Научная статья на тему 'Причины неудовлетворенности стейкхолдеров качеством информации о рисках, представляемой в составе финансовой отчетности'

Причины неудовлетворенности стейкхолдеров качеством информации о рисках, представляемой в составе финансовой отчетности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ / РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ О РИСКАХ / КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ О РИСКАХ / ПОЛЕЗНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ О РИСКАХ / ОТЧЕТНОСТЬ О РИСКАХ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Улезко Н.Н.

Проблеме раскрытия информации о рисках в отчетности компаний на протяжении многих лет уделяется пристальное внимание в экономической литературе. Исследования в этой области направлены, по большей части, на изучение качества представляемой пользователям информации о рисках нефинансового характера. В тоже время открытым остается вопрос о качестве и достаточности раскрытия организациями информации о финансовых рисках, представляющих с точки зрения стейкхолдеров и по сей день наибольшую угрозу непрерывности деятельности организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причины неудовлетворенности стейкхолдеров качеством информации о рисках, представляемой в составе финансовой отчетности»

Бухгалтерский, управленческий учет и аудит

165

На основе Типового плана счетов и Инструкции по его применению утверждается План счетов бухгалтерского учета организации, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета), необходимых для ведения бухгалтерского учета, и отражающий отраслевые особенности хозяйственных операций.

Субсчета, предусмотренные в Типовом плане счетов, используются организацией исходя из информационных потребностей управленческого персонала. Хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно уточнять содержание отдельных субсчетов, исключать либо объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Таким образом, система счетов, построенная в соответствии с их экономическим содержанием, используется для регистрации и обобщения информации об объектах бухгалтерского учета.

Список литературы:

1. Рязанцева Н., Рязанцев Д. 1С:Предприятие. Бухгалтерский учет. Секреты работы. - СПб.: БХВ-Петербург, 2012. - 320 с.

2. Практикум по программному комплексу «Бухгалтерский учет исполнения сметы расходов». - М.: Финансы и статистика, 2003. - 136 с.

3. Макальская М.Л., Константинова С.Б. Общественные объединения. Бухгалтерский учет, налогообложение и аудит. - М., 2002. - 224 с.

4. Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике «Туризм в Узбекистане» Ташкент 2014 г. Международные туристические потоки.

5. Дмитриева О.В., Никольская Э.В. Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности в издательствах. - М., 2004. - 240 с.

6. Голикова Е.И. Бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность: реформирование. - М.: Дело и Сервис, 2012. - 224 с.

7. Некоммерческие организации. Бухгалтерский учет, налоги и новые возможности. - Воронеж: Научная Книга, 2012.

ПРИЧИНЫ НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТЕЙКХОЛДЕРОВ КАЧЕСТВОМ ИНФОРМАЦИИ О РИСКАХ, ПРЕДСТАВЛЯЕМОЙ В СОСТАВЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

© Улезко Н.Н.*

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва

Проблеме раскрытия информации о рисках в отчетности компаний на протяжении многих лет уделяется пристальное внимание в эконо-

Магистрант кафедры «Экономический анализ».

166 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

мической литературе. Исследования в этой области направлены, по большей части, на изучение качества представляемой пользователям информации о рисках нефинансового характера. В тоже время открытым остается вопрос о качестве и достаточности раскрытия организациями информации о финансовых рисках, представляющих с точки зрения стейкхолдеров и по сей день наибольшую угрозу непрерывности деятельности организации.

Ключевые слова финансовые риски, раскрытие информации о рисках, качество информации о рисках, полезность информации о рисках, отчетность о рисках.

Вопросы управления финансовыми рисками и раскрытия информации о них в отчетности привлекали в последние 15 лет наиболее пристальное внимание мирового экономического сообщества. Серия широко освещаемых корпоративных банкротств, имевшая место в начале 2000-х гг., привела к росту интереса в отношении отчетности о рисках организаций, а финансовый кризис 2007-2008 гг возвел данную проблему в ранг одной из наиболее актуальных для инвесторов и регулирующих органов. Со временем среди составителей финансовой отчетности, ее пользователей, а также консультантов по вопросам отчетности сформировалось понимание, что в области представления информации о рисках требуются незамедлительные улучшения.

Реакцией на возникшую потребность стала разработка международного стандарта финансовой отчетности «Финансовые инструменты: раскрытие информации» (МСФО 7), вобравшего в себя ряд основополагающих принципов раскрытия информации о рисках, связанных с финансовыми инструментами. С этого момента интерес представителей профессионального сообщества к финансовым рискам заметно ослабел, поскольку теперь у организаций появилась обязанность по раскрытию соответствующей информации в составе финансовой отчетности.

Следует отметить, однако, что МСФО 7 содержит лишь перечень минимальных требований к отражению рисков в финансовой отчетности. Иными словами, с вступлением в действие стандарта у организаций не исчезла возможность выбора объема и степени детализации представляемой в отчетности информации о финансовых рисках, и они не упускают случая использовать эту возможность в своих интересах. Данное наблюдение прослеживается в ряде исследований, направленных на оценку степени удовлетворенности стейкхолдеров информацией, получаемой от организаций в составе финансовой отчетности [2-5].

Недовольство стейкхолдеров качеством предоставляемой информации может быть обусловлено двумя причинами:

- недостижение необходимой заинтересованным пользователям глубины раскрытия информации в части аспектов, освещаемых стандартом;

Бухгалтерский, управленческий учет и аудит

167

- наличие у стейкхолдеров дополнительных требований к раскрываемой в отчетности информации о рисках, не охватываемых стандартом.

Таким образом, введение МСФО 7 не до конца решило проблему информационной асимметрии, имеющей место между организациями и их стейкхолдерами в вопросах, связанных с финансовыми рисками. Принимая во внимание очевидный факт, что финансовые риски в настоящее время, как и ранее, представляют собой наибольшую угрозу деятельности организации с точки зрения стейкхолдеров, очевидна необходимость проведения глубокого анализа качества раскрытия информации о финансовых рисках в финансовой отчетности.

В качестве объекта исследования автором была выбрана российская отрасль продуктового ритейла, представленная следующими сетевыми организациями: Магнит, X5 Retail Group, Дикси, Лента и О’Кей.

Проведенный анализ финансовой отчетности вышеперечисленных организаций за 2014 год показал, что в целом, большая часть требований МСФО 7 исполняется. В данном случае речь идет, однако, о формальном соответствии стандарту, поскольку МСФО 7 не содержит требований к глубине детализации информации. Стандарт призывает организации раскрывать информацию о рисках, связанных с финансовыми инструментами, таким образом, чтобы заинтересованные пользователи могли на основании финансовой отчетности оценить существенность влияния финансовых рисков на финансовое положение организации и финансовые результаты ее деятельности. Иными словами, глубина детализации информации о финансовых рисках в финансовой отчетности должна быть определена организацией на основании изучения информационных потребностей стейкхолдеров. Как известно, в России налаживание диалога между организациями и их стейкхолдерами находится на начальной стадии, поэтому в финансовой отчетности раскрывается, как правило, минимальный допустимый объем информации.

Рассмотрим основные проблемы, выявленные при оценке качества раскрытия информации о рисках в отчетности организаций сферы продуктового ритейла.

Нераскрытие причин или источников возникновения рисков. Зачастую в финансовой отчетности при представлении информации, к примеру, о валютном риске организации ограничиваются определением риска и констатацией того, что наличие активов и обязательств в иностранной валюте подвергает их воздействию валютного риска. На наш взгляд, для стейкхолдера ключевым аспектом является понимание, какие финансовые активы и обязательства подвержены влиянию определенного риска или с чем связано присутствие риска в деятельности организации. Например, X5 Retail Group и Магнит уточняют, что валютный риск возникает в связи с осуществлением импортных закупок.

168 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

Нераскрытие или недостаточное раскрытие концентрации рисков. Частым отступлением от МСФО 7 является также нераскрытие информации о концентрации рисков. В наибольшей степени это относится к риску ликвидности. Если же информация о концентрации в отчетности представлена, то она, как правило, носит описательный характер. Все организации, отчетность которых была проанализирована, заявляют о том, что концентрация, к примеру, кредитного риска незначительна или несущественна. Эта информация требует количественного подтверждения, что может быть реализовано, в частности, путем предоставления данных о контрагентах, по которым имеется наибольшая дебиторская задолженность с указанием их доли в общей сумме дебиторской задолженности.

Нераскрытие или недостаточное раскрытие механизма управления рисками. Необходимо понимать, что механизм управления риском - исключительно важная для стейкхолдера информация. Можно с уверенностью сказать, что качество раскрытия информации о механизме управления риском является одним их ключевых аспектов для привлечения инвесторов. Инвестор, проанализировав политику управления интересующим его риском, получает представление о наборе инструментов, используемых для хеджирования данного риска, и, оценив эффективность применяемых мер, принимает решение о целесообразности вложений в организацию.

Отсутствие информации о кредитном качестве финансовых активов и имеющемся по ним обеспечении. Непосредственно в разделе, посвященном раскрытию информации о рисках, ни одна из компаний не приводит исчерпывающих данных о кредитном качестве имеющихся финансовых активов, хотя эта информация является наиболее приоритетной для инвесторов. Из отобранных автором для анализа компаний только X5 Retail Group предоставляет информацию о кредитном качестве денежных средств, размещенных в банках, в примечании к финансовой отчетности, раскрывающем информацию о денежных средствах и денежных эквивалентах. Обеспечение, в свою очередь, является одним из основных механизмов повышения кредитного качества финансовых активов. При этом информацию о наличии / отсутствии обеспечения по сделкам с финансовыми активами не предоставляет ни одна из рассмотренных компаний, за исключением Магнита, признающего отсутствие обеспечения по краткосрочным займам, выданным связанным сторонам. Можно предположить, что продуктовые ритейлеры не используют механизм обеспечения. Это обращает нас к другой проблеме: отсутствует информация о причинах неприменения указанного механизма.

Укрупненная группировка финансовых обязательств по срокам погашения. X5 Retail Group, Дикси и Лента классифицируют все финансовые обязательства как подлежащие погашению либо в течение года, либо в периоде, превышающем год и не превышающем 5 лет. Чрезмерное агрегирование величины финансовых обязательств к погашению в более крупные периоды

Бухгалтерский, управленческий учет и аудит

169

снижает информативность представляемых данных, а в случае, описанном выше, и вовсе практически сводит ее к нулю. Более подробная детализация по срокам погашения позволит стейкхолдерам точнее оценить достаточность ликвидных средств организации для погашения ее финансовых обязательств. Следует также учесть, что в целях повышения сравнимости данных у компаний, бизнес-модели которых имеют схожие рисковые профили (например, компании одной отрасли), должна прослеживаться определенная логика в части раскрытия соответствующей информации (количество и длительность периодов, остающихся до погашения финансовых инструментов).

Отсутствие информации об ожидаемых сроках погашения финансовых инструментов. Поскольку ожидаемые сроки погашения финансовых активов и обязательств могут отличаться от договорных (например, ввиду присутствия риска необходимости досрочного погашения определенных обязательств), информация об ожидаемых сроках погашения и ключевых допущениях, вводимых при моделировании, является полезной для оценки риска ликвидности.

Общая неинформативность текстовых раскрытий, их оторванность от количественных показателей. Отсутствие у организаций концепции представления информации о рисках. Проведенный анализ показал, насколько остро стоит проблема взаимной интеграции между текстовой и числовой информацией. Текстовые формулировки должны раскрывать суть риска, условия и возможные последствия его реализации, а также используемые методы риск-менеджмента, в то время как задача количественных показателей - придание тексту наглядности.

Взаимная интеграция отсутствует не только между раскрытием качественной и количественной сторон риска, но и в целом между различными видами рисков. У пользователей не складывается целостного представления о взаимосвязанности и взаимообусловленности отдельных видов рисков. Маловероятно, что кредитные, рыночные риски и риски ликвидности абсолютно независимы друг от друга: возникновение одного влечет за собой наложение другого, оказывая мультипликативный эффект на финансовые показатели организации. К примеру, события 2014-2015 гг. в России отчетливо показали, что резкие скачки курса рубля по отношению к доллару и евро влекут за собой значительные изменения процентных ставок по кредитам и депозитам, а также существенный рост закупочных цен как на импортные товары, так и на отечественные. Все это, в свою очередь, может в определенной мере сказаться и на ликвидности организаций. Иными словами, посвященный риск-менеджменту раздел отчетности должен базироваться на определенной концепции системного управления рисками и представления информации о них, учитывающей все взаимосвязи между различными видами рисков. Разработка в рамках этой концепции унифицированных правил и принципов представления информации о рисках позволит пользовате-

170 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

лям отчетности лучше воспринимать такую информацию, а также обеспечит сравнимость данных, представляемых разными компаниями.

Проведенный анализ раскрытия информации о рисках в финансовой отчетности продуктовых ритейлеров показал, что компании испытывают проблемы при определении того, какую информацию и в каком объеме раскрывать. Стейкхолдеры, в свою очередь, сталкиваются с трудностями при анализе их финансовой отчетности, поскольку для формирования представления о финансовом положении компании, ее финансовых результатах и перспективах представляемых данных явно недостаточно.

Составители финансовой отчетности признают наличие противоречия между стремлением произвести положительное впечатление на пользователей и природой представления информации о рисках, требующей исследования «узких мест» внутренней и внешней среды организации. Ни одна компания не хочет создавать впечатление, что она подвержена рискам сильнее, чем ее конкуренты.

Конфликт заключается в отсутствии на текущий момент механизма представления рисков в отчетности, который бы обеспечивал баланс между информационными потребностями стейкхолдеров и тем, какие данные организации готовы им предоставлять. В частности, организации всеми силами сопротивляются необходимости раскрытия информации, которая может угрожать их конкурентным преимуществам, и отказываются подробно обсуждать потенциальные риски, опасаясь бурной реакции стейкхолдеров (в особенности, поставщиков финансирования). В результате, как правило, в составе финансовой отчетности пользователям предлагается шаблонный, ничем не примечательный отчет о присущих организации рисках, полезность которого для стейкхолдеров стремится к нулю.

Если руководство отчитывающейся организации полагает, что нераскрытие определенной информации о рисках позволит ей сохранить конкурентные преимущества, следует понимать, что сохранение конкурентных преимуществ не единственный результат принятия подобного решения. Еще один эффект, на этот раз, отрицательный, будет нанесен репутации компании в глазах стейкхолдеров, вследствие чего снизится уровень доверия к информации, предоставляемой организацией.

Таким образом, можно сказать, что в настоящее время качественное представление информации о финансовых рисках в отчетности само по себе является конкурентным преимуществом организации.

Список литературы:

1. Международный стандарт финансовой отчетности (МСФО) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации» (введен в действие Приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н).

2. Deloitte. Special Global Edition: IFRS 7 Financial Instruments: Disclosures, 2005.

Бухгалтерский, управленческий учет и аудит

171

3. Institute of Chartered Financial Analysts (CFA). User Perspectives on Financial Instrument Risk Disclosures under International Financial Reporting Standards (IFRS), 2011.

4. KPMG. The KPMG Survey of Business Reporting, 2014.

5. The Committee of European Banking Supervisors (CEBS). Assessment of Banks’ Transparency in Their 2009 Audited Annual Reports, 2010.

6. Официальный сайт сети магазинов X5 Retail Group [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.x5.ru (дата обращения: 20.05.2015).

7. Официальный сайт сети магазинов «Лента» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.lenta.com (дата обращения: 20.05.2015).

8. Официальный сайт сети магазинов «О’кей» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.okmarket.ru (дата обращения: 20.05.2015).

9. Официальный сайт сети магазинов «Дикси» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.dixy.ru (дата обращения: 20.05.2015).

10. Официальный сайт сети магазинов «Магнит» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.magnit-info.ru (дата обращения: 20.05.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.