Научная статья на тему 'Причины техногенных аварий их виды и меры по предупреждению'

Причины техногенных аварий их виды и меры по предупреждению Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
13171
885
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Умалатов И. О., Анисимов С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причины техногенных аварий их виды и меры по предупреждению»

ПРИЧИНЫ ТЕХНОГЕННЫХ АВАРИЙ ИХ ВИДЫ И МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

И.О. Умалатов, курсант, С.Ю. Анисимов, доцент, к.т.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

На всех стадиях своего развития человек связан с окружающим его миром и средой обитания. В настоящее время человечество всё больше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие при проживании в высокоиндустриальном обществе. Опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Наибольшую опасность представляют крупные аварии, катастрофы на промышленных объектах и на транспорте, а также стихийные и экологические бедствия. В результате вызываемые ими социально-экологические последствия сопоставимы с крупномасштабными военными конфликтами. Аварии и катастрофы не имеют национальных границ, они ведут к гибели людей и создают в свою очередь социально политическую напряженность. На всех континентах Земли эксплуатируются тысячи потенциально опасных объектов с такими объёмами запасов радиоактивных, взрывчатых и отравляющих веществ которые в случае ЧС могут нанести невосполнимые потери окружающей среде или даже уничтожить на Земле жизнь [1].

Виды техногенных аварий:

- транспортные аварии грузовых и пассажирских поездов, судов, самолетов, ракетных космических комплексов, космических летательных аппаратов;

- взрывы и их угрозы, пожары в различных зданиях, в том числе культурно-бытового и социального назначения, также на промышленных объектах добычи и переработки, хранения горючих, легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ (шахтах и др.);

- аварии с выбросом или угрозой выброса химически опасных веществ при их переработке, хранении или захоронении;

- аварии с выбросом радиоактивных веществ;

- аварии с выбросом или угрозой выброса биологически опасных веществ;

- гидродинамические техногенные катастрофы - прорывы плотин, дамб, шлюзов и др.;

- аварии на электроэнергетических системах - это чрезвычайные происшествия на атомных электростанциях;

- аварии коммунальных систем, необходимых для жизнеобеспечения человека: канализационных сетей с большим выбросом загрязняющих веществ, теплосетей, систем водо- и газоснабжения населения;

- аварии на очистных сооружениях, что ведет к массовому загрязнению окружающей среды сточными водами.

Аварии и техногенные катастрофы подразделяют на следующие группы:

1) на химически опасных объектах;

2) на радиационно-опасных объектах;

3) на биологически опасных объектах;

4) на пожарно-взрывоопасных объектах;

5) на гидродинамических объектах [2].

Аварии и техногенные катастрофы возникают внезапно и хотя, как правило, имеют локальный характер, их экологические последствия могут иметь региональный и даже глобальный масштаб. При этом наибольшую опасность имеют аварии и катастрофы на радиационных объектах (АЭС, предприятия по переработке ядерного топлива и др.), химических предприятиях, нефте- и газопроводах, морском и железнодорожном транспорте, плотинах водохранилищ и др. [5].

Причинами аварий являются умышленные или неумышленные действия человека. Основные причины аварий:

- нерациональное размещение потенциально опасных объектов производственного назначения, хозяйственной и социальной инфраструктуры;

- технологическая отсталость производства, низкие темпы внедрения ресурсо-энергосберегаюших и других технически совершенных и безопасных технологий;

- износ средств производства, достигающий в ряде случаев предаварийного уровня;

- увеличение объемов транспортировки, хранения, использования опасных или вредных веществ и материалов;

- снижение профессионального уровня работников, культуры труда, уход квалифицированных специалистов из производства, проектно-конструкторской службы, прикладной науки;

- низкая ответственность должностных лиц, снижение уровня производственной и технологической дисциплины;

- недостаточность контроля за состоянием потенциально опасных объектов;

- ненадежность системы контроля за опасными или вредными факторами;

- снижение уровня техники безопасности на производстве, транспорте, в энергетике, сельском хозяйстве;

- отсутствие нормативно-правовой базы страхования техногенных рисков;

- внешние негативные воздействия на объекты энергетики, транспорта и др. (ударная волна и (или) взрывы приводят к разрушению конструкций);

- многочисленные просчеты в процессе проектировки современных зданий;

- недостаточный уровень безопасности сооружений;

- отступление от намеченного проекта и некачественное строительство зданий;

- размещение производства в непродуманном месте;

- недостаточная профессиональная подготовка персонала, его недисциплинированность и халатность, что способствует нарушению основных требований технологического процесса.

Объекты потенциальной опасности:

- ядерная, химическая, горнодобывающая, металлургическая промышленности;

- уникальные инженерные системы и сооружения: плотины, нефтяные или газовые хранилища и др.;

- транспортные сети: наземные, подземные, водные, аэродинамические, перевозящие людей и различные грузы;

- газовые, нефтяные магистрали и трубопроводы;

- объекты обороны: самолетные и ракетно-космические комплексы с ядерными зарядами, крупные склады обычного и химического вооружения, атомные подводные лодки и др. [4].

Все вышеперечисленные объекты в случае аварийных ситуаций могут негативно повлиять на окружающую среду. И последствия техногенных аварий могут стать просто губительными для природы. Также аварии на указанных выше объектах могут быть вызваны природными катаклизмами: землетрясениями, наводнениями, штормами, ураганами и т.п. [3].

Для предупреждения возникновения аварий техногенного характера проводят целый комплекс мероприятий организационного, технического и правового контроля.

Для предупреждения происшествий такого рода необходимо соблюдать следующие правила:

1. Опасные объекты должны быть размещены на удаленном расстоянии от жилых построек и других сооружений.

2. Необходимо грамотно разрабатывать, производить и применять промышленные установки.

3. Они должны быть безопасными и надежными. Необходимо внедрение автоматизированных систем контроля безопасности производства и повышение надежности систем контроля.

4. Замена изношенного оборудования и техники должно производиться согласно регламенту работ.

5. Соблюдение обслуживающим персоналом правил эксплуатации технического оборудования.

6. Своевременное обслуживание техники и оборудования.

7. Совершенствование пожарной защиты и правил пожарной безопасности.

8. Необходимость снижения опасных веществ на объектах в пределах допустимого уровня.

9. Соблюдение необходимых правил при перевозке и хранении опасных грузов.

10. Использование результатов прогнозов чрезвычайных ситуаций для

совершенствования систем безопасности.

Список использованной литературы

1. Http://ru.wikipedia.org/wiki/Автокатаетрофы.

2. Источники загрязнения среды обитания. В.И. Коротков, 2001. - 114 с.

3. Чистик О.В. Экология: Учеб. пособие. - Мн.: «Новое знание», 2000. -

248 с.

4. Орлов Д.С. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении.

5. Http://ru.wikipedia.org/wiki/Техногенные катастрофы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ обороны объекта НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

С.Н. Хаустов, начальник кафедры, к.т.н., А.И. Бобров, заместитель начальника кафедры, к.т.н., доцент,

С.А. Бокадаров, преподаватель, к.т.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Принятие управленческих решений в процессе организации гражданской обороны представляет собой совокупность этапов.

Схема выработки обоснованных управленческих решений по управлению гражданской обороной объекта базируется на теории системного анализа и представлена на рисунке 1.

Этапы и процедуры

Гр ажда нская оборона. Планирование

Анализ, диагностика

Формирование целей и задач гражданской обороны с учетом ограничений

Ч

Анализ способов решения задач гражданской обороны, управленческих решений

Ч

Моделирование вариантов, сценариев, оценка результатов и последствий реализации разных вариантов

Выбор предпочтительного варианта, обоснование выбора

Ч

Принятие управленческого решения

Доведение принятого решения до личного состава

ч

Управление реализацией решения

Рис. 1. Принципиальная схема принятия решений по управлению гражданской обороной

План гражданской обороны содержит краткую оценку возможной обстановки на объекте, выполняемые мероприятия при планомерном приведении в готовность при внезапном нападении противника. Данный документ содержит подробный анализ объекта. Задачи в области гражданской обороны определены в [1], цели должны обладать рядом характеристик: быть

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.