Научная статья на тему 'Актуальные проблемы обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера'

Актуальные проблемы обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
4045
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чрезвычайные ситуации техногенного характера / аварии на промышленных объектах и на транспорте / аварийно-спасательные работы / производственные аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ / man-caused emergencies / accidents at industrial objects and transport / rescue / industrial accidents with a HAZMAT leakage

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Троянов Олег Михайлович, Рева Юрий Викторович, Щербаков Олег Вячеславович

Рассмотрены вопросы, связанные с основными проблемами, которые возникают при решении задач обеспечения безопасности при техногенных авариях и катастрофах и действия человека по их преодолению. Показаны основные причины техногенных аварий. Изложен перечень основных мероприятий при обеспечении безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера на основе теоретических положений и практических рекомендаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Троянов Олег Михайлович, Рева Юрий Викторович, Щербаков Олег Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF SAFETY IN SITUATIONS OF MAN-CAUSED EMERGENCIES

The article is considering the issues occurring during the decision of problems related to safety in man-caused accidents and catastrophes and human actions to overcome them. The main causes of disasters are shown. The list of the main activities for safety provision is set based on the theoretical and practical recommendations.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

О.М. Троянов, кандидат военных наук, доцент; Ю.В. Рева, кандидат военных наук; О.В. Щербаков, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Рассмотрены вопросы, связанные с основными проблемами, которые возникают при решении задач обеспечения безопасности при техногенных авариях и катастрофах и действия человека по их преодолению. Показаны основные причины техногенных аварий. Изложен перечень основных мероприятий при обеспечении безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера на основе теоретических положений и практических рекомендаций.

Ключевые слова: чрезвычайные ситуации техногенного характера, аварии на промышленных объектах и на транспорте, аварийно-спасательные работы, производственные аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ

ACTUAL PROBLEMS OF SAFETY IN SITUATIONS OF MAN-CAUSED EMERGENCIES

O.M. Troyanov; Yu.V. Reva; O.V. Shcherbakov.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The article is considering the issues occurring during the decision of problems related to safety in man-caused accidents and catastrophes and human actions to overcome them. The main causes of disasters are shown. The list of the main activities for safety provision is set based on the theoretical and practical recommendations.

Keywords: man-caused emergencies, accidents at industrial objects and transport, rescue, industrial accidents with a HAZMAT leakage

В России в настоящее время насчитывается около 45 тыс. потенциально опасных производственных объектов различных типов и отраслевой принадлежности. В случае возникновения чрезвычайной ситуации (ЧС) техногенного характера в зонах непосредственной угрозы здоровью и жизни людей проживает примерно 80 млн человек, что составляет 55 % населения нашей страны. Вот почему важно знать риски, которые могут возникнуть.

ЧС техногенного характера - состояние, при котором на объекте определенной территории или водной акватории нормальным условиям жизни и деятельности людей может возникнуть угроза здоровью и жизни, нанесен ущерб имуществу населения, окружающей природной среде и народному хозяйству в целом.

Аварии на промышленных объектах и на транспорте, пожары, взрывы, высвобождение различных видов энергии можно отнести к очень опасным техногенным происшествиям. ЧС техногенного характера различают по характеру их основных поражающих факторов, а также по месту и источникам их возникновения.

Опасное техногенное происшествие, в результате которого на объекте определенной территории или акватории произошла техногенная ЧС, является источником техногенной ЧС. К основным причинам техногенных производственных аварий можно отнести:

- падение производственной и трудовой дисциплины;

- неосторожность и невнимательность при выполнении работ;

- грубейшие нарушения мер безопасности и правил эксплуатации техники, транспорта, приборов и технологического оборудования;

- нарушения в содержании на должном высоком уровне зданий, сооружений и технолого-технического оборудования;

- стихийные бедствия, в результате которых выходят из строя предприятия, имеющие в своем производстве опасные для общества вредные вещества;

- не приобретенное вовремя техническое оборудование, новые станки и механизмы взамен устаревших и имеющих большой износ.

В настоящее время современное промышленное производство становится все более сложным и универсальным. Часто в его процессе применяются взрывчатые, агрессивные и ядовитые компоненты. На небольших территориях и площадях концентрируется огромное количество энергетических мощностей.

Существуют основные виды ЧС техногенного характера:

- аварии на коммунальных и электроэнергетических системах;

- аварии, при которых выбрасываются радиоактивные вещества;

- аварии, при которых выбрасываются химические вещества;

- аварии на различных видах транспорта;

- пожары и взрывы на объектах экономики;

- обвалы и разрушения зданий и сооружений.

По прогнозам специалистов МЧС России в ближайшие годы наибольшую опасность в техногенной сфере будут представлять аварии на объектах жилищно-коммунального хозяйства и очистных сооружениях, а также инциденты на производственных объектах с выбросом аварийно химически опасных веществ, взрывы и пожары в зданиях различного назначения, транспортные аварии, аварии на электроэнергетических системах и гидросооружениях [1].

Безопасность при гидродинамических авариях - опасность разрушения плотин, которые потенциально угрожают только территориям и площадям, которые находятся ниже по течению. Затопление этого пространства может привести к массовой гибели проживающего здесь населения, прекращению всякой судоходной навигации и эксплуатации объектов экономики в целом.

Проживающему в близости от гидродинамических опасных объектов населению необходимо знать систему предупреждения об авариях и затоплениях, несколько вариантов маршрутов эвакуации на возвышенные участки местности, размещения в случае аварии и затоплении территории, а также перечень документов и личных вещей, которые необходимо взять с собой при эвакуации.

Необходимо выполнить следующие мероприятия, получив оповещение об аварии и распоряжение об эвакуации:

- отключить воду, газ, электричество, погасить огонь в печи;

- сделать запас пищи и воды в герметичной таре;

- укрепить двери, окна первых этажей;

- взять с собой нужные документы и вещи;

- на верхние этажи перенести ценные вещи;

- своевременно убыть на эвакуационный пункт.

При получении информации о непосредственной угрозе разрушения плотины необходимо эвакуироваться на возвышенный участок местности, оставаться там до спада воды или сообщения, что опасность миновала. При затоплении наиболее безопасными являются верхние этажи зданий, крыши и чердаки домов, верхние этажи сооружений и высокие деревья.

После того как произойдет спад воды необходимо остерегаться оборванных и провисших проводов и немедленно о них сообщить. О разрушении канализационных или

водопроводных магистралей также необходимо сообщить в соответствующую коммунальную службу. Необходимо проверить всю питьевую воду перед употреблением, а также категорически нельзя употреблять в пищу продукты питания, которые подвергались контакту с потоками воды. Питьевые колодцы с водой следует обязательно осушить, то есть выгнать из них воду. Прежде чем войти в здание или сооружение необходимо осмотреть повреждения и убедиться, что опасности нет, а войдя в них проветрить эти помещения [2].

Аварийно-спасательные работы по ликвидации последствий при крупных авариях и катастрофах производятся с учетом оценки обстановки после аварии или катастрофы, степени повреждений и разрушений зданий, сооружений, агрегатов, технологического оборудования, характера аварий на коммунально-энергетических сетях и пожаров, а также особенностей территории определенного объекта и других условий.

Как правило, мероприятия по организации ликвидации последствий аварий и катастроф проводятся в быстрые сроки. Необходимо предотвратить последствия катастрофы, которые связанны с гибелью и травмами людей и потерей большого количества материальных средств и ценностей, а также быстро спасти людей, которые находятся в заваленных подвалах, под обломками зданий, и оказать им необходимую экстренную медицинскую помощь. Начальник гражданской обороны (ГО) ЧС с возникновением аварии или катастрофы на основании получения данных от разведки и мониторинга ситуации принимает управленческое решение на ликвидацию последствий ЧС и ставит задачи подчиненным формированиям. Руководят аварийно-спасательными и другими неотложными работами начальники участков, которые выдают указания командирам соответствующих формирований, способы и приемы выполнения данного вида работ, определяют виды и способы материально-технического обеспечения этих подразделений, а также сроки выполнения работ и предоставления донесений об объеме выполненных работ. Также на них возлагается организация питания, отдых и смена личного состава данных формирований.

Если в районе произошла химическая авария, то необходимо выполнить следующие действия:

- включить радио и телевидение;

- следить за информацией из штаба ГО, внимательно слушать все официальные сообщения;

- немедленно увести детей с балкона, закрыв окна и балконные двери;

- проверить щеколды и замки;

- находиться в закрытом помещении, где меньше всего опасность заражения;

- закрыть окна и вентиляционные люки бумагой или липкой лентой;

- произвести полную герметизацию квартиры;

- предупредить родных и соседей о возможной эвакуации;

- взять с собой запас продуктов, герметично закрытые воду и соки; а также не забыть свои документы;

- надеть средства индивидуальной защиты, а если их нет прикрыть рот и нос смоченным в воде полотенцем.

Зараженный воздух отрицательно воздействует на кожу, поэтому необходимо одеть соответствующие средства защиты. Как можно быстрее, но без паники нужно спуститься по лестнице, потому что лифтом пользоваться нельзя. Он может остановиться в любой момент, как только будет обесточен зараженный район. На улице необходимо перемещаться перпендикулярно направлению ветра, стараться не бежать и не поднимать пыль.

Комплекс мероприятий по предупреждению ЧС техногенного характера является трудоемким и сложным. Самыми эффективными мероприятиями в проектах вновь создаваемых объектов являются закладка планировочных, технологических и технических планов и решений, которые должны уменьшить вероятность возникновения аварий или значительно понизить материально-технический ущерб, в том случае если авария произойдет, при этом учитывая требования охраны труда, инструкций по технике безопасности, правил эксплуатации энергетических установок и т.п.

Таким образом, данные мероприятия комплексно разрабатываются и внедряются с охватом всех звеньев, от которых зависит безаварийная эксплуатация объектов экономики с учетом их материальных и производственных особенностей, с привлечением всех органов управления производственной деятельностью [3].

На железнодорожном транспорте ЧС могут быть вызваны столкновением поездов, сходом их с рельсового полотна, взрывами и пожарами. Для того чтобы уменьшить негативные последствия аварий пассажиры обязаны строго соблюдать правила поведения в вагонах поездов. Самые безопасные места в поездах это, как правило, центральные вагоны, купе с аварийным выходом или окном. При экстренном торможении или крушении вагона поезда необходимо выполнить следующие действия:

- крепко закрепиться, чтобы не упасть;

- ухватиться за имеющиеся поручни и упереться в стену ногами;

- опуститься как можно ниже к полу в вагоне.

Также источником повышенной опасности является автомобильный транспорт, при этом безопасность участников дорожного движения во многом зависит от самих участников этого движения. Неукоснительное выполнение разметок и дорожных знаков является одним из правил безопасности на дороге. Если не удается избежать ДТП вопреки принимаемым мерам, то необходимо управлять до последней возможности транспортным средством, при этом принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем. В случае если это выполнить нельзя, то перевести лобовой удар в скользящий боковой. Транспортное средство, которое упало в водную акваторию может держаться на плаву некоторое время. Выбраться из него можно через открытое окно, оказать первую помощь пострадавшему, а также вызвать скорую помощь и сотрудников ГИБДД.

В мире ежегодно происходит примерно около 10 000 кораблекрушений, при которых гибнет свыше 3 000 человек. По распоряжению капитана при кораблекрушении судна спасательная команда осуществляет посадку пассажиров на плоты и в шлюпки в следующей последовательности:

- женщины и дети;

- раненные и старики;

- взрослые мужчины.

Также на плоты и в шлюпки загружаются: продовольствие, питьевая вода, одеяла, лекарства и другие необходимые вещи.

Если пассажир оказался в силу обстоятельств в холодной воде, то надо принять оптимальную и рациональную для согревания позу, а для этого нужно уменьшить площадь соприкосновения тела с водой и сжаться. Если пассажир не уверен в своих собственных силах, то необходимо взять с собой в воду полиэтиленовый пакет и положить под подбородок. Такой способ поможет продержаться на поверхности воды до прибытия помощи.

Безопасность полета на самолетах и вертолетах зависит не только от членов экипажа, но и от самих пассажиров. Пассажир, заняв свое место в салоне воздушного судна, должен выяснить, где находятся бортовая медицинская аптечка, места расположения огнетушителей, аварийные выходы и другое вспомогательное оборудование. По мере получения информации, если станет известно, что полет будет проходить над водной акваторией, следует до взлета поинтересоваться, где находятся спасательные жилеты и прочитать инструкцию как ими пользоваться. Пассажир в салоне летательного аппарата должен пристегнуть ремни безопасности как при взлете, так и посадке. Эвакуация пассажиров при аварийной посадке самолета осуществляется через аварийные выходы по надувным трапам. После покидания самолета, необходимо быстро оказать первую помощь пострадавшим и раненным и отойти на безопасное расстояние от воздушного судна.

Как правило, аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения ликвидируются в сжатые сроки. Однако не исключено длительное нарушение подачи воды, электричества и отопления помещений. Для уменьшения последствий таких ситуаций надо создать в доме

неприкосновенный запас спичек, хозяйственных свечей, сухого спирта, керосина, элементов питания для электрических фонарей и радиоприемника. Также необходимо обязательно сообщить об аварии диспетчеру или оперативному дежурному районного эксплуатационного управления с просьбой вызвать аварийную бригаду на место произошедшей аварии.

Таким образом, можно сделать вывод, что вопросы обеспечения безопасности в ЧС техногенного характера имеют важное значение в нормальном функционировании элементов народно-хозяйственного комплекса, предотвращая травматизм и гибель людей в производственной сфере, на всех видах общественного транспорта и коммунально-энергетических системах [4].

Литература

1. Ефремов С.В., Цаплин В.В. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие. СПб.: СПб ГАСУ, 2011. 296 с.

2. Теория и практика решения задач по инженерной защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях / А.И. Бокарев [и др.]. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. 256 с.

3. Технические средства проведения и обеспечения аварийно-спасательных работ: справ. пособие. М.: Изд-во ВНИИ ГОЧС, 2009. 256 с.

4. Черных А.К., Козлова И.В. Подход к моделированию системы управления матерально-техническим обеспечением сил и средств МЧС России в условиях чрезвычайных ситуаций регионального характера // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2015. № 2. С. 65-70.

References

1. Efremov S.V., Caplin V.V. Bezopasnost' v chrezvychajnyh situaciyah: ucheb. posobie. SPb.: SPb GASU, 2011. 296 s.

2. Teoriya i praktika resheniya zadach po inzhenernoj zashchite naseleniya i territorij v chrezvychajnyh situaciyah / A.I. Bokarev [i dr.]. Omsk: Izd-vo OmGTU, 2010. 256 s.

3. Tekhnicheskie sredstva provedeniya i obespecheniya avarijno-spasa- tel'nyh rabot: sprav. posobie. M.: Izd-vo VNII GOCHS, 2009. 256 s.

4. Chernyh A.K., Kozlova I.V. Podhod k modelirovaniyu sistemy upravleniya materal'no-tekhnicheskim obespecheniem sil i sredstv MCHS Rossii v usloviyah chrezvychajnyh situacij regional'nogo haraktera // Nauch.-analit. zhurn. «Vestnik S.-Peterb. un-ta GPS MCHS Rossii». 2015. № 2. S. 65-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.