30-day period. The ratio came into effect in January 2015 with minimum requirement of 60%, which will rise to 100% to 2019 [8].
Net stable funding ratio is created to compare the amount of a firm's available stable funding with required stable funding in order to measure funding of the firm's asset base. The aim of this indicator is to encourage banks to fund their activities with more stable sources in order to mitigate the risk of future funding stress.
There is a lot of criticism of the framework, for instance for being too costly. Vousinas [7] notice, that there is a risk of reduction in the credit supply provided by banks, which can negatively affect the real sector of the economy. It is clear however that the broad application of Basel III rules can produce more stable banking system, implementing stricter capital adequacy ratios and thus ensuring liquidity in times of financial distress. Therefore, it's duty of authorities to monitor the financial and banking conditions and to intervene when needed so the regulatory rules are followed.
References
1. Murphy D. Understanding risk: the theory and practice of financial risk management. London: Chapman & Hall/CRC, 2008.
2. Jorion P. Financial risk manager handbook. Hoboken, N.J.: Wiley, 2009.
3. Crouhy M., Galai D. & Mark R. The essentials of risk management. (2nd ed.). New York: McGraw-Hill, 2013.
4. Danila O. Credit Risk Assessment under Basel Accords. Theoretical and Applied Economics, 2012. № 3 (568). C. 77-90.
5. Hull J. Risk management and financial institutions. (4th ed.). Hoboken, N.J.: Wiley, 2015.
6. Gestel T. & Baesens B. Credit risk management: basic concepts. New York: Oxford University Press, 2009.
7. Vousinas G. (2015). Supervision of financial institutions: The transition from Basel I to Basel III. A critical appraisal of the newly established regulatory framework. Journal of Financial Regulation and Compliance, 2015. № 23 (4). C. 383 - 402.
8. Basel Committee on Banking Supervision (BCBS). Review of the Credit Valuation Adjustment Risk Framework, 2015.
Causes of inflation in Kyrgyzstan Mamyralieva A. (Republic of Kyrgyzstan) Причины инфляции в Кыргызстане Мамыралиева А. Т. (Кыргызская Республика)
Мамыралиева Айнагул Тураматовна /Mamyralieva Ainagul - соискатель, кафедра финансов и кредита, экономико-юридический факультет, Жалал-Абадский государственный университет, г. Жалал-Абад, Кыргызская Республика
Аннотация: в данной статье анализируются современное состояние и динамика уровня инфляции в Кыргызстане за последние пять лет, рассматриваются причины появления инфляции, обосновывается неблагоприятное воздействие на экономику государства. Abstract: this article examines the current state and dynamics of inflation in Kyrgyzstan over the past five years, the reasons of occurrence of inflation, justified an adverse effect on the economy of the state.
Ключевые слова: инфляция, индекс потребительских цен, уровень инфляции, дефляция. Keywords: inflation, the consumer price index, inflation, deflation.
63 ■ European science № 6(16)
Наиболее важной проблемой в условиях рыночной экономики Кыргызстана является инфляция, которая сопровождается высоким ростом цен на товары и услуги, снижением покупательской способности населения Кыргызстана, появлением в обращении большого количества денежной массы, не обеспеченной товарами, услугами и иными активами, и, как результат - девальвацией национальной валюты Кыргызской Республики. Исходя из этого изучение инфляции, ее анализ, выявление причин являются актуальными на сегодняшний день.
В данной статье рассмотрели инфляционный процесс Кыргызстана в долгосрочном периоде и исследовали закономерности изменения уровня инфляции в периоды кризисов.
Проведем анализ инфляции в Кыргызстане за период с 1995 по 2015 годы. Динамику годовой инфляции Кыргызстана с 1995 года по 2015 годы представим в таблице 1.
Таблица 1. Динамика годовой инфляции в Кыргызстане с 1995 года по 2015 год, %
Год Значение
1995 43.5
1996 32.0
1997 23.4
1998 10.4
1999 35.9
2000 18.7
2001 6.9
2002 2.1
2003 3.1
2004 4.1
2005 4.3
2006 5.6
2007 10.2
2008 24.5
2009 6.8
2010 7.8
2011 16.6
2012 2.7
2013 6.6
2014 7.5
2015 8.1
Источник - CIA World Factboo
Из приведенной таблицы 1 и диаграммы 1, можно сказать, что самый высокий уровень инфляции в Кыргызстане наблюдался в 1999, 1996, 2008 годах, после чего -заметное восстановление экономики.
Конец 1998 года характеризовался ухудшением социально-экономического положения в республике. В определенной степени трудности были связаны с последствиями мирового финансового кризиса, в том числе российского и азиатского, сказавшегося на всех сферах жизни, и снижением темпов экономического роста. Негативную роль сыграли и внутренние факторы. При кажущейся стабилизации в стране происходило накопление кризисного потенциала. Одной из причин кризиса явилась некоординированность экономической политики, в результате чего упал уровень производства, заметно снизились темпы
European science № 6(16) ■ 64
экономического роста и вырос импорт. Это и подтвердил кризис 1998 - 1999 годов, в результате которого инфляция возросла до максимума 335,9%, а обменный курс сома девальвировался примерно в 2,5 раза.
40
1996 1999 2002 2005 2008 2011 2014 шип = 2.1 шах = 35.9
Рис. 1. Динамика годовой инфляции в Кыргызстане с 1995 года по 2015 год
С 1999 года уровень инфляции резко снизился с 35,9% до 18,7% в 2000 году. Успехи в подавлении инфляции были достигнуты благодаря реализации мер, намеченных в антиинфляционной программе, особенно — жесткой денежно-кредитной политике и политике импортозамещения. Также удалось укрепить государственные финансы, и дефицит государственного бюджета сократился до 5% к ВВП. Удалось также укрепить сом и снизить процентную ставку [1]. Период 2000 - 2002 годов характеризовался более глубокой макроэкономической стабилизацией. В 2001 году дефицит бюджета снизился, дефицит текущего счета составил всего 1,3% ВВП, темп инфляции по ИПЦ (декабрь к декабрю) достиг рекордно низкого значения 3,7%.
Важнейшим фактором, приведшим к таким результатам, стала проводимая жесткая монетарная и бюджетно -налоговая политика. В большой степени необходимость такой жесткой политики была продиктована ситуацией с государственным внешним долгом, который резко вырос (до почти 95 % ВВП в 2001 году) в результате обширного заимствования для покрытия дефицита текущего бюджета и финансирования Программы государственных инвестиций (ПГИ), а также упомянутой выше девальвации сома. Сокращение дефицита государственного бюджета, сыгравшее центральную роль в происходившей стабилизации, осуществлялось в основном за счет урезания расходной части текущего бюджета и ПГИ. Поэтому в 2001 году произошло ощутимое уменьшение и государственного потребления (в том числе услуг образования и здравоохранения), и инвестиций в основной капитал, важным элементом которых стали государственные инвестиции в рамках ПГИ. Таким образом, макроэкономическая стабилизация была достигнута ценой некоторого замедления темпов роста ВВП за счет уменьшения этих его компонентов.
Инфляционное давление значительно уменьшилось: если за 2000 - 2001 годы среднегодовая инфляция составляла 12,6%, то в 2002-2005 годах она снизилась до 3,4%, укрепилась национальная валюта. Правда, стабилизация ее курса была обусловлена в основном ослаблением позиций доллара США на мировых финансовых рынках, увеличением притока иностранной валюты в виде денежных
65 ■ Еигореап Баепсе № 6(16)
переводов и депозитов, а также ростом поступлений иностранной валюты от экспорта товаров и услуг.
В результате вполне успешной реализации «Национальной стратегии сокращения бедности — 1» (НССБ-1) уровень бедности был снижен за эти годы на 20 %, т. е. уменьшался в среднем на 4% в год.
За два года до апрельской революции в Кыргызстане был зафиксирован рекордный уровень инфляции - 24,5%. Причиной этого стал мировой кризис. Его последствия для Кыргызстана выразились резким ростом цен на импортную продукцию, сырье, энергоносители, а также долларовой инфляцией (постепенная девальвация доллара на мировых рынках, стимулирующая рост мировых цен на нефть и сырье), и уменьшением притока иностранного капитала. Однако в 2009 году рост инфляции замедлился до 6,9 %. В 2011 году наблюдался еще один существенный рост инфляции за последние 12 лет, но по итогам 2015 года в Кыргызстане был зафиксирован один из самых низких уровней инфляции по СНГ - 3,4% [2].
По данным Нацстатком республики, 48% своих доходов кыргызстанцы тратят на продукты питания, поэтому уровень инфляции рассчитывается исходя из изменения цен на продовольствие.[3]. Это означает, что сколько бы ни росла стоимость непродовольственных товаров, на темп роста инфляции она не влияет.
Спад в промышленном производстве, подорожание товаров народного потребления, высокий уровень коррупции и растущий внешний долг — это главные, существовавшие ранее и присутствующие сейчас проблемы.
Проблемы, которые, к сожалению, государству так и не удалось решить несмотря на 2 революции, 3 президентов, более дюжины премьер-министров и почти 3 сотни парламентариев.
Проведенное нами исследование показало следующую закономерность - наиболее высокий уровень инфляции в Кыргызстане наблюдается в периоды кризисов, затем в течение нескольких лет происходит постепенное восстановление экономики.
В настоящее время наблюдается более стабильная ситуация, что связано с проведением государством качественной антиинфляционной политики.
В дальнейшем антиинфляционная политика КР должна ориентироваться на правовое регулирование товарных наценок, стимулирование конкуренции, повышение устойчивости национальной валюты, привлечение инвестиций, установление лимитов в росте тарифов на услуги ЖКХ, сокращение оттока денежных средств за границу, установление необходимого баланса между экспортом и импортом.
Литература
1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.open.kg/about-kyrgyzstan/kyrgyz-economy/page,3,241 -ekonomika-kyrgyzstana-v-1991 -2005-godah.html.
2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //www. akchabar.kg /article economy /ketsin.
3. Статистические отчеты Нацстаткома, Бишкек, 2015.
4. Мамыралиева А. Т. Система моделей экономического прогнозирования // Проблемы науки, 2016. № 2 (12). С. 126-128.
European science № 6(16) ■ 66