Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАДИКАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ'

ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАДИКАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
115
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
радикализация / информатизация / медийная грамотность / дестабилизация общества / экстремизм / IT-технологии / деструктивный контен. / radicalization / informatization / media literacy / destabilization of society / extremism / IT technologies / destructive content.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Людкевич Юрий Николаевич, Гришай Елена Васильевна, Люев Тембот Хабасович, Манацков Игорь Валентинович

Актуальность данной статьи заключается в том, что в ней рассматривается причины и факторы, способствующие радикализации молодежи в современном российском обществе. Цель исследования: провести анализ факторов, стимулирующих экстремистское поведение современной молодежи. Задачи: выявить не только источники радикализации современной российской молодежи, но определить механизмы противодействия этим тенденциям. Как отмечают авторы, заинтересованные иностранные структуры, используя сети Интернет, распространяют ложную информацию, ведут системную работу по подбору и вовлечению молодых людей в террористические и экстремистские организации, иные неформальные молодежные объединения противоправной направленности. Их деятельность дискредитирует государство, сеет недоверие к органам власти, дестабилизирует общество. Завербованные таким образом молодые люди обучаются методам конспирации и способам противодействия правоохранительным органам, получают опыт ведения боевых действий и обращения с оружием и по сути становятся потенциальными продолжателями миссии экстремистских организаций на территории России. Результаты: предложены меры, необходимые для реализации в работе с молодежью, которые способствуют предотвращению насильственной радикализации молодежи, учитывая проблемы межкультурных различий, обеспечения прав человека, воспитания в духе мира, медийной грамотности, воспитания гражданственности. Выводы: сделан вывод о том, что работа с молодежью часто сталкивается с требованием превентивных действий против этого явления и первое, что необходимо выявить – каковы основные факторы, влияющие на радикализацию молодежи, и как им можно противостоять, какими должны быть ответные меры. Органы власти должны направить все имеющиеся ресурсы на исследование причин радикализации и разработки превентивных программ, политических стратегий и программ наращивания потенциала для специалистов-практиков в области работы с молодежью, чтобы предотвратить «заражение» молодежи деструктивными идеологическими установками воинствующих экстремистов, военизированных формирований или террористических групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Людкевич Юрий Николаевич, Гришай Елена Васильевна, Люев Тембот Хабасович, Манацков Игорь Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAUSES AND FACTORS CONTRIBUTING TO THE RADICALIZATION OF YOUTH IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

This article examines the causes and factors contributing to the radicalization of youth in modern Russian society. Purpose: to analyze the factors that stimulate extremist behavior of modern youth. Objectives: to identify not only the sources of radicalization of modern Russian youth, but to determine the mechanisms for countering these trends. Interested foreign structures, using the Internet, spread false information, conduct systematic work on the selection and involvement of young people in terrorist and extremist organizations, other informal youth associations of illegal orientation. Their activities discredit the state, sow distrust of the authorities, and destabilize society. The young people recruited in this way are trained in methods of conspiracy and ways of countering law enforcement agencies, gain experience in fighting and handling weapons, and in fact become potential successors of the mission of extremist organizations in Russia. Results: The measures necessary for the implementation of work with youth, which contribute to the prevention of violent radicalization of youth, taking into account the problems of intercultural differences, ensuring human rights, peace education, media literacy, civic education, are proposed. Conclusions: it is concluded that work with young people often faces the requirement of preventive actions against this phenomenon and the first thing that needs to be identified is what are the main factors influencing the radicalization of young people, and how they can be countered, what should be the response measures. The authorities should direct all available resources to research the causes of radicalization and develop preventive programs, political strategies and capacity-building programs for practitioners in the field of youth work in order to prevent the "infection" of young people with destructive ideological attitudes of militant extremists, paramilitary groups or terrorist groups.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАДИКАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.23672/SAE.2023.9.9.018 УДК 316

© ®

Attribution

сс by

ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАДИКАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Людкевич Ю.Н.1, Гришай Е.В.2, Люев Т.Х.3, Манацков И.В.4

1■2 краснодарский университет МВД России, краснодарское высшее военное училище летчиков (Военный институт)

Аннотация. Актуальность данной статьи заключается в том, что в ней рассматривается причины и факторы, способствующие радикализации молодежи в современном российском обществе.

Цель исследования: провести анализ факторов, стимулирующих экстремистское поведение современной молодежи.

Задачи: выявить не только источники радикализации современной российской молодежи, но определить механизмы противодействия этим тенденциям.

Как отмечают авторы, заинтересованные иностранные структуры, используя сети Интернет, распространяют ложную информацию, ведут системную работу по подбору и вовлечению молодых людей в террористические и экстремистские организации, иные неформальные молодежные объединения противоправной направленности. Их деятельность дискредитирует государство, сеет недоверие к органам власти, дестабилизирует общество. Завербованные таким образом молодые люди обучаются методам конспирации и способам противодействия правоохранительным органам, получают опыт ведения боевых действий и обращения с оружием и по сути становятся потенциальными продолжателями миссии экстремистских организаций на территории России.

Результаты: предложены меры, необходимые для реализации в работе с молодежью, которые способствуют предотвращению насильственной радикализации молодежи, учитывая проблемы межкультурных различий, обеспечения прав человека, воспитания в духе мира, медийной грамотности, воспитания гражданственности.

Выводы: сделан вывод о том, что работа с молодежью часто сталкивается с требованием превентивных действий против этого явления и первое, что необходимо выявить - каковы основные факторы, влияющие на радикализацию молодежи, и как им можно противостоять, какими должны быть ответные меры. Органы власти должны направить все имеющиеся ресурсы на исследование причин радикализации и разработки превентивных программ, политических стратегий и программ наращивания потенциала для специалистов-практиков в области работы с молодежью, чтобы предотвратить «заражение» молодежи деструктивными идеологическими установками воинствующих экстремистов, военизированных формирований или террористических групп.

Ключевые слова: радикализация, информатизация, медийная грамотность, дестабилизация общества, экстремизм, IT-технологии, деструктивный контен.

CAUSES AND FACTORS CONTRIBUTING TO THE RADICALIZATION OF YOUTH IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

Yuri N. Lyudkevich1, Elena V. Grishai2, Tembot Kh. Lyev3, Igor V. Manatskov4

123Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 4Krasnodar Higher Military School of Pilots (Military Institute)

Abstract. This article examines the causes and factors contributing to the radicalization of youth in modern Russian society.

Purpose: to analyze the factors that stimulate extremist behavior of modern youth.

Objectives: to identify not only the sources of radicalization of modern Russian youth, but to determine the mechanisms for countering these trends. Interested foreign structures, using the Internet, spread false information, conduct systematic work on the selection and involvement of young people in terrorist and extremist organizations, other informal youth associations of illegal orientation. Their activities discredit the state, sow distrust of the authorities, and destabilize society. The young people

© Людкевич Ю.Н, Гришай Е.В., Люев Т.Х, Манацков И.В. 59

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

recruited in this way are trained in methods of conspiracy and ways of countering law enforcement agencies, gain experience in fighting and handling weapons, and in fact become potential successors of the mission of extremist organizations in Russia.

Results: The measures necessary for the implementation of work with youth, which contribute to the prevention of violent radicalization of youth, taking into account the problems of intercultural differences, ensuring human rights, peace education, media literacy, civic education, are proposed.

Conclusions: it is concluded that work with young people often faces the requirement of preventive actions against this phenomenon and the first thing that needs to be identified is what are the main factors influencing the radicalization of young people, and how they can be countered, what should be the response measures. The authorities should direct all available resources to research the causes of radicalization and develop preventive programs, political strategies and capacity-building programs for practitioners in the field of youth work in order to prevent the «infection» of young people with destructive ideological attitudes of militant extremists, paramilitary groups or terrorist groups.

Keywords: radicalization, informatization, media literacy, destabilization of society, extremism, IT-technologies, destructive content.

Введение.

В связи со сложившейся политической ситуацией в России, заинтересованные иностранные структуры, используя сети Интернет, распространяют ложную информацию, ведут системную работу по подбору и вовлечению молодых людей в террористические и экстремистские организации, в иные неформальные молодежные объединения противоправной направленности в их идеологии. Их деятельность дискредитирует государство, сеет недоверие к органам власти, дестабилизирует общество.

Завербованные таким образом молодые люди обучаются методам конспирации и способам противодействия правоохранительным органам, получают опыт ведения боевых действий и обращения с оружием и, по сути, становятся потенциальными продолжателями миссии экстремистских организаций на территории России.

Центральной проблемой здесь нам представляется низкая информированность сотрудников полиции о конкретных фактах использования при этом он-лайн социальных площадок («Одноклассники», «ВКонтакте», «Фейсбук», «Инстаграм»), бесплатных мессенджеров («Ватс-ап», «Вай-бер», «Телеграм», «Твиттер», «Сигнал»). Такие сведения необходимы полицейским, чтобы уже на первоначальном этапе поступления деструктивной информации к молодому человеку можно было бы целенаправленно воздействовать на него, а в некоторых случаях и на его родителей.

Как показал анализ, проведенный авторами публикации, все социальные медиа, независимо от вида, реализуют, по сути, две базовые функции - информационную и коммуникативную. Другие функции достраиваются в зависимости от видов социальных медиа и в соответствии с потребностями пользователей в интеллектуальной, социокультурной и социально-политической информации или деятельности, в удовлетворении спроса на товары и услуги, а также в организации быта и досуга.

Деятельность подростков в социальной сети ВКонтакте, как отмечалось ранее, ориентирова-

на на развлечение, просмотр видео, поиск музыки, общение и просмотр фотографий. Сеть даёт возможность подросткам и молодежи делиться мыслями, знакомиться с новыми людьми, посещать интересные паблики.

Сообщества, в которых состоят подростки, чаще всего, посвящены юмору, развлечениям, моде, фильмам, музыке, творчеству, литературе. Гораздо реже школьники входят в группы новостных федеральных и региональных СМИ.

Среди популярных сообществ аналитиками были названы площадки «MDK», «Леонардо Дай-винчик», «Лентач», «Подслушано в...» и другие.

Девушки часто встречались в группах, посвя-щённых феминизму и чайлдфри, таких как «Female mems», «Дитя сохраненок» и тому подобные.

Молодёжь отмечала и группы оппозиционно-политической направленности: «Сталин-гулаг», «Команда Навального», «Алексей Навальный», «Помешанные на войне», «Плохие новости 18+», «стыдно показывать» и «вам лучше не знать».

Эти примеры подтверждают необходимость не только контроля медиа-предпочтений современных школьников и молодежи, но и формирования в этой среде культуры медиа-потребления.

Музыка, которую преимущественно слушают школьники в социальной сети ВКонтакте, представляет отдельную угрозу психологическому здоровью, так как контент песен, отмеченных респондентами исполнителей, направлен на саморазрушение человека.

Песни и видеоклипы таких исполнителей, как Face, ЭлДжей, Пошлая Молли и другие, содержат как запрещённый законом, так и нарушающий нормы этики контент, потому что они:

- изобилуют ненормативной лексикой;

- пропагандируют наркотики, самоубийства, насилие;

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

- подрывают установленный уклад жизни и основы политического строя;

- формируют потребительское отношение к людям.

К интересным личностям в социальных сетях школьники относят Павла Дурова - создателя ВКонтакте, Дмитрия Медведева, Алексея Навального, Владимира Зеленского, певцов, музыкантов и блогеров.

Отдельно они отмечают контент блогеров Кати Клэп и Саши Спилберг, которые пропагандируют как саморазрушительное поведение, так и пренебрежительное отношение к другим людям.

Как следствие - полагаясь преимущественно на собственное мнение, встречаясь с контентом, автор которого настраивает пользователей на негативное отношение к окружающему миру,

подросток оказывается в ловушке саморазрушительных мыслей, из которых он уже не может выбраться самостоятельно; ведь, вокруг «не те взрослые», «не те родные» и «жестокий мир, которому ты не нужен».

Подавляющее большинство опрошенных молодых людей отмечают, что часто сталкиваются с контентом, содержащим ненормативную лексику; и, как следствие - она воспринимается как норма, используется в общении, как в сети, так и вне её.

Именно с нецензурным контентом опрошенные, чаще всего, связывают такие отрицательные стороны сетей, как возможность оскорбления и унижения.

Процентное соотношение учащихся, сталкивающихся с подобным контентом, представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 - Частота встречаемости школьников с нецензурной лексикой в сети

Стоит отметить, что в социальной сети слабо осуществляется контроль за контентом. Несмотря на блокировку крупных сообществ, содержащих противозаконную информацию, ряд пабликов остаётся незамеченным контролирующими органами, а вместо удалённых появляются новые. В результате, деструктивный контент снова оказывается в свободном доступе, а некоторые сообщества, прямо не нарушающие закон, но размещающие противоречащие нормам этики и разрушающие ценностные ориентиры материалы, продолжают собирать миллионы пользователей.

На рисунках 2 и 3 представлены, выявленные специалистами, угрозы психологичскому здоровью, с которыми сталкиваются молодые люди. Почти все они (92 %) столкнулись с информацией, фото или видео, содержащими сцены жестокости и насилия. Кроме этого, молодежь отмечает, что постоянно сталкивается с оскорблениями, унижением, пропагандой наркотиков, алкоголя, табакокурения, изображениями сексуального характера, с идеями радикализма и экстремизма.

Рисунок 2 - Частота встречаемости угроз от пользователей сети

© Людкевич Ю.Н., Гришай Е.В., Люев Т.Х., Манацков И.В. 61

— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Каждый второй молодой человек сталкивался с пропагандой самоубийства (48 %), каждый третий указал на то, что личная информация, размещённая на странице в социальной сети, была использована против него (37 %). Кроме этого,

они сталкивались с мошенничеством и взломом своего профиля в социальных сетях.

Процентное соотношение столкновений с угрозами социальной сети ВКонтакте представлено на рисунке 3.

Информация, фото или аидео с жестокостью и убийствами Пропаганда наркотиков, алкоголя, табакокурения Оскорбления, унижения, преследование Сексуальные изображения Пропаганда самоубийства Личная информация, использованная против меня Распространение личной информации, фото и ввдео без моего согласия Мошенничество и кража денег в интернете Взлом профиля в социальной сети, электронной почты и кража персональных данных

Вредоносные программы Не сталкивался (-лась) ни с чем подобным Затрудняюсь ответить

И

ш

м 11

ж

25

50

75

100

Рисунок 3 - Виды угроз психологическому здоровью школьников в социальных сетях

Особенно важно подчеркнуть, что почти каждый второй, в той или иной форме, сталкивался с пропагандой самоубийства. С одной стороны, это были контентные риски, которые встречаются в текстах, фотографиях, видео, не воспринимая всерьез подобную информацию, а с другой -реальные угрозы психологическому здоровью, а в некоторых случаях даже жизни.

Больше половины молодых людей говорят о том, что их друзья или друзья знакомых состояли в группах суицидального характера.

Всего лишь 13 % подростков отметили, что подобную информацию узнали только из средств массовой информации; и ещё 20 % опрошенных указали на то, что такие случаи им неизвестны.

Последний показатель вызывает достаточно большие сомнения и, по сути, подтверждает, что молодые люди испытывают недоверие к тем, кто хочет изучить пространство, в котором они существуют.

В свою очередь, низкая информированность полицейских связана с тем, что в структуре органов внутренних дел мало квалифицированных кадров, на высоком уровне владеющих 1Т-технологиями, а также - с длительностью по времени процесса блокирования деструктивных контентов (в некоторых случаях - с его невозможностью).

Кроме кадрового вопроса имеется еще и законодательный аспект этой проблемы. Следовало бы на законодательном уровне выработать меха-

низм получения оперативно значимой информации, связанной с вербовкой лиц экстремистами, от операторов мобильной связи, владельцев интернет-ресурсов, иных подобных организаций.

Другая проблема - организационного характера. В системе МВД имеется самостоятельное специализированное подразделение по противодействию терроризму и экстремизму, что, безусловно, положительно влияет на раскрываемость преступлений данного вида. Однако штатные должности этих подразделений комплектуются исключительно сотрудниками, имеющими юридическое образование.

На наш взгляд, учитывая, что наиболее подверженной экстремистской идеологии категорией населения является именно молодежь, было бы правильным иметь в штате этих подразделений должности, предполагающие знание возрастной педагогики и психологии, чтобы максимально быстро и эффективно реагировать на существующие угрозы экстремизма в молодежной среде. Как правильно высказался В.С. Олейник: «Идеологическое противостояние экстремизму в целом и молодежному в частности предполагает, как просветительскую профилактику, так и реальную идеологическую практику». Следовательно, практические работники, непосредственно осуществляющие противодействие идеологии насилия и разрушения, должны обладать соответствующими знаниями профессионально.

Результаты.

Рост интереса молодежи к радикальным группам, а также навязчивое присутствие нетерпи-

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

мости в цифровом пространстве становится все более тревожным, особенно:

а) в контексте современной политической ситуации;

б) в условиях все более активных обсуждений:

- проблем миграции;

- соблюдения прав человека;

- гендерного равенства;

- проблем борьбы за ценности демократии;

- борьбы с коррупцией и т.п. вопросов.

Понятно, что однозначных ответов на эти вопросы нет и не может быть, а это значит, что при их обсуждении появляется благоприятная почва для «двойных стандартов» и, как следствие -для разжигания радикальных и экстремистских настроений в обществе (и так, и так - неправильно, поэтому молодому человеку можно найти множество аргументов, поддерживающих его точку зрения и опровергающих противоположную, а далее остается только внушить идеи о необходимости устранять представителей инакомыслия, в том числе, физическом).

Обсуждение.

Конечно, подобные политтехнологии «срабатывают» и на других возрастных группах, но подростки, дети, молодые люди в этом отношении более уязвимы для радикализации их настроений и вербовки. Этому есть несколько причин.

Во-первых, сегодня все больше информации мы получаем не из СМИ, а из Интернета, поглощая не только официальную информацию, но и информацию из чатов, интервью, онлайн-трансляций, а также, из теле- и ради- оканалов других стран мира. А как свидетельствуют социологические исследования, подавляющее большинство людей, пользующихся Интернетом, -это дети и подростки, которые относятся к категории молодежи, причем многие подростки ежедневно проводят в сети, в среднем, по 8 часов.

Во-вторых, молодежь, в силу своего не сформировавшегося мировоззрения - легко внушаемая аудитория, и этим пользуются умелые политтех-нологи и прочие манипуляторы массовым сознанием, чтобы внушить молодым людям некоторые идеи, выведать у них интересующие сведения, спровоцировать их на определенные действия. Ими созданы все предпосылки для того, чтобы изменить у молодых людей образ мышления, практики взаимодействие с миром и создать новые формы поведения. Часто это «перепрограммирование» происходит в сторону радика-лицации и заражения экстремистскими идеями.

Специалисты, работающие с молодежью, часто сталкивается с требованием превентивных дей-

ствий против этого явления. Первое, что необходимо вывить в таком случае:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- каковы основные факторы, влияющие на радикализацию молодежи;

- как им можно противостоять;

- какими должны быть ответные меры.

Государство, в лице всех правоохранительных органов и других структур должно направить все имеющиеся ресурсы на исследование причин радикализации молодежи и разработку превентивных программ, политических стратегий и программ наращивания потенциала для специалистов-практиков в области работы с молодежью, чтобы предотвратить «заражение» молодежи деструктивными идеологическими установками воинствующих экстремистов, военизированных формирований или террористических групп.

Понятно, что для такого сложного явления, как радикализация молодежи не может быть одной-единственной теории о ее причинах и ключевых факторах или о том, как этим факторам следует противостоять.

Заключение.

Изложенные в настоящей статье положения, позволяют нам предложить следующие меры, которые необходимо реализовать в работе с молодежью.

1. Необходимо использовать системный подход, направленный на предотвращение насильственной радикализации молодежи, учитывая проблемы межкультурных различий, обеспечения прав человека, воспитания в духе мира, медийной грамотности, воспитания гражданственности и т. д.

2. Развитие культуры отношений с участием молодежи как равноправных горизонтальных, основанных на доверии, так и иерархических, основанных на дисциплине и власти-подчинении, поясняя подрастающему поколению необходимость и возможность тех и других моделей поведения.

Причем, создание партнерских отношений молодых людей с представителями других возрастных групп общества имеет решающее значение для передачи молодежи идеологических ценностей и ориентиров, выработанных обществом на протяжении многих веков.

3. Расширение прав и возможностей молодых людей и развитие их компетенций, что даст им больше возможностей и лучшие перспективы на будущее в личной и профессиональной жизни. В первую очередь, для того, чтобы предотвратить радикализацию молодежи, нужно удовлетворить её потребности в поиске ненасильственной социальной и политической идентичности. Этого можно достичь, если правительству сосредоточиться на установлении доверия к нему со сто-

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

роны молодежи посредством их равноправного участия в формировании государственной политики и будущего своей страны.

4. Необходимо молодым людям предложить альтернативы и образцы для подражания.

5. Важно недвусмысленно развенчивать и пресекать распространение сообщений и информации радикального толка, подстрекающих к насилию, разжиганию ненависти, чаще проводить профилактические тематические беседы с молодыми людьми, развивая у них критическое мышление; общение с молодежью всегда должно вестись открыто и честно.

6. Профилактическая работа должна проводиться молодыми людьми в трех основных направлениях:

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

- с лицами, которые еще не радикализированы, но подвергаются радикальному влиянию;

- с лицами, подверженными высокому риску когнитивной радикализации или насильственного экстремизма из-за близости к радикальным и вербовочным сетям;

- с лицами, которые приняли экстремистские идеи, но которые, возможно, не совершали никаких насильственных нападений.

Все профилактические меры не должны проводиться формально, а должны в большей степени фокусироваться на индивидуальных мерах безопасности и судебных мерах, таких как охрана общественного порядка, дерадикализация и реинтеграция заинтересованных лиц.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. О военно-патриотических молодежных и детских объединениях: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 551 (в ред. от 24.12.2014) // Российская газета. 2000. 27 июля.

2. Олейник В.С. Роль СМИ в профилактике экстремизма и терроризма / В.С. Олейник // Противодействие идеологии терроризма: Концепции и адресная профилактика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Уфа, 06 июня 2019 г.). Уфа, 2019. С. 107-115.

3. Лазуткина Е.В. Основные формы манипуляции информацией в социальных медиа рунета / Е.В. Лазуткина // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 2(24). С. 221-225.

4. Касперская Н.И. Проблема деструктивных движений в Рунете / Н.И. Касперская // Цифровая гигиена. Молодёжь в сети. 28.03.2019. URL : https://www.youtube.com/watch?v=6v87ZM7oHO8 (дата обращения 26.07.2023).

References:

1. On military-patriotic youth and children's associations: Decree of the Government of the Russian Federation № 551 of July 24, 2000 (as amended. dated 24.12.2014) // Rossiyskaya Gazeta. 2000. July 27.

2. Oleynik V.S. The role of mass media in the prevention of extremism and terrorism / V.S. Oleynik // Countering the ideology of terrorism: Concepts and targeted prevention. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (Ufa, June 06, 2019). Ufa, 2019. P. 107-115.

3. Lazutkina E.V. Basic forms of information manipulation in Runet social media / E.V. Lazutkina // Sign: problematic field of media education. 2017. № 2(24). P. 221-225.

4. Kaspersky N.I. The problem of destructive movements in the Runet / N.I. Kaspersky // Digital hygiene. Young people online. 28.03.2019. URL : https://www.youtube.com/watch?v=6v87ZM7oHO8 (date of the application 26.07.2023).

Информация об авторах

Людкевич Юрий Николаевич

кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России полковник полиции [email protected]

Yuri N. Lyudkevich

Candidate of Legal Sciences,

Deputy Head of the Department of Special Disciplines,

Krasnodar University of the Ministry

of Internal Affairs of Russia,

Police Colonel

[email protected]

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Гришай Елена Васильевна

доктор философских наук, профессор,

профессор кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России, полковник полиции [email protected]

Люев Тембот Хабасович

старший преподаватель кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях СКИ(Ф) Краснодарского университета МВД России, подполковник полиции [email protected]

Манацков Игорь Валентинович

кандидат философских наук, доцент,

преподаватель 101 кафедры философии и социологии Краснодарского высшего военного училища (Военного института) [email protected]

Elena V. Grishai

Doctor of Philosophical Science, Professor,

Professor of the Department of Special Disciplines,

Krasnodar University of the Ministry

of Internal Affairs of Russia,

Police Colonel

[email protected]

Tembot Kh. Lyev

Senior Lecturer of the Department of Internal Affairs Bodies in Special Conditions of SKI(F) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Police Lieutenant Colonel [email protected]

Igor V. Manatskov

Associate Professor,

Candidate of Philosophical Sciences,

Lecturer of the 101st of the Department

of Philosophy and Sociology,

Krasnodar Higher Military School of Pilots

(Military Institute)

[email protected]

© Людкевич Ю.Н., Гришай Е.В., Люев Т.Х., Манацков И.В. 65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.