Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ'

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
439
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ / БАРЬЕР "БОЯЗНИ" / СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гончарова О.П.

В данной статье рассматривается понятие социально-психологического барьера общения. Изучены основные аспекты для преодоления социально-психологических барьеров, а так же были выделены основные причины барьеров в общении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAUSES OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL BARRIERS TO COMMUNICATION

This article examines the concept of a socio-psychological barrier to communication. The main aspects for overcoming social and psychological barriers were studied, and the main reasons for barriers in communication were highlighted.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ»

УДК 159.99

Гончарова О.П. студент

научный руководитель: Зиборова Е.И. доцент кафедры возрастной и социальной психологии

Белгородский государственный исследовательский национальный университет

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ

Аннотация: В данной статье рассматривается понятие социально -психологического барьера общения. Изучены основные аспекты для преодоления социально-психологических барьеров, а так же были выделены основные причины барьеров в общении.

Ключевые слова: общение, социально-психологические барьеры общения, барьер «боязни», средства общения.

Goncharova O.P.

student

Scientific adviser: Ziborova E.I. associate professor of the department developmental and social psychology

Belgorod State Research National University

CAUSES OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL BARRIERS TO

COMMUNICATION

Abstract: this article examines the concept of a socio-psychological barrier to communication. The main aspects for overcoming social and psychological barriers were studied, and the main reasons for barriers in communication were highlighted.

Key words: communication, social and psychological barriers to communication, barrier of "fear", means of communication.

В работах Ю.С. Шкрылевой общение представляет собой важную составляющую в социальной жизни личности, благодаря которой она развивается, но не всегда поддается контролю. Именно поэтому существуют различные методики и техники, обучающие приемам общения. Так, Ю.С. Шкрылева в своих работах описывает такую составляющую взаимодействия партнеров, как средство общения. Под средством общения понимается то, как человек реализует определённое содержание и цели

общения, которые имеют прямые связи с культурным уровнем развития, воспитанием и уровнем интеллектуальных способностей личности [1].

В настоящее время существуют различные причины возникновения социально-психологических барьеров. Так, к основным причинам могут относиться: социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, возникающие в процессе взаимодействия. В результате общения партнеры могут неправильно интерпретировать высказывания и понятия друг друга, а так же барьером может являться и само восприятия партнера в зависимости от его пола, расы или возраста. Поэтому, можно привести такой пример: чем выше авторитет, тем выше восприятие информации со стороны реципиента.

Понятие социально-психологического барьера упоминается в трудах многих ученых. Так, нами было выделено свое определение, как «это такое состояние или свойство индивида, которое совмещает резервы духовно-психического потенциала или тормозит их реализацию в процессе его жизнедеятельности. В своих исследованиях Е.М. Деменьтиенко утверждал о том, что «возникновение социально-психологических барьеров происходит чаще всего неосознанно, так как они редко поддаются сознанию субъекта, но быстро замечаются окружающими его людьми» [2, с.178].

Следовательно, Е.М. Деменьтиенко раскрывает в своей работе следующие социально-психологические барьеры, которые возникают в процессе общения между людьми:

1. Первое впечатление, так как на формирование образа влияет и зрительная, и слуховая память. Поэтому оно может быть относительно адекватным, соответствовать чертам характера, а может быть ошибочным;

2. Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки. Это проявляется в том, когда человек относится к своему партнеру без выраженной причины негативно, то есть приписывает ему лживые факты и способности, которые вызывают у него агрессию или раздражение. Таким образом, стоит выяснить мотивы появления такого отношения и преодолевать их;

3. Барьер отрицательной установки, введенной в опыт человека кем-либо из других людей. Данный барьер характеризуется тем, что при общении с кем-либо нам доходит информация о другом человеке, который совершенно нам незнаком, но уже на данном этапе появляется предвзятое отношение к нему;

4. Барьер «боязни» контакта с человеком, который проявляется в страхе быть отвергнутым оппонентом;

5. Барьер «ожидания непонимания». В таком случае, во время общения происходит волнение по поводу того, как будет понят человек его партнером, а так же происходит заранее прогнозирование последствий после разговора;

6. Барьер «возраста». Чаще всего возникает в системе ребенок-родитель. Это происходит из-за недопонимания ценностей другого. Так, родители часто осуждают поведение своих детей и других, которые моложе их.

В своей статье М.Х. Абдуев выделяет следующие аспекты, которые нужно проработать для преодоления социально-психологических барьеров

[3]:

- научиться определять свои чувства в процессе общения, а именно понимать, что тревожит или радует в процессе взаимодействия;

- записаться на активную терапию, которая предполагает индивидуальные или групповые тренинги, которые позволят исправлять причины конфликтов или психологических зажимов в общении с партнером. К ним относится двигательная гимнастика, телесная терапия, танцы и многое другое;

- составить список универсальных фраз, которые помогут устранить неловкую паузу в разговоре;

- отработать навык задавания вопросов собеседнику, то есть так можно поддержать разговор и показать свою заинтересованность. Так же задавать вопросы следует в открытой форме, которые требуют развернутого ответа, а не сухого «да-нет».

Таким образом, социально-психологические барьеры общения отличаются такими факторами, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Барьеры общения многогранны, разнообразны и требуют определённого разрешения.

Использованные источники:

1. Шкрылева, Ю.С. Психолого-педагогические аспекты преодоления коммуникативных барьеров в учебном процессе // Теория и практика современной науки. - 2018. - № 7 (37). - С. 175-180.

2. Деменьтиенко, Е.М. Преодоление культурного барьера в коммуникативном пространстве с помощью невербального общения // Язык и этнос в пространстве диалога культур. - 2019. - № 4. - С. 184-187.

3. Абдуев, М.Х. Преодоление коммуникативных барьеров посредством дискуссии и спора // ФГУ Science. - 2019. - № 4 (16). - С. 6-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.