Научная статья на тему 'Прибыльность бизнеса в условиях кризиса'

Прибыльность бизнеса в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
316
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИЯТИЕ / БИЗНЕС / КРИЗИС / МЕНЕДЖМЕНТ / ПРИБЫЛЬНОСТЬ / РИСК / ECONOMY / ENTERPRISE / BUSINESS / CRISIS / MANAGEMENT / PROFITABILITY / RISK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Руднева А.О., Туркина Дарья Михайловна

Прибыль является основным показателем эффективной деятельности предприятия, а анализ бизнеспроцессов и стратегическое планирование являются основными инструментами повышения конкурентоспособности и платёжеспособности предприятия в период кризиса. В статье автором оцениваются возможности получения прибылипредприятия в условиях экономической и политической волатильности на микрои макроуровне, выявлены пределы эффективного управления компанией в условиях кризиса, а также определены возможные мероприятия совершенствования системы управления для вывода ее из кризисной ситуации.Profit is the main indicator of the company's effective performance, and business process analysis and strategic planning is the main tool of the company's competitiveness and solvency during the crisis. The article presents an analysis of the possibility of making a profit in the conditions of economic and political instability at the macro and micro level, determines limits of effective company's management in a crisis and identifies possible measures to improve the management system to bring it out of a crisis situation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прибыльность бизнеса в условиях кризиса»

экзогенные и эндогенные экономические и политические шоки.

Список литературы

1. Iran Small Industries and Industrial Parks Organization. SME Definition. URL: http://isipo.ir/index.jsp?fkeyid=&siteid=1&pageid=64

3

2. Рекомендации Комиссии ЕС 2003/361/EC от 6 мая 2003 года о толковании понятий малого, среднего и микро-предприятия. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-

content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32003H0361&fro m=EN

3. ФЗ №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», URL: http ://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_ 52144/;

3. Постановление Правительства № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». URL: http ://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_1 96415/

4. M. Ayyagari, A. Demirgug-Kunt, V. Maksimovic. Small vs. Young Firms Across the World: Contribution to Employment, Job Creation, and Growth. 2011. World Bank Policy Research Working Paper No. 5631. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/478851468 161354807/pdf/WPS5631.pdf

5. Четвертая промышленная революция /

Клаус Шваб. — Москва: Эксмо, 2016. — 230 с.

6. Исследовательский центр Меджлиса Исламского Совета Ирана. 2017. Схемы финансирования малых и средних предприятий. URL: http://rc.majlis.ir/fa/report/download/934616 (на персидском)

7. Исследовательский центр Меджлиса Исламского Совета Ирана. Мониторинг деловой среды Ирана зимой 2017 года. 2017. URL: http://rc.majlis.ir/fa/report/show/1027339 (на персидском).

8. Ежегодный справочник Статистического Центра Ирана 2017. URL: https://www.amar.org.ir/Portals/0/Files/fulltext/1396/ N_Salname_Keshvar_96.pdf (на персидском)

9. Abdollah Rahimlou Benis. The Impact of Small and Medium-Sized Enterprises on Economic Growth in Iran //. Global Journal of Management and Business Research. — 2014. 2(14). — P. 59-65. URL: https://globaljournals.org/GJMBR_Volume14/5 -The-Impact-of-Small.pdf

10. H. Johari. The Role of Small and Medium Enterprises (SME) in the Country's Economic Development // Journal of Basic and Applied Scientific Research. — 2012. — 2(10). — P.10279-10287. URL: https://textroad.com/pdf/JBASR/J.%20Basic.%20App l.%20Sci.%20Res.,%202(10)10279-10287,%202012.pdf

11. Мировая политика в фокусе современности: Монография / Отв. ред. М.А. Неймарк; Дипломатическая академия МИД России. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. С. 133.

ПРИБЫЛЬНОСТЬ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Научный руководитель: Руднева А. О.

к.э.н., доцент кафедры мировой экономики Федерального государственного бюджетного образовательного

учреждение высшего образования «Дипломатической Академии МИД РФ» Туркина Дарья Михайловна Магистрант 1 курса факультета «Мировая экономика» Федерального государственного бюджетного образовательного

учреждение высшего образования « Дипломатической Академии МИД РФ»

АННОТАЦИЯ

Прибыль является основным показателем эффективной деятельности предприятия, а анализ бизнес-процессов и стратегическое планирование являются основными инструментами повышения конкурентоспособности и платёжеспособности предприятия в период кризиса.

В статье автором оцениваются возможности получения прибылипредприятия в условиях экономической и политической волатильности на микро- и макроуровне, выявлены пределы эффективного управления компанией в условиях кризиса, а также определены возможные мероприятия совершенствования системы управления для вывода ее из кризисной ситуации.

ABSTRACT

Profit is the main indicator of the company's effective performance, and business process analysis and strategic planning is the main tool of the company's competitiveness and solvency during the crisis.

The article presents an analysis of the possibility of making a profit in the conditions of economic and political instability at the macro and micro level, determines limits of effective company's management in a crisis and identifies possible measures to improve the management system to bring it out of a crisis situation.

Ключевые слова: экономика, предприятие,бизнес, кризис, менеджмент, прибыльность, риск Keywords :economy, enterprise, business, crisis, management, profitability, risk

Введение

Кризисные ситуации могут возникать на любой стадии деятельности предприятия, как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства, а также при начале спада и т.п.

Мировая экономика не знает примеров организаций, которых когда-либо не коснулись кризисные ситуации в той или иной мере. Кризисные ситуации, прежде всего, выражаются в колебаниях объема производства и сбыта продукции, роста кредиторской задолженности поставщикам, банкам, налоговым органам, в дефиците оборотных средств, так как именно эти причины служат предпосылкой перехода к состоянию неплатежеспособности организации.

В условиях рыночной экономики в период внешних и внутренних потрясений, по аналогии с теорией Дарвина, выживают сильнейшие. Кризис может стать началом конца, однако при грамотно разработанной антикризисной программе этот

период - прекрасный шанс возродить силы компании и запустить новые, прибыльные проекты.

Внешние и внутренние факторы, влияющие на изменение прибыльности компании

Наиболее важным показателем деятельности любого предприятия является прибыль. Механизм ее формирования, распределения и использования касается всех субъектов экономических отношений - и домашних хозяйств, и предприятий, и государства.

Она занимает одно из центральных мест в общей системе рычагов управления экономикой. Прибыль является основным инструментом экономического развития страны, а также служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих расходов, финансовых вложений и затрат.

Основными причинами падения

прибыльности предприятия до уровня ниже себестоимости его капитала выступают внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы.

Рис.1. Классификация факторов, влияющих на величину прибыли Источник: построено автором по данным справочного пособия Арсенова Е.В., Крюкова О.Г. Экономика фирмы: схемы, определения, показатели, 2014.с. 27

К внутренним условиям относят факторы, которые находятся в зависимости от функционирования данной компании и характеризуют разные стороны деятельности ее персонала. Они могут быть спровоцированы низкой конкурентоспособностью продукции, уменьшением объёма выпуска продукции, неверным ведением предпринимательской деятельности или некорректным менеджментом.

В свою очередь, внутренние факторы падения прибыльности подразделяются на

производственные и внепроизводственные.

К доходам и расходам производственного характера относят: земельную ренту, оплату труда рабочих, проценты на капитал и прибыль предпринимателя.

К внепроизводственным факторам снижения себестоимости относятся факторы, которые

связаны со снабженческо-сбытовой и природоохранительной деятельностью,

социальными условиями труда и быта. Это следующие группы факторов: курс валюты, природно- климатические факторы, ситуация в данной отрасли и в стране в целом, текущие цены на сырье, материалы и оборудование и т.д.

Производственные факторы также подразделяются на экстенсивные и интенсивные.

Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения, в т. ч.: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др.

Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения: повышение производительности

оборудования и его качества; использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки; повышение квалификации и производительности труда персонала; снижение трудоемкости и материалоемкости продукции; совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.

К внешним причинам возникновения кризисов относят такого рода факторы, которые не находятся в прямой зависимости от самого предприятия, однако оказывают не менее важное влияние на прибыльность.

Их можно подразделить на две подгруппы: факторы прямого и косвенного воздействия.

Рис.2. Факторы и переменные внешней среды организации Источник: построено автором по данным справочного пособия Арсенова Е.В., Крюкова О.Г. Экономика фирмы: схемы, определения, показатели, 2014.с.41

Среда прямого воздействия или микросреда содержит факторы, непосредственно влияющие на бизнес и оказывающие прямое воздействие на деятельность организации. Это, прежде всего, конкуренты, потребители, коммерческие банки, поставщики сырья, комплектующих, материалов, инфраструктура, которая необходима для бизнеса, муниципальные и государственные организации и органы власти, международный фактор.

Среда косвенного воздействия или макросреда включает факторы, которые могут и не оказывать немедленного прямого воздействия на организацию, но так либо иначе влияют на ее функционирование. Речь идет о научно-техническом прогрессе, состоянии экономики, политических и социально-культурных изменениях в обществе, демографических и природно-географических показателях.

Очевидно, внешняя и внутренняя среда непосредственно влияют на деятельность предприятия. Все процессы, происходящие как в отдельной стране, так и в мире в экономической, политической, социальной, культурной сферах определяет концепцию жизненного цикла предприятия.

Стратегии развития компании в условиях кризиса

Термином «стратегические решения» обозначаются решения, которые имеют кардинальное значение для функционирования бизнеса. В практике работы предприятий к таким решениям традиционно относят планы серьезных реконструкций, расширения или ликвидации производств, коренное изменение профиля или специализации предприятия.

Известно, что большинство стратегических решений, которые принимают те или иные

предприятия, прежде всего, в условиях кризиса, лежат в сфере маркетинга. Следовательно, разработка маркетинговой стратегии является основной задачей любого предприятия.

Современная экономика характеризуется высокой динамичностью, технология маркетинга совершенствуется. Соответственно, успешной может быть только максимально гибкая маркетинговая стратегия, которую можно быстро перестроить с учетом каких-либо изменений на рынке.

Для того чтобы выбрать подходящий метод маркетингового планирования, необходимо провести соответствующее исследование рынка, которое должно помочь ответить на следующие вопросы:

- почему одни клиенты покупают продукт фирмы, а другие предпочитают аналогичные товары конкурентов;

- как покупатели используют продукт фирмы, что им в нем нравитсяи не нравится;

- какие дополнительные действия могут привлечь внимание к продукту фирмы;

- какие группы покупателей вообще не потребляют данный продукта почему, и т.п.

Очевидно, достойное место в сфере экономических отношений может занять только та фирма, которая придерживается определенной стратегии, осуществляемой с учетом ряда факторов. К ним можно отнести: разнообразие ассортимента и качество продукции, долю рынка и конкурентоспособность продукции фирмы, выявление влияния демографических изменений, возрастной или половой структуры потребителей на изменение потребностей, эффективность сбыта, рекламы и продвижения товаров, реакцию на сезонные колебания, жизненный цикл продуктов фирмы и возможность расширения продаж, ценовую политику и гибкость в установлении цен.

Влияние кризиса на параметры прибыли

Финансовый кризис - это вид локального кризиса на предприятии, который характеризует такое его состояние, при котором падают финансовые показатели, теряется

платежеспособность, растет кредиторская задолженность, появляется угроза банкротства предприятия.

Однако, кризис не только заставляет более жестко вести бизнес, но и дает возможность завоевать новые стратегические преимущества. Необходимо понимать, что именно период полной финансовых и рыночных потрясений, когда ситуация меняется чуть ли не каждый день, дает шанс сделать серьезный стратегический рывок. Кризис — это не только шок, неопределенность и новые угрозы, кризис — это еще и уникальные условия для радикальных и масштабных преобразований.

С целью стабилизации экономики государством применяются экономические и административные методывоздействия на состояние предприятий. Основная идеология антикризисного регулирования базируется на

использовании реорганизационных процедур, направленных на поддержание предприятия и его оздоровление с целью не допустить ликвидации. Для этих целей используются денежно-кредитные (монетарные) и бюджетно-налоговые (фискальные) меры. В качестве антикризисных мер государство увеличивает свои расходы, снижает размер налогов, применяет различные налоговые льготы, проводит ускоренную амортизацию, снижает ставку рефинансирования и норму обязательных отчислений, проводит добровольную

приватизацию. В некоторых странах государство проводит политику протекционизма, стимулируя отечественных производителей и защищая внутренний рынок от зарубежных товаров путем увеличения импортных таможенных пошлин.

Более того, актуализируются процессы слияния или поглощения.Когда доходы падают, а рентабельность на пределе, вполне естественно, что руководство во главу угла ставит снижение затрат и старается не допустить сокращения прибыли. Компания защищает свою финансовую устойчивость, жертвуя ростом, откладывая непервостепенные инвестиции и крупные приобретения до лучших времен и начиная распродавать активы. Ведь в основном компании продают активы в периоды спада, а не подъема. В свою очередь другие компании воспринимают спад как удачную возможность укрепить свои позиции на рынке и сделать подходящие приобретения.

Акцентируя внимание на потребительских предпочтениях во время кризиса, можно сделать вывод, что в период кризиса потребительские расходы сокращаются, а, следовательно, и вкусовые предпочтения и запросы меняются. Тогда в самом выгодном положении оказываются розничные сети - дискаунтеры и производители недорогих товаров. Именно в этот период грамотно построенная стратегия развития поможет компаниям, специализирующимся на розничной торговле и продаже недорогих товаров, не только оставаться на плаву, но и получить значительную выгоду.

Действительно, финансовые кризисы дестабилизируют ситуацию, но руководителям, готовым к смелым шагам, кризис дает шанс радикально изменить корпоративную культуру и методы работы. Именно в период экономический потрясений предприятия могут выйти на новый уровень, перестроив систему менеджмента, доведя величину организации до оптимального размера и решительно отказавшись от устаревших догм.

Оценка деятельности компании в условиях кризиса на примере деятельности ПАО «Газпром»

В современных реалиях, в мире растущей взаимозависимости национальных экономик сложно выделить страну, которая не зависела бы от внешнеторговых партнеров-поставщиков

продовольствия, готовой продукции или сырья.

В частности, проблема энергообеспечения является ключевой проблемой современности в

связи с неуклонным ростом потребления природных ресурсов во всем мире.

Россия обладает одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. Энергетический комплекс России является неотъемлемой частью всего мирового энергетического рынка и активно участвует в формировании международной торговли энергетическими ресурсами.

На современном этапе геополитическая обстановка в мире характеризуется глобальным противоборством.

Ухудшение торговых, политических и экономических отношений крупнейших игроков на мировой арене, введение санкционного формата в отношении отдельных акторов негативно отразились на экономическом развитии, как России, так и Европы, и США.

Добыча углеводородов Группой Газпром на

Говоря о России, следует отметить, что финансовый кризис 2014 года в России возник из-за сильного падения мировых нефтяных цен. В экономике России приоритет отдавался не производственному, а сырьевому сектору. Ситуацию осложнило ухудшение отношений между РФ и ведущими развитыми странами в середине марта 2014 года, что было связано с признанием итогов крымского референдума и с вхождением Крыма в состав РФ.

В условиях гипертрофированности первичного сектора экономики роль "Газпрома" как центрального производителя природного газа в России сложно переоценить. "Газпром" является не только флагманом российской экономики, он стал структурой мирового масштаба, с которой считаются ис которой договариваются.

Табл.1.

Добыча в млн бар. 2013 2014 2015 2016 2017

Природный и попутный газ 3 169,65 2 887,40 2 722,68 2 726,64 3 063,60

Газовый конденсат 119,92 118,53 125,48 129,65 130,39

Источник: построено автором по данным Газпром, «Справочник Газпром в цифрах 2013-2017».

Кризис 2014 года значительным образом консолидированного отчета о совокупном доходе повлиял на прибыльность ПАО «Газпром». В по МСФО компании за 2014 и 2013 годы. таблице ниже представлены данные

Табл.2.

Прибыль НЛО «Газпром» за 2013 и 2014_

За год, закончившийся 31 декабря, в млн. руб.

2013 г. 2014 г.

Прибыль от продаж 1 587 209 1 310 424

Прибыль до налогообложения 1 486 083 306 823

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прибыль за год 1 165 705 157 192

Совокупный доход за год 1 298 349 683 780

Прибыль (убыток) за год относящиеся к:Акционерам ПАО «Газпром» 1 139 261 159 004

Источник: построено автором по данным Газпром «Отчетность «Газпрома» по МСФО за 2014 год».

ПАО «Газпром» опубликовало финансовую отчетность по МСФО, в которой отмечено значительное снижение прибыли за 2014 год из-за девальвации рубля. Так, сократилась прибыль от продаж на 17,5% по сравнению с 2013 годом, она составила 1 310 424 млн рублей. Прибыль до налогообложения сократилась в 4,8 раза до 306 823 млн рублей. Прибыль за год составила 157 192 млн рублей, что почти в 7 раз ниже показателя 2013 года. Совокупный доход за год сократился почти вдвое до 683 780 млн рублей.Прибыль, относящаяся к акционерам «Газпрома», сократилась на 86%, и составила 159 004 млн рублей.

Ситуация 2014 года, связанная с политической и экономической нестабильностью, введением санкций, неопределенностью и волатильностью фондового и товарного рынков, оказала негативное воздействие на микро- и макросреду предприятий и на экономику страны в целом. Безусловно, будущее экономическое развитие Российской Федерации зависит от экзогенных факторов и факторов внутреннего характера. В современных условиях

правительство должно предпринимать все необходимые меры для поддержки устойчивости и развития бизнеса. Но и предприятия, в свою очередь, должны вовремя реагировать на внешние экономические и политические изменения для того, чтобы остаться конкурентоспособным на рынке или даже сделать стратегический рывок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях постоянно меняющихся факторов внешней среды и внутренних условий осуществления экономической деятельности увеличивается вероятность периодического возникновения кризиса предприятия, который может приобретать различные формы и стать угрозой функционирования и развития бизнеса.

Кризисная ситуация на производстве означает, что используемые методы осуществления деятельности не эффективны. А это значит, что руководству необходимо пересмотреть свои управленческие подходы в целях устранения причин финансовой несостоятельности.

Таком образом, понятие "кризис" теснейшим образом связано и с понятием "риск", которое в той

или иной мере влияет на методологию разработки любого управленческого решения. Это решение либо поможет предприятию преодолеть кризис, либо приведет к его ликвидации, очистив конкурентное поле от очередного неэффективного игрока.

Библиографический список

1. Любушин, И.П. Анализ общего и специфичного в понятиях «кризис», «несостоятельность», «банкротство» // Экономический анализ. - 2007. - № 9. - с. 2-8.

2. Сенчагов, В.К. Финансовый кризис: механизм преодоления // ЭКО. - 2009. - №1. - с. 4961.

3. Справочник «Газпром в цифрах», 2013-2017

- с. 8.

4. Статистический Ежегодник мировой энергетики 2018 (Enerda) - с. 13.

5. Статистический сборник Федеральной службы государственной статистики, Единая Межведомственная Информационно -Статистическая Система (ЕмИСС),2018 - с. 71.

6. Бувальцова, С.С. Проблемы и перспективы развития планирования и оптимизации прибыли предприятия в современных условиях развития экономики / С.С. Бувальцова // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 5-1 (83). - с. 31-33.

7. Грязнова, А.Г «Антикризисный менеджмент» /. Издательство ЭКМОС, 2007. С. 85.

8. Белых, В.С., Дубинчин, А.А., Скуратовский, М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). - с. 107.

9. Руднева, А.О «Баланс сил и интересов России в международной торговле в контексте ее экспортной ориентации: европейский вектор или страны постсоветского пространства»/ Вестник евразийской науки Режим доступа: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=734383 (дата обращения: 02.12.2019)

10. Руднева, А.О. Внешняя торговля России: специфика и тенденция/ А.О. Руднева // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - № 2.

- 2014. - с. 111 - 114/ Режим

УДК 35.08

ГРНТИ 82.13.11

доступа:https ://elibrary. ru/ip_restricted.asp?rpage=htt ps%3A0/o2F%2Felibrary0/o2Eru%2Fcontents0/o2Easp0/o 3Fid%3D33970194(дата обращения: 02.12.2019)

11. Руднева, А.О. Становление энергосырьевой ориентации российского экспорта: от зерна к нефти. / А.О. Руднева // Вестник Университета (Государственный университет управления). - № 3. - 2016. - с. 98 - 102. Режим доступа:

https://elibrary.ru/ip_restricted. asp?rpage=https%3 A% 2F%2Felibrary%2Eru%2Fitem%2Easp%3Fid%3D26 244806(дата обращения: 02.12.2019)

12. Производство АОА «Газпром». Режим доступа: http://www. gazprom.ru/about/production/ (дата обращения: 02.03.2019)

13. Официальный сайт Единая межведомственная информационно -статистическая система (ЕМИСС). Режим доступа: https://www. fedstat.ru/indicator (дата обращения: 08.12.2019)

14. Официальный сайт «Ведомости/ ««Газпром» установил абсолютный рекорд экспорта газа» электронный доступ: https://www.vedomosti.ru/ business/articles/2018/01/09/747176-gazprom-eksporta-gaza (дата обращения: 09.12.2019)

15. ПАО Газпром [Электронный ресурс]/ «Годовой отчет 2014» Режим доступа:http ://reports2.equitystory.com/reports/gazpr om/annual/2014/gb/Russian/0.html (дата обращения: 11.12.2019)

16. ПАО Газпром [Электронный ресурс]/О «Газпроме»/ Режим доступа: https://www.gazprom.ru/about/ (дата обращения: 13.12.2019)

17. Natural Gas // Federal Energy Regulatory Commission. - [Электронныйресурс]. - URL: https://www.ferc.gov/industries/gas.asp (датаобращения: 12.04.2019)

18. Global Energy Statistical Yearbook 2017 // Enerdata - an energy intelligence and consulting company. - [Электронныйресурс]. - URL: https://www.enerdata.net/publications/world-energy-statistics-supply-and-demand.html (датаобращения: 12.04.2019)

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

DOI: 10.31618^^2413-9335.2020.4.70.553 Чазова Ирина Юрьевна

Доктор экономических наук, доцент Зав.кафедрой государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», 426024, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, (3412) 91 -62 -38.

АННОТАЦИЯ

Цель исследования состоит в анализе тематических источников по оценке эффективности деятельности органов государственной власти, определении выбора метода оценки на уровне отдельных органов власти, анализе процесса оценки эффективности управленческой деятельности, а также выявлении проблем, возникающих в процессе определения эффективности деятельности государственных органов и государственных гражданских служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.