Закон и право. 2022. № 3. С. 168-171. Law and legislation. 2022;(3):168-171.
Научная статья
УДК 343.91-053.6 NIION: 1997-0063-3/22-162
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-3-168-171 MOSURED: 77/27-001-2022-3-362
Причины и условия повторной преступности несовершеннолетних осужденных
Наталья Сергеевна Зорина
ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы преступлений несовершеннолетних осужденных, совершивших повторное преступление. Уделяется внимание причинам и особенностям, вызывающим повторную преступность у несовершеннолетних. Выделены виды несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от выраженности преступной направленности. Рассмотрена психолого-педагогическая работа с несовершеннолетними, в аспекте которой анализируется индивидуальная и групповая форма работы с воспитанниками.
Ключевые слова: несовершеннолетний осужденный, повторное преступление, рецидив, преступность, подросток, воспитанник.
Для цитирования: Зорина Н.С. Причины и условия повторной преступности несовершеннолетних осужденных // Закон и право. 2022. № 3. С. 168—171. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-3-168-171.
Original article
Causes and conditions of repeated delinquency of juvenile convicts
Natalia S. Zorina
FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article deals with the problems of crimes of juvenile convicts who have committed a repeat crime. Attention is paid to the causes and features that cause repeated delinquency in minors. The types of juvenile offenders are distinguished depending on the severity of the criminal orientation. Psychological and pedagogical work with minors is also considered, in which the individual and group form of work with pupils is analyzed.
Keywords: minor convicted, repeat offense, recidivism, crime, teenager, pupil.
For citation: Zorina N.S. Causes and conditions of repeated delinquency of juvenile convicts // Law and legislation. 2022;(3): 168—171. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-3-168-171.
Я современных условиях преступность несовершеннолетних является серьезной .А^проблемой в обществе, где молодежь подвергается девиантному поведению и искажает свои нравственные ценности. Ведь именно в подростковом возрасте происходит накопление опыта, в том числе и отрицательного, который поначалу не замечается или обнаруживается чуть позже.
У подростков все чаще наблюдается агрессия, проявляется жестокость, раздражительность, что
© Зорина Н.С. М., 2022.
является характерными чертами преступлений несовершеннолетних [2].
Также следует отметить, что возрастает рост преступлений у подростков в состоянии алкогольного опьянения, употребления наркотиков и токсикомании. Несовершеннолетние все чаще оказываются в местах лишения свободы, после чего тяжело адаптируются к нормальной жизни и зачастую попадают туда снова. Прежде всего, отметим, что проблемы несовершеннолетних осужденных зависят от особенностей подросткового возраста. Ведь в разные периоды взрос-
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2022
ления у подростка различные жизненные предпочтения.
На сегодняшний день вопрос о повторной преступности несовершеннолетних является весьма значимым, так как ее процент постоянно растет, что в основном связано с отсутствием в стране налаженной системы социальной реабилитации бывших осужденных. Несомненно, стоить отметить, что несовершеннолетний осужденный, который совершил преступление впервые, может совершить его и во второй, и в третий раз, следовательно, можно рассматривать повторные преступления несовершеннолетних с точки зрения рецидива.
По мнению C.B. Познышева, под рецидивом понимается совершение однородного или тождественного преступления после отбытия наказания, после амнистии или помилования до погашения или снятия судимости [цит. по: 6].
А.И. Долгова выделяет четыре типа несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от выраженности преступной направленности [цит. по: 6].
1. Подростки с преступной направленностью. Такие подростки характеризуются элементарными, неизменными потребностями, они склонны к агрессии, проявляют жестокость, для них характерно бесцельное времяпровождение, они предпочитают азартные игры.
2. Отрицательная направленность личности. Они также проводят свое время впустую, зачастую склонны к употреблению алкогольных напитков. Как правило, данная категория личностей совершает преступления спонтанно, без подготовки.
3. Подростки с неустойчивой личностной направленностью. У них присутствуют положительные и отрицательные качества. Подростки совершают преступления, как правило, либо по престижным соображениям, либо в результате подражания. Зачастую они сожалеют о совершенном преступлении.
4. Подростки с положительной направленностью личности. Такие подростки совершают преступления случайным образом, так как в силу своего возраста у них присутствует «детская мотивация», легкомыслие, они не умеют оценивать действия и последствия.
Без сомнения можно сказать, что основанием для повторной преступности могут служить такие факторы, как; отсутствие жилья, невозможность трудоустроиться на практике. Кроме того, большое количество осужденных, освобож-
даясь из мест лишения свободы, не имеют на лицевом счете денежных средств. Все эти факторы приводят к повторным преступлениям в Российской Федерации.
По мнению Ч. Ломброзо, причина преступности несовершеннолетних обусловливается биологическими факторами. Он выдвигает ант-рополого-психиатрическую теорию преступности и утверждает, что причина преступности несовершеннолетнего исходит из особенностей физического строения преступника и представляет собой своеобразный антропологический тип, имеющий совершенно особую психофизическую организацию. Он преступен не потому, что совершает какие-то запрещенные деяния, а совершает эти деяния потому, что организм его в корне испорчен [1].
Причины и условия, вызывающие повторную преступность у несовершеннолетних, делятся на следующие группы:
К первой группе относится возвращение в неблагоприятную среду, продолжение прежних отношений с лицами, который ведут асоциальный образ жизни. Также это могут быть и новые контакты с лицами, совершившими преступление или отбывшими наказание, или уже ставшими рецидивистами.
Вторая группа — несвоевременное реагирование на совершенное преступление, медлительность в раскрытии, возбуждении уголовных дел, бессилие в выборе мер пресечения, нарушения требований закона о всестороннем, тщательном и объективном расследовании обстоятельств совершенного преступления, низкая раскрываемость преступлений.
Третья группа характеризуется, прежде всего, отрицательными факторами изоляции осужденного от общества. К ним относятся:
■ исключение осужденного из обычных условий жизни общества;
■ формирование социопатических отношений;
■ ремиссия отношений в обществе;
■ привыкание к обстановке в среде лишения свободы, что приводит к трудностям социальной адаптации, а впоследствии к психическим нарушениям;
■ навязывание осужденными друг другу определенных традиций и обязанностей, которые существуют в криминальной среде.
Негативное воздействие на осужденных оказывают недостатки в самом исправительно-трудовом процессе: неполное привлечение осужденных к общественно полезному труду, несфор-
LAW & LEGISLATION • 03-2022
мированная организация их обучения, а также недостаточно развитая воспитательная работа. Довольно часто случаются факты проникновения в колонию и распространения алкоголя, наркотиков и денег, а также употребление психотропных веществ.
Отметим, что работа с несовершеннолетними осужденными, которые повторно совершили преступление, должна быть выстроена систематически. Проводить регулярные занятия по единому плану, составленному заранее, весьма затруднительно.
Во-первых, состав осужденных постоянно меняется и не известно, с кем придется иметь дело.
Во-вторых, необходимо следить за всеми изменениями, которые происходят на данный момент в нашей жизни, чтобы в дальнейшем не учить тех, кто готовится к освобождению, что уже является не актуальным на сегодняшний день.
Занятия по подготовке несовершеннолетних осужденных, совершивших повторное преступление, необходимо постоянно насыщать и обновлять актуальными темами и проблемами. Работа может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме. При этом индивидуальная работа должна включать социально-педагогическую и психологическую помощь непосредственно данному несовершеннолетнему. Групповая работа должна быть направлена на выработку психологических и социально-педагогических навыков [5, с. 194].
Несомненно, должна проводиться индивидуальная работа с несовершеннолетними осужденными, которые совершили повторное преступление. Ведь именно педагог сможет установить доброжелательный контакт с воспитанником. Прежде всего, специалист поддерживает собственное намерение воспитанника поменять свои жизненные условия и показывает, что не является «карательной фигурой». Социальный педагог вместе с несовершеннолетним, совершившим повторное преступление, подготавливает программу реабилитации. И если подросток понимает ее значимость и важность в жизни и будет проявлять интерес, то специалист будет видеть, что программа эффективна и станет лишь помощником в исполнении этой программы.
Соглашаясь с правом каждого человека жить собственной уникальной жизнью, специалист не должен брать на себя ответственность за тех, с кем он работает, за их жизни. Он понимает, ка-
кая жизнь и какая именно ситуация конструктивна для определенного человека. Задача социального педагога заключается в том, чтобы уважительно относится к подростку и его мнению, а также своевременно направлять подростка на восстановление ситуации личностного развития, чтобы в дальнейшем он не совершал преступлений за пределами колонии.
Следует сказать о групповой форме работы с воспитанниками.
При планировании групповой работы социальный педагог должен учитывать, что подростки в колонии не хотят выполнять упражнения, включающие тактильный контакт, или вообще отказываются выполнять такие упражнения, поэтому не стоит забывать, что у несовершеннолетних осужденных, совершивших повторные преступления, существуют определенные неформальные нормы, регулирующие их поведение и взаимоотношения, и тактильный контакт — особая часть этих норм. Будут эффективны такие упражнения только после очень длительной работы с группой участвующих в них воспитанников колонии [4, с. 200—202].
Таким образом, нами была рассмотрена психолого-педагогическая работа с несовершеннолетними осужденными, совершившими повторное преступление, и проанализированы особенности подготовки к освобождению; исследованы индивидуальная и групповая формы работы с воспитанниками.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что несовершеннолетние осужденные, которые совершили повторное преступление, с трудом поддаются психолого-психологической работе. Выявлены недостатки: подготовка к освобождению проводится в неполной мере, не предусмотрено взаимодействие с семьей несовершеннолетнего. Отмечено, что подготовку к освобождению нужно начинать сразу с того момента, как только подросток попадает в колонию. Это необходимо для того, чтобы происходило накопление позитивной, полезной информации в целях использования ее вне мест лишения свободы.
Список источников
1. Губаева Т.В. Нормы права: теоретико-правовое исследование: Монография / Т.В. Губаева, Л.А. Гумеров, A.B. Краснов. М.: РАП, 2014. 164 с.
2. ЗоринД.Н., Зорина Н.С. О некоторых факторах преступности несовершеннолетних / Науч. тр. ФКУ НИИ ФСИН России: Сб. ст. Науч.-практ. ежеквартальное изд. М., 2021. С. 214—217.
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2022
3. Козлов А.П. Единичные и множественные преступления: Учеб. пособие / А.П. Козлов, А.П. Севастьянов. М.: Юрид. центр-Пресс, 2011. 915 с.
4. Косевич Н.Р. Профилактика преступности несовершеннолетних в малых и средних городах: Учеб. пособие. М.: ЩИТ-М, 2003.
5. Савардунова В.Н. Влияние воспитательной системы на ресоциализацию несовершеннолетних осужденных женского пола в период отбывания наказания в виде лишения свободы: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2000.
6. Яковлев А.М. Борьба с рецидивной преступностью: Учебник. М.: Наука, 1964. 105 с.
References
1. Gubaeva T. V. Norms of law: theoretical and legal research: Monograph / T.V. Gubaeva, L.A. Gu-merov, A.V. Krasnov. Moscow: RAP, 2014. 164 p.
2. Zorin D.N., Zorina N.S. About some factors of juvenile delinquency. In the collection / Scientific works of the FKU Research Institute FSIN of Russia. Scientific and practical quarterly publication. Moscow, 2021. Pp. 214-217.
3. Kozlov A.P. Single and multiple crimes: studies. manual / A.P. Kozlov, A.P. Sevastyanov. Moscow: Law Center-Press, 2011. 915 p.
4. Kosevich N.R. Prevention of juvenile delinquency in small and medium-sized cities: studies: Manual. Moscow: SHIELD-M, 2003.
5. Savardunova V.N. The influence of the educational system on the resocialization of female juvenile convicts during the period of serving a sentence in the form of imprisonment: Dis. ... cand. of pedagogical sciences. Moscow, 2000.
6. Yakovlev A.M. The fight against recidivism: Textbook. M.: Nauka, 1964. 105 p.
Информация об авторе
Зорина Н.С. — старший научный сотрудник отдела по совершенствованию нормативно-правового регулирования деятельности уголовно-исполнительной системы центра изучения проблем управления и организации исполнения наказаний в уголовно-исполнительной системе
Information about the author
Zorina N.S. — senior researcher of the department for improving legal regulation of the penitentiary system of the center for the study of problems of management and organization of the execution of sentences in the penitentiary system
Статья поступила в редакцию 1 4.01.2021 ; одобрена после рецензирования 08.02.2022; принята к публикации 14.02.2022.
The article was submitted 14.01.2021 ; approved after reviewing 08.02.2022; accepted for publication 14.02.2022.
LAW & LEGISLATION • 03-2022