ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРИЧИНЫ НИЗКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ НОРМ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) ГРАЖДАН Самотойлова М.Ю. Email: Samotoylova17116@scientifictext.ru
Самотойлова Мария Юрьевна - студент, кафедра гражданского права и процесса, Академия права и управления федеральной службы исполнения наказания, г. Рязань
Аннотация: данная статья посвящена изучению и выявлению причин низкой эффективности норм главы X Федерального закона «о несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ в части, касающейся физических лиц. В работе перечислены основные причины низкой эффективности работы норм закона о несостоятельности (банкротстве). Приведены статистические данные потенциальных банкротов. Особое внимание автор уделяет оценке стоимости процедуры банкротства. Подробно составлен список затрат, который необходим для проведения процедур банкротства физических лиц.
Ключевые слова: банкротство физических лиц, эффективность закона о банкротстве, стоимость процедуры банкротства.
THE CAUSES OF LOW EFFICIENCY OF THE STANDARDS ON THE INSOLVENCY (BANKRUPTCY) OF CITIZENS Samotoylova M.Yu.
Samotoylova Maria Yuryevna - Student, DEPARTMENT OF CIVIL LAW AND PROCESS, ACADEMY OF LAW AND MANAGEMENT OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE, RYAZAN
Abstract: this article deals with the study and identification of the reasons for the low efficiency of the standards of Chapter X of the Federal Law "On Insolvency (Bankruptcy) " of26.10.2002 No. 127-FZ concerning individuals. The paper provides the main reasons for the low efficiency of the provisions of the insolvency (bankruptcy) law. The statistical data of potential bankrupts are presented. The author pays special attention to the evaluation of the cost of the bankruptcy procedure. The list of expenses which are necessary for conducting bankruptcy procedures for individuals is compiled in detail. Keywords: bankruptcy of individuals, effectiveness of bankruptcy law, cost of bankruptcy procedure.
УДК 34.09
Переход России к рыночным отношениям способствовал всплеску образования большого количества кредитных организаций, а следовательно и возникновению кредитных отношений. Согласно п. 1 ст. 819 ГК РФ данный вид отношений характеризуется тем, что банк или иная кредитная организация (кредитор) предоставляет заемщику денежные средства (кредит) на предусмотренный кредитным договором срок, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за ее использование. Одной из причин ускорения экономики страны в целом, и в частности в таких областях, как жилищное строительство, автомобилестроение, розничная торговля, сфера услуг, является стимулирование покупательной способности граждан через кредитование.
В последние 20 лет кредитование пользуется огромным спросом среди российского населения. Действительно, купить, например, транспортное средство в кредит и пользоваться им сейчас гораздо удобнее, чем копить несколько лет
необходимую сумму на желаемый объект и пользоваться общественным транспортом. Но, несмотря на временные преимущества кредитования, наличие неоплаченных кредитов представляет собой большой риск для материального состояния граждан.
К сожалению, многие люди, оформляя кредит в банке, не могут реально оценить свои возможности и свою платежеспособность. Граждане не предвидят ухудшения собственной платежеспособности в условиях нестабильного состояния российской экономики. Так, например, экономический кризис 2008 года привел к тому, что огромное количество граждан, имея несколько долгосрочных кредитов, не могут рассчитаться по долгам перед кредитными организациями вследствие снижения заработной платы, потери работы или еще каких-либо финансовых трудностей. Начиная с 2013 года экономика нашей страны стала замедляться и в 2014-2015 годах пришла волна нового экономического кризиса, которая не могла не отразиться на платежеспособности граждан. В таких непростых экономических условиях люди ищут способ снять с себя обязательства по выплате долгов.
В 2015 году у граждан появилась возможность освободиться от долгов и снять с себя «финансовое бремя». 1 октября 2015 года в Российской Федерации вводится процедура банкротства физических лиц. Глава X Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О несостоятельности (банкротстве)» регулирует особенности, условия, порядок и последствия несостоятельности (банкротства) физического лица. Вступление в силу норм данного закона должно помочь гражданам освободиться от кредитных обязательств не только в отношениях с банками, но и в отношениях с другими физическими лицами и ЖКХ.
По данным Объединенного Кредитного Бюро, на момент вступления в силу закона о банкротстве под его действие попадали порядка 580 тыс. граждан РФ. На сегодняшний момент данная цифра составляет порядка 656 тыс. человек., но на 01.01.2017 года зафиксировано лишь 27923 дела [3]. Это означает, что только около 4% граждан решили воспользоваться своим правом на банкротство.
По словам одного из членов правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры», при планировании закона ожидалась быстрая и большая волна подачи заявлений от граждан, которые захотят списать с себя долг, но ожидания не оправдались и в среднем в месяц подается всего около 3000 заявлений [2].
Как видно из приведенной статистики, с момента вступления в силу ФЗ о несостоятельности (банкротстве) по сегодняшний день не произошло массового обращения граждан по поводу своего банкротства. Причин для этого можно выделить несколько, а именно:
• сложность процедуры банкротства;
• затратность процедуры банкротства;
• низкая осведомленность населения;
• психологический фактор.
Процесс банкротства достаточно сложная и долговременная процедура, справиться с которой под силу не каждому рядовому гражданину. Во-первых, достаточно сложно без юридической подготовки самостоятельно корректно составить заявление для подачи в суд. Во-вторых, предполагаемый банкрот помимо заявления должен предоставить документы, подтверждающие наличие кредита или кредитов. Сделать это бывает не так просто, когда кредитов у вас больше десяти штук.
О затратности процедуры банкротства физических лиц говорят уже на протяжении полутора лет, то есть со дня вступления закона в силу. По разным подсчетам стоимость процедуры банкротства варьируется от 40 до 300 тысяч рублей (это частично зависит от суммы долга). Получается, что человеку, долг которого составляет менее 500 тысяч рублей, просто невыгодно инициировать банкротство, ему проще рассчитаться с кредиторами, ведь судебные издержки все равно придется платить, а это совсем не мало. Во-первых, существенная часть суммы пойдет на оплату финансового управляющего, без которого процедура банкротства невозможна.
25 тысяч рублей должны быть внесены на депозит суда до первого рассмотрения дела по существу, а далее финансовый управляющий получает 7% от суммы удовлетворенных требований кредиторов [1]. Человеку, находящемуся в сложном финансовом положении, совсем непросто найти такую сумму. Во-вторых, существует определенный порядок оповещения кредиторов о предполагаемом банкротстве. Данный порядок подразумевает под собой размещение сведений в печатных изданиях и на интернет площадках. В обязательном порядке сведения должны быть опубликованы в газете «Коммерсант» (стоимость одной публикации около 11 000 рублей, в зависимости от площади занимаемой объявлением) и размещены на официальном ресурсе Единый Федеральный Реестр Сведений о Банкротстве. также в сумму должны быть включены расходы на госпошлину и почтовые расходы Таким образом, банкротство достаточно затратная процедура и не каждому по-карману.
Сейчас в СМИ находится в свободном доступе практически любая юридическая информация, в том числе и о несостоятельности (банкротстве) граждан, но, к сожалению, даже этого недостаточно, чтобы люди смогли чувствовать себя защищенными в вопросах правового характера. Большая часть населения попросту не знает на каких интернет-ресурсах искать нужный материал, а та часть, которой это под силу, не может осмыслить и верно применить правовые нормы. Вопросы юридической грамотности населения остаются актуальными даже в наше время, а так как закон о личном банкротстве вступил в силу совсем недавно, то люди не понимают, как им пользоваться.
Из этого вытекает еще одна проблема: люди считают процедуру банкротства крайней мерой. Заявления о банкротстве на сегодняшний момент поступают в основном от кредиторов, лишь около 30% всех заявлений поступает от самих должников. Закон о банкротстве предусматривает 2 процедуры - это реструктуризация долга и реализация имущества, так вот в большинстве случаев люди обращаются в суд, когда реструктуризация долга уже невозможна. Граждане, понимая какие ограничения есть у человека со статусом «банкрот», не спешат самостоятельно инициировать данный процесс.
Таким образом, приведенные выше причины можно считать основными недостатками закона о банкротстве, а точнее его части, касающейся граждан. Будем надеяться, что с накоплением судебной практики законодатель устранит перечисленные недостатки и закон действительно начнет защищать граждан.
Список литературы /References
1. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с изменениями и дополнениями от 01.05.2017.
2. Банкротство оказалось Россиянам не по карману. [Электронный ресурс]: ЕслиБанкрот (информационный портал о банкротстве граждан). Режим доступа: http://www.eslibankrot.ru/page/bankrotstvo-okazalos-rossiianam-ne-po-karmanu/ (дата обращения: 25.04.2017).
3. Статистика банкротств физических лиц на 15 апреля 2017 года: [Электронный ресурс]: FINZDOR (банкротство физических лиц). Режим доступа: https://finzdor.ru/Analitic/Mainmon.aspx/ (дата обращения: 25.04.2017).