АСТ, 2019. - 288 с.
4. Фромм Э. Душа человека. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - 251 с.
5. Фромм Э. Здоровое общество / Здоровое общество. Догмат о Христе. - М.: АСТ: Транзиткнига, 2005. - 571 с.
6. Фромм Э. Иметь или быть? - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 314 с.
7. Фромм Э. Искусство любить. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - 220 с.
© Гусев Д.Е., 2021
УДК 159.9.07
Дьячкова О.А.,
студент II курса магистратуры факультета КПСР и АФК направление подготовки 37.04.01 Психология, Северный государственный медицинский
университет (ФГБОУ ВО СГМУ), Архангельск, Россия Харькова О.А.,
кандидат психологических наук, PhD, доцент кафедры педагогики и психологии, Северный
государственный медицинский университет (ФГБОУ ВО СГМУ),
Архангельск, Россия
ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ СОВРЕМЕННЫЕ ЖЕНЩИНЫ ЗАНИМАЮТСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ: КАЧЕСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Аннотация
Цель: описать причины, по которым современные женщины занимаются предпринимательской деятельностью. Методом сбора данных явилось однократное полуструктурированное интервью. В исследовании применялся качественный индуктивный контент-анализ и использовалась программа OpenCode 4,03 для кодирования и категоризации единиц текста. Результаты: Причины, по которым современные женщины занимаются предпринимательской деятельностью: 1. Желание самореализации. 2. Негативные условия работы в найме. 3. Финансовая независимость. 4. Реализация себя в семье и материнстве.
Ключевые слова:
качественное исследование, полу-структурированное интервью, контент-анализ, причины, деловые женщины, предпринимательство.
Актуальность исследования причин женского предпринимательства в современном обществе обусловлена повышением активности и проникновением женщин в сферу бизнеса, формированием нового социального слоя «бизнес-вумен» [1-4]. Цифры статистики говорят, что влияние женщин на мировую политику и экономику увеличивается, и сегодня в некоторых развитых странах предприятия, возглавляемые женщинами, обеспечивают до 60% ВВП (в Германии и США это процент составляет 5052%, в Японии - 55%, а в Италии - все 60%.). Тенденция увеличения влияния женщин на политику и экономику не обошла стороной и Россию, по данным общероссийской общественной организации «Российская академия бизнеса и предпринимательства» (РАБИП) Россия сегодня занимает лидирующее место в мире по доле женщин-руководителей бизнеса. Более того, по оценкам экспертов уже в ближайшие 3-4 года 40% женщин будет заниматься частным бизнесом. Необходимо понимать причины процесса, который управляет поведением человека, определяет его направленность и активность заниматься своим делом наиболее качественно, на высоком уровне.
Исходя из вышесказанного, целью данной работы явилось описание причин, по которым
современные женщины занимаются предпринимательской деятельностью.
Исследовательский вопрос - почему современные женщины занимаются предпринимательской деятельностью?
Материал и методы исследования. Данное исследование является качественным [5]. Участниками исследования были женщины в возрасте от 27 до 50 лет, являющиеся собственниками предприятий и управляющие ими или имеющие статус предпринимателя и свое действующее дело не менее 2 лет.
Методом сбора данных явилось однократное полу-структурированное интервью. Сбор данных осуществлялся на территории информанта, запись велась на диктофон. Интервью проводилось в спокойной обстановке, по времени занимало от 15 до 25 минут на 1 человека. В исследовании применялся качественный индуктивный контент-анализ [6] и использовалась программа OpenCode 4,03 для кодирования и категоризации единиц текста [8]. Аналитическая триангуляция служила стратегией валидизации полученных данных [7]. Для проведения данного исследования все информанты дали устное и письменное информированное согласие.
Результаты исследования. Единицы текста интервью были переведены в печатный формат с последующей обработкой. Было получено 4 категории, отвечающие на исследовательский вопрос: желание самореализации, негативные условия работы в найме, финансовая независимость, реализация себя в семье и материнстве
В ходе анализа категорий, выявилось, что категория «Желание самореализации» встречалось у всех респондентов. Респонденты отмечали, что им хотелось творчества, реализации своих идей и проектов, самоидентификации (цитата Р№1 «... желание отделиться и быть самостоятельной единицей, и чтобы никто не мог сказать тебе что-то, что бы я сама прокладывала себе путь...»). Все респонденты отметили, что предпринимательство дает им возможность приобретения свободы и независимости.
«Желание самореализации» в рассуждениях информантов часто вытекало из категории «Негативные условия работы в найме». Рассуждая о негативном опыте работы в найме, респонденты отмечали, что работа в найме ставит их в зависимое положение, где фактически они не свободны, где вышестоящее начальство диктуют им свои условия, ограничивают в реализации творческого потенциала (цитата Р№2 «... но давление, что я все время должна что-то реализовывать, чьи-то там идеи, и по этим идеям как-то там отчитываться.). Некоторые респонденты отметили, что даже высокая заработная плата в найме, не стимулировала их к деятельности (цитата Р№1 «...мне реально становилось скучно и неинтересно в найме при любой зарплате... »). Кроме того, условия работы в найме не удовлетворяли потребность некоторых женщин в гармоничном материнстве (цитата Р№2 «.в найме надо было отказаться от моей роли, как матери, потому что у меня тогда был маленький ребенок ...).
Категория «Финансовая независимость» была отмечена всеми информантами. Предпринимательство для них было средством улучшения материального положения (цитата Р№3 «... материальный доход он точно двигает, да, то есть у меня достаточно такое сложное положение было финансовое и я понимала, что работая на обычной работе я его не улучшу»).
Категория «Реализация себя в семье и материнстве» показывает нам, что современные женщины хотят гармонично для себя сочетать семью и бизнес, а не разрываться между работой и семьей. Собственное предприятие позволяет им планировать и реализовывать запланированное исходя из потребностей семьи (цитата Р№2 «... в предпринимательстве я распланировала жизнь так, что я могу быть и женщиной, и женой и мамой... и это прекрасно»).
Заключение.
Таким образом, современные женщины начинают предпринимательскую деятельность, так как это позволяет им самореализовываться, избежать негативных условий работы в найме, обеспечить себе финансовую независимость, а также сочетать два важных вида деятельности - работу и семью. Предпринимательство открывает возможности реализации своих целей и желаний. В ходе исследования выявилось, что у каждой женщины предпринимателя есть причины, находящиеся в приоритете; и эта тема требует дополнительного изучения.
Список использованной литературы:
1. Барсукова С.Ю. Образ женщины-предпринимателя в средствах массовой информации // ЭКО. 2008. №2. - С. 159-171.
2. Бердыклычева Н.М. Женщины в управлении и бизнесе // Энергия, 2012. - №5. - С. 66-70.
3. Гвоздева Е.С., Герчиков В.И. Штрихи к портрету женщин-менеджеров // Социологические исследования. - 2009. - №11. - С. 36-44.
4. Гельбах-Гроссер, С., Гофманн Ю. Деловой этикет для женщин М.: Добрая книга. 2011
5. Харькова О.А., Холматова К.К., Кузнецов В.Н., Горбатова М.А., Гржибовский А.М. Введение в методологию качественных исследований. Психическое здоровье. - 2017. - №4. - С. 3-9
6. Харькова О.А., Холматова К.К., Кузнецов В.Н., Гржибовский А.М. Качественное исследование с применением контент анализа и программы OpenCode. Псих здоровье. - 2018. - №11. - С. 3-10
7. Харькова О.А., Холматова К.К., Кузнецов В.Н., Гржибовский А.М., Крупченко Д.С. Качественные исследования в медицине и общественном здравоохранении. Экология человека. - 2016. - № 12. - С. 5459.
8. Department of Public health and Clinical medicine. OpenCode http://www.phmed.umu.se/english/units/ epidemiology/research/open-code/
© Дьячкова О.А., Харькова О.А., 2021
УДК 159.922.6
Ломоносова А.А.,
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова».
ГЕНДЕРНЫЕ НОРМЫ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ О БУДУЩЕЙ СЕМЬЕ
Аннотация
Семья традиционно является первым и главным институтом воспитания и социализации человека: то, что ребенок приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Она обеспечивает развитие личности на протяжении всей жизни человека. Основы личности закладываются в раннем детстве, а в подростковом возрасте происходят наиболее значимые новообразования при непосредственном влиянии семьи, они могут быть как положительными, так и отрицательными. Следовательно, междисциплинарный интерес изучения семьи связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности.
Ключевые слова: семья, гендерные нормы, семейные роли, нормы, стереотипы, ценности.
На представление о будущей семье и распределение ролей у подростков могут оказывать влияние гендерные нормы, закладываемые ещё в детстве семьей, образованием и культурой, поскольку представления строятся на внутренних правилах, нормах и ценностях человека. И гендерные нормы, как один из видов, так же может повлиять на то, как подросток видит свою будущую семью.
Гендерные нормы- правила поведения какой должен быть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина», диктуемые определенной культурой в данное время. Гендерные нормы как ценности, традиции и смыслы составляют социокультурное пространство, где находятся мужчины и женщины современного общества. Так же они включают в себя как позитивные, так и негативные гендерные предписания.
«Гендерные нормы регулируют ролевое поведение и отношения мужчин и женщин как членов