Научная статья на тему 'ПРЕЗУМПЦИИ НОВОЗАВЕТНОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ РУДОЛЬФА БУЛЬТМАНА'

ПРЕЗУМПЦИИ НОВОЗАВЕТНОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ РУДОЛЬФА БУЛЬТМАНА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Рудольф Бультман / герменевтика / Новый Завет / демифологизация / экзистенциальная интерпретация / Rudolf Bultmann / hermeneutics / New Testament / demythologization / existential interpretation

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ворохобов Александр Владимирович

В статье концептуализируется герменевтический подход к биб лейским текстам в творчестве Р. Бультмана. Исходя из представлений о потерявшей для современного человека мифологической форме новозаветной керигмы, Р. Бультман разработал герменевтическую процедуру демифологизации и экзистенциальной интерпретации новозаветного провозвестия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESUMPTIONS OF NEW TESTAMENT HERMENEUTICS IN THE WORK OF RUDOLF BULTMANN

The article conceptualizes the hermeneutical approach to biblical texts in the works of R. Bultmann. Based on the idea of the New Testament kerygma, which lost its mytho logical form for modern man, R. Bultmann developed a hermeneutic procedure for demythologization and existential interpretation of the New Testament proclamation.

Текст научной работы на тему «ПРЕЗУМПЦИИ НОВОЗАВЕТНОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ РУДОЛЬФА БУЛЬТМАНА»

Ипатьевский вестник. 2024. №2 (26). С. 11-19 Ipatievsky vestnik. 2024. №2 (26). Р. 11-19

БИБЛЕИСТИКА

Научная статья УДК 225:284

DOI: 10.24412/2309-5164-2024-2-11-19

Презумпции новозаветной

герменевтики в творчестве

Рудольфа Бультмана

Ворохобов Александр Владимирович,

Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Нижний Новгород, Россия,

vorokhobov@yandex.ru СЯСШ: 0000-0001-6936-9971

Аннотация. В статье концептуализируется герменевтический подход к библейским текстам в творчестве Р. Бультмана. Исходя из представлений о потерявшей для современного человека мифологической форме новозаветной керигмы, Р. Бультман разработал герменевтическую процедуру демифологизации и экзистенциальной интерпретации новозаветного провозвестия.

Ключевые слова: Рудольф Бультман, герменевтика, Новый Завет, демифологизация, экзистенциальная интерпретация

Для цитирования: Ворохобов А. В. Презумпции новозаветной герменевтики в творчестве Рудольфа Бультмана// Ипатьевский вестник. 2024. № 2. С. 11-19. https://doi.org/10.24412/2309-5164-2024-2-11-19

BIBLICAL STUDIES

Scientific article

Presumptions of new

testament hermeneutics in the work of

Rudolf Bultmann

© Ворохобов А. В., 2024.

Ворохобов Александр Владимирович, доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала Российского государственного университета /

Vorokhobov Alexander Vladimirovich, PhD hub. in philosophy, Professor of the Department of Humanitarian and SocioEconomic Disciplines Privolzhsky branch of the Russian State University of Justice

Vorokhobov Alexander Vladimirovich, Privolzhsky branch of the Russian State University of Justice, Nizhny Novgorod, Russia, vorokhobov@yandex.ru ORCID: 0000-0001-6936-9971

Abstract. The article conceptualizes the hermeneutical approach to biblical texts in the works of R. Bultmann. Based on the idea of the New Testament kerygma, which lost its mythological form for modern man, R. Bultmann developed a hermeneutic procedure for de-mythologization and existential interpretation of the New Testament proclamation.

Keywords: Rudolf Bultmann, hermeneutics, New Testament, demythologization, existential interpretation

For citation: Vorokhobov A. V. Presumptions of new testament hermeneutics in the work of Rudolf Bultmann // Ipatievsky vestnik. 2024. № 2. Р. 11-19 (In Russian). https://doi.org/ 10.24412/2309-5164-2024-2-11-19

РУДОЛЬФ Бультман является одним из наиболее влиятельных и неоднозначных протестантских мыслителей XX века. Его многочисленные научные работы до сих пор вызывают оживленную дискуссию. Р. Бультман, обращаясь к евангельской проповеди, стремился сделать ее более доступной для современного человека. Преодолев разрыв между авторами прошлого и слушателями настоящего, он обращается не к расстоянию, измеряемому количеством прошедших лет, а к иному взгляду на историю. В интерпретации смысла Нового Завета Р. Бультман предлагает оригинальное осмысление христианской соте-риологии, составляющей содержание новозаветного послания.

Стремясь донести смысл евангельской проповеди человеку XX века и представить ее так, чтобы она была ему понятна, Р. Бультман предлагает программу демифологизации. Это не что-то совершенно новое в истории христианства, поскольку такого рода попытки уже неоднократно предпринимались1. Однако Р. Бульман подходит к этому по-новому. В основе его системы лежит специфическая концепция, объединяющая два последовательных элемента: метод демифологизации и метод экзистенциальной интерпретации.

Демифологизация нужна для того, чтобы современный человек принял евангельское послание, которое разными способами осмысливалось на протяжении многих веков в различных культурных и исторических контекстах. Р. Бульман продолжает протестантскую традицию, предлагая очистить новозаветные тексты от накопившихся наслоений, препятствующих его принятию современным человеком. Программа Р. Бультмана обращена как к историческому измерению христианства, так и к экзистенции конкретного человека.

Обсуждаемая концепция уходит корнями в XVII век. Это явление, получившее распространение в XIX веке, стало предметом изучения в различных областях. Р. Бульман обращает внимание на то, что эта идея рассматривалась

1 См.: Гараджа В. И. Демифологизация // Православная энциклопедия. Т. XIV. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. С. 376.

и как элемент чего-то негативного, и как позитивная сила. Марбургская школа неокантианства, с которой Р. Бультман имел тесные связи, подчеркивала идею о том, что человечество прошло этап, когда оно интерпретировало божественное по-человечески, когда, к примеру, трансцендентность Бога понималась как пространственное разделение, но также и как средство приобретения сверхъестественных сил.

В этой интерпретации пространственное понимание представляет собой трехуровневую структуру, причем высший уровень — это рай, населенный Богом и добрыми духами, низший — ад — царство сатаны и демонов, а средний — Земля, представляет собой поле битвы для сил рая и ада. В центре внимания не земные события и человеческая деятельность, а скорее действующие силы природы, зачастую проявляющиеся как чудеса1.

Роль человека в этой космической драме незначительна, но он чувствует себя полностью зависимым от трансцендентных сил. Они лишь звено в цепи событий, от начала до конца определяющих судьбу и природу человека. Эта перспектива также охватывает отношения между Божественной реальностью и человеческой сферой.

Что касается богословского консенсуса относительно события Божественного воплощения, считается, что, когда пришла полнота времени, Бог послал Своего Единородного Сына, Который воспринял человеческую природу. Он искупил человечество на кресте, а Его смерть и воскресение проложили путь к поражению сатаны во время Парусии. После воскресения Сын Божий сошел во ад, а затем вознесся на небеса, где восседает одесную Отца. Именно туда должны войти члены Церкви через освящение и праведную жизнь, прожитую в союзе со Христом. Все эти идеи, представленные в Новом Завете, по мнению Р. Бультмана, представляют собой сплав еврейской апокалиптической теологии и гностической сотериологии2.

Р. Бультман утверждает, что в XIX веке стало очевидным противоречие между устоявшимися христианскими представлениями и научным взглядом на мир. Научный подход рассматривал мир с позиции натурализма и непреложности законов природы, где совокупность элементов обнаруживает единство. Традиционный религиозный подход предполагает, что мир природы — это не самостоятельная сущность, а выражение высшей реальности, подчиняющейся воле духовного мира. С этой точки зрения различие между реальностью и ее восприятием является лишь вопросом количества, проявляющимся в степени обладания совершенством. Современный человек не воспринимает свою жизнь как результат действий различных духовных сущностей, относя целостность действий к себе. «Того, кто считает эту цельность нарушенной из-за вмешательства бесовских или божественных сил, современный человек называет шизофреником»3.

1 См.: Бультман Р. Новый Завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия // Бультман Р. Избранное: Вера и понимание. Том 1-11. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. С. 7.

2 См.: Бультман Р. Новый Завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия. Указ. изд. С. 8-9.

3 Бультман Р. Новый Завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия. Указ. изд. С. 10.

Трехуровневая иерархия мира, где человек, занимающий срединное положение, является центром борьбы божественных и демонических сил, по мнению Р. Бультмана, является мифологической. При этом данное понимание не видится Р. Бультману как чистая фикция или идеология, но как смысл человеческого существования. В своих наблюдениях Р. Бультман предполагает, что выводы об историческом Иисусе в настоящее время возможно делать только в связи с тем, что зафиксировано в содержании мифа. Мифологическое содержание лишь на первый взгляд поверхностно, однако оно генетически связано с человеком, находящимся на более низком уровне интеллектуального развития, чем современный человек, и с его личным опытом. Исторический элемент в Евангелиях отсылает к религиозно-мифологической традиции и язычеству. Связь между мифологической концепцией спасения и исторической фигурой Иисуса из Назарета представляет собой величайшую проблему Нового Завета. Новозаветная мифология «может быть интересна для историка культуры давно минувших эпох, но никто не может сейчас принимать ее всерьез»1.

Мифология, с которой, по мнению Р. Бультмана, связан Новый Завет, не несет в себе ничего оригинального или специфически христианского. С этой точки зрения, Р. Бультман не видит необходимости связывать христианское послание с донаучной системой концептуальных образов. Исходя из такого понимания Нового Завета, теолог предлагает свою программу «демифологизации».

Будучи последовательным мыслителем в реализации собственных предположений в исследованиях, Р. Бультман не придерживался только теоретических презумпций, но стремился к их практическому применению. Мифические образы несубстанциональны; они образуют оболочку вокруг ядра, состоящего из религиозных чувств человеческой души. Ядро не проникнуто внешними доктринальными учениями — Христом и Евангелием. Между тем, христианская традиция различными способами подчеркивает внутренние процессы, посредством которых Бог спасает человечество. Ошибка протестантской «либеральной школы» заключалась в том, что «теологизация» традиции рассматривалась как негативная процедура, основанная на введении новых интерпретаций богословских элементов. По мнению Р. Бультмана, «теологизацию» традиции следует понимать в контексте необходимости экзистенциальной интерпретации мифа2.

Р. Бультман предполагает демонстрацию различных способов зависимости людей от известных человеку сил, а также от таинственных сил внутри человека. Вера в то, что признание этих сил подчинит их людям, является фундаментальной ошибкой. Другой момент — способ изображения деятельности таинственных сил. По мнению Р. Бультмана, это закономерный богословский элемент.

Ошибкой «либеральной школы» была попытка выделить оба названных элемента в две отдельные группы, одну из которых следовало сохранить, а другую отвергнуть. Р. Бультман указывает, что такой подход не приводит

1 Гараджа В. И. Протестантизм. М.: Политиздат, 1971. С. 114.

2 См.: Лёзов С. В. Бультман // Новая философская энциклопедия: в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 2010.

С. 326.

к каким-либо положительным эффектам. Он опасается, что это может полностью исключить возможность испытать сотериологическую деятельность Бога в истории. Речь идет не о бездумной адаптации христианских учений к современности, а о решении проблемы того, могут ли эти учения быть адекватно адаптированы к современному миру. Р. Бультман в своей критике обращается к современному способу понимания мира, стремясь охватить как можно больше людей.

Более того, Р. Бультман отмечает, что необходимость «теологизации» больше связана с природой мифа и учений, предложенных авторами Нового Завета, чем с адаптацией к современности. Сущность мифа заключается не в изложении определенного мировоззрения, а в том, чтобы показать, как человек понимает себя в мире. Поэтому предлагаемая интерпретация может быть не космологической, а антропологической, а точнее, экзистенциальной.

В этом контексте поиск новых направлений в богословии заключается не в объективном определении содержания новозаветного богословия, а в понимании бытия через выраженное мировоззрение. Отказ от богословского покрова, окутывающего повествование, не означает отвержение религиозного содержания. Напротив, это позволяет более четко понять исторически обусловленные наслоения и основные элементы этих религиозных традиций.

Академическое предположение Р. Бультмана основано на убеждении, что следует учитывать только то, что действительно отражает состояние человека. Остальные части, считающиеся нерепрезентативными, рассматриваются как лишенные ценности для переводчика, поскольку цель хорошей интерпретации — рассказать о человеческом существовании и подлинности жизненного опыта. Раскрывая истинный смысл изначально задуманного христианского послания, можно понять суть человеческого существования.

Задача состоит в том, чтобы понять, каким образом послание Нового Завета обращается к человеческому существованию. Р. Бультман обращается за помощью к экзистенциальной философии М. Хайдеггера. Понимание этого типа философии раскрывает общие и формальные аспекты человеческой жизни, обнаруживая экзистенцию и тем самым формируя понимание этой экзистенции1.

Экзистенциальный анализ рассматривается как важнейшее исследование, позволяющее раскрыть смысл сакральных текстов. Способность интерпретировать эти тексты может привести к Божественному призыву, направленному на обновление веры и на стремление к Богу как к конечной цели, без опоры на собственные способности. Отказавшись от собственных амбиций, люди посвящают себя внутренней жизни, видимой для Бога, являющемуся источником всякой силы и способному осуществить Свои вечные обетования.

В сфере возможностей, где существование задано правильно, доступность трансцендентного проявляется лишь как Божественное Провидение, выраженное во Христе-Спасителе. Если исторические сведения верны, учитывая реальность существования, деятельности и распятия Иисуса Христа, то ритмический и мистический характер этого повествования, а так же, как полагает Р. Бультман,

1 См.: Лифинцева Т. П. Бультман и Тиллих: «демифологизация» и рецепция идей Хайдеггера // Вопросы философии. М.: Наука, 2009. № 5. С. 172-182.

его мифическая природа, становятся очевидными, поскольку новозаветное повествование изображает Иисуса Христа как Божественное существо, совершающее чудеса и преобразующее мир. В новозаветной керигме спасение человечества означает, по мнению Р. Бультмана, исключительно личность Иисуса, провозглашающего Слово Божие, смысл которого определяет решающее значение для человечества. Эта экзистенциальная интерпретация представляет не личность Иисуса, а скорее функцию, которую Он выполнял как посланник Слова1.

Для Р. Бультмана эсхатология начинается в тот момент, когда индивид узнаёт из Нового Завета, что не в силах принять возложенное на него решение и это решение раз за разом подтверждать; из Нового Завета индивид узнаёт, что живёт благодаря благодати Божией. Призыв сделать выбор — это призыв к покаянию. При этом многие люди всеми силами стараются ухватиться за сегодняшний изменчивый мир, не желают тратить время на качественное изменение вектора своих устремлений в сторону владычества Бога. И когда Иисус Христос приглашает их войти во владычество Бога, они отказываются. «Вера как ответ на слово провозвестия, как и само это слово, является частью события спасения, частью эсхатологического события»2.

По мнению Р. Бультмана, эсхатология связана не с концом истории, но с историчностью существования. Благодаря вере меняется отношение человека к миру3. Теолог считал, что по сравнению с современным христианством раннее христианство жило в эсхатологическом напряжении: первые христианские общины ждали грядущего конца света уже «сегодня»4. Парусия не произошла, и это привело к тому, что у апостола Павла появляется новое понимание эсхатологии, радикально развитое потом евангелистом Иоанном5.

После удаления мистических элементов, Р. Бульман видит провозглашение вести о победе Христа над злом вообще, об освобождении от греха. Эта интерпретация, подчеркивающая основную цель керигмы, обеспечивает экзистенциальное понимание смерти Христовой, допуская личные встречи с Распятым6.

После этого можно говорить о персональном мистическом состоянии вхождения в благодать Христову, то есть о возможности переживания эсхатологических событий. Согласно Евангелию, человеческий разум может понять как глубину человеческого страдания и падения, так и тщетность усилий, стремящихся к облегчению этого положения вещей.

1 См.: Ворохобов А. В. Сотериологическая значимость Иисуса Христа в качестве самооткровения Бога (Карл Барт) и экзистенциального обращения (Рудольф Бультман) // Труды Нижегородской духовной семинарии. Сборник работ преподавателей и студентов. Нижний Новгород: Типография «Ридо», 2009. № 7. С. 21.

2 Бультман Р. Теология апостола Павла // Бультман Р. Избранное: Вера и понимание. Том 1-11. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. С. 168.

3 См.: Реати Ф. Э. Бог в ХХ веке: человек—путь к пониманию Бога. СПб.: Европейский Дом, 2002. С. 36.

4 См.: Бультман Р. История и эсхатология. Присутствие вечности. М.: «Канон» РООИ «Реабилитация», 2012. С. 55-60.

5 См.: Бультман Р. Эсхатология Евангелия от Иоанна // Бультман Р. Избранное: Вера и понимание. Том 1-11. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.

6 Бультман Р. Новый Завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия. Указ. изд. С. 33.

Итак, метод демифологизации христианского богословия, способный эффективно передать евангельское послание современности, представляет собой экзистенциальную интерпретацию, фокусирующуюся на проблемах человечества и человеческого существования. Чтобы обеспечить более точное понимание евангельского послания для сегодняшнего мира, необходима экзистенциальная интерпретация, которая рассматривает проблемы, с которыми сталкиваются реальные люди в своей экзистенции.

Герменевтическая программа, предложенная Р. Бультманом, вызвала активные споры. В то время как некоторые исследователи безоговорочно ее приняли, большинство богословов отнеслось к ней неоднозначно.

Критики утверждают, что новозаветная история не имеет ничего общего ни с древним, ни с современным пониманием мифа. Вместо этого они предполагают, что суть мифа заключается в раскрытии истинной природы человеческой трансцендентности, а не в противоречии естественным, философским или теологическим взглядам современного человечества. Современные исследования предполагают, что миф ведет в глубочайшую сущность человеческой трансцендентности, поэтому эмпирические исследования не могут принципиально противоречить мифической перспективе1.

Пытаясь обратиться к религиозной реальности через тексты, Р. Бультман таким образом обедняет религию, сосредоточив внимание на литературных репрезентациях религиозного содержания. Природа религии такова, что для того чтобы выразить опыт трансцендетного, приходится прибегать к образам, притчам и символам, связанным с разными эпохами. Р. Бультман предупреждает, что речь идет не об устранении религиозных интерпретаций. Однако нельзя игнорировать тот факт, что демифологизация евангельского повествования, если она будет продолжена, приведет к деисторизации христианства.

Другим аспектом последовательной демифологизации является экзистенциальная интерпретация библейского текста. Этот тип толкования прежде всего служит для того, чтобы научить человечество его зависимости от Бога. Речь идет о практической значимости текстов и вытекающих из них последствиях. Теоретическая значимость, или объективный смысл, валидны только по отношению к интерпретации, за пределами которой они бессмысленны. Экзистенциальная интерпретация же стремится раскрыть то, как следует воспринимать и как это влияет на интерпретацию мировоззрения. Этот подход не должен ограничиваться историческим и текстуальным анализом.

Экзистенциальная интерпретация выделяет не личность Иисуса Христа, а скорее функцию, которую Он выполнял как возвеститель слов Божиих. Пасхальная герменевтика в экзистенциалистской интерпретации изображает распятие как спасительное событие, подчеркивая решение следовать за Учителем. Экзистенциалистская трактовка пасхальной тайны как спасительного, эсхато-

1 См.: Ворохобов А. В. Герменевтика экзистенциальной подлинности в теологии Рудольфа Бультмана // Труды Нижегородской духовной семинарии. Сборник работ преподавателей и студентов. — Нижний Новгород: Типография «Ридо», 2014. № 12. С. 7-21; Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996; Ковшов М. В., Башкатов А. В. Метод критики форм Рудольфа Бультмана в контексте происхождения канонических Евангелий // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2023. № 1(20). С. 9-41.

логического события, ставящего человечество перед решением подлинного самопонимания и самосознания, не видит свою одностороннюю направленность на экзистенциальные аспекты и фактическое игнорирование фундаментальных исторических фактов, на которых зиждется христианство. Творчество Р. Бультмана привело к агностическому историческому подходу, а его отрицание исторических фактов из жизни Иисуса Христа едва ли приблизило человечество к сути христианского провозвестия.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Бультман Р. История и эсхатология. Присутствие вечности. М.: «Канон» РООИ «Реабилитация», 2012. — 208 с.

2. Бультман Р. Новый Завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия // Бультман Р. Избранное: Вера и понимание. Том I—II. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. С. 7-41.

3. Бультман Р. Теология апостола Павла // Бультман Р. Избранное: Вера и понимание. Том I—II. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. С. 58-187.

4. Бультман Р. Эсхатология Евангелия от Иоанна // Бультман Р. Избранное: Вера и понимание. Том I-II. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. С. 409-423.

5. Ворохобов А. В. Герменевтика экзистенциальной подлинности в теологии Рудольфа Бультмана // Труды Нижегородской духовной семинарии. Сборник работ преподавателей и студентов. Нижний Новгород: Типография «Ридо», 2014. № 12. С. 7-21.

6. Ворохобов А. В. Сотериологическая значимость Иисуса Христа в качестве самооткровения Бога (Карл Барт) и экзистенциального обращения (Рудольф Бультман) // Труды Нижегородской духовной семинарии. Сборник работ преподавателей и студентов. Нижний Новгород: Типография «Ридо», 2009. № 7. С. 7-33.

7. Гараджа В. И. Демифологизация // Православная энциклопедия. Том XIV. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. С. 376.

8. Гараджа В. И. Протестантизм. М.: Политиздат, 1971. — 200 с.

9. Ковшов М. В., Башкатов А. В. Метод критики форм Рудольфа Бультмана в контексте происхождения канонических Евангелий // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2023. № 1(20). С. 9-41.

10. Лёзов С. В. Бультман // Новая философская энциклопедия: в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 2010. С. 325-328.

11. Лифинцева Т. П. Бультман и Тиллих: «демифологизация» и рецепция идей Хайдеггера // Вопросы философии. М.: Наука, 2009. № 5. С. 172-182.

12. Реати Ф. Э. Бог в XX веке: человек — путь к пониманию Бога. СПб.: Европейский Дом, 2002. — 187 с.

13. Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. — 448 с.

REFERENCES

1. Bultmann R. History and eschatology. The presence of eternity. M.: "Canon" ROOI "Rehabilitation", 2012. 208 p. (In Russian).

2. Bultmann R. New Testament and mythology. The problem of demythologizing the New Testament proclamation // Bultmann R. Favorites: Faith and Understanding. Volume I-II. M.: "Russian Political Encyclopedia" (ROSSPEN), 2004. P. 7-41. (In Russian).

3. Bultmann R. Theology of the Apostle Paul // Bultmann R. Favorites: Faith and Understanding. Volume I-II. M.: "Russian Political Encyclopedia" (ROSSPEN), 2004. P. 58-187. (In Russian).

4. Bultmann R. Eschatology of the Gospel of John // Bultmann R. Favorites: Faith and Understanding. Volume I-II. M.: "Russian Political Encyclopedia" (ROSSPEN), 2004. P. 409-423. (In Russian).

5. Vorokhobov A. V. Hermeneutics of existential authenticity in the theology of Rudolf Bultmann // Proceedings of the Nizhny Novgorod Theological Seminary. Collection of works of teachers and students. Nizhny Novgorod: Rideau Printing House, 2014. No. 12. P. 7-21. (In Russian).

6. Vorokhobov A. V. The soteriological significance of Jesus Christ as the self-revelation of God (Karl Barth) and existential conversion (Rudolf Bultmann) // Proceedings of the Nizhny Novgorod Theological Seminary. Collection of works of teachers and students. Nizhny Novgorod: Rideau Printing House, 2009. No. 7. P. 7-33. (In Russian).

7. Garadzha V. I. Demythologization // Orthodox Encyclopedia. Volume XIV. M.: Church and Scientific Center "Orthodox Encyclopedia", 2007. P. 376. (In Russian).

8. Garadzha V. I. Protestantism. M.: Politizdat, 1971. 200 p. (In Russian).

9. Kovshov M. V., Bashkatov A. V. Method of criticism of the forms of Rudolf Bultmann in the context of the origin of the canonical Gospels // Proceedings of the Saratov Orthodox Theological Seminary. 2023. No. 1(20). P. 9-41. (In Russian).

10. Lezov S. V. Bultmann // New philosophical encyclopedia: in 4 volumes. T.1. M.: Mysl, 2010. P. 325-328.

11. Lifintseva T. P. Bultmann and Tillich: "demythologization" and reception of Heidegger's ideas // Questions of Philosophy. M.: Nauka, 2009. No. 5. P. 172-182. (In Russian).

12. Reati F. E. God in the 8th century: man is the path to understanding God. St. Petersburg: European House, 2002. 187 p. (In Russian).

13. Hubner K. The Truth of Myth. M.: Republic, 1996. 448 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 08.03.2024; одобрена после рецензирования: 21.03.2024; принята к публикации 10.04.2024.

The article was submitted 08.03.2024; approved after reviewing: 21.03.2024; accepted for publication 10.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.