Научная статья на тему 'Оценка эффективности системы государственного управления'

Оценка эффективности системы государственного управления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1582
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАЧЕСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА / PUBLIC ADMINISTRATION / PERFORMANCE EVALUATION / MANAGEMENT ACTIVITIES / QUALITY OF PUBLIC ADMINISTRATION / UDMURT REPUBLIC

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чазова Ирина Юрьевна

Цель исследования состоит в анализе тематических источников по оценке эффективности деятельности органов государственной власти, определении выбора метода оценки на уровне отдельных органов власти, анализе процесса оценки эффективности управленческой деятельности, а также выявлении проблем, возникающих в процессе определения эффективности деятельности государственных органов и государственных гражданских служащих. В процессе работы использованы методы, применяемые в экономической науке: общенаучные (диалектический, анализа и синтеза, сравнения и аналогии,); специальные (системный, сравнительного анализа, статистический, опытно-экспериментальный). Результат. Определение выбора метода оценки на уровне отдельных органов государственной власти связан с выбором методов оценки эффективности госслужбы в целом на федеральном уровне. Выделены специфические показатели эффективности и результативности деятельности, позволяющие оценить уровень достижения задач органов государственной власти Удмуртской Республики, зависящие от отраслевой принадлежности и специфики осуществления деятельности. Механизм формирования специфических показателей позволяет определить стратегические индикаторы развития сфер государственного управления, исходя из текущих приоритетов и их конкретизации в очередном календарном году. Выводы. С учетом анализа тематических источников по оценке эффективности деятельности органов государственной власти, можно сделать вывод о том, что эффективность государственного управления содержит в себе совокупность различных результатов управленческой деятельности, как в государственной, так и в общественной сфере. Показатели оценки эффективности охватывают практически все сферы деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и включают значительное число экономических критериев. Кроме количественных статистических показателей особое внимание уделяется качественным, оценку которым должно дать население региона. Только комплексная оценка эффективности позволяет получить полную и достоверную информацию о качестве государственного управления в субъектах Российской Федерации.The purpose of the study is to analyze thematic sources for assessing the effectiveness of public authorities, determining the choice of an assessment method at the level of individual authorities, analyzing the process of evaluating the effectiveness of managerial activities, as well as identifying problems that arise in the process of determining the effectiveness of government bodies and public civil servants. Consider the performance evaluation of executive bodies of state power and officials on the example of the Udmurt Republic. In the process, the methods used in economic science were used: general scientific (dialectic, analysis and synthesis, comparison and analogy,); special (systemic, comparative analysis, statistical, experimental). Result. Determining the choice of an assessment method at the level of individual public authorities is related to the choice of methods for assessing the effectiveness of civil service as a whole at the federal level. Specific indicators of the effectiveness and efficiency of activities have been identified, allowing to assess the level of achievement of the tasks of state authorities of the Udmurt Republic, depending on the industry and the specifics of the activity. The mechanism for the formation of specific indicators allows us to determine strategic indicators for the development of public administration, based on current priorities and their specification in the next calendar year. The application of the methodology for assessing the effectiveness of the executive bodies of state power of the Udmurt Republic, as well as the adoption of the Decree and order of the Head of the Udmurt Republic, will contribute to increasing the efficiency of the activities of executive bodies of state power. Conclusions. Taking into account the analysis of thematic sources for assessing the effectiveness of the activities of state authorities, it can be concluded that the effectiveness of public administration contains a combination of various results of managerial activity, both in the state and in the public sphere. Efficiency assessment indicators cover almost all spheres of activity of executive bodies of state power of the constituent entities of the Russian Federation and include a significant number of economic criteria. In addition to quantitative statistical indicators, special attention is paid to qualitative indicators, the assessment of which should be given by the population of the region. Only a comprehensive performance assessment allows you to get complete and reliable information about the quality of public administration in the constituent entities of the Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности системы государственного управления»

или иной мере влияет на методологию разработки любого управленческого решения. Это решение либо поможет предприятию преодолеть кризис, либо приведет к его ликвидации, очистив конкурентное поле от очередного неэффективного игрока.

Библиографический список

1. Любушин, И.П. Анализ общего и специфичного в понятиях «кризис», «несостоятельность», «банкротство» // Экономический анализ. - 2007. - № 9. - с. 2-8.

2. Сенчагов, В.К. Финансовый кризис: механизм преодоления // ЭКО. - 2009. - №1. - с. 4961.

3. Справочник «Газпром в цифрах», 2013-2017

- с. 8.

4. Статистический Ежегодник мировой энергетики 2018 (Enerda) - с. 13.

5. Статистический сборник Федеральной службы государственной статистики, Единая Межведомственная Информационно -Статистическая Система (ЕмИСС),2018 - с. 71.

6. Бувальцова, С.С. Проблемы и перспективы развития планирования и оптимизации прибыли предприятия в современных условиях развития экономики / С.С. Бувальцова // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 5-1 (83). - с. 31-33.

7. Грязнова, А.Г «Антикризисный менеджмент» /. Издательство ЭКМОС, 2007. С. 85.

8. Белых, В.С., Дубинчин, А.А., Скуратовский, М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). - с. 107.

9. Руднева, А.О «Баланс сил и интересов России в международной торговле в контексте ее экспортной ориентации: европейский вектор или страны постсоветского пространства»/ Вестник евразийской науки Режим доступа: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=734383 (дата обращения: 02.12.2019)

10. Руднева, А.О. Внешняя торговля России: специфика и тенденция/ А.О. Руднева // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - № 2.

- 2014. - с. 111 - 114/ Режим

УДК 35.08

ГРНТИ 82.13.11

доступа:https ://elibrary. ru/ip_restricted.asp?rpage=htt ps%3A0/o2F%2Felibrary0/o2Eru%2Fcontents0/o2Easp0/o 3Fid%3D33970194(дата обращения: 02.12.2019)

11. Руднева, А.О. Становление энергосырьевой ориентации российского экспорта: от зерна к нефти. / А.О. Руднева // Вестник Университета (Государственный университет управления). - № 3. - 2016. - с. 98 - 102. Режим доступа:

https://elibrary.ru/ip_restricted. asp?rpage=https%3 A% 2F%2Felibrary%2Eru%2Fitem%2Easp%3Fid%3D26 244806(дата обращения: 02.12.2019)

12. Производство АОА «Газпром». Режим доступа: http://www. gazprom.ru/about/production/ (дата обращения: 02.03.2019)

13. Официальный сайт Единая межведомственная информационно -статистическая система (ЕМИСС). Режим доступа: https://www. fedstat.ru/indicator (дата обращения: 08.12.2019)

14. Официальный сайт «Ведомости/ ««Газпром» установил абсолютный рекорд экспорта газа» электронный доступ: https://www.vedomosti.ru/ business/articles/2018/01/09/747176-gazprom-eksporta-gaza (дата обращения: 09.12.2019)

15. ПАО Газпром [Электронный ресурс]/ «Годовой отчет 2014» Режим доступа:http ://reports2.equitystory.com/reports/gazpr om/annual/2014/gb/Russian/0.html (дата обращения: 11.12.2019)

16. ПАО Газпром [Электронный ресурс]/О «Газпроме»/ Режим доступа: https://www.gazprom.ru/about/ (дата обращения: 13.12.2019)

17. Natural Gas // Federal Energy Regulatory Commission. - [Электронныйресурс]. - URL: https://www.ferc.gov/industries/gas.asp (датаобращения: 12.04.2019)

18. Global Energy Statistical Yearbook 2017 // Enerdata - an energy intelligence and consulting company. - [Электронныйресурс]. - URL: https://www.enerdata.net/publications/world-energy-statistics-supply-and-demand.html (датаобращения: 12.04.2019)

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

DOI: 10.31618^^2413-9335.2020.4.70.553 Чазова Ирина Юрьевна

Доктор экономических наук, доцент Зав.кафедрой государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», 426024, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, (3412) 91 -62 -38.

АННОТАЦИЯ

Цель исследования состоит в анализе тематических источников по оценке эффективности деятельности органов государственной власти, определении выбора метода оценки на уровне отдельных органов власти, анализе процесса оценки эффективности управленческой деятельности, а также выявлении проблем, возникающих в процессе определения эффективности деятельности государственных органов и государственных гражданских служащих.

В процессе работы использованы методы, применяемые в экономической науке: общенаучные (диалектический, анализа и синтеза, сравнения и аналогии,); специальные (системный, сравнительного анализа, статистический, опытно-экспериментальный).

Результат. Определение выбора метода оценки на уровне отдельных органов государственной власти связан с выбором методов оценки эффективности госслужбы в целом на федеральном уровне. Выделены специфические показатели эффективности и результативности деятельности, позволяющие оценить уровень достижения задач органов государственной власти Удмуртской Республики, зависящие от отраслевой принадлежности и специфики осуществления деятельности. Механизм формирования специфических показателей позволяет определить стратегические индикаторы развития сфер государственного управления, исходя из текущих приоритетов и их конкретизации в очередном календарном году.

Выводы. С учетом анализа тематических источников по оценке эффективности деятельности органов государственной власти, можно сделать вывод о том, что эффективность государственного управления содержит в себе совокупность различных результатов управленческой деятельности, как в государственной, так и в общественной сфере. Показатели оценки эффективности охватывают практически все сферы деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и включают значительное число экономических критериев. Кроме количественных статистических показателей особое внимание уделяется качественным, оценку которым должно дать население региона. Только комплексная оценка эффективности позволяет получить полную и достоверную информацию о качестве государственного управления в субъектах Российской Федерации.

ANNOTATION

The purpose of the study is to analyze thematic sources for assessing the effectiveness of public authorities, determining the choice of an assessment method at the level of individual authorities, analyzing the process of evaluating the effectiveness of managerial activities, as well as identifying problems that arise in the process of determining the effectiveness of government bodies and public civil servants. Consider the performance evaluation of executive bodies of state power and officials on the example of the Udmurt Republic.

In the process, the methods used in economic science were used: general scientific (dialectic, analysis and synthesis, comparison and analogy,); special (systemic, comparative analysis, statistical, experimental).

Result. Determining the choice of an assessment method at the level of individual public authorities is related to the choice of methods for assessing the effectiveness of civil service as a whole at the federal level. Specific indicators of the effectiveness and efficiency of activities have been identified, allowing to assess the level of achievement of the tasks of state authorities of the Udmurt Republic, depending on the industry and the specifics of the activity. The mechanism for the formation of specific indicators allows us to determine strategic indicators for the development of public administration, based on current priorities and their specification in the next calendar year. The application of the methodology for assessing the effectiveness of the executive bodies of state power of the Udmurt Republic, as well as the adoption of the Decree and order of the Head of the Udmurt Republic, will contribute to increasing the efficiency of the activities of executive bodies of state power.

Conclusions. Taking into account the analysis of thematic sources for assessing the effectiveness of the activities of state authorities, it can be concluded that the effectiveness of public administration contains a combination of various results of managerial activity, both in the state and in the public sphere. Efficiency assessment indicators cover almost all spheres of activity of executive bodies of state power of the constituent entities of the Russian Federation and include a significant number of economic criteria. In addition to quantitative statistical indicators, special attention is paid to qualitative indicators, the assessment of which should be given by the population of the region. Only a comprehensive performance assessment allows you to get complete and reliable information about the quality of public administration in the constituent entities of the Russian Federation

Ключевые слова: государственное управление, оценка эффективности, управленческая деятельность, качество государственного управления, Удмуртская Республика.

Keywords: public administration, performance evaluation, management activities, quality of public administration, Udmurt Republic.

Современный этап в развитии системы государственного управления обусловлен необходимостью поиска новых методов управленческой деятельности, учитывающих динамику общественно-политических и социально-экономических процессов в России. Одним из наиболее актуальных вопросов являются вопросы оценки эффективности деятельности

государственных гражданских служащих и исполнительных органов власти.

Вопросы разработки научно обоснованных методик оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти и

должностных лиц, включающих систему ключевых показателей эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти, лиц, замещающих государственные должности и государственных гражданских служащих, является актуальными. Учитывая тот факт, что Российская Федерация перешла к проектному управлению, внедряя национальные федеральные и региональные проекты, оценка эффективности должна учитывать участие исполнительных органов государственной власти, лиц, замещающих государственные должности и отдельных

государственных гражданских служащих в проектной деятельности.

Проектная деятельность в государственном секторе не отменяет и не заменяет обычной работы министерств и ведомств, она лишь позволяет сконцентрировать ресурсы на важнейших направлениях развития. На основании Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» реализуется 12 национальных проектов [2]. Целевые показатели национальных проектов помимо мобилизации имеющихся у государства и общества ресурсов требуют и максимально эффективной работы государственного аппарата. В этой связи особое внимание уделяется разработке методов оценки эффективности деятельности публичных органов и должностных лиц.

Управленческий труд относится к наиболее сложным видам человеческой деятельности, и его оценка не всегда может быть произведена прямым путем из-за отсутствия формализованных результатов, количественной оценки отдельных видов выполняемых работ. Вопрос повышения эффективности управления является

приоритетным для органов государственной власти и местного самоуправления. Рассматривая концепции эффективности управления, необходимо отметить их целенаправленность на благо общества, удовлетворения социальных нужд населения страны [8].

В настоящее время имеется значительное число исследований, посвященных эффективности деятельности государственных органов и государственных служащих. Анализ научной литературы, аналитических и экспертных разработок показал, что единого системного подхода к определению понятия оценки эффективности, ее сущности и значения не существует.

Оценка деятельности государственных гражданских служащих - это процесс определения эффективности их деятельности в ходе реализации целей и задач органа государственной власти в соответствии с их компетенцией, позволяющий получить существенную, значимую информацию для принятия дальнейших управленческих решений. В настоящее время оценка основывается почти полностью на формальных показателях и проводится в большинстве случаев в форме аттестации. Такая система оценки эффективности воспринимается госслужащими как простая формальность, практически не влияет на оплату их труда.

Как правило, процесс оценки эффективности включает в себя следующие элементы:

- установление четких стандартов деятельности для каждой должности (рабочего места) и критериев оценки эффективности этой деятельности в должностных регламентах госслужащих;

- выработка процедуры оценки эффективности деятельности (периодичность, методы оценки);

- непосредственно оценка эффективности деятельности по тем или иным методам;

- обсуждение результатов оценки с работником;

- принятие решения по результатам оценки и документирование оценки.

Оценка эффективности деятельности гражданского служащего может осуществляться:

- специалистами кадровой службы органа государственной власти;

- иными гражданскими служащими (к примеру, в составе аттестационной комиссии; существуют и специальные методы оценки служащими своих коллег);

- руководителями государственного органа или соответствующего структурного подразделения этого органа;

- независимыми аналитиками, экспертами, аудиторами, представителями научных и образовательных учреждений (в том числе в составе аттестационной комиссии);

- потребителями государственных услуг (гражданами, общественными объединениями) - на основе специальных методов оценки качества оказания государственных услуг;

- политиками (по результатам отчетов органов государственной власти и управления, а также должностных лиц, предоставляемых, к примеру, в законодательный орган или публикуемых в СМИ).

Определение выбора метода оценки на уровне отдельных органов государственной власти связан с выбором методов оценки эффективности государственной службы в целом на федеральном уровне. В настоящее время наиболее эффективным среди методов оценки является метод управления по целям. Он в наибольшей степени соответствует современным тенденциям оценки эффективности в зарубежных странах, позволяет дать объективную оценку не только экономической, но и технической (управленческой) и социальной эффективности, и, в отличие от многих других методов, может быть применен не только на уровне отдельных органов государственной власти, но и в целом по стране.

Целью оценки эффективности деятельности государственных гражданских служащих, руководителей органов исполнительной власти является внедрение оптимальной и справедливой системы оплаты труда с учетом показателей эффективности и результативности их профессиональной служебной деятельности.

Интересным представляется опыт стран Европейского союза по модели Common Assessment Framework, на основе которой предложено применять Модель самооценки органов государственной власти по CAF, которая базируется на выборе 9 критериев, соответствующих основным направлениям, которые принимаются во внимание при анализе органов государственной власти. Каждый из критериев включает в себя определенный набор подкритериев, описанных в методике CAF, для самооценки государственными служащими в виде анкетирования [9].

Модель CAF представляет собой универсальный механизм оценки эффективности и качества организаций государственного сектора. В настоящее время CAF является одним из основных инструментов административных реформ в странах Европейского союза и успешно применяется тысячами европейских государственных организаций для оптимизации внутренних процессов и улучшения качества предоставляемых услуг. Основным инструментарием модели САР является самооценка. Общая структура процесса совершенствования органов государственной власти на основе самооценки по САР включает в себя десять ключевых шагов, которые сгруппированы в три основных этапа [7].

Система самооценки САР предполагает выставление сотрудниками органа

государственной власти баллов по критериям, оценивающим его деятельность. Основными целями самооценки являются:

- сбор информации от сотрудников органа государственной власти и определение сильных и

мероприятий по деятельности власти на основе

повышению органа полученных

отсчета для изменений и

слабых сторон деятельности органа государственной власти по результатам анкетирования;

- разработка эффективности государственной результатов;

- определение точки последующего мониторинга проведения дальнейшей оценки с определенной периодичностью (в зависимости от разработанных мероприятий по улучшению);

- возможность обмениваться лучшими практиками, сравнивать различные подходы в государственном управлении.

Модель САР включает 9 критериев, соответствующих основным направлениям, которые принимаются во внимание при анализе органов государственной власти по модели САР (рисунок 1).

Модель САР

ВОЗМОЖНОСТИ РЕЗУЛЬТАТЫ

щ- р

— 3. Персонал —

2. Стратегия и планирование

4. Партнерства и ресурсы

— 5. Процессы —

7. Результаты для персонала

6. Результаты для граждан/ потребителей

9. Ключевые результаты деятельности

8. Результаты социальной ответственности

ИННОВАЦИИ И ПОЛУЧЕНИЕ ЗНАНИИ

Рисунок 1. - Модель самооценки органов государственной власти по CAF

Для оценки подкритериев респонденты отвечают на вопросы специально разработанной анкеты. Для оценки разных подкритериев может использоваться разное число вопросов анкеты. Некоторые вопросы анкеты могут быть адаптированы с учетом специфики деятельности конкретного органа государственной власти.

В целом, данная методика, которая содержит содержательную анкету по проведению самооценки эффективности деятельности органа государственной власти может дать значительный эффект для повышения эффективности деятельности органов власти. В процессе анкетирования респондентов просят

сформулировать сильные и слабые стороны деятельности органа власти, мотивация и поддержка государственных служащих, выстраивание эффективных взаимоотношений с заинтересованными сторонами, доведение до сведения государственных служащих целей и задач, стратегий и планов, и их реализация в масштабах всей организации и др. вопросы, которые затрагивают различные направления деятельности. Минусом использования данной методики является то, что респонденты могут предложить значительное количество

разноплановых мероприятий, поэтому сложно

будет определить приоритеты и направления, которые необходимо будет включить в план.

Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводится в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 №9 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [1]. Согласно Федеральному закону № 184-ФЗ перечень показателей для оценки эффективности утверждается Президентом Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации представляет Президенту Российской Федерации доклады о фактически достигнутых и планируемых значениях показателей оценки эффективности. В целях содействия достижению наилучших значений показателей по итогам оценки эффективности установлена возможность выделения за счет средств федерального бюджета грантов субъектам Российской Федерации. До 25 апреля 2019 года оценка эффективности осуществлялась на основании значений 24 показателей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2017 № 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Показатели оценки эффективности охватывали практически все сферы деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и включали значительное число экономических критериев, например, динамику валового регионального продукта, долю населения с доходами ниже прожиточного минимума, интегральный индекс субъекта в национальном рейтинге инвестиционного климата, объем инвестиций в основной капитал на душу населения, объем налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта, отношение годового объема госдолга субъекта к объему доходов регионального бюджета.

Кроме количественных статистических показателей особое внимание уделяется качественным, оценку которым должно дать население региона. Например, оценка населением условий для самореализации, в том числе для самореализации детей, оценка удовлетворенности населения услугами в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, доля жителей субъекта Российской Федерации, столкнувшихся с проявлениями коррупции, оценка населением деятельности государственных региональных органов исполнительной власти и другие.

Указом Президента Российской Федерации от 25.04.2019 № 193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федерации» утверждены новые показатели для оценки эффективности органов государственной власти субъектов Российской Федерации [4]. Например, уровень доверия к власти, количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики, уровень бедности, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, количество семей, улучшивших жилищные условия и др.

Новые показатели оценки эффективности соответствуют значениям основных индикаторов, закрепленных в национальных проектах, и учитывают достижение целей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Проведение оценки эффективности позволяет получить полную и достоверную информацию о качестве государственного управления в субъектах Российской Федерации, оценить результативность деятельности исполнительных органов

государственной власти субъектов Российской Федерации по решению поставленных стратегических задач, осуществлять с учетом полученных выводов необходимые преобразования в руководстве субъектов Российской Федерации путем смены неэффективных руководителей регионов, а также стимулировать субъекты Российской Федерации, достигшие наилучших результатов, осуществляя их финансовую поддержку.

Целью оценки эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти является внедрение системы оплаты труда руководителей с учетом показателей эффективности и результативности их профессиональной служебной деятельности.

Рассмотрим оценку эффективности деятельности исполнительных органов

государственной власти и должностных лиц на примере Удмуртской Республики.

В Удмуртской Республике оценка и ключевые показатели эффективности деятельности заместителей Председателя Правительства и руководителей исполнительных органов государственной власти утверждены Указом Главы Удмуртской Республики от 30.12.2016 № 276 «О ключевых показателях эффективности

деятельности заместителей Председателя Правительства Удмуртской Республики, руководителей исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики» [6].

Ключевые показатели эффективности установлены для заместителей Председателя Правительства Удмуртской Республики, руководителей министерств, главных управлений, агентств и комитетов при Правительстве Удмуртской Республики. Ключевые показатели эффективности заместителей Председателя Правительства Удмуртской Республики рассчитываются исходя из итоговой оценки

эффективности курируемых ими руководителей исполнительных органов государственной власти.

Действующая методика оценки имела следующие недостатки:

- отсутствует возможность учета показателей, характеризующих достижение целей развития, установленных документами стратегического планирования федерального и регионального уровней

- для всех исполнительных органов государственной власти установлены единые показатели, поэтому учесть индивидуальную специфику деятельности исполнительных органов государственной власти не представляется возможным;

- показатели не в полной мере учитывают качество процессной деятельности государственных служащих.

Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации разработана Методика оценки эффективности деятельности

исполнительных органов государственной власти, базирующаяся на установлении степени выполнения универсальных и индивидуальных специфических показателей эффективности должностных лиц, а также показателей эффективности, курируемых ими государственных гражданских служащих.

Выделены специфические показатели эффективности и результативности деятельности, позволяющие оценить уровень достижения задач органов государственной власти Удмуртской Республики, зависящие от отраслевой принадлежности и специфики осуществления деятельности. Механизм формирования специфических показателей позволяет определить стратегические индикаторы развития сфер государственного управления, исходя из текущих приоритетов и их конкретизации в очередном календарном году.

Общая эффективность должностного лица (КПЭГГС) определяется по следующей формуле:

КПЭГГС = к1 х КПЭинд + к2 х КПЭкур + к3 х КПЭунив (1)

где Ы - весовой коэффициент множителя, КПЭинд - индивидуальный специфический показатель эффективности, КПЭкур - показатель эффективности курируемых должностных лиц, КПЭунив - универсальный показатель эффективности.

В зависимости от значения результатов оценки эффективности должностного лица определяется его общая эффективность: от 0% до 50% -низкоэффективный; от 50% включительно до 80% - среднеэффективный; от 80% включительно до 100% - высокоэффективный.

Разработанная методика оценки

эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики содержит научно обоснованный подход, основана на анализе нормативной правовой базы, системе оценки эффективности деятельности исполнительных органов власти

Удмуртской Республики, который позволил выявить недостатки действующей системы оценки. Предложения разработаны на основе анализа и опыта субъектов Российской Федерации, передового зарубежного опыта по оценке эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти, оценке деятельности должностных лиц, что позволяет сделать вывод о целесообразности и возможности их применения при оценке эффективности деятельности органов государственной власти в Удмуртской Республике.

Тем не менее, к предложенной методике системы оценивания эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти можно высказать следующие замечания:

- некоторые критерии из примерного набора специфических показателей для должностных лиц Удмуртской Республики являются «неуправляемыми», (например, смертность населения и младенческая смертность, доля вовлечения граждан в процесс духовного становления, ожидаемая продолжительность жизни) имеют косвенное отношение к результатам управления, соответственно могут быть необъективными и недостоверными в краткосрочном периоде оценки, что ставит под сомнение их весомость и значимость;

- в перечне показателей практически не представлены показатели общественной оценки эффективности деятельности органов государственной власти;

- необходима корректировки веса индивидуальных специфических показателей, курируемых государственных служащих, универсальных показателей с целью повышения мотивационной составляющей и определения общей эффективности;

- необходимо учитывать, что текущая деятельность руководителей исполнительных органов государственной власти и государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти носит процессный характер и направлена на качественное исполнение текущих полномочий, следовательно, при оценки эффективности не следует полностью ориентироваться на достижение целей и целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В процессе оценки эффективности системы государственного управления необходимо учитывать универсальные ключевые показатели оценки деятельности, позволяющие оценить эффективность деятельности должностных лиц вне зависимости от отраслевой принадлежности государственных служащих и исполнительных органов государственной власти, а также специфические показатели оценки эффективности и результативности деятельности, позволяющие оценить уровень достижения задач

исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, зависящих от их отраслевой принадлежности и специфики осуществления деятельности. Эффективность деятельности исполнительных органов государственной власти непосредственно зависит от эффективности деятельности должностных лиц. Эффективность деятельности должностных лиц формируется в зависимости от степени выполнения ими индивидуальных специфических показателей эффективности, показателей эффективности курируемых должностных лиц и степени выполнения универсальных показателей эффективности

Показатели оценки эффективности должны охватывать все сферы деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и включать социальные, экономические критерии.

Кроме количественных статистических показателей особое внимание должно уделяться качественному исполнению заданных критериев. Такую оценку должно давать население и общественность региона. Например, оценка населением условий для самореализации, в том числе для самореализации детей, оценка удовлетворенности населения услугами в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, доля жителей субъекта Российской Федерации, столкнувшихся с проявлениями коррупции, оценка населением деятельности государственных региональных органов исполнительной власти и другие. Только комплексная оценка эффективности позволяет получить полную и достоверную информацию о качестве государственного управления в субъектах Российской Федерации, оценить результативность деятельности исполнительных органов

государственной власти субъектов Российской Федерации по решению поставленных стратегических задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, № 42, ст. 5005

2.Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской

Федерации на период до 2024 года» - URL: www. pravo. gov. ru.

3.Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2019 № 193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - URL: www.pravo.gov.ru

4.Указ Президента Российской Федерации от 25 апреля 2019 г. № 193 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации"

5.Постановление Правительства РФ от 17 июля 2019 г. № 915 «Об утверждении мер расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации

6.Указ Главы Удмуртской Республики от 30 декабря 2016 года № 276 «О ключевых показателях эффективности деятельности заместителей Председателя Правительства Удмуртской Республики, руководителей исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики» - URL: http://www.udmurt.ru, 11.01.2017

7.Чазова, И.Ю., Исраилов М.В. Оценка эффективности деятельности органов

государственной власти I И. Ю. Чазова, М. В. Исраилов II Вестник Удмуртского университета. Сер. Экономика и право. - 2019. - Т. 29, вып. 6. - С. 776-785.

8.Эффективность государственного и муниципального управления : учеб. пособие I И. Ю. Чазова, В. Ю. Войтович, И. А. Мухина [и др.], М-во науки и высш. образования России, ФГБОУ ВО "Удмуртский государственный университет", Ин-т экономики и упр., Каф. гос. и муницип. упр. -Ижевск : Удмуртский университет, 2019. - 99с.

9.European Institute of Public Administration, Common Assessment Framework - URL: http ://archive.eipa. eu/en/topic/show/&tid=191

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.