Научная статья на тему 'Приближенные способы определения начала резкого возрастания сопротивления профиля при околозвуковых скоростях'

Приближенные способы определения начала резкого возрастания сопротивления профиля при околозвуковых скоростях Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
116
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ученые записки ЦАГИ
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Боксер В. Д.

На основе анализа результатов различного типа физического эксперимента предложены приближенные способы определения начала резкого роста сопротивления и снижения подъемной силы при околозвуковом обтекании профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приближенные способы определения начала резкого возрастания сопротивления профиля при околозвуковых скоростях»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ Ц А Г И

т о м XI 1 9 8 0 М3

УДК 533.6.011.5 : 629.7.025.73

ПРИБЛИЖЕННЫЕ СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛА РЕЗКОГО ВОЗРАСТАНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПРОФИЛЯ ПРИ ОКОЛОЗВУКОВЫХ СКОРОСТЯХ

В. Д. Боксер

На основе анализа результатов различного типа физического эксперимента предложены приближенные способы определения начала резкого роста сопротивления и снижения подъемной силы при околозвуковом обтекании профиля.

Во многих важных случаях при вязком обтекании профилен в большей или меньшей степени наблюдаются отрывы пограничного слоя у поверхности, ухудшающие аэродинамическое совершенство профиля. При докритическом обтекании (М^<МК,) на профилях могут возникать обычные, известные из дозвуковой аэродинамики отрывы, обусловленные напряженностью диффузора в хвостовой части профиля (диффузорные отрывы, [1]), и отрывы, связанные с возникновением больших пиков разрежений в носовой части профиля [2]. При закритическом обтекании (М >Мкр) наряду с такими отрывами могут возникать волновые отрывы, являющиеся следствием взаимодействия скачка с пограничным слоем. В настоящей работе основное внимание уделяется исследованию волновых отрывов.

Возникающие при развитом закритическом обтекании волновые отрывы приводят к существенному изменению суммарных аэродинамических характеристик. Аэродинамическое совершенство профиля в условиях закритического обтекания оценивается прежде всего по двум наиболее важным характеристикам: началу резкого возрастания сопротивления (М1ф) и моменту возникновения заметной нелинейности у несущих характеристик (С^доп) [3].

На основании проведенных разнообразных физических исследований предлагается ряд способов приближенного качественного и количественного определения величин М* и Судоп. Критерием точности предлагаемых способов определения величин М* и Су доп

является согласование с соответствующими результатами весового эксперимента.

На основе экспериментально измеренного распределения давления по поверхности величина М*-р может быть оценена по началу резкого падения статического давления у задней кромки профиля с ростом числа Мх (например, при* = 95%, [4]). Однако этот способ обладает существенным недостатком, поскольку далеко не всегда статическое давление резко снижается при возникновении отрыва, что приводит к неопределенности, а следовательно, и к большой

ошибке в определении величины МкР, в частности, при ослабленных срывных явлениях.

Предлагаемый в данной работе приближенный количественный способ определения величины МкР, также основанный на результатах дренажных исследований, обладает преимуществом по сравнению с упомянутым выше способом вследствие однозначности определения режима Мао ~ Мкр. Этот способ базируется на качественном изменении характера зависимости относительного перепада статических давлений А/; = ——в области скачка уплотнения

1 <7оо *

на поверхности с ростом числа Мх набегающего потока при фиксированном значении угла атаки. Из теории прямого скачка известно, что при значениях числа М перед скачком уплотнения 1<М,<1,85 (не превышающих чисел на поверхности практически используемых профилей) относительный перепад статических давлений в скачке

Ьр!р0 — —(М?— 1)-----------

I +-----м?и-1

О 1

должен возрастать с увеличением числа У экспериментально определенной зависимости Д/?(Мос) при а = const в случае ускоряющегося в местной сверхзвуковой зоне потока, начиная с некоторого значения числа Мао, наблюдается в отличие от теории прямого скачка уменьшение относительного перепада статических давлении в скачке с ростом числа Мх, несмотря на продолжающееся при этом возрастание числа N[{. Снижение перепада статических давлений в области скачка уплотнения у поверхности с ростом числа Мес. свидетельствует о появлении интенсивных волновых отрывов потока (заштрихованная область, рис. 1), отчетливо наблюдаемых на режиме М = Млр при оптических исследованиях. Заметим, что в настоящей работе все графические иллюстрации приводятся на примере скоростного обычного и сверхкригического профилей равной максимальной относительной толщины с — 9%, исследованных ранее в работе [3]. Эпюрные чертежи этих профилей приводятся ниже.

Как показало сравнение с результатами весового эксперимента

——

но Мкр, момент возникновения максимума у зависимости Ар (М^) при а = const удовлетворительно согласуется с величиной Мкр. При этом величина М*р в случае сверхкритического профиля, в отличие от обычного профиля, определяется по меньшему из двух значений Мкр (для верхней или пижней поверхности, например, а = 0).

Анализ результатов оптических наблюдений околозвукового обтекания профилей (а также исследований методом жидкой пленки) позволяет установить приближенный качественный способ определения момента начала резкого возрастания сопротивления. При достижении режима М-о~М,ф происходит резкое смещение вперед по хорде точки отрыва пограничного слоя (заштрихованная область, рис. 2). Здесь и далее все линейные размеры отнесены к хорде профиля. Следует отметить, что у сверхкритического профиля в отличие от обычного профиля при положительных значениях Су резкое смещение вперед по хорде точки отрыва пограничного слоя может происходить не только на верхней, но и на нижней поверхности |наиример, на рис. 2 кривые -котр(Моо) и СДМ») построены для нижней поверхности]. При этом величина Мкр определяется но меньшему из двух значений. Так, если для нижней поверхности [рис. 2, кривая *отр(Моо)] Мкр.». 0,85, то для верхней поверхности

этого профиля Мкр ~ 0,9, т. е. за величину М«р профиля следует принять Мкр. н. „, что удовлетворительно согласуется с весовым экспериментом [стрелка па кривой С ДМ )].

Рассмотрим способ определения величины Мкр, основанный на некоторой особенности в поведении экспериментальной зависимости положения скачка Хск = /(/ 1 — Мое). Предложенный параметр V 1 —- М^, вытекающий из

в раооте |о| георетического обоснования

Мех,

закона стабилизации, позволил с высокой степенью точности вместо нелинейной зависимости хск(М ) получить линейную зависимость ■*ск == /[V1—М ) в случае идеального (без учета вязкости) закри-тического (Мх>Мкр) обтекания профиля. Представление величины

хск по параметру |/1—Моо для вязкого закритического обтекания (оптические исследования) двух типов профилей позволило обна-

Ар

0,50

ом

Л/ * 1 нр\ 0бычныи\ы = 1°

Сберхкритическии;

/ й* \ <х=0

1 1 1

Г 1 7

0,75 0,35

-----нижняя поверхность

-----верхняя

////// бол но бои отрь/б | See о Вой эксперимент

Мг

Сберхкритическии профиль;Cy=const;нижняя поверхность

0,025

0,020

0,015

хотр’ /'° XorР ц

- ю — ■ ■ ~ сх (АО -yi*' 1 1 /Г/ я\ / / 1 ' £ к / 1 ' / ^ / / / / ' \ \ / ' 2 / / /

-60 —

0,70

0,75

0,80

Я

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

///// область Суд0Р 4° Г а

7S 78 80 хг,Х

ружить как линейные, так и нелинейные участки у зависимости Хек =*/(I • — М*>.) при Су = const (рис. 3, а).

Анализ этой особенности в поведении зависимости хск = =/(У1— Мэо) показал, что момент возникновения нелинейности (критическое значение параметра ] 1 — МО обусловлен появлением заметного волнового отрыва и удовлетворительно [с погрешностью ДМзо^(0,010Ч-0,015)| согласуется с величиной МкР (стрелки на рис. 3, а). Причем при положительной подъемной силе волновые отрывы в случае обычного профиля наблюдаются лишь на верхней поверхности. У сверхкритического профиля волновые отрывы при этом имеют место как на верхней, так и на нижней поверхности. Поэтому у сверхкритического профиля величина МкР должна определяться по большему из двух (для верхней и нижней поверхности) критических значений параметра |/1—М0.

Базируясь на результатах качественных оптических исследовании, можно предложить способ определения момента возникновении заметной нелинейности у несущих характеристик (величины Су ). Предлагаемый способ основан на резком смещении вперед

'ЛОЛ

по хорде скачка уплотнения, начиная с некоторого значения

С.,«С., . При этом наглядно видно, что область максимума

ДОП

(хск шах) удовлетворительно соответствует моменту появления нелинейности (заштрихованная область) у зависимости Су(л), рис. 3, б.

На основе оптических измерений толщины (о) пограничного слоя (или срывной зоны) у задней кромки (х = 100?о) со стороны верхней и нижней поверхности можно предложить следующий количественный способ определения величины МкР. Как видно из зависимостей о(М*), при Су — const (рис. 4), начиная с некоторого значения числа (М~ > Мкр), наблюдается резкое утолщение пограничного слоя у задней кромки. Этому значению числа Мж, как показала обработка зависимостей о(М.х) при Су = const для различных типов профилей, примерно соответствует величина производной dbjdMx = 0,5, что можно положить в основу оценки величины Мкр. При таком количественном способе оценки значения Мкр погрешность не превышает величины ДМкр « 0,010-т- 0,015

2-— «Ученые записки» № 3

17

(см. рис. 4). У обычного профиля при положительной подъемной силе величина МкР всегда определяется при этом по резкому утолщению пограничного слоя у задней кромки со стороны верхней поверхности (см. рис. 4).

В случае сверхкритического профиля, как уже отмечалось, величина МкР при положительной подъемной силе определяется по меньшему из двух значений М^, соответствующих условию ¿8/*/Моо = 0,5, для верхней и нижней поверхности. Так, при малых положительных значениях Су (например, Су = 0,2, рис. 4) величина МкР у сверхкритического профиля обусловлена резким утолщением

Обычный профиль Сбсрьнритический

профиль

Су-о,г

J________________

9,6 0,7 0,8 0,9

— нимняя поверхность ------------------верхняя поверхность Рис. 4

Сберхкрити-чсский профиль

Обычный

профипь

пограничного слоя у задней кромки со стороны нижней поверхно-сти, а при умеренных и больших значениях Су величина Мкр сверхкритического профиля определяется, как и у обычного профиля при Су>0, резким утолщением пограничного слоя у верхней поверхности.

Наличие максимума у зависимостей о(Мк) при Су — const и последующее за ним снижение толщины срывной зоны обусловлены возникновением при существенно закритическом обтекании косых скачков уплотнения, быстро смещающихся к задней кромке с ростом скорости набегающего потока.

Отметим, что качественные оптические исследования околозвукового обтекания профилей (Мкр<Мсс<1) проводились прямотеневым методом на моделях, располагавшихся между стенками аэродинамической трубы. Наличие отрыва пограничного слоя из-под скачка уплотнения (волнового отрыва) фиксировалось на оптических фотоснимках. Достоверность волнового отрыва при оптических наблюдениях подтверждалась сопоставлением с результатами физических исследований, проведенных другими методами (мето-

дом жидкой пленки, методом поверхностного дренажа [3], методом поверхностных козырьков, методом интерферометрии [6]).

Базируясь на исследовании течения вблизи задней кромки (x = 99,/ó) путем измерения потерь полного давления в следе над профилем (раздельно над верхней и нижней поверхностью), можно предложить несколько приближенных способов определения режимов Мкр и Су

' дои

Приближенный качественный способ определения режима Моо«ЛГР основан на существенном перестроении эпюры потерь

/77- И со — И Г1 \

полного давления \Н =----------, где И — полное давление по ши-

Ц со )

рине следа (y=zyb) у задней кромки профиля (начиная от поверхности) при переходе от режима Моо<СМ*р к режиму Моо~М*р.

Характер этого перестроения эпюры Н (у) заключается в заметном увеличении вклада потерь полного давления от внешней части

расширенного следа в суммарные потери \I=^HdyY При этом следует иметь в виду, что в случае обычного скоростного профиля заметное изменение потерь полного давления вблизи задней кромки на режиме Моо — Мкр при положительной подъемной силе происходит лишь над верхней поверхностью. В случае сверхкритического профиля подобное изменение эпюры Н(у) имеет место не только со стороны верхней (умеренные и большие значения Су), но и со стороны нижней поверхности (малые значения Су), что необходимо учитывать при определении режима Моо~МкР-

Основываясь на вычислении интегральных потерь полного давления /(Мсо) у задней кромки (х = 99%), получаемых путем интегрирования эпюр //(у), можно предложить приближенный количественный способ определения величины М*р. При этом но аналогии с весовым способом [3] величина Мкр определяется как число Моо, при котором rf//rfMoo=0,1. Видно удовлетворительное согласование величин Мкр, определенных предлагаемым и весовым способом (рис. 5, а). Как уже отмечалось, при положительной подъемной силе величина Мкр в случае обычного профиля определяется началом резкого увеличения интегральных потерь полного давления у задней кромки со стороны верхней поверхности. В случае сверх-кригпческого профиля при положительной подъемной силе величину М*р следует определять ПО меньшему ИЗ двух чисел Мос, соответствующих началу резкого увеличения интегральных потерь полного давления у задней кромки со стороны верхней или нижней поверхности.

Базируясь на измерении потерь полного давления у задней кромки профиля, величину «с оп можно приближенно определить

по качественному изменению характера зависимости Н(у) с ростом угла атаки. По аналогии с подобным способом определения Мкр величина а^аС доп соответствует режиму существенного перестроения зависимости Н(у) со стороны верхней поверхности для профиля произвольного типа. На основе анализа интегральных зависимостей — /(а) при М, = const — потерь полного давления вблизи задней кромки со стороны верхней поверхности предлагается при-

ближенный количественный способ определения величины же

1 удоп’

исходя из условия д!!да = 0,2. Определенная таким образом величина *с п удовлетворительно согласуется с результатами весовых

исследований.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Раздельное измерение потерь полного давления у задней кромки со стороны верхней и нижней поверхности, кроме определения величин Мкр и «с п, может быть использовано для построения дифференциальной поляры профиля, т. е. поляры верхней и нижней поверхности. Дифференциальная поляра, в отличие от традиционной поляры (интегральной, обычно „весовой“ поляры), позволяет

берчняя поберх »петь, х = 99% ,1 = Г Нй у

%) у/

оценить вклад верхней и нижней поверхности в общее сопротивление профиля, особенно при отрывном обтекании.

Известно, что в методе импульсов, используемом иногда для определения интегральной поляры, для точного определения сопротивления профиля потери полного давления измеряются на некотором расстоянии от задней кромки, где нельзя разделить вклад верхней и нижней поверхности. Для того чтобы приближенно произвести такое разделение, рассматриваются потери полного давления (без учета изменения статического давления и потерь на перемешивание) вблизи задней кромки и принимается допущение о том, что отношение сопротивления верхней (Сх в. и) и нижней (С,н. п) поверхности приближенно равняется отношению соответствующих интегральных потерь полного давления (/) у задней кромки, г. е.

г /

^В. П ^ В.П ( ] ^

7: / • ' ’

X Н. П Н. II

----нижняя поверхность

---- верхняя

О обычный профиль

• сверхкритический

профиль

Таким образом, здесь величины интегральных потерь полного давления у задней кромки используются не для точного определения значения Сх, а лишь для оценки относительного вклада верхней и нижней поверхности в суммарную величину сопротивления. Конечно, такой подход можно рассматривать лишь как попытку выделить главную часть сопротивления верхней и нижней поверхности.

Дифференциальная поляра строится исходя из допущения (1) по формулам:

(■х В. П ~ ОС Хр\ Схн. П ==: ( 1 я) Сур»

где

1+1 1

/в. п 'н. п 1н. п

1 г

Здесь Схр — профильное сопротивление, взятое из интегральной (весовой) поляры при соответствующем угле атаки (коэффициенте подъемной силы). Коэффициент а определяет вклад верхней поверхности в суммарное сопротивление профиля. На рис. 5, б представлен пример дифференциальной поляры для обычного и сверх-кригического профиля равной максимальной относительной толщины (с — 996) на режиме закритического (Моо>Мкр) обтекания. Видно, что в случае обычного профиля при положительной подъемной силе вклад нижней поверхности в суммарное сопротивление существенно ниже вклада верхней поверхности. В то же время у сверхкритического профиля вклад нижней поверхности может быть соизмерим с вкладом верхней поверхности в суммарное сопротивление профиля.

Из проведенных различных физических исследований можно сделать вывод, что режимы М™ ~ М*р и Су^ Су (при Моо>Мкр)

обусловлены волновым отрывом. Это видно, во-первых, из непосредственных оптических наблюдений закритического обтекания профилей различного типа, а также результатов обработки этих наблюдений, которые (рис. 6) показывают, что момент, когда положение точки отрыва (лгОТр) и скачка уплотнения (хск) совпадает, соответствует наступлению волнового отрыва. При этом видно (см. рис. 6), что значение лготр ~ л'ск имеет место как при Мсо^-Мкр, так и при С„ ж С,

^доп

Во-вторых, это видно из анализа относительного перепада статических давлений на поверхности в области скачка уплотнения (см. рис. 1) и, в-третьих, результаты интерферометрических исследований, проведенных ранее [6], показывают, что режим ^ зг;Мкр определяется возникновением интенсивных волновых отрывов. Все это означает, что при закритическом обтекании (М.х,^>Мкр) начало резкого возрастания сопротивления и появление заметной нелинейности в несущих характеристиках связано с волновым отрывом. Поэтому как величина М* , так и величина Судоп являются

приближенной характеристикой наступления интенсивного волнового отрыва.

Конечно, вывод о том, что величина М* определяется волновым отрывом, не является всеобщим. Например, на очень тонких, слабо искривленных профилях при небольших значениях -С доля волнового сопротивления в общем закритическом приросте сопротивления становится очень большой из-за существенного ослабления (а иногда и отсутствия) волнового отрыва при Мос — МкР. В этом случае величину Мкр нельзя считать характеристикой, определяющей начало волнового отрыва. Этот вывод можно считать справедливым для профилей различной формы, в том числе и сверх-критических, с толщиной с^>7^-8%; при Мх» ^ МкР в этих случаях,

с,-0,1 верхня -*■ ни Ж НА л поверхность я

Обычный /^1 профиль о - хск (ЛС) I • ~ %ОТР 00) \ / ... А / г Хверхкритичсс-кии профиль .

Х°/о

_________верхняя поверхность

Рис. 6

как правило, имеет место интенсивный волновой отрыв, обусловливающий резкий рост сопротивления.

Заметим, что на сверхкригических профилях как протяженность, так и интенсивность волнового отрыва заметно ниже, чем на обычном профиле. Этот вывод следует из анализа результатов как дренажных, так и оптических исследований [3] и, в частности, по заметно меньшему утолщению пограничного слоя вблизи задней кромки на режиме Моо~МКр у сверхкритического профиля по сравнению с обычным профилем (см. рис. 4).

Предложенные приближенные способы определения начала резкого возрастания сопротивления профиля и появления заметной нелинейности у несущих характеристик при околозвуковом обтекании справедливы для достаточно толстых профилей (с^> 7ч-8%), в том числе и сверхкритических, используемых в практике самолетостроения. Все настоящие исследования проведены в диапазоне чисел Рейнольдса (по хорде) Не = 2,4-106 3,2-106.

1. Ч ж е н П. „Отрывные течения*, т. I. М., „Мир", 1972.

2. Ч ж е и П. „Отрывные течения“, т. II. М., „Мир“, 1973.

3. Боксер В. Д. Некоторые особенности околозвукового обтекания профилей. „Ученые записки ЦАГИ“, т. 11, № 2, 1980.

4. Ре а гее у Н. Н. Method for prediction of the onset of buffeting and other separation effects from wind-tunnel tests on rigid models. AGARD Report 223, 1958.

5. Д и e с n e p о в В. H., Л и фш и ц Ю. Б., Рыжов О. С. Об обосновании закона стабилизации для крыловых профилей, „Ученые записки ЦАГИ“, т. 5, № 5, 1974.

6. Боксер В. Д., Дмитриева В. Б., Невский Л. Б., Сер е-брийский Я. М. Определение волнового сопротивления профиля методом интерферометрии при околозвуковом обтекании. „Ученые записки ЦАГИ“, т. 6, М* 1, 1975.

Рукопись поступила 8/1 1979

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.