УДК 629.12 - 531.3
М.И. Фейгин
ПРИБЛИЖЕННЫМ РАСЧЕТ ДИАГРАММЫ УПРАВЛЯЕМОСТИ СУДНА ПРИ ВЕТРЕ
Предлагаемый подход можно применять при использовании диаграммы в качестве исходной составляющей интеллектуального алгоритма авторулевого для дальнейшего точного установления параметров управления в натурных условиях, а также в прогнозировании случаев потери управляемости судном при ветре.
Ключевые слова: движение судна, ветровое воздействие, расчет диаграммы управляемости.
Проблема управляемости судна при ветре включает несколько направлений, прежде всего это теоретическое исследование зарождаемости диаграммы управляемости при переходе от безветрия к слабому ветру и ее эволюции по мере увеличения скорости ветра. Существенное значение здесь имеет бифуркационный подход к установлению типов стационарных решений (движение в прямолинейном направлении, циркуляция, ветровые автоколебания) и условий их сосуществования и устойчивости. Другое направление связано с построением и исследованием диаграммы управляемости, включающим решение достаточно сложной системы трансцендентных уравнений [1, 2].
Не менее важной представляется прикладная сторона проблемы. Она включает подходы к приближенному построению диаграммы и применению знаний общей качественной картины поведения судна при ветре к конкретному судну в изменяющихся условиях плавания. Другими словами, необходимо разработать надежный интеллектуальный алгоритм авторулевого, способный адаптироваться к условиям и выполнять необходимые маневры [3].
Диаграмма управляемости судна при ветре определена как зависимость угла курса у установившихся движений судна в прямолинейном направлении от угла перекладки руля и при определенном отношении скорости истинного ветра V к скорости судна. Типичная
диаграмма управляемости при V > 1 приведена на рис.1. Координаты критических точек, выделенных кружками, обозначены и^,у^ , у=1,2,...6 . Точки пересечения диаграммы с
осью ординат обозначены у0,у2,...,у0. При любом Vi строго попутному ветру соответствует у =0,2 п, а встречному - у = п . Следовательно, три точки остаются неизменными:
При определении других точек пересечения будем полагать симметричными по отношению к критическим точкам участки диаграммы управляемости, расположенные слева и справа от оси ординат, а расположенные в верхней и нижней половине диаграммы - зеркально симметричными относительно горизонтальной линии у = п. Тогда координаты остальных четырех точек пересечения диаграммы с осью ординат равны
исходной системы уравнений движения судна при ветре или в результате натурных испытаний, процедуру построения диаграммы управляемости можно существенно упростить. Рассматриваемый далее подход применим при использовании диаграммы в качестве интеллек-
0 п 0 7 о
у1 = 0 , у 4 = п, у° = 2 п .
(1)
© М.И. Фейгин, 2010.
туальной составляющей алгоритма авторулевого, а также в прогнозировании случаев потери управляемости судном при ветре.
2" V6 kr JJkr
u\r ^ I I " ( 3 <Г о ^ V 2 1 ukr u 2 1 1
-0.6 -0.4
-0.2
0 0.2 0.4 0.6
Рис. 1
1. Интерполяционная формула. Для любого из участков диаграммы в качестве интерполяционной формулы принимаем синусоиду с показателем степени а>1. Вершина синусоиды совпадает с критической точкой
U = Uk sinа
(
оЛ
rc(y-Vi)
о
v V,+i
о
V0 J
(3)
При увеличении а участок диаграммы в окрестности критической точки сужается сильнее. Достаточно хорошее приближение к точно построенным диаграммам получается при а = 1.5. Это видно из приведенных на рис. 2 диаграмм управляемости неустойчивого в безветрии судна. Значения скорости ветра выбиралось с целью иллюстрации частичной потери управляемости в интервалах угла курса прямолинейного движения судна, когда критический угол поворота руля становится равным максимально допустимому.
V
Рис. 2
Таким образом, построение диаграммы по формулам (1)-(2) не представляет сложности, если для каждого значения V, известны соответствующие критические точки.
2. Расчет критических точек. Следующий шаг - это упрощение расчетов критических точек. Будем полагать, что путем решения соответствующей системы уравнений или в процессе натурных измерений получены координаты критических значений для трех скоростей истинного ветра ^, ^, ^ .
иХ] , , и 2 } , } , и 3 ] , Уз } 2,...,6). (4)
Тогда для расчета критических точек на всем интервале V можно воспользоваться интерполяционной формулой Лагранжа для полинома второй степени
и} (V,) = /1 (V )и; + / (V, )и2 ; + /з (V, Мз, (3)
У} (V, ) = /IV )У1} + /2 (V )у 2} + /з(V■ )У13 , (4)
/IV) =
/2 (V) =
/з(V) =
_ (V -V2)(V■ -Vз)
V - V2)^1, - Vз) ' (5)
(V - V ^ - V з)
(V,2 - V 1)^12 - Vз) ' (6)
(V - V ^ - V 2)
(Vз - V 1)№з - V2)
(7)
Результаты строго аналитических зависимостей и расчета по интерполяционным формулам (3)-(6) приведены на рис. 3 и рис. 4.
У
0.3
У ^ -X
/-икг
/
/
У
0.6 2л
0.3
-0.3
Г г -0.6
Л
/
у5г
-и
кг
VI
Рис. 3
Рис. 4
3. К прогнозированию потери управляемости. Как видно из рис. 3 и рис. 4, значения ук и ук (следовательно, и симметричные им у^ и у2г) с ростом V и приближением к ситуации потери управляемости практически не изменяются.
5
0
8
0
4
0
2
Таким образом, в соответствии с (1) можно считать неизменными значения у0 и у0 .
Будем полагать, что указанные опорные точки для наиболее существенных участков диаграммы известны. Тогда приближенная формула (2) участка диаграммы позволяет оценивать величину соответствующего критического угла путем периодических измерений в натурных условиях установившихся значений углов курса у и перекладки руля и :
и
kr
у 2
(8)
По степени приближения их г к предельному значению итах можно судить о приближении потенциально аварийной ситуации потери управляемости. Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект 04-01-00815.
Библиографический список
1. Фейгин, М.И. Зарождение и эволюция диаграммы управляемости судна при ветре // Вестник ВГАВТ. Межвузовская серия: Моделирование и оптимизация сложных систем. 2005. Вып. 14. С.9-17.
2. Фейгин, М.И. К построению диаграммы управляемости судна при ветре в натурных условиях / М.И. Фейгин, А.В. Попов // Устойчивость и колебания нелинейных систем управления: тез. докл. IX Международного семинара. - М.: ИПУ РАН. 2006. С. 134-146.
Дата поступления в редакцию 15.10.2010
M.I. Feigin
COMPUTATION OF THE CONTROLLABILITY DIAGRAM FOR A SHIP SUBJECT TO THE ACTION OF A WIND
We propose a method to approximately compute the controllability diagram for a ship subject to the action of a wind. This approximate controllability diagram is then used as the input in the self-learning algorithm that in-situ defines the parameters for safe ship auto-piloting. The abovementioned approach is also effective in forecasting controllability loss of a ship.
Key words: ship motion, wind influence, computation of controllability diagram.