Научная статья на тему 'ПРИАМУРСКАЯ ЗЕМСКАЯ ДУМА: ПОСЛЕДНИЙ ПАРЛАМЕНТ АНТИБОЛЬШЕВИСТСКОЙ РОССИИ'

ПРИАМУРСКАЯ ЗЕМСКАЯ ДУМА: ПОСЛЕДНИЙ ПАРЛАМЕНТ АНТИБОЛЬШЕВИСТСКОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
163
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИАМУРСКАЯ ЗЕМСКАЯ ДУМА / ПРИАМУРСКИЙ ЗЕМСКИЙ СОБОР / ПРИАМУРСКИЙ ЗЕМСКИЙ КРАЙ / М. К. ДИТЕРИХС / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / РОССИЙСКИЙ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ПАРЛАМЕНТАРИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Землянский В. Л.

Исследуются статус и деятельность малоизученного института власти Приамурского Земского края - Приамурской Земской думы. Цель состоит в определении положения Земской думы в системе органов управления государственного образования М. К. Дитерихса. Для достижения цели поставлены следующие задачи: изучить изменения в структуре и полномочиях Земской думы, охарактеризовать её государственную деятельность, а также рассмотреть процесс выборов думцев. На основе анализа законодательных актов, регулирующих работу Думы, и её основной деятельности делается вывод, что, несмотря на существенное ограничение прав думцев и отказ от всеобщих выборов, Приамурская Земская дума являлась парламентом Приамурского Земского края с законосовещательными функциями. После создания в сентябре 1922 г. Совета Земской думы, ставшего верхней палатой парламента, Приамурская Земская дума выполняла функции нижней палаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIAMURSKY ZEMSKY DUMA: LAST PARLIAMENT OF ANTIBOLSHEVIK RUSSIA

The purpose of the article is to study the position and activities of the Priamursky Zemsky Duma. The sources of the article were the files of the State Archives of the Russian Federation, materials from the periodical press of the period under study and the memoirs of the participants in the events. In early August 1922, the highest representative body of power in the Primorsky region, the Priamursky Zemsky Sobor, elected Lieutenant General M.K. Dieterichs. On August 8, the ruler issued decree No. 2, according to which the Priamursky Zemsky Duma was established. On August 15, Dieterichs tasked the Duma with developing a bill on local self-government. Exactly one month later, the functions of executive power were entrusted to the Duma and a new body of power was established - the Council of the Zemsky Duma, which, among other things, headed the Duma commissions. On September 19, by decree No. 46, the Council of the Zemsky Duma was entrusted with the consideration of bills prepared by members of the Duma. Thus, the Duma became a bicameral representative body of power (the upper chamber is the Council, the lower one is the Duma) with legislative powers, combining the functions of the executive power and the highest civilian governing body of the Priamursky Zemsky territory. The members of the Duma were elected at the Zemsky Sobor, were introduced into its composition by decrees of Dieterichs and were appointed according to their official position. Commissions of the Zemsky Duma regularly discussed the most pressing issues of internal life: local government, economic situation and education. Not having worked even three months, the Duma ended its activities in connection with the defeat at the front and the termination of the existence of the Priamursky Zemsky territory.

Текст научной работы на тему «ПРИАМУРСКАЯ ЗЕМСКАЯ ДУМА: ПОСЛЕДНИЙ ПАРЛАМЕНТ АНТИБОЛЬШЕВИСТСКОЙ РОССИИ»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 1 (33). С. 77-84.

УДК 94(571.6)

Б01 10.24147/2312-1300.2022.9(1).77-84

В. Л. Землянский

ПРИАМУРСКАЯ ЗЕМСКАЯ ДУМА: ПОСЛЕДНИЙ ПАРЛАМЕНТ АНТИБОЛЬШЕВИСТСКОЙ РОССИИ

Исследуются статус и деятельность малоизученного института власти Приамурского Земского края - Приамурской Земской думы. Цель состоит в определении положения Земской думы в системе органов управления государственного образования М. К. Дитерихса. Для достижения цели поставлены следующие задачи: изучить изменения в структуре и полномочиях Земской думы, охарактеризовать её государственную деятельность, а также рассмотреть процесс выборов думцев. На основе анализа законодательных актов, регулирующих работу Думы, и её основной деятельности делается вывод, что, несмотря на существенное ограничение прав думцев и отказ от всеобщих выборов, Приамурская Земская дума являлась парламентом Приамурского Земского края с законосовещательными функциями. После создания в сентябре 1922 г. Совета Земской думы, ставшего верхней палатой парламента, Приамурская Земская дума выполняла функции нижней палаты.

Ключевые слова: Приамурская Земская дума; Приамурский Земский собор; Приамурский Земский край; М. К. Дитерихс; гражданская война; российский Дальний Восток; парламентаризм.

Последний период организованной антибольшевистской борьбы в 1922 г. на российском Дальнем Востоке связан с существованием Приамурского Земского края во главе с генерал-лейтенантом Михаилом Константиновичем Дитерихсом. Избранный 8 августа 1922 г. Приамурским Земским собором правителем Приамурского государственного образования (в тот же день переименован в Приамурский Земский край), М. К. Дитерихс в первых двух указах объявил о кардинальных реформах, направленных на переустройство всей системы власти на территории, подконтрольной Временному Приамурскому правительству. Одним из центральных органов государственного управления стала Приамурская Земская дума.

В советской историографии гражданской войны на Дальнем Востоке органам власти Приамурского Земского края не уделялось существенного влияния. Упоминание о Думе как о высшем исполнительном органе власти встречается в работе владивостокского историка В. В. Сонина 1974 г. [1]. С распадом Советского Союза отмечается непрекращающийся интерес исследователей к теме Белого движения и политической истории

антибольшевистских государственных образований. С выходом в 1992 г. монографии В. Ю. Куцего [2] началось всестороннее изучение Приамурского государственного образования и Приамурского Земского края.

В современной российской историографии основное внимание уделено рассмотрению правовых полномочий Приамурской Земской думы. В академическом труде «Дальний Восток России в период революций 1917 года и гражданской войны» [3, с. 541-542], в работах хабаровских историков Ю. Н. Ципкина [4, с. 159-160] и Д. А. Ляхова [5, с. 161-164] Дума указана как законосовещательный орган власти (в исследовании Д. А. Ляхова говорится о законодательных функциях Думы) с упоминанием об изменении её функций с законосовещательных на исполнительные в сентябре 1922 г. и образования высшего гражданского органа исполнительной власти -Совета Земской думы. Как отмечает московский историк В. Ж. Цветков, Приамурская Земская дума являлась представительным органом власти с законодательными и исполнительными функциями [6, с. 481, 489].

Таким образом, в работах современных исследователей Дума упоминается исключи-

тельно в рамках конструирования М. К. Дите-рихсом государственного аппарата, без рассмотрения практической деятельности думцев. Исследование Думы может считаться достаточно актуальным в связи с недостаточной изученностью данной темы, а также необходимостью осмысления опыта дальневосточного парламентаризма первой четверти ХХ в.

Источниками для написания статьи послужили указы М. К. Дитерихса, большая часть которых опубликована в сборнике «Генерал Дитерихс» под редакцией В. Ж. Цвет-кова [7]. В работе использовались дела из Государственного архива Российской Федерации, материалы периодической печати исследуемого периода (газеты «Слово», «Земский край» и «Вестник Земского Приамурского края»), а также воспоминания участников событий.

Приамурская Земская дума была образована по указу М. К. Дитерихса № 1 от 8 августа 1922 г. Цель создания нового органа власти оговаривалась крайне абстрактно. Члены Думы, которых ещё предстояло избрать, вместе с Приамурским Церковным собором должны были дать правителю возможность сделать «последующий шаг в служении Великой Родине по пути, возложенному... Земским Собором» [7, с. 404]. На следующий день Дитерихс зачитал перед Земским собором указ № 2. В указе Думе давалось довольно расплывчатое приказание «приступить к своей работе по заложению в земле Приамурского Края основ в борьбе за освобождение нашей Великой Родины от советского ига и изгнания из пределов её отвернувшихся от Бога коммунистов, большевиков, воров, угнетателей и истязателей народов земли Русской» [7, с. 406]. На председателя Приамурской Земской думы В. П. Ра-зумова также возлагались функции председателя Совета Внешних Земских дел (орган управления, в который вошли ведомства иностранных дел, путей сообщения и торгово-промышленное) и заместителя правителя по гражданскому управлению.

В том же указе членам Думы ставились и более чёткие задачи. С целью создания представительных органов государственного и местного значения им поручалась разработка принципа представительства от приходов и деловых организаций, существовавших

по законам Российской империи до 1904 г. [7, с. 406-407]. Первоначально деятельность Думы строилась на основании двух первых указов правителя. Впрочем, отсутствие положения о Приамурской Земской думе, конкретных задач, прав и обязанностей тормозили начало её работы.

В своих воспоминаниях члены Земской думы отмечали хаотичность преобразований правителя Приамурского Земского края. С. П. Руднев упоминал, что во время оглашения указа № 1 присутствующие члены Земского собора не могли понять происходивших перемен [7, с. 496]. И. К. Артемьев замечал относительно первых двух указов М. К. Дитерихса, что тот не имел представления о порядке управления и организации государственных учреждений1. Итогом первых действий правителя стало создание запутанной и сложной системы управления Приморьем, в которой Земская дума занимала одно из центральных мест, будучи представительным органом власти с законосовещательными полномочиями.

Видение Дитерихсом основ будущего управления Приамурского Земского края раскрывались в указе № 10 от 15 августа 1922 г. Приамурской Земской думе повелевалось разработать и представить на утверждение Положение о Приходах и приходском управлении Приморской области. Правитель подчёркивал, что он предлагал только принципы, оставив членам Земской думы свободу их практического разрешения. В будущем, после расширения подконтрольной территории, Думе во главе с назначенным правителем председателем на правах генерал-губернатора отводилась роль высшего органа самоуправления в Приморской области (выборы в её состав должны были происходить каждые два года) [7, с. 421-424]. Во время встречи президиума Думы с Дитерихсом последний приказал разработать ряд законов, по которым все отрасли жизни населения Приморья сосредоточились бы в приходах2. Также по указанию Дитерихса думцы в срочном порядке начали работу по подготовке положения о Думе.

Кардинальное изменение структуры Приамурской Земской думы произошло на основании указа № 36 от 15 сентября 1922 г. -правитель повелел ей «отныне быть не толь-

ко законосовещательным, но и исполнительным органом» [7, с. 459]. Учреждался новый высший орган управления - Совет Земской думы, состоящий из 4 членов, которых назначал Дитерихс из числа 12 кандидатов, избранных думцами из своего состава. В подчинение Совету переходили все ведомства, кроме иностранных дел. Во главе ведомств находились думские комиссии. Председатель комиссии назначался указом правителя по представлению Совета Земской думы и имел преимущественное право голоса [5, с. 163-164].

Совет Земской думы обязан был наблюдать и руководить работой комиссий, разрешать возникающие вопросы и объединять разрешение проблем, затрагивающих компетенцию нескольких ведомств. За собой правитель оставлял идейное и принципиальное руководство работой Думы, утверждение и изменение законов. В случае смерти Дите-рихса верховная власть над Приамурским Земским краем временно переходила к Совету Земской думы [7, с. 459-460].

Указом № 46 от 19 сентября 1922 г. (вводился в действие с 21 сентября 1922 г.) утверждался Совет Земской думы в составе председателя И. К. Артемьева и 4 членов, ставший высшим органом исполнительной власти до введения приходского управления. Совет Думы руководствовался действующими законами, указаниями М. К. Дитерихса и находился в его непосредственном подчинении. Глава Совета председательствовал на заседаниях Приамурской Земской думы и временно руководил ведомствами, кроме ведомства иностранных дел. Правитель возлагал на Совет Земской думы рассмотрение законопроектов, мнений и законодательных предложений думцев, согласно положению о Приамурской Земской Думе; выделение государственных средств ведомствам; представление к назначению высших государственных чинов. Думе ставились задачи выработать и представить через Совет Думы правителю на утверждение исправленные согласно указу № 36 положения о Приамурской Земской думе и её ведомственных ко-миссиях3.

Результаты новой реформы резюмировала газета «Слово»: «функции в законодательно-бюджетной сфере придают Совету характер верхней законосовещательной па-

латы - чего-то вроде маленького государственного совета»4. Действительно, с середины сентября 1922 г. Приамурская Земская дума по указу № 46 фактически стала двухпалатным представительным органом власти (верхняя палата - Совет, нижняя - Дума) с законосовещательными полномочиями, совместив в себе функции исполнительной власти и высшего гражданского органа управления Приамурским Земским краем.

По указу правителя № 1 от 8 августа 1922 г. Приамурский Земский собор должен был избрать из своего состава членов Приамурской Земской думы. Всего 9 августа 1922 г. в Думу вошли 25 чел., избранных Приамурским Земским собором, 8 чел. - по служебному положению и 4 чел. - по назначению правителя, а также назначенный председателем Думы В. П. Разумов5. Одно место оставалось вакантным для представителя рабочих Уссурийской железной дороги.

Вследствие отказа бюро профессиональных союзов выбрать своего представителя в Думу М. К. Дитерихс разрешил членам союза, не согласным с мнением бюро и не являвшимся коммунистами или социалистами-интернационалистами, самостоятельно выбрать члена Приамурской Земской думы [2, с. 154]. В дальнейшем состав Думы расширялся благодаря включению дополнительных членов по назначению правителя и расширению списка организаций, имевших право посылать своих делегатов в представительный орган власти.

Члены Земского собора избрали из своей среды представителей в Думу после оглашения указа № 2. При этом интерес членов Земского собора к избранию думцев был низким. Если в начале голосования присутствовало 150 чел., то к середине их осталось только 103 . В стенограмме заседания Земского собора зафиксирована попытка отказа от избрания в Думу. Кандидат от поселкового управления И. Ф. Курсков во время голосования заявил, что он не соглашался на выставление своей кандидатуры, и отказался стать членом Думы. Однако на том же заседании его кандидатура была вновь выставлена и получила большинство голосов. На этот раз Курсков согласился войти в состав Земской думы7. Стоит учитывать, что отказ от занятия государственной должности карался

высылкой за пределы Приамурского Земского края.

Большинство членов Земского собора на выборах членов Думы выступили против кандидатов из сельской местности с умеренными политическими убеждениями. Крестьянин П. М. Михайлов, на одном из заседаний Земского собора предложивший созвать Учредительное собрание, получил 19 голосов. Перед голосованием за кандидата от поселкового управления, волостного старшины Спасского района П. В. Сердюка, один из членов Земского собора с места сообщил, что Сердюк часто высказывался против правых организаций, после чего за него проголосовали только 7 чел.8 Считая необходимым увеличить представительство крестьян в Думе, правитель в середине сентября поддержал идею предоставления дополнительных мест жителям сельской местности Приморья.

14 сентября 1922 г. в с. Вознесенском в присутствии М. К. Дитерихса земский съезд избрал четырёх представителей в Приамурскую Земскую думу от трёх волостей и Гродековского станичного округа. Через день правитель приказал избрать на Земских съездах в восьми районах Приморья по два представителя и отправить их в Думу с целью ознакомления населения с работой думцев и в связи с подготовкой перехода Приморья на приходское самоуправление [7, с. 450-452, 460].

Думцы имели право поставить перед правителем вопрос о досрочном прекращении полномочий членов Думы. Решение об исключении принималось на заседании с последующей передачей постановления президиуму Думы и утверждением правителем. Известен один такой случай. 7 октября 1922 г. указом М. К. Дитерихса на основании представленного президиумом постановления был исключён из состава Думы А. К. Скородихин, не прибывший на заседание Думы из отпуска и не предоставивший объяснений по поводу отсутствия9.

Таким образом, Дума комплектовалась из членов Приамурского Земского собора, лично назначенных Дитерихсом лиц, представителей от организаций и обществ по квоте правителя, а также чиновников, вошедших в её состав по служебному положению. С целью узнаваемости Думы практиковалось

присутствие представителей местного населения на её заседаниях.

После оглашения указа № 2 М. К. Дите-рихс повелел Земской думе избрать президиум и комиссии из 2-3 чел., на которых возлагалась обязанность присутствовать в ведомствах для изучения положения дел. Указав на тяжелое финансово-экономическое состояние Земского края, правитель поставил думцам ещё одну задачу - установить шкалу содержания для должностных и служебных лиц10. Первое заседание Думы состоялось 10 августа 1922 г. Думцы избрали президиум (заместителем председателя стал И. К. Артемьев) и две комиссии: по приёмке дел правительственных учреждений и выработке содержания для служащих11. Позже к существующим комиссиям прибавились организационная, по организации самообороны, экономическая, по призрению безработных и беженцев, по народному образованию, а также судебная подкомиссия12.

Второе заседание Земской думы 11 августа 1922 г. посетил Дитерихс, вновь напомнив думцам о необходимости сокращения государственных расходов путём уменьшения штатов государственных служащих и ликвидации ненужных правительственных учреж-дений13. 14 августа Дума приняла табель окладов. Правитель согласился утвердить принятый Думой табель, но указал управляющему ведомством внутренних дел на необходимость исправить расписание классов чинов по его ведомству, учитывая отдельные мнения членов Земской думы А. А. Кропоткина и Л. Д. Тяжелова .

Основная работа думцев происходила в комиссиях. Как и пленарные заседания, они носили закрытый характер. Комиссии Земской думы регулярно обсуждали наиболее актуальные вопросы внутренней жизни Приамурского Земского края, руководствуясь в своей деятельности указами и распоряжениями М. К. Дитерихса. Важнейшими вопросами, требовавшими решения думцев, стали разработка положения о приходском самоуправлении, улучшение финансово-экономического положения и реформа образования.

Рассмотреть нормотворческую деятельность Земской думы удобнее всего на примере работы над положением о приходах. После указания Дитерихса о разработке при-

ходского самоуправления думцы создали организационную комиссию. Положение разрабатывалось около месяца. Подготовленный комиссией вариант рассмотрела судебная подкомиссия, далее с внесёнными коррективами положение было вынесено на обсуждение пленарного заседания и после его принятия передано правителю для утверждения, отклонения или изменения.

Стоит отметить, что положение о приходах на пленарном заседании было принято большинством в один голос, причём председатель Думы указывал на неприемлемость проекта . 14 сентября 1922 г. положение об организации приходского самоуправления (вместе с положениями о Приамурской Земской думе, о призрении и о налоге в пользу бедных) было передано М. К. Дитерихсу. По состоянию на 1 октября 1922 г. положение о приходах ожидало рассмотрения правителем, у которого также находились по-свящённые приходам проекты от других лиц и учреждений. И. К. Артемьев в беседе с корреспондентами допускал мысль, что Ди-терихс мог приказать думцам соединить проекты и переработать положение .

Выполнив главную задачу, возложенную правителем на организационную комиссию, - подготовку положения о приходах, комиссия в начале сентября 1922 г. приступила к разработке положения о местных областных думах, рассмотрению вопросов об упразднении областного земства и о взаимоотношениях между органами управления Приамурского Земского края .

Выход из тяжёлого финансового кризиса пыталась найти экономическая комиссия, планировавшая произвести обследование казённых грузов, а также запасов ведомств для выяснения экономического состояния Приамурского Земского края . В середине сентября перед комиссией стояли следующие вопросы: реорганизация Дальневосточного механического судостроительного завода; возмещение убытков частных лиц, понесённых при перевороте 26 мая 1921 г.; ход работ по экономическим вопросам и пр. Быстрое изменение военно-политической ситуации в Приморье не позволило улучшить экономическое состояние края, и основные предложения думцев заключались в уменьшении количества чиновников и ограниченной по-

мощи малоимущим слоям населения Приамурского Земского края.

Важное место в проводимых реформах занимало образование. 24 августа 1922 г. на заседании комиссии по народному образованию её председатель ректор Государственного Дальневосточного университета Г. В. Под-ставин сообщил, что работа комиссии должна вестись на основе положений, изложенных М. К. Дитерихсом, и основное внимание необходимо обратить на физическое развитие учащихся и религиозно-нравственное воспитание в духе православия на основе патриотизма20. Комиссия намеревалась провести реформу правописания (вернуться к старой орфографии), улучшить материальное обеспечение учебных заведений. Несмотря на попытки исправить ситуацию с образованием, финансами и местным самоуправлением, обстановка складывалась не в пользу Дитерих-са, и создать в Приморье базу, способную без помощи Японии противостоять Дальневосточной республике (далее - ДВР), думцам не удалось.

О некоторой известности Думы не только на Дальнем Востоке, но и за рубежом, может свидетельствовать факт отправки князем Л. А. Урусовым из Финляндии в адрес Приамурской Земской думы проекта «О государственном налоговом обложении». В введении к проекту Л. А. Урусов «земно кланялся выборным и служилым людям Земского Приамурского края»21. Но в связи с крайне тяжёлой ситуацией проект не был приведён в жизнь.

Значительным недостатком в деятельности Думы стали постоянные переезды её членов из Никольска-Уссурийского (куда в сентябре переехала большая часть Думы и где проходили пленарные заседания) во Владивосток и обратно. С созданием в середине сентября Совета Земской думы, Совет и комиссии Думы, работавшие по ведомствам, переехали во Владивосток22. Председатель Совета И. К. Артемьев отмечал, что на него возлагалась невыполнимая задача руководства ведомствами во Владивостоке и Думой в Никольске-Уссурийском23.

Взаимоотношение Совета Земской думы, фактически ставшего верхней палатой парламента, и Приамурской Земской думы выглядели следующим образом. Совет, сто-

явший по положению выше Думы, направлял на её рассмотрение вопросы, которые передавались в думские комиссии. После рассмотрения вопроса комиссиями готовился доклад на пленарное заседание, и в случае принятия доклада он передавался Совету Земской думы на утверждение и докладывался правителю, принимавшему окончательное решение.

Из-за конфликта в Совете Земской думы между председателем и остальными членами по вопросу о коллегиальности принятия решений И. К. Артемьев собирал Совет исключительно с целью рассмотрения законодательных предположений24.

Боевые действия с ДВР привели в начале октября 1922 г. к переезду Земской думы во Владивосток. 16 октября 1922 г. по указу правителя № 66 ввиду чрезвычайных обстоятельств Приамурская Земская дума прерывала «свои занятия», а указом № 69 от 19 октября с 20 октября расформировывались все правительственные органы власти Приамурского Земского края [8, с. 212-213]. После издания этого указа большинство членов Думы эвакуировались из Приморья, а 25 октября 1922 г. части Народно-революционной армии ДВР вступили во Владивосток.

Исходя из рассмотренных фактов, можно перечислить основные признаки парламента (высшего представительного органа власти), которыми обладала Земская дума: формирование на основе представительства (через многоступенчатые куриальные выборы и назначение членов Думы правителем); право нормотворчества (признание Дитерихсом Думы как законосовещательного органа в указе № 36 и постановка Совету Земской думы задачи рассмотрения законопроектов думцев указом № 46); функции надзора за ведомствами; наличие думских комиссий для рассмотрения определённых вопросов. Разработку и проведение главных реформ М. К. Дитерихс связывал с деятельностью думцев. Главными задачами образованной в августе 1922 г. Земской думы стали проведение реформ в сфере местного управления, финансов и образования. Созданная как законосовещательный орган власти, Дума в сентябре 1922 г. получила исполнительные функции.

Учитывая идеологию Приамурского Земского края, думцы не желали признавать

Думу в качестве парламента. Конечно, Земская дума не походила на обычный представительный орган власти. Думцы отвергали идею всенародного представительного органа власти с широкими законодательными полномочиями, видя в этом угрозу Приамурскому Земскому краю, не рассматривали военные вопросы, также у них отсутствовало право преодоления вето правителя.

Проработав месяц, Земская дума превратилась из законосовещательного в законосовещательно-исполнительный двухпалатный орган власти, что не улучшило положение Земского края, а лишь создало новые проблемы. Переезды из Владивостока в Ни-кольск-Уссурийский, постоянное изменение сферы занятий членов Думы, конфликт председателя Совета Земской думы с его членами - всё это повлияло на деятельность Приамурской Земской думы, не сумевшей организовать плодотворную работу и стать авторитетным представительным органом власти Приамурского Земского края.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Артемьев И. К. Воспоминания председателя биржевого комитета, Земской Приамурской думы, Совета думы и Совета управляющих ведомствами Временного Приамурского правительства при правителе генерале Дитерихсе: Эпизоды революции на Дальнем Востоке и борьба русских националистов во главе: Г. М. Семёнова, И. П. Калмыкова, Временного правительства под председательством С. Меркулова и правителя генерала М. К. Дитерихса с большевиками и коммунистами. - Тяньцзинь, [Б. г.]. - С. 131.

2 Указания Правителя Земской думе // Слово. - 1922. - 15 авг. - С. 5.

3 Указ Правителя Земского Приамурского края № 46 // Вестник Земского Приамурского края. - 1922. - 5 окт. - С. 1-2.

4 Новый строй // Слово. - 1922. - 23 сент. - С. 1.

5 Указ Правителя Земского Приамурского края № 2 // Слово. - 1922. - 11 авг. - С. 3-4.

6 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-5194. Оп. 1. Д. 3. Л. 331-332, 488, 491.

7 Там же. Л. 493.

8 Там же. Л. 495.

9 Указ Правителя Земского Приамурского края № 59 // Вестник Земского Приамурского края. - 1922. - 11 окт. - С. 1.

10 Седьмое открытое заседание Земского собора // Слово. - 1922. - 11 авг. - С. 4.

11 В Земской думе // Слово. - 1922. - 12 авг. -

С. 3.

12 Комиссии Земской думы // Слово. - 1922. -16 августа. - С. 5.

13 В Земской думе // Слово. - 1922. - 13 авг. -

С. 5.

14 ГАРФ. Ф. Р-937. Оп. 1. Д. 10. Л. 1.

15 Артемьев И. К. Указ. соч. С. 152-153.

16 Беседа с И. К. Артемьевым // Земский край. - 1922. - 1 окт. - С. 2.

17 Земская дума в Никольске // Слово. -1922. - 7 сент. - С. 5.

18 Работа экономической комиссии Земской думы // Слово. - 1922. - 23 авг. - С. 5.

19 В финансовой комиссии // Земский край. -1922. - 19 сент. - С. 3.

20 ГАРФ. Ф. Р-944. Оп. 1. Д. 612. Л. 19-20.

21 ГАРФ. Ф. Р-937. Оп. 1. Д. 9. Л. 9.

22 Земская дума // Земский край. - 1922. - 30 сент. - С. 3.

23 Артемьев И. К. Указ. соч. С. 135.

24 Там же. С. 147-149.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сонин В. В. «Приамурское» буржуазное государственное образование («чёрный» буфер) и крах политики и практики контрреволюции в Приморье (май 1921 - октябрь 1922 гг.). - Владивосток : Дальне-вост. гос. ун-т, 1974. - 61 с.

2. Куцый В. Ю. Внутренняя контрреволюция в Приморье. 1920-1922 гг. - Владивосток : Изд-во Дальне-вост. ун-та, 1992. - 201 с.

3. Дальний Восток России в период революций 1917 года и гражданской войны / гл. ред. В. Л. Ларин. -Владивосток : Дальнаука, 2003. - 632 с. - (История Дальнего Востока России; Т. 3, кн. 1).

4. Ципкин Ю. Н. Белое движение на Дальнем Востоке (1920-1922 гг.). - Хабаровск : ХГПУ, 1996. -182 с.

5. Ляхов Д. А. Небольшевистские модели политического устройства Дальнего Востока России (конец 1919-1922 гг.). - Хабаровск : Хабар. краев. музей им. Н. И. Гродекова, 2015. - 188 с.

6. Цветков В. Ж. Белое дело в России (формирование и эволюция политических структур Белого движения в России) : в 2 ч. - М., 2016. - Ч. 2 : 1920-1922 гг. - 640 с.

7. Генерал Дитерихс / ред.-сост.: В. Ж. Цветков. - М. : Посев, 2004. - 640 с.

8. Старк Ю. К. Последний оплот : отчёт о деятельности Сибирской флотилии, 1920-1924. - СПб. : БЛИЦ, 2003. - 340 с.

Сведения об авторе

Землянский Вадим Леонидович - старший научный сотрудник Информационного истори-ко-научного центра - Военной исторической библиотеки Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации (Санкт-Петербург, Россия)

Адрес для корреспонденции: 191055, Россия, Санкт-Петербург, Дворцовая пл., 10 E-mail: groningen1991@gmail.com РИНЦ AuthorlD: 830822 ОкСЮ: 0000-0003-1799-2707

Информация о статье

Дата поступления 30 сентября 2021 г.

Дата принятия в печать 28 января 2022 г.

Для цитирования

Землянский В. Л. Приамурская Земская дума: последний парламент антибольшевистской России // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 1(33). С. 77-84. й01: 10.24147/2312-1300.2022.9(1). 77-84.

V.L. Zemlyanskiy

PRIAMURSKY ZEMSKY DUMA: LAST PARLIAMENT OF ANTIBOLSHEVIK RUSSIA

The purpose of the article is to study the position and activities of the Priamursky Zemsky Duma. The sources of the article were the files of the State Archives of the Russian Federation, materials from the periodical press of the period under study and the memoirs of the participants in the events. In early August 1922, the highest representative body of power in the Primorsky region, the Priamursky Zemsky Sobor, elected Lieutenant General M.K. Dieterichs. On August 8, the ruler issued decree No. 2, according to which the Priamursky Zemsky Duma was established. On August 15, Dieterichs tasked the Duma with developing a bill on local self-government. Exactly one month later, the functions of executive power were entrusted to the Duma and a new body of power was established - the Council of the Zemsky Duma, which, among other things, headed the Duma commissions. On September 19, by decree No. 46,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

the Council of the Zemsky Duma was entrusted with the consideration of bills prepared by members of the Duma. Thus, the Duma became a bicameral representative body of power (the upper chamber is the Council, the lower one is the Duma) with legislative powers, combining the functions of the executive power and the highest civilian governing body of the Priamursky Zemsky territory. The members of the Duma were elected at the Zemsky Sobor, were introduced into its composition by decrees of Dieterichs and were appointed according to their official position. Commissions of the Zemsky Duma regularly discussed the most pressing issues of internal life: local government, economic situation and education. Not having worked even three months, the Duma ended its activities in connection with the defeat at the front and the termination of the existence of the Priamursky Zemsky territory.

Keywords: Priamursky Zemsky Duma; Priamursky Zemsky Sobor; Priamursky Zemsky territory; M.K. Diterichs; Civil War; Russian Far East; parliamentarism.

REFERENCES

1. Sonin V.V. "Priamurskoe" burzhuaznoe gosudarstvennoe obrazovanie ("chernyi" bufer) i krakh politiki i praktiki kontrrevolyutsii v Primor'e (mai 1921 - oktyabr' 1922 gg.) ["Priamursky" bourgeois state formation ("black" buffer) and the collapse of the policy and practice of counterrevolution in Primorye (May 1921 - October 1922)], Vladivostok, Far Eastern State University Publ., 1974, 61 p. (in Russian).

2. Kutsyi V.Yu. Vnutrennyaya kontrrevolyutsiya v Primor'e. 1920-1922 gg. [Internal counter-revolution in Primorye. 1920-1922], Vladivostok, Far Eastern State University Publ., 1992, 201 p. (in Russian).

3. Larin V.L. (ed.). Dal 'nii Vostok Rossii v period revolyutsii 1917 goda i grazhdanskoi voiny [The Far East of Russia during the revolutions of 1917 and the civil war], Istoriya Dal'nego Vostoka Rossii; Vol. 3, bk. 1, Vladivostok, Dal'nauka Publ., 2003, 632 p. (in Russian).

4. Tsipkin Yu.N. Beloe dvizhenie na Dal'nem Vostoke (1920-1922 gg.) [White movement in the Far East (1920-1922)], Khabarovsk, Khabarovsk State Pedagogical University Publ., 1996, 182 p. (in Russian).

5. Lyakhov D.A. Nebol'shevistskie modeli politicheskogo ustroistva Dal'nego Vostoka Rossii (konets 19191922 gg.) [Antibol'shevistskiye models of the political structure of the Russian Far East (end of1919-1922)], Khabarovsk, Khabarovsk Regional Museum named after N.I. Grodekov Publ., 2015, 188 p. (in Russian).

6. Tsvetkov V.Zh. Beloe delo v Rossii formirovanie i evolyutsiya politicheskikh struktur Belogo dvizheniya v Rossii) [White business in Russia (the formation and evolution of the political structures of the White movement in Russia)], in 2 parts, Moscow, 2016, Pt. 2: 1920-1922, 640 p. (in Russian).

7. Tsvetkov V.Zh. (ed.). General Diterikhs [General Dieterichs], Moscow, Posev Publ., 2004, 640 p. (in Russian).

8. Stark Yu.K. Poslednii oplot [The last stronghold], Report on the activities of the Siberian flotilla, 1920-1924, St. Petersburg, BLITs Publ., 2003, 340 p. (in Russian).

About the author

Vadim L. Zemlyanskiy - Senior Researcher of the Information, historical and scientific center -The Historical military library of the General staff of the Armed Forces of the Russian Federation (St. Petersburg, Russia)

Postal address: 10, Dvortsovaya pl., St. Petersburg, 191055, Russia

E-mail: groningen1991@gmail.com

RSCI AuthorlD: 830822

ORCID: 0000-0003-1799-2707

Article info

Received

September 30, 2021

Accepted January 28, 2022

For citations

Zemlyanskiy V.L. Priamursky Zemsky Duma: Last Parliament of Antibolshevik Russia. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2022, Vol. 9, no. 1 (33), pp. 77-84. DOI: 10.24147/2312-1300.2022.9(1).77-84 (in

Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.