УДК 300.399.34
ПРИЧИНЫ КОЛЛИЗИЙ ИНТЕРЕСОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
л
Батжав Лхамжав1
Администрация Президента Монголии,
Монголия, г. Улан-Батор, Чингэлтэйский район, ул. Мира, д. 17.
Причины коллизий интересов можно классифицировать следующим образом: источники экономических отношений, взаимосвязанность с политикой, а также моральное состояние общества. Запреты в деятельности государственных служащих должны будут предотвращать столкновение интересов в госслужбе. Библиогр. 14 назв.
Ключевые слова: причины коллизий; экономическое отношение; противоречия; нравственность; политика.
CAUSES OF CONFLICTS OF INTERESTS AND THEIR CLASSIFICATION Batzhav Lhamzhav
Administration of the President of Mongolia
17, Mir, St., Chingelteysky area, Ulan Bator, Mongolia.
The causes of conflicts of interests can be classified as follows: sources of economic relations, correlation with politics, and moral condition of the society as well. Prohibitions in the activity of state employees must prevent conflicts of interests in the state service. 14 sources.
Key words: causes of conflicts; economic relations; conflicts; morality; politics.
Причины, связанные с экономическими отношениями. Причины коллизий интересов можно классифицировать следующим образом: источники экономических отношений, взаимосвязанность с политикой, а также нравственное состояние общества. Источники экономических отношений связаны с разными противоречиями и отклонениями в экономической сфере, разделом собственности, хозяйственным механизмом, планированием, проведением банковских и финансовых операций.
По нашему мнению, причины неблагоприятных экономических отношений в стране можно обозначить следующим образом:
- появились потери баланса в макро- и микроэкономике;
- замедлился оборот денежных средств в сфере экономики, ухудшились условия платежеспособности внутри страны, образовалась разветвленная сеть безвозвратных кредитов;
- не создавались механизмы и экономические методы с меньшими рисками в рыночной экономике и денежно-кредитной сфере;
- нерационально использовалась гуманитарная помощь и кредиты, которые предоставлялись иностранными государствами;
- государственные служащие повсеместно и безответственно тратили государственные ресурсы, раздавали собственность в личных интересах, членам своих семей, родственникам и партнерам, незаконно повышали зарплаты и вознаграждения. Например, заместитель главного бухгалтера банка «Хадга-ламж» Ц.Чимэдцэрэн истратил 14,2 млрд тугров в личных корыстных целях. За это преступление он был осужден к 10 годам лишения свободы;
- достаточно крупные денежные средства безосновательно давались в кредит лицам, которые не гарантировали возврат и были неплатёжеспособными. Кроме того, большие суммы передавались в виде взяток разного рода коррупционерам для получения займов. Эти злостные уклонения от погашения кредиторских задолженностей, невозвращение крупных кредитов в конечном итоге ослабили экономический потенциал страны;
- уничтожение всестороннего контроля во всех отраслях общественной жизни, особенно в экономике, привело к злоупотреблению служебными полномочиями, захвату государственной собственности и незаконному обогащению. При этом государственные служащие безнаказанно работали в должности и не несли никакой ответственности;
- в период перехода к рыночной экономике самым крупным отклонением и ошибкой явилось несправедливое перераспределение собственности. Не была рационально использована аренда собственности крупных государственных промышленных предприятий, колхозов и объединений их коллективами, цехами и бригадами в их собственных интересах и одновременно в интересах государства. И это привело к тому, что небольшая кучка хитрых и изворотливых людей сосредоточили крупную государственную собственность в своих руках незаконным путем: под прикрытием производства и коммерческой деятельности разделили между собой собственность и стали богатыми людьми. Между тем, большинство населения остались без средств к существованию, стали безработными и бедными.
Причины, связанные с социально-политическими отношениями. Социальные отношения опре-
1 Батжав Лхамжав, доктор юридических наук, профессор, действительный член Академии международной информатики, начальник организационной службы, тел./факс: (976) 70131933, e-mail: [email protected]
Batzhav Lhamzhav, Doctor of Legal Sciences, Professor, Full Member of the Academy of International Information Science, Head of the Organizational Office, tel/fax: (976) 70131933, e-mail: [email protected]
деляют сферу жизнедеятельности людей. Трудовая деятельность, жилищные условия, средства существования, образование, здоровье, культурно-просветительная сфера, отношения между людьми и т.д., по сути, и есть быт людей. Государственная служба организует эти отношения и обеспечивает всестороннее обслуживание граждан, хозяйственных субъектов и различных учреждений и ведомств. Если руководящие работники административных государственных органов и государственные служащие, выполняя свои обязанности по обслуживанию граждан, хозяйственных субъектов и различных учреждений и ведомств, используют свои полномочия, служебные офисы, автомашины, оборудование в целях извлечения личных выгод, то эти действия негативно влияют на интересы государственной службы. Такие руководящие работники административных государственных органов и государственные служащие, хотя и образованные, но невоспитанные люди. И это яркий пример того, что нельзя измерять воспитанность человека образованием, потому что образование можно получить в короткий срок с помощью денег. Но при этом у человека не формируется психологическая готовность к преодолению негативного отношения к госслужбе, что и приводит к столкновению интересов. Чем больше таких госслужащих, тем опаснее это для государства и граждан.
Кризис и противоречия в политических отношениях являются одной из форм причин коллизий интересов госслужащих. Из-за кризиса и противоречия в политических отношениях не могут быть решены, хотя это крайне актуально. Политизирование коллизии интересов, к сожалению, ведет к заблуждению общественного мнения и препятствует развитию страны. Например, рабочая группа, назначенная Правительством Монголии, разработала проект по освоению полезных ископаемых «Оюу толгой» на основе ст. 5 закона «О полезных ископаемых» 2006 года, но из-за коллизий интересов некоторых политических деятелей принята она была только через 3 года, в 2009 году. Вполне понятно, что это была не только коллизия интересов политических партий, а также конкретных лиц.
Мы полагаем, что в настоящее время не существует принципа последовательности интересов, который выдвигал крестный отец демократической революции в Монголии Зориг. Он неоднократно обращал внимание на то, что интерес нации должен быть на первом плане, когда работал на должности министра, где осуществлялось много дорогостоящих проектов, в которых участвовали монгольские и иностранные бизнесмены. Он также отмечал, что борьба за власть и должности приведет к проблемам, замедлению или остановке демократического процесса для старых и новых политических сил. В последнем своем интервью он сказал: «Нельзя забывать эту последовательность никогда. На самом первом плане должен стоять интерес нации, после него общий интерес конкретных групп и компаний. Кроме того, должен быть личный интерес каждого о том, как можно благополучно и прекрасно жить. Об этом каждый мечтает. По-
этому нужно это рассчитать. Если мы потеряем эту последовательность, то мы погибнем». Сегодня его слова сохраняют свое значение. Поэтому каждый государственный служащий должен помнить эти слова и работать по его завету.
Причины, связанные с моралью общества. Количественные и качественные показатели коллизии интересов и их негативное воздействие на общество являются важной мерой нравственности и совести государственных служащих. В связи с этим необходимо найти причины коллизии интересов госслужащих, связанные с нравственностью, и оценить их.
Монгольский народ имеет многовековые традиции уважения государственности и ее защиты. Если мы потеряем ориентацию в соблюдении этих традиций и обычаев, пустим на самотек нравственные нормы, общество опустится до духовной нищеты. К сожалению, в современных реалиях проявляются эти опасные тенденции. Например, отдельные депутаты Великого Хурала Монголии во время секционных заседаний показывают отрицательные проявления нравственности (невежество, пустые обещания, подковерную борьбу за должности, самоуправство). Указанные недостатки власть имущих порождают недовольство народа и недоверие к государству. И поэтому нужно изучать эти вопросы, т.к. экономическое состояние, правовое регулирование и политические решения всегда были связаны с социальной нравственностью общества. Кроме того, нужно формировать нравственные нормы на высшем государственном уровне. Необходимо признать, что без такого формирования нравственности порождаются причины коллизии интересов. Поэтому надо ставить заслон этим негативным проявлениям.
Экономика в широком смысле осуществляет задачу обеспечения населения средствами к существованию. Однако незаконное обогащение отдельных лиц и нищенское состояние большинства населения создают условия, ведущие к отклонениям в развитии экономики и формированию духовной нищеты. Неравенство в социальной сфере, страсть к обогащению любым способом нарушают не только права и интересы человека, но и моральный кодекс государственной службы.
Опытный дипломат, доктор философии Д. Олзий-сайхан в газете «Унэн» писал: «Руководящая интеллигенция является субъектом, выполняющим особую задачу перед обществом и народом. От их гуманности, справедливости и принципиальности зависит судьба страны и благосостояние народа. Для продвижения в должности должны учитываться, во-первых, диплом о приобретенной специальности, во-вторых, нравственное состояние. Это свидетельствует о духовной чистоте интеллигенции». Далее он отмечает: «Интеллигенция - это группа людей, которая занимает определенную позицию в обществе, выполняет сложный, тяжелый умственный труд, имеет высокий уровень нравственности и внутренней культуры».
Чтобы государственная служба была прозрачной, должны быть конкретные запреты, связанные с ней.
Запреты, связанные с государственной службой. Запреты, связанные с государственной службой, - это ситуации, которые несовместимы с замещением должностей государственной службы. Запреты, закрепленные в нормативно-правовых актах, требованиях приказов и инструкции, касающихся государственных служащих, предписывают им не совершать определенного действия и не вести определенную деятельность под угрозой применения дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Установленные запреты для государственных служащих в основном связаны с прохождением государственной службы, поэтому их действие ограничено временем ее прохождения, но в отдельных случаях гражданин обязан соблюдать запреты и после увольнения.
Целями установления запретов являются:
- обеспечение эффективной профессиональной деятельности по исполнению полномочий государственных органов;
- установление препятствий для возможного злоупотребления должностными полномочиями;
- создание условий для независимой служебной деятельности;
- обеспечение гарантий соблюдения гражданскими служащими действующего законодательства Монголии.
Запреты имеют абсолютный характер и не связаны непосредственно с исполнением гражданским служащим должностных обязанностей. Если запреты нарушаются в процессе служебной деятельности, то данные обстоятельства отягчают ответственность государственных служащих.
Государственному служащему категорически запрещено участвовать в работе органов управления коммерческой организации на платной основе. Перечень видов коммерческих организаций (организаций, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности) является исчерпывающим. Их виды должны быть предусмотрены в проекте закона. К ним относятся: хозяйственные товарищества (в форме полного товарищества и товарищества на вере - коммандитного товарищества), общества (в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Государственный служащий, являясь членом коммерческой организации, может участвовать в деятельности органа управления этой организацией в рамках своих служебных обязанностей. Более того, при представлении интересов государства на него должны возлагаться вполне определенные обязанности. Эта деятельность осуществляется в рамках служебной деятельности, при которой невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей может явиться основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности, а полномочия по представлению интересов государства в органах управления этих коммерческих организаций могут быть прекращены.
В то же время государственному служащему не запрещено осуществлять аналогичную деятельность (в том числе и на платной основе) в органах управления некоммерческих организаций, которые могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Так, например, он может входить в правление товарищества собственников жилья, осуществляя в нем за плату определенные функции. Однако в любом случае необходимо соблюдение общего требования о недопустимости конфликта интересов.
Государственный служащий может состоять членом органа управления коммерческой организации только в том случае, если это предусмотрено законом Монголии или если это ему поручено в законодательном порядке.
Государственному служащему закон запрещает осуществлять предпринимательскую деятельность.
Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск, деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Именно нацеленность на получение прибыли является ключевым критерием в определении предпринимательской деятельности.
С запретом заниматься предпринимательской деятельностью связано требование представлять сведения об имущественном положении. Ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчётным, государственный служащий обязан представлять в налоговый орган сведения о доходах, полученных им за отчётный год и являющихся объектом налогообложения, и имуществе, принадлежащем ему на правах собственности.
Государственному служащему запрещается:
- приобретать, в случаях установленных Законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
- быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе. Данный запрет распространяется и на аналогичную деятельность гражданского служащего в государственных органах или организациях, непосредственно подчиненных или подконтрольных государственному органу, в котором он замещает должность гражданской службы;
- получать вознаграждения в связи с исполнением своих должностных обязанностей. Этот запрет установлен для того, чтобы гражданские служащие не оказывали предпочтения каким-либо лицам на основе семейных, дружеских или иных связей, помимо служебных, не оказывались обязанными по отношению к организациям, желающим получить от них выгоду в любой форме.
В качестве подарка (вознаграждения) в Законе рассматриваются материальные или имущественные ценности. Следовательно, подарком можно считать:
- безвозмездную передачу физическим или юридическим лицом (далее - дарителем) гражданскому служащему вещи в собственность либо имущественного права (требования) дарителю или третьему лицу;
- безвозмездное обязательство дарителя перед гражданским служащим передать вещь в собственность либо имущественное право (требование) дарителю или третьему лицу;
- безвозмездное освобождение гражданского служащего от имущественной обязанности перед дарителем или третьим лицом;
- безвозмездное обязательство дарителя освободить государственного служащего от имущественной обязанности перед дарителем или третьим лицом. Данное понятие включает в себя предоставление различных услуг и привилегий, например: передачу в пользование квартиры, дома, дачи, автомобиля; оплату развлечений, отдыха, лечения, внутригосударственных и зарубежных командировок; предоставление преимуществ в выполнении работы, в учебе; привилегий и преимуществ в бытовом обслуживании; предоставление кредитов и ссуд с заниженным процентом; необоснованных привилегий в приобретении ценных бумаг, недвижимости и иного имущества; получение очевидно завышенной заработной платы (вознаграждения) за дополнительную работу (научную, педагогическую, творческую и т.д.); использование услуг в качестве эксперта в случаях, когда гражданскому служащему от одного и того же дарителя в течение года поступает несколько подарков или предоставляются различные виды вознаграждений (например, денежное вознаграждение + ссуда + оплата отдыха + оплата лечения и др.);
- использовать в неслужебных целях средства материально-технического обеспечения и имущество,
а также передавать их другим лицам. Имеется в виду использование оргтехники, средств коммуникации, иных видов оборудования или государственного имущества в рамках служебного времени или вне его в личных интересах или в интересах других лиц;
- разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшую ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей;
- публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
- использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации в свою пользу или в пользу других лиц, а также для агитации по вопросам референдума;
- использовать должностные полномочия для пропаганды отношения к религиозным организациям;
- создавать или способствовать созданию в государственных органах структур политических партий, общественных объединений и религиозных организаций;
- входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Монголии их структурных подразделений.
По нашему мнению, все эти запреты должны будут предотвращать столкновение интересов в госслужбе.
Библиографический список
1. Конституция Монголии. Улан-Батор, 1992 (на монгольском языке).
2. Уголовный кодекс Монголии. Улан-Батор, 2008 (на монгольском языке).
3. Закон Монголии «О коррупции». Улан-Батор, 2006 (на монгольском языке).
4. Закон Монголии «О государственной службе». Улан-Батор, 2002 (на монгольском языке).
5. Закон Монголии «Об управлении и финансировании государственных организаций». Улан-Батор, 2002 (на монгольском языке).
6. Закон Монголии «О предотвращении преступлений». Улан-Батор, 1997 (на монгольском языке).
7. Батжав Л., Цэвээн Б. Коллизия интересов. Улан-Батор, 2009 (на монгольском языке).
8. Батжав Л., Цэвээн Б. От коллизий интересов к коррупции. Улан-Батор, 2009 (на монгольском языке).
9. Криминология: учебное пособие / под ред. Кузнецовой Н.В., Эминова В.Е. М., 1995.
10. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 2004.
11. Власенко Н.А. Коллизионные нормы в советском праве. Иркутск, 2001
12. Международное частное право. М., 2000. ч.1
13. Поленина С.В. Юридическая конфликтология - новое направление в науке // Государство и право. 2001.
14. Тихомиров Ю.А. Коллизионное право: учебное и научно-практическое пособие. М., 2001.