Научная статья на тему 'Причины создания межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»'

Причины создания межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1399
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛИЗМ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕГИОНОВЕДЕНИЕ РОССИИ / "СИБИРСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ" / INTER-REGIONAL RELATIONS / RUSSIAN REGIONAL STUDY / SIBIRSKOYE SOGLASHENIYE / FEDERALISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Луков Евгений Викторович

Статья посвящена начальному периоду истории создания межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» (МАСС). В ней анализируются условия, способствовавшие складыванию горизонтальных связей и началу экономической интеграции сибирских регионов. Причины создания «Сибирского соглашения» раскрываются во взаимосвязи как с процессами, происходящими в целом по стране, так и с конкретными проблемами и противоречиями, характерными для Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Луков Евгений Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the initial period of the foundation of the inter-regional association of the Russian Federation subjects' economic interaction «Sibirskoye soglasheniye» (Siberian Convention). The author analyses the conditions that facilitated the horizontal links and the origin of the Siberian regions' economic integration. The reasons of setting this association up are analysed both in interconnection with the processes occurring in the country at large and with the particular Siberian problems and contradictions.

Текст научной работы на тему «Причины создания межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»»

Е.В. Луков

ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИИ «СИБИРСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ»

Статья посвящена начальному периоду истории создания межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» (МАСС). В ней анализируются условия, способствовавшие складыванию горизонтальных связей и началу экономической интеграции сибирских регионов. Причины создания «Сибирского соглашения» раскрываются во взаимосвязи как с процессами, происходящими в целом по стране, так и с конкретными проблемами и противоречиями, характерными для Сибири.

Ключевые слова: федерализм; межрегиональные отношения; регионоведение России; «Сибирское соглашение».

Создание и становление Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Сибирское соглашение» (МАСС) происходило в условиях политической и социально-экономической нестабильности, связанной с завершающим этапом так называемой перестройки. М.С. Горбачев и его окружение не справились с задачами трансформации советского общества. В итоге период со второй половины 1989 г. до конца 1991 г. характеризовался ослаблением центральной власти, дезинтеграцией союзного пространства и становлением российской государственности. Внутренняя политика, проводимая союзным и российским руководством в это время, все больше превращалась в инструмент борьбы за власть и собственность. Провозглашение демократических и рыночных свобод (по принципу «кто больше даст»), не подкрепленное соответствующими механизмами контроля и регулирования, приводило к разрушению советской модели как таковой.

При этом должного внимания региональным проблемам не уделялось. Республики, края и области часто оставались один на один со своими трудностями, что способствовало центробежным устремлениям регионов. Стоит принять во внимание и то, что скрытый «сепаратизм» регионов существует всегда и вызван тем, что центр решает общегосударственные проблемы в ущерб местным [1. С. 26].

Для Сибири эта тенденция была особенно актуальна в силу того, что союзная власть сосредоточивала основное внимание на развитии добывающих отраслей, в то время как перерабатывающие предприятия и социальная сфера не развивались в должной мере. Со стороны республик все чаще стала звучать критика о невнимании центра к социальным, экологическим, культурным и другими проблемам территорий. В управленческих и общественно-научных кругах постепенно складывалось понимание того, что изжившую себя систему жесткого централизованного планирования и управления необходимо заменить на новую, основанную на экономических стимулах к развитию. На XIX партийной конференции М. С. Горбачев заявил о переходе республик на хозрасчет. Однако основное внимание уделялось предприятиям (объединениям) и совершенствованию деятельности центральных органов управления, а «региональным аспектам экономической реформы практически не нашлось места» [2. С. 11]. Цены на производимую в регионах продукцию фактически не менялись, оставаясь низкими, в связи с чем сохранялась парадоксальная ситуация, когда, например, в Сибири добыча нефти и газа являлась убыточной. Фактически М.С. Горбачев попытал-

ся переложить часть ответственности на регионы, не ставя при этом вопрос о расширении их прав [3].

При таком явном несоответствии провозглашаемых целей и реального положения на местах в научных и публицистических изданиях стала формироваться идея о том, что при переходе предприятий «на полный хозрасчет и самофинансирование возникает множество проблем, решить которые только на ведомственнотерриториальном уровне просто невозможно» [4.

С. 66-68]. Логика была проста: раз центр перекладывает ответственность на регионы, то необходимо предоставить им и больше самостоятельности. Следовательно, в СМИ стали подниматься вопросы о децентрализации управления, предоставлении больших прав местным Советам и расширении полномочий регионов.

Начавшаяся трансформация хозяйственного механизма уже не позволяла союзному центру выполнять свои обязательства перед территориями. Высшие органы власти явно запаздывали с принятием необходимых законов, что давало регионам дополнительные основания требовать от центра расширения своих прав и параллельно «искать нетрадиционные организационные и финансово-экономические формы решения накопившихся проблем» [5. С. 3]. Характерной чертой этого периода стало распространение принципа «объединиться, чтобы выжить», нашедшего свое практическое воплощение в формировании горизонтальных связей в виде создания различных ассоциаций, - Ассоциации руководителей предприятий СССР, Ассоциации сибирских городов и т. д. Между регионами, в том числе и сибирскими, подписывались двусторонние соглашения.

Таким образом, одной из причин создания межрегиональных экономических объединений стало неудачное реформирование советской централизованной экономической модели, которое привело к ее развалу. Это заставило регионы более интенсивно включиться в процесс создания некой новой модели отношений регионов как с центром, так и друг с другом.

Необходимость поиска новых механизмов взаимодействия между регионами жестко обусловливалась углублением кризисных явлений на местах. Второго октября

1990 г. представители Советов народных депутатов краев и областей Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов СССР собрались в городе Кемерово на учредительную конференцию, в ходе которой было подписано соглашение, названное «сибирским» [6]. Упоминание в нем «экономических районов» подчеркивало объективные условия для интеграции.

В «Соглашении» главными причинами объединения провозглашались необходимость стабилизации эконо-

мики и переход к рыночным отношениям. При этом особое внимание уделялось взаимным недопоставкам товаров.

Дело было в том, что в связи с начавшимся развалом советской экономической системы хозяйственные связи между поставщиками и потребителями разрушались. Предприятия получили широкую самостоятельность в выборе партнеров. Объявленная союзным руководством реформа цен, с одной стороны, привела к потребительскому ажиотажу, с другой - нежеланию производителей продавать свой товар до поднятия цен.

Система централизованного снабжения уже не действовала, а рыночная инфраструктура только создавалась. Полки магазинов мгновенно опустели, что вело к еще большему нарастанию социального напряжения.

Следовательно, в условиях переходного периода, с точки зрения региональных властей, нужен был механизм хотя бы какого-то воздействия на товаропроизводителей, как минимум общая координация действий. Большие надежды возлагались на Институт экономики и организации промышленного производства СО АН СССР, который должен был обеспечить научный подход к развитию территории на основе программы «Сибирь», а также «начать учить людей работать в условиях Сибирского соглашения» [7].

Участники учредительной конференции обязывались принять меры к восполнению и сохранению на

1991 г. объема ввоза и вывоза продукции.

В решении № 9 первого Совета МАСС, состоявшегося в Новосибирске 16 ноября 1990 г., отмечалось, что «в народном хозяйстве резко ухудшилась дисциплина договорных поставок, разрушаются хозяйственные связи» и это может привести к ухудшению экономического и социального положения Сибири [8].

В утвержденном Советом ассоциации «Плане первоочередных совместных действий» речь шла об увеличении производства для нужд региона продовольственных и непродовольственных товаров.

На «строгом соблюдении договорных обязательств» вновь акцентировалось внимание в распоряжении Новосибирского облисполкома о регистрации МАСС от 28 декабря 1990 г.

По мнению В.П. Мухи, впоследствии избранного председателем Совета МАСС, подписанное «Соглашение» предусматривало «возможности не в отдаленном будущем, а уже в четвертом квартале текущего года восполнить недопоставки продукции по договорам

1990 года».

Объективную основу для экономического сотрудничества составляли единые системы энергообеспечения, лесное, водное хозяйство, транспорт, а также кооперация производства [9]. Причем в условиях провозглашенной конверсии производства регионы считали необходимым договориться о своеобразном территориальном «разделении труда», чтобы «все разом не стали налаживать производство... стиральных машин, а холодильников - никто» [7].

Вошедшим в «Сибирское соглашение» региональным лидерам казалось, что оперативно решить проблему недопоставок и дефицита товаров можно именно на региональном, а не республиканском или союзном уровнях.

Один из участников кемеровской конференции

А.А. Кисельников прокомментировал необходимость создания МАСС следующим образом: «Сегодня. ситуация складывается так, что никакая Москва нам уже не поможет. Грубо говоря, из-за нарушения существовавших хозяйственных связей, договоров и т.п. две области - Кемеровская и Тюменская - оказались перед началом зимы на грани голода. а наша, Новосибирская, остается без тепла. .Ничего не остается, как надеяться на собственные силы» [10].

Следует отметить, что стремление членов ассоциации сохранить контроль над экономическими процессами, вызвало сдержанно-негативную оценку так называемой «демократической» печати. Указанные пункты «Соглашения» объявлялись созвучными указу М.С. Горбачева о стабилизации хозяйственных связей, что, со слов неких «деловых кругов», расценивалось «как неуклюжая попытка законсервировать на неопределенный срок командно-административные отношения в экономике» [10].

Приведенные выше факты подтверждают имеющийся в исследовательской литературе общий вывод о том, что межрегиональные ассоциации возникли «снизу» как реакция регионов на начавшийся распад устоявшихся хозяйственных связей, а также на бездействие правительства и его неспособность обеспечить нормальные условия для развития [11. С. 3; 12].

Таким образом, стремление региональных руководителей создать новую систему отношений, стимулировать экономическое развитие и не допустить спада производства в условиях развала советской государственной системы являлось одной из важнейших причин создания Ассоциации.

Спад в экономике крайне негативно повлиял на развитие социального обеспечения, здравоохранения и народного образования.

В ходе заседания Совета МАСС 16 ноября 1990 г. были заслушаны сообщения об образовании ассоциаций «Больницы Сибири», «Сибирская культура» и Сибирской ассоциации по подготовке кадров. Участники Совета отметили актуальность поднятых проблем для социального развития Сибири и поручили доработать представленные документы для последующего рассмотрения и утверждения Советом [13].

Спустя два года после создания МАСС председатель Совета ассоциации В. П. Муха вспоминал: «В конце 80-х годов многим стало ясно, что процесс построения рыночной экономики идет с серьезными издержками и его последствия крайне тяжело сказываются на жизни населения провинций. Поэтому сама идея “Сибирского соглашения” была настолько очевидна для тех, кто поздней осенью 1990 года встретился в Кемерово, что не потребовалось долгих обсуждений, зачем и почему мы его создаем» [14].

Еще одной важной причиной образования МАСС стала необходимость не только экономического партнерства, но и взаимодействия территорий в решении социальных проблем.

Идеи социально-экономического сотрудничества в условиях развала советской системы хозяйствования как главная причина объединения сибирских регионов лежат на поверхности и не вызывают сомнений. Однако при

внимательном рассмотрении и анализе текста самого «Соглашения» и первых решений Совета МАСС можно выделить и другие причины создания Ассоциации.

Так, интересным представляется уже само название учредительного документа, из которого следовало, что речь идет об экономическом сотрудничестве именно Советов, а не экономических районов или административно-территориальных и национальных образований (республик, краев и областей).

Представляется, что в условиях перераспределения властных полномочий от партийных к советским органам, последние еще не осознавали себя полноценной властью. Необходимо было повысить и подчеркнуть изменившийся статус Советов, а также расширить их компетенцию в экономической сфере.

На стремление Советов повысить свой статус косвенно указывает и один из провозглашенных в документе принципов (седьмой), на основании которых должны были развиваться межрегиональные связи. Он предполагал «обмен информацией и разработками по обеспечению деятельности Советов» (выделено

мной. - Е.Л.), что явно выходило за рамки «экономического взаимодействия».

Однако отметим и объективную необходимость повышения роли Советов, поскольку в органах советской власти, в отличие от партийных, не было структур реального хозяйственного управления (отделов промышленности, транспорта и т.п.).

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что следующей причиной образования МАСС можно считать стремление краевых и областных советов повысить свой статус как органов полноценной власти в условиях ослабления КПСС и союзной власти как таковой, а также не допустить хаоса в управлении в связи с департизацией государственных органов, учреждений и организаций.

Особое внимание необходимо обратить на провозглашенную в «Соглашении» цель - необходимость создания «интегрированной экономической структуры, объединяющей природно-ресурсный, промышленный, трудовой и научный потенциал региона, что позволяет почти полностью удовлетворять все нужды территорий за счет собственных источников». Содержащееся здесь замечание о потенциальной возможности удовлетворять собственные потребности за счет внутренних ресурсов вряд ли следует считать случайным.

Конечно же, речь не шла об экономической автаркии или суверенитете Сибири. Данное положение, с одной стороны, соответствовало курсу XIX партконференции на хозрасчет территорий. С другой стороны, это был сигнал республиканским и союзным властям о том, что необходимо пересмотреть отношение к сибирскому региону только лишь как к поставщику «дешевого» сырья.

Уже с конца 1980-х гг. в социально-экономическом развитии Сибири все более рельефно стали проявляться диспропорции и противоречия, разрешение которых требовало значительных средств. Их можно было получить, добившись у центральных властей перераспределения доходов от продажи сибирских сырьевых ресурсов.

На это же указывает еще один из провозглашенных в документе принципов (шестой), который предполагал

проведение совместных консультаций при принятии решений экономического и политического характера, затрагивающих интересы территории и проводимых на уровне «республика (РСФСР) - территория». Вопрос перераспределения доходов был важен и с точки зрения формирования местных бюджетов, от наполняемости которых зависело экономическое полновластие Советов.

Из этого можно сделать вывод, что следующей причиной создания «Сибирского соглашения» стала необходимость формирования структуры, способной отстаивать социально-экономические интересы сибирских регионов на российском уровне.

Это подтверждалось решением № 12, принятым на первом заседании Совета МАСС. В соответствии с ним предполагалось установить договорные экономические отношения между «Республикой и соответствующими автономными республиками, краями, областями, автономными и национальными округами» [15]. Председателю Совета МАСС В.П. Мухе поручалось направить соответствующие документы в Верховный Совет РСФСР и Совет министров РСФСР.

На следующую причину объединения сибирских регионов указывает третий из провозглашенных принципов взаимодействия. В нем речь идет о согласованном участии во «внешнеэкономической деятельности с возможностью перераспределения импортно-экспортных поставок партнеров».

В условиях начавшейся либерализации внешней торговли сибирские регионы могли стать конкурентами на международном рынке сырья. Следовательно, объединение было необходимо для того, чтобы не допустить снижения цен и гарантировать прибыль, т. е. для формирования единой экспортной политики.

Одним из важнейших направлений реформ на завершающем этапе перестройки стал поиск новой модели отношений центра с республиками, краями и областями. Причем сами регионы на различных уровнях пытались навязать союзному руководству свое видение будущей федерации.

После подписания «Соглашения» в Кемерово

В.П. Муха, отвечая на вопросы журналистов, заявил, что вновь создаваемая структура является «экономической основой будущего закона о местном самоуправлении», а также «предпосылкой для того, чтобы в будущем регион Западной Сибири выступал коллективным субъектом федерации в реализации экономической реформы для более полного использования своего природно-экономического и научно-техни-ческого потенциала» [9].

Таким образом, еще одной причиной создания «Сибирского соглашения» можно считать стремление сибирских регионов включиться «снизу» в процесс выстраивания новой модели федеративных отношений в СССР.

Вопрос о политических причинах создания Сибирского соглашения требует особого внимания. Политические реформы М.С. Горбачева, направленные на повышение роли Советов, сокращения численности партийной номенклатуры и т.п., вызывали недовольство руководящего аппарата, в том числе и регионального. Причем роль региональных лидеров, в условиях ослабления центральной власти, объективно возрастала, по-

скольку теперь они становились не просто функционерами, а политиками. Однако при этом возрастала их ответственность за углублявшиеся кризисные явления на местах. «Роль местных лидеров была незавидна -обеспечить адаптацию старой экономики и. советского общества к новым, еще квазикапиталистическим отношениям. в условиях ограниченных ресурсов» [16. С. 18].

Уже на учредительной конференции в Кемерово прозвучали призывы учредить региональный Совет народных депутатов, создать ассоциацию народных депутатов СССР и РСФСР по Сибири, выработать концепцию интеграции политической деятельности в регионе и т. п. Однако В. П. Муха выступил сторонником только экономического взаимодействия, заявив: «Давайте для начала выполним взаимные обязательства и договоры текущего года. Только в этом случае мы можем рассчитывать на широкую поддержку нашего соглашения» [7].

Уже на первом заседании Совета МАСС было принято решение относительно проекта будущей Конституции России [17]. В нем отмечались такие недостатки, как: изменение названия государства (вместо РСФСР -Российская Федерация), отсутствие упоминания о Союзе ССР, отсутствие термина «социалистический» и т.д. Эти вопросы Совет считал настолько важными, что предлагал решать их только на референдуме.

Высказанные замечания решено было направить в Конституционную комиссию. Следовательно, деятельность МАСС не ограничивалась лишь социальноэкономическими вопросами. Однако придерживаться принципа «невмешательства» в политику в тех условиях было очень сложно, поскольку часть российского руководства во главе с Б.Н. Ельциным проводила политику, объективно направленную на развал СССР. В частности, через Верховный Совет РСФСР с явными нарушениями «протаскивался» упоминаемый проект новой Конституции, в случае принятия которого союзные органы власти теряли бы опору в регионах России.

Некоторые члены Совета МАСС являлись народными депутатами РСФСР, следовательно, автоматически втягивались в политическую борьбу. «Сибирское соглашение» объективно становилось «всесибирской политической трибуной», которую пытались использовать многие региональные лидеры.

Тенденция к политизации деятельности Сибирского соглашения закрепилась на заседании Совета 8 февраля

1991 г., в ходе которого было принято решение образовать политический совет Ассоциации «в составе председателей Советов народных депутатов террито-

рий» [18]. Мотивировалось это необходимостью решения «вопросов политического характера» в рамках Ассоциации. Председателю Совета МАСС В.П. Мухе поручалось войти с предложениями к министру обороны СССР и в Президиум Верховного Совета РСФСР о включении председателей Советов краев и областей Ассоциации в состав членов военного Совета соответствующих округов.

Таким образом, политические причины создания МАСС явно не прослеживаются. В то же время сама ситуация постоянной политической борьбы как на союзном, так и на российском уровне, а также включенность членов Совета Ассоциации в политические структуры страны, способствовали неизбежному втягиванию Сибирского соглашения в обсуждение политических проблем.

В конце 1991 г. обозначилась явная угроза дезинтеграции не только союзного, но и российского политического пространства. Существовавшие в СССР отношения между центром и регионами, основанные на жесткой партийной вертикали КПСС, оказались разрушенными.

Развал централизованной политической системы повлек за собой резкое нарастание кризиса в социально-экономической сфере, что проявилось в резком ухудшении снабжения городов, падении трудовая дисциплина и производительности труда, сокращении объемов производства. Затянувшийся политический кризис в центре оставил регионы один на один с их проблемами.

Таким образом, события августа - декабря 1991 г. показали правильность и необходимость объединения сибирских регионов. Перестройка закончилась фактической ликвидацией центральной власти, развалом СССР, причем в дезинтеграционные процессы оказалась втянутой и сама РСФСР. Однако одним из противовесов дальнейшему распаду России стали ассоциации экономического взаимодействия, в частности МАСС, взявшие курс на укрепление и расширение горизонтальных межрегиональных связей.

Объединение сибирских регионов позволяло хоть как-то защитить социально-экономические интересы территорий от непредсказуемой и слабо сбалансированной федеральной политики [19. С. 24]. Потенциально ассоциации являлись основой для интеграции страны. Однако, несмотря на признание со стороны новых российских властей, «Сибирскому соглашению» еще предстояло пройти испытание на прочность в условиях новой политической борьбы между Б.Н. Ельциным и Верховным Советом РФ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Елохина Т.П. Психология политического сотрудничества в России. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2004.

2. Экономическая реформа и социально-экономическое развитие Сибири // Регион: экономика и социология. 1991. Вып. 1: Январь-апрель.

Новосибирск: Наука, 1991.

3. Пихоя Р.Г. Москва. Кремль. Власть. Две истории одной страны. Россия на изломе тысячелетий. 1985-2005. М.: Русь-Олимп; Астрель; АСТ,

2007.

4. Критика и библиография / Б.С. Хореев/ Региональная политика в СССР (экономико-географический подход). М.: Мысль, 1989.

5. Холодова О.И. Управление развитием межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия: Автореф. ... канд. экон. наук. М.,

1998.

6. Сибирское соглашение. Об основных принципах экономического сотрудничества местных Советов народных депутатов Алтайского и Крас-

ноярского краев, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской, Тюменской областей и Хакасской автономной области. 2 октября

1990 г. // Текущий архив Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» (Далее - Текущий архив МАСС).

7. Советская Сибирь (Новосибирск). 1990. 30 окт.

8. Решение Совета МАСС от 16 ноября 1990 г. № 9 О заключении договоров на 1991 год // Текущий архив МАСС.

9. Советская Сибирь. 1990. 5 окт.

10. Сибирская газета (Новосибирск). 1990. 15-23 окт.

11. Холодова О.И. Управление развитием межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия: Автореф. . канд. экон. наук. М.,

1998.

12. Колодина Е.А. Исследование процессов пространственно-экономической интеграции на примере Сибири. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003.

13. Решение Совета МАСС от 16 ноября 1990 г. № 13 Об ассоциациях «Больницы Сибири», «Сибирская культура» и Сибирской ассоциации по

подготовке кадров // Текущий архив МАСС.

14. Муха В. Сибирское плечо России // Международная жизнь. 1993. 4 марта.

15. Решение Совета МАСС от 16 ноября 1990 г. № 12 О принципах экономических отношений в РСФСР на период перехода к рыночной экономике // Текущий архив МАСС.

16. Соловьев Е.А. Выживший: региональный лидер в эпоху перемен. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

17. Решение Совета МАСС от 16 ноября 1990 г. № 11 О проекте Конституции (Основного закона) Российской Федерации // Текущий архив МАСС.

18. Решение Совета МАСС от 8 февраля 1991 г. № 1 О взаимодействии // Текущий архив МАСС.

19. Аксенов В., Бовин А., Вавилин Е. Проблемы экономического развития Сибири и участие МАСС в их решении // Регион: экономика и социо-

логия. 1996. № 4.

Статья представлена научной редакцией «История» 23 июня 2009 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.