УДК 159.99
Гончарова О.П. студент
научный руководитель: Зиборова Е.И. доцент кафедры возрастной и социальной психологии
Белгородский государственный исследовательский национальный университет
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ
Аннотация: В данной статье рассматривается понятие социально -психологического барьера общения. Изучены основные аспекты для преодоления социально-психологических барьеров, а так же были выделены основные причины барьеров в общении.
Ключевые слова: общение, социально-психологические барьеры общения, барьер «боязни», средства общения.
Goncharova O.P.
student
Scientific adviser: Ziborova E.I. associate professor of the department developmental and social psychology
Belgorod State Research National University
CAUSES OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL BARRIERS TO
COMMUNICATION
Abstract: this article examines the concept of a socio-psychological barrier to communication. The main aspects for overcoming social and psychological barriers were studied, and the main reasons for barriers in communication were highlighted.
Key words: communication, social and psychological barriers to communication, barrier of "fear", means of communication.
В работах Ю.С. Шкрылевой общение представляет собой важную составляющую в социальной жизни личности, благодаря которой она развивается, но не всегда поддается контролю. Именно поэтому существуют различные методики и техники, обучающие приемам общения. Так, Ю.С. Шкрылева в своих работах описывает такую составляющую взаимодействия партнеров, как средство общения. Под средством общения понимается то, как человек реализует определённое содержание и цели
общения, которые имеют прямые связи с культурным уровнем развития, воспитанием и уровнем интеллектуальных способностей личности [1].
В настоящее время существуют различные причины возникновения социально-психологических барьеров. Так, к основным причинам могут относиться: социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, возникающие в процессе взаимодействия. В результате общения партнеры могут неправильно интерпретировать высказывания и понятия друг друга, а так же барьером может являться и само восприятия партнера в зависимости от его пола, расы или возраста. Поэтому, можно привести такой пример: чем выше авторитет, тем выше восприятие информации со стороны реципиента.
Понятие социально-психологического барьера упоминается в трудах многих ученых. Так, нами было выделено свое определение, как «это такое состояние или свойство индивида, которое совмещает резервы духовно-психического потенциала или тормозит их реализацию в процессе его жизнедеятельности. В своих исследованиях Е.М. Деменьтиенко утверждал о том, что «возникновение социально-психологических барьеров происходит чаще всего неосознанно, так как они редко поддаются сознанию субъекта, но быстро замечаются окружающими его людьми» [2, с.178].
Следовательно, Е.М. Деменьтиенко раскрывает в своей работе следующие социально-психологические барьеры, которые возникают в процессе общения между людьми:
1. Первое впечатление, так как на формирование образа влияет и зрительная, и слуховая память. Поэтому оно может быть относительно адекватным, соответствовать чертам характера, а может быть ошибочным;
2. Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки. Это проявляется в том, когда человек относится к своему партнеру без выраженной причины негативно, то есть приписывает ему лживые факты и способности, которые вызывают у него агрессию или раздражение. Таким образом, стоит выяснить мотивы появления такого отношения и преодолевать их;
3. Барьер отрицательной установки, введенной в опыт человека кем-либо из других людей. Данный барьер характеризуется тем, что при общении с кем-либо нам доходит информация о другом человеке, который совершенно нам незнаком, но уже на данном этапе появляется предвзятое отношение к нему;
4. Барьер «боязни» контакта с человеком, который проявляется в страхе быть отвергнутым оппонентом;
5. Барьер «ожидания непонимания». В таком случае, во время общения происходит волнение по поводу того, как будет понят человек его партнером, а так же происходит заранее прогнозирование последствий после разговора;
6. Барьер «возраста». Чаще всего возникает в системе ребенок-родитель. Это происходит из-за недопонимания ценностей другого. Так, родители часто осуждают поведение своих детей и других, которые моложе их.
В своей статье М.Х. Абдуев выделяет следующие аспекты, которые нужно проработать для преодоления социально-психологических барьеров
[3]:
- научиться определять свои чувства в процессе общения, а именно понимать, что тревожит или радует в процессе взаимодействия;
- записаться на активную терапию, которая предполагает индивидуальные или групповые тренинги, которые позволят исправлять причины конфликтов или психологических зажимов в общении с партнером. К ним относится двигательная гимнастика, телесная терапия, танцы и многое другое;
- составить список универсальных фраз, которые помогут устранить неловкую паузу в разговоре;
- отработать навык задавания вопросов собеседнику, то есть так можно поддержать разговор и показать свою заинтересованность. Так же задавать вопросы следует в открытой форме, которые требуют развернутого ответа, а не сухого «да-нет».
Таким образом, социально-психологические барьеры общения отличаются такими факторами, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Барьеры общения многогранны, разнообразны и требуют определённого разрешения.
Использованные источники:
1. Шкрылева, Ю.С. Психолого-педагогические аспекты преодоления коммуникативных барьеров в учебном процессе // Теория и практика современной науки. - 2018. - № 7 (37). - С. 175-180.
2. Деменьтиенко, Е.М. Преодоление культурного барьера в коммуникативном пространстве с помощью невербального общения // Язык и этнос в пространстве диалога культур. - 2019. - № 4. - С. 184-187.
3. Абдуев, М.Х. Преодоление коммуникативных барьеров посредством дискуссии и спора // ФГУ Science. - 2019. - № 4 (16). - С. 6-9.