Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ ПОПУЛЯРНОСТИ КОРОТКИХ НОВОСТНЫХ РОЛИКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (НА ПРИМЕРЕ КАНАЛА "АЛЬ-ДЖАЗИРА")'

ПРИЧИНЫ ПОПУЛЯРНОСТИ КОРОТКИХ НОВОСТНЫХ РОЛИКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (НА ПРИМЕРЕ КАНАЛА "АЛЬ-ДЖАЗИРА") Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
587
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТОРИЯ / "АЛЬ-ДЖАЗИРА" / ВИДЕОРОЛИКИ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ / НОВЫЕ МЕДИА / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / ДИСТРИБУЦИЯ КОНТЕНТА / "КОРОТКОЕ ВИДЕО"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алшакарна Ахмед Абдулхай Ибрагим

В статье на примере коротких видеороликов канала «Аль-Джазира» рассматриваются изменения принципов дистрибуции новостного контента в связи с появлением новых платформ коммуникации; определяется, какие именно средства продвижения контента в социальных сетях использует «Аль-Джазира». Установлены основные черты такого формата, как «короткое видео», предназначенного для распространения на платформах социальных медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONS FOR THE POPULARITY OF SHORT NEWS VIDEOS IN SOCIAL MEDIA (ON THE EXAMPLE OF THE “AL-JAZEERA” CHANNEL)

Using the example of short videos from the Al-Jazeera channel, the article examines the changes inthe principles of content distribution in connection with the emergence of new platforms, the definition ofwhich means of promoting content on social networks Al-Jazeera uses, and the judgment about the nature and form of the content published by Al-Jazeera. In the article will be establish the main features of a short video intended for distribution in new media. The research results showed that the platform (АЈ) has become very popular on social networks. Most of the videos that Al Jazeera produced were video reports or short documentaries. Thus, we saw that a number of videos distributed by the channel on the platforms were made in accordance with the developed regulations. We found that (AЈ) focused on Facebook more than other social networks due to its popularity in the Arab world, especially among young people.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ ПОПУЛЯРНОСТИ КОРОТКИХ НОВОСТНЫХ РОЛИКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (НА ПРИМЕРЕ КАНАЛА "АЛЬ-ДЖАЗИРА")»

УДК 070

DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10310

А. А. И. Алшакарна

Челябинский государственный университет,

Челябинск

ПРИЧИНЫ ПОПУЛЯРНОСТИ КОРОТКИХ НОВОСТНЫХ РОЛИКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (НА ПРИМЕРЕ КАНАЛА «АЛЬ-ДЖАЗИРА»)

В статье на примере коротких видеороликов канала «Аль-Джазира» рассматриваются изменения принципов дистрибуции новостного контента в связи с появлением новых платформ коммуникации; определяется, какие именно средства продвижения контента в социальных сетях использует «Аль-Джазира». Установлены основные черты такого формата, как «короткое видео», предназначенного для распространения на платформах социальных медиа.

Ключевые слова: аудитория, «Аль-Джазира», видеоролики, распространение, новые медиа, социальные медиа, дистрибуция контента, «короткое видео».

Мировые медиа все активнее осваивают виртуальные поля. Для канала «Аль-Джазира» социальные медиа стали основой дистрибуции новостного контента, поскольку аудитория телекомпании для доступа к новостям и другой информации все активнее использует именно мобильные устройства [7]. Как говорится в официальном сообщении канала, «мультиплатформенная» реформа вещания позволит пользователям получить доступ к публикациям «где и когда им это будет удобно» [4].

Чтобы понять, какие именно средства продвижения контента в социальных сетях использует «Аль-Джазира», а также судить о характере и форме контента, опубликованного «Аль-Джазирой», мы разработали специальную методику анализа контента, направленную на установление основных черт коротких видео, предназначенных для распространения в новых медиа (то есть на социальных платформах, таких как YouTube и Facebook) [1].

Исследование проводилось следующим образом: были отобраны все новостные короткие ролики за отдельно взятый период времени (ноябрь 2020 года, 41 видео) на обеих платформах. Были взяты во внимание различные параметры как самого формата «коротких видео» (длительность, содержание, приемы воздействия на аудиторию), так и вовлеченности аудитории (количество просмотров, лайков, комментариев) [5].

Результаты исследования показали, что новостной канал Аль-Джазира стал весьма популярным в социальных сетях. За день просмотров на платформе YouTube среднее число зрителей видеороликов составляет 915 тыс., а на Facebook - 3 млн. Проанализированный материал и анализ политики канала показывает, что Аль-Джазира отдает предпочтение Facebook'у по сравнению с другими социальными сетями, что объясняется общей популярностью этого канала в арабском мире, особенно среди молодежи (на которую ориентируется канал в развитии новостного контента для социальных медиа) [10].

Продолжительность большинства видеороликов производства «Аль-Джазиры» составила от 90 до 180 секунд, (что считается оптимальным для презентации короткого видеоконтента в эпоху скоростного знакомства с новостным контентом) [6].

Результаты также показали, что за день публикации аудитория, которой понравились короткие видеоролики (постановка «лайков»), составляет от 163 до 4,4 тысяч на YouTube канале и от 108 до 40 тыс. на Facebook. Кроме того, было опубликовано от 31 до 1157 комментариев на YouTube и от 9 до 3593 на Facebook. Таким образом, очевидно, что канал Al-Jazeera-Facebook является достаточно успешным в продвижении коротких видеороликов (и превосходит You-Tube по популярности).

Приемы производства коротких видеороликов направлены на то, чтобы позволить зрителям смотреть короткие видеоролики и понимать их даже без использования звука, просматривая текст и заголовки (в том числе текст, сопровождающий видео) [8]. Таким образом, новостной контент в виде коротких роликов может просматриваться и в ситуациях, где неудобно пользоваться

наушниками или включать звук телефона (например, в общественном транспорте, а также во время движения на эскалаторе и в других ситуациях транзитного времени и его заполнения). Сами приемы форматирования видео для таких ситуаций открыли больше опций телесмотрения в обстоятельствах, где звук не может быть воспроизведен. Таким образом, канал осуществляет свою политику производства адаптивного видео (легко приспосабливающегося к воспроизведению на различных экранах и в различных обстоятельствах).

По жанру (отвечающему содержанию) большинство видеороликов, созданных каналом «Аль-Джазира» специально для дистрибуции в социальных медиа, представляют собой видеоотчеты или короткие документальные фильмы. Их содержание охватывает многие сферы. Конкретно в проанализированном материале были обнаружены видеоролики на следующие темы: политика, развлечения, спорт, культура, история, биография известных деятелей, экономика. Основной прием вовлечения аудитории - яркое начало каждого видеоролика (во всех отсмотренных роликах это первые семь секунд видео). Можно предположить, что канал «Аль-Джазира» разработал свой собственный «брэндбук» по созданию такого контента, в котором опирался на исследования и научно обоснованные выводы о важности первых семи секунд контента в привлечении зрителей к просмотру коротких видеороликов на интересующую тему.

Так, каждое видео снабжается коротким (в 2-3 слова) заглавием, отражающим суть новости, а также содержит краткий дайджест новостного контента (предваряя то, что зритель увидит далее, усиливая интерес зрителей, интригуя их).

Важная часть формата коротких видео «Аль-Джазиры» - интерактивность. Фактически в каждом ролике содержатся призывы к аудитории дать обратную связь (чтобы зритель мог демонстрировать восхищение, комментировать или делиться с другими своим мнением). Для этого задаются такие вопросы, как: «Вы сталкивались с подобной историей? Пожалуйста, расскажите нам!» Или: «Пожалуйста, расскажите нам, что вы думаете об этой истории?». Такие элементы короткого видео выполняют мотивирующую функцию и усиливают вовлеченность аудитории в телесмотрение и, как следствие, увеличение популярности канала.

«Замеры» общественного мнения посредством чтения комментариев и наблюдения за «лайками» и активностью пользователей позволили руководству канала понять особенности менталитета его аудитории и улучшить взаимодействие с аудиторией именно такого типа. «Аль-Джазира» предоставляет аудитории возможность высказать свое мнение, не забывая поблагодарить людей за их внимание и вовлеченность.

Используя такой инструмент, как возможность обмена видео, «Аль-Джазира» получает больше зрителей за пределами круга подписчиков страницы Facebook, охватывая все большую аудиторию.

С момента своего основания «Аль-Джазира» использовала различные интерактивные методы для обогащения своего контента и создания прочной обратной связи с аудиторией. Компания развивала способы отклика на мнение публики, создание диалога журналистов и зрителей новостного контента. Организация обратной связи с аудиторией является одной из самых весомых причин успеха «Аль-Джазиры» в привлечении миллионов зрителей, особенно на платформе Facebook.

Отдельный интерес представляет политика канала в отношении технологий, обеспечивающих и производство, и дистрибуцию контента. Так, вся команда журналистов канала обеспечена портативными устройствами разного типа, (что создало особую техническую среду производства видеоконтента и обеспечило интерактивное общение между журналистами и аудиторией в режиме онлайн) [3]. Кроме того, было разработано мобильное приложение для смартфонов и планшетов, поддерживаемое обеими основными операционными системами (и Арр1е, и Android). Приложение предлагает множество сервисов, делающих потребление новостей через это приложение простым, эффективным, адаптивным к разным условиям. Переход к таким формам дистрибуции телеконтента потребовал от компании расширения различных опций по трансляции новостей: это и прямая трансляция, и подкасты, и RSS-каналы, и использование мультимедийных продуктов (текст, изображения, аудио и видео). Это дает возможность предоставить зрителю-пользователю разнообразные формы контента, удобные именно для него.

Подводя итог проведенному анализу, следует отметить, что «Аль-Джазира» не противопоставила социальные медиа и традиционную профессиональную журналистику, но нашла способы

объединения их преимуществ для усиления своих позиций на медиарынке. Информация и новости подбираются в соответствии с тремя важными принципами: взаимодействие со зрителем, расширение и разнообразие форм дистрибуции контента и влияние на аудиторию (включая различные приемы манипулирования мнением пользователей) [2]. В условиях таких приоритетов «Аль-Джазира» рассматривается исследователями одновременно как успешный и в то же время неоднозначный (в аспекте нормативной журналистики) проект.

Проведенный анализ и сделанные в его ходе наблюдения позволили нам также сделать ряд выводов об особенностях медиастратегии канала для продвижения его контента в социальных сетях. Основные аспекты таковы:

- отказ от лонгридов и длительных телепрограмм в пользу коротких видео (канал не создает текстовый или длительный видеоконтент для аудитории социальных сетей);

- разные видео создаются для разных платформ с учетом их особенностей; видео для социальных сетей при этом отличаются от видео, вышедших в эфир на телеканале;

- видео создается с учетом возможности масштабирования на смартфоне;

- «Аль-Джазира» производит интерактивный контент, вовлекая зрителей во взаимодействие с видео, стимулируя их оставлять комментарии;

- «Аль-Джазира» использует широкую палитру визуальных элементов при оформлении видео (фотографии, графика, цитаты, тексты, рисунки, субтитры). Видео обязательно сопровождается субтитрами, дающими зрителю возможность понять, о чем идет речь, не включая звук на смартфоне или компьютере, так как исследования показывают, что аудитория обычно смотрит видео на платформах в соцестях (особенно в Facebook) без звука [9].

Сегодня команда «Аль-Джазиры» каждый день создает от 10 до 25 коротких видеороликов для социальных сетей. Стратегия, которую мы охарактеризовали выше, оправдывает себя: канал «Аль-Джазира» на Facebook имеет 25 млн. подписчиков, а на YouTube - 7,88 млн. подписчиков. Уже в течение нескольких лет канал Al-Jazeera-Facebook стабильно входит в топ-10 создателей контента (в целом, а не только новостного), при этом отдельные видео получают миллиарды просмотров. Как правило, видеоролик набирает 3 миллиона просмотров в течение двух дней.

Стоит отметить, что самая удачная стратегия дистрибуции не смогла бы привести к таким результатам без соблюдения жестких профессиональных стандартов, которые были приняты каналом (см., например, выступление г-на Вадда Ханфара, генерального директора спутниковой сети «Аль-Джазира», на шестой сессии ежегодного форума «Аль-Джазира: СМИ сегодня: сила настоящего»).

Наш анализ показывает, что ряд видео, распространяемых каналом на платформах социальных медиа, выполнен в соответствии с разработанным регламентом. Видео для дистрибуции в социальных сетях обязательно включает в себя следующие элементы: в центре видео - история (имеющая свой сюжет), хронометраж ограничен тремя-четырьмя минутами, видео можно смотреть без звука, видео масштабируется под мобильные платформы, большое внимание уделяется визуальной составляющей (в том числе ярким элементам), кадр креативно осмыслен, что способствует вовлечению зрителя.

Как заявляют в «Al-Jazeera Media Network», цель компании - «производство контента, который захватывает, информирует, вдохновляет и развлекает» [4]. Проведенный нами анализ позволяет увидеть, какими творческими и техническими средствами компания добивается этого.

Список литературы

1. Градюшко, А. А. Социальные медиа как инструмент современной интернет-журналистики / А. А. Градюшко. - Текст : непосредственный // Весшк Беларускага дзяржаунага ушверсггэта. Серыя 4, Фшалопя. Журналютыка. Педагопка. - 2012. - № 2. - С. 69-73. - URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/49331 (дата обращения: 13.02.2021).

2. Пустовалов, А. В. Новости СМИ в социальных сетях: перспективы успешного распространения / А. В. Пустовалов, М. Ш. Ишматов. - Текст : непосредственный // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - 2013. - № 4 (24). - С. 227-239.

3. Торочкова, П. А. Социальные сети как элемент информационных технологий - новый актор мировой политики / П. А. Торочкова. - Текст : непосредственный // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. - 2014. - № 7 (129). - C. 116-126.

4. Al-Raji, M. ta^jJj^I IJ^jl^J IJI^fI¿^ IJjb IJ¿If / M. Al-Raji. - Текст : электронный // Studies.aljazeera.net : [сайт]. - 2015. - 27 дек. - URL: https://studies.aljazeera.net/ar/ bookrevision/2015/12/201512278418463737.html (дата обращения: 08.02.2021).

5. Gearhart, S. Social Media in Television News: The Effects of Twitter and Facebook Comments on Journalism / S. Gearhart, S. Kang. - Текст : непосредственный // Electronic News. - 2014. -№ 8 (4). - P. 243-259. - URL: https://www.researchgate.net/publication/273352337_Social_Media_ in_Television_News (дата обращения: 12.02.2021).

6. Graff, N. IJ^v^I^ IJI^fl^'ó U^ IJ¿fJ IJ^^U^ / N. Graff. - Текст : электронный // Dspace.univ-setif2.dz/xmlui/ : [сайт]. - 2014. - 9 июн. - URL: http://dspace.univ-setif2.dz/xmlui/ bitstream/handle/setif2/328/9-juin2014.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 13.02.2021).

7. Hashmi, M. A. Al Jazeera: a Reversal of Perspective / M. A. Hashmi. - Текст : электронный // web.media.mit.edu : [сайт]. - URL: https://web.media.mit.edu/~a_hashmi/portfolio/audience_report_ al_jazeera_ali_hashmi_medill.pdf (дата обращения: 12.02.2021).

8. Hemache, S. IJ^v^I^ IJI^fI^S jl^IjsI ¿J^ IJuj jIJf£^f¿ Building Sustainable Human Being from Malik bin Nabi's thought (From Material Economics to Human Sustainability) / Текст : электронный // https://www.researchgate.net/ : [сайт]. - 2012. - янв. - URL: https://www.researchgate. net/publication/335774062_alshbkat_alajtmayt_watharha_ly_alfrd_walmjtm (дата обращения: 13.02.2021).

9. Perez-Latre, F. J. Social Networks, Media and Audiences: A Literature Review / F. J. Perez-Latre, I. Portilla, C. Sánchez-Blanco. - Текст : непосредственный // Communication & Society. -2011. - XXIV (1). - Pp. 63-74. - URL: https://www.researchgate.net/publication/271565644_Social_ Networks_Media_and_Audiences_A_Literature_Review (дата обращения: 12.02.2021).

10. Ruba, H. A. A. H. í^j IJíuJIf ¿J^ IJf£^f¿ / H. A. A. H. Ruba, A.-R. M. M. Hisha. - Текст : непосредственный // f^J'ó v^J^ IJ^jv^'¿ IJjj¿^'¿. - 2020. - № 58. -P. 45-79. - DOI: 10.21608/mbse.2020.130817. - URL: https://mbse.journals.ekb.eg/article_130817. html (дата обращения: 13.02.2021).

REASONS FOR THE POPULARITY OF SHORT NEWS VIDEOS IN SOCIAL MEDIA (ON THE EXAMPLE OF THE "AL-JAZEERA" CHANNEL)

Alshakarna A. A. I., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, ahmad.shkarnah89@gmail.com

Using the example of short videos from the Al-Jazeera channel, the article examines the changes in the principles of content distribution in connection with the emergence of new platforms, the definition of which means of promoting content on social networks Al-Jazeera uses, and the judgment about the nature and form of the content published by Al-Jazeera. In the article will be establish the main features of a short video intended for distribution in new media. The research results showed that the platform (AJ) has become very popular on social networks. Most of the videos that Al Jazeera produced were video reports or short documentaries. Thus, we saw that a number of videos distributed by the channel on the platforms were made in accordance with the developed regulations. We found that (AJ) focused on Facebook more than other social networks due to its popularity in the Arab world, especially among young people.

Key words: audience, Al-Jazeera, videos, distribution, new media, social media, short video.

References

1. Gradyushko, A. A. (2012). Sotsial'nyye media kak instrument sovremennoy internet-zhurnalistiki [Social media as a tool of modern Internet journalism]. VesnikBelaruskaga dzyarzhaunaga universiteta. Seryya 4, Filalogiya. Zhurnalistyka. Pedagogika [Vesnik of Belaruskaga dzyarzhaunaga universiteta. Series 4, Philology. Journalism. Pedagogy], vol. 2, pp. 69-73, available at: http://elib.bsu. by/handle/123456789/49331 (accessed: 13.02.2021). (In Russ.).

2. Pustovalov, A. V. & Ishmatov, M. Sh. (2013). Novosti SMI v sotsial'nykh setyakh: perspektivy uspeshnogo rasprostraneniya [News of the media in social networks: prospects for successful

distribution]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Bulletin of the Perm University. Russian and foreign philology], vol. 4 (24), pp. 227-239. (In Russ.).

3. Torochkova, P. A. (2014). Sotsial'nyye seti kak element informatsionnykh tekhnologiy - novyy aktor mirovoy politiki [Social networks as an element of information technology - a new actor in world politics]. VestnikRGGU. Seriya: Politologiya. Istoriya. Mezhdunarodnyye otnosheniya [Bulletin of the RSUH. Series: Political Science. History. International relationships], vol. 7 (129), pp. 116-126. (In Russ).

4. Al-Raji, M. (2015). Áydywlwjya shbkat altwasl alajtmay wtshkyl alray alam [The Ideology of Social Networks and the Formation of Public Opinion]. Studies.aljazeera.net : 27 Dec, available at: https://studies.aljazeera.net/ar/bookrevision/2015/12/201512278418463737.html (accessed: 08.02.2021). (In Arab.).

5. Gearhart, S. & Kang, S. (2014). Social Media in Television News: The Effects of Twitter and Facebook Comments on Journalism. Electronic News, vol. 8 (4), pp. 243-259. available at: https://www. researchgate.net/publication/273352337_Social_Media_in_Television_News (accessed: 12.02.2021).

6. Graff, N. (2014). Alshbkat alajtma yt fy khdmt al ml alshfy [Social networks in the service of journalistic work]. Dspace.univ-setif2.dz/xmlui/, 09 June, available at: http://dspace.univ-setif2.dz/ xmlui/bitstream/handle/setif2/328/9-juin2014.pdf?sequence=1&isAllowed=y (accessed: 13.02.2021). (In Arab.).

7. Hashmi, M. A. (without a year). Al Jazeera: a Reversal of Perspective. Web.media.mit.edu. available at: https://web.media.mit.edu/~a_hashmi/portfolio/audience_report_al_jazeera_ali_hashmi_ medill.pdf (accessed: 12.02.2021). (In Arab.).

8. Hemache, S. (2012). Alshbkat alajtmayt watharha ly alfrd walmjtm' [Social networks and their effects on the individual and society]. Www.researchgate.net. available at: https://www.researchgate. net/publication/335774062_alshbkat_alajtmayt_watharha_ly_alfrd_walmjtm (accessed: 13.02.2021). (In Arab.).

9. Perez-Latre, F. J., Portilla, I. & Sánchez-Blanco, C. (2011). Social Networks, Media and Audiences: A Literature. Communication & Society, vol. XXIV (1), pp. 63-74, available at: https://www. researchgate.net/publication/271565644_Social_Networks_Media_and_Audiences_A_Literature_ Review (accessed: 12.02.2021).

10. Ruba, H. A. A. H. & Hisha, A.-R. M. M. (2020). Drast athr alaflam alqsyrt ly als wdy almjtm' [Study the impact of short films on Saudi society]. Mjlt bhwth altrbyt alnw 'yt [Journal of Specific Education Research], vol. 58, pp. 45-79. DOI: 10.21608/mbse.2020.130817, available at: https://mbse. journals.ekb.eg/article_130817.html (accessed:13.02.2021). (In Arab.).

Алшакарна Ахмед Абдулхай Ибрагим - аспирант кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики, Челябинский государственный университет, Челябинск.

ahmad.shkarnah89@gmail.com

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Алшакарна А. А. И. Причины популярности коротких новостных роликов в социальных сетях (на примере канала «Аль-Джазира») // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 3 (41). С. 86-90. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10310.

Alshakarna A. A. I. Reasons for the popularity of short news videos in social media (on the example of the "Al-Jazeera" channel) // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2021. No 3 (41), pp. 86-90. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10310.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.