УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ ЦАГИ
Т о м IX
1 97 8
№ 5
УДК 629.782.015.087
ПРИБЛИЖЕННАЯ ОЦЕНКА МИНИМАЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА И ОПТИМАЛЬНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ АЭРОДРОМОВ ДЛЯ ПОСАДКИ МАНЕВРИРУЮЩИХ ГИПЕРЗВУКОВЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
Рассмотрена задача приближенной оценки минимального количества и оптимального расположения аэродромов для посадки гипер-звукового летательного аппарата с любой начальной скоростью из заданного диапазона. Получены условия оптимальности, на основе которых предложен простой геометрический способ построения оптимальной сети аэродромов в зависимости от предельных маневренных возможностей аппарата.
Пусть начальные значения параметров траектории полета гиперзвукового летательного аппарата (ГЛА) принадлежат некоторому многообразию {Н} и полностью определяются одним параметром, например, начальной скоростью У(;[^тт, Кгаах]. Требуется определить минимальное потребное число и оптимальное расположение аэродромов для посадки ГЛА при любых начальных значениях параметров траектории полета, принадлежащих {//}.
Предположим, что максимальное Ьтах и минимальное 1*т\п удаления ГЛА от заданной точки, характеризующие предельные маневренные возможности ГЛА, являются неубывающими функциями V, т. е.
Обозначим через V] максимальную начальную скорость, с которой ГЛА может совершить посадку на у-й аэродром (
^-тіп (У]) = £/> (2)
I*]—удаление у'-го аэродрома (фиг. 1).
Для того чтобы посадка ГЛА была возможна при любой начальной скорости УСІ^шіп, ^тах]. должны выполняться неравенства
А. С. Филатьев
£ІЇ1ІП (У2)
^•гаах ( ^-тах ( ^і)> если І^йах ^ ^2 У] 5* ^тіп-
(1)
(3)
а достаточное число аэродромов N определяется из условия:
N
^тах ( ^тах) ^-дг = 2 ( ^тах)1
/=1 где
^l^j = Lj — ^ о = 0.
Так как, согласно (2), (3), /.тах (у]-д — ^тт (V/-\)> то из (1), (4) следует,
что
Ы* — тШ N (5)
достигается при Д/./ = шах Д^ = 1шах (— 1Ш|П (К^) или, учитывая (1) —(4),
^ / = ^-шах ( ^—1) = ^тш (Уу);
^ЛГ* > ^тах>
^дг*_1 ^тах (см. фиг. 1).
Покажем, что при невыполнении условий (6) при определении расположения хотя бы одного аэродрома потребное число аэродромов N может только увеличиться. Пусть для ] < К
ЬК ф 1'К< }
где . * ' обозначены величины, определенные в соответствии с (6).
(6>
Фиг. 1
Согласно (2), (3), (6), (7) возможно только следующее соотношение между
Ьк и 1^:]
^к = ^т1п (Vк) <С. 1-к — Ьт\а (У%). (8)
Учитывая монотонность функции Ьт\а{У) (1), получаем из (8)
Ук<К- О)
Согласно (3),
Ь ^ ^тах ( ^к )>
но из (1), (9) следует, что
^-тах тах
поэтому
^ К-\-1 ^^шах к)- 0®)
Таким образом, если имеет место (8), то выполняется и неравенство (11). Аналогично можно показать, что из (11) следует
Неравенство (13) означает, что при размещении аэродромов по правилу, отличному от (6), общее число N аэродромов, полностью .обслуживающих" диапазон Кшах, строго больше Ы* — 1:
и, следовательно, N^-N*, что и требовалось доказать.
Отметим, что неравенство (14) — нестрогое, поэтому условия (6) являются в общем случае достаточными и, если Z,min (^шах) Ф LN*, то могут существовать способы размещения того же числа аэродромов N*, отличные от (6). Кроме того, процедура построения оптимальной сети аэродромов может производиться в соответствии с (6), но в .обратном' порядке, начиная с N*-го, для которого LN, = Lmin(Vrraax). Выписывая соотношения, аналогичные (7) — (14), можно показать, что и в этом случае обеспечивается минимальное потребное число аэродромов N*.
Если для любого Vmax] Lmix (V) Lmin(V), то величина N* всегда
конечна. В противном случае, если существует хотя бы одно значение V' £[Vmin, Vmax] такое, что Lmix(V') = imin(^'). т0 величина N* конечна только при выполнении условий: Z.max (У) = const в окрестности точки V' .слева" и Lm\n (V) = const в окрестности точки V' .справа*, иначе N* = эо. Проиллюстрируем полученные результаты на следующем примере. Для испытаний гиперзвукового летательного аппарата (ГЛА) осуществляется последовательный разгон его с помощью ракет-носителей до скоростей от V = Vmia до V = Кшах. После достижения заданной скорости y£[V’n,in, V^max] ГЛА отделяется от ракеты-носителя и самостоятельно планирует с последующей посадкой на аэродром. Требуется оценить минимальное количество и расположение аэродромов, необходимых для посадки такого ГЛА, считая, что указанный диапазон начальных скоростей Vmjn V Ушах проходится непрерывным образом. Для того чтобы связь между начальными значениями параметров траектории полета ГЛА и начальной скоростью V была однозначной, будем считать программу управления движением ракеты-носителя при разгоне ГЛА фиксированной и соответствующей программе гравитационного разворота, так что изменение начальной скорости V достигается за счет изменения продолжительности полета ракеты-носителя с ГЛА.
При определении предельных возможностей пассивного маневра ГЛА проводились расчеты максимальной дальности планирования Lmах (аэродинамическое качество К = /Стах, угол крена 7=0) и минимального удаления от точки старта Z<min (программа управления [1]). Аэродинамические характеристики ГЛА задавались в соответствии с данными работы [2].
Схема определения Lj и N* показана на фиг. 2, где V= VIVKp, VrKp —круговая скорость. Видно, что при Vmjn = 0,05 и Vmax = 0,8 потребное число аэродромов N* = 3. Использование на ГЛА двигательной установки, позволяющей увеличить дальность полета ГЛА на величину Д/,ду, приводит к существенному сокращению потребного числа аэродромов (фиг. 3). Резкое уменьшение потребного числа аэродромов N* при расширении (по дальности) области возможного маневра ГЛА связано с тем, что большая часть из Л^аэродромов .обслуживает" диапазон малых начальных скоростей полета V и расположена на относительно небольшом расстоянии друг от друга (см. фиг. 2).
(12)
(13)
N>N*— 1
(14)
При имеющихся трех аэродромах, расположенных в соответствии с (6), достаточно обеспечить дальность крейсерского полета ГЛА с двигательной установкой А£ду ~ 200 км. Дальнейшее увеличение А£ду оказывается малоэффективным. Так, для сокращения числа аэродромов до #*=1 необходимо иметь Д£дУ г 1500 км (фиг. 3). Как видно из фиг. 2, потребное число аэродромов
N* 6 A
V, ( :
2 \j
——— —— -
0 500 WOO dLaj/tUM
Фиг. 3
может быть также существенно сокращенб за счет увеличения минимальной начальной скорости Kjhin-
Автор благодарит В. П. Плохих за полезное обсуждение работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ф и л а т ь е в А. С. Анализ оптимального закона управления возвращением гштерзвуковых летательных аппаратов. ,Ученые записки ЦАГИ*, т. 7, № 5, 1976. ;
< 2. Surber Т. Е., 0 1sen.D..C. Space shuttle orbtter aerodynamic
development. ,AIAA Paper*, N 74—991.
Рукопись поступила 20jX 1977 г.