Научная статья на тему 'Проблема определения статуса Межрегиональной Ассоциации «Сибирское соглашение» в начале 1990-х гг. '

Проблема определения статуса Межрегиональной Ассоциации «Сибирское соглашение» в начале 1990-х гг. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
170
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"СИБИРСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ" / СТАТУС МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИИ / РЕГИОНАЛИЗМ / РЕГИОНОВЕДЕНИЕ РОССИИ / "SIBERIAN ACCORD" / STATUS OF INTER-REGIONAL ASSOCIATION / REGIONALISM / REGIONAL STUDY / RUSSIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Луков Евгений Викторович

Рассматривается процесс нормативного закрепления компетенций Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», что во многом определяло ее правовое положение. Вопрос о статусе Ассоциации имел определяющее значение для четкого понимания места и роли созданных межрегиональных объединений в формируемой общественно-политической системе России и проводимой в стране политике реформ. На основе анализа нормативных актов делается вывод о том, что фактический статус Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» в начале 1990-х гг. возрастал, но в силу конъюнктурно-политических причин не закреплялся на законодательном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of definition of the status of inter-regional association Siberian Accord in early 1990s

Reforming the political system in our country on the verge of the 1980s and the 1990s led to a transformation of the existing institutes and establishing of new structures. The Inter-regional association of economic interaction of regions Siberian Accord became one of them. Standard fastening of its legal status became the major condition for its development and activity. The problem was that the creation of the association became a manifestation of the initiative of the Siberian regions, which originally paid more attention to finding a solution for specific targets within the limits of the created association, instead of its status. In many respects it was a result of economic priorities of the final stage of the perestroika, focusing regions on transition to independence and self-financing. However, in the conditions of formation of the new Russian statehood an important role was played by formal legal relationships. Power and management levels federal, regional and municipal ones  were vested with a certain volume of competence. In this connection, the problem of defining the status of inter-regional associations of economic interaction was designated. On the one hand, they had shown the efficiency in achievement of social and economic stabilization in regions; on the other hand, they did not correspond formally to the types of organizations existing in the legislation. Associations required definition of legal bases of their activity. At the end of 1991 attempts were undertaken to give associations the state status, however, the Supreme body of the RSFSR sent the presented documents on completion to The Ministerial Council. As a provisional measure was the presidential Decree, according to which the Siberian Accord was established and accepted the Contract of founders and the Charter in July 1992. Despite that, the accepted standard documents did not create a sufficient legal field for the activity of associations. Constantly, there were problems connected with the uncertain status of Siberian Accord that did not allow to operatively solve urgent problems within the association. Disintegration processes in the country, which forced the federal centre to be concerned with the suspicion of activity of associations and deprive them of additional powers, aggravated the situation. At the same time the race for power between the President and the Supreme body pushed them getting support of the regions, including associations. In these conditions the Government confirms Temporary Position on the Order of Formation, Registration and Activity of Voluntary Associations of Economic Interaction. The accepted document reflected the central powers policy of dual nature the problem of defining the status of associations was not solved, but considerable powers concerning joint conducting the Federal centre and subjects of Federation were conferred to interregional associations. Temporary position actually became a legislative basis, within it the activity of association before passing the Federal Law in 1999 was carried out.

Текст научной работы на тему «Проблема определения статуса Межрегиональной Ассоциации «Сибирское соглашение» в начале 1990-х гг. »

Е.В. Луков

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАТУСА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИИ «СИБИРСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ» В НАЧАЛЕ 1990-х гг.

Рассматривается процесс нормативного закрепления компетенций Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», что во многом определяло ее правовое положение. Вопрос о статусе Ассоциации имел определяющее значение для четкого понимания места и роли созданных межрегиональных объединений в формируемой общественно-политической системе России и проводимой в стране политике реформ. На основе анализа нормативных актов делается вывод о том, что фактический статус Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» в начале 1990-х гг. возрастал, но в силу конъюнктурнополитических причин не закреплялся на законодательном уровне.

Ключевые слова: «Сибирское соглашение»; статус межрегиональной ассоциации; регионализм; регионоведение России.

На завершающем этапе перестройки начался переход нашей страны к новой общественной модели, которая четко не определялась. Намечался лишь общий вектор развития: от плановой экономики - к рыночной, от авторитарной политической системы - к демократической. Это неминуемо повлекло за собой трансформацию политических и общественных институтов, а также возникновение новых структур. Одной из них стала Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия регионов «Сибирское соглашение» (далее -МАСС или Ассоциация). Важнейшим условием развития и деятельности Ассоциации являлось нормативное закрепление ее правового положения, статуса.

Создание самой МАСС стало проявлением инициативы регионов, т.е. процесс экономического объединения начался «снизу». Это стало возможно в рамках проводимой на завершающем этапе «перестройки» политики перехода к региональному хозрасчету с созданием элементов рынка. Именно власти на местах первыми уловили институционный вакуум, возникший в результате разрушения административных структур управления и еще не сложившихся рыночных регуляторов экономики. Следовательно, возникала потребность в координирующем органе, в качестве которого первоначально и должна была выступить Ассоциация. Созданное сибирскими регионами объединение не имело и не могло иметь какого-либо законодательного оформления ни на уровне РСФСР, ни на уровне Союза.

Нормативное оформление Ассоциации сибирских регионов началось с подписания 2 октября 1990 г. в Кемерове Сибирского соглашения (которое и дало название организации). Однако в документе указывалась только цель соглашения - создание интегрированной экономической структуры, объединяющей огромный потенциал региона, что позволяет почти полностью удовлетворять все нужды территорий за счет собственных источников, а также определялись принципы сотрудничества. Задачи, права и обязанности, позволяющие определить статус организации, в Соглашении не прописывались [1].

На следующем заседании МАСС, прошедшем в Новосибирске 16 ноября 1990 г., был утвержден Устав Ассоциации. В нем указывалось, что Ассоциация «является добровольной интегрированной социальноэкономической структурой Советов народных депутатов краев, областей, автономных республик и национальных округов Сибирского региона». Созданное объединение наделялось полномочиями, которые добровольно делегировались ему учредителями Ассоциа-

ции - Советами народных депутатов и их исполкомами. МАСС объявлялось юридическим лицом, могло заключать договоры и осуществлять сделки как внутри страны, так и за границей. Ассоциация также имела самостоятельный баланс, круглую печать с изображением Герба РСФСР и наименование, расчетный счет и иные счета в учреждении банков. При этом МАСС не отвечает по обязательствам членов Ассоциации, как и члены Ассоциации не отвечают по ее обязательствам.

За МАСС закреплялось право обладать имуществом, создавать предприятия и торговые организации, оказывать услуги, заниматься внешнеэкономической деятельностью, создать собственный банк и быть учредителем сибирских СМИ. К обязанностям Ассоциации относилось: действовать в интересах членов Ассоциации, выполнять договорные обязательства и способствовать обеспечению предприятий сырьем, материалами, комплектующими [2. Л. 25, 27, 28].

Таким образом, речь шла об экономико-управленческой деятельности в пределах Сибири в соответствии с открывшимися возможностями самостоятельной деятельности и развития «горизонтальных» связей.

МАСС и Устав были зарегистрированы Новосибирским областным Исполнительным комитетом Совета народных депутатов 28 декабря 1990 г. [3]. Однако для развития деятельности Ассоциации этого было недостаточно. Исполнительная дирекция МАСС начала активную работу с Верховным Советом РСФСР (далее -ВС) о законодательном закреплении межрегионального объединения. Уже 28 января 1991 г. состоялось заседание Комитета по вопросам межреспубликанских отношений, региональной политике и сотрудничеству ВС. На нем присутствовали представители Исполнительной дирекции МАСС А.В. Нестеров, В.И. Иванков и А.А. Зимников. В ходе заседания был рассмотрен проект постановления Президиума ВС РСФСР «Об образовании Межрегиональной ассоциации краев, областей и автономных образований Сибири “Сибирское соглашение”» [4. Л. 20, 21].

Одобренный проект был принят 4 марта 1991 г. [5], однако в нем речь шла только о целях Ассоциации, в рамках которых подчеркивалась важность экономической координации, повышения самостоятельности территорий, эффективного использования регионального потенциала. Совету МАСС предлагалось согласовать Устав с Совмином РСФСР. Комитетам Верховного Совета поручалось изучить работу ассоциаций и осуществлять координацию их деятельности. Таким образом, вопрос о статусе четко не прописывался.

Следующим важным шагом в процессе определения статуса ассоциаций экономического взаимодействия стало распоряжение Председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцина, подписанное 1 июля 1991 г. в ходе его визита в Новосибирск [6. Л. 22-25]. Ассоциации были предоставлены широкие права в области природопользования, в том числе оплаты за пользование природными ресурсами; распоряжение 10% производимой продукции, в том числе полученной валюты от ее реализации; разрешения на бартерные сделки, лицензирование экспорта и импорта товаров; регистрация любых предприятий в качестве участников внешнеэкономической деятельности. Также МАСС разрешалось оставлять в своем распоряжении дополнительно полученные доходы; определять льготы по налогам на прибыль для предприятий; формировать поставки продовольствия между участниками Ассоциации в счет поставок в республиканские фонды. Совету Министров, с учетом предоставленных прав, поручалось разработать нормативно-правовые документы, обеспечивающие эффективное функционирование МАСС, а также совместно с Верховным Советом подготовить проект постановления о статусе Ассоциации до 1 сентября 1991 г.

Однако лишь 25 сентября 1991 г. Совмин направил проекты о Государственном статусе региональных ассоциаций экономического взаимодействия и их типовой Устав в Верховный Совет на рассмотрение. В проекте Постановления ВС об утверждении Государственного статуса указывалось, что ассоциации образуются в целях создания условий и координации действий для эффективного функционирования народно-хозяйственного комплекса, самостоятельного решения вопросов по стабилизации социально-экономического положения в регионах на основе наиболее полного использования научного, производственно-технического потенциала в условиях перехода к рыночным отношениям. Совет Министров и органы региональной власти должны были создать необходимые условия для работы региональных ассоциаций.

В Государственном статусе региональная Ассоциация экономического взаимодействия определялась как добровольное объединение субъектов Федерации, образуемая по инициативе региональных органов власти и управления на договорной основе [7. Л. 3-8]. В документе устанавливались следующие задачи межрегиональных объединений: стабилизация экономического положения, создание необходимых условий и структур для перехода к рыночным отношениям, активизация предпринимательской деятельности, защита интересов населения и повышение его благосостояния. Механизм реализации задач заключался в подготовке и осуществлении региональных и межрегиональных проектов и программ на основе более полного использования местного потенциала, кооперации и интеграции производства, объединении усилий и опыта членов Ассоциации. Одним из принципов деятельности являлось делегирование Ассоциации некоторых прав и полномочий исполнительной власти ее учредителями, определяемых Соглашением и Уставом Ассоциации. В своей деятельности Ассоциация должна была руководствоваться законодательными и нормативными актами РСФСР, «с учетом полномочий, переданных ей Правительством

РСФСР, другими органами государственной власти и регионального управления». При этом РСФСР не должна была отвечать по обязательствам Ассоциации, равно как и Ассоциация не отвечала по обязательствам РСФСР. Предоставляемые Ассоциации права в целом соответствовали Распоряжению Б.Н. Ельцина от 1 июля

1991 г. В проекте типового Устава Ассоциация определялась как самостоятельная организация, осуществляющая свою деятельность на демократической основе в интересах ее членов и регионов в целом [8. Л. 9-17].

В целом комитеты и комиссии Верховного Совета признали важность принятия представленных документов, отмечая, что деятельность ассоциаций «может явиться конкретным шагом к стабилизации народнохозяйственного комплекса РСФСР в целом». В то же время был высказан ряд замечаний. Так, Комиссия по национально-государственному устройству и межнациональным проблемам указала на то, что делегирование учредителями части своих прав и полномочий исполнительной власти Ассоциации может привести к подмене функций исполнительной власти на местах и в результате - к неправильной экономической политике [9. Л. 19].

Комитет по промышленности и энергетике заявил, что в условиях перехода к рыночной экономике основной задачей является предоставление наибольшей свободы для деятельности предприятий. Создание же подобных ассоциаций ущемляет права отдельных предприятий. Систему распределения финансовых и материальных средств через фонды ассоциации Комитет определил как «возврат к централизованному распределению на региональном уровне, торможению развития рыночных отношений в регионе». В заключение делался вывод о том, что «придание Государственного статуса региональной ассоциации на сегодняшний день не оправдано и вредно. Регионы могут и должны объединяться лишь для выполнения каких-то целевых программ... Открытие коммерческих структур, по сути объединенных с органами исполнительной власти, ставит в неравные условия других производителей и коммерческие организации» [10. Л. 21, 22].

Комитет по международным делам и внешнеэкономическим связям отметил отсутствие надобности предоставлять Государственный статус ассоциациям, поскольку, во-первых, в действующем законодательстве не было упоминаний о таких ассоциациях; во-вторых, перечисленные в документах права и так принадлежат регионам, а учитывая, что вход и выход из ассоциации добровольный, как и делегирование ей полномочий, то надобность в государственном статусе отпадает [11. Л. 23].

Самые жесткие замечания последовали от Комитета по безопасности. В них указывалось, что создание Ассоциации «ведет к образованию новых законодательнораспорядительных структур», на содержание которых будет уходить значительная доля прибыли предприятий. По мнению Комитета, указанные в проектах задачи должны решать органы региональной власти, в противном случае их тогда надо упразднить и оставить Ассоциации. В случае же передачи части полномочий с уровня Правительства появятся параллельные правительственные структуры. «Права ассоциации - это права предприятия (с полномочиями правительства), а не-

обходимость наделения ее такими правами объяснению не поддается». Обладание правами предприятия и полномочиями Правительства, как считал Комитет, «неизбежно создает условия для тех или иных злоупотреблений». Делался вывод о том, что Ассоциация - это не организация, а тип предприятия, преследующего цель получения прибыли. Следовательно, организационноправовая форма Ассоциации - государственное предприятие или объединение предприятий [12. Л. 25, 26].

В итоге представленные документы были возвращены в Правительство на доработку. Однако в политических условиях конца 1991 г. Б.Н. Ельцин стремился заручиться поддержкой регионов и не мог игнорировать их инициативы. Поэтому, несмотря на позицию Верховного Совета, 11 ноября 1991 г. Президент подписал Указ, в котором Правительству РСФСР и Администрации Президента предписывалось «поддержать инициативу территорий» [13]. Региональные ассоциации экономического взаимодействия определялись как добровольные объединения российских регионов в производственном, экономическом, научно-техническом и социальном развитии в рамках региональных программ.

Правительству совместно с органами исполнительной власти регионов поручалось до 15 ноября 1991 г. разработать и утвердить правовые основы формирования и деятельности ассоциаций. При этом в качестве базовых положений учитывались следующие моменты: учредителями ассоциаций могли быть органы государственной власти и управления регионов; права ассоциаций не должны быть выше прав ее учредителей; ассоциация должна обладать правом юридического лица. Вид деятельности, долевое участие и право пользования конечным результатом должны были устанавливаться учредительным договором, при этом ассоциация не отвечает за бюджеты учредителей. Устав мог быть зарегистрирован только в Минюсте по согласованию с министерствами экономики и финансов. Организационная форма управления ассоциацией в рамках оговоренного экономического и правового статуса определялась собранием учредителей.

Наряду с этим Правительству поручалось «рассмотреть вопрос о делегировании региональным ассоциациям дополнительных полномочий на переходный период для обеспечения ускоренной реализации радикальной экономической реформы». Совместно с советами ассоциаций надлежало разработать структуру и схему управления промышленностью в условиях ее реорганизации и перехода к рыночным отношениям. Все решения Председателя ВС РСФСР (Б.Н. Ельцина) по всем ранее созданным ассоциациям поручалось рассмотреть и выполнить.

Таким образом, в условиях развала СССР и угрозы дезинтеграции российского политического пространства, а также в преддверии перехода к радикальной рыночной реформе Президент Б.Н. Ельцин придавал большое значение созданию межрегиональных ассоциаций, которые могли стать опорой российского руководства в проведении реформ и сохранении российского единства.

Начало радикальной рыночной реформы усугубило и так непростую социально-экономическую ситуацию

в стране. В Верховном Совете и регионах, непосредственно столкнувшихся с нарастающим кризисом, стали появляться оппозиционные настроения. Региональная представительная власть в лице Советов требовала корректировки реформ. В отдельных регионах России открыто стали проявляться сепаратистские тенденции. В этой напряженной политической атмосфере 10 февраля

1992 г. на имя заместителя Председателя ВС РФ Ю.Ф. Ярова представителями Президента РФ в сибирских областях и краях было направлено «представление» относительно законности деятельности Ассоциации. В сопроводительном письме указывалось: «Вопрос связан с процессами, развивающимися в Сибири и представляющими опасность с точки зрения государственной целостности России. Необходимо принятие оперативных и действенных мер» [14. Л. 20-23, 33].

В частности, представление затрагивало вопрос статуса МАСС. Обращалось внимание на неправильность регистрации Ассоциации Новосибирским облисполкомом, поскольку МАСС действует на территории «многих областей Сибири», а это попадает уже в сферу юрисдикции российского уровня. Особый акцент делался на то, что МАСС «не является ни хозяйствующей организацией... ни общественной организацией». Поскольку в Уставе Ассоциация определялась «интегрированной ... структурой Советов народных депутатов», то, по мнению авторов представления, это означало, что «создано объединение органов государственной власти (Советов) и тем самым образован новый уровень государственной власти и управления Сибирского региона» с соответствующими полномочиями «органа государственной власти и управления», а это противоречит Конституции Российской Федерации.

Делался вывод о том, что «процессы экономического регионального ассоциирования, поддержанные Указом Президента РФ, переводятся в незаконное государственное строительство, чреватое расчленением России». МАСС, таким образом, «выходит далеко за рамки экономического регионального ассоциирования». На основании приведенных фактов выдвигались требования отменить регистрацию Ассоциации, руководителям региональных властей указать на незаконность их вхождения в МАСС, привести учредительные документы в соответствие с законодательством РФ.

Комитет ВС по вопросам работы Советов народных депутатов и развитию самоуправления дал заключение на поступившее «представление». В нем указывалось на то, что «отдельные положения Устава. не отвечают требованиям действующего законодательства». В частности, по Закону РФ «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» региональные органы власти могли передавать часть своих полномочий только органам государственной власти и местного самоуправления. По этому же закону руководителям Советов и администраций запрещалось входить в руководящие органы партий и движений, а также заниматься предпринимательской деятельностью.

Однако при этом обращалось внимание на то, что Устав «не позволяет оценить статус Ассоциации (общественная или хозяйственная организация), а принятая формулировка “добровольная интегрированная

социально-экономическая структура Советов народных депутатов” не соответствует системе органов государственной власти и управления, закрепленной в Конституции». «Вместе с тем, - указывалось в документе, -сама идея объединения усилий ряда регионов Российской Федерации по выработке более эффективного механизма хозяйствования в условиях экономической реформы не вызывает сомнений». Также обращалось внимание на то, что создание ассоциаций поддерживает Президент [15. Л. 34-36].

Тем временем в рамках Ассоциации разрабатывались новый Учредительный договор и Устав, что было связано с изменениями в общественно-политическом устройстве страны, а также с выходом президентского Указа № 194 от 11 ноября 1991 г. 10 июля 1992 г. в Улан-Удэ на Совете Ассоциации подготовленные уставные документы были подписаны. В Договоре учредителей указывалось, что Ассоциация «является добровольным объединением экономического взаимодействия субъектов учредительного договора в производственном, экономическом, научно-техническом и социальном развитии Сибири на основе программ и проектов» [16].

Нормативно закреплялось положение о том, что органы управления Ассоциации не являются вышестоящими административными органами по отношению к входящим в состав Ассоциации органам власти и управления территорий. Следовательно, права МАСС не могли быть выше прав ее учредителей и определялись только в рамках переданных ей полномочий. Цели Ассоциации на ближайший период определялись как «смягчение негативного влияния накопившихся деформаций в хозяйственном комплексе в условиях перехода к рыночной экономике, снижение социальной напряженности». В долгосрочной перспективе ставилась цель достигнуть устойчивого состояния региональной экономики и на этой основе добиться повышения уровня жизни населения.

Для достижения заявленных целей учредители МАСС должны были осуществлять разработку и реализацию межрегиональных программ экономического и социального развития территорий; формировать взаимовыгодное экономическое сотрудничество как внутри Ассоциации, так и за ее пределами; способствовать развитию региональных институтов рыночной экономики; вырабатывать и проводить согласованную социально-экономическую политику. В рамках проведения инвестиционной и инновационной политики Ассоциация могла создавать региональные банки, инвестиционные компании и фонды. В целях реализации программ и проектов исполнительная дирекция в качестве учредителя могла создавать коммерческие структуры. В принятом Уставе МАСС положения, характеризующие правовое положение Ассоциации, фактически дублировались. При этом в учредительных документах отсутствовал раздел о правах Ассоциации как таковой, а вопрос статуса фактически не затрагивался.

29 января 1993 г. Устав МАСС был зарегистрирован в Министерстве юстиции. В свидетельстве о регистрации указывались лишь цели деятельности, название организации - Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение», а также вид - «межрегиональная», причем последнее без каких-либо пояснений.

Отметим, что фактическое отсутствие четкого определения статуса МАСС приводило к сложностям и в ее повседневной деятельности. Так, 1 сентября 1992 г. Председатель Совета Ассоциации В.П. Муха направил письмо начальнику телефонной станции Новосибирска, в котором указал на то, что «средства на содержание дирекции выделяются из бюджетов областей, краев и республик Сибири». Следовательно, «являясь по сути дела бюджетной организацией», Исполнительная дирекция Ассоциации не могла открыть бюджетного счета, но и не могла оплачивать услуги телефонной станции как предприятия. В письме особо подчеркивалось, что «Исполнительная дирекция Ассоциации “Сибирское соглашение” коммерческой деятельностью не занимается» [17. Л. 199].

Не менее показательным является письмо от 17 мая

1993 г., поступившее из Министерства юстиции генеральному директору МАСС В.И. Иванкову. В нем указывалось на то, что принятая Ассоциацией Межрегиональная программа правотворчества «Сибирский правовой проект» не соответствует уставным целям и задачам МАСС. «Возникают обоснованные сомнения, -говорилось в письме, - относительно... правомочности решения этой задачи за субъекты Российской Федерации исключительно в рамках МАСС, являющейся, как известно, ассоциацией экономического взаимодействия» [18. Л. 39, 40]. Такие действия, по мнению Министерства, выходили за пределы делегированных Ассоциации полномочий от имени собрания учредителей.

В июле 1993 г. Совет МАСС в Саяногорске выдвинул ряд жестких требований в адрес центральных органов относительно проводимой политики и сложившейся в регионах ситуации. В принятых документах содержалось предложение провести переговоры с Правительством по существу поднятых вопросов [19]. Учитывая кризисную ситуацию, связанную с обострением отношений между Верховным Советом и Президентом, 16 сентября 1993 г. Правительство принимает постановление, которым утверждалось «Временное положение о порядке формирования, регистрации и деятельности добровольных объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия» [20]. В постановлении заместителю Председателя Правительства С.М. Шахраю поручалось организовать встречу Президиума Совета Министров с руководителями ассоциаций для обсуждения вопросов: о формах и методах постоянного взаимодействия ассоциаций с центральными органами власти и управления, о проводимой правительством экономической политике, о бюджете страны, о программах развития регионов, о развитии внешнеэкономической деятельности регионов. Министерству юстиции РФ совместно с заинтересованными ведомствами и с участием ассоциаций предписывалось в месячный срок внести в Правительство проекты законодательных актов, обеспечивающих правовые основы формирования, регистрации и деятельности объединений (ассоциаций).

Временное положение устанавливало временный порядок взаимодействия центра и ассоциаций по вопросам совместного ведения Федерального центра и субъектов Федерации. Относительно статуса межрегиональных объединений указывалось лишь то, что

они «образуются органами представительной или исполнительной власти субъектов Федерации. для решения региональных, межрегиональных. экономических и социальных задач в рамках совместно принятых соглашений, программ и проектов». К межрегиональным задачам относилось: создавать условия для эффективного взаимодействия в социально-экономической сфере, в том числе координировать деятельность, проводить согласованные мероприятия по стабилизации положения в регионах, разрабатывать совместные программы развития и привлекать под них необходимые средства. В рамках развития федеративных отношений ставились задачи: взаимодействовать с центром по поводу проведения реформ, разрабатывать предложения по улучшению государственной региональной политики, осуществлять совместно с центром федеральные программы. Решение этих задач должно было способствовать совершенствованию социально-экономической политики, проведению экономической реформы и сохранению российской государственности.

Права ассоциаций устанавливались в пределах полномочий, делегированных им учредителями. Причем в целях реализации социально-экономических программ и проектов федерального значения межрегиональным объединениям могли передаваться дополнительные права по согласованию с Правительством. Ассоциациям также предоставлялись права юридического лица. Членам Совета запрещалось участвовать в коммерческой деятельности созданных ассоциацией структур. Наряду с этим руководители ассоциаций получили право участвовать в заседаниях Правительства по вопросам их компетенции, а также в министерствах и ведомствах с правом совещательного голоса.

11 ноября 1993 г., после октябрьского политического кризиса, в Москве состоялось совещание руководителей межрегиональных ассоциаций с участием руководителя Администрации Президента РФ С. А. Филатова. В ходе встречи было принято решение задействовать ассоциации в процессе обсуждения проекта Конституции РФ и проведения выборов. Ставилась задача подготовить Генеральное соглашение о сотрудничестве ассоциаций с федеральными органами власти, в том числе с будущим Федеральным собранием РФ [21. Л. 110, 111].

23 марта 1994 г. проект Генерального соглашения между Правительством РФ и ассоциациями экономического взаимодействия был подписан в Тамбове [22. Л. 32-34]. В нем были определены направления хозяйственной деятельности, по которым предполагалось разграничить полномочия федеральных и региональных органов управления. Наряду с этим ставилась за-

дача выработать механизм взаимодействия органов центральной исполнительной власти и ассоциаций экономического взаимодействия. Особое внимание в документе уделялось подготовке программ развития экономических регионов и их финансового и материального обеспечения на долевой с Правительством основе. Для создания правовой основы сотрудничества ставилась задача разработать и принять соответствующее постановление Правительства.

15 июля 1994 г. в Москве было подписано Соглашение о сотрудничестве ассоциаций с Федеральным Собранием [23. Л. 35-40]. Его приоритетными направлениями определялись: принятие законов о межрегиональном сотрудничестве, о разграничении полномочий между Федерацией и ее субъектами, о дополнительных полномочиях регионов в области банковской деятельности, об определении приоритетов государства в важнейших межрегиональных программах и т. д. Для учета реального потенциала межрегиональных ассоциаций, определения их места и роли в формировании и реализации государственной политики намечалось решение целого ряда приоритетных задач. Среди них: рассмотрение законопроектов, регламентирующих развитие регионов, только с предварительного заключения ассоциаций; формирование системы контроля за исполнением Федеративного договора; закрепление за межрегиональными ассоциациями статуса государственных агентов по реализации государственных программ в регионах и др.

Таким образом, можно констатировать, что с момента образования МАСС и до преодоления политического кризиса на рубеже 1993-1994 гг. фактический статус межрегиональных ассоциаций значительно возрос. Он определялся нормативно закрепленными полномочиями, а также теми задачами, которые должны были решаться в рамках создаваемых объединений. Так, если в первом Уставе МАСС в основном речь шла о проблемах сибирских регионов и их преодолении, то в документах 1993 -начала 1994 г. ассоциации уже рассматривались не только как объединения для решения межрегиональных проблем, но и как «государственные агенты» по реализации федеральных программ в регионах.

В то же время в начале 1990-х гг. субъективные конъюнктурно-политические факторы препятствовали предоставлению ассоциациям соответствующих властных компетенций в сфере управления социальноэкономическим развитием. Федеральный центр предпочитал временно предоставлять ассоциациям ряд полномочий, вести с ними диалог, использовать в осуществлении реформ, но не предоставлять соответствующего официального статуса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сибирское соглашение. Об основных принципах экономического сотрудничества местных Советов народных депутатов Алтайского и Красноярского краев, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской, Тюменской областей и Хакасской автономной области. 2 октября 1990 г. // Текущий архив Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» (Далее - Текущий архив МАСС).

2. Устав Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС). Утвержден 16 ноября 1990 г. в Новосибирске // ГАРФ. Ф. 10026. Оп. 1. Д. 2761.

3. О регистрации Межрегиональной ассоциации Советов народных депутатов «Сибирское соглашение». Распоряжение Исполнительного комитета Новосибирского областного Совета народных депутатов от 28 декабря 1990 г. № 463-р // Текущий архив МАСС.

4. Протокол № 4 заседания Комитета по вопросам межреспубликанских отношений, региональной политике и сотрудничеству от 28 января 1991 г. // ГАРФ. Ф. 10026. Оп. 1. Д. 2097.

5. О межрегиональной Ассоциации краев, областей и автономных образований Сибири «Сибирское соглашение». Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 марта 1991 г. № 765-1 [Копия] // Текущий архив МАСС.

6. Распоряжение Председателя Верховного Совета РСФСР. 1 июля 1991 г. № 1503/1-1. Вопросы деятельности межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» // ГАРФ. Ф. 10026. Оп. 1. Д. 2097.

7. Постановление ВС РСФСР О государственном статусе региональной ассоциации экономического взаимодействия в РСФСР [Проект] // ГАРФ. Ф. 10026. Оп. 5. Д. 1125.

8. Типовой Устав региональной ассоциации экономического взаимодействия в РСФСР [Проект] // ГАРФ. Ф. 10026. Оп. 5. Д. 1125.

9. Заключение на проекты «О Государственном статусе.» // ГАРФ. Ф. 10026. Оп. 5. Д. 1125.

10. Замечание по проектам ... // ГАРФ. Ф. 10026. Оп. 5. Д. 1125.

11. Создание региональной ассоциации. // ГАРФ. Ф. 10026. Оп. 5. Д. 1125.

12. Замечания и предложения по материалам. // ГАРФ. Ф. 10026. Оп. 5. Д. 1125.

13. Об обеспечении условий по повышению роли и взаимодействия республик в составе РСФСР, автономных образований, краев и областей в осуществлении радикальной экономической реформы. Указ Президента РСФСР от 11 ноября 1991 г. [Копия] // Текущий архив МАСС.

14. Представление к рассмотрению по вопросам об Ассоциации «Сибирское соглашение». // ГАРФ. Ф. 10026. Оп. 1. Д. 2761.

15. Заключение по Уставу «Сибирское соглашение». // ГАРФ. Ф. 10026. Оп. 1. Д. 2761.

16. Договор учредителей Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС), подписанный 10 июля 1992 г. в Улан-Удэ // Текущий архив МАСС.

17. Начальнику ГТС Новосибирска Пашковскому В.Ф. . // ГАНО. Ф. Р-245. Оп. 1. Д. 20.

18. Искренне признательны Вам. // ГАНО. Ф. Р-245. Оп. 1. Д. 38.

19. Об Обращении Совета МАСС. Решение Совета МАСС от 9-10 июля 1993 г. № 8; О Заявлении Совета Межрегиональной ассоциации

«Сибирское соглашение». Решение Совета МАСС от 9-10 июля 1993 г. № 16 // Текущий архив МАСС.

20. Временное положение о порядке формирования, регистрации и деятельности добровольных объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Утверждено постановлением Совета министров - правительства РФ от 16 сентября 1993 г. № 918 [Копия] // Текущий архив МАСС.

21. Протокол Совещания руководителей межрегиональных ассоциаций в Кремле 11 ноября 1993 г. // ГАНО. Ф. Р-245. Оп. 1. Д. 38.

22. Генеральное соглашение между Правительством Российской Федерации и ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Федерации на 1994-1995 гг. Тамбов. 23 марта 1994 г. // ГАНО. Ф. Р-245. Оп. 1. Д. 7.

23. Соглашение о сотрудничестве между Федеральным Собранием Российской Федерации и межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации. Москва. 15 июля 1994 г. // ГАНО. Ф. Р-245. Оп. 1. Д. 7.

Статья представлена научной редакцией «История» 18 мая 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.