. - Ф. 288. - Оп. 200. - Д. 39. - Л. 11.
13. ОГАЧО. - Ф. 288. Оп. - 200. - Д. 40. - Л. 12, 20, 22, 27, 34, 50.
14. ОГАЧО. - Ф. Р-274. - Оп. 10. - Д. 2920. -Л. 19.
15. ОГАЧО. - Ф. Р-274. - Оп. 10. - Д. 2937. -Л. 19, 14.