Научная статья на тему 'Причины возникновения и распада Горской АССР'

Причины возникновения и распада Горской АССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
173
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАВКАЗ / ГОРСКАЯ АССР / РСФСР / СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / ПОЛИТИКА / СОДРУЖЕСТВО НАРОДОВ / КВЕРКИЛИЯ / ТАКОЕВ / МАМСУРОВ / ГИКАЛО / КАЛМЫКОВ / ЭНЕЕВ / ЗЯЗИКОВ / ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ / КОНСТИТУЦИЯ / СЪЕЗД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дзидзоев Валерий Дударович

В статье рассматриваются некоторые дискуссионные вопросы возникновения, развития и распада Горской АССР. Создана уже целая историография, посвященная различным аспектам Горской АССР. Хотя многие исследователи не приходят к единой точке зрения, как по вопросам ее возникновения, так и по причинам ее распада в 1924 г. Автор предлагает свое видение соответствующих процессов на основе всестороннего анализа архивных документов и исторических источников по этим проблемам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причины возникновения и распада Горской АССР»

УДК 94

йй! 10.23671/ШС.2019.1.27279

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАСПАДА ГОРСКОЙ АССР

В.Д. Дзидзоев*

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые дискуссионные вопросы возникновения, развития и распада Горской АССР. Создана уже целая историография, посвященная различным аспектам Горской АССР. Хотя многие исследователи не приходят к единой точке зрения, как по вопросам ее возникновения, так и по причинам ее распада в 1924 г. Автор предлагает свое видение соответствующих процессов на основе всестороннего анализа архивных документов и исторических источников по этим проблемам.

Ключевые слова: Кавказ, Горская АССР, РСФСР, советская власть, политика, содружество народов, Кверкилия, Такоев, Мамсуров, Гикало, Калмыков, Энеев, Зязиков, Всероссийский центральный исполнительный комитет, Конституция, съезд.

В.Д. Дзидзоев

В период распада Российской империи на национальных окраинах огромной страны наблюдался большой подъем национального самосознания и национально-патриотической психологии. Это касалось не только миллионных нерусских народов, например финнов, поляков, азербайджанцев, армян, грузин и т. д., но и малочисленных коренных народов1 Северного Кавказа, которых в исторической литературе принято называть «горцами». К последним относились чеченцы, ингуши, осетины, кабардинцы и др. народы. Некоторые из них в глубокой древности и в средневековье имели традиции собственной государственности. После победы Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. наиболее образованная часть горской интеллигенции, так же, как и казачество многонационального региона, начала искать формы и методы собственного национально-государственного строительства. При этом образованные представители народов региона понимали, что в отдельности, а тем более в изолированности от других народов-соседей, невозможно было замахиваться на создание своей республики. Проблема состояла в том, что не хватало объективных условий для объявления и функционирования отдельных республик. В тот период катастрофически не хватало, например, образованных кадров, которые бы управляли своей республикой. К этому следует добавить и то, что руководители Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана хотели иметь только автономную республику в составе свободной и демократической Республики Россия, поверив в лозунги февральской буржуазно-демократической революции, которая, в сущности, признавала права нерус-

ских народов на свои автономии. Именно поэтому 1 мая 1917 г. во Владикавказе на первом съезде горских народов Северного Кавказа было провозглашено объединенное национально-государственное образование коренных малочисленных народов, т. е. республика, которая получила официальное название: Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана. Забегая вперед, отмечу, что на Батумской международной конференции в мае 1918 г. руководители Союза провозгласили свою независимость от РСФСР, которая была даже признана Германией и Турцией. Проблема состояла в том, что большевики, пришедшие к власти в октябре 1917 г., не признавали в составе Советской России никаких национально-государственных образований, если они сами не имели к ним отношения. А Союз, как было подчеркнуто выше, провозгласили не большевики. На мой взгляд, в этом состояла главная общественно-политическая проблема не только этой автономии, но и огромные трудности народов многонационального региона. Еще одна большая проблема и трудности народов сводились, по моему убеждению, к возникновению на относительно небольшой территории Северного Кавказа (территория бывшей Терской области) других национально-государственных образований - как, например, Северо-Кавказского Эмирства Узун-Хаджи Салтинского, возникшего в 1919 г. и провозгласившего свою независимость, - которые вели между собой острую вооруженную борьбу за свое существование и укрепление. Если сюда добавим еще и казачьи национально-государственные образования, а также Терскую Советскую Республику, которая была провозглашена на II съезде

* Дзидзоев Валерий Дударович - д. и. н., заведующий кафедрой теории государства и права и политологии юридического факультета Горского государственного аграрного университета, профессор кафедры философии и социально-политических наук исторического факультета СОГУ, главный научный сотрудник Владикавказского научного центра РАН (Dzidzoevv@mail.ru).

1 Под «коренным народом» («коренной нацией») подразумевается «тот, который на данной конкретной территории живет веками, а то и тысячелетиями. Этногенез этого народа произошел именно здесь, и он создал на данной конкретной территории свои лучшие национальные творения (язык, эпос, культуру, традиции, духовность и т. д.), неоднократно защищал ее с оружием в руках от различных завоевателей и притеснителей, обильно проливая кровь своих сыновей и дочерей, что дает ему политическое и моральное право называть эту землю исконной, родной, отцовской, суверенной» (См.: Дзидзоев В.Д. Военно-политическое и межнациональное противостояние на Северном Кавказе в 1917-1925 гг. (к вопросу периодизации вооруженной борьбы в регионе) // Научная мысль Кавказа. Междисциплинарные и специальные исследования (Ростов-на-Дону). 2008, № 3, с. 50).

ТОМ 19 № 1

2 0 19

народов Терека в 1918 г. (16 февраля, а по новому стилю 1 марта 1918 г. в Пятигорске), то станет понятнее не только трагедия народов региона, но и в высшей степени напряженная борьба за республики, в которой участвовали различные политические и религиозные силы, раздувая и без того ожесточенную гражданскую войну на Северном Кавказе.

Возвращаясь к проблемам возникновения и причинам распада Горской АССР, необходимо подчеркнуть, что Горская АССР была коллективной формой советской национальной государственности (автономии) осетин, кабардинцев, балкарцев, карачаевцев, чеченцев, ингушей, других народов Северного Кавказа. Важнейшей общественно-политической задачей, которую пыталась решить центральная советская власть, сводилась, по моему мнению, к следующему: во-первых, любой ценой нужно было покончить с Гражданской войной; во-вторых, необходимо было предоставить любую форму автономии коренным народам региона, которые к этому времени уже имели «близкое знакомство» с различными национально-государственными образованиями, в том числе так называемыми «независимыми» (Союз горцев Кавказа, СевероКавказское Эмирство Узун-Хаджи Салтинского); в-третьих, во избежание сепаратизма народов Северного Кавказа нужно было найти максимально возможные варианты цивилизованного решения вопроса совместного проживания многих народов на небольшой территории земли. Эти и некоторые другие объективные обстоятельства вынудили большевиков пойти на провозглашение коллективной автономии - Горской АССР, которая, кстати сказать, имела как положительные стороны, так и немало уязвимых мест. Так, например, кабардинцы и казаки, которые в некоторых архивных источниках именуются «народами-помещиками», с намеком на их обширные и плодородные равнинные земли, и другие горские народы, которых веками душило отсутствие земель, в пределах единой коллективной автономии получили некое равенство в земле. Это, конечно же, нравилось безземельным горцам, в отличие от кабардинцев и казачества. В конечном итоге такое положение наряду с некоторыми другими объективными обстоятельствами стало одной из главных причин, а может быть и главной, в распаде Горской АССР. Напомню, что она возникла в начале 1921 г., а уже 1 сентября того же года Ка-барда, как ее составная часть, вышла из состава республики, положив начало ее распаду.

Различным проблемам возникновения, деятельности и распада Горской АССР посвятили свои научные разработки некоторые видные ученые Северного Кавказа, среди которых необходимо выделить докторов исторических наук, профессоров Н.Ф. Шотаева, Ш.Я. Масаева, Х.М. Бербекова, Н.С. Нечипурнову и др. Можно согласиться с Н.С. Нечи-пурновой, которая пишет: «В тех сложных условиях сама жизнь, практика подтолкнула горских коммунистов и советских работников к признанию необходимости перехода от многонациональной автономии горских народов к национальной автономии

каждого из них» [1, с. 103]. Реальная действительность убедила многих руководителей народов Северного Кавказа и в первую очередь коммунистов, которые были у власти в Горской АССР, в необходимости и целесообразности распада Горской АССР и создания собственных автономных областей с непосредственным подчинением Москве. Такая концепция национально-государственного строительства на Северном Кавказе оказалась наиболее приемлемой и дальновидной. В этом можно убедиться с позиции современности, когда республики Северного Кавказа - Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесская Республика, Ингушская Республика и Чеченская Республика - в целом удачно вписываются в совершенствование федеративной системы Российской Федерации. А в первые годы советской власти в поисках приемлемого варианта решения многих проблем национальной политики и межнациональных отношений, национально-государственного строительства в проблемном и сложнейшем регионе РСФСР, конечно же, допускались перегибы, имели место недостатки и даже ошибки. Нужно помнить сложный клубок межнациональных и межрелигиозных проблем, помноженных на отсталость горцев региона в экономическом, политическом и культурном отношениях.

Процесс национально-государственного строительства на Кавказе был в постоянном поле зрения В.И. Ленина, И.В. Сталина и других руководителей Советского государства. Они не просто интересовались проблемами народов Кавказа, а придавали исключительно важное значение нормализации межнациональных отношений и стабилизации общественно-политической обстановки в проблемном регионе. Так, например, В.И. Ленин активно интересовался целесообразностью самостоятельного существования Дагестанской и Горской АССР и согласился с мнением делегатов из Дагестана, которые побывали у него в Москве 12 февраля 1921 г., о создании отдельных республик [2, с. 199-200]. Руководитель Советского государства написал 14 апреля 1921 г. известное письмо «Товарищам коммунистам Азербайджана, Грузии, Армении, Дагестана, Горской Республики». Здесь он обращал внимание коммунистов Кавказа на необходимость практического воплощения принципов и норм советской национальной политики, взаимовыгодных межнациональных отношений между большими и малочисленными нациями. Он подчеркивал, что строить советскую власть - задача трудная и ее нужно воспринимать как переход к социализму. Владимир Ильич Ленин настойчиво советовал коммунистам Кавказа не копировать тактику большевиков России и призывал «обдуманно видоизменять ее применительно к различию конкретных условий». А еще он учил коммунистов Кавказа самостоятельно продумывать причины ее своеобразия, смысл, уроки опыта 1917-1921 гг. Кроме того, руководитель Советского государства считал необходимым проявление «мягкости, осторожности, уступчивости по отношению к мелкой

ТОМ 19

буржуазии, интеллигенции и особенно к крестьянству горских народов». Он писал, что если «сразу постараться улучшить положение крестьян и начать крупные работы электрификации, орошения, то именно это больше всего пересоздаст край (Кавказ. - Авт.), возродит его, похоронит прошлое, укрепит переход к социализму» [2, с.199-200]. К сожалению, установки В.И. Ленина не всегда выполнялись не только коммунистами Кавказа, но и Москвы. В первые годы советской власти коммунисты на Кавказе иногда нарушали установки лидера партии и Советского государства то ли из-за плохого знания его трудов, установок и распоряжений, то ли из принципиальных соображений - вопреки его установкам. В Горской АССР существовали округа, например, Северо-Осетинский, Кабардинский, Балкарский, Карачаевский и др. Эти округа по замыслу организаторов Горской АССР должны были иметь значение национальных образований. Тем не менее коллективная республика строилась не на национальной основе, а на территориальной. Горская АССР не носила названия какого-либо отдельного, пусть даже самого многочисленного народа, например чеченцев или осетин. Республика была названа «Горская», так как она объединяла горские народы, то есть коренные народы Северного Кавказа (кроме горцев Дагестана). Кроме того, если бы республика носила название самого большого по численности и наиболее цивилизованного народа, то все остальные горские народы, включенные в ее состав, были бы в большой обиде на инициаторов и организаторов Горской АССР. В этом отношении следует признать правильным название республики - Горская АССР, что объяснялось многонациональным составом населения. Следовало также учитывать и психологический фактор, связанный с тем, что все народы этой республики на законодательном уровне провозглашались не только свободными, но и равными друг другу. Обращаю особое внимание и на то, что опыт Горской АССР был использован в определенном смысле при создании и развитии Дагестанской АССР. Как известно, здесь все дагестанские народы являются коренными со своими языками, культурой, бытом, психологией и т. д. Но всех, независимо от численности, объединяет Дагестан (в переводе - «Страна гор») на основе исламских ценностей. В Дагестане все коренные народы являются мусульманскими. Более того, из российских мусульман дагестанцы являются самыми первыми, кто принял мусульманство.

29 октября 1920 г., в заключительный день краевого совещания большевистских организаций Дона и Кавказа, И.В. Сталин, сыгравший большую роль в создании Горской АССР (хотя не всегда его установки отличались последовательностью), как Народный Комиссар по делам национальностей РСФСР (проще говоря, министр), изложил главные принципы образования Горской АССР. На краевом совещании присутствовали представители всех коренных народов Северного Кавказа: В.В. Квирке-лия (грузин), С.А. Такоев, С.Г. Мамсуров (осетины), Н.Ф. Гикало (русский), Б.Э. Калмыков (кабардинец),

М.А. Энеев (балкарец), Т.Э. Эльдарханов (чеченец), И.Б. Зязиков (ингуш) и другие. Многие из них были известными революционерами, имевшими большой опыт подпольной партийной работы. И.В. Сталин проанализировал опыт советской власти на Северном Кавказе, включая и Дагестан (в первые годы советской власти принято было писать о «Северном Кавказе и Дагестане», в отличие от современной историографии, где Дагестан справедливо считается составной частью Северного Кавказа). После долгого и серьезного обсуждения проблемы совещание отметило, что «утверждение всех принципов советского строительства среди горцев станет возможным при том непременном условии, когда широкие горские массы сроднятся с советскими формами общежития и станут активными в советском строительстве. Достигнуть этого можно путем непосредственного вовлечения горского населения в общее советское русло. Одним из наиболее верных способов к этому совещание признает организацию горских автономных республик на тех основаниях, кои установлены для окраинных автономных республик, входящих в РСФСР» [3, с. 63]. Таким образом, краевое совещание большевистских организаций Дона и Кавказа стало отправной точкой в создании Горской АССР. Замечу и то, что созданию Горской АССР было посвящено несколько окружных и областных съездов Советов. Например, данный вопрос обсуждался на II съезде народов Терской области 17 ноября 1920 г. во Владикавказе. Различным аспектам возникновения и развития коллективного национально-государственного устройства горских народов было посвящено большое количество докладов участников съезда. На съезде выступил главный теоретик национального вопроса в Советской России народный комиссар по делам национальностей РСФСР И.В. Сталин, который особо подчеркнул: «Автономия означает не отделение, а союз самоуправляющихся горских народов с народами России. Этот союз и есть основа советской автономии» [4, с. 401-402]. Объясняя суть советской автономии, И.В. Сталин подчеркнул: «В прошлом дело обстояло обычно так, что правительства соглашались на те или иные реформы, на уступки в пользу народов лишь в трудные минуты, когда они, ослабленные, нуждались в сочувствии своих народов. Так поступали всегда царские и вообще буржуазные правительства. В отличие от них Советское правительство действует по-иному. Советское правительство дает вам автономию не в трудную минуту, а в минуту громких успехов на полях сражений, в минуту полного торжества над последним оплотом империализма в Крыму» [4, с. 402-403]. В заключительном слове на съезде народов Терской области 17 ноября 1920 г. во Владикавказе И.В. Сталину задавали много вопросов. Его в письменной форме спрашивали по вопросам, касающимся автономных образований в РСФСР и особенно Горской АССР. Он ответил на вопросы о территориальных границах Горской АССР, столицы автономной республики, а также пределах нового автономного образования. В частности, он подчер-

кнул: «Автономии бывают разные: административные, как у карелов, черемисов, чувашей, немцев Поволжья, политическая - как у башкир, киргиз, татар Поволжья. Автономия Горской Республики является политической и, конечно, советской. Эта автономия типа Башкирии, Киргизии, Татарии. Это значит, что во главе Горской Советской Республики будет Центральный исполнительный комитет Советов, избранный на съезде Советов» [4, с. 404]. Кроме всего остального в докладе И.В. Сталина была сформулирована структура организации Гор -ской АССР. Отвечая на вопрос о порядке выборов в национальные Советы, И.В. Сталин подчеркнул: «Выборы должны быть произведены в порядке Конституции, то есть право выбора в Советы предоставляется только трудящимся. Советы должны быть трудовыми» [4, с. 405]. Таким образом, горским народам Северного Кавказа предлагалось создать в рамках Горской АССР свои национальные советы и их исполнительные комитеты (исполкомы), управляющие делами народов с учетом их особенностей, специфики, вековых традиций, языка, культуры и т. д. Возглавлять национальные Советы должны были Центральные Исполнительные Комитеты (ЦИК) и Советы Народных Комиссаров (СНК) Горской Автономной Советской Социалистической Республики, избираемые съездом Советов, которые должны были быть связанными с Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом (ВЦИК) и Советом Народных Комиссаров (СНК) РСФСР. При этом И.В. Сталин отметил: «Необходимо, чтобы ваши люди (горцы. - Авт.) вовлекались во все области управления страной.Та автономия, о которой здесь говорится, понимается так, чтобы во всех органах управления стояли ваши люди, знающие ваш язык, ваш быт. В этом смысл автономии. Автономия должна вас научить ходить на своих собственных ногах - в этом цель автономии» [4, с. 406]. Здесь необходимо сделать пояснение относительно того, что с укреплением советской власти на Северном Кавказе постепенно в центре Советского государства стали отходить от принципов и обязательств, которые были даны коренным народам Северного Кавказа в первые годы советской власти, когда новая власть еще полностью не окрепла. Но это тема специального исследования, и мы не будем сейчас анализировать данную проблему.

Съезд народов Терской области 17 ноября 1920 г. активно поддержал идею создания Горской АССР в составе РСФСР. В резолюции съезда подчеркивалось, что «эта автономия еще более скрепит узы братства, связывающие трудовые массы Терской области и Советской России» [6]. От имени трудящихся Северного Кавказа делегаты съезда клялись «до последней капли крови биться за Советскую власть, за Красное Знамя и за великие идеалы социальной революции» [6]. На съезде решено было разработать проект Конституции Горской АССР и претворить в жизнь идею создания Горской АССР. Для решения этой задачи каждая национальная фракция - осетинская, кабардинская, балкарская и

т. д. выдвинула по одному представителю в состав комиссии, которая разрабатывала проект Конституции Горской АССР совместно с представителями РСФСР. Избранными в состав делегации оказались Т. Эльдарханов от чеченцев, Н. Катханов от кабардинцев, С. Мамсуров от осетин, М. Энеев от балкарцев, У. Алиев от карачаевцев, В. Вениаминов от горских евреев (татов), М. Томашевский от казаков [7]. Что касается ингушской делегации, то она выдвинула своего делегата позже. Таким образом, у ВЦИК РСФСР были все необходимые политико-правовые документы для принятия декрета «Об Автономной Горской Социалистической Советской Республики», который был принят 20 января 1921 г. [8, ф. р. 820. д. 1 л. 39-39 об.]. Отмечу, что Горская АССР образовалась как составная часть РСФСР. Предусматривалось включение в состав Горской АССР территорий, на которых проживали в то время осетины, чеченцы, ингуши, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, а также жившие между ними казаки и иногородние, то есть некоренные народы Северного Кавказа. В то же время из включенных в состав Горской АССР отделов бывшей Терской области постановлением ВЦИК РСФСР была образована Терская область с центром в городе Георги-евске (ныне он находится в Ставропольском крае), которая чуть позже была переименована в Терскую губернию. В 1922 г. из новой Терской губернии Дагестанской АССР, образованной в 1920 г., был передан Кизлярский уезд с Караногайской степью. Горская АССР делилась на шесть административных округов, каждый со своим окружным исполкомом: осетинский, кабардинский, карачаевский, балкарский, ингушский и чеченский. Органами государственной власти Горской АССР стали ЦИК и СНК республики, а также местные Советы, которые избирались на основе Конституции РСФСР 1918 г. В составе Горской АССР учреждались 11 Народных Комиссариатов (говоря современным языком -министерств): земледелия, продовольствия, финансов, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, Совет народного хозяйства с отделами путей сообщения, почты и телеграфа, рабоче-крестьянская инспекция (рабкрин), труда. Столица Горской АССР г. Владикавказ и крупный нефтепромышленный центр - г. Грозный выделялись в самостоятельные административные единицы, которые подчинялись ЦИК и СНК Горской АССР. Кроме того, для сохранения единства финансовой и хозяйственной политики и практики РСФСР отдельные Наркоматы Горской АССР (например, финансов, продовольствия, Совет народного хозяйства с отделами труда и рабоче-крестьянской инспекции) были подчинены аналогичным Наркоматам РСФСР так же, как и Совету Народных Комиссаров Горской АССР. Все другие Наркоматы Горской АССР были автономны в своих решениях и действиях и ответственны перед ВЦИК РСФСР через ЦИК Горской АССР [9].

В то же время необходимо подчеркнуть, что центральная советская власть, как указывалось выше, столкнулась в первые годы советской вла-

ТОМ 19

сти, особенно на национальных окраинах, в том числе и на Северном Кавказе, с серьезной проблемой малограмотности основной части населения. Из народов Северного Кавказа более грамотными в те годы были осетины. Что касается других коренных народов многонационального региона, то у них грамотность была ниже. Чтобы вовлечь коренные народы региона в национально-государственное строительство Горской АССР, в государственное управление и создать для решения этих задач благоприятные условия, ВЦИК РСФСР в Декрете специально указал, что делопроизводство ЦИК и СНК Горской АССР и окружных исполнительных комитетов будут вести на родном, то есть национальном, и русском языках. В составе окружных исполнительных комитетов были созданы отделы: земледелия, народного образования, управления, социального обеспечения, труда, здравоохранения, финансов, продовольствия. В свою очередь исполнительные комитеты имели свои отделы в округах, в компетенцию которых входило рассмотрение вопросов хозяйственного и культурного характера. Вопросы, связанные с иностранными государствами, так же как и внешняя торговля, оставались в ведении центральных органов власти РСФСР. Горская АССР снабжалась из средств РСФСР. Первоначально продукты промышленности и сельского хозяйства Горской АССР распределялись не только в городах и населенных пунктах автономной республики, но и по всей Советской России. Однако 20 февраля 1924 г. Президиум ВЦИК внес изменения в статью 6 Декрета ВЦИК от 20 января 1921 г.: «При распределении продуктов местной промышленности запросы и нужды Горской Автономной Советской Социалистической Республики удовлетворяются в первую очередь» [10]. Таких конкретных примеров, подтверждающих реальную заботу руководства Советской России о нуждах и проблемах горцев Северного Кавказа, было достаточно много, и об этом на основании многих проверенных фактов, в том числе архивных источников, создана целая историография [11-23].

Терскому областному исполкому было поручено созвать Учредительный съезд Советов Горской АССР. Была создана специальная комиссия из представителей окружных исполнительных комитетов Горской АССР. Площадь Горской АССР составляла свыше 73 тысяч квадратных километров, население - около 800 тысяч человек, столица - г. Владикавказ [8, ф. р. 83. оп.1 д. 298. л. 31]. Декретом ВЦИК РСФСР было предусмотрено создание Горской АССР из 6 административных округов. Однако в силу объективных причин и по воле основной части трудового народа в 1921 г. были образованы еще два дополнительных округа: Дигорский - для осетин-дигорцев, а также Сунженский - для казаков Сунженской линии. Замечу, что вскоре эти два округа под различными предлогами были ликвидированы. Кроме того, идейные организаторы и вдохновители Дигорского округа Горской АССР в 30-е гг. XX в., в период наивысшего подъема Боль-

шого террора в СССР были репрессированы (Ш. Абаев, Д. Гатуев, Д. Тогоев и др.).

Для центральной советской власти провозглашение и функционирование Горской АССР было необходимым аргументом в идейно-политической борьбе со своими противниками. Возникновение Горской АССР стало важнейшим рычагом воздействия на широкие слои многонационального и многоконфессионального региона. Тем самым советской власти удалось привлечь на свою сторону многих из тех, кто до этого был враждебно настроен или показывал свой «нейтралитет» новой власти. Заключительным этапом процесса возникновения Горской АССР стал Учредительный съезд Советов Горской Автономной Советской Социалистической Республики, работа которого проходила во Владикавказе с 16 по 22 апреля 1921 г. Конечно, новая коллективная форма республики на Северном Кавказе стала итогом советской национальной политики. Она вписывалась в советское национально-государственное строительство на территории РСФСР. Сложная политическая, экономическая, культурная обстановка в стране, в том числе и на Северном Кавказе, необходимость объединения усилий народов страны для защиты революционных завоеваний заставляли центральную советскую власть искать всевозможные формы и аргументы для привлечения как можно большего числа людей на свою сторону.

Краткие выводы. Анализ проблемы убеждает в том, что центральная советская власть в то время готова была идти на любые уступки, компромиссы с нерусскими народами РСФСР, включая горцев Северного Кавказа. Единственное условие, которое выдвигали в руководстве Советской России нерусским народам, это признание себя и исконной территории проживания составной частью РСФСР. Органы государственной власти и государственного управления Горской АССР также строились в полном соответствии с Конституцией РСФСР 1918 г. Еще раз отметим, что политической основой их стали Советы рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. В то же время автономия горских народов Северного Кавказа имела и свои особенности и специфику. Например, для горцев были сохранены шариатские суды наряду с советскими народными судами. В то время представители местного духовенства, особенно мусульмане, еще не были лишены избирательных прав на выборах. Кроме того, делопроизводство на территории Горской АССР велось как на русском, так и на родных языках. Были и другие компромиссные решения в жизни народов новой автономной республики. Однако вскоре с укреплением государственной власти большевиков эти уступки коренным народам региона под разными предлогами были ликвидированы. Таким образом, с укреплением советской власти по всей стране, в том числе и в Горской АССР, новая большевистская власть становилась более принципиальной и категоричной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нечипурнова Н.С. Партийное руководство опытным административно-хозяйственным районированием Северного Кавказа. - Орджоникидзе. 1968. С.103.

2. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 43. С.199-200.

3. Краевое совещание коммунистических организаций Дона и Кавказа: стенографический отчет. - Ростов-на-Дону. 1921. С. 63.

4. Сталин И.В. Соч. Т. 4. С. 401-405.

5. Горская беднота. 1920. 20 ноября.

6. Жизнь национальностей (Ростов-на-Дону). 1920. 15 декабря.

7. Известия ВЦИК. 1921. 26 января.

8. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания, ф.р.820. д.1 л.39-39.

9. СУ РСФСР. 1921. № 6. С. 41.

10. Горская беднота (г.Владикавказ). 1924. 9 марта.

11. Борьба трудящихся масс за установление и упрочение Советской власти на Ставрополье. - Ставрополь. 1957.

12. Борьба за установление советской власти в Дагестане. 1917-1921 гг. - Махачкала. 1958.

13. Борьба за победу Советской власти в Гоузии. - Тбилиси. 1958.

14. Шесть лет национальной политики Советской власти. - М., 1924.

15. Декреты ВКП (б) и Постановления Советского правительства о народном образовании за 1917-1947 гг. - М., 1947.

16. Очерки истории Дагестана. - Махачкала, 1957.

17. История СССР. Эпоха социализма. - М., 1957.

18. Ленинская национальная политика и развитие национальных автономий Союза ССР. Обзор важнейших актов законодательных органов СССР и РСФСР за 15 лет // Революция и национальности. 1932, № 10.

19. Масаев Ш.Я. Ленинская национальная политика и создание автономии Кабардино-Балкарии. - Нальчик. 1961.

20. Алиев У.Д. Национальный вопрос и национальная культура в Северо-Кавказском крае. - Ростов-на-Дону. 1926.

21. Дзидзоев В.Д. Национальная политика: уроки опыта. Издание третье. - Владикавказ. 2002.

22. Дзидзоев В.Д. Национальные отношения на Кавказе. Издание третье. - Владикавказ. 2000.

23. Дзидзоев В.Д. От Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана до Горской АССР. 1917-1924 гг. (начальный этап национально-государственного строительства народов Северного Кавказа в XX в.). - Владикавказ. 2003.

CAUSES OF THE EMERGENCE AND DEMISE OF THE MASSR (MOUNTAINOUS AUTONOMOUS SOVIET SOCIALIST REPUBLIC)

V.D. Dzidzoev

* Dr, professor, North Ossetian State University named after K.L. Khetagurova, Gorsky State Agrarian University, Vladikavkaz Scientific Centre, Russian Academy of Sciences (dzidzoevv@mail.ru)

Abstract. The article discusses certain controversial issues of the origin, development and disintegration of the Mountainous ASSR. An entire historiography devoted to various aspects of the Mountainous ASSR has already been created. Although many researchers do not come to a single point of view, both on the issues of its occurrence and on the reasons of its collapse in 1924. The author makes his explanations on the basis of a comprehensive analysis of archival documents and historical sources on these problems.

Keywords: Caucasus, Mountain ASSR, RSFSR, Soviet power, politics, commonwealth of nations, Kverkilia, Takoyev, Mamsurov, Gikalo, Kalmykov, Eneev, Zyazikov, All-Russian Central Executive Committee, Constitution, congress.

REFERENCES

1. Nechipurnova N.S. Partijnoe rukovodstvo opytnym administrativno-hozyajstvennym rajonirovaniem Severnogo Kavkaza. - Ordzhonikidze. 1968. S.103.

2. Lenin V.I. Poln. sobr. soch. T. 43. S.199-200.

3. Kraevoe soveshchanie kommunisticheskih organizacij Dona i Kavkaza: stenograficheskij otchet. - Rostov-na-Donu. 1921. S. 63.

4. Stalin I.V. Sochineniya. T. 4. S. 401-405.

5. Gorskaya bednota. 1920. 20 noyabrya.

6. ZHizn' nacional'nostej (Rostov-na-Donu). 1920. 15 dekabrya.

7. Izvestiya VCIK. 1921. 26 yanvarya.

8. Central'nyjgosudarstvennyj arhiv Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya, f.r.820. d.11.39-39.

9. SU RSFSR. 1921. № 6. S. 41.

10. Gorskaya bednota (g.Vladikavkaz). 1924. 9 marta.

11. Bor'ba trudyashchihsya mass za ustanovlenie i uprochenie Sovetskoj vlasti na Stavropol'e. - Stavropol'. 1957.

12. Bor'ba za ustanovlenie sovetskoj vlasti v Dagestane. 1917-1921 gg. - Mahachkala. 1958.

13. Bor'ba za pobedu Sovetskoj vlasti v Gruzii. - Tbilisi. 1958.

14. SHest' let nacional'noj politiki Sovetskoj vlasti. - M., 1924.

15. Dekrety VKP (b) i Postanovleniya Sovetskogo pravitel'stva o narodnom obrazovanii za 1917-1947 gg. - M., 1947.

16. Ocherki istorii Dagestana. - Mahachkala, 1957.

17. Istoriya SSSR. EHpoha socializma. - M., 1957.

18. Leninskaya nacional'naya politika i razvitie nacional'nyh avtonomij Soyuza SSR. Obzor vazhnejshih aktov zakonodatel'nyh organov sSsR i RSFSR za 15 let//Revolyuciya i nacional'nosti. 1932, № 10.

19. Masaev SH.YA. Leninskaya nacional'naya politika i sozdanie avtonomii Kabardino-Balkarii. - Nal'chik. 1961.

20. Aliev U.D. Nacional'nyj vopros i nacional'naya kul'tura v Severo-Kavkazskom krae. - Rostov-na-Donu. 1926.

21. Dzidzoev V.D. Nacional'naya politika: uroki opyta. Izdanie tret'e. - Vladikavkaz. 2002.

22. Dzidzoev V.D. Nacional'nye otnosheniya na Kavkaze. Izdanie tret'e. - Vladikavkaz. 2000.

23. Dzidzoev V.D. Ot Soyuza ob»edinennyh gorcev Severnogo Kavkaza i Dagestana do Gorskoj ASSR. 19171924 gg. (nachal'nyj ehtap nacional'no-gosudarstvennogo stroitel'stva narodov Severnogo Kavkaza v XX v.). -Vladikavkaz. 2003.

ТОМ 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.