Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ "НЕКРОФИЛИЯ" В РАБОТАХ ЭРИХА ФРОММА'

ПОНЯТИЕ "НЕКРОФИЛИЯ" В РАБОТАХ ЭРИХА ФРОММА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1069
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ / ДЕСТРУКТИВНОСТЬ / АГРЕССИЯ / НЕКРОФИЛИЯ / БИОФИЛИЯ / СТРАХ СМЕРТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гусев Д.Е.

Целью работы явилось изучение понятия «некрофилия», как формы деструктивного поведения, в трудах Эриха Фромма. В основе научно-исследовательской работы лежит анализ семи трудов Эриха Фромма разных лет. Таким образом, некрофилия рассматривается Э. Фроммом как глубинное влечение к смерти, как крайняя степень проявления человеческой агрессии и деструктивности, которые направлены на разрушение жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ "НЕКРОФИЛИЯ" В РАБОТАХ ЭРИХА ФРОММА»

УДК 159.9

Гусев Д.Е.

магистрант 1 курса

Северного государственного медицинского университета (СГМУ),

г. Архангельск, РФ Научный руководитель: Харькова О.А. канд. псих. наук, PhD,доцент СГМУ, г. Архангельск, РФ

ПОНЯТИЕ «НЕКРОФИЛИЯ» В РАБОТАХ ЭРИХА ФРОММА

Аннотация

Целью работы явилось изучение понятия «некрофилия», как формы деструктивного поведения, в трудах Эриха Фромма. В основе научно-исследовательской работы лежит анализ семи трудов Эриха Фромма разных лет. Таким образом, некрофилия рассматривается Э. Фроммом как глубинное влечение к смерти, как крайняя степень проявления человеческой агрессии и деструктивности, которые направлены на разрушение жизни.

Ключевые слова:

человеческая агрессивность, деструктивность, агрессия, некрофилия, биофилия, страх смерти.

Актуальность. Многочисленные аспекты смерти человека, в том числе и страх перед ней, остаются фундаментальными для таких отраслей научного знания - как философия, социология и психология. Особый интерес для научного исследования представляет взаимосвязь деструктивных форм поведения человека и его сущностного страха перед смертью.

Таким образом, целью работы явилось изучение понятия «некрофилия», как формы деструктивного поведения, в трудах Эриха Фромма.

Материал и методы исследования. В основе научно-исследовательской работы лежит анализ семи трудов Эриха Фромма разных лет.

Результаты исследования и интерпретация. Эрих Фромм - выдающийся психоаналитик, создатель социокультурного направления в психоанализе. Его труд «Анатомия человеческой деструктивности», задумывавшаяся им как первая часть многотомной систематизации «реформированной» психоаналитической теории Зигмунда Фрейда, стала итогом научной, творческой деятельности ученого. В «Анатомии человеческой деструктивности» Эрих Фромм обобщил положения и идеи социокультурного психоанализа, выдвинутые им в более ранних работах, представил целостную картину различных проявлений человеческой агрессии и деструктивности (Рисунок 1). Особое место в его теории деструктивности занимает такое явление, как некрофилия и связанный с ней страх смерти.

Рисунок 1 - Иерархия работ Э. Фромма, нашедшая отражение в труде «Анатомия человеческой деструктивности»

В работе «Я и Оно», как отмечает Э. Фромм, З. Фрейд выдвинул пару влечений - влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти (Танатос) [2, с. 140-181; 3, с. 239-240; 5, с. 40; 7, с. 34-35]. Инстинкт смерти направлен против самого живого организма и потому является инстинктом либо саморазрушения, либо

разрушения другого индивида. Если инстинкт смерти оказывается связанным с сексуальностью, то он находит выражение в специфических формах - садизме и мазохизме.

В «Анатомии человеческой деструктивности», Э. Фромм отмечает, что у человека необходимо различать два различных вида агрессии - «доброкачественную» и «злокачественную» [1, с. 23-24; 5, с. 47]. К «доброкачественной» агрессии ученый относил филогенетический импульс к атаке в случае возникающей угрозы жизни, а к «злокачественной» - только свойственную человеку деструктивность и жестокость.

Характерной формой злокачественной агрессии является некрофилия, являющаяся наиболее деструктивным проявлением садизма и мазохизма [1, с. 422-423; 4, с. 50-52]. Некрофил - это человек, одержимый глубинным влечением к смерти. Под некрофилией подразумевается два типа явлений: сексуальная некрофилия - страсть к сексуальному контакту с трупом и не сексуальная некрофилия -желание находится рядом с трупом, разглядывать или прикасаться к нему, расчленять мертвое тело.

Если инстинкт Жизни направлен на накопление и соединение органической материи, то инстинкт Смерти стремится к дезинтеграции живых структур, их полнейшему разъединению и уничтожению. Данная деструктивная тенденция не параллель по отношению к биофилии, любви к Жизни, а альтернатива ей, фундаментальная дихотомия перед которой оказывается любое живое существо. Некрофилия вырастает там, где задерживается или вовсе отсутствует развитие биофилии. С точки зрения психологии у человека есть альтернативная возможность, то есть он может сделать свободный выбор, в результате которого он становится некрофилом, ведь биофилия присуща человеку от природы [1, с. 476478].

Развитие некрофилии, по мнению Э. Фромма [1, с. 478; 5, с. 48], есть следствие психического отклонения, корни которого произрастают из глубинных пластов человеческого бытия и экзистенциальной ситуации одновременного желания и страха смерти. Если человек попросту не способен к сотворению и пробуждению жизни, не может преодолеть чувство своей ничтожности и витальной импотенции, то единственным способом самоутверждения будет являться разрушение жизни. В тоже время такому человеку становится невыносима сама мысль о смерти, у него появляется полное неприятие трупов и страх перед ними, что возникает желание забальзамировать их так, чтоб мертвый выглядел живее, чем при жизни.

Страх смерти, испытываемый некрофилом, рационален, как и окружающее его пространство, которое он создал вокруг себя. Экзистенциальный страх человека проистекает из его обладательной ориентации, он «боится не смерти как таковой, он боится утратить то, что он имеет: тело, эго, личность...» [6, с. 196]. Некрофил скорее расстанется с жизнью, чем с объектом обладания, но парадокс состоит в том, что теряя жизнь, он перестает существовать как владелец. И пока человек продолжает жить в модусе обладания, то он, неизбежно, вынужден бояться смерти и ничто не способно освободить его от этого ужаса [4, с. 53; 6, с 195-197].

Ориентация на все искусственное, на создание второй реальности и становится преобладающей в деятельности человека с некрофильным характером. Кроме того, человек может совершить ещё нечто более страшное - он не только отворачивает свой интерес от жизни, от людей, от природы и идей, но и стремится обратить всё живое в вещи, предметы материального мира [2, с. 176-181; 4, с. 53]. Это равным образом касается и самого некрофила, который опредмечивает свои человеческие качества: чувства и разум, способность видеть, слышать, понимать, чувствовать и любить. Некрофил совершает это ради спасения себя, прибегая к «механизму бегства», отказываясь от независимости своей личности, сливая своё «Я» с материальным миром, тем самым, обретая силу недостающую ему самому, как индивиду.

Заключение. Таким образом, некрофилия рассматривается Э. Фроммом как глубинное влечение к смерти, как крайняя степень проявления человеческой агрессии и деструктивности, направленной на разрушение жизни.

Список использованной литературы:

1. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Издательство АСТ, 2016. - 624 с.

2. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - 284 с.

3. Фромм Э. Величие и ограниченность учения Фрейда / Теория Зигмунда Фрейда. - М.: Издательство

АСТ, 2019. - 288 с.

4. Фромм Э. Душа человека. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - 251 с.

5. Фромм Э. Здоровое общество / Здоровое общество. Догмат о Христе. - М.: АСТ: Транзиткнига, 2005. - 571 с.

6. Фромм Э. Иметь или быть? - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 314 с.

7. Фромм Э. Искусство любить. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - 220 с.

© Гусев Д.Е., 2021

УДК 159.9.07

Дьячкова О.А.,

студент II курса магистратуры факультета КПСР и АФК направление подготовки 37.04.01 Психология, Северный государственный медицинский

университет (ФГБОУ ВО СГМУ), Архангельск, Россия Харькова О.А.,

кандидат психологических наук, PhD, доцент кафедры педагогики и психологии, Северный

государственный медицинский университет (ФГБОУ ВО СГМУ),

Архангельск, Россия

ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ СОВРЕМЕННЫЕ ЖЕНЩИНЫ ЗАНИМАЮТСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ: КАЧЕСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация

Цель: описать причины, по которым современные женщины занимаются предпринимательской деятельностью. Методом сбора данных явилось однократное полуструктурированное интервью. В исследовании применялся качественный индуктивный контент-анализ и использовалась программа OpenCode 4,03 для кодирования и категоризации единиц текста. Результаты: Причины, по которым современные женщины занимаются предпринимательской деятельностью: 1. Желание самореализации. 2. Негативные условия работы в найме. 3. Финансовая независимость. 4. Реализация себя в семье и материнстве.

Ключевые слова:

качественное исследование, полу-структурированное интервью, контент-анализ, причины, деловые женщины, предпринимательство.

Актуальность исследования причин женского предпринимательства в современном обществе обусловлена повышением активности и проникновением женщин в сферу бизнеса, формированием нового социального слоя «бизнес-вумен» [1-4]. Цифры статистики говорят, что влияние женщин на мировую политику и экономику увеличивается, и сегодня в некоторых развитых странах предприятия, возглавляемые женщинами, обеспечивают до 60% ВВП (в Германии и США это процент составляет 5052%, в Японии - 55%, а в Италии - все 60%.). Тенденция увеличения влияния женщин на политику и экономику не обошла стороной и Россию, по данным общероссийской общественной организации «Российская академия бизнеса и предпринимательства» (РАБИП) Россия сегодня занимает лидирующее место в мире по доле женщин-руководителей бизнеса. Более того, по оценкам экспертов уже в ближайшие 3-4 года 40% женщин будет заниматься частным бизнесом. Необходимо понимать причины процесса, который управляет поведением человека, определяет его направленность и активность заниматься своим делом наиболее качественно, на высоком уровне.

Исходя из вышесказанного, целью данной работы явилось описание причин, по которым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.