УДК 159.9.07
DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0088
ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ РОДИТЕЛИ НЕ ОТДАЮТ СВОИХ ДЕТЕЙ В МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДЕТСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ: КАЧЕСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
© 2019
Харькова Ольга Александровна, кандидат психологических наук, PhD, доцент кафедры педагогики и психологии Северный государственный медицинский университет (163000, Россия, Архангельск, пр.Троицкий, 51, e-mail: [email protected]) Прыгунова Елена Сергеевна, клинический психолог, магистр по психологии здоровья Северный (Арктический) федеральный университет (163000, Россия, Архангельск, Наб. Северной Двины, 17, e-mail: [email protected])
Аннотация. Цель: описать и интерпретировать причины, по которым родители не отдают своих детей в муниципальное детское дошкольное учреждение. Исследовательский вопрос: почему родители не отдают детей в муниципальное детское дошкольное учреждение? Методы: качественное исследование. Методом сбора данных явилось однократное полу-структурированное интервью с участниками исследования - родителями (мать и отец). В исследовании применялся качественный индуктивный контент-анализ и использовалась программа OpenCode 4,02 для кодирования и категоризации единиц текста. Аналитическая триангуляция служила стратегией валидизации полученных данных. Результаты: В ходе исследования был получен ответ на исследовательский вопрос: почему родители не отдают своих детей в муниципальное детское дошкольное учреждение? В результате родители указали причины, которые были объединены в 7 категорий: 1. Негативные условия нахождения ребенка в муниципальном детском дошкольном учреждении. 2. Очевидные плюсы домашнего воспитания. 3. Собственный негативный опыт. 4. Личные желания родителей. 5. Возможность дополнительного самостоятельного образования. 6. Последствия воспитания детей в детском саду. 7. Существенные отличия в поведении детей, посещающих детский сад и находящихся на домашнем воспитании. Научная новизна: впервые с помощью глубинного интервью изучены причины, по которым родители не отдают детей в муниципальное детское дошкольное учреждение. Практическая значимость: основные положения и выводы текущего исследования могут быть использованы, как для дальнейшего изучения данного явления - домашнее дошкольное воспитание, так и в практической дошкольной психологии.
Ключевые слова: качественное исследование, полу-структурированное интервью, контент-анализ, причины и муниципальное детское дошкольное учреждение
REASONS WHY PARENTS DO NOT ENROLL THEIR CHILDREN TO THE MUNICIPAL KINDERGARTEN: A QUALITATIVE STUDY
© 2019
Kharkova Olga Alexandrovna, candidate of Psychological sciences, PhD, аssociate professor of the Department of pedagogy and psychology Northern state medical university (163000, Russia, Arkhangelsk, Troitsky ave, 51, e-mail: [email protected]) Prygunova Elena Sergeevna, clinical psychologist, Master of Health psychology Northern (Arctic) federal university (163000, Russia, Arkhangelsk, Severnaya Dvina Emb. 17, e-mail: [email protected])
Abstract. The aim of the study is to describe and interpret reasons why parents do not enroll their children to the municipal kindergarten. Research question: Why parents do not enroll their children to the municipal kindergarten? Methods: a qualitative study was performed. The method of data collection was a semi-structured interview. Study participants were presented by parents both mother and father. Inductive content analysis was applied using OpenCode version 4.02. Analytical triangulation served as a strategy to validate the data. Results: As a result, parents indicated reasons that were combined into 7 categories, such as 1. Negative conditions of a child's stay in a municipal kindergarten. 2. Obvious advantages of home education. 3. Own negative experience. 4. Personal wishes of parents. 5. The possibility of additional independent education. 6. The consequences of raising children in kindergarten. 7. Significant differences in the behavior of children attending kindergarten and being in home education. Scientific novelty: for the first time using an in-depth interview we studied the reasons due to parents do not give their children to the municipal kindergarten. Practical significance: the main conclusion of the current study can be used both for further study of this phenomenon - home pre-school education, and in practical pre-school psychology.
Keyword: qualitative study, semi-structured interview, content analysis, reasons, and municipal kindergarten
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. С недавних пор считалось, что детский сад является по-настоящему необходимым звеном в развитии каждого ребенка [6]. И, действительно, дети, не посещавшие детское дошкольное учреждение, часто с трудом приспосабливались к школьным правилам, к правилам общения, принятым в группе сверстников.
Зачастую дети переходили целыми группами из детского сада в школу по микрорайону. И если в этот же класс попадал ребенок, который первые семь лет жизни провел под маминым и бабушкиным «крылом», ему, конечно, приходилось нелегко.
Сегодня ситуация иная. Дети, никогда не посещавшие детского сада, перестали быть исключением. По статистике за 2017 год около 1,5 млн детей не посещают муниципальных детских дошкольных учреждений [4].
Кроме того, и само понятие «детский сад» в наши дни звучит не так однозначно, как прежде. Помимо стандартного муниципального детского сада, существует целый ряд других образовательных дошкольных учреждений. В связи с этим в первый класс дети приходят с самым разнообразным уровнем подготовки: кто-то ходил в муниципальный детский сад, кто-то - в Центр развития, а кто-то сидел дома с няней [3].
Исходя из вышесказанного, целью данной работы явилось описание и интерпретация причин, по которым родители не отдают своих детей в муниципальное детское дошкольное учреждение.
Исследовательский вопрос - почему родители не отдают детей в муниципальное детское дошкольное учреждение?
Материал и методы исследования. Данное исследование является качественным [7]. Участниками исследо-
Kharkova Olga Alexandrovna, Prygunova Elena Sergeevna REASONS WHY PARENTS DO NOT ENROLL THEIR ..
вания явились родители [отец (далее «О») и мать (далее «М»)] детей дошкольного возраста. Было выбрано 8 супружеских пар, которые имели дошкольника, не посещающего муниципальное детское дошкольное учреждение (далее МДДУ).
Возраст родителей, участвующих в исследовании, колебался от 24 до 47 лет. Все пары-участники проживали отдельно от бабушек и дедушек и имели благоустроенное отдельное жилье. Из 16 участников исследования только 7 имели высшее образование.
Методом сбора данных явилось однократное полуструктурированное интервью. Сбор данных осуществлялся на территории семьи, запись беседы велась на диктофон.
Интервью проводилось в спокойной обстановке, по времени занимало от 11 до 20 минут на 1 человека. В исследовании применялся качественный индуктивный контент-анализ [8] и использовалась программа OpenCode 4,02 для кодирования и категоризации единиц текста [11].
Аналитическая триангуляция служила стратегией валидизации полученных данных [9].
Для проведения данного исследования все информанты дали устное и письменное информированное согласие.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Единицы текста интервью были переведены в печатный формат с последующей обработкой. Было получено 7 категорий, отвечающих на исследовательский вопрос (таблица 1).
Таблица 1 - Коды и категории, позволяющие ответить на исследовательский вопрос «Почему родители не отдают своих детей в МДДУ?»
Категории Коды
Негативные условия нахождения ребенка в МДДУ «воспитатель не видит причин плохого поведения, убирает только симптомы» «в саду желания ребенка пресекаются, он не учится чувствовать себя» «нет возможности индивидуального подхода» «негативное влияние других детей» «ребенок один на один с миром» «слишком много детей на попечении воспитателя» «воспитатель просто организует досуг, а не взращивает хорошие качества» «не учится мыслить самостоятельно»
Собственный негативный опыт «был детский травматизм - ранняя разлука с мамой» «все время ждала родителей» «все время плакал» «не нравилась обстановка в детском саду» «самое ужасное - заставляли есть» «встреча с обманом и несправедливостью» «уходил куда и когда хотел»
Очевидные плюсы домашнего воспитания «видишь истинные причины плохого поведения» «дети более свободны, не подстраиваются под чей-то авторитет» «не пытаются угадать, что от них ждут» «ребенок может быть собой, а не играть роль» «больше возможностей познавать мир» «всегда можем помочь» «дети видят, что важны и любимы» «учится решать конфликты красивыми методами»
Возможность самостоятельного дополнительного образования «развитие в центрах дополнительного образования» «образование не должно ограничиваться детсадом» «наняли педагога на дом» «муж обучает музыке и футболу» «выставки и театры, есть выбор»
Личные желания родителей «хочу сама своими детьми заниматься» «самим интересно следить за развитием» «нравится самостоятельно реализовывать воспитание»
Последствия воспитания ребенка в МДДУ
Существенные отличия в поведении детей
«если бы не выживать, то могли бы быть другими»
«становятся приспособленцами» «вынужден занимать какую-то нишу» «получает стресс из-за отрыва от семьи» «плохое влияние на раннем этапе» «много агрессии»
«ребенку неуютно, из-за этого эмоциональные проблемы»
«воспитатель не заинтересован в развитии качеств»
«модель мышления навязывается чужими людьми»
«доброжелательнее, без ненужных капризов»
«не демонстративный, не тревожный»
«уравновешеннее, коммуникабельнее»
«непосредственный»
«не боится взрослых»
«всегда готов играть и дружить»
«не будет первым обзываться и драться»
«нет бранных слов»
«умеет договариваться»
«не умеет врать»
В ходе анализа категорий, выявилось, что категория «Негативные условия нахождения детей в МДДУ» встречалась у родителей чаще остальных. Рассуждая о негативных последствиях, родители отмечали, что в детском саду воспитатель лишь организует досуг, но не взращивает хорошие качества ребенка, что крайне необходимо делать именно в раннем возрасте и чем должны заниматься самые близкие для ребенка люди (цитата «М» №4: «Я считаю, что воспитатель не так сильно заинтересован в том, чтобы из наших детей выросли хорошие и добрые люди, им просто нужно занять время ребенка, а не воспитать в нем хорошие качества»).
Родители отмечали, что в детском саду, когда дети себя плохо ведут (а плохо - это значит «неудобно для окружающих»), педагог лишь нейтрализует симптомы, он может воздействовать на ребенка, заставить замолчать, делать или не делать что-либо, но не видит причин плохого поведения, не смотрит «вглубь» (цитата «О» № 8: «...воспитатель, просто в силу того, что у него огромная группа, не в силах разобраться с этой причиной, он только нейтрализует симптом: он может заткнуть ребенка, он может подавить какие-то его проявления»). Многие родители выделяют тот факт, что воспитатель детского сада не всегда наделен теми качествами, которые необходимы современному педагогу, не обладает тем уровнем образования и человеколюбия, которые нужны, чтобы работать с формированием личности маленького человека и это, в свою очередь, приводит к негативным проявлениям со стороны педагога в отношении детей: равнодушию (цитата «М» № 5: «... у нас рядом с домом находится садик и, проходя мимо него, я постоянно вижу какие-то инциденты с детьми: то дети в углу лупят один другого, воспитатели стоят неподалеку, но не реагируют; то в холодную сырую погоду дети валяются на земле с задранными куртками, практически раздетые...»), грубости (цитата «О» № 8: «... мы, по ходу своей профессиональной деятельности, приезжаем в разные детские сады и видим то, как вынуждены воспитатели порой общаться с детьми... используется такой метод, как крик... грубый крик...»).
Родители отмечают, что от стиля поведения педагога многое зависит; от того, какую тактику общения с ребенком изберет последний, будет зависеть то, как сложится жизнь ребенка в целом. Но гарантий, что у воспитателя твоего ребенка будет именно та тактика, которая необходима, нет (цитата мать № 6: «. я сама проработала воспитателем много лет и хорошо знаю, что от воспитателя многое зависит, но нет никаких гарантий, что воспитатель окажется любящим детей человеком и педагогом, знающим свое дело...»).
Семь респондентов из 16 указали еще и на такой негативный фактор, как наполненность детских групп. Действительно, это, как правило, от 20 до 30 человек и
уделить каждому внимание, услышать каждого и, более того, обеспечить индивидуальный подход просто физически невозможно (цитата «О» № 8: «...мы видим то, как вынуждены воспитатели порой общаться с детьми. Я специально говорю слово «вынуждены», потому что разруливать вот эту детскую массу, вот эти 20-25 человек, индивидуально к каждому относиться это нереально.).
Интересно, что родители, говоря о негативных условиях МДДУ, отмечали среди прочего режим дня и дисциплину. Некоторые из них считают, что существуют режимные дети - те, которым необходим строгий распорядок, но есть и те, кому это принесет вред. Пять родителей из 16 (4 из них - отцы), отметили среди негативных условий нахождения ребенка в МДДУ, негативное влияние других детей. Эти родители говорили о том, что на сегодняшний день у детей наблюдается увеличение проявления таких качеств, как агрессивность, неумение договариваться, силовое решение конфликтов. Это, как правило, связано с тем, что дети приходят из разных семей и каждый ребенок несет частичку (не всегда положительную) своей семьи в коллектив, чем может оказать отрицательное влияние на других детей (цитата «М» № 3: «дети из самых разных семей - и алкоголиков, и бывших заключенных».
На втором месте по значимости была выделена категория «Очевидные плюсы домашнего воспитания». Часто в своих интервью супруги говорили о том, что видят несомненный плюс в том, что их дети в столь важном возрасте остаются рядом, не испытывают стресс от ранней разлуки с эмоционально-значимыми людьми. Такая ранняя разлука ребенка с матерью исключает становление и сохранение столь важных детско-родительских связей; доверие формируется именно на этом раннем этапе. Существенным положительным моментом родители считали то, что все важные моменты развития, становления ребенка они проживают вместе с ним, имеют возможность экспериментировать, направлять эти интересные и важные процессы (цитата «О» № 8: «Я считаю, что многие вещи, учись бы дети в школе, ходи в детский сад, мы бы не имели возможности проживать вместе»; цитата «М» № 4: «... то, что дети находятся большую часть времени с родителями, от этого, я считаю, и более тесная связь, более крепкие отношения...»).
Некоторые супружеские пары отметили, что ответственность за то, каким будет их ребенок, лежит на них самих. Им не стоит беспокоиться, что воспитывал их ребенка кто-то другой и результат такого воспитания неизвестен, напротив, 6 респондентов отметили плюс собственного вклада в воспитание ребенка (цитата «О» № 1: « Ребенок воспитывается с теми ценностями, которые мы считаем важными»; цитата «М» № 3 «Ты сам вкладываешь в своего ребенка и ты пожнешь то, что ты вложил»).
Родители отметили также, что комфортные для ребенка условия воспитания, когда ему не надо тревожиться по поводу разлуки с мамой, воспитывают в нем доверие, делают его более гармоничной и открытой личностью.
Поскольку ребенок, находящийся на домашнем воспитании, имеет больше свободного времени, именно родители выступают организаторами его досуга; причем делают они это с учетом интересов своего ребенка (цитата «О» № 7: «... Жена водит его в театр, на выставки, ... много всего...»).
Следующая категория «Собственный негативный опыт посещения детского сада». Оказалось, что пять участников исследования отметили, что имели крайне негативный опыт посещения МДДУ, который они помнят на протяжении всей жизни и не желают такого повторения для своих детей (цитата «О» № 4: «. мне самому не нравилась обстановка в детском саду, я сам очень часто сбегал оттуда, я дожидался тихого часа, пока все уснут и бежал на работу к папе потому, что
он работал неподалеку. Мне очень нравилось быть с родителями, а не в том окружении, в котором я был...»; цитата «М» № 7 «. сад я особо не любила, мне там было скучно. Нас кормили, выводили гулять, но не играли и поэтому я очень ждала родителей»).
Некоторые участники интервью вспоминали, что именно в детском саду впервые столкнулись с несправедливостью, обманом и равнодушием со стороны взрослых (цитата «О» № 2: «. честно говоря, больше отрицательных, потому что постоянно меня наказывали за то, чего я не делал»).
Некоторые информанты указывали на такой негативный факт как «насильное кормление» (цитата «О» № 4: «Ну.из отрицательного, я могу вспомнить только как кормили., это был ужас»; цитата «М» № 3: «.я ничего не ела и меня заставляли... »).
Два участника интервью, находившиеся на домашнем воспитании, отметили свое отношение к детскому саду так: цитата отец № 3: «меня в свое время родители не отдали в детский сад и уже будучи взрослым человеком я не чувствую, что я что-то в своей жизни потерял или что-то упустил, поэтому решил сделать так же со своими детьми»; цитата мать № 4: «... я сама не ходила в детский садик и считаю, что в этом нет необходимости... я не жалею, что меня не отдали в детсад, думаю, что и родители только в плюсе остались от этого.».
Категория «Возможность самостоятельного дополнительного образования» показывает насколько в наше время много возможностей дать ребенку всестороннее дополнительное образование без помощи МДДУ. Все участники исследования прибегали к тем или иным услугам индустрии дополнительного образования, которая предлагает очень широкий спектр услуг. Детей водят на развивающие занятия в семейные центры раннего развития, чтобы они могли не отставать от детей, посещающих МДДУ и имели опыт общения со сверстниками (цитата «М» № 5 «. у нас проблем с коллективом нет, мы водим его и на развивающие занятия, у нас много друзей-сверстников»).
Некоторые пары, их большинство, водят детей в узконаправленные кружки и секции, то есть уже стараются, чтобы ребенок попробовал определенные направления и к более старшему возрасту смог определиться с выбором (цитата «М» № 6: «. знала точно, что буду водить ее везде и всюду, по всем мероприятиям. Уже в 10 месяцев мы ходили на занятия в сад, с 2 лет танцами занимались, перепробовали все кружки!»; цитата «О» № 7 : «Попробовав разные кружки, остановились на плавании.»; цитата «М» № 7: «... посещаем бассейн, танцы и живой уголок; цитата «М» № 8: «Е. ходит в кружки, на хореографию, на школу странствий, на театральный сейчас вот примкнул к старшим.»).
Несколько участников исследования ответили, что предпочитают нанимать педагога, который приходит на дом и обучает программному минимуму детского сада (цитата «М» № 4: «... наняли педагога дошкольного образования на дом, до сих пор к нам приходит, наша хорошая знакомая, которая тут же, в моем присутствии, занимается с ними»).
Есть и такие родители, которые сами обучают своих детей, в том числе и узконаправленным вещам (цитата «М» № 3: «У меня муж занимается футболом, поэтому ребенок тоже уже играет; у мужа также музыкальное образование, на фортепиано сможет научить играть»).
Одна супружеская пара в качестве дополнительного образования плюс ко всему прочему обозначила старших детей, которые выступают в роли «педагогов» для младшего (цитата отец № 8: «В этом смысле старшие братья и сестры всегда в помощь. Вот старшую Е. сейчас готовили к экзамену по биологии в 5 классе, а средняя М., она в 3 классе, автоматически эти темы цепляла»).
Категория «Личные желания родителей» показывает
Kharkova Olga Alexandrovna, Prygunova Elena Sergeevna psychological
REASONS WHY PARENTS DO NOT ENROLL THEIR ... science
то, что у некоторых родителей изначально было твердое желание заниматься воспитанием своих детей самостоятельно, видеть как они растут, самостоятельно реали-зовывать этот процесс (цитата «М» № 8 : «Первое - это то, что у меня есть возможность с ним самой заниматься и мне это интересно, следить за его развитием, что он думает, как он это делает, что ему интересно...»; цитата «М» № 2: «Я хочу заниматься своими детьми сама.»; цитата «М» № 6: «Когда забеременела дочкой, уже точно знала, что в сад она не пойдет, ребенок поздний, я ее для себя родила»).
Категория «Последствия воспитания ребенка в МДДУ» также во многом объясняет причины, по которым родители не отдают своих детей в детский сад. Вследствие негативного влияния других детей, а порой и воспитателя, ребенок, по мнению некоторых родителей, в силу своего небольшого жизненного опыта, определенного склада характера, может пытаться подстроиться под чей-то негатив, занять отведенную ему нишу, играть навязанную роль, а не быть самим собой. Другими словами, ребенок в условиях детского сада, вынужден выживать, тратить свои силы на становление, на защиту, а не на саморазвитие и познание мира. Определенные клише, формы мышления навязываются в детском саду ребенку либо воспитателем, либо более сильным сверстником. Ребенок делает тот или иной вывод не потому, что сам пришел к нему, не потому, что любящие родители объяснили ему пользу или вред того или иного поступка, а потому, что так было безопаснее, удобнее, или потому, что так сделали все (цитата «М» № 7: «. каждый вынужден занимать нишу, которая определена ему другим; это очень печально»»).
Родители переживают, что ребенок может просто побояться и не рассказать о проблемах, которые случились у него в детском саду. Это, в свою очередь, может привести к появлению ненужных страхов, неуверенности, других нежелательных проявлений (цитата «М» № 3: «. ребенок маленький, он может не сказать что-то, стать забитым, зашуганным...»). Крайне важно, на взгляд родителей, научить ребенка разрешать конфликтные ситуации, которые неизбежны при общении со сверстниками. Желательно научить его делать это правильными методами, под контролем взрослого человека, разобрать проблемную ситуацию на доступном ребенку языке.
И, наконец, категория «Существенные отличия в поведении детей, посещающих МДДУ и детей, находящихся на домашнем воспитании». Семь супружеских пар (кроме пары № 8) видят существенные отличия в поведении детей, находящихся на домашнем воспитании. По их мнению, на формирование таких положительных качеств их детей повлияло именно то, что они воспитываются вне детского сада. Родители отмечают такое существенное отличие, как отсутствие агрессии в поведении ребенка (цитата «О» № 5: «Он не дерется, не агрессивный.»; цитата «М» № 3: «Он точно более дружелюбный, более спокойный, у него нет таких бранных слов.»); наличие собственного мнения и умение отстаивать его несмотря на противоречия с большинством (цитата «М» № 6: «У нее есть свое мнение и она может его открыто высказывать, даже если большинство говорит обратное»; цитата «О» № 2: «...у него больше свободы в мышлении, он чуть шире смотрит на все происходящее...»). Многие родители говорят об отсутствии демонстративности, капризности в личности ребенка, о его открытости и непосредственности; желанию и умению общаться как со взрослыми, так и с детьми, отсутствии страха говорить правду, отсутствии тревожности и т.д.
Обсуждение результатов. В ходе исследования был получен ответ на исследовательский вопрос: почему родители не отдают своих детей в МДДУ? В результате родители указали причины, которые были объединены в 7 категорий: 1. Негативные условия нахождения ре-398
бенка в муниципальном детском дошкольном учреждении. 2. Очевидные плюсы домашнего воспитания. 3. Собственный негативный опыт. 4. Личные желания родителей. 5. Возможность дополнительного самостоятельного образования. 6. Последствия воспитания детей в детском саду. 7. Существенные отличия в поведении детей, посещающих ДДУ и находящихся на домашнем воспитании.
Описывая негативные условия, родители отмечают, что в детском саду воспитатель лишь организует времяпрепровождение ребенка, но не заинтересован в развитии его хороших качеств, что крайне необходимо делать именно в раннем возрасте. В то же время, специалисты уверены в том, что детский сад развивает такое необходимое качество, как самостоятельность. Так, Шишова Т. [10] в своей книге «Чтобы ребенок не был трудным» пишет: «Хотя «домашние» дети часто бывают лучше подготовлены по разным предметам, психологически они по сравнению с «садовскими» нередко проигрывают». Например, для ребенка, посещавшего детский сад, переодевание перед уроком физкультуры обычно не составляет особого труда, потому что он давно приучился быстро переодеваться в саду и делает это автоматически; а «домашний» ребенок в данной ситуации может столкнуться с непредвиденными трудностями.
Родители считают важным научить ребенка разрешать конфликтные ситуации и желательно, чтобы это проходило под контролем взрослого человека. В противовес этому мнению, некоторые педагоги-психологи считают, что именно собственный ранний опыт ребенка, столкнувшегося с неприятной ситуацией в коллективе и самостоятельно справившемуся с ней, приведет к формированию сильной и умеющей отстаивать свои интересы, личностью; да и помощь в решении со стороны родителей может быть достаточно субъективной [1].
Что касается собственного негативного опыта родителей, причем, чаще связанного с приемом пищи, то здесь мы наблюдаем страх родителей, которые они проецируют на детей. То есть они считают, что раз им было плохо, значит и детям будет плохо. Зачастую родители забывают, что детский сад - это не только прием пищи, а самое главное, «социально-коммуникативное развитие»
[5].
Говоря о личных желаниях, родители (в основном, мамы) часто упоминали, что изначально планировали посвятить все свое свободное время детям и семье. Здесь однозначно нельзя сказать: плохо это или хорошо. На сегодняшний день наблюдается трансформация роли женщины в современном обществе [2]. Женщина стала более независимой, у нее появилось стремление реали-зовывать себя не только в семье, но и вне ее пределов, на профессиональном поприще. Согласно Кабайктной О.В. и соавт. «женщина XXI века осознает, что для ее счастья необходимо совмещать главные сферы своей жизни, а именно семью и работу».
Невозможность выбрать «своего» педагога, высокая наполняемость групп, негативное влияние других детей, отсутствие индивидуального подхода - все это, несомненно, является отрицательной стороной МДДУ, но нет гарантий, что ребенок, переходя на новый этап своей социализации - в школу - не столкнется с тем же самым.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Все указанные причины отражают разные точки зрения и, действительно, достойны пристального внимания, а также порождают ряд других вопросов для будущих исследований. В связи с тем, что такое явление, как домашнее дошкольное воспитание, стало популярным сравнительно недавно, оно мало изучено и не имеет данных, на которые можно было бы опираться нынешним специалистам при работе с такими семьями. Достаточно рано делать выводы о плюсах или минусах такого подхода к дошкольному воспитанию, т.к. те дети, которые не посещали МДДУ, еще не выросли.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Быкова А. Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад / А. Быкова —М.: АСТ, 2017 — 224 с.
2. Кабайкина О.В., Сущенко О.А. Трансформация роли женщины в современном обществе: в семье и на работе. Социология. 2016, №4, С.163-169
3. Кузнецов В. «Жизнь без детского сада» https://vk.com/ topic-68239387_29653824 (дата обращения 12.03.2017г.)
4. Международный образовательный портал, интернет —источник http://www.maam.ru/novosti/okolo-2-h-milionov-detei-ozhidayut-mesto-v-detskom-sadu.html (дата обращения 29.04.2017 г.)
5. Родионова Л. А., Пазухина С. В. Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников как одно из приоритетных направлений образования детей. Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 63-65
6. Сгонник Л. «Важность знания сенситивных периодов» http:// xn--c1akgkaet.xn--p1ai/articles/162274 (дата обращения 30.03.2017г.)
7. Харькова О.А., Холматова К.К., Кузнецов В.Н., Горбатова М.А., Гржибовский А.М. Введение в методологию качественных исследований. Психическое здоровье. — 2017. - №4. — С. 3-9
8. Харькова О.А., Холматова К.К., Кузнецов В.Н., Гржибовский А.М. Качественное исследование с применением контент анализа и программы OpenCode. Псих здоровье. — 2018. - №11. — С. 3-10
9. Харькова О.А., Холматова К.К., Кузнецов В.Н., Гржибовский А.М., Крупченко Д.С. Качественные исследования в медицине и общественном здравоохранении. Экология человека. — 2016. - № 12. — С. 54-59.
10. Шишова Т.Л. Чтобы ребенок не был трудным / Т.Л. Шишова — М.: Зерна-слово, 2014. — 67 с.
11. Department of Public health and Clinical medicine. OpenCode http://www.phmed.umu.se/english/units/epidemiology/research/open-code/
Статья поступила в редакцию 21.02.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019