Научная статья на тему 'РЕФЛЕКС НА ВРЕМЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СОСТОЯНИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ РЕМЕСЛЕННЫХ УЧИЛИЩ В СВЯЗИ С ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ОБУЧЕНИЕМ'

РЕФЛЕКС НА ВРЕМЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СОСТОЯНИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ РЕМЕСЛЕННЫХ УЧИЛИЩ В СВЯЗИ С ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ОБУЧЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLEX FOR TIME AS AN INDICATOR OF THE STATE OF THE HIGHEST NERVOUS FUNCTION OF PUPILS OF INDUSTRIAL SCHOOLS IN RELATION TO THE INDUSTRIAL TRAINING

A study of the influence of industrial training on the state of the highest nervous function of girl-ironworkers in an industrial school of mechanical engineering has been carried out by the use of the three following methods: a) testing of dynamics of the positive conditioned reflex and differentiation by the method of A. G. Ivanov-Smolenskiy, b) testing of dynamics of conditioned reflex for time by the speech-motor method, and c) correction method with a preliminary instruction. Of all the three methods employed the reflex for time method proved to be the most delicate and consequently the authors recommend to use it for similar investigations.

Текст научной работы на тему «РЕФЛЕКС НА ВРЕМЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СОСТОЯНИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ РЕМЕСЛЕННЫХ УЧИЛИЩ В СВЯЗИ С ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ОБУЧЕНИЕМ»

РЕФЛЕКС НА ВРЕМЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СОСТОЯНИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ РЕМЕСЛЕННЫХ УЧИЛИЩ в связи С ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ОБУЧЕНИЕМ 1

Е. Ф. Альбицкая, проф 3. Д. Горкин Из кафедры гигиены труда Харьковского медицинского института

Проблема физиолого-гигиенического обоснования рационального режима производственного обучения в школах и училищах трудовых резервов имеет большое значение для повышения качества производственного обучения.

При решении вопросов, связанных с построением режима производственного обучения, возникает потребность в применении методик, позволяющих судить о влиянии тех или иных форм организации и условий производственного обучения на физиологические функции организма подростков и особенно на их высшую нервную деятельность. Наличие таких методик позволило бы судить о явлениях утомления в связи с работой, о состоянии работоспособности учащихся в зависимости от тех или иных условий и форм обучения.

Мы на протяжении длительного времени изучали влияние произвол- • ственного обучения на состояние высшей нервной деятельности учениц-слесарей в одном из ремесленных училищ машиностроения.

Изучение условных рефлексов мы вели с помощью сконструированного нами прибора. В отличие от других приборов, применяющихся в подобных случаях, наш прибор дает возможность объективно, графически регистрировать одновременно момент применения условного раздражителя, ответную двигательную реакцию наблюдаемого и измерить величину условной реакции. Показатели записываются на специальной бумаге. Прибор, отличаясь портативностью, удобен для работы в производственной обстановке.

Изучение состояния высшей нервной деятельности было начато с наблюдений за положительным условным рефлексом и дифференциров-кой, выработанными на речевом подкреплении. Учитывались латентный период условного рефлекса, величина двигательной реакции и характер дифференцировки.

Были исследованы 9 учениц-слесарей в возрасте 14—16 лет. В результате наблюдений оказалось, что условный рефлекс ни разу не выпал, а дифференцировка ни разу не растормозилась. Латентный период и величина условного рефлекса, как правило, не изменялись. В некоторых случаях отмечались незначительные изменения латентного периода в пределах десятых долей секунды и величины условного рефлекса в десятых долях килограмма. Что же касается характера изменений, то чаще наблюдалось удлинение латентного периода и уменьшение величины рефлекса. Характер таких изменений свидетельствует, по-видимому, об ослаблении возбудительного процесса, что, возможно, связано с незначительным проявлением утомления.

Таким образом, хотя явления утомления у учащихся, конечно, наблюдаются, но они не настолько выражены, чтобы отразиться на прочности хорошо выработанного простого условного рече-двигательного рефлекса и упроченной дифференцировки к нему. И следовательно, двигательная методика при речевом подкреплении не дала нам ожидаемых результатов.

1 Доложено на V Украинском съезде общества физиологов, биохимиков и фармакологов.

В связи с этим в последующих наблюдениях было решено усложнить задачу исследования, взяв в качестве показателя точность условного рефлекса на время. И. П. Павлов, говоря о возможных условных раздражителях, называет и время. «Приходится сказать, — писал он об опытах Ю. П. Феокритовой, — что в данном случае время является условным раздражителем». Впоследствии рядом работ (М. М. Стукова. В. С. Дерябин, Ф. Л. Василенко, Ф. П. Майоров, Э. Г. Вацуро) экспериментально было подтверждено положение И. П. Павлова о времени как о реальном возбудителе условнорефлекторной деятельности животных.

Образование условных рефлексов на время у человека было замечено впервые В. М. Бехтеревым в 1908 г., когда он исследовал двигательные реакции у человека в ответ на ритмически повторяющиеся звуки. Значительно позже, в 1928 г., а затем в 1936 и в 1951 гг., Ю. П. Фролов выполнил ряд работ по исследованию условного рефлекса на время у человека. В 1955 г. А. С. Дмитриевым исследованы особенности образования условных реакций на время у детей в возрасте от 8 до 14 лет.

В работе с А. В. Изергиной Ю. П. Фролов приходит к выводу, что «Рефлекс на время крайне непрочен, он нарушается не только при серьезных заболеваниях центральной нервной системы, но весьма ослабляется и при „простом переутомлении" испытуемых. Но именно в связи с этим он может служить тонким индикатором, позволяющим судить о переменах состояния центральной нервной системы». Исходя из этого, нами и был избран рефлекс на время в качестве показателя изменений состояния высшей нервной деятельности подростков в связи с работой.

Выработку условного рефлекса на время производили следующим образом: ученицам точно через каждые 15 секунд давали словесную команду: «Нажмите кнопку!». В течение наблюдения ее повторяли 12 раз. Продолжительность опыта была 3 минуты. После выработки условного рефлекса задача заключалась в определении точности его. Наблюдаемые нажимали кнопку в различные сроки от 10 до 14,8 секунды после предшествующей команды, т. е. ошибка у них была от 5 до 0,2 секунды. Мы условно считали рефлекс на время более точным, когда он проявлялся через 14,5—14,8 секунды после предшествующей команды, и менее точным — через 10—12 секунд после команды.

Уменьшение точности рефлекса на время есть, по-видимому, ослабление силы возбудительного процесса. Как указывал И. П. Павлов, условный рефлекс на время подобен следовым рефлексам. Раздражителем является определенная степень интенсивности раздражения нервной клетки в каждый короткий интервал времени, и, возможно, эта интенсивность раздражения может меняться в зависимости от состояния высшей нервной деятельности.

Ю. П. Фролов считает, что скорость угасания следов от раздражителей может меняться в зависимости от состояния корковых клеток. В частности, появление рефлекса раньше срока происходит потому, что след от сигнала раздражителя, от которого начинается отсчет времени, затухает скорее, чем обычно, т. е. следовые процессы достигают известной интенсивности раньше срока. Причин, приводящих к такой интенсивности затухания, вероятно, много. В наших условиях, после работы, прежде всего можно думать, что возбудительный процесс, связанный с командой и нажатием кнопки, стал слабее. Более слабое возбуждение быстрее затухает. Как говорит И. П. Павлов, «эффект условного раздражения держится параллельно интенсивности физической силы раздражителей». Это и приводит к более раннему нажатию кнопки, т. е. к большей величине ошибки. Ослабление силы возбудительного процесса после работы, очевидно, и есть то, что мы обычно называем утомлением

1 Определение утомления, даваемое авторами, спорно. Сущность утомления значительно сложнее. — Ред.

Однако в оценке состояния основных нервных процессов в коре головного мозга при утомлении существуют разногласия. Возможно, что

более раннее нажатие кнопки есть результат не только ослабления силы возбудительного процесса, но и следствие нарушения активного (наиболее ранимой, филогенетически более поздней формы) торможения. По-видимому, в зависимости от степени утомления могут обнаруживаться нарушения подвижности основных нервных процессов, или снижение возбудительного процесса с одновременным развитием охранительного торможения.

Изучение динамики состояния условного рефлекса на время у 15 учащихся в 332 наблюдениях дало возможность обнаружить изменения в состоянии высшей нервной деятельности в связи с работой и проследить известную закономерность изменения точности рефлекса в зависимости от продолжительности производственного обучения и обстановки труда. Так, точность условного рефлекса на время у учениц при переходе от 6-часового к 4-часовому рабочему дню изменилась в сторону увеличения, следовательно, меньшая продолжительность рабочего дня не вызвала явлений утомления. При переходе же учащихся от обучения в мастерской училища к обучению в цехах завода, что одновременно сопровождалось удлинением рабочего дня с 6 до 8 часов, отмечались явно выраженные изменения точности рефлекса на время у большинства учащихся в сторону его уменьшения.

Таким образом, по-видимому, с ломкой трудового динамического стереотипа точность рефлекса на время уменьшалась у большинства наблюдаемых, что свидетельствует о явлениях наступавшего утомления при новых формах и условиях организации труда.

Исследования, повторенные в тех же условиях, но через месяц после начала работы учащихся на заводе показали, что почти у всех наблюдаемых работа перестала вызывать утомление, а у двух точность рефлекса стала большей.

Таким образом, когда ломка трудового стереотипа завершилась, работа перестала вызывать утомление.

Состояние центральной нервной системы в связи с работой исследо- . валось также в корректурном эксперименте. При этом мы пользовались таблицей А. Г. Иванова-Смоленского, особенность которой состоит в том, что текст ее представляет собой многократно повторенные комбинации сочетаний трех, четырех и пяти букв, различающихся одна от другой порядком следования букв. Эти комбинации вызывают не простое зрительное раздражение, как это имеет место при вычеркивании одной буквы, а сложное или синтетическое раздражение.

Материал охватывает 1744 человеко-наблюдения и относится к исследованиям при 6-часовом, 4-часовом рабочем дне в мастерских училища и при 8-часовом рабочем дне в заводских условиях.

В результате проведенных наблюдений не удалось выявить определенных закономерностей в изменениях высшей нервной деятельности подростков в связи с производственным обучением. В одних случаях количество неправильно вычеркнутых комбинаций не изменилось, но изменилось количество пропущенных, в других случаях количество неправильно вычеркнутых комбинаций'увеличивалось, а пропущенных уменьшалось.

Таким образом, несмотря на разницу в длительности рабочего дня, при разных условиях работы и количество, и качество выполняемого задания после работы или существенно не менялись, или эти показатели ухудшались. Исследования по корректурному методу с предварительной инструкцией (в его общепринятом виде) показали, что несложные задачи, поставленные в этом опыте наблюдаемым, являются слишком легкими, чтобы на них отразилось утомление. Следовательно, корректурный метод, как и метод исследования положительного условного рефлекса и

дифференцировки к нему оказались мало пригодными для исследования утомления.

Таким образом, из всех трех применявшихся вариантов изучения высшей нервной деятельности у учащихся в связи с производственным обучением наиболее тонким оказался условный рефлекс на время, что дает основание рекомендовать его в подобных исследованиях.

ЛИТЕРАТУРА

Бехтерев В. М., Обозр. психиатр., нейрол. и экспер. психол., 1902, т. 7, стр. 385—389. — В ii н о г р а до в М. И., Физиол. жури. СССР, 1935, т. 19, в. I, стр. 99—107. — Вацуро Э. Г., в кн.: Труды физиологических лабораторий имени И. П. Павлова, М.—Л., 1948, т. 13, стр. 5—20. — Дерябин В. С., Дальнейшие материалы к физиологии времени как условного возбудителя слюнных желез. Диссерт.. Пг., 1916. — Д м и т р и е в А. С., Кочигина А. М., Усп. совр. биол., 1955, т. 40, в. 1 (4), стр. 31—51. — Иванов-Смоленский А. Г., Методика исследования условных рефлексов у человека (ребенка и взрослого, здорового и больного), М.. 1933. — Майоров Ф. П., в кн.: Труды физиологических лабораторий академика И. П. Павлова, М., 1954, т. 5, стр. 246—315. — Павлов И. П., Полное собрание тру job, М.—Л., 1949, т. 3. — О н же. Полное собрание трудов, М.—Л., 1947, т. 4. — Фролов Ю. П., Ж. высш. нервн. деят., 1951, т. I, в. 6, стр. 831—839. — Фролов Ю. П., Изергина А. Ю., Архив биол. наук, 1936, т. 42, в. 1—2, стр. 103—116.

Поступила 2а"/1 1956 г.

REFLEX FOR TIME AS AN INDICATOR OF THE STATE OF THE HIGHEST NERVOUS FUNCTION OF PUPILS OF INDUSTRIAL SCHOOLS IN RELATION TO THE INDUSTRIAL TRAINING

E. F. Alibitskaya, E. D. Gur!iin, prof.

A study of the influence of industrial training on the state of the highest nervous function of girl-ironworkers in an industrial school of mechanical engineering has been carried out by the use of the three following methods: a) testing of dynamics of the positive conditioned reflex and differentiation by the method of A. G. Ivanov-Smolenskiy,

b) testing of dynamics of conditioned reflex for time by the speech-motor method, and

c) correction method with a preliminary instruction. Of all the three methods employed the reflex for time method proved to be the most delicate and consequently the authors recommend to use it for similar investigations.

« "fr -sir -sir

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР, ОБРАБОТАННЫХ

МЕТАФОСОМ

Старший научный сотрудник Н. М. Русин, научные сотрудники Г. П. Андронова, О. И. Васильева

Из Научно-исследовательского санитарного института имени Эрисмана

Для защиты сельскохозяйственных продовольственных культур от насекомых-вредителей предложен новый инсектицид — метафос. В литературе имеются данные о физико-химических и токсикологических свойствах метафоса, но отсутствуют сведения о гигиенической оценке продовольственных культур, подвергавшихся обработке метафосом. Это обстоятельство и послужило основанием для проведения настоящей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.