Научная статья на тему 'Личный интерес государственного служащего должен быть отделенным от общих'

Личный интерес государственного служащего должен быть отделенным от общих Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1622
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: / SELF-INTEREST / PUBLIC OFFICIALS / CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лхамжав Батжав

Коллизия интересов государственного служащего является основным критерием справедливого отношения к своей обязанности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal interest of a civil servant should be separated from the general one

Conflict of civil servant's interests is the main criterion for fair treatment of his duties.

Текст научной работы на тему «Личный интерес государственного служащего должен быть отделенным от общих»

научный сотрудник отдела региональных экономических исследований БНЦ СО РАН. 670031, г. Улан-Удэ, бульвар К. Маркса, д. 14б. Тел.: 89021608830, e-mail: julbur@yandex.ru Bayanova Tuyana Ochirovna - junior researcher of department of regional economic researchers, Buryat Scientific Center, SB RAS. 670031, Ulan-Ude, K. Marks str. 14b, tel./fax: 8(301-2)

235032, e-mail: bayanova5@rambler.ru

Byuraeva Yulia Grigorievna - candidate of sociological sciences, leading researcher of department of regional economic researchers, Buryat Scientific Center, SB RAS. 670031, Ulan-Ude, K. Marks str. 14b, tel. 89021608830, e-mail: julbur@yandex.ru.

УДК 300-399-34 Б. Лхамжав

Личный интерес государственного служащего должен быть отделенным от общих

Коллизия интересов государственного служащего является основным критерием справедливого отношения к своей обязанности.

Ключевые слова: личный интерес, государственные служащие, коррупция.

B. Lhamzhav Personal interest of a civil servant should be separated from the general one

Conflict of civil servants interests is the main criterion for fair treatment of his duties.

Keywords: self-interest, public officials, corruption.

Государственный служащий по роду своей деятельности, профессиональному положению в системе государственных властных отношений и своей принадлежности к социально-субъектной среде гражданского общества занимает особое место. Прежде всего объектом его интереса выступает должность, которая, с одной стороны, дает возможность проявления личностных и профессиональных качеств человека, приобретения общественного положения, социального статуса, а с другой - накладывает на него определенные обязанности и ответственность.

Но должность является объектом интереса не только государственного служащего, но и государства, которое делегирует в пределах должностной компетенции часть своих управленческих функций, а также общества, которое испытывает потребность в эффективном регулировании различного рода социальных взаимодействий и отношений во всех сферах жизнедеятельности, отдельных граждан, их групп, ассоциаций и т.п., интересы и потребности которых разнообразны и носят частный характер и по отношению к обществу, и по отношению к государству. Таким образом, должность государственной гражданской службы формирует вокруг себя такие основные субъекты интересов, как:

- государство в лице его институтов, органов

власти и управления, отдельных уполномоченных организаций и т.д.; интерес государства проявляется в обеспечении эффективного исполнения государственных функций по всем направлениям государственной власти и управления;

- общество в лице различных институтов гражданского общества, взаимодействующих с институтами государства, в первую очередь с государственной гражданской службой как институтом государства, находящимся в непосредственном взаимодействии с общественными институтами и отдельными гражданами; интерес общества проявляется в непротиворечии государственного управления, деятельности государственных служащих общественным целям и потребностям;

- граждане, в том числе объединенные совместными экономическими, политическими, социальными и другими интересами; это уровень частных интересов, которые могут как совпадать с общественными и государственными интересами, так и идти с ними вразрез, создавая условия конфликтов, социальных угроз, нарушения законодательных и моральных норм;

- государственные служащие, которые по своему должностному положению обязаны соблюдать государственные и общественные интересы, и любое отклонение от этой нормы может расцениваться как должностной проступок или престу-

пление; но в то же время государственная гражданская должность находится в структуре личностных интересов государственного служащего, в основе его социальных мотиваций, поступков. Личностная мотивация, как известно, определяет тот вид профессиональной деятельности, которую выбирает для себя каждый человек. Государственная служба как объект профессиональной мотивации имеет особенные отличия, так как кроме материальных и социально-статусных стимулов содержит еще и общегражданский компонент. Поэтому гражданские качества, включая их морально-этические составляющие, гражданственность, осознанность человеком ценностей общественного блага и прогресса, должны быть главными при его поступлении на государственную гражданскую службу.

Конфликт интересов в системе государственной гражданской службы по своей природе и содержанию представляет собой в большей степени моральную коллизию государственных интересов в пределах компетенции должности государственной гражданской службы и личностных интересов лица, замещающего эту должность.

Далеко не всегда в центре конфликта интересов находится личностная материальная, политическая или иная заинтересованность государственного служащего, хотя это само по себе является причиной многих должностных злоупотреблений и преступлений.

Я лично считаю, что коллизия интересов государственного служащего является основным критерием обслуживания, мерой справедливого отношения к своей обязанности. Под коллизией интересов понимается то, что служащие, а также Президент Монголии, кандидаты в члены Великого Хурала, народные представители, руководящие работники на действительной государственной службе ставят личные или семейные интересы над общими интересами (народа, граждан). Под общим интересом понимается то, что лица, названные ранее, должны строго выполнять требование Основного закона и других законодательных актов и подчиняться принципам справедливости государственных интересов для служения народа, тем самым на основе доверия народа принимать решение или решать задачу самостоятельно. Под личным интересом понимается то, что имущественные или неимущественные выгоды вышеназванных лиц или их членов семей ставятся выше при исполнении ими служебных обязанностей или принятии решения. Честное служение

государству зависит от того, какой интерес будет поставлен выше всего - личный или общий. Государственные, негосударственные организации и собственники вносят большой вклад в дело развития нашей страны. Главным условием успешного осуществления задач государственными организациями является вера народа в то, что они действуют во имя всеобщего блага. Но коррупция и негласность в государственных организациях являются опасными, потому что народ теряет веру и надежду в государственное правление. Поэтому государственные служащие должны в первую очередь соблюдать общие интересы, быть честными перед народом и государством.

Создание имущественных и неимущественных выгодных ситуаций есть почва для возникновения коллизии интересов. Поэтому предотвращение коллизий интересов служащего является составной частью борьбы с коррупцией. Президент Монголии Ц. Элбэгдорж особо подчеркнул: «Коррупция ослабляет государство. В коррупционном обществе народ бедствует. При этом Монголия теряет способность соперничества. Поэтому я заявляю всем, народу и высшим государственным чиновникам, что будем вместе бороться за торжество справедливости. И строго обращаю ваше внимание на то, что с этого момента должно остановиться любое проявление злоупотребления служебными обязанностями». Источником торжества справедливости и работы без злоупотребления служебными обязанностями является предотвращение коллизий интересов служащего. Коррупция непосредственно связана с личным интересом государственного служащего. Поэтому необходимо правовое регулирование для полного обеспечения подчинения своих интересов общим. Коллизия интересов на всех уровнях ведомств не регулируется уставом морального кодекса. И это создает условия для злоупотребления служебными полномочиями. Именно поэтому важно утвердить закон «О предотвращении коллизий интересов служащего государственной должности», который будет применяться при назначении кого-либо на работу в государственные органы.

Рассмотрим вопросы наложения ответственности на государственных должностных лиц, которые проявили коллизию интересов при выполнении работы, услуги или служебной обязанности. Представляется важным, кому и по какому закону, как правильно наложить ответственность юридически и практически. В законе «О предот-

вращении коллизий интересов государственной должности» устанавливаются следующие лица: государственные служащие, которые занимают политические, административные и специальные должности. В связи с этим к ним должны относиться и Президент страны, члены Великого хурала, а также лица, которые занимают высокие руководящие должности. Считаем, что вопросы, связанные с проявлениями коллизий интересов государственных служащих, должны регулироваться уставом Нравственного кодекса служащих на основе закона «О предотвращения коллизий интересов государственной должности» и других законодательных актов. Это не значит, что надо разделять наложение ответственности по должности. Оно должно соответствовать вине государственного служащего. Поэтому затрагивается вопрос о форме и классификации коллизий интересов. Если мы сумеем принять меры по разработке и совершенствованию закона на основе правильного различения формы и классификации коллизий интересов, четкого определения законодательного акта, который должен регулировать ее, то будут создаваться благоприятные условия для рационального узаконивания нормы наложения ответственности лицам государственной должности, которые проявили коллизию интересов. Пока в нашей стране нет таких законодательных актов. Поэтому в связи с разработкой закона «О предотвращении коллизий интересов государственной должности» необходимо четко определить форму и классификации коллизий интересов. Если рассмотреть международные законодательные акты и исследования по этому направлению, то можно различить три вида формы и классификации коллизий интересов. Например, коллизии интересов классифицируются на легкие, средние и тяжелые. А формы коллизии интересов - нравственный, коллизии и коррупций. Считаем, что международный опыт должен учитываться при совершенствовании наших законодательных актов. Важно определить виды наложения ответственности на основе четкого установления, какое нарушение относится к легкой коллизии, которая выражается в нравственном виде, средней коллизии, которая выражается в виде коллизии, а также тяжелой коллизии, которая выражается виде коррупции. Это необходимо отразить в законах «О противодействии коррупции», «О предотвращении коллизий интересов государственной должности», уставе «О нравственном кодексе государственного служащего». Именно таким образом сможем

устранить те недостатки и просчеты в разработке законодательных актов, связанных с проявлением коллизии интересов государственных служащих. Понятно, что наложение ответственности должно соответствовать степени виновности государственного служащего. Это значит, что по мере перехода от легкой коллизии к средней и тяжелой изменяется форма коллизии - от нравственной к коррупционной. Поэтому коллизии интересов легкой степени отражали в уставе «О нравственном кодексе государственного служащего», который утвержден 58 постановлением правительства 1999 г. Считаем правильным отражать коллизии интересов средней степени в законе «О предотвращении коллизий интересов служащего государственной должности», а коллизии интересов тяжелой степени, которые выражаются в виде коррупции, отражать в законе «О противодействии коррупции». Таким образом, правильное и рациональное определение ограничения сферы коллизий интересов вышеуказанными тремя законодательными актами является важным и ответственным.

Возможные последствия после принятия закона «О предотвращении коллизий интересов государственной должности» можно разделить на социальные, экономические и юридические. Поэтому кратко объясним эти последствия.

1. Принятие этого закона для служащих государственной службы и простых граждан выгодно для всех. Во-первых, строгое соблюдение государственными должностными лицами данного закона позволяет ему действовать только в интересах общества и из-за этого ограничивать свои личные интересы. Государственные должностные лица обязаны осуществлять этот принцип, прежде всего открыто оглашать гражданам состояние должностной работы и личные взаимосвязи. Таким образом, они находятся в центре общественного контроля, из-за которого повышается вера народа в политику государства и доверие между государственными должностными лицами и гражданами. Это позволяет государственным органам работать лучше, результативнее и энергичней. Во-вторых, в результате претворения этого закона в жизнь уменьшаются такие негативные явления, как землячество, извлечение выгоды для семей, знакомых и друзей. И дела будут идти по правильному руслу. Но эти негативные явления регулировать только законами невозможно. Поэтому в решении этой проблемы играет большую роль сознательность и этика государственных должностных лиц,

их членов семей, родственников, знакомых и друзей. Это означает увеличение пропагандистской, информационно-разъяснительной работы смысла этого закона среди граждан страны, а также обращается особое внимание на укрепление личной самоуверенности государственных должностных лиц. Большое значение имеет участие, сотрудничество и инициатива государственных, гражданских органов и организаций частного сектора. В-третьих, создаст благоприятную атмосферу в обществе, нетерпимость коррупции путем своевременного осуществления мер предупреждения коллизии интересов. Именно поэтому для восстановления прогрессивного общественного сознания требуется большие изменения в сфере культуры, образования, религии и традиции. Для этого государственные, гражданские органы и организации частного сектора должны работать с большим энтузиазмом. Кроме этого, своевременно принимать ответные меры, научные организации и ученые должны обращать большое внимание на эту проблему и постоянно проводить исследования.

2. После принятия закона требуются немалые экономические затраты для осуществления его. Этот закон будет одним из главных законов в сфере реализации закона о государственной службе. Поэтому в первую очередь издать его в достаточном количестве с приложениями и пособиями и раздать всем государственным должностным лицам. После этого надо привлечь средства массовой информации для пропагандистской, агитационно-разъяснительной работы нового закона. Для осуществления этой комплексной работы нужны будут большие расходы. С другой стороны, необходимо совершенствовать информационный резерв, имеющийся в органах государственной службы. По закону должны организовать на некоторое время контроль за теми, кто ушел с государственной службы. Информация о персонале, ушедшем с государственной службы, должна регистрироваться в общей информационной сети, чтобы организовать поиск. Для этой работы должны быть выделены средства в бюджете государственного совета и других организаций.

3. После принятия и осуществления этого закона появятся новые проблемы в сфере законодательства. Во-первых, будут действовать конкретные ограничения в деятельности государственных должностных лиц, которых раньше не было. Например, отказ участвовать в деятельности, связанной с коллизией интересов (предоставлять

других, принимать подарки и заниматься поборами, совмещать работу). А также будут действовать некоторые ограничения для лиц, которые ушли с государственной службы. Во-вторых, государственные органы будут получать информацию о членах семей, родственниках и партнерах по бизнесу по утвержденному бланку.

Рассмотрим некоторые проблемы, связанные с мерами воздержания и запрещения в деятельности государственных служащих. Они обязаны, строго соблюдая Конституцию и законодательство республики, честно и преданно осуществлять свои полномочия в пределах предоставленных им прав и в соответствии с должностными обязанностями.

В связи с этим требованием четко определять меры воздержания и запрещения в их деятельности, которые должны отражаться в проекте закона о предотвращении коллизий интересов государственной должности в Монголии.

В таком случае исполнители закона, а также правоохранители добросовестно выполняли бы свои права и обязанности. Поэтому в проекте закона нужно отражать то, от чего государственные служащие должны воздержаться в своей деятельности.

Во-первых, повлиять со стороны каким-то образом при подготовке, обсуждении и принятии решения, которое создаст условия коллизий интересов государственной должности.

Во-вторых, принять участие в работе законодательных и правоохранительных органов, также других государственных органов, которые могут проявить коллизии интересов государственной должности

В-третьих, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии решения какого-либо вопроса, который государственные служащие основательно считают, что он создает условия возникновения коллизий интересов государственной должности.

Государственные служащие могут принять такое решение на основе получения письменной информации от граждан, государственных должностных лиц и других организаций.

В-четвертых, государственные служащие должны перед началом мероприятия письменно оповещать о своих коллизиях и воздержании вышестоящему руководству, а также другим лицам, участвовавшим при подготовке, обсуждении и принятии решения.

То руководство ведомств, которое получило

такую информацию, должно в кратчайший срок принять решение об участии государственного служащего в мероприятии. После принятия какого-либо решения вышестоящих органов государственные служащие обязаны его выполнять. Все эти процедуры должны быть узаконены.

Считаем, что в проекте закона о предотвращении коллизий интересов государственной должности надо четко отражать следующие запреты в деятельности государственных служащих по четырем основаниям:

- запреты злоупотребления служебными обязанностями;

- запреты при представлении других;

- запреты при получении подарков и услуг;

- запреты при получении вознаграждения и сборов.

Против злоупотребления служебными обязанностями должны быть следующие запреты, например:

- государственные служащие не использовали бы свои служебные полномочия и авторитет ради влияния на принятие решения других, тем самим возникают прямо или косвенно коллизии интересов государственной должности;

- государственные служащие не использовали бы ту информацию, которая получена при исполнении служебных обязанностей, для себя и членов своих семей, знакомых;

- государственные служащие не использовали бы служебные обязанности и должностной авторитет в пропаганде с целью бизнеса, кроме своих обязанностей.

Также в проекте нового закона обязательно надо отражать те меры, которые не должны допускать государственные служащие, когда они использовали бы служебные обязанности и должностной авторитет ради интересов членов своих семей и знакомых.

Считаем, что государственным служащим при представлении других запретить следующее, например:

- если в деятельности государственных служащих возникают коллизии интересов государственной должности;

- если сам государственный служащий или члены его семьи и знакомые получают различные другие доходы;

- если сам государственный служащий или члены его семьи и знакомые являются членами руководящих органов, контрольных и исполни-

тельных органов, не могут представлять государственные и местные органы власти.

Коррупционными правонарушениями, связанными с противоправным получением благ и преимуществ, могут следующие деяния лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним:

- принятие за исполнение своих государственных или приравненных к ним функций любого вознаграждения в виде денег, услуг и иных от организаций, в которых лицо не выполняет соответствующие функции, а также от физических лиц, если иное не предусмотрено законодательством.

Денежные средства, поступившие на счет лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, или лица, приравненного к нему, без ведома указанного лица;

- принятие подарков или услуг в связи с исполнением своих государственных или приравненных к ним функций либо от лиц, зависимых от них по службе, за общее покровительство или попустительство по службе.

- принятие приглашений во внутригосударственные и в зарубежные туристические, лечебно- оздоровительные и иные поездки за счет физических и юридических лиц, как иностранных, по приглашению супруга (супруги), родственников за их счет;

- использование не предусмотренных законодательством преимуществ в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимости и иного имущества.

Члены семьи лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, или лица, приравненного к нему, не вправе принимать подарки и услуги, приглашения в туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет физических и юридических лиц, как иностранных. Лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, или лицо, приравненное к нему, обязано в семидневный срок безвозмездно сдать незаконно полученные членами его семьи подарки в специальный государственный фонд и возместить стоимость услуг, которыми неправомерно воспользовались члены его семьи, путем перечисления денежных средств в бюджет страны.

Литература

1. Конституция Монголии 1992 г.

2. Уголовный кодекс Монголии 2008 г.

3. Закон Монголии «О коррупции» 2006 г.

4. Батжав Л., Цэвээн Б. Коллизия интересов. Улан-Батор, 2009.

5. Батжав Л., Цэвээн Б. От коллизий интересов к коррупции. Улан-Батор, 2009.

6. Батжав Л. Некоторые вопросы борьбы с коррупционным преступлением. Улан-Батор, 2005.

7. Эминова В.Е. Криминология. М.,1995.

8. Энциклопедический юридический словарь. М., 1999.

9. Батжав Л. Потребность в законе о предотвращении коллизии интересов государственной должности в Монголии // Справедливость. 2009. №1. С. 5-6.

10. Батжав Л. Возможные последствия после принятия закона «О предотвращении коллизий интересов государственной должности // Адвокат. 2010. №36. С. 10-11.

11. Батжав Л. Вопросы обеспечения осуществления закона «О предотвращении коллизий интересов государственной должности // Адвокат. 2010. №37. С. 8-9.

12. Батжав Л. Монголия против коррупции // Вестник руководителя. Иркутск, 2010. №2.

Лхамжав Батжав, д-р юр. наук, проф., действительный член Академии международной информатики, начальник организационной службы при администрации Президента Монголии. Тел. 976-70131933, факс 976-70121933, е-mail: batiav@president.mn

Lhamzhav Batzhav, doctor of law sciences, professor, member of Academy of International Informatics, head of institutional services under Administration of Mongolia President. Tel. 97670131933, fax 976-70121933, e-mail: batjav@president.mn

УДК 300-399-34 Б. Лхамжав

Основные вопросы коллизии интересов государственной должности в Монголии

Борьба с коррупцией является комплексным и полным мероприятием. Ее неотъемлемой составной частью является предотвращение коллизий интересов государственной должности в Монголии.

Ключевые слова: коллизия, интересы, государственная должность, закон.

B. Lhamzhav

Basic points of convenience conflict in Mongolia civil service

Fighting corruption is a complex and full measure. One of its integral parts is preventing convenience conflict in civil service in Mongolia.

Keywords: conflict, interest, public office, law.

Разработать, принять закон «О предотвращении коллизии интересов государственной должности в Монголии» обусловлено внешними и внутренними факторами жизни страны. Борьба с коррупцией является комплексным и полным мероприятием. Ее неотъемлемой составной частью является предотвращение коллизий интересов государственной должности в Монголии. В нашей стране большинство граждан целиком связывает коллизии интересов государственной должности только с коррупцией. Этого недостаточно. Надо отметить, что эту идею поддерживает общество, а также все политические круги. Это хорошо и правильно в узком смысле. Однако это не выявляет все негативные стороны этого сложного явления. Из-за столкновения коллизии интересов государственной должности совершаются разные преступления и правонарушения в экономике и против национальной безопасности, судопроизводства. И поэтому связывать коллизии интересов государственной должности только с коррупцией недостаточно. В деятельности по предотвращению

коллизий интересов государственной должности в Монголии кроме органа борьбы с коррупцией должны участвовать отдел борьбы с экономическими преступлениями Экономической полиции, Главное управление разведки, служба расследования при генеральном прокуроре, Главное управление налоговой инспекции и другие государственные органы. Когда эта проблема рассматривается в таком широком масштабе, тогда появляется реальная необходимость подчинения личных интересов государственного служащего интересам общества, которые становятся настоящим внутренним фактором создания вышеуказанного закона.

Монголия вступила в конвенцию ООН против коррупции в 2005 г. Поэтому мы должны честно выполнять свои обязанности, которые возложены ею. И эта конвенция строго регулируется законами, действующими в нашей стране: «Политика и деятельность государства в борьбе с коррупцией должны основываться на принципе первенства закона, правильного руководства государством,

i7i

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.