СРАВНИТЕЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХЛОПКОУБОРОЧНЫХ МАШИН1
Доцеит Н. И. Сметанин
Из кафедры гигиены труда Ташкентского медицинского института имени
В. М. Молотова
В настоящее время при сборе хлопка-сырца используется два основных типа хлопкоуборочных машин: 1) машины, навешенные на трактор «Универсал» с вертикально-шпиндельным хлопкосборочным аппаратом (СХМ-48 М); 2) самоходные машины, с горизонтально-шпиндельным двухрядным хлопкосборочным аппаратом (СХС-1,2). При работе этих машин могут выделяться пыль и выхлопные газы от мотора, машины создают шум и сотрясение.
Основными источниками пылевыделения у обеих машин являются бункера для приема хлопка-сырца, особенно бункера подборщика (БП). Бункера представляют собой особой формы «ящики», часть стенок которых изготовлена из проволочных решеток. Кроме того, упавший на почву хлопок-сырец подбирается специальной всасывающей системой машины (подборщиком) и также пневматически подается в специальный бункер подборщика. Этот процесс связан с выводом в атмосферу запыленного воздуха через решетчатые стенки бункера.
Так как рабочее место механика-водителя на машине СХС-1,2 расположено впереди машины, а на машине СХМ-48 М в срединной части ее, то мы сделали попытку дать сравнительную характеристику запыленности воздуха в зоне дыхания водителей на этих машинах в момент, когда пыль попадает на рабочее место (табл. 1).
Концентрация пыли в воздухе рабочего места подвержена большим колебаниям: запыленность в зоне дыхания водителя на машине СХМ-48 М колеблется от 169 до 2244 мг/м3, а на СХС-1,2—от 154 до 711 мг/м3.
Вторым и очень существенным сравнительным показателем является характеристика дисперсности пыли в зоне дыхания водителей (табл. 2).
По показателю дисперсности пыли машина СХС-1,2 с передним расположением рабочего места имеет преимущества по сравнению с машиной СХМ-48 М.
Таблица 2
Размеры частиц пыли (в микронах)
Марка машин до 3 3-5 5—10 10 и более
СХС-1,2 9,5 23,8 26,7 40,0
СХМ-48 М 18,7 39,4 26,5 15,4
По своему химическому составу пыль является смешанной и состоит из минерально-лессовой части (до 80%) и органической части (обломки стеблей, листочков, коробочек хлопчатника и др.). В минеральной части содержится до 20% свободной двуокиси кремния.
Сиденье водителя на машине СХС-1,2—пружинное с мягкой оправой, более аммортизирует сотрясения, чем на машине СХМ-48 М.
На второй машине сиденье металлическое («чаша») без теплоизолирующего слоя. Опора для спины отсутствует. Специальной площадки для опоры ног нет. Рабочее место в целом очень стеснено. Кроме того, отсутствует навес над рабочим местом, защищающий водителя от прямых солнечных лучей. Это объясняется тем, что хлопкосборочная машина СХМ-48 М навешена на трактор «Универсал», в то время как СХС-1,2 является самоходной машиной и возможности гигиенического улучшения рабочего места на ней гораздо шире. Однако сиденье на этой самоходной машине также не свободно от гигиенических недостатков, например, тент не
1 Доложено на заседании Узбекского гигиенического общества 8 декабря 1955 г.
Таблица 1
Количество проб при
работе машины
Концентрация
пыли (в мг/м )
СХМ-48 Л СХС-1,2
До 250 ... . 5 22
250—350 . . ■ 15 11
350 и выше . . 30 17
Всего. . . 50 50
7а
имеет подвижных боковых шторок, защищающих водителя, особенно его глаза, от косых солнечных лучей; машина не оборудована рациональными приступками для вхождения на нее водителя. У рабочего места нет ящичка для полотенца, мыла и необходимых медикаментов.
На машине СХМ-48 М водитель очень ограничен в своих движениях окружающими его рычагами управления в силу нерационального их размещения.
Расположение отдельных частей машины СХС-1.2 в большинстве случаев в гигиеническом отношении выгодно отличается по сравнению с расположением их на машине СХМ-48 М: бункер подборщика удален от рабочего места, нижняя стенка его расположена на 180 см от уропня земли, что способствует уменьшению запыленности воздуха в зоне дыхания водителя. Передняя стенка основного бункера закрыта (оставлено только небольшое смотровое окно вверху) для уменьшения попадания запыленного воздуха на рабочее место.
На машине СХМ-48 М задняя стенка (решетка) основного бункера полностью открыта и непосредственно прилегает к рабочему месту водителя спереди, через нее воздух на рабочем месте интенсивно загрязняется пылью.
Большая высота машины СХС-1,2 у бункеров (3 640 мм) создает лучшие условия рассеивания пыли в окружающем пространстве и этим уменьшается возможность попадания пыли в зону дыхания водителя. Уменьшению запыления воздуха способствует также расположение рабочего места спереди по ходу машины.
В конструкции этой машины имеются гигиенические недостатки: 1) выхлоп отработанных газов мотора производится на уровне зоны дыхания водителя в 2 м от него; из 10 анализов найдено, что концентрация угарного газа колеблется от 0,01 до 0,02 мг/л1; 2) бак с этилированным бензином расположен сзади и справа от водителя, i причем горловина его находится на уровне дыхания; при освобождении бака прилегающие части машины могут обливаться этилированным бензином и служить источником загрязнения вдыхаемого воздуха.
1
Поступила 17УХН 1955 г.
■¿г -й- "¿Г
ПРИБОР ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СКРЫТЫХ (ЛАТЕНТНЫХ) ПЕРИОДОВ И СКОРОСТЕЙ УСЛОВНОРЕФЛЕКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВА
Младший научный сотрудник Б. Т. Фомкин
Из Днепропетровского научно-исследовательского института эпидемиологии, микробиологии и гигиены имени Н. Ф. Гамалеи
Наш прибор — электроискровой хронорефлексограф — основан на принципе прожигания бумажной ленты искрой переменного тока и позволяет записывать величины скрытых (латентных) периодов и скорость условнорефлекторных двигательных реакций в ответ на световые и звуковые раздражения. Использование переменного тока городской сети с частотой в 50 герц обеспечивает запись этих показателей в виде точечной линии с точностью до 0.01 секунды.
Общий вид и электросхема электроискрового хронорефлексографа нашей конструкции приводятся на рис. 1, 2.
Прибор смонтирован в чемодане (см. рис. I). Он состоит из сигнальной (А) и регистрирующей (Б) частей, пульта управления (В) и механизма для восприятия двигательной реакции наблюдаемого (Г). Сигнальная часть, служащая для подачи раздражений, представлена выносной эбонитовой коробкой (23) (см. рис. 2) и понижающим трансформатором (16). Сверху на коробке имеется окно с матовым стеклом, а под ним 4 шестивольтные электролампы автомобильного типа (5—9), электрогудок (10) и электрозвонок (11). Над каждой лампочкой закреплено цветное стекло (красное, желтое, зеленое, синее). Регистрирующая часть слагается из повышающего трансформатора (15), игольчатого электрода (14) и второго электрода, состоч-шего из стойки (32), вала и барабана (13); сюда же относится и мотор (12) с муфтой сцепления (34). Пульт управления состоит из 8 двухконтактных кнопочных выключателей телефонного типа с фиксаторами (19, 20) и без них (21—26). Механизм для восприятия двигательной реакции начинается эбонитовой кнопкой (/), поджатой подкнопочмой пружиной с упором (30—31) к эбонитовой втулке (33), к ним примыкают бронзовые контактные пластинки (2—5).
1 Анализы выполнены химиком Е. Я. Венгерской.