Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ СЛУЧАЕВ НЕДОСТАТОЧНОЙ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ДЕТЕЙ, ПОСТУПАЮЩИХ В ШКОЛУ'

ПРИЧИНЫ СЛУЧАЕВ НЕДОСТАТОЧНОЙ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ДЕТЕЙ, ПОСТУПАЮЩИХ В ШКОЛУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CAUSES OF INSUFFICIENT SCHOOL MATURITY OF CHILDREN ENTERING SCHOOL

The author assessed the effect of various biological and social factors on the extent of school maturity of children and found that the most significant role in this complex pertains to the biological factors. A relationship between biological and social factors was noted to exist.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ СЛУЧАЕВ НЕДОСТАТОЧНОЙ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ДЕТЕЙ, ПОСТУПАЮЩИХ В ШКОЛУ»

УДК 616-053.6-007.12-02

Канд. мед. наук Я. Я. Куинджи

ПРИЧИНЫ СЛУЧАЕВ НЕДОСТАТОЧНОЙ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ДЕТЕЙ, ПОСТУПАЮЩИХ В ШКОЛУ

Научно-исследовательский институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

За последние годы в области гигиены детства накопились работы, посвященные проблеме так называемой школьной зрелости детей, поступающих в школу (С. М. Громбах; М. В. Прохорова; Т. Ю. Вишневецкая; Л. М. Нерсесян и Т. А. Фейзуллаева; Н. Н. Куинджи; Т. Н. Сорокина). Большинством авторов понятие «школьная зрелость» трактуется как достижение детьми определенной степени физиологического, психологического и социального развития, которое обеспечивает им возможность справиться с требованиями систематического школьного обучения. Педагогов и психологов недостаточно созревшие для школьного обучения дети интересуют с точки зрения успеваемости, так как именно они становятся неуспевающими.

Гигиеническое значение проблемы школьной зрелости состоит в том, что для детей, недостаточно созревших для школьного обучения, занятия в школе связаны с большим напряжением, приводящим к повышенному утомлению и ухудшению состояния здоровья (М. В. Антропова и соавт., и др.).

Многие исследователи основной причиной недостаточной школьной зрелости считают слишком ранний возраст поступления детей в школу. Действительно, по данным отечественных авторов, среди 7-летних детей незрелых насчитывается до 14%, среди 6-летних их встречается от 6,7 до 51,0%.

В настоящее время проблема школьной зрелости приобретает особую актуальность в связи с тем, что в органах просвещения широко обсуждается вопрос о введении обязательного школьного обучения с 6 лет. Исходя из этого, очевидной становится и важность выявления причин недостаточной школьной зрелости детей. От решения этого вопроса будет зависеть профилактика и отчасти диагностика школьной незрелости, поскольку некоторые из факторов недостаточной школьной зрелости могут служить дополнительными диагностическими показателями степени школьной зрелости ребенка.

В зарубежной литературе приводятся противоречивые причины недостаточной школьной зрелости. Некоторые исследователи главную роль в ее генезе отводят социальным факторам: материально-бытовым (Novak), уровню образования родителей (Novotnä), многодетности в семье (Kohler), характеру дошкольного воспитания ребенка (Malika и Krawczynski). Наряду с мнением о социальной природе недостаточной зрелости в ряде работ указываются различные биологические причины; морфологическая незрелость (М. В. Антропова и соавт.; Т. Ю. Вишневецкая), ослабленное здоровье (Grant), недоношенность при рождении, внутричерепные травмы и асфиксия при родах, недостаточное питание в период раннего детства. Однако все это, к сожалению, не дает права утверждать, какие же факторы доминируют среди причин недостаточной школьной зрелости — биологические или социальные.

В своих исследованиях мы считали неправильным ориентироваться на только биологический или только социальный генезис незрелости ребенка. Поскольку центральное место в проблеме занимает ребенок с биологическими и генетическими особенностями его возраста, с одной стороны, и с ассимилированными им в процессе воспитания факторами окружающей его социальной среды — с другой, мы предположили, что причины недостаточной школьной зрелости следует искать в комплексе как биологических, так и социальных факторов. Конечная цель исследований состояла в установлении доминирующих факторов в их социально-биологическом сочетании.

Для выявления причин недостаточной школьной зрелости мы применяли метод анкетного опроса родителей зрелых и незрелых школьников. «Зрелый контингент» мы определяли на основе критериев школьной зрелости, разработанных в нашем институте (Т. Н. Сорокина).

Всего собрано 155 анкет: 125 касались зрелых и 30 анкет— незрелых детей. В анкете было 9 вопросов, предположительно отражающих влияние биологических и социальных факторов на развитие ребенка.

Влияние биологических факторов оценивали по ответам на следующие вопросы: возраст матери и отца к моменту рождения ребенка; течение беременности у матери; характер родов; патология родов, сказавшаяся на ребенке; вес ребенка при рождении; заболеваемость в период новорожден-ности; заболеваемость в первый год жизни; заболеваемость за 6 лет жизни; специфическая заболеваемость в период новорожденное™ (диспепсия, дизентерия).

Влияние социальных факторов определяли по следующим вопросам: образование матери и отца; наличие у родителей профессиональных, лекарственных и бытовых интоксикаций до рождения ребенка; употребление родителями алкоголя; условия зачатия ребенка (здоровые родители или наличие хронического заболевания отца, матери, трезвые родители или при алкогольном опьянении отца, матери); число детей в семье; состав семьи; посещение ребенком дошкольных детских учреждений; кем из членов семьи преимущественно воспитывался ребенок; распад семьи при жизни ребенка.

Анкеты в каждом детском учреждении раздавали после того, как было закончено исследование степени школьной зрелости детей и составлено предварительное представление о степени зрелости каждого ребенка. Родителям, чьи дети не вызывали никаких сомнений в отношении зрелости, предлагали заполнить анкету самостоятельно; в помощь им была разработана памятка, разъясняющая, как правильно заполнить анкету. Анкеты детей, сомнительных с точки зрения школьной зрелости, заполнял сам исследователь, что гарантировало необходимое качество материалов по вопросу о причинах недостаточной школьной зрелости. Все полученные от родителей анкеты изучали и недостаточно полные ответы уточняли на родительских собраниях в индивидуальной беседе с матерью или отцом ребенка.

Анализ социального положения обследованных семей показал, что 79,9% зрелых детей рождены в семьях служащих, имеющих высшее или среднее специальное образование, у 15,1% таких детей родители были квалифицированными рабочими, у 2,0% они не имели определенной специальности, т. е. были неквалифицированными рабочими, и около 3,0% детей имели родителей, учащихся в вузах или техникумах, и матерей — домашних хозяек. В группе школьно-незрелых детей количество родителей-служащих с высшим или средним специальным образованием составляло 70,0%, квалифицированных рабочих—13,3%, неквалифицированных рабочих— 8,3% и у 8,4% родители были инвалидами II—I группы, а матери — домашними хозяйками. Иными словами, семьи зрелых детей в социальном отношении были благополучнее, чем незрелых.

Установление связи между частотой недостаточной школьной зрелости и влиянием биологических и социальных факторов определяли путем вычисления критерия согласия (х2) между указанными величинами на основе четырехпольных таблиц сопряженности. Статистический анализ данных показал, что связь между частотой незрелости и биологическими факторами достоверна по 7 из 9 показателей (кроме возраста отца и веса при рождении обследованных детей, х2 == 5,66 и 31,5, Р < 0,05).

Между частотой недостаточной школьной зрелости и социальными факторами связь не столь абсолютна и выявляется по 4 из 9 показателей: образование матери (х2 = 7,10, Р С 0,05), неполный состав семьи (х2 = 3,88, Р С 0,05), зачатие ребенка в состоянии алкогольного опьянения отца (Х2 = 3,82, Р С 0,05), распад семьи после рождения ребенка (х2 = 3,8, Р < 0,05).

Следовательно, как мы и предполагали, причиной недостаточной школьной зрелости следует считать комплекс биологических и социальных факторов. Существенная роль в этом комплексе на примере нашего контингента обследованных детей и изученного комплекса факторов принадлежит биологическим факторам. Биологический генезис недостаточной школьной зрелости подтвержден в наших исследованиях электроэнцефалографическим изучением характера фоновой биоэлектрической активности мозга у школьников1, при котором выявлен более низкий уровень функциональной подвижности корковых клеток у недостаточно зрелых детей по сравнению с их зрелыми сверстниками.

О биологической природе незрелости свидетельствуют и полученные нами данные об активности ацетнлхолинэстеразы эритроцитов крови2. Отклонение этого показателя у школьно-незрелых детей и нормализация его у всех недостаточно зрелых детей по мере их роста и созревания (на 2-м году обучения в школе) позволяют высказаться о связи незрелости с недостаточной функциональной готовностью детей к обучению. Частота пульса в покое у недостаточно зрелых детей была достоверно выше, чем у зрелых школьников (t >3,0). Степень тахикардии уменьшалась соответственно снижению степени школьной незрелости детей \t = 8,0, 3,6, 1,2), что также подтверждает биологический генезис недостаточной школьной зрелости.

Наряду с преобладанием биологических факторов в социально-биологическом комплексе причин недостаточной школьной зрелости проведенный нами статистический анализ выявил взаимную опосредованность биологического и социального воздействия на степень школьной зрелости детей. Например, частая патология родов у матерей школьно-незрелых детей оказалась достоверно связанной с возрастом матери старше 30 лет в момент рождения ребенка (х2 = 7,34, Р <. 0,05) и частотой высшего образования у матерей (х2 = 6,00, Р < 0,05). По всей вероятности, поздняя беременность, протекающая с большими осложнениями и заканчивающаяся чаще анормальными родами и патологией новорожденного, чем у молодых матерей (биологические факторы), в ряде случаев была следствием стремления женщин закончить высшее учебное заведение (социальный фактор).

У другой части школьно-незрелых детей высокая специфическая заболеваемость диспепсией и дизентерией (биологический фактор) оказалась достоверно связанной с низким уровнем образования матерей (х2 = 4,73, Р < 0,05), т. е. социальным фактором. Диспепсия и дизентерия в период новорожденное™ у школьно-незрелых детей встречалась в 18 раз чаще, чем среди зрелых. Согласно имеющимся литературным данным, эти заболевания и другие алиментарные расстройства в первые месяцы жизни приводят к задержке физического и умственного развития ребенка, так как препятствуют усвоению белков и солей — основных пластических материалов для развития мозговой и костной тканей (М. С. Певзнер). Если такой биологический фактор, как указанная заболеваемость детей, рассматривать с эпидемиологической точки зрения, т. е. с позиции этиологии острых желудочно-кишечных заболеваний, то мы имеем основание трактовать заболеваемость диспепсией и дизентерией детей в раннем возрасте, как следствие низкой санитарно-гигиенической культуры матерей, что коррелирует с низким уровнем их образования и подтверждает социальную обусловленность указанной заболеваемости. В других случаях явные социальные факторы становились биологическими причинами незрелости ребенка. Например, алкоголизм отца (социальный фактор) обусловливал рождение ослабленного ребенка, для которого характерна высокая заболеваемость во все возрастные периоды (биологический фактор), тормозящая современную школьную зрелость (Х2 = 4,19, Р < 0,05).

1 Электроэнцефалографию проводила Н. Г, Журавлева.

* Определение холинэстеразы крови проведено канд. бнол. наук М. С. Осиповой,

Лишь у некоторых недостаточно зрелых детей в анамнезе указывались чисто социальные факторы влияния при отсутствии биологических. При этом отрицательное влияние данных факторов на степень школьной зрелости проявлялось в более поздние периоды детства, чем влияние биологических. Если до 3-летнего возраста ребенка такие социальные факторы, как распад семьи, неполная семья, воспитание одной матерью, существенно не влияли на степень школьной зрелости, то в возрасте ребенка от 3 до 6 лет роль каждого из перечисленных факторов у недостаточно зрелых детей достоверно превышала таковую у зрелых школьников. Полученные факты указывают на возможность изолированного влияния некоторых социальных факторов на недостаточную школьную зрелость.

Мы считаем, что выявленная нами корреляция между частотой школьной незрелости и действием ряда социально-биологических факторов если и не абсолютно тождественна причинной зависимости между указанными показателями, то тесно связана с ней.

Полученная в результате статистического анализа взаимная опосредо-ванность биологического и социального воздействия на степень школьной зрелости детей не позволяет, к сожалению, вычленить ведущие факторы, задерживающие своевременную школьную зрелость. Однако достоверная связь ряда из них (указанных выше анамнестических показателей) с частотой недостаточной школьной зрелости позволяет считать их дополнительными данными при определении степени школьной зрелости ребенка и включить их в методические указания по отбору детей при поступлении в школу.

ЛИТЕРАТУРА. Антропова М. В., Ефимова С. П., Лосева О. А. и др. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников (при обучении по новым программам). М., 1974, с. 80—91.— Вишневецкая Т. Ю. — В кн.: Социальная среда и здоровье подрастающего поколения. М., 1974, с. 21—23. — Тромбах С. М. — «Гиг. и сан.», 1969, № 9, с. 48—53,— Куинджи Н. Н.— В кн.: Материалы Всесоюзного совещания «Перспективы развития начального обучения». М., 1975, с. 134—138. — Нерсесян Л. М., Фейзуллаева Т. А. — В кн.: Актуальные проблемы гигиены обучения и воспитания школьников. Минск, 1974, с. 129—132. — Певзнер М. С. (ред.).(Дети с отклонениями в развитии. М., 1966.'— Прохорова М. В. — В кн.: Материалы 3-го съезда гигиенистов и санитарных врачей Грузии. Тбилиси, 1969, с. 186—188. — Сорокина Т. Н. Критерии функциональной готовности детей к обучению в школе. Автореф. дис. канд. М., 1975. — Köhler М. С. — «J. Med. Lyon», 1974, v. 54, p. 834—841. — Novotná M. — tCsl. Hyg.», 1972, v. 17, p. 195— 199.

Поступила 14/VI 1976 r.

THE CAUSES OF INSUFFICIENT SCHOOL MATURITY OF CHILDREN ENTERING

SCHOOL

N. N. Kuindzhy •

The author assessed the effect of various biological and social factors on the extent of school maturity of children and found that the most significant role in this complex pertains to the biological factors. A relationship between biological and social factors was noted to exist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.