Научная статья на тему 'ПРИБОР ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СКРЫТЫХ (ЛАТЕНТНЫХ) ПЕРИОДОВ И СКОРОСТЕЙ УСЛОВНОРЕФЛЕКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВА'

ПРИБОР ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СКРЫТЫХ (ЛАТЕНТНЫХ) ПЕРИОДОВ И СКОРОСТЕЙ УСЛОВНОРЕФЛЕКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
14
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИБОР ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СКРЫТЫХ (ЛАТЕНТНЫХ) ПЕРИОДОВ И СКОРОСТЕЙ УСЛОВНОРЕФЛЕКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВА»

имеет подвижных боковых шторок, защищающих водителя, особенно его глаза, от косых солнечных лучей; машина не оборудована рациональными приступками для вхождения на нее водителя. У рабочего места нет ящичка для полотенца, мыла и необходимых медикаментов.

На машине СХМ-48 М водитель очень ограничен в своих движениях окружающими его рычагами управления в силу нерационального их размещения.

Расположение отдельных частей машины СХС-1.2 в большинстве случаев в гигиеническом отношении выгодно отличается по сравнению с расположением их на машине СХМ-48 М: бункер подборщика удален от рабочего места, нижняя стенка его расположена на 180 см от уропня земли, что способствует уменьшению запыленности воздуха в зоне дыхания водителя. Передняя стенка основного бункера закрыта (оставлено только небольшое смотровое окно вверху) для уменьшения попадания запыленного воздуха на рабочее место.

На машине СХМ-48 М задняя стенка (решетка) основного бункера полностью открыта и непосредственно прилегает к рабочему месту водителя спереди, через нее воздух на рабочем месте интенсивно загрязняется пылью.

Большая высота машины СХС-1,2 у бункеров (3 640 мм) создает лучшие условия рассеивания пыли в окружающем пространстве и этим уменьшается возможность попадания пыли в зону дыхания водителя. Уменьшению запыления воздуха способствует также расположение рабочего места спереди по ходу машины.

В конструкции этой машины имеются гигиенические недостатки: 1) выхлоп отработанных газов мотора производится на уровне зоны дыхания водителя в 2 м от него; из 10 анализов найдено, что концентрация угарного газа колеблется от 0,01 до 0,02 мг/л1; 2) бак с этилированным бензином расположен сзади и справа от водителя, i причем горловина его находится на уровне дыхания; при освобождении бака прилегающие части машины могут обливаться этилированным бензином и служить источником загрязнения вдыхаемого воздуха.

1

Поступила 17УХН 1955 г.

■¿г -й- "¿Г

ПРИБОР ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СКРЫТЫХ (ЛАТЕНТНЫХ) ПЕРИОДОВ И СКОРОСТЕЙ УСЛОВНОРЕФЛЕКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВА

Младший научный сотрудник Б. Т. Фомкин

Из Днепропетровского научно-исследовательского института эпидемиологии, микробиологии и гигиены имени Н. Ф. Гамалеи

Наш прибор — электроискровой хронорефлексограф — основан на принципе прожигания бумажной ленты искрой переменного тока и позволяет записывать величины скрытых (латентных) периодов и скорость условнорефлекторных двигательных реакций в ответ на световые и звуковые раздражения. Использование переменного тока городской сети с частотой в 50 герц обеспечивает запись этих показателей в виде точечной линии с точностью до 0.01 секунды.

Общий вид и электросхема электроискрового хронорефлексографа нашей конструкции приводятся на рис. 1, 2.

Прибор смонтирован в чемодане (см. рис. I). Он состоит из сигнальной (А) и регистрирующей (Б) частей, пульта управления (В) и механизма для восприятия двигательной реакции наблюдаемого (Г). Сигнальная часть, служащая для подачи раздражений, представлена выносной эбонитовой коробкой (23) (см. рис. 2) и понижающим трансформатором (16). Сверху на коробке имеется окно с матовым стеклом, а под ним 4 шестивольтные электролампы автомобильного типа (5—9), электрогудок (10) и электрозвонок (11). Над каждой лампочкой закреплено цветное стекло (красное, желтое, зеленое, синее). Регистрирующая часть слагается из повышающего трансформатора (15), игольчатого электрода (14) и второго электрода, состоч-шего из стойки (32), вала и барабана (13); сюда же относится и мотор (12) с муфтой сцепления (34). Пульт управления состоит из 8 двухконтактных кнопочных выключателей телефонного типа с фиксаторами (19, 20) и без них (21—26). Механизм для восприятия двигательной реакции начинается эбонитовой кнопкой (/), поджатой подкнопочмой пружиной с упором (30—31) к эбонитовой втулке (33), к ним примыкают бронзовые контактные пластинки (2—5).

1 Анализы выполнены химиком Е. Я. Венгерской.

Изучение условнорефлекторных двигательных реакций электроискровым хроко-рефлексографом производится следующим образом. Прибор устанавливают у рабочего места, сзади наблюдаемого, на расстоянии 2 м от него; коробку с сигнальной частью — перед наблюдаемым, который фиксирует палец правой руки на кнопке (1)

Рис. I. Общий вид.

Фомкина.

Ток в прибор включает эксперимента юр, находящийся сзади наблюдаемого, нажатием кнопки выключателя (19)\ второй кнопкой (24) включается мотор (12), вращающий металлический барабан (13) с бумажной лентой со скоростью 1 оборот в секунду. Этот же мотор эбонитовыми шестеренками приводит в движение червячный вал и при помощи полугайки передвигает вдоль оси барабана суппорт с игольчатым элект-

родом (14), что обеспечивает запись на бумажной ленте по спирали. Световое или звуковое раздражение подается наблюдаемому нажатием одной из сигнальных кнопок (21—26), в результате чего ток через пластинки (2, 3) поступает на трансфер маторы (15 и 15). В тот же момент на бумажной ленте начинается запись в виде точечной линии; одновременно появляется поданный сигнал, на который наблюдаемый реагирует нажатием кнопки (1). Прижатая кнопкой бронзовая пластинка (<?) отходит вниз, отключая трансформаторы (15 и 16), и тем самым прекращает запись на ленте. Отходя от пластинки (2), упругая пластинка (3) примыкает к пла стинке (4), и вновь возникший ток через контакты (4—5) идет к трасформаторам и продолжает вследствие движения кнопки (1) вниз запись на ленте. Эта точечная линия прервется тогда, когда разомкнётся контакт (4—5).

Результаты записи на ленте в работе с электроискровым хронорефлексографом изображены на рефлексограмме (хронограмме) (рис. 3).

ре/рлексограмма (хронограмма)

------За Т Н

....................33/7

..................31/5

...............30/5

..............29/5

..............30/5

............ 29/5

...............32/6

.................31/5

........... . Ю/5

.............28/4

Рис. 3.

Количество точек в первом отрезке записанной линии на рефлексограмме характеризует величину скрытого (латентного) периода, а во втором отрезке (после перерыва) — скорость двигательной реакции в сотых долях секунды. Линейные расстояния между началом отдельных точечных линий, относящихся к скрытому периоду, показывают интервалы между раздражениями; то же между началом двигательных реакций (второй отрезок точечной линии) — интервалы между рефлекторными ответами. На одной ленте размером 20X22 см можно записать до 40 рефлекторных ответов. Смена ленты и подготовка прибора к дальнейшей работе производятся поворотом эбонитовой ручки суппорта; выведенный таким путем из сцепления с червячным валом суппорт переводится в первоначальное положение. Одновременно меняется лента.

Прибор проверен при изучении условий труда рабочих механизированных профессий стана блуминг. Изучение их труда показало, что скрытые (латентные) периоды у рабочих находятся в пределах 0,28—0,35 секунды, а скорость реакций — 0,04—0,08 секунды. На основании полученных материалов по соотношению скрытых периодов и скоростей условнорефлекторных двигательных реакций все наблюдаемые могут быть подразделены на следующие группы:

а) с короткими скрытыми периодами и быстрыми двигательными реакциями;

б) с длительными скрытыми периодами и быстрыми двигательными реакциями;

в) с длительными скрытыми периодами и замедленными двигательными реакциями;

г) с короткими скрытыми периодами и замедленными двигательными реакциями.

Прибор портативен. Он может быть использован в любых производственных

условиях, в чем преимущество его перед другими аналогичными приборами.

Поступила 18/Х1 1955 г.

•и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.