Научная статья на тему 'Президентство Польши в институциональной системе Евросоюза'

Президентство Польши в институциональной системе Евросоюза Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
165
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОСОЮЗ / ПОЛЬША / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ЛИССАБОНСКИЙ ДОГОВОР / THE EUROPEAN UNION / POLAND / INSTITUTIONAL-LEGAL SYSTEM / THE LISBON CONTRACT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Газиньски Бенон

В настоящей статье представлены проблемы лидерства в структурах Евросоюза в контексте существенных изменений, введенных Лиссабонским договором и непосредственно отражающих способ исполнения этой роли, выполняемой председательствующей страной-членом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESIDENCY OF POLAND IN INSTITUTIONAL SYSTEM OF EUROPEAN UNION

In present article problems of leadership in structures of the European Union in a context of the essential variations entered by the Lisbon contract and directly reflecting a way of execution of this role, are presented by the carried out presiding country-member.

Текст научной работы на тему «Президентство Польши в институциональной системе Евросоюза»

Литература

1. Проблемы деградации и восстановления продуктивности земель сельскохозяйственного назначения /Отв. ред. А. В. Гордеев [и др. ]. - М: ФГНУ «Росинформагротех», 2008. - 68 с.

2. Агроэкологическое состояние и перспективы использования земель России, выбывших из активного сельскохозяйственного оборота / Отв. ред. Г. А. Романенко [и др.]. - М: ФГНУ «Росинформагротех», 2008. - 62 с.

3. Крестникова, Н. Изменения в регулировании оборота земель сельскохозяйственного назначения / Н. Крестникова // АПК: экономика, управление. - 2009. - № 3. - 64 с.

PERFECTION OF ORGANIZATIONAL-ADMINISTRATIVE DECISIONS EXISTING AGRICULTURAL LAND TENURE

N. G. Vozhdaeva, the candidate of economic sciences, the docent of the chair «Organization and management» NGIEL

Annotation. In the article problems of agrarian attitudes are considered, problems of the Russian agrarian legislation are certain, actions on ordering the control over agrarian resources and land management are offered.

Keywords. Land reform, legal regulation, the agrarian legislation, ecological requirements, federal laws, the mechanism of input, stimulation of works, the land user, technical and economic parameters.

ПРЕЗИДЕНТСТВО ПОЛЬШИ В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ЕВРОСОЮЗA

Бенон Газиньски, Вармийско-Мазурский университет в Оль-штыне (Польша)

Аннотация. В настоящей статье представлены проблемы лидерства в структурах Евросоюза в контексте существенных изменений, введенных Лиссабонским договором и непосредственно отражающих способ исполнения этой роли, выполняемой председательствующей страной-членом.

Ключевые слова. Евросоюз, Польша, институционально-правовая система, Лиссабонский договор.

Слово «президенство» не употреблялось до сих пор слишком часто. Оно звучало чуждо, что отмечает «Словарь иностранных языков» (РЖЫ", 1991, б. 694): «prezydencja» (с лат. praesidentia) уст. -председательствовать собранию, заседанию и т.п. Новое содержание этого понятия появилось в связи с европейской интеграцией.

Временное лидирование в Евросоюзе отмечается со времён существования Европейского объединения угля и стали (начало действия 1952 г.). Тогда было установлено, что страны-члены лидируют по очереди в Европейском совете (по алфавиту - по названию государства на его родном официальном языке) в течение трёх месяцев. В Европейском экономическом сообществе и Европейском сообществе по атомной энергии (учреждены Римским договором 1957 г.) ситуация выглядела аналогично с тем, что строк лидирования длился полгода. И такой срок на основании Договора об объединении учреждений был принят в половине 60-тых годов во всех трёх объединениях и существует с некоторыми изменениями по сегодняшний день.

Существующий в настоящее время порядок лидирования стран -членов Евросоюза был установлен решением его Совета 1 января 2007 г. (это день поступления в Евросоюз Болгарии и Румынии) и обязателен до 2020 г. Согласно этому постановлению, наша страна председательствует в Евросоюзе во второй половине 2011 г. Она является четвёртой страной из группы «новых» её членов, которая лидирует в Евросоюзе. Раньше этими странами были: Словения (1-У1 2008 г.), Чехия (1-У1 2009 г.) и Венгрия (1-У1 2011 г.).

После семилетнего членства Польша впервые лидирует в Евросоюзе. Воспринимают нас уже как лидера Центрально-восточной Европы и поэтому наш дебют, без всякого сомнения, будут оценивать очень тщательно. Евросоюз нуждается в поступлении «свежего воздуха» и поэтому проводит реформу своих структур, чтобы после ухода от прошлой политической классификации континента, заново определить свои стратегические задачи в постоянно меняющейся политической и хозяйственной карте современного мира. Польское президентство сопровождают высокие ожидания и надежды. Удастся ли и в какой степени придётся их реализовать.

Институционально-правовая система в Евросоюзе

Образец институционально-правовой системы современного Евросоюза находим в первой половине 50-тых годов ХХ века. В 1952

г. согласно с решением Парижского договора, начало действовать первое из объединений, Европейское объединение угля и стали, к которому в 1958 г. присоединились два следующие: Европейское экономическое сообщество ЕЭС и Европейское сообщество по атомной энергии ЕВРАТОМ. Проект институциональных решений разработан по потребностям первых шести стран членов-основателей. Первые десятилетия этот проект выполнял свои задачи. Однако количество стран-членов увеличилось с девяти (первое расширение наступило в 1973 г.) до двенадцати в 80-тых годах и до пятнадцати с 1995 г.

Наступили фундаментальные изменения в политическом и хозяйственном окружении Евросоюза. В историческое прошлое ушёл Советский Союз. Два позавчера враждебных немецкие государства объединились, а в ворота объединяющейся Европы быстро «застучали» государства Центральной и Восточной её части, добиваясь членства. Вместе с расторжением Варшавского Договора и вступлением нескольких его государств в НАТО «восточные» взаимоотношения Евросоюза изменились полностью и в дальнейшем они находятся на чрезвычайном этапе (одним из таких этапов является Восточное Сотрудничество), нежели на смелом стратегическом проекте.

Смелые замыслы были реализованы в Евросоюзе - общая валюта евро появилась на свет 1 января 1999 года. Первых три года она существовала только в безвалютном виде, а в 2002 году заменила государственные валюты в двенадцати странах Евросоюза.

Все эти изменения являются базой, на основе которой следует рассматривать настоящие изменения институциональных структур и правовой системы Евросоюза. Своё начало они берут со времён установления трёх европейских сообществ. Тогда сформировалась Высокая власть, от которой компетентность, спустя несколько лет, заимствовали: Европейская комиссия, Совет министров - нынешний Европейский совет или Парламентарное собрание (Европейский парла -мент). К старейшим учреждениям принадлежит Суд Европейских Сообществ. С 1974 года периодичные встречи руководителей стран-членов

Евросоюз носит название Европейского совета. Список основных учреждений закрывает Счётная палата, которая контролирует, прежде всего, бюджетные расходы.

Решения стратегического характера принимает Европейский совет, который является неформальным её органом. Во время заседаний «европейской верхушки», то есть руководителей стран-членов Евросоюза, решаются вопросы о начале переговоров с очередным гос-

ударством, баллотирующимся в Евросоюз, его членстве, устанавливаются новые законы, определяется размер бюджета на очередные годы (в настоящее время на 7 лет) и его распределение.

Совет Европейского союза, в противоположность Европейскому совету, работает постоянно. Такой стиль работы является возможным, потому что охватывает он заседания совета министров разных ведомств, таких как иностранных дел, финансов, сельского хозяйства, просвещения или культуры. Европейский совет занимается стратегическими целями, а Совет Европейского союза, в состав которого входят министры, разрабатывает подробные вопросы принятых стратегических целей. Они появляются в виде распоряжений, директивов, рекомендаций, постановлений или отзывов, потому что так называются вторичные правовые акты, установленные учреждениями сообщества. В формулировке этих постановлений Совет сотрудничает с двумя учреждениями: Европейской комиссией и Европейским парламентом.

Ещё не так давно Европейская комиссия обладала исключительным правом готовить правовые акты. Она выступает, однако, не по собственной инициативе, но по поручению политиков. Кроме того, она «стоит на страже трактатов», реагирует в ситуациях нарушения законодательства Европейского сообщества. Комиссия выступает тогда с напоминанием, а если не встречается с ожидаемой реакцией, налагает штраф или дело направляет в Суд Европейских Сообществ. «Last not last». Комиссия выступает в роли «европейского правительства», то есть наиболее развитого исполнительного учреждения, которое отвечает за исполнение бюджета.

В начале существования Европейского парламента его компетентность была ограничена и сводилась до внесения поправок, ожидая их реализации, однако последнее слово принадлежало министерским политикам. Сегодня, однако, большинство вопросов решается совместно и сила постановлений Европейского парламента не уступает ни в чём Совету Европейского союза.

Единственным учреждением в Евросоюзе является Суд Европейского Сообщества. Разрешает споры, а в прецедентных случаях даёт толкование права, имеющее обязательную силу. Его постановления являются тогда обязывающими во всех аналогичных случаях и становятся интегральной частью aquis communautarie, то есть становятся в целом результатом права Европейского союза. И это не пустые вопросы. Следует вспомнить дело французского ликёра «Cassis de Dijon», при рассмотрении которого уточнён, был принцип свободного перемещения товаров, или дело van Gend, которое является частью

истории Евросоюза, где был сформулирован принцип превосходства права Европейского Сообщества над национальным в случаях, когда они находятся в противоречии.

Следует ещё привести несколько раъяснений касающихся европейского права. Его специфика постановлений, так как и институциональных структур, вытекает из того, что Евросоюз не имеет аналога на международной арене. Вопреки тому, о чём говорят оппоненты, не является «супергосударством» или федерацией по образцу США, Г ер-мании или России. Не является тоже одной из международных организации потому, что отличается от них сильнейшей интеграцией. Ряд полномочий страны-члены передали действующим от их имени учреждениям сообщества. Таким образом имеем дело с интеграцией независимых государств и добровольным ограничением их суверенитета.

Евросоюз, в противовес большинству государств, не имеет своей конституции. Суррогатом конституции являются, таким образом, только трактаты..

Трактатов довольно много, оттуда европейское право не всегда является прозрачным, потому что и в нём ряд проблем (напр. возможность добровольного выхода страны-члена из Евросоюза была урегулирована только что Лиссабонским трактатом). Довольно большую роль играет тоже обычное право, неписанное, но установленное многолетней практикой, и соблюдаемое, помимо отсутствия формальных законов.

Содержание трактатов устанавливается государствами стран-членов на встречах их руководителей (т.е. Европейского совета), а редакцией текста обычно занимается межправительственная конференция, т.е. группа экспертов отдельных государств. Условием вступления в законную силу является его ратификация всеми странами-членами Евросоюза и Европейским парламентом. Право, установленное трактатами, считается первичным правом.

Другим способом устанавливается право учреждениями Европейского сообщества, т.е. вторичное право. В процессе становления права принимают участие три учреждения: Европейская комиссия, Европейский парламент и Совет Европейского союза. Юридическую поддержку оказывает им Экономическая и социальная комиссия и Комитет Регионов (консультативные органы). Существенным является то, что такое право не подвергается одобрению в отдельных государствах, как это имеет место в трактатах, подвергающихся ратификации. Оно обязательно с момента объявления в « Официальном вестнике ЕС» и истечении уаоаіїо \egis. Следует заметить, что на содержание

европейского права ссылается судебная практика общих судов в государствах Европейского сообщества даже тогда, когда они не имеют никакой связи с Евросоюзом.

Лиссабонский трактат. Изменения, связанные с президентством

Лиссабонский трактат насчитывает (польская языковая версия) около 230 стр., в том числе около 135 стр. касается самого трактата, остальную часть становят протоколы, являющиеся его интегральной частью. Этот документ в значительной мере изменил структуру учреждений Евросоюза, их служебные права и порядок действий. Ниже расскажем только о тех, которые связаны непосредственно с принципами управления страной-членом Евросоюза временного президентства.

Придание законной силы Евросоюзу

Понятие «Евросоюз» было установлено трактатом в Маастрихт более десяти лет, которые истекли со времён его образования, и за это время получило одобрение. Содержание этого понятия является сложным, запутанным и довольно трудным в объяснении. Евросоюз не обладает правоспособностью, говорить о нём как о конструкции, нуждающейся во взаимопомощи, словно неоклассическая постройка, опирающаяся на три опоры: Европейские союзы сообществ (имеющих уже правоспособность), безопасность, общей иностранной политики, и сотрудничество в области внутренних дел и судебного аппарата.

Лиссабонский трактат, в какой-то мере легализировал то, что давно функционировало в обиходе. Он объединил в одно целое два понятия: Евросоюза и Европейского союза сообществ, которые вносят что-то новое в Евросоюз: Европейский союз сообществ - правоспособность, а Евросоюз - название.

Европейский Совет формальное учреждение

Целые десятилетия не хватало точных записей функционирования этого неформального, но практически наиболее существенного органа, принимающего решения. Его стратегические задачи содержал в сжатой форме трактат из Маастрихт: Европейский совет даёт Евросоюзу необходимый импульс для его развития и определяет общие направления в политике.

Многолетняя традиция полугодичного лидирования в Европейском Совете очередной страны-члена Евросоюза теряет свой смысл, потому что их количество значительно увеличилось. В настоящее время ротационный цикл увеличился до 13,5 года, и поэтому изменения в этом плане становятся очевидными.

Появилась и другая слабость применяемых до сих пор решений в Европейском совете через полгода председательствовал лидер того государства, которое президентствовало в Евросоюзе. За такой короткий срок в то же время он выполнял обязанности премьер-министра, канцлера или президента в своей стране. Отдавал себе отчёт в том, что избиратели будут оценивать его на очередных выборах не из его европейских достижений, а из того, в какой степени, менее или более завуалированной, защищал ведомственные интересы собственной страны. Кроме того, в такой системе небольшие страны, как Люксембург, Кипр или Мальта, хотя формально, но являются равноправными, как Г ермания или Великобритания.

Теперь Лиссабонский трактат решает эти вопросы. Появляется новая выбранная должность Председателя Европейского совета. Его избирают путём квалифицированного большинства голосов Европейского совета (в случае препятствий или серьёзных нарушений можно его освободить таким же путём) на срок 2,5 года, который может быть один раз продлён..

Существенным novum является факт, что Председатель Европейского совета не может исполнять служебных обязанностей в своей стране (арт. 9.б.5 Лиссабонского трактата). Впервые в истории на этот пост был избран Herman van Rampuy, который оставил пост премьер-министра в Бельгии.

Изменения в Совете Европейского союза

Лиссабонский трактат вводит два существенных изменения, касающиеся функционирования Совета: способов установления квалифицированного большинства голосов и установления постоянного руководства в Совете по иностранным делам.

Самое большое количество дел в Совете Европейского союза подвергается квалифицированному большинству голосов. Дело в том, что каждое из государств, в зависимости от его демографического потенциала, имеет определённое количество голосов: от двух в небольшой Мальте по 29 в густозаселённой Германии, Великобритании, Франции и Италии. На основании Ницшеанского трактата Польше и Испании выпадает 27 голосов.

Новые постановления будут обязательны с 1 ноября 2014 г. с пятилетним опозданием (Трактат из Лиссабона вошёл в жизнь 1 декабря 2009 г). Принцип двойного большинства голосов обозначает одновременно во время голосования преодоления двух порогов: количества государств (55%) и количества жителей в этих государствах (65%).

Очередное решение обязывает и касается президентства, т.е. председательствования в Совете по иностранным делам. В настоящее время Совет имеет постоянного Председателя. Этот пост занимает Catherine Ashton из Великобритании.

Создание учреждения Высокого Представителя Евросоюза по Иностранным Делам и по политике безопасности

Уже в 80-тых годах на основе Амстердамского трактата создано учреждение Высокого Представителя по делам общей международной политике и безопасности. Этот пост поручен бывшему Генеральному Секретарю НАТО Яверу Соляне. Нетрудно заметить, что название нового учреждения является почти идентичным с предыдущим. Существенным оказалось изменение содержания. Наступило укрепление позиции Высокого Представителя путём расширения его полномочий. Он не только председательствует во время совещания Совета по иностранным делам, но является одним из заместителей Европейской комиссии, в которой отвечает за международные дела. Кроме того, в организационной фазе находится Европейская служба по внешним делам, т. е. сеть официальных дипломатических представительств Евросоюза, создаваемая дипломатами членских государств, чиновников Комиссии и Секретариата Совета.

Благодаря Высокому Представителю осуществляется своего рода «персональный союз» в международных делах в двух основных учреждениях Совете и Комиссии. Кроме того, в настоящее время он является представителем Евросоюза во внешних отношениях. Президентство Польши и её приоритеты Лиссабонский трактат группирует государства в «тройки», которые лидируют через 18 месяцев. Такое решение позволяет планировать ряд мероприятий в дальнейшей перспективе и обозначает, что государства должны между собой сотрудничать. Существенным затем является факт, кто из этих государств начнёт очередную «тройку».

До сих пор, перед Польшей только три государства председательствовали по этой новой системе: Испания и Бельгия в 2010 году и Венгрия, от которой Польша приняла президентство с 1-ого июля 2011 г. В настоящей «тройке» находятся Дания и Кипр.

На основании этих двух «троек» можно заметить несколько закономерностей группировки государств:

а) «тройку» начинает большое государство (если его не будет, потому что больших государств только шесть, тогда «тройку» начнёт государство «старого» Евросоюза, т.е. «ЕС-15» до момента его расширения);

б) в каждой «тройке» выступают государства как «старого», так и «нового» Евросоюза;

в) эти государства являются географически отдалёнными друг от друга.

Из предыдущих рассуждений вытекает, что после вступления в силу Лиссабонского трактата наступило ограничение роли президентства в двух ключевых вопросах:

а) лидер членского государства, которое председательствует, не является уже Председателем Европейского совета;

б) министр по иностранным делам этого государства не председательствует на Совете Европейского союза во время заседаний Совета по иностранным делам.

Оба эти коллектива имеют уже постоянных своих председателей. Это в значительной степени ограничивает роль президентства по международным делам.

Следует тоже отметить, что Испания начала своё президентство всего лишь через несколько недель после входа в жизнь новых правил. Поэтому можно говорить в этом случае о переходном периоде. И, кроме того, тогда усилился глобальный финансовый кризис, Бельгия, которая начала своё президентство после Испании, является небольшой страной, её премьер-министр стал Председателем Европейского совета и, кроме того, Брюссель считается неформальной столицей Евросоюза. Оттуда президентство этой страны считается часто «европейским».

Президентство венгров закрыло первую «тройку». Оно протекало в атмосфере недоверчивости левых кругов общества, доминирующих в Европе, по отношению к консервативным взглядам премьер-министра Орбана.

Затем Польша начала президентство на восьмом году своего членства в Евросоюзе, ожидания в отношении к нашей стране являются большими. Она считается стабильным демократически государством с окрепшим рыночным хозяйством, которое как единое в Евросоюзе за 2009 г. отметило в хозяйстве плюсовый экономический рост. На Польшу смотрят тоже всё чаще, как на политического и экономического лидера в этой части Европы, которая играет значительную роль в формировании восточной политики Евросоюза. Но внимание заслуживает то, что поддержка общества для нашего членства в Евросоюзе формируется на высшем уровне, чем это было до акцессионного референдума.

Существенным элементом польского президентства является то, что решения Лиссабонского трактата являются общими. Они позволяют довольно большое их толкование в таких случаях, как создание Европейской службы внешних действий или разделение компетентности между Высоким Представителем по иностранным делам и политике безопасности, и министром по иностранным делам президентствующего государства.

Президентство выполняет ряд связанных друг с другом задач таких, как:

а) календарное расписание - установление содержания и графика встреч Европейского Совета, в которых данное государство принимает участие и некоторые его вспомогательные органы за исключением Совета по иностранным делам;

б) функция управления - управление и согласование работ, предпринимаемых Евросоюзом;

в) функция посредничества - «компенсация» собственных интересов и Евросоюза, поиски компромиссов среди интересов разных государств. Управлять следует естественно; не стоит выдвигать на первый план собственные национальные интересы своего государства;

г) функция представительская и символичная - государство во время своего президентства, хотя в ограниченной мере, представляет интересы Евросоюза во внешних контактах. Это тоже своего рода презентация своего государства на общем форуме Евросоюза или других стран-членов Евросоюза и третьих стран.

Приготовления к польскому президентству начались на несколь- ко лет раньше - 15 июля 2008 года, на пост Представителя по делам польского президентства в ЕС был назначен заместитель министра иностранных дел Миколай Довгелевич. Начало президентства опередили встречи и консультации, во время которых был согласован общий проект 18-месячной программы «тройки». Польшей было принято шесть общих приоритетов.

1. Внутренний рынок

Наше президентство выпало на период борьбы с финансовым кризисом, который очень сильно повлиял на ряд государств. Евросоюз стоит на пути поиска экономического роста в актуальных хозяйственных условиях. Здесь много могут сделать новые страны-члены, которые прошли сложную дорогу трансформации своего строя. Следует заметить, что во время польского президентства придётся отмечать ХХ годовщину внедрения единых правил внутреннего европейского рынка (проекта, записанного в постановлениях Единого европейского акта,

принятого во второй половине 80-тых годов и обозначающего свободу передвижения: товаров, услуг, капитала и лиц).

2. Отношения с Востоком

Польша, в связи со своим геополитическим положением, особенно подходит для формирования евросоюзной восточной политики. Примером этого было выступление Польши и Швеции с инициативой создания программы под названием Восточное партнёрство для шести стран: Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украины. Невозможно не заметить, что Польша, вместе с Финляндией являются единственными странами Евросоюза, имеющими сухопутную границу с Россией (это Варминско-Мазурское воеводство и Калининградская область).

3. Укрепление внешней энергетической политики

Следует вспомнить, что благодаря польским усилиям, территория энергетической политики, по предложению политика данной страны, должна быть согласована в целом Евросоюзе. Это совсем новая политика Европейского Сообщества в настоящее время, имеющая стратегическое значение.

4. Общая Политика по безопасности и обороне

Нестабильная экономическая ситуация, терроризм или новые

эпидемиологические угрозы принуждают принять срочные мер в Евросоюзе в области управления в кризисных ситуациях. Новые постановления в этой области, сделанные Лиссабонским трактатом, не наполнились ещё конкретным содержанием. Не хватает решений, как должно выглядеть сотрудничество страны президентствующей с Высоким Представителем по иностранным делам и политике безопасности. Госпожа Catherine Ashton, занимающая этот пост, не в состоянии бывать везде. Замещать её может во многих местах польский министр по иностранным делам, Радослав Сикорски. Таким образом, Польша имеет шанс влиять на постлиссабонский институциональный порядок в Евросоюзе.

5. Финансовые переговоры на 2014 - 2020 годы

В Евросоюзе принят семилетний бюджет. Настоящий период охватывает 2007 - 2013 годы. Оттуда, на начало польского президентства выпало начать горячую дискуссию над вступительным проектом бюджета, предложенного Европейской комиссией. Завершение переговоров должно наступить во второй половине 2012 г. Роль Польши в этом плане довольно значительна потому, что комиссаром в Евросоюзе по бюджетным делам является Януш Левандовски, а Председателем Европейского парламента - Ежи Бузек, срок которого на этом по-

сту истекает 31 декабря 2011 года. Тогда заканчивается и польское президентство.

Полное использование интеллектуального капитала

Вышеназванный приоритет вписывается в стратегию развития «Европа - 2020» и имеет целью увеличение конкурентоспособности хозяйства на мировом рынке. Этот вопрос следует рассматривать в контексте провала более ранней «лиссабонской стратегии». Решения в этой области связаны с бюджетными дебатами (структура расходов).

И хотя эта проблема не нашла своего формального подтверждения в общем плане документов президентства, следует вспомнить, что в этот период приходится отмечать Европейский год волонтариата, который «вписывается» во многие инициативы Евросоюза, связанные с укреплением гражданского общества, культурной интеграцией и использованием человеческого капитала местной общественности.

Заключение. Будет ли Евросоюз «мировым игроком»?

Президентство является большим организационным и логистическим предприятием. В качестве примера и масштаба этого предприятия для президентствующего государства, можно отметить, что во время президентства нашего южного соседа, Чехии, которое состоялась в первой половине 2009 г., организовано свыше трёх тысяч разных встреч. В страну приехало свыше 30 тысяч официальных гостей и прошло свыше 600 культурных мероприятий. Президентствующее государство стоит тоже перед возможностью своей туристической промоакции во время.

Европейский форум туризма. Аналогичным образом будет и в Польше. История Евросоюза учит, что интеграция является долгим процессом и достигается путём кропотливых компромиссов. Поэтому следует во время лидирования Польши в Евросоюзе поставить вопрос, в каком направлении идёт объединённая Европа? Нам нужны смелые решения, потому что за прошедшие полвека изменилась политическая карта Европы и мира.

Евросоюз начала второго десятилетия ХХ1 века является другим, чем на начальном этапе становления его структур трёх Сообществ. Следует упомянуть, что в первом столетии послевоенной интеграции наступили существенные изменения. Подход к проблеме охраны естественной среды, промышленность уступила место «третьему сектору» хозяйства, услугам где особенное место заняла информатика. Общественность многих стран освободилась от угрозы войны, хотя появилась новая опасность - терроризм.

Группа шести стран-основателей была слишком слабой и не имела шанса занять место в мире. Ситуация выглядит иначе сегодня, когда количество стран-членов Евросоюза увеличилось. Смотря, как глобальные перспективы двух государств привлекают наше внимание - Китай и Индия из-за того, что количество населения у них превышает один миллиард. Расстояние до очередного места является спорным и занимает его Евросоюз с количеством полмиллиарда жителей. Ближайшее соседство остаётся пустым. На дальнейшем плане появляются Соединённые Штаты Америки с количеством 300 миллионов населения, дальше Индонезия, Бразилия, Россия, Япония и несколько других государств, популяция которых превышает сто миллионов.

Китай и Индия из года в год развиваются динамически. США задолжала этим странам на свыше биллиона долларов, становятся страной, похожей на колосса на глиняных ногах. Быть может, соотношение сил в будущем мире, вначале экономическое, а позже политическое, подвергнётся большим изменениям. Евросоюз в этих новых условиях может ещё занять почётное место. Уже в настоящее время евро является второй мировой валютой, уступая только доллару. На сегодняшний день, по правде говоря, евро находится в кризисе, но если он пройдёт, тогда европейская валюта может вытеснить доллар. Чтобы воспользоваться такой возможностью, следует укреплять сотрудничество, и связано с этим дальнейшее ограничение суверенитета отдельных государств-членов. Быть может, приходит время, когда граждане Евросоюза должны сделать выбор стратегии: дальнейшая интеграция, чтобы быть мировым «игроком» на рынке или пойти на политическое, экономическое и культурное единогласие, маргинализацию Европы и её застой.

«Last not least» будущее Европы зависит от того, на какие ценности будет она опираться. Роберт Шуман, Конрад Аденауер и Аль-цидо де Гаспери осознавали ход событий. Будущее Европы они хотели строить с соблюдением культурного европейского наследства. Основным, связывающим Европу звеном, должно быть единство духа, пропитанное христианским видением человеческой личности, и общественный порядок. Однако с течением времени в европейской интеграции начал доминировать светский характер и, всё чаще недоброжелательный, а иногда просто враждебный идеалам, которые столетиями мечтали о европейском тождестве.

Почему не Польша должна сказать, что проблемой Евросоюза не является «дефицит демократии и другие политические заговоры, а

нарушение традиционных общественных связей, построенных на человеческом достоинстве».

Немного дальше читаем: « Следует задуматься, могла бы найтись среди задач и такая, во время дебатов под председательством Польши на тему будущего Европы, которая могла бы косвенно показать, что наследство Польши является равноправным в отношении к западноевропейскому».

Дискуссия должна затрагивать и такие вопросы, как: христианские ценности и институт брака. (...), некоторые культурные отличия; придавать значение ценностям, в том числе религиозным. Выяснить во время презентации культурного польского наследия, в более широком контексте дебатов, вопрос, какой является Европа и какой должна быть (см. Wyzwanie polskiej prezydencji, под ред. Macieja Brochowicza, Krakуw, 2010).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. J. Barcz, Prezydencja w radzie Unii Europejskiej. Problemy i ramy instytucjonalne wraz z podstawowymi dokumentami, Euro Prawo, Warszawa 2010.

2. Global Development Network: China. India and Beyond. Development Drivers and Limitations, N. Dinello, W. Shaoguang eds., E. Edgar, Cheltenham, UK, Northampton, USA 2009.

3. L. Jesie^ Prezydencja Unii Europejskiej. Zinstytucjonalizowa-na procedura przywуdztwa politycznego, PISM, Warszawa 2011.

4. Przewodnictwa paсstwa w Radzie Unii Europejskiej - Doawi-adczenia partnetyw, propozycje dla Polski, red. Z. СгЛу^ M. J. Tomaszyk, UAM, Poznaс 2009.

5. R. Schuman, Dla Europy, Wyd. «Znak», Krakуw 2003.

PRESIDENCY OF POLAND IN INSTITUTIONAL SYSTEM OF EUROPEAN UNION

Benon Gazinsky, Varmiisko-Mazurskiy University in Olsztyn (Poland)

Annotation. In present article problems of leadership in structures of the European Union in a context of the essential variations entered by the Lisbon contract and directly reflecting a way of execution of this role, are presented by the carried out presiding country-member.

Keywords. The European Union, Poland, institutional-legal system, the Lisbon contract.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.