Научная статья на тему 'О методике изучения двух фундаментальных начал в психологических установках личности'

О методике изучения двух фундаментальных начал в психологических установках личности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
317
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / САМОРАЗРУШЕНИЕ / СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ / 3. ФРЕЙД / Э. ФРОММ / МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ / SELF-EVOLUTION / SELF-DESTRUCTION / THE INTENSITY DEGREE / SIGMUND FREUD / ERICH FROMM / THE RESEARCH METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пузырев Александр Владимирович

Предлагается методика, позволяющая градуировать степень выраженности созидательного и деструктивного начал в человеческой психике. Методика основана на идеях разграничения силы либидо и Танатоса (3. Фрейд), биофилии и некрофилии (Э. Фромм).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGY OF STUDYING TWO BASIC PRINCIPLES IN PERSONAL ATTITUDE

The article suggests the methodology that allows to graduate the intensity degree of creative and destructive principles in human mentality. The methodology is based on the ideas of distinction between libido, the life instinct, and the destructive death instinct of Thanatos (Sigmund Freud), biophilia and necrophilia (Erich Fromm).

Текст научной работы на тему «О методике изучения двух фундаментальных начал в психологических установках личности»

УДК 159.9.07

А. В. Пузырёв

О МЕТОДИКЕ ИЗУЧЕНИЯ ДВУХ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ НАЧАЛ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

УСТАНОВКАХ ЛИЧНОСТИ

Предлагается методика, позволяющая градуировать степень выраженности созидательного и деструктивного начал в человеческой психике. Методика основана на идеях разграничения силы либидо и Танатоса (3. Фрейд), биофилии и некрофилии (Э. Фромм).

Ключевые слова: саморазвитие, саморазрушение, степень выраженности, 3. Фрейд, Э. Фромм, методика исследования.

В настоящей статье предлагается методика изучения проблемы, активно обсуждаемой в психологических разысканиях, но фактически не отражённой в вузовских учебниках, - проблемы соотношения в человеческой психике созидательного и разрушительного начал. Эти два начала человеческой психики обозначаются в психологической науке различным образом: либидо и Танатос [1], биофилъя и некро-филъя, жизнелюбие и деструктивность [2] и т. д.

Сам Фромм в своих построениях исходил из идей позднего 3. Фрейда, согласно которым жизнью правят не два эгоистических инстинкта - голод и сексуальность, а две главные страсти - любовь и деструктивность, и обе они служат делу физиологического выживания, хотя и не в том смысле, как физический и сексуальный голод. Эти страсти Фрейд обозначил парными категориями «инстинкт жизни» и «инстинкт смерти», т. е. придал деструктивности настолько серьезное значение, что она была признана одной из двух фундаментальных человеческих страстей [2, с. 22].

Фромм определяет некрофилию (некрос — мертвый, филео — любить, т. е. влечение к мертвечине или страсть к смерти, уничтожению, разложению) как «страстное влечение ко всему мертвому, больному, гнилостному, разлагающемуся; одновременно это страстное желание превратить все живое в неживое, страсть к разрушению ради разрушения; а также исключительный интерес ко всему чисто механическому (небиологическому). Плюс к тому это страсть к насильственному разрыву естественных биологических связей» [2, с. 456]. Таким образом, у современных психологов этот термин описывает круг феноменов более широкий, чем осязаемая «любовь» к буквальным трупам.

По мнению А. А. Меняйлова, истинный некрофил характеризуется не столько количеством уничтоженного (к тому необходимы соответствующие объективные возможности, но они могут и не случиться), сколько прежде всего силой некрополя, характером энергетического воздействия на окружающих. А. А. Меняйлов полагает, что один из самых существенных признаков некрофилии - стремление к власти, получение которой позволяет безнаказанно впитывать и поглощать чужую энергию [3, с. 52].

Развивая указанные рассуждения, позволим себе предположить, что биофилия и некрофилия являются двумя ядерныши психическими образованиями в психике любого человека и по аналогии могут быть приняты в качестве двух полярных тенденций внутри всех проявлений человеческого бытия.

В каждом конкретном человеке следует различать действие всего лишь двух кардинальные законов развития: закон саморазвития и самоорганизации, с одной стороны, и, с другой стороны, закон стагнации и саморазрушения.

В физике существует понятие энтропии. По мнению известного австрийского физика Л. Больцмана, энтропия - мера беспорядка в системе: минимум энтропии наблюдается в совершенным образом организованных системах, а максимальная энтропия соответствует полному хаосу. Всякая система, состоящая из очень большого числа частиц, будет переходить от состояний менее вероятных к состояниям более вероятным, осуществляющимся большим числом способов. Все виды энергии стремятся к превращению в тепловую, а она равномерно распределяется по пространству (состояние максимума энтропии). Согласно второму закону термодинамики, «при самопроизвольные процессах в системах, имеющих постоянную энергию, энтропия всегда возрастает» (нем. физик Р. Клаузис).

По отношению к проблемам психологии максимум энтропии выглядит как полное отсутствие осознавания собственной жизни и подчинение, согласно позднему Фрейду, силе Танатоса (неосознаваемому стремлению к смерти), тогда как минимум энтропии наблюдается в случаях повышенного внимания человека к психологическим законам своей жизни и, соответственно, в случаях повышения уровня собственной психологической организации. Повышение энергии в человеке возможно только при повышении уровня его психологической организации.

В наиболее общем виде вектор самоорганизации в человеческой психике набирает силу тогда, когда человек стремится к усложнению системных взаимосвязей внутри и вне себя, тогда как вектор саморазрушения наблюдается в тех случаях, когда человек проявляет стремление упростить свои взаимосвязи

со своим внутренним миром и окружающими обстоятельствами. Вектор самоорганизации сопровождается позитивным мироощущением, а саморазрушения - негативным (наше мнение в данном случае совпадает с мнением Л. Н. Гумилёва [4, с. 607]).

Полагаем, что в предельном своем варианте развития биофил предстает как целостная, самодостаточная личность, в то время как некрофил - личность ущербная, несамодостаточная. В то же самое время следует признать, что 100 %-х биофилов и некрофилов, вероятней всего, не существует: 100 % биофилии или некрофилии - скорее всего два полюса в психологической структуре личности.

Используя принцип парности векторов самоорганизации/деструктивности, автор настоящей статьи представляет нижеприведенный опросник, построенный по принципу выявления данных векторов на том или ином уровне социально-психологических установок личности (мотивировку отнесения конкретных вариантов ответов к векторам самоорганизации/саморазрушения [5]).

Приведем текст опросника.

Вашему вниманию предлагается опросник для определения доминирующих социально-психологических установок. Из каждой пары высказываний выберите то, которое в большей степени, по Вашему мнению, Вас характеризует (обведите букву, обозначающую Ваш вариант ответа, в кружок). Помните: если даже часть какого-то ответа Вам представляется справедливой, то это - Ваш вариант. В случае если Ваше мнение колеблется между двумя предлагаемыми ответами, напишите сбоку буквы а и б. В случае несогласия с постановкой вопроса сбоку поставьте восклицательный знак.

Благодарим за сотрудничество!

1. В физическом плане Вас отличает (ют):

а) практически полное отсутствие болезней и недомоганий, ощущение радости от своего тела;

б) мелкие заболевания и недомогания, ощущение безразличия или грусти в связи со своим телесным состоянием.

2. К деньгам:

а) Вы относитесь спокойно, Вы живете в достатке и чувствуете меру - когда их следует тратить, а когда не следует;

б) Вы относитесь как к очень большой ценности, подчас страдаете от ощущения бедности или безудержных растрат; Вы или подсчитываете мелочь, или способны выкинуть деньги на ветер.

3. Вас в большей степени отличает:

а) стремление в окружающем мире добиваться порядка (все в мире должно быть упорядочено) или иногда все бросить, разрушить (порядка все равно никогда не добьешься);

б) спокойное отношение к проблеме порядка: порядок существует для людей, а не они для порядка, здесь не следует перегибать палку.

4. Вы в большей степени:

а) исполнитель: все равно все новое - хорошо забытое старое;

б) творец, созидатель чего-то нового.

5. В Вас доминирует:

а) оптимистическое восприятие мира: пусть мир несовершенен, но это не повод для уныния;

б) пессимистическое восприятие мира: мир катится в тартарары, и ничего с этим не поделаешь.

6. Психологических опросов:

а) Вы опасаетесь, поскольку из них можно узнать о себе какую-нибудь гадость;

б) Вы не боитесь: можно узнать о себе что-то новое или утвердиться в чем-то для Вас важном.

7. Вы полагаете, что:

а) внутренние правила важнее, чем люди: в отношениях с людьми нельзя поступаться принципами (вопрос только в том, насколько точны эти принципы);

б) отношения с людьми важнее каких-либо принципов, иногда приходится внутренними принципами и поступаться.

8. Вы считаете себя в большей степени:

а) эгоистом, т. е. человеком, прежде всего соблюдающим свои собственные интересы (если ты не будешь думать о себе, то кто о тебе вспомнит и подумает?);

б) альтруистом, т. е. человеком, думающим не только о себе (совсем о себе забывать нельзя), но также и о других, об общем положении дел, Вы готовы помогать и помогаете другим людям.

9. Вы:

а) не считаете нужным обсуждать свои жизненные правила, так как сколько людей, столько и мнений, и лучше попридержать свои внутренние правила при себе;

б) внутренне готовы обсуждать свои принципы жизни со знакомыми (а вдруг в этих принципах и жизненные правилах имеется ошибка?).

10. Если встретились факты, противоречащие Вашим взглядам, то:

а) Вы задумаетесь над тем, не лучше ли изменить свою точку зрения так, чтобы она смогла вписать эти факты в Ваше представление о мире;

б) Вы эти факты проигнорируете: мало ли что есть на свете, что не вписывается в целостную картинку -мир сложен и необъясним.

11. Вы считаете, что:

а) мир сложен и непостижим, и лучше в эти вопросы не вдаваться;

б) мир целостен и прост и им руководят какие-то базовые законы.

12. Вы:

а) открыты и готовы к диалогу, принять другую точку зрения;

б) закрыты к диалогу или стараетесь в нем только выиграть.

13. Вы чаще всего: 24. Работая в корпорации (учреждении).

а) стремитесь к истине и преклоняетесь перед ней; а) Вы считаете самым важныш защитить в ней соб-

б) настаиваете на собственной правде, несмотря ственные интересы;

ни на что. б) Вы способны поставить ее интересы выше соб-

14. Для Вас несомненно, что: ственных.

а) духовное выше материального: сознание чело- 25. Вы считаете, что:

века определяет его бытие и влияет на него; а) следует работать на повышение гармонии в об-

б) материальное выше духовного: как говорил ществе, Вам далеко не безразлична ситуация в стра-

К. Маркс - «бытие определяет сознание». не, в социуме;

15. В Вашей семье всего (или должно быть в бу- б) прежде всего надо думать о себе и выжить лю-

дущем): бой ценой, а общая ситуация в стране - дело скорее

а) 1-2 ребенка («Зачем плодить нищету?»); второстепенное.

б) 3 ребенка и больше («Дети - это радость жиз- 26. Вы:

ни»). а) скорее безразличны к политической ситуации в

16. Вы в большей степени: стране и мире;

а) играете роль, желаете произвести впечатление, б) активно интересуетесь проблемами политики.

выбираете чувства в зависимости от обстоятельств; 27. Обладая властью, Вы:

стремитесь держать себя и других под постоянным а) прежде всего обеспечиваете интересы этой вла-

контролем; сти (власть важнее дела);

б) искренни, чистосердечны, честно проявляете б) сосредотачиваетесь на деле (власть - всего

свои чувства, спонтанны и свободны. лишь инструмент для продвижения дела).

17. Вы по большей мере: 28. По отношению к стране, в которой Вы роди-

а) осознаете действительное значение своей жизни; лись и живете, Вы:

б) не осознаете действительного значения своей а) патриот и горячо ее любите;

жизни. б) человек мира, космополит и вполне допускаете

18. Вы полагаете, что: двойное гражданство - «родина там, где хорошо».

а) людям доверять можно и существует возможность 29. По своим религиозным убеждениям Вы:

справляться с трудностями жизни здесь и сейчас; а) приверженец одной из распространенные рели-

б) в отношениях между людьми существуют две гий;

возможности: управлять или быть управляемым - б) язычник или атеист,

людям доверять нельзя. 30. Вы:

19. По Вашему мнению, а) беспокоитесь о судьбах планеты и работаете на

а) нет таких групповых интересов, которые мож- сохранение жизни на ней;

но поставить выше собственные; б) считаете беспокойство о судьбах планеты из-

б) существуют такие групповые интересы, кото- лишним (все равно от нас ничего не зависит).

рые можно поставить выше собственные. Приведем ключ к опроснику. Все ответы типа а и

20. Вы: б оцениваются в 0.5 балла. Ответы с восклицатель-

а) стремитесь иметь единомышленников и рабо- ным знаком оцениваются в 1.5 балла.

тать в команде; Все остальные варианты ответов оцениваются сле-

б) стремитесь руководить командой и быть наверху. дующим образом:

21. В интимных отношениях с противоположным 1. а) 0 б) 1 11. а) 1 б) 0 21. а) 1 б) 0

полом для вас важнее всего: 2. а) 0 б) 1 12. а) 0 б) 1 22. а) 0 б) 1

а) секс, 3. а) 1 б) 0 13. а) 0 б) 1 23. а) 0 б) 1

б) любовь. 4. а) 1 б) 0 14. а) 0 б) 1 24. а) 1 б) 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. В своей семье Вы: 5. а) 0 б) 1 15. а) 1 б) 0 25. а) 0 б) 1

а) стремитесь к верности и ощущаете невозмож- 6. а) 1 б) 0 16. а) 1 б) 0 26. а) 1 б) 0

ность изменить супругу (е); 7. а) 0 б) 1 17. а) 0 б) 1 27. а) 1 б) 0

б) не (с) можете избежать измен, поскольку суп- 8. а) 1 б) 0 18. а) 0 б) 1 28. а) 0 б) 1

руг (а) чем-то не устраивает (не устроит). 9. а) 1 б) 0 19. а) 1 б) 0 29. а) 1 б) 0

23. При обсуждении (меж) национальные вопро- 10. а) 0 б) 1 20. а) 0 б) 1 30. а) 0 б) 1

сов Вы: По результатам использования настоящего опрос-

а) идентифицируете себя с определенной нацией, ника нами выделяются 7 групп испытуемые:

Вы националист - при сохранении уважения к дру- 1) высшая степень самоорганизации - 0 баллов;

гим нациям; 2) высокая степень самоорганизации - 0.5 - 5 бал-

б) считаете национальные грани неважными, при- лов; верженец интернационализма или националист, отно- 3) низкая степень самоорганизации - 5.5 - 10 бал-

сящийся к другим нациям без уважения. лов;

4) умеренная степень деструктивности - 10.5-15 6) очень высокая степень деструктивности - 20.5-25

баллов; баллов;

5) высокая степень деструктивности - 15.5-20 7) высшая степень деструктивности - 25.5-30 бал-

баллов; лов.

Результаты опроса обычно сводятся в таблицу:

Степень самоорганизации/саморазрушения

Самоорганизация Деструктуризация

Высшая Высокая Низкая Умеренная Высокая Очень высокая Высшая

Балл Балл K-во ии. Балл K-во ии. Балл K-во ии. Балл K-во ии. Балл K-во ии. Балл K-во ии.

0 0.5-5 5.5-10 10.5-15 15.5-20 20.5-25 25.5-30

При использовании предложенного опросника закономерно возникают вопросы:

1) Как соотносится та или иная степень самоорганизации/саморазрушения субъекта с его реактивной и личностной тревожностью?

2) Имеется ли связь между той или иной степенью самоорганизации/саморазрушения субъекта и его социальными характеристиками?

Список литературы

1. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия // Фрейд 3. Психология бессознательного: сб. произведений. М.: Просвещение, 1989. С. 382-424.

2. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / пер. с нем. Э. Телятниковой. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. 635, [5] с.

3. Меняйлов А. А. Дурилка: Записки зятя главраввина. М.: Изд-во «Крафт+», 2003. 280 с.

4. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / сост. и общ. ред. А. И. Куркчи. М.: Институт ДИ-ДИК, 1997. 640 с.: ил. - (Сер. альманахов «Сочинения Л. Н. Гумилёва, вып. 3»).

5. Пузырёв А. В. Об одной из важнейших проблем психологии, не вошедших в вузовские учебники // Язык и мышление: Психологический и лингвистический аспекты: мат-лы 6-й Всерос. науч. конф. (Ульяновск, 17-20 мая 2006 г.) / отв. ред. проф. А. В. Пузырёв. М.; Ульяновск: Институт языкознания РАН; Ульяновский государственный университет, Институт международных отношений, 2006. С. 85-100.

3) Связаны ли автономность/зависимость учащихся и степень их самоорганизации/саморазрушения?

Все эти вопросы ставятся и решаются нами в конкретном исследовании, проведенном на базе Ульяновского государственного университета. Полагаем, что рассмотрение результатов этого исследования требует специального рассмотрения.

Пузырёв А. В., доктор филологических наук, зав. кафедрой лингвострановедения и коммуникации.

Ульяновский государственный университет.

Ул. Л. Толстого, 42, г. Ульяновск, Ульяновская область, Россия, 432970.

E-mail: puzyrev-A-V@yandex.ru; puzyrev-A-V53@mail.ru

Материал поступил в редакцию 15.05.2009

A. V Puzyrev

THE METHODOLOGY OF STUDYING TWO BASIC PRINCIPLES IN PERSONAL ATTITUDE

The article suggests the methodology that allows to graduate the intensity degree of creative and destructive principles in human mentality. The methodology is based on the ideas of distinction between libido, the life instinct, and the destructive death instinct of Thanatos (Sigmund Freud), biophilia and necrophilia (Erich Fromm).

Key words: self-evolution, self-destruction, the intensity degree, Sigmund Freud, Erich Fromm, the research methodology.

Ulyanovsk State University.

Ul. L. Tolstogo, 42, Ulyanovsk, Ulyanovskaya oblast, Russia, 432970.

E-mail: puzyrev-A-V@yandex.ru; puzyrev-A-V53@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.