Научная статья на тему 'Венгерское председательство и Восточное партнёрство'

Венгерское председательство и Восточное партнёрство Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
94
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВОСТОЧНОЕ ПАРТНЁРСТВО / ОТНОШЕНИЯ С РОССИЕЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кешкень Эрнё

Венгрия, как страна, примыкающая к восточной границе Европейского Союза, особо заинтересована в продолжении и успехе программы Восточное партнёрство и участии в ней России. Это особенно важно, поскольку ЕС считая Россию одним из главных субъектов мировой политики и мировой экономики, всецело стремится к своей главной цели улучшению двусторонних отношений и созданию наиболее благоприятных условий для экономического сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Венгерское председательство и Восточное партнёрство»

Эрнё КЕШКЕНЬ

ВЕНГЕРСКОЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО И "ВОСТОЧНОЕ ПАРТНЁРСТВО"

Впервые в истории Венгрия занимает место председателя Совета Европейского Союза (первая половина 2011 года). Этот год одновременно является и годом Центральной Европы в Европейском Союзе, поскольку по завершении своих полномочий, Венгрия передаст эстафету Польше, что важно не только с точки зрения центральноевропейской и исторической венгерско-польской дружбы, но и с точки зрения предмета данной статьи - "Восточного партнёрства". Историческая возможность - это и большая ответственность, которой Венгрия хотела бы соответствовать в полугодии своего председательства. Это остаётся актуальным даже в условиях, когда после Лиссабонского договора1 полностью изменилась структура Европейского Союза, внутреннее распределение полномочий, арсенал средств для осуществления внешней политики, а, следовательно, серьезно изменилась и роль государств, выполняющих обязанности председателя Совета ЕС. Именно во время венгерского председательства под руководством главного представителя по вопросам внешней политики и безопасности Кэтрин Эштон начнёт свою работу новый орган, созданный для осуществления внешней политики Европейского Союза - Европейская служба внешних действий (European External Action Service).2 В этой связи Венгрия будет исполнять функцию так называемого поддерживающего председательства (supporting pres-

1 http://eur-lex.europa.eu/JOHtml.do?uri=OJ%3AC%3A2007%3A306% 3ASOM%3AEN%3AHTML

2 http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cmsUpload/Background-HighRepresentative_EN.pdf

© Эрнё Кешкень - уполномоченный министра иностранных дел Венгрии по политике в отношении стран СНГ и России. E-mail: shishelina@.mtu-net.ru Ключевые слова: Восточное партнёрство, отношения с Россией.

idency), основные задачами которого она видит в том, чтобы оказывать помощь в осуществлении уже намеченных мероприятий Евросоюза.

Будучи заинтересованной в сильной Европе, Венгрия в качестве председателя сформулировала собственные приоритеты, на которых она хотела бы сделать акцент во время осуществления своих полномочий. В их числе: укрепление финансовой стабильности Евросоюза, принятие Дунайской стратегии, выполнение программы "Восточное партнёрство", разработка и запуск политики в отношении цыган, пополнение Шенгенской зоны за счёт вступления Болгарии и Румынии, и, наконец, но не в последнюю очередь -завершение переговоров с Хорватией.

Венгрия, как страна, примыкающая к восточной границе Европейского Союза, особо заинтересована в продолжении и успехе программы "Восточное партнёрство". Инициированную Швецией и Польшей эту программу приняли 7 мая 2009 года на саммите в Праге в присутствии руководителей ЕС и шести государств: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украины.1 Таким образом, в нашем понимании "Восточное партнёрство" представляет собой восточное измерение политики соседства Европейского Союза. Основополагающей целью программы является помощь шести расположенным непосредственно на границах Европейского Союза государствам в сближении с ЕС, фактическом переносе на их территорию европейских политических и экономических норм с перспективой для них однажды стать членами Европейского Союза. Существенным прорывом по сравнению с нынешним положением могло бы стать подписание соглашений со всеми государствами за исключением Белоруссии о партнёрстве и сотрудничестве с Европейским Союзом. Евросоюз не предлагает никому из этих стран немедленного принятия в члены, но таким образом содействует их существенному сближению с ЕС. Европейский Союз намерен направить на осуществление программы "Восточного партнёрства" существенные суммы. К тому же с момента запуска программы сумма уже была увеличена, и теперь до 2013 года предполагается инвестировать на эти цели 1,4 миллиарда евро.

Почему присоединяющиеся к программе страны заинтересованы в осуществлении программы "Восточное партнёрство", какие цели они сами преследуют в этом процессе? Безусловно, что "Восточное партнёрство" - не односторонне направленный процесс. Поэтому Венгрия уже в ходе подготовки к председательству большое внимание уделяла тому, чтобы прояснить побудительные мотивы государств, принимающих участие в программе, понять, что они ожидают от её продолжения. Это намерение стало частью состоявшегося 13-14 сентября 2010 года визита премьер-министра Виктора Орбана в Баку, в ходе которого помимо вопроса присоединения к проекту

1 Joint Declaration of the Prague Eastern Partnership Summit http://www.consili-um.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/er/107589.pdf

АГРИ, обсуждался и вопрос того, что ожидают участники от программы "Восточное партнёрство". Эти же вопросы, кроме перспективы расширения двусторонних экономических отношений, обсуждались и в ходе встречи 25 октября 2010 года в Кишиневе с премьер-министром Владом Филатом, а также 12 ноября в Киеве с президентом Виктором Януковичем и премьер-министром Николаем Азаровым. Из состоявшихся переговоров выяснилось, что каждый из участников заинтересован в индивидуальном подходе. Иными словами - чтобы Европейский Союз рассматривал шесть государств не единым пакетом, а принимал во внимание особенности каждого из них и систему связей Европейского Союза. Что стало закономерностью во всех случаях - так это заинтересованность в скорейшем подписании соглашений о свободной торговле и об упрощении визового режима. Первое прежде всего зависит от самих стран-партнёров, то есть от того, как они будут продвигаться вперёд в выполнении условий, обеспечивающих экономические преобразования. Последнее, то есть проблема облегчения визового режима, не обещает быстрого прогресса, поскольку из-за опасений в связи с нелегальной миграцией, Европейский Союз по-прежнему предпочитает визовый режим. Проблема также привязана к ряду условий, среди которых охрана границ. Суммируя можно сказать, что темпы прогресса партнёрских программ находятся в прямой зависимости от выполнения участниками "домашнего задания".

Несомненно, развитию программы "Восточное партнёрство" послужило бы появление парламентского измерения в восточной политике Европейского Союза (EURONEST). Его цель состояла бы в продвижении взаимодействия стран, принимающих участие в "Восточном партнёрстве" и европейской политике соседства, в сферу политического взаимодействия в рамках парламентского измерения и тем самым в укрепление стабильности всей системы взаимоотношений. ЕЦКО№^Т обеспечивает условия для постоянного поддержания диалога между депутатами Европейского парламента и представителями восточных партнёров при обсуждении таких важных, вызывающих обоюдный интерес тем, как демократия, сближение правовых норм и стандартов, экономическое сотрудничество, торговля, энергетическая политика и контакты между людьми. В состоящем из 120 членов, образованном в 2009 году ЕЦКО№^Т-е предусмотрено представительство всех фракций Европарламента, а также депутатов пяти стран, из числа принимающих участие в "Восточном партнёрстве" государств.1

В целях выполнения программы "Восточное партнёрство" и одновременно плана председательства Венгрии, венгерская дипломатия вплоть до февраля 2011 года готовила второй саммит, который должен был пройти 24-25 мая 2011

1 Среди белорусских депутатов продолжается дискуссия по поводу непризнания ЕС правительства Белоруссии.

года в расположенном неподалёку от Будапешта Гёдёллё. Однако после вступления в действие Лиссабонского договора, хотя и при большом вкладе Венгрии, полномочия по подготовке и организации саммита перешли к президенту Европейского Совета Герману ван Ромпею и вступившей в действие Службе внешнеполитических действий. В функции уполномоченных служб Европейской комиссии и Службы внешнеполитических действий вошла бы и подготовка заключительных документов, значение которых определяло бы и то, что по времени это событие совпадало с процессом оценки Европейской политики соседства (European Neighbourhood Policy). Венгрия, с учётом смены венгерского председательства польским, предложила Польше статус сопредседателя саммита. По этому случаю нашу страну посетили бы главы государств и правительств стран, принимающих участие в программе "Восточное партнёрство",1 принять участие в саммите были намерения и у госсекретаря Соединённых Штатов Америки Хиллари Клинтон. В соответствии с предварительными планами председательствовал бы на саммите Герман Ван Ромпей, однако важная роль при этом принадлежала бы и венгерскому премьер-министру Виктору Орбану.

В феврале 2011 года руководство Европейского Союза и правительство Венгрии приняли решение провести второй саммит "Восточного партнёрства" не в мае в Будапеште, а во второй половине года в Польше. Это решение было принято по нескольким соображениям, главное их которых лежит в сфере логистики. На конец мая уже были назначены несколько крупных международных мероприятий. Это в первую очередь очередное заседание "Большой восьмёрки", а также памятные мероприятия по случаю 50-летия Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Кроме того, в связи с тем, что оценка Европейской политики соседства пока ещё не дана, была опасность того, что к встрече на высшем уровне не удастся найти достаточно эффективной повестки дня.

Венгерское председательство не видит ничего трагичного в том, что вместо Будапешта, это важное мероприятие состоится в Польше. Польская повестка в продолжение венгерской также акцентирует внимание на вопросах Центральной Европы. В случае Польши второй саммит "Восточного партнёрства" пройдёт в стране, которая вместе с Швецией стала инициатором программы. К тому же теперь иначе решается и вопрос сопредседательства: не мы, венгры, предлагаем польскому премьер-министру статус сопредседателя важного политического события, а поляки смогут предложить это же самое венгерскому премьер-министру.

Не исключено также, что с точки зрения организации это станет совместным мероприятием Венгрии и Польши. Необходимы дальнейшие согласования в

1 В случае Белоруссии пока не появилось решения ни об уровне приглашения, ни даже о самом приглашении. Причиной являются акции, предпринятые полицией 19 декабря 2010 года, после президентских выборов.

вопросе проведения в Будапеште в рамках саммита "Восточное партнёрство" ранее запланированной встречи предпринимателей стран-участниц программы.

"Восточное партнёрство" и Россия

Что касается отношений между "Восточным партнёрством" и политикой в отношении России, возникающие в мире глобальные вызовы требуют глобальных ответов, в которых России, как одному из главных факторов мировой политики и мировой экономики, принадлежит определённая роль. В отношении России главной целью Европейского Союза является улучшение двусторонних отношений, создание по возможности наиболее благоприятных условий для экономического сотрудничества, включая наиболее важную для взаимоотношений ЕС - Россия сферу энергетической безопасности.

Россия вначале проявила некоторое недоверие к программе "Восточное партнёрство", усмотрев в ней возможность негативного воздействия на позиции России в регионе. По этой причине Москва с подозрительностью отнеслась к политике в отношении бывших советских республик. Весной 2010 года министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что программа может нанести ущерб отношениям между Россией и странами, принимающими участие в "партнёрстве", в первую очередь структурам, созданным в рамках СНГ1. На наш взгляд, участие в программе "Восточное партнёрство" шести стран не ослабляет, а усиливает стабильность и безопасность региона, что однозначно соответствует также и российским интересам. Европейский Союз ни в коем случае не желает, чтобы результатом программы "Восточное партнёрство" стало воспроизведение разделённости Европы, появление новых сфер влияния, конкуренция с Москвой. Напротив, путём сближения ценностей и интересов ЕС желает приблизить регион к Европейскому Союзу. Программа направлена на развитие прагматического сотрудничества равноценных партнёров в области экономики, торговли, энергетической безопасности, прав человека, гармонизации права. Радует, что за последнее время наметился сдвиг в позиции России в отношении "Восточного партнёрства". Сначала и российский президент Дмитрий Медведев с известной долей сомнения оценивал эту программу. В частности, он считал, что Европейский Союз не смог убедить Россию в её преимуществах2. Позже в российской позиции наметились значительные изменения. В частности, можно было услышать, что Россия не видит в программе ни угроз, ни преимуществ, в то же время не рассматривает как направленную против неё3. Сегодня в Кремле не исключают возможности подключения Москвы к каким-то направлениям программы. С позиции венгерского президентства мы уверены в том, что в России сформируется

1 www.rian.ru, 13. 05. 2010.

2 Итерфакс, 22 мая 2009.

3 РИАН, 23 ноября 2009.

положительная точка зрения в отношении программы "Восточное партнёрство".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.