КОНТ тнпт
Кошкина Е. Н. Приарктические территории Архангельской области как объект изучения в аспекте методики преподаванияиностранного языка в школе и вузе // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 03. - ART 13528. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
научно-методический электронный журнал 1^^-2013/13528^.- Го-. рег. эЛ № фс 77 АКТ 13528 УДК 372.881.111.1:913 49965. - юм 2304-120Х.
Кошкина Елена Николаевна,
старший преподаватель кафедры германской филологии гуманитарного института филиала ФГАОУВПО «Северный Арктический федеральный университет им. М. В. Ломоносова», г. Северодвинск [email protected]
Приарктические территории Архангельской области как объект изучения
в аспекте методики преподавания иностранного языка в школе и вузе
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации деятельности студентов по изучению приполярных территорий Архангельской области на основе приемов развития критического мышления. Автор предлагает также образцы возможных тем и заданий в русле спецкурса по методике преподавания регионального материала на английском языке.
Ключевые слова: региональное образование, критическое мышление, Арктика.
В течение ряда лет согласно учебному плану филологического факультета в перечень ОПД включен курс «Учет регионального компонента в методике преподавания иностранного языка». Мы придаем большое значение обучению студентов данной дисциплине, поскольку в рамках областной образовательной политики созданы и успешно внедряются программы для муниципальных общеобразовательных учреждений по этому направлению. В ходе педагогической практики в школе предусмотрены зачетные уроки с краеведческим наполнением, ежегодно часть научных работ студентов, в т. ч. курсовые и дипломные проекты содержат региональные материалы.
Проблема учета регионального компонента (РК) в методической подготовке будущих учителей приобрела новый импульс в связи с изменением статуса нашего филиала и головного учреждения. Как известно, Архангельская область относится к приполярным территориям. Деятельность САФУ сегодня отражена в 6 приоритетных направлениях, которые, безусловно, представляют интерес, а по сути, и ориентир нашей преподавательской деятельности. Вектор научно-исследовательских изысканий нацелен на изучение Европейского Русского Севера и Арктики. Поэтому в этом году наш спецкурс фокусировал внимание на изучении особенностей обозначенной местности, но, как и прежде, в рамках предмета «Иностранный язык». Посылом для корректировки содержательной линии спецкурса послужил и факт провозглашения 2012 года годом Арктики. И уже в этом феврале, как заявлено, мы отмечали 29 числа День Холода.
Одной из ключевых целей вузовского и школьного обучения сегодня является развитие автономии обучающихся через проблемно-поисковые формы познания. Поскольку студенты 4-го курса уже овладели теоретической базой методики и прошли первую языковую практику в школе, мы посчитали целесообразным продолжить их специальную подготовку в русле современной технологии развития критического мышления. Согласно Дэвиду Клустеру [1] критическое мышление обладает характеристиками, необходимыми для реализации выдвинутой стратегии.
1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
2. Критическое мышление есть мышление обобщенное. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
3. Критическое мышление есть мышление проблемное, оценочное и аргументированное. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2013/13528.htm
КОНТ ТШТ
Кошкина Е. Н. Приаркгические территории Архангельской области как объект изучения в аспекте методики преподаванияиностранного языка в школе и вузе // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 03. - ART 13528. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
научно-ллетодический электронный журнал копсе^2013/13Б2^-_ Го~с, рег. э' №
АШ 13528 УДК 372.881.111.1:913 49965. - юм 2304-120Х.
проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной
аргументации.
4. Критическое мышление есть мышление социальное.
Первое занятие курса было проведено в форме мозгового штурма, где студенты в группах обсудили варианты возможных проблем вокруг ядерного понятия «Арктика». В итоге выделены следующие темы для изучения:
- Климат и географическое положение (Climate and geography).
- Природа (флора, фауна, подводный мир). Вопросы экологии. (Nature: flora, fauna, underwater world. Ecological problems).
- Покорение Арктики (Taming the high latitudes).
- Ресурсы Арктики и их использование. Проблемы геополитики (Arctic resources and geopolitics problems).
- М. В. Ломоносов и его вклад в освоение севера (M. V. Lomonosov’s contribution to the Arctic research).
- САФУ как центр высшего образования Архангельской области (NArFU as the higher education center of the Arkhangelsk region).
- Северные морские конвои во время Второй Мировой войны (The Arctical lied convoys of W. W. II).
- Туристическая карта Русского Севера и Арктики (Tourism in the Russian North and Arctic).
- Спортивный портрет Русского Севера и ЗОЖ (Sport and healthy way of life in the Russian North).
Как итог, мы вписались в 6 направлений развития САФУ, причем в некоторые в силу межпредметных связей неоднократно.
- Высокотехнологичные и наукоемкие отрасли и производства, связанные с Арктикой (1).
- Развитие инфраструктуры Северо-арктического региона (3).
- Комплексное использование биоресурсов (2).
- Окружающая среда (2).
- Северная полярная медицина, ЗОЖ (4).
- Социально-гуманитарная сфера Европейского Севера и Арктики (3).
Опираясь на шпаргалку по классификации вопросов (толстые, тонкие), студенты сформулировали вопросы по заявленным темам и представили их в виде ромашки Блума. Приведем пример.
- В чем состоит различие и сходство климата на Северном Полюсе и приполярных районах Архангельской области?
- Почему 2012 год назван годом Арктики?
- В какой области человеческого знания можно использовать сведения о достижении россиян дна Северного Ледовитого океана?
- Что вы знаете о происхождении слова «Арктика» ?
- Какой вывод можно сделать о последних ноу-хау в плане экипировки и обмундирования полярных исследователей?
- Вероятны ли туры желающих посмотреть Арктику? Какие?
- По какому принципу возможно разделение прав на территорию Арктики между северными странами?
- Почему Архангельск называют русскими «воротами в Арктику»? и др.
«VI *5 <Х»
http://e-koncept.ru/2013/13528.htm
КОНТ тнпт
Кошкина Е. Н. Приарктические территории Архангельской области как объект изучения в аспекте методики преподаванияиностранного языка в школе и вузе // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 03. - ART 13528. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
научно-методический электронный журнал 1^^-2013/13528^'- Го-. рег. эл № ФС "7-ART 13528 УДК 372.881.111.1:913 49965. - issn 2304-120Х.
Домашней заготовкой студентов стал глоссарий (не менее 15 единиц), включающий специфическую лексику (в т. ч. имена собственные), необходимую для раскрытия проблемы исследования. Например:
Glossary : Polar Circle, the North Pole, Aurora Borealis, arctic fox, husky, permafrost, lichen, moss, iceberg, glaciers, drifting station, ice breaker, NArFU, East-Prinovozemelsky field, Northern Sea Route, Fyodor Litke, the Laptev brothers, Georgy Sedov, Vladimir Rusanov, Semyon Chelyuskin, Franz-Joseph Land, «Arctic Floating University», «Professor Molchanov» research vessel, theArctic gearидр.
Через приемы кластер и схему Сандры Каплан студенты очертили круг своих поисковых траекторий и придали вопросам линейную направленность в виде маршрутного листа. Результатом начального этапа стала защита программы элективного курса с заданными параметрами. Еще на уровне ближней перспективы студенты обозначили многоаспектность выбранных проблем и указали позиции, по которым можно провести автономное расследование.
В календарно-тематическом плане спецкурса представлен ряд приемов для демонстрации на практических занятиях:
- Инсерт (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления).
- Метафорический ряд на чувства [2].
- Фишбоун (установление причинно-следственных связей).
- Синквейн (творческий проект).
- 6 шляп (психологический тренинг).
- ПМИ Эдварда де Боно (плюсы, минусы, интересно).
- Таблица ЗХУ Донны Огл (знаю, хочу знать, узнал).
- 10 лучших оснований для рейтинга (Top En Words) и др.
Результатом основного этапа явился проект зачетного занятия на выбор из элективного курса в виде презентации, в т. ч. с использованием видеоматериалов. Например:
- Роль и место Архангельской области в АЗРФ (Place and role of the Arkhangelsk region in AZRF).
- Природные ресурсы Арктики (Arctic natural resources).
- Организационная структура САФУ (NArFU structure and institutes).
- Дикая жизнь Арктики (Arctic wild life).
- Спортивная жизнь САФУ (Sport life in NArFU).
- Юбилей северных морских конвоев (70-year jubilee of the Arctic convoys PQ: «Dervish»).
- Туризм в Арктику (The Arctic tours) и др.
Отдельно был вынесен вопрос о составлении образца итогового контроля в формате олимпиадного задания школьного уровня по проблеме исследования. Этот вопрос актуален по ряду причин, важнейшая из которых - отсутствие на сегодняшний день контроля по РК в рамках Олимпиады школьного уровня. На заключительном этапе студенты разработали образцы итогового контроля, направленного на проверку знаний по прохождении элективного курса.
В дополнение к итоговому занятию обучаемые создали коллективный образовательный проект в виде календаря Арктики на 2012 год, предварительно согласовав ключевые моменты оформления и содержания «продукта», как то: адресат, формат, логотип, информативный блок и т. д.
http://e-koncept.ru/2013/13528.htm
КОНТ тнпт
Кошкина Е. Н. Приаркгические территории Архангельской области как объект изучения в аспекте методики преподаванияиностранного языка в школе и вузе // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 03. - ART 13528. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
научно-ллетодический электронный журнал k0nceptrumisjlss2lhtm\ Го~с, рег. э' №
ART 13528 УДК 372.881.111.1:913 49965. - issn 2304-120Х.
Спецкурс позволяет совершенствовать социокультурную компетенцию студентов в региональном аспекте, углубляет их профессионально-педагогическую подготовку в русле современных требований. Проблемно-поисковый подход развивает умения отбирать, обобщать, композиционно выстраивать, адаптировать, интерпретировать на иностранный язык и методически организовывать специфический материал для межкультурного общения в контексте перспективы развития САФУ, а значит и региона. Полагаем, что помимо методической и языковой нагрузки, спецкурс содержит просветительскую и профориентационную задачу: формирует навыки лекционно-пропагандистской работы, развивает природоохранительное сознание, интенсифицирует экологическое образование и воспитание. Сформированные навыки и умения являются базовыми для самостоятельной авторской разработки элективного курса с региональным наполнением в школьном образовании. На второй языковой практике в старшей школе пятикурсники имеют возможность в полной мере применить полученный на спецкурсе опыт в практической деятельности. Так, на осенней практике в старшей школе этого учебного года были, например, представлены зачетные уроки:
Красная книга животного мира Арктики (Red Book of the Arctic fauna).
- Факторы, влияющие на качество жизни людей на Русском Севере(Factors influencing quality of life in the Russian North).
- Герои войны с конвоя «Дервиш» (Белые береты, синие - кто они?)(War heroes of the PQ «Dervish»).
- Инновационные проекты: «Приразломная» в освоении арктического шельфа (Prirazlomnay a project in exploration of the Arctic shelf).
- Знакомство с изданиями САФУ: журнал «Арктика и Север» и газета «Арктический вектор» (Reading NArFU publications:«Arctic and the North» and «ArcticVector»).
- Генеральная уборка арктических островов в контексте экологического проекта (The federal program for cleaning the Arctic from wastes and left over)и др.
Мы понимаем, что помимо поисково-знаниевой и методической составляющих
обучения, сегодня важно:
а) выводить деятельность студентов на востребованный, конструктивнозначимый и созидательный уровень исследования;
б) вырабатывать у студентов, особенно у выпускников, ответственность и готовность реализовывать программные задачи САФУ.
Поэтому предполагается в этом учебном году продолжить работу по изучению полярных пустынь Архангельской области (архипелаг Новая Земля, архипелаг Франца-Иосифа, остров Виктория) в контексте научно-образовательных экспедиций САФУ. Планируется оформление результатов исследования в стендовом исполнении.
гм yj nj
http://e-koncept.ru/2013/13528.htm
КОНТ тнпт
Кошкина Е. Н. Приаркгические территории Архангельской области как объект изучения в аспекте методики преподаванияиностранного языка в школе и вузе // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 03. - ART 13528. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
научмо-методический электронный журнал konceptru72013/i3528n.htm"- Гос. per. Эл № ФС 77-ART 13528 УДК 372.881.111.1:913 49965. - issn 2304-120Х.
Приложение
Arctic - a place yielding its enormous wealth only through heroic efforts
Образцы некоторых заданий
I. Sinquain:
ARCTIC,
Endless and silent,
Attracts, delights and freezes,
As pure and sparkling as icicle,
Snow white and treeless wilderness.
II. Metaphors on senses:
You look like anendless white desert,
You sound like ringing of a tender bell,
You feel like frosty and fresh icicle,
You smell like a watermelon at the harvest time.
III. 10 top ways to reach the Polar Circle:
Ice breaker, submarine, plane, dirigible, skis, husky sledge, reindeer, snowmobile, on foot, in a dream...
IV. Tentaclesof the nuclear word ARCTIC (Polar, North, ice, winter, cold, frost, wind...):
V.Sixhats(Arctic in the focus):
White (neutral) - permafrost territory in the north with much snow, sparse vegetation and animal world, polar nights and round-the-clock sunlight in summer.
Red (negative) - terribly cold, dark, boredom, nervous breakdown, lack of comfort, loneliness, homesickness.
Violet (pessimistic) - always running nose, coughing and sneezing, frostbite, blinding sun, scurvy. Yellow (positive) - crystal-clear water, exotic beauty, white virgin snow, unique animals registered in the Red Book, unforgettable sunset and sunrise, fairy-tale purity, solitude.
Green (fantastic) - develop extreme travelling and build hotels for tourists, freeze people with incurable diseases, transport ice (water) to stop African drought.
Blue (analytical conclusion) - some people like north and conquer high latitudes, other people prefer south and lie in the sun. Tastes and wishes differ!
VI. Types of culturonyms and ways of their transforming in a foreign language:
1. Transform culturonyms into English:
«птица счастья» - 4 ways Северное сияние - 4 ways
2.Name the way of transforming:
а) Sibiryaki
б) pemmican
3. Guess the culturonyms:
? - the Northern wind
? - sliced frozen meat or fish served cold ? - a tent of skins ? - kind of felt boots
VII. Questions from «romashkaBluma»scheme:
What is in common between Arctic and astronomy?
Etymology
The word comes from the Greek words arktikos which means «near the bear» and Arktosmeaning «bear». The name refers either to the constellation «Great Bear», which is prominent in the northern portion of the celestial sphere, or to the constellation «Little Bear», which contains Polaris, the Pole Star, also known as the north Star.
What territories are considered to be the Arctic region?
Borders
The Arctic is a polar region located at the northernmost part of the Earth. The Arctic consists of the Arctic Ocean and parts of Canada, Russia, Denmark (Greenland), the USA, Norway, Sweden, Finland and Iceland. The Arctic region consists of a vast ice-covered ocean, surrounded by treeless permafrost.
Socially and politically the Arctic region includes the northern territories of the eight Arctic states, although by natural science definition much of this territory is considered subarctic.
Arctic Circle - the line of latitude 66,5 degrees north of the equator.
http://e-koncept.ru/2013/13528.htm
КОНТ ТЕПТ
Кошкина Е. Н. Приаркгические территории Архангельской области как объект изучения в аспекте методики преподаванияиностранного языка в школе и вузе // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 03. - ART 13528. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
научно-методический электронный журнал k0nceptrumisjlss2lhtm\ Го~с, рег. э' №
ART 13528 УДК 372.881.111.1:913 49965. - issn 2304-120Х.
Образцы некоторых контрольных заданий
Final Test Paper
I. Match the sentences:
1. Arctic fox feed primarily on
2. The caribou population kept dropping because of overhunting
3. Walruses are
4. Seals can hold their breath for a long time underwater
5. The Alaska natives prize the soft warm fur of wolverine
a. especially using around the face because frost will not form on it
b. and dive very deep by letting air out of their lungs
c. small mammals, including lemmings, tundra voles
d. the largest pinnipeds in the Arctic and Subarctic areas
e. until laws were passed to protect
II. Answer the questions:
Which fur is the warmest in the Arctic?
What is the name for domesticated caribou?
How do the native arctic people benefit from the polar bear?
Why is the collared lemming so important in the Arctic?
What is the difference between seals and sea lions?
III. Define the following words and word combinations:
Arctic Vector, Exchange Students, CIS, AZRF, floating university, Red fox Challenge-2011, the Northern UGMS, North Pole 37
IV. Choose the correct answer:
1. NArFU incorporates .institutes, each with long-standing traditions in many research fields.
a) 17
b) 12
c) 9
d) 5
2. NArFU is North-West Russia’s major educational institution established by RF Presidential Edict of ...
a) 21 October 2009
b) 10 October 2011
c) 7 December 2007
d) 1 February 2012
3. A seminal event in the Arctic exploration occurred in 1409, when ....
a) the English explorer John Davis entered Cumberland Sound, Baffin Island
b) thePomors explored parts of the north-east passage
c) Ptolemy’s Geographia was translated into Latin
d) the Northwest Passage was discovered
4. A sea route connecting the Atlantic and Pacific Oceans through the Arctic Ocean is named ....
a) the Northern Way
b) the Northwest Passage
c) the Great Pass
d) the Arctic Passage
5. The first persons to reach the North Pole. were Richard Weber and MishaMalakhov.
a) on foot (or skis)
b)by plane
c) by dogsleds
d) by ship
6. On April 26, 2009, Russian expedition ....
a) found oil in the North Pole
b) was lost without a trace
c) drove Russian built cars to the North Pole
d) reached Alaska through the North Pole
7. The Arctic Region includes the territories of Norway, Greenland, Russia, ... and others.
a) Latvia
b) Iceland
c) Novaya Zemlya
d) Victoriaisland
http://e-koncept.ru/2013/13528.htm
КОНТ тнпт
Кошкина Е. Н. Приаркгические территории Архангельской области как объект изучения в аспекте методики преподаванияиностранного языка в школе и вузе // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 03. - ART 13528. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2013/13528.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
научно-методический электронный журнал ART 13528 УДК 372.881.111.1:913 Ссылки на источники
1. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2004. - 361 с.
2. Балакина Н. О. Развитие логического мышления на уроках английского языка в старших классах. // Иностранные языки в школе. -2012. - № 3. - С. 28-30.
Koshkina Elena,
senior lecturer of German Philology chair in the Humanitarian Institute, branch of the Northern Arctic Federal University after M. V. Lomonosov in the town of Severodvinsk, Archangelsk Region
The subarctic territories of the Arkhangelsk region as an object of study in the focus of English language teaching methodology at school and university
Summary. The article is devoted to the organization of students’ activities based on critical thinking strategies studying the subarctic territories of the Arkhangelsk region. The author offers a list of possible topics and tasks for regional studies in the focus of English language teaching methodology.
Keywords: regional studies, critical thinking, Arctic.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук
pu "7 fu
9772304120135
http://e-koncept.ru/2013/13528.htm