Научная статья на тему 'Причины политического абсентеизма молодежи и пути его минимизации'

Причины политического абсентеизма молодежи и пути его минимизации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2154
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ АБСЕНТЕИЗМ / POLITICAL ABSENTEEISM / ПОЛИТИЧЕСКАЯ АПАТИЯ / POLITICAL APATHY / ФРУСТРАЦИЯ / FRUSTRATION / ОТСУТСТВИЕ МОТИВАЦИИ / LACK OF MOTIVATION / ПОЛИТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / POLITICAL-PSYCHOLOGICAL CULTURE / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / POLITICAL EDUCATION / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH POLITICS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Молоткова Елена Михайловна

Статья посвящена анализу политического абсентеизма современной молодежи, его определению и основным причинам. В статье анализируются возможные пути изменения молодежной политики для минимизации политического абсентеизма, формирования политической культуры молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAUSES OF POLITICAL ABSENTEEISM AND WAYS OF ITS MINIMIZATION

The article is devoted to the analysis of political absenteeism among modern youth, its definition and main causes. In the article several main ways of political absenteeism minimization are given as well as the importance of improving youth political culture is shown.

Текст научной работы на тему «Причины политического абсентеизма молодежи и пути его минимизации»

УДК.159.9

ПРИЧИНЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО АБСЕНТЕИЗМА МОЛОДЕЖИ И ПУТИ ЕГО МИНИМИЗАЦИИ

Елена Михайловна Молоткова, аспирантка кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности, Академия при Президенте РФ (РАНХ и ГС); е-шаД: [email protected], тел.: 8 (915) 494-17-08.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу политического абсентеизма современной молодежи, его определению и основным причинам. В статье анализируются возможные пути изменения молодежной политики для минимизации политического абсентеизма, формирования политической культуры молодых людей.

Ключевые слова: политический абсентеизм, политическая апатия, фрустрация, отсутствие мотивации, политико-психологическая культура, политическое воспитание, молодежная политика.

В российском обществе политический абсентеизм ярко проявлялся на протяжении периода с 2000 по 2013 годы, с незначительными вспышками политической активности молодых людей. По результатам ряда исследовательских центров можно заключить, что сегодня доля политических абсентеистов в обществе в целом и среди молодежи, в частности, достаточно велика, что требует поиска путей включения молодежи в политические процессы [8] .

Политический абсентеизм - это социально-психологический феномен, показывающий психологическое состояние личности или социальной группы, при котором она уклоняется от участия в политике, что связано с внутриличностным состоянием отторжения политического участия в социальных процессах. Это состояние детерминируется социальными и личностными факторами, которые могут отражаться в индивидуальных чертах личности (группы) и отрицательно влиять на ее активность в политических процессах. Политический абсентеизм также зависит от установок, внутреннего настроения, политического сознания, личных идеалов каждой конкретной личности (группы). В абсентеизме может быть выражен протест и неудовлетворенность возможностями политического выбора, а также ощущение бессмысленности или непредсказуемости политики.

Исходя из данных социологических опросов, проведенных в России в последнее время, можно наблюдать постоянное снижение интереса граждан к политическим процессам в целом и к выборам в частности. По официальным данным, в Российской Федерации насчитывается приблизительно 52 миллиона россиян, которые являются абсентеистами. Среди них большая часть - молодежь в возрасте от 18 до 35 лет [15].

По мнению некоторых российских ученых, политическая апатия среди молодежи, которая сейчас наблюдается в российском обществе, может быть выражением чувства незащищенности, беспомощности перед лицом сложных проблем (фрустрационная реакция) и свидетельствовать о неверии в возможность повлиять на политическую ситуацию, на процесс принятия решений, что является свидетельством деиндивидуализации личности, ощущения зависимости, недоверия к властным структурам, политическим институтам и политическим элитам [1].

Причиной политического абсентеизма среди молодежи в России также может быть утрата групповых норм, групповой идентичности и, соответственно, ценностей и целей социальной жизни [14].

Мотивационная составляющая участия молодежи в политической жизни страны у российской молодежи выражена слабо. Причины этого явления разные. Так, молодые люди не верят, что можно что-то изменить, или, напротив, их все устраивает, и поэтому мотивация принимать участие в политических процессах (например, в выборах) у многих отсутствует. Кроме того, для определенной части молодежи политика не считается престижной и привлекательной сферой деятельности [7].

Сложившаяся ситуация не в последнюю очередь связана с отсутствием политических целей, политических ценностей, политических идеалов, что, в свою очередь, объясняется отсутствием в стране идеологии, которая могла бы консолидировать общество [13].

Кроме того, политико-психологическая культура российской молодежи развита слабо, не хватает политического воспитания, что также способствует политическому абсентеизму [2].

Все это подтверждает необходимость решения проблемы политического участия молодежи в политической жизни страны. Однако это должно решаться не на уровне принуждения молодых людей к участию в тех или иных политических мероприятиях, а посредством политического воспитания и создания реальной возможности для участия молодых людей в политике.

Политическое воспитание - важнейший процесс, который должен быть направлен на то, чтобы молодой человек получил знания о возможностях личностной реализации в политической среде, узнал о механизмах, которыми он может влиять на принятие политических решений, а также на формирование ответственности молодых людей за будущее своей страны [4].

Воспитание на принципах политкорректности, толерантности, патриотизма, гражданственности, доверия к действиям государственной власти способствует интеграции молодых людей в политическое и социальное пространство. В свою очередь, это залог развития общества и его стабильности [12].

С этой точки зрения важной проблемой, требующей своего решения, становится формирование политического сознания молодых людей. Эта проблема решается посредством социальных институтов.

Как показывают психологические исследования, социально зрелыми молодые люди становятся к 18 годам. Поэтому можно сделать вывод о том, что формирование и развитие политического и правового сознания, политической культуры надо начинать в более раннем возрасте [10].

Цели-функции гражданского политического воспитания должны реализоваться в комплексном педагогическом процессе с учетом возрастных особенностей детей и подростков.

В настоящее время проекты, направленные на воспитание и повышение уровня политической культуры, воспринимаются молодежью в основном как знания или информация, не связанные с их практической реализацией. Это объясняется, в том числе, тем, что современная российская система образования преимущественно направлена на фундаментальные, теоретические знания без их применения на практике.

Вместе с тем политическая активность молодых людей напрямую соотносится с понятием политической культуры и выражает ее практическую сторону. Это говорит о том, что формирование политической культуры нужно начинать со знаний, но в непосредственной связи с их практическим применением.

Политическое воспитание связано с гражданской воспитанностью, с овладением политической культурой. Гражданская воспитанность представляет собой комплексную систему, которая состоит из блоков: политической грамотности, способности к переживанию гражданских чувств, потребности проявить общественную активность, стремления к практическому участию, а также участия в деятельности местного общественного самоуправления, политических кампаниях и других событиях [3].

Для преодоления политического абсентеизма молодых людей недостаточно политического воспитания молодежи, необходимо также, чтобы государство предоставляло возможность и реальные механизмы участия молодых людей в политике [9].

Сегодня в России существуют политические организация, ориентированные на включение молодых людей для участия в политических процессах. К ним можно отнести молодежные парламенты, правительства и молодежные партии. Однако говорить о равных возможностях активного участия молодежных общественных организаций в политических процессах на государственном уровне в России пока рано [11], так как их активная позиция, также как и действия, остаётся на достаточно низком уровне. Это требует от государства специфических мер, которые будут ориентированы на повышение роли молодежи как одного из активных участников политических процессов и превратятся в одно из основных направлений молодежной политики [5].

Современная молодежная политика должна быть гибкой и сочетать в себе как централизованную государственную компоненту, так и децентрализованную общественную[6].

Цель молодежной политики должна быть ориентирована на создание необходимых условий для позитивной социализации, самореализации, социального развития молодежи, превращение молодежи в реальную политическую силу, самостоятельный субъект политической жизни.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А.А. Деркача. М.: РАГС, Международный акмео-логический институт, 2002.

[2]. Гаврилова И.Н. Проблемы политической социализации молодежи в России. Молодежь России: 90-е годы / И.Н. Гаврилова. М., 2004.

[3]. Горячев А.В., Казаков Ю.Н. Особенности отношения российской молодежи к участию в массовых мероприятиях политического характера // Акмеология. 2011. № 2 (38).

[4]. Данилюк А.Я. Формирование национального воспитательного идеала в контексте социокультурной модернизации России // Нижегородское образование. Нижний Новгород. 2011. № 4.

[5]. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Развитие человеческого потенциала средствами воспитания и социализации в условиях модернизации России // Вестник образования, www.vestnik.edu.ru.

[6]. Деркач А.А. Модернизация образования как условие опережающего социально-экономического развития страны (начало) // Акмеология. 2011. № 4 (40).

[7]. Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи. М.: Мысль, 2007.

[8]. Исследования ВЦИОМ за 1992-2013 гг. www.wciom.ru.

[9]. Лупандин В.Н. Отчуждение как форма политического участия молодежи: причины и пути решения. М.: Научная библиотека ФГБОУ ВПО; Госуниверситет - УНП, 2010. URL: www.ostu.ru.

[10]. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.

[11]. Рожнов О.А. О роли молодежи в осуществлении молодежной политики. Открытая библиотека научных статей по гуманитарным дисциплинам. URL: www. ms-solutions.ru.

[12]. Соловьева Н.В., Панферова О.С. Интегративные процессы в инклюзивной образовательной среде // Акмеология 2011. № 1 (37).

[13]. Сорокин О.В. Особенности формирования политического сознания современной российской молодежи // СОЦИС. 2008. № 8.

[14]. ФедоркинаА.П. Массовые формы поведения в контексте новой социальной реальности // Акмеология. 2010. № 4 (36).

[15]. Чупров В.И. Молодежь в обществе риска. М.: Мысль, 2007.

CAUSES OF POLITICAL ABSENTEEISM AND WAYS OF ITS

MINIMIZATION

Elena M. Molotkova, post-graduate student of the Department of Acmeology and Professional Psychology of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; е-mail: [email protected], сell: 8(915) 494-17-08

ABSTRACT

The article is devoted to the analysis of political absenteeism among modern youth, its definition

and main causes. In the article several main ways of political absenteeism minimization are

given as well as the importance of improving youth political culture is shown.

Key words: political absenteeism, political apathy, frustration, lack of motivation, political-

psychological culture, political education, youth politics.

REFERENCES

[1]. Akmeologia. Podobcheiredakziei Derkacha. M.: RAGS, Mezdunarodnyi akmeologicheski institut, 2002.

[2]. Gavrilova I.N. Problemy politicheskoi socializacii molodezi. Molodez Rossii: 90-e gody / I.N. Gavrilova. M., 2004.

[3]. Gorjachev A.V., Kazakov U.N. Osobennosti otnoshenij aposiiskoi molodezi k uchastiu v massovyh meroprijatijah politicheskogo haraktera // Akmeologia. 2011. № 2 (38).

[4]. Daniluk A. J. Formirovanie nazionalnogo vospitatelnogo ideala v kontekste sociokulturnoi modernizacii Rossii // Nizegorodskoe obrazovanie. 2011. № 4.

[5]. Daniluk A.J., Kondakov A.M. Razvitie chelovecheskogo potenziala sredstvami vospitnija v uslovijah modernizacii Rossii // Vestnik obrazovanija, www.vestnik.edu.ru.

[6]. DerkachA.A. Modernizacija obrazovania kak uslovie operezauchego socialno-ekonomicheskogo razvitija (nachalo) // Akmeologia. 2011. № 4 (40).

[7]. Zubok U.A. Fenomenriska v sociologii. Opyt issledovania molodezi / U.A. Zubok. M.: MysF, 2007.

[8]. Issledovanija VCIOM za 1992-2013 gody, www.wciom.ru.

[9]. Lupandin V.N. Otchuzdenie kak forma politicheskogo uchastija molodezi: prichiny i putireshenija. Statja. M.: Nauchnaja biblioteka FGBOUVPO «Gosuniversitet - UNP», 2010. URL: www.ostu.ru.

[10]. Rean А.А. Psihologija cheloveka ot rozdenija do smerti. Pod red. ReanaA.A. SPB.: Praim-Evroznak, 2002.

[11]. Rozkov O.A. O roli molodezi v osuchestvlenii molodeznoi politiki. Statja, 2010. Otkrytaja biblioteka nauchnyhstateipo gumanitarym disciplinam. URL: www. ms-solutions.ru.

[12]. Solovieva N.V., Panferova O.S. Integrativnye processy v inkljuzivnoi obrazovatelnoi srede // Akmeologia. 2011. № 1 (37).

[13]. Sorokin O.V. Osobennosti formirovania politicheskogo soznania sovremennoi rossiiskoi molodezi // SOCIS. 2008. № 8.

[14]. FedorkinaA.P. Massovye formy povedenija v kontekste novoi socialnoi realnosti // Akmeologia. 2010. № 4 (36).

[15]. Chuprov V.I. Molodez v obchestve riska / V.I. Chuprov. M.:Mysl\ 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.