Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХЛОПКОУБОРОЧНЫХ МАШИН'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХЛОПКОУБОРОЧНЫХ МАШИН Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХЛОПКОУБОРОЧНЫХ МАШИН»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХЛОПКОУБОРОЧНЫХ МАШИН1

Доцеит Н. И. Сметанин

Из кафедры гигиены труда Ташкентского медицинского института имени

В. М. Молотова

В настоящее время при сборе хлопка-сырца используется два основных типа хлопкоуборочных машин: 1) машины, навешенные на трактор «Универсал» с вертикально-шпиндельным хлопкосборочным аппаратом (СХМ-48 М); 2) самоходные машины, с горизонтально-шпиндельным двухрядным хлопкосборочным аппаратом (СХС-1,2). При работе этих машин могут выделяться пыль и выхлопные газы от мотора, машины создают шум и сотрясение.

Основными источниками пылевыделения у обеих машин являются бункера для приема хлопка-сырца, особенно бункера подборщика (БП). Бункера представляют собой особой формы «ящики», часть стенок которых изготовлена из проволочных решеток. Кроме того, упавший на почву хлопок-сырец подбирается специальной всасывающей системой машины (подборщиком) и также пневматически подается в специальный бункер подборщика. Этот процесс связан с выводом в атмосферу запыленного воздуха через решетчатые стенки бункера.

Так как рабочее место механика-водителя на машине СХС-1,2 расположено впереди машины, а на машине СХМ-48 М в срединной части ее, то мы сделали попытку дать сравнительную характеристику запыленности воздуха в зоне дыхания водителей на этих машинах в момент, когда пыль попадает на рабочее место (табл. 1).

Концентрация пыли в воздухе рабочего места подвержена большим колебаниям: запыленность в зоне дыхания водителя на машине СХМ-48 М колеблется от 169 до 2244 мг/м3, а на СХС-1,2—от 154 до 711 мг/м3.

Вторым и очень существенным сравнительным показателем является характеристика дисперсности пыли в зоне дыхания водителей (табл. 2).

По показателю дисперсности пыли машина СХС-1,2 с передним расположением рабочего места имеет преимущества по сравнению с машиной СХМ-48 М.

Таблица 2

Размеры частиц пыли (в микронах)

Марка машин до 3 3-5 5—10 10 и более

СХС-1,2 9,5 23,8 26,7 40,0

СХМ-48 М 18,7 39,4 26,5 15,4

По своему химическому составу пыль является смешанной и состоит из минерально-лессовой части (до 80%) и органической части (обломки стеблей, листочков, коробочек хлопчатника и др.). В минеральной части содержится до 20% свободной двуокиси кремния.

Сиденье водителя на машине СХС-1,2—пружинное с мягкой оправой, более аммортизирует сотрясения, чем на машине СХМ-48 М.

На второй машине сиденье металлическое («чаша») без теплоизолирующего слоя. Опора для спины отсутствует. Специальной площадки для опоры ног нет. Рабочее место в целом очень стеснено. Кроме того, отсутствует навес над рабочим местом, защищающий водителя от прямых солнечных лучей. Это объясняется тем, что хлопкосборочная машина СХМ-48 М навешена на трактор «Универсал», в то время как СХС-1,2 является самоходной машиной и возможности гигиенического улучшения рабочего места на ней гораздо шире. Однако сиденье на этой самоходной машине также не свободно от гигиенических недостатков, например, тент не

1 Доложено на заседании Узбекского гигиенического общества 8 декабря 1955 г.

Таблица 1

Количество проб при

работе машины

Концентрация

пыли (в мг/м )

СХМ-48 Л СХС-1,2

До 250 ... . 5 22

250—350 . . ■ 15 11

350 и выше . . 30 17

Всего. . . 50 50

имеет подвижных боковых шторок, защищающих водителя, особенно его глаза, от косых солнечных лучей; машина не оборудована рациональными приступками для вхождения на нее водителя. У рабочего места нет ящичка для полотенца, мыла и необходимых медикаментов.

На машине СХМ-48 М водитель очень ограничен в своих движениях окружающими его рычагами управления в силу нерационального их размещения.

Расположение отдельных частей машины СХС-1.2 в большинстве случаев в гигиеническом отношении выгодно отличается по сравнению с расположением их на машине СХМ-48 М: бункер подборщика удален от рабочего места, нижняя стенка его расположена на 180 см от уропня земли, что способствует уменьшению запыленности воздуха в зоне дыхания водителя. Передняя стенка основного бункера закрыта (оставлено только небольшое смотровое окно вверху) для уменьшения попадания запыленного воздуха на рабочее место.

На машине СХМ-48 М задняя стенка (решетка) основного бункера полностью открыта и непосредственно прилегает к рабочему месту водителя спереди, через нее воздух на рабочем месте интенсивно загрязняется пылью.

Большая высота машины СХС-1,2 у бункеров (3 640 мм) создает лучшие условия рассеивания пыли в окружающем пространстве и этим уменьшается возможность попадания пыли в зону дыхания водителя. Уменьшению запыления воздуха способствует также расположение рабочего места спереди по ходу машины.

В конструкции этой машины имеются гигиенические недостатки: 1) выхлоп отработанных газов мотора производится на уровне зоны дыхания водителя в 2 м от него; из 10 анализов найдено, что концентрация угарного газа колеблется от 0,01 до 0,02 мг/л1; 2) бак с этилированным бензином расположен сзади и справа от водителя, i причем горловина его находится на уровне дыхания; при освобождении бака прилегающие части машины могут обливаться этилированным бензином и служить источником загрязнения вдыхаемого воздуха.

1

Поступила 17УХН 1955 г.

■¿г -й- "¿Г

ПРИБОР ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СКРЫТЫХ (ЛАТЕНТНЫХ) ПЕРИОДОВ И СКОРОСТЕЙ УСЛОВНОРЕФЛЕКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВА

Младший научный сотрудник Б. Т. Фомкин

Из Днепропетровского научно-исследовательского института эпидемиологии, микробиологии и гигиены имени Н. Ф. Гамалеи

Наш прибор — электроискровой хронорефлексограф — основан на принципе прожигания бумажной ленты искрой переменного тока и позволяет записывать величины скрытых (латентных) периодов и скорость условнорефлекторных двигательных реакций в ответ на световые и звуковые раздражения. Использование переменного тока городской сети с частотой в 50 герц обеспечивает запись этих показателей в виде точечной линии с точностью до 0.01 секунды.

Общий вид и электросхема электроискрового хронорефлексографа нашей конструкции приводятся на рис. 1, 2.

Прибор смонтирован в чемодане (см. рис. I). Он состоит из сигнальной (А) и регистрирующей (Б) частей, пульта управления (В) и механизма для восприятия двигательной реакции наблюдаемого (Г). Сигнальная часть, служащая для подачи раздражений, представлена выносной эбонитовой коробкой (23) (см. рис. 2) и понижающим трансформатором (16). Сверху на коробке имеется окно с матовым стеклом, а под ним 4 шестивольтные электролампы автомобильного типа (5—9), электрогудок (10) и электрозвонок (11). Над каждой лампочкой закреплено цветное стекло (красное, желтое, зеленое, синее). Регистрирующая часть слагается из повышающего трансформатора (15), игольчатого электрода (14) и второго электрода, состоч-шего из стойки (32), вала и барабана (13); сюда же относится и мотор (12) с муфтой сцепления (34). Пульт управления состоит из 8 двухконтактных кнопочных выключателей телефонного типа с фиксаторами (19, 20) и без них (21—26). Механизм для восприятия двигательной реакции начинается эбонитовой кнопкой (/), поджатой подкнопочмой пружиной с упором (30—31) к эбонитовой втулке (33), к ним примыкают бронзовые контактные пластинки (2—5).

1 Анализы выполнены химиком Е. Я. Венгерской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.