ПРИЧИНЫ ПЕРЕХОДА КОМПАНИЙ С КОНЦЕПЦИИ ЗАКРЫТЫХ ИННОВАЦИЙ НА ОТКРЫТЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ Минчукова А.Н.
Минчукова Анастасия Николаевна — бакалавр экономики, студент-магистрант,
факультет менеджмента, управления инновациями и предпринимательства, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: требования к управлению инновациями резко изменились в последние годы. В традиционном понимании внутренний отдел исследований и разработок является наиболее важным источником инноваций. Позитивные аспекты проектов открытых инноваций широко обсуждаются в исследованиях и практике управления инновациями с помощью тематических исследований и лучших практик. Однако необходимо учитывать ряд недостатков, которые могут принести открытые инновации.
Ключевые слова: корпоративная система, стратегия развития, открытые и закрытые инновации, НИОКР.
Благодаря многим исследованиям в сфере инновационной деятельности было выявлено, что все новаторские идеи и лучшие знания являются внутренними. Корпоративный и промышленный шпионаж, «утечка мозгов» были обычным явлением в эпоху закрытых инноваций, поскольку организации работали над тем, чтобы обеспечить наилучший интеллектуальный потенциал для своих эксклюзивных бизнес-идей. Долгое время создавались формальные меры по защите оригинальных идей, особенно в случае если бизнес потерял бы много средств или если предприятие потерпит неудачу. Однако за последние десять или пятнадцать лет произошел радикальный переход. Внимание к закрытым инновациям ослабевает, а предприятия и организации все чаще выбирают то, что известно как открытые инновации. Термин «Открытые инновации» был введен профессором Генри Чесбро [2, 3].
Открытые инновации позволяют интегрировать клиентов, партнеров и других заинтересованных сторон в инновационный процесс. В концепции закрытых инноваций считалось, что для защиты интересов бизнеса все исследования и разработки должны проводиться внутри компании. Теперь все большее признание получает тот факт, что внешние исследования и разработки могут занять свое место.
Одной из главных причин возможности такого перехода от закрытых к открытым инновациям является растущая связь между Интернетом и другими каналами связи. Эта улучшенная связь помогла изменить мышление, стоящее за внутренними и внешними разработками, поскольку рынок стал более доступен. Проще инвестировать во внешние исследования и разработки, если компания знает, что это даст ей лучший продукт, и в наши дни лучший продукт будет более успешным, чем первый [1].
Таблица 1. Мотивы, преимущества и недостатки внедрения открытых инноваций
Мотивы внедрения Преимущества Недостатки
Повсеместность информации Повышение эффективности инноваций Потеря интеллектуальной собственности
Мобильность профессионалов Новые комбинации характеристик продуктов Возможность потерять больший доход
Новые источники инвестиционного капитала Быстрый период внедрения открытых инноваций Большие сложности в управлении
Глобализация инноваций -место, стоимость, качество Создание новых компаний на новых рынках Транзакционные издержки
Тенденция к R & D аутсорсингу Гибкость к рынку
Интеграция всех участников в инновационный процесс Создание материальных благ
Предоставление доступа к новым ресурсам и знаниям Разделение рисков и издержек
Возможность доминирования в отрасли
Анализируя данные преимущества и недостатки, можно сделать вывод, что модель открытых инноваций больше полезна, чем нет. Однако нет определенного совета, как следует поступить той или иной компании. Концепция будет работать чаще всего при определенных факторах, а также при наличии достаточного финансирования, так как данные изменения требуют крупных вложений. Важно отметить, что открытые и закрытые модели инноваций могут быть использованы одновременно. Фирмы вступают во взаимоотношения с другими организациями с различной интенсивностью и с различными формами взаимодействия. Открытость инновационного процесса зависит от стадии и активности потока разработки нового продукта.
Открытость также зависит от типа партнера. Было установлено, что открытость компании выше, когда фирмы устанавливают партнерские отношения для инноваций с потребителями и университетами [4]. Отношения для НИОКР могут быть как скрытыми, так и явными, с помощью формальных и неформальных средств. Неформальные отношения - отношения, при которых инновационные менеджеры компании взаимодействуют с учеными из различных университетов. Формальные отношения могут быть применены путем найма внешних прикладных исследований [4].
В заключении следует отметить, что для того, чтобы использовать открытые инновации более эффективно, компании должны разработать структурированные способы взаимодействия с партнерами. Фирмам следует создать механизмы для использования результатов инноваций, позволяющие использовать внешние потоки технологий для получения прибыли для инноватора. Эти механизмы включают в себя защиту интеллектуальной собственности, а затем ее лицензирование и коммерциализацию.
Список литературы
1. Barge-Gil A. Open, Semi-Open and Closed Innovators: Towards an Explanation of Degree of Openness. Industry and Innovation, 2010. № 17 (6): 577-607.
2. Chesbrough H., Vanhaverbeke W. & West J. Open Innovation: Researching a New Paradigm. Oxford University Press on Demand., 2006.
3. Chesbrough H. Open Innovation: The New Imperative for Creating and Profiting from Technology. Boston. MA: Harvard Business School Press., 2003.
4. Norbom H.M., & Lopez P.D. Leadership and Innovation: Informal Power and Its Relationship to Innovative Culture. Journal of Leadership Studies, 2016. № 10 (1): 18-31.