Научная статья на тему 'Роль семьи в сохранении здоровья и социально-психологической адаптации младших школьников'

Роль семьи в сохранении здоровья и социально-психологической адаптации младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
909
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕНИКОВ / ТИП СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / FAMILY EDUCATION / PERSONALITY TRAITS OF A STUDENT / DEGREE OF SCHOOL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ковшова О. С., Печкуров Д. В., Порецкова Г. Ю., Пахомова И. А.

В данной статье рассмотрено влияние характера семейного воспитания и личностных особенностей ребенка на течение процессов школьной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ковшова О. С., Печкуров Д. В., Порецкова Г. Ю., Пахомова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF FAMILY IN HEALTH CARE AND SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF YOUNGER STUDENTS

The article describes the influence of family education and personality traits on the degree of school adaptation.

Текст научной работы на тему «Роль семьи в сохранении здоровья и социально-психологической адаптации младших школьников»

УДК 371.8.062.1:616-007.1

РОЛЬ СЕМЬИ В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© 2010 О.С.Ковшова1, Д.В Печкуров2, Г.Ю.Порецкова3, И.А.Пахомова4

1, 2, Ъп

Самарским государственный медицинским университет 4 Самарская областная клиническая больница им. М.И.Калинина

Статья поступила в редакцию 02.06.2010

В данной статье рассмотрено влияние характера семейного воспитания и личностных особенностей ребенка на течение процессов школьной адаптации.

Ключевые слова: школьная адаптация, психологические особенности учеников, тип семейного воспитания.

Роль семьи в обществе не сравнима, по своему значению ни с какими другими социальными институтами, т.к. именно в семье идет развитие и формирование личности человека, овладение социальными ролями и социально-психологическая адаптация в обществе1. В настоящее время рассматривается необходимость комплексного медико-психолого-педагогичес-кого подхода в обеспечении образовательного процесса в средней школе в связи с высоким процентом заболеваемости среди учащихся. Учитывая постоянное увеличение распространенности патологии желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) у детей проблема изучения причин ее возникновения не теряет своей актуальности.

По мнению Т.И.Бонкало2, необходим новый методологический подход к организации в школе комплексной системы деятельности социально-психологической службы семьи, для оказания своевременной помощи семье каждого ученика. Своевременная медико-психологическая помощь ребенку в школе позволит выявлять факторы риска развития психосоматических заболеваний, проводить коррекцию дисфункциональных отношений в семье и спо-

Ковшова Ольга Степановна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой общей и специальной психологии. E-mail: ol1955ga@rambler.ru

Печкуров Дмитрий Владимирович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой детских болезней. E-mail: dmpechkurov@yandex. ru

Порецкова Галина Юрьевна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры детских болезней. E-mail: vra4_pediatr@mail.ru

Пахомова Ирина Александровна, врач-невролог отделения младшего возраста СОКБ им. М.И.Калинина. E-mail: miljusha@rambler.ru

1Хохлова Е.В. Влияние социально-психологических особенностей семейного воспитания на развитие эмоциональных расстройств у детей: Автореф. дис. ...канд. психол.наук. -Самара: 2006.

2Бонкало Т.И. Комплексная социально-психоло-гическая

помощь семье в рамках психологической службы образования // Известия Самарского научного центра РАН. - 2010. -

Т.12. - № 3. - С.95 - 100.

собствовать его социально-психологической адаптации и оздоровлению.

Цель исследования: определить факторы, влияющие на социально психологическую адаптацию младших школьников. Задачи: 1) выявить состояние здоровья и социальную ситуацию развития детей младшего школьного возраста; 2) определить факторы психической адаптации младших школьников; 3) установить факторы социально-психологического риска, влияющие на течение школьной адаптации. Объект исследования - школьная адптация. Предмет исследования - влияние типа семейного воспитания, особенностей личности учеников младших классов на школьную адаптацию.

Для этого нами было обследовано 203 учащихся 1 - 4 классов средней школы г.о. Самары. По наличию гастроэнтерологических жалоб, результатам обследования все дети были разделены на 2 группы: с ФД (п=105) и условно здоровые (п=98). Половозрастной состав групп практически не различался. Клиническое обследование проводилось по традиционной схеме с применением общеклинических, биохимических анализов, ультразвуковых методов, эндоскопического исследования (ФГДС) по показаниям, оценивалась выраженность астено-вегетативного синдрома. В работе использованы психологические методы исследования: проведён опрос родителей первоклассников, анкетирование их родителей до начала учебного года на основании чего составлен социальный портрет семьи, выявлены типы семейных взаимоотношений по методике

3

анализа семейных взаимоотношений ; проективная методика «Рисунок семьи» и «Нарисуй школу»; определение мотивации (А.М.Прихожан); ориентировочный тест школьной зрелости (Керна-Йерасика); социометрия; тест на произвольное речевое общение и корректурная проба.Бурдона), по методике многофакторного исследования личности Р.Кеттелла определялись факторы психической адаптации детей.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - 2-е изд., расшир. и доп. (Серия «Мастера психологии»). - СПб.: 2000.

о

Исследование факторов школьной адаптации проводилось с помощью методики В.И.Чиркова, О.Л.Соколова, О.В.Сорокиной В течение 2-х лет обучения оценивалось течение школьной адаптации.

Нами было установлено, что в большинстве случаев (88%) дети воспитывались в полных семьях, в остальных воспитанием ребёнка занималась мать, неполная семья (12%). Большая часть семей (66,6%) имели только одного ребёнка, около трети семей -31,9%-имели двоих детей. Многодетных семей (трое и четверо детей) было всего 1,5%. Данные анкетирования позволили уточнить уровень образования матерей и отцов и их социальный статус. Образовательный уровень был выше среди отцов: высшее образование имели 54,5%, среднее специальное -37,8% и среднее только 8%. Среди матерей учащихся около 43% имели среднее-специальное и столько же высшее образование, остальные получили только среднее образование (12%). По социальному положению большинство отцов (43%) отнесено к рабочим, государственным служащим и служащим 21 и 4% соответственно, работникам бюджетной сферы -5%. Только 13,7% среди отцов занимались предпринимательством, а 10,3% временно не работали. Среди матерей одна треть имели рабочие специальности, государственных служащих и работников бюджетной сферы было 19,6 и 6% соответственно. Около 20% матерей занимались только ведением домашнего хозяйства, а 4,2% - индивидуальным предпринимательством. Важной составляющей социального портрета семьи является характеристика взаимоотношений детей и родителей, а так же используемые методы воспитания.

При анализе анкет нами было отмечено, что в большинстве семьей преобладают спокойные взаимоотношения (54 семьи - 78%). В остальных случаях преобладает эмоциональное общение (12 семей -17%) и неустойчивые отношения (5%). В своём воспитании ребёнка большинство опрошенных родителей используют метод убеждения (70%) словом и собственным примером, 15% семей используют различные методы воспитания. И лишь в 11 семьях преобладают авторитарные отношения с обязательным исполнением детьми указаний родителей. В предложенных анкетах были вопросы о наличии вредных привычек в семьях. Родители могли достаточно открыто ответить на эти вопросы. Нам удалось выяснить, что 44% родителей не указали на имеющиеся вредные привычки, в то время как одна треть отметила курение отца и 6,6% - курение обоих родителей. К вредным привычкам у себя около 8% отнесли нерациональное питание и почти 5% малоподвижный образ жизни. Однако, из числа опрошенных 30% затруднились указать составляющие здорового образа жизни. Около 40% родителей (29 человек) выделили спорт и физическую культуру, как важную часть здорового образа жизни, остальные 35% (26 человек) - правильную организацию питания в семье.

На этапе обучения в младших классах мы определяли тип семейного воспитания школьников : выявлено, что гармоничный тип воспитания встречается в 16% случаев, а 84% детей воспитываются в негармоничном стиле. Чаще всего это потворствующая гиперпротекция (46%), когда ребенок находится в центре внимания семьи, все его желания исполняются, что содействует развитию гипертимных черт личности. На втором месте стоит доминирующая гиперпротекция (13,5%). При таком нарушении воспитания ребенок также находится в центре внимания, но к нему предъявляется чрезмерное количество требований, запретов. В 11% семей имела место частая смена стиля воспитания, переход от излишнего внимания к отвержению, от строгости к либеральности и обратно, что содействует формированию упрямства, склонности к противостоянию. Эмоциональное отвержение - следующий дисгармоничный стиль воспитания, встречается в 8%. Дети, воспитанные в этом стиле показали себя как реалистичные, но нетерпеливые, морально ответственные. 5% школьников воспитывались в стиле повышенной моральной ответственности, что формирует у них реалистичность, общительность, независимость, импульсивность, обязательность.

Таким образом, социальная характеристика семьи, воспитывающей ребенка такова: большинство детей воспитывается в полной семье, что является благоприятным фактором социальной ситуации развития школьника. В 67% семьи имеют 1-го ребенка. Образовательный уровень родителей высокий - у большинства отцов и матерей высшее и средне-специальное образование. В семьях преобладает здоровый образ жизни (44%) и правильная организация питания в семье. Преобладают негармоничные стили семейного воспитания (84%).

Общее состояние здоровья, домашняя атмосфера и особенности характера учащихся влияют на степень их адаптированности к школе. Дети, воспитывающиеся в семьях с негармоничным типом воспитания, почти в 2 раза чаще жаловались на боли различного характера (головные, абдоминальные, в ногах, в области сердца). У большинства детей с функциональной гастроэнтерологической патологией (ФГП) достоверно чаще отмечаются изменения в эмоциональной и психовегетативной сфере, что сказывается на процессах школьной адаптации, снижает качество жизни и обучения. В связи с этим, необходимо включать в комплексное лечение детей методы психологической коррекции.

Исследование факторов школьной адаптации проводилось с помощью методики В.И.Чир-кова, О.Л.Соколова, О.В.Сорокиной Среди первоклассников средний показатель по оценкам родителей составил 17,3 балла, что соответствует неполной адаптации. Во втором классе этот показатель незначи-

4 Ковшова О.С., Киреева Т.И., Чернышева Л.А. Возрастная психология: Учебно-методическое пособие для студ. - Самара: 2001.

тельно возрос до 17,8. Результаты учеников 3-их и 4-ых классов соответствовали зоне адаптации (19,4 и 21,7 баллов). Интересно, что настроение, с которым ребенок идет в школу, его отношения с одноклассниками в большинстве случаев оценивались высоко. Низкие баллы выставлялись по вопросам успешности выполнения уроков и заданий. Следствием отягощенного социального анамнеза возможно и стала недостаточная готовность ребёнка к обучению в школе и в дальнейшем более тяжёлый по течению и длительный период адаптации.

Нами совместно с психологами было проведено определение уровня готовности детей к школьному обучению, уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности. Задачи тестирования традиционных: оценить возможность работы в соответствии с фронтальной инструкцией; выявить умение самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль над своими действиями; определение самооценки и мотивации школьника к обучению; определение школьной и общей тревожности и статуса ребенка в школе. Выявлено, что из 73 детей, прошедших психологическое тестирование было выделено 12 учащихся, которые имели низкие показателям школьной адаптации и готовности к обучению. Эти дети вошли в группу риска по реализации срыва адаптации вследствие низкой психологической готовности к процессу обучения. Они составили основную группу, нуждающихся в индивидуальной психологической коррекции. Дальнейшее наблюдение за этой группой детей показало, что большая часть из них (70%) через месяц от начала обучения испытывали значительные школьные трудности.

В целом младшие школьники характеризовались как общительные (фактор Н+), упорные (0+), на-

стойчивые и реалистичные (С+). У детей с функциональной диспепсией, по сравнению со здоровыми, психологические профили совпадали, небольшие различия были по факторам неуверенность / уверенность в себе (снижение фактора С), сдержанность / реактивность (повышение фактора D), практичность / чувствительность (повышение фактора I), и спокойствие / тревожность (повышение фактора Q). Младшие школьники с низкой адаптацией чувствительны к замечаниям напряженные ^4).

Анализ данных позволяет утверждать, что в начале периода обучения некоторые дети могут испытывать затруднения адаптации, обусловленные семейными обстоятельствами (загруженность родителей на работе, невысокий доход, условия проживания, взаимоотношения), а так же недостаточными медико-биологическими и знаниям по сохранению здоровья.

К неблагоприятным факторам социально-психологического риска срыва школьной адаптации можно считать: 1) функциональные и органические нарушения состояние здоровья; 2) развитие психосоматических жалоб (головные, абдоминальные боли, боли в ногах, в области сердца), снижающих качество жизни и обучения; 3) неблагополучную социальную ситуацию развития детей младшего школьного возраста - негармоничный стиль семейного воспитания, изменяющий эмоциональное и психическое состояние ребенка;

Комплекс неблагоприятных факторов социально-семейного характера, влияющих на состояние адаптационного потенциала школьника необходимо учитывать, наряду с биологическими аспектами при создании системы прогнозирования отклонений адаптации и разработки методов психолого-педагогической коррекции.

ROLE OF FAMILY IN HEALTH CARE AND SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF YOUNGER STUDENTS

© 2010 O.S.Kovshova1, D.V.Pechkurov2, G.Y.Poretskova3, IAPahomova4"

Kovshova Olga Stepanovna, Doctor of Medicine, professor, Head of Department of Total and Special Psichology. E-mail: ol1955ga@rambler.ru Pechkurov Dmitryi Vladimirovich, Doctor of Medicine, professor, Head of Child Diseases Department. E-mail: dmpechkurov@yandex.ru Poretskova Galina Uyrivna, Candidate of Medicine, assistant of Child Diseases Department E-mail: vra4_pediatr@mail.ru

Pahomova Irina Aleksandrovna, neurologist of Samara

1 2' 3Samara State Medical University 4 Samara State Hospital named after M.I.Kalinin

The article describes the influence of family education and personality traits on the degree of school adaptation. Key words: family education, personality traits of a student, degree of school adaptation.

State Hospital named after M.I.Kalinin. E-mail: miljusha@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.